Составной частью территориального море является

Территориальное море

Территориальное море— это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основному сухопутному массиву и ост­ровам) и внутренним водам государств и находящийся под су­веренитетом прибрежного государства.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ч. II) отраже­на специфика территориального моря. В соответствии с требо­ваниями норм международного права каждое прибрежное госу­дарство национальным законодательством определяет правовой режим своего территориального моря, поскольку оно входит в состав государственной территории, а его внешняя граница яв­ляется государственной границей прибрежного государства на море.

Согласно ст. 71 Конституции РФ определение статуса тер­риториального моря РФ относится к ведению РФ. Федераль­ный закон от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федера­ции» подробно регламентирует порядок и условия использова­ния этой части пространства России.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.). В от­дельных государствах принята меньшая ширина — 6 (Греция), 4 (Норвегия) и даже 3 морских мили (США, ФРГ и др.).

Отсчет ширины территориального моря производится: 1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутренних вод; 3) от прямых исходных («базисных») линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов). Географические ко­ординаты точек, через которые проходят прямые исходные ли-

§ 3. Территориальное море

нии для отсчета территориального моря России, утверждаются Правительством РФ и объявляются в «Извещениях мореплава­телям» (п. 2 ст. 4 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Читайте также:  Патрик несс там где кончается море

Если берега двух государств расположены один против дру­гого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничи­тельной линии их территориального моря используется средин­ная линия. Она проводится таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных ли­ний, от .которых отмеряется ширина территориального моря. Принцип срединной линии может быть положен в основу раз­граничения при заключении специальных соглашений. Госу­дарства с учетом различных обстоятельств (исторических, гео­графических, экономических и др.) вправе избрать и иной спо­соб разграничения. Соглашения были подписаны СССР с Польшей о разграничении советских и польских территориаль­ных вод в Гданьском заливе Балтийского моря (1958 г.), Турци­ей об определении линии морской границы между советскими и турецкими территориальными водами на Черном море (1973 г.).

Правовой режим.Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суве­ренитетом. Суверенитет прибрежного государства над террито­риальным морем осуществляется с соблюдением норм между­народного права.

Территориальное море имеет большое значение для между­народного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в пра­ве мирного прохода. Суда всех государств (невоенные и воен­ные) пользуются правом мирного прохода через территориаль­ное море (ст. 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Предварительного разрешения компетентных властей прибреж­ного государства на такой проход не требуется.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: а) пересечь это мрре, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход Должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием

Глава 21. Международное морское право

или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подвод­ные транспортные средства должны следовать на поверхности.

В ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву приводится пе­речень действий, рассматриваемых как нарушение мира, добро­го порядка или безопасности прибрежного государства, и, сле­довательно, такой проход не является мирным: угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государства; подъ­ем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки прави­лам прибрежного государства; рыболовная, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого от­ношения к мирному проходу; создание помех системам связи.

Прибрежное государство может принимать законы и прави­ла, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в территориальном море. Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляются только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские ко­ридоры и схемы разделения движения в территориальном море, а также приостанавливать в определенных районах своего тер­риториального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности. Такое приостановление вступает в силу после объявления об этом в «Извещениях мореплавателям».

Законом ограничивается количество военных кораблей и других государственных судов иностранного государства, одно­временно проходящих через территориальное море с целью за­хода в морской порт РФ, до трех. Иное может быть предусмот­рено международным договором или специальным решением Правительства РФ по случаю праздничного дня или знамена­тельной даты.

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода че­рез территориальное море, обязаны соблюдать установленный в нем правовой режим. К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения наруше­ния либо для привлечения нарушителя к ответственности.

§ 3. Территориальное море

Применение мер зависит от вида судна (военное или невоен­ное) и от характера нарушения.

Иностранные торговые, военные и другие государственные суда, осуществляя право мирного прохода через территориаль­ное море РФ, должны соблюдать ее законодательство и прави­ла, относящиеся к мирному проходу (в отношении безопасно­сти судоходства и регулирования движения судов, защиты на­вигационных средств и оборудования, защиты подводных кабелей, сохранения живых ресурсов и др.).

Согласно ст. 30 Закона «О Государственной границе Рос­сийской Федерации» пограничные органы и пограничные вой­ска в пределах территориального моря по отношению к невоен­ным судам имеют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти во­ды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запрет­ный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сиг­налы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс. Су­да, допустившие нарушение режима территориального моря РФ, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и достав­лены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяс­нения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с за­конами РФ.

Пограничные органы и пограничные войска имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря РФ судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей стра­ны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведется непрерывно (преследование «по горячим следам»).

Согласно ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву уголов­ная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществ­ляться на борту иностранного судна, проходящего через терри­ториальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если: а) последствия преступления распространяются на при­брежное государство; б) преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; в) капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное

Глава 21. Международное морское право

§ 5. Международные проливы

лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; г) такие меры необходимы для пресече­ния незаконной торговли наркотическими средствами или пси­хотропными веществами. Федеральный закон «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» включает в этот перечень также необходимость пре­сечения других уголовных преступлений международного харак­тера, предусмотренных международными договорами РФ (п. 1 ст. 17).

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осу­ществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятых или на­влеченных на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли пользуются в территориальном море им­мунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если во­енный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от не­го покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, при­чиненные военным кораблем прибрежному государству, госу­дарство флага несет международную ответственность.

Прилежащая зона

Прилежащая зона— часть морского пространства, приле­гающая к территориальному морю, в котором прибрежное го­сударство может осуществлять контроль в определенных зако­ном установленных областях.

Согласно ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву кон­троль может быть необходим: а) для предотвращения наруше­ний таможенных, фискальных, иммиграционных или санитар­ных законов и правил в пределах его территории или террито­риального моря; б) для наказания за нарушение этих правил.

Таким образом, прилежащая зона может быть четырех ви­дов: таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная. Она не может простираться за пределы 24 морских миль, от­считываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море.

Национальным законодательством прибрежного государства определяются органы и их полномочия по контролю в приле­жащей зоне. Контроль включает право остановить судно, про­извести осмотр и, если выясниться, что имело место наруше­ние, принять меры, необходимые для осуществления расследо­вания обстоятельств нарушения и наказания за него.

За нарушение режима прилежащей зоны может быть пред­принято преследование нарушителя, в том числе в открытом море, если оно осуществляется «по горячим следам» (т. е. нача­то в прилежащей зоне и ведется непрерывно). Преследование возможно только в связи с нарушением прав, для защиты кото­рых эта зона установлена.

Прибрежное государство не должно осуществлением своих прав в прилежащей зоне наносить ущерба правам и интересам других государств, правомерно использующих эту зону.

Правовой режим прилежащей зоны РФ наряду с нормами международного права определяется Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и приле­жащей зоне Российской Федерации».

Дата добавления: 2016-03-15 ; просмотров: 1008 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Международное право

Внутренние морские воды и территориальное море

Внутренние морские воды — это воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориальных вод (ст. 8 Конвенции ООН по морскому праву). К внутренним водам также относятся: а) акватории морских портов в пределах, ограниченных линиями, проходящими через наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11); б) воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, а ширина входа между отметками наибольшего отлива не превышает 24 морских миль (ст. 10); в) так называемые исторические заливы, например Фанди (США), Гудзонов (Канада), Бристольский (Англия) и др. В Российской Федерации к историческим водам относятся заливы Петра Великого, Кольский, Азовское и Белое моря, Чесская и Печерская губы, проливы Вилькицкого и Санникова и некоторые другие воды.

Внутренние морские воды являются государственной территорией прибрежного государства и находятся под его суверенитетом. Правовой режим таких вод регулируется национальным законодательством с учетом норм международного права. Прибрежное государство осуществляет в своих внутренних водах административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию в отношении всех судов, плавающих под любым флагом. Оно само устанавливает условия судоходства. Заход иностранных судов осуществляется, как правило, с разрешения этого государства (обычно государства публикуют перечень портов, открытых для захода иностранных судов). Военные корабли других государств могут заходить во внутренние воды либо по разрешению, либо по приглашению прибрежного государства. Иностранные суда, находящиеся во внутренних водах другого государства, обязаны соблюдать правила судоходства, законы и обычаи прибрежного государства.

Территориальное море (территориальные воды) — это полоса моря шириной в 12 морских миль, непосредственно примыкающая к сухопутной территории или внешней границе внутренних вод и находящаяся под суверенитетом прибрежного государства. Отсчет ширины территориальных вод производится, как правило, от «линии наибольшего отлива вдоль берега» (ст. 5). Там же, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, ширина территориальных вод может отмеряться от прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. В Российской Федерации для отсчета ширины территориальных вод применяются оба этих способа.

Правовой режим территориальных вод имеет некоторую специфику, которая объясняется тем, что, во-первых, прибрежное государство распространяет на них свой суверенитет (ст. 2); во-вторых, за судами всех государств признается право мирного прохода через иностранные территориальные воды. Осуществляя суверенитет в территориальных водах, прибрежное государство может издавать законы и правила относительно судоходства в его территориальных водах. Цель этих актов — обеспечить безопасность судоходства, защитить навигационные средства и оборудование, живые ресурсы, предотвратить загрязнение моря и др. Государство может объявить определенные районы территориальных вод закрытыми для плавания (например, при проведении учений с использованием оружия) (п. 3 ст. 25).

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, под мирным проходом понимается плавание через территориальные воды с целью: а) пересечь их, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды; в) выйти из внутренних вод в открытое море (ст. 18). Проход при этом является мирным, если он не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства (ст. 19). Иностранные суда, пользующиеся правом мирного прохода, должны соблюдать законы и обычаи прибрежного государства; выполнять навигационные, радиотелеграфные, портовые, таможенные, санитарные, рыболовные и иные правила, устанавливаемые прибрежным государством.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву, вопросы юрисдикции прибрежного государства на борту иностранного судна, находящегося в иностранных водах, решаются, как правило, следующим образом: а) уголовную юрисдикцию прибрежное государство может осуществлять, если на судне совершено преступление, последствия которого распространяются на прибрежное государство; если преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальных водах;

если капитан судна или дипломатический (консульский) представитель обратился к местным властям с просьбой об оказании помощи (ст. 27); если необходимо пресечь незаконную торговлю наркотиками; 6) гражданскую юрисдикцию прибрежное государство не может осуществлять в отношении судна, проходящего через его территориальные воды. Однако оно может в соответствии со своими законами применять меры взыскания или арест в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальных водах или проходящего через эти воды после выхода из внутренних вод; оно может потребовать возмещения ущерба, нанесенного судном во время его прохождения через территориальные воды прибрежного государства (например, в случае повреждения им знаков навигационной обстановки, подводных кабелей или трубопроводов, рыболовных сетей и т.п.).

Конвенция ООН по морскому праву распространяет право мирного прохода и на военные корабли. Однако порядок реализации этого права весьма разнообразен: а) одни государства требуют предварительного разрешения по дипломатическим каналам; б) другие — лишь предварительного уведомления; в) третьи разрешают мирный проход всем военным кораблям, которые следуют транзитом через их территориальные воды. В соответствии с национальным законодательством и международными обычаями военным кораблям, осуществляющим проход через территориальные воды иностранных государств, запрещается: производить промеры, фотографирование, боевые учения (стрельбы и т.д.); пользоваться радиопередатчиками, радиолокаторами и т.п., кроме навигационных установок; заходить в запретные зоны; производить пуски ракет, выпускать в полет и принимать на борт самолеты и вертолеты.

Осуществляя проход через территориальные воды или находясь в территориальных или внутренних водах других государств, военные корабли обладают иммунитетом. Иммунитет военного корабля в параметрах общепризнанного юридического принципа определяет себя через совокупность прав и привилегий корабля как органа государства. Вместе с тем иностранные военные корабли, находясь в территориальных или внутренних водах другого государства, не должны создавать угрозу безопасности прибрежного государства. Если какой-либо военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, то прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальные воды (ст. 30).

В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» внутренние морские воды Российской Федерации — воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды:

  • портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
  • заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;
  • заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Территориальное море Российской Федерации — примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст. 4 названного Федерального закона. Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со ст. 3 Федерального закона. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Мирный проход военных кораблей иностранных государств в территориальных водах России осуществляется и регулируется в соответствии с нормами указанного Федерального закона и Правилами плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г. № 1102. Мирный проход через территориальные воды нашей страны иностранными военными кораблями может осуществляться в целях их пересечения без захода во внутренние воды и допускается по специальным маршрутам. Если иностранный военный корабль заходит во внутренние воды, то требуется разрешение Правительства России. Разрешительный порядок не распространяется: на военные корабли, на которых находятся главы государств или правительств, и на сопровождающие их военные корабли; на военные корабли, которые терпят бедствие.

Источник

Оцените статью