Составьте маршрут путешествия по мировому океану

Путешествие по Мировому океану
методическая разработка на тему

«Путешествие по Мировому океану » — познавательный конкурс, в течение которого участники знакомятся со всеми океанами Земли, которые и составляют один большой Мировой океан, узнают о каждом океане отдельно — где находится, его площадь и его «достопримечательности», например, для Тихого океана это остров Пасхи и Марианская впадина.

Скачать:

Вложение Размер
konkurs_puteshestvie_po_mirovomu_okeanu.doc 347.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Путешествие по Мировому океану»

Дорогие ребята, уважаемые педагоги!

Приветствую вас на празднике, посвященном Дню рождения

Спросил на днях малыш-сосед

У струйки, льющейся из крана:

Потом малыш гулял в лесу.

Росою искрилась поляна.

  1. Откуда ты? – спросил росу.
  2. Поверь – и я из океана!
  3. Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

  1. Знай, малыш, и я пришла из океана!

На поле лег туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

  1. Откуда ты? Ты кто такой?
  2. И я, дружок, из океана!

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке,

И в дождинке, и в росинке –

Нам откликнется всегда

Ребята, сегодня мы совершим путешествие по Мировому океану. Вода играет большую роль в жизни человека, а точнее без воды ее бы и не было вовсе. Сегодня это будет обзорная экскурсия по всему океану, а в будущем мы будем изучать каждый океан в отдельности.

На карте мира обозначено 4 океана. Но когда корабль плывет вокруг Земли, пассажирам ни за что не заметить, где кончается один и начинается другой: вода, да вода. А это и есть один огромный Мировой океан. Разделили же его на 4 океана для того, чтобы было удобнее. А то спросят капитана: «Где вы находитесь?». Что ответить капитану? – «В Мировом океане?». Не понятно, а если он укажет адрес поточнее: «Мы в Тихом океане! Подходим к Беренгову морю» — все станет ясно.

Океанов на свете всего 4, а морей куда больше – 30, но и они, если разобраться, всё тот же Мировой океан, потому что из любого из них можно по водным путям попасть в океан и обратно.

Мировой океан – это большой труженик! Посудите сами.

Он что-то вроде большого котла отопления Земли! Солнце все лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает свое тепло Земле. Чем не отопление? Без него на Земле наступят жестокие морозы, что погибнет все живое.

Есть у Мирового океана и другая великая забота – поить Землю. Воду пьет на Земле все живое. Но вода не только всех поит, но и кормит. Моря-океаны днем и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов.

Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток. И моет всех тоже вода. А еще вода – самая большая и самая удобная в мире дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров.

Начнем мы свое путешествие с самого близкого к нам океана – Северного Ледовитого . Он расположен к нам ближе всех – омывает северные берега нашей Родины. Это самый холодный океан, поэтому постараемся пройти его побыстрей.

Но прежде чем отправиться в путь, давайте познакомимся. Капитаны, представьте свои экипажи!

Капитаны, получите карты, на которых отмечен наш маршрут!

Ребята, в таком не простом путешествии большая ответственность ложится на плечи капитанов. Поэтому, прежде чем отправиться в плавание мы должны убедиться, что корабль в надежных руках.

— Конкурс капитанов. Приложение1 –

И так, отправляемся в путешествие! А чтобы нам сопутствовала удача, не забудьте выполнять морские заповеди:

  1. Держи нос по ветру!
  2. Много не ешь – корабль потонуть может!
  3. Крепи дружбу морским узлом!

Северный Ледовитый океан – не только самый маленький, но и неглубокий. Зато по количеству островов он занимает второе место после Тихого океана. Большая его поверхность покрыта льдом, поэтому мало кто рискнет отправиться в путешествие в эту часть Мирового океана, тем более что без специальных судов – ледоколов здесь не обойтись. Мы с вами пойдем прибрежными водами — вдоль берегов. Когда – то северное побережье исследовали экспедиции русских мореплавателей. Им понадобилось 8 лет, чтобы составить карту побережья.

Но мы с вами долго здесь задерживаться не будем — холодно! Вон у некоторых даже носы покраснели.

Капитаны, полный вперед! Держим курс во второй по величине океан – Атлантический . Он занимает площадь в 81млн 660 тыс. квадратных километров и собирает воды с самой значительной части суши, соединяет полярные области планеты в виде широчайшего пролива. Чем же знаменит этот океан?

В Атлантическом океане протекает Великое течение Гольфстрим , которое ощущается даже на глубине 800 м и его скорость – 1,7 м\с.

В 1912 г. в водах Атлантики затонул пассажирский корабль «Титаник» . Это был его первый и последний рейс. Наверно, вы видели знаменитый фильм с одноименным названием и имеете представление о масштабах этой трагедии?

Здесь находится море, которое не имеет берегов вообще – Саргассово море . Слышали о таком? Так назвали область океана, где почти нет течений, и на поверхности воды покачиваются отдельные скопления, небольшие островки и длинные ленты саргассовых водорослей. Покрытая ими акватория образует обособленный мир, который назвали Саргассовым морем. Всем хорош этот живописный уголок, правда, расположен он в самом центре печально знаменитого «Бермудского треугольника».

Это аномальная навигационная зона. Здесь бесследно исчез не один корабль и самолет. Поэтому, штурманы, сейчас вам нужно быть очень внимательными, чтобы с вашим кораблем не случилось несчастье.

  1. Задания штурманам. Приложение 2 –

Наши корабли держат курс на юг, поэтому справа по борту у нас берега Бразилии. Мы подходим к экватору. Эту часть океана моряки парусных судов воспринимали, как западню. Небо здесь затянуто плотными облаками при почти полном штиле. Что такое «штиль», ребята?

Жара, духота, обильные дожди царят здесь в течение всего года. Не промокли? Придется немного потерпеть. Путешествие у нас долгое и нам необходимо пополнить запасы пресной воды. В Бразилии течет одна из величайших рек мира – Амазонка. У устья реки вода опреснена настолько, что даже на расстоянии нескольких десятков милей от берега ее можно пить. Поэтому нам даже не нужно заходить в порт.

— Задание для матросов. Приложение 3 —

Благополучно мы пересекли экватор. Экипажи все на месте? Никого не потеряли? Отлично! Можно немного расслабиться, потому что южная часть океана овевается легкими ветрами, а в небе над ней лишь изредка виднеются «ватообразные» кучевые облака. Это единственный район океана, где нет циклонов. Поэтому полный вперед! Держим путь на юго-восток, огибаем мыс Доброй Надежды и входим в Индийский океан .

Этот океан занимает площадь в 73 млн. 444 тыс. 600 квадратных километров. На значительных пространствах Индийского океана температура воды выше 29 градусов! Поэтому Индийский океан называют океаном нагретых вод. Его воды более солоноваты, чем в среднем в Мировом океане. Рекордсменами по солености являются глубоко вдающиеся в сушу части океана – Красное море и Персидский залив.

Так как этот океан самый теплый, то здесь находятся самые длинные и самые непрерывные на земном шаре цепи коралловых островов – Лаккадивские и Мальдивские. Это потому, что главными строителями этих сооружений являются маленькие морские жители – коралловые полипы, а они обитают только в теплых водах. Полипы добывают из морской воды известь и строят из нее свои домики-скорлупки, которые формируют, соединяясь вместе, похожие на густой кустарник коралловые заросли.

Еще в проливах Мальдивских островов чрезвычайно много летучих рыб. Не заметили?

Прибрежная часть океана вокруг Мальдивских островов исключительно богата морскими организмами. А вообще, ребята, в океане обитает более 160 тысяч видов животных и около 10 тысяч видов водорослей. И это число постоянно растет. Мировой океан настолько огромен, что иногда в нем случайно обнаруживают редкие виды животных. Которые считались вымершими еще тысячи лет назад. Поэтому сейчас творческое задание для всей команды: открыть новый вид морского обитателя (рыба, животное, растение) — придумать, нарисовать, дать название. – 5 минут

— Выполнение творческого задания —

По древней традиции моряки, терпящие крушение, бросают в воду бутылку. В ней – зов помощи или слова прощания. Однако, такая «Морская почта» используется не только при кораблекрушениях. Жители островов Зондского архипелага в Индийском океане «пересылают» свои письма в запечатанных бутылках. Для этого используются морские течения. Пароходы заходят на острова 1 раз в неделю, а течение может доставить почту с одного острова на другой всего за сутки.

Ребята, давайте посмотрим, нет ли где поблизости «морской почты».

  1. Конкурс радистов. Приложение 4 –

Чтобы попасть в Тихий океан мы пройдем между Австралией и Новой Зеландией. Размеры Тихого океана грандиозны. Он может вместить все материки и острова, которые существуют на земле, или же Атлантический и Индийский Океаны вместе взятые. Южная часть океана представляет собой область спокойствия, слабых ветров и устойчивой атмосферы. Именно за прозрачность воздуха и тишину спутники Магеллана назвали эти водные просторы Тихим морем, а в последствии это название закрепилось и за всем океаном.

В Тихом океане расположен остров Пасхи , который знаменит тем… — Кто знает чем? — что на нем сохранились гигантские каменные фигуры – остатки исчезнувшей культуры полинезийцев. Чтобы представить себе их величину, достаточно сказать, что размер головы одного истукана от подбородка до шляпы достигает 11 метров, а длина носа равна 4 метрам!

Так же в Тихом океане находится самое глубокое место мирового океана – Марианская впадина. Ее глубина составляет 11 033 м. Если бы в нее можно было опуститься в кабине обыкновенного лифта, то пришлось бы без остановки ехать подряд 5 часов!

Ой, что-то от такой глубины, похолодело в желудке. А как у вас, ребята? Проголодались? Уважаемые, коки, пора за работу.

— Задание для коков. Приложение 5 —

Путешествие подходит к концу, мы благополучно достигли берегов нашей Родины, не потеряв ни одного экипажа. Входим в прибрежные воды Берингова моря. Поздравляю команды с возвращением! Но, по-моему, за время нашего кругосветного путешествия палубы наших кораблей немного загрязнились и требуют уборки.

Боцманы, для вас объявляется аврал! Хотя аврал – это работа для всей команды, работать сегодня вы будете одни.

— Конкурс боцманов. Приложение 6 —

Ну, вот палуба чистая — можно сходить на берег, но мы не прочь и подкрепиться. Давайте посмотрим, что приготовили для экипажей наши коки.

Слово для объявления результатов предоставляется нашему жюри.

Спасибо, ребята! До новых встреч! Готовьтесь к следующим путешествиям.

Необходимо за 20с ответить на 6 вопросов. За каждый правильный ответ 1 балл.

Подводная скала. Риф

Как называется рыбное «стадо»? Косяк

Корабельный тормоз. Якорь

Какими нотами мореходы измеряют свой путь? Ми-ля

Относится ли рак к семейству рыб? Нет

Как называется пол на корабле? Палуба

Какой песок в Томи? Мокрый

Как зовут морских родственников рака? Краб

Кто с головой окунется в работу? Водолаз

Повар на корабле. Кок

Как называется рыбка — любимая еда всех туристов? Килька

Кругом вода, а с питьем беда. Что это? Море, океан

Как называется рыба, которую в праздники ставят на стол под «шубой»? Селедка

Как называют старого опытного моряка? Морской волк

Начальник корабля. Капитан

Каких рыб в море нет? Сухих

Что такое «клёвое дело»? Рыбалка

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. Берега

Что может получиться, если в раковину моллюска попадет песчинка? Жемчужина

Как называется наградное оружие морского офицера? Кортик

Волнение на море. Шторм

Усатая рыба. Сом

Флибустьер — это кто? Пират

Подводная скала. Риф

Какое пассажирское судно затонуло, столкнувшись с айсбергом, в первом своем рейсе? Титаник

Рядовой на флоте. Матрос

Окно на корабле. Иллюминатор

У родителей и деток вся одежда из монеток. Рыба

Как называется рыба, которую по праздникам одевают в «шубу»? Селедка

Какими нотами мореходы измеряют свой путь? Ми-ля

Высокая башня на берегу моря с сигнальным огнем. Маяк

Как принести воды в решете? Заморозить

Суша, со всех сторон окруженная водой. Остров

Название сказки, где есть слова «Жили-были старик со старухой у самого синего
моря». Сказка о рыбаке и рыбке

Задняя часть корабля. Корма

Усатая рыба. Сом

Устанавливаются 5-6 кеглей на расстоянии 80-100 см друг от друга. Необходимо с завязанными глазами пройти между ними. Максимальное количество баллов 5. За каждую сбитую кеглю отнимается 0,5-1 балл (на усмотрение жюри конкурса).

Реквизит: емкость с водой, ложечки, разовые стаканчики, секундомер, стулья (всё по количеству участников)

Емкость с водой стоит на небольшом расстоянии от стульев, на которых стоят стаканчики. Кто из участников с помощью ложечки наносит больше воды в свой стаканчик за 1 минуту.

Реквизит: Азбука Морзе, зашифрованное задание, бутылка, чистые листочки, карандаши.

Источник

Заочное путешествие «Мировой океан и его части». 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6

Цель: изучение частей Мирового океана.

Задачи:

  • Познакомить с понятиями: материк, полуостров, остров, архипелаг, океан, море, залив, пролив.
  • Продолжить формирование работы с картами атласа.
  • Воспитывать у учащихся взаимопомощь друг к другу, бережное отношение к водным ресурсам.

Участники: учащиеся 6 класса (все учащиеся имеют элементы морской формы: головные уборы и воротники). Весь класс разделен на 4 экипажа.

Форма проведения: игра-путешествие

Межпредметная связь: литература, экология.

Оборудование, наглядность:

  • Физическая карта полушарий
  • Глобус.
  • Штурманские карты и маршрутные листы.
  • Румб, название кораблей:
    • «Приметный»
    • «Арктика»
    • «Искатель»
    • «Надежда»
  • Цитаты «Счастливого плавания», «Семь футов под килем»

I. Актуализация знаний и действия учащихся:

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя:

– Тема нашего необычного урока называется «Мировой океан и его части» Урок пройдет в виде заочного морского путешествия на кораблях, целью которого является познакомится с частями Мирового океана.

II. Организация познавательной деятельности учащихся

1. Мотивация: Из чего состоит океан?

2. Процесс изучения:

Задание. Проанализировать карту полушарий и ответить на вопросы:
– Какого цвета больше изображено на карте полушарий?
– Что показано, синим цветом?

Рассказ учителя: Площадь земной поверхности 510 млн.км 2 . Из них 361 млн.км 2 .(71%) занимает мировой океан и только 149 млн.км 2 (29%) – суша. В океане располагаются огромные участки суши – материки (Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида, Евразия) и сравнительно небольшие. Гренландия самый большой остров, но он в три с половиной раза меньше самого маленького материка – Австралии. Группу островов, находящихся близко друг к другу, называют архипелагом (н/р: Малайский архипелаг). Части материков и островов, далеко вдающимися в океан, называют полуостровами (н/р: полуостров Камчатка, полуостров Аравийский). Материки и острова делят единый Мировой океан на четыре части – 4 океана (Тихий, Атлантический, Индийский, Северо-Ледовитый). Во всех океанах выделяются моря и заливы.
– А, теперь послушаем консультантов: Что такое море? Что такое залив?

Консультант 1: Море – часть океана, отличающаяся от него свойствами воды, течениями, живущими в них организмами. В зависимости от положения по отношению к материку моря бывают внутренними и окраинными.

Консультант прикрепляет на карту полушарий значок моря букву «М».

Консультант 2: Залив – часть океана (моря) глубоко вдающаяся в сушу, но свободно соединяющаяся с океаном (морем)(н/р: Бискайский залив, Бенгальский залив).

Консультант прикрепляет на карту полушарий значок залива букву «З»

Учитель: Части Мирового океана соединяются между собой проливами. А что такое пролив? Слово консультанту.

Консультант 3: Пролив – сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островами (н/р: Берингов пролив).

Консультант прикрепляет на карту полушарий значок пролива букву «П».

Учитель: А сейчас, когда мы познакомились с частями Мирового океана, пришло время начать наше увлекательное путешествие. Капитанам экипажей подойти и получить маршрутные листы. Всем экипажам давалось опережающее задание.

Ученик 1:

Всех отважных, пытливых и зорких
Приглашаем на борт мы сейчас.
Вместо флага веселая зорька
Пламенеет на мачте у нас.
И ни грозные штормы, ни штили.
Не страшат нас ребята ни чуть.

Ученик 2:

Мы, как песню, корабль сочинили.
И на нем отправляемся в путь
Становитесь на вахту мальчишки
И зовите с собою девчат.

Ученик 3:

Как страницы таинственной книжки
Волны синих морей шелестят
Оживают волшебные были
Бьет нас ветер в открытую грудь.
Мы, как песню, корабль сочинили
И на нем отправляемся в путь.

Учитель: Самый большой из 4-х океанов – Тихий – занимает почти половину площади Мирового океана – 180 млн.км 2 .

Юнга 1: Сегодня наш корабль «Искатель» отправляется в плаванье.

Капитан 1: Штурман познакомить экипаж с маршрутом плавания.

Штурман 1: Наш корабль начинает свое плавание от порта Владивосток и пройдет по морям Японскому, Охотскому, Берингову. Проплывет мимо группы островов – Алеутские, Курильские, Японские.

Капитан 1: Отдать швартовые.

Юнга-рулевой: Есть отдать швартовые.

Капитан 1: Курс в Тихий океан.

Юнга-рулевой: Есть курс в Тихий океан.

Капитан 1: Полный вперед.

Юнга-рулевой: Есть полный вперед.

Капитан 1: Наш корабль плывет по японскому морю.

Юнга 1: Японское море – площадь 1062 тыс.км 2 , средняя глубина 1535 м расположено между побережьем Евразии и крупными островами Сахалина, Хоккайдо. Мы проплывем мимо залива Петра Великого, где в 1978 году был организован первый в нашей стране морской заповедник.

Юнга 2: Следующее море, которое мы проплываем – это Охотское. Площадь 1583 тыс.км 2 , средняя глубина 774 м. Расположено между островами Сахалином, Курильскими, Хоккайдо.

Юнга 3: Завершается наше путешествие в Беринговом море. Это полузамкнутое море Тихого океана., между материками. Площадь 2304 тыс.км 2 , средняя глубина 1598 м. Имеет для нашей страны крупное транспортное значение, как звено Северного морского пути.

Учитель: Атлантический океан в два раза меньше Тихого. С севера на юг почти тоже протяжение, что и Тихий, но значительно уже.

Юнга 4:Наш корабль «Приметный» отправляется в плаванье.

Капитан 2: Штурману познакомить экипаж с маршрутом плаванья.

Штурман 2: Наше плаванье начинается из порта Санкт-Петербурга, по Финскому заливу, через Балтийское море, далее мы проплываем по Балтийскому заливу, попадаем в Средиземное море, а от туда в Черное, Азовское моря, по Волго-Донскому каналу мы приплываем в конечный пункт Каспийского море.

Капитан 2: Отдать швартовые.

Юнга-рулевой: Есть отдать швартовые.

Капитан 2: Курс в Атлантический океан.

Юнга-рулевой: Есть курс в Атлантический океан.

Капитан 2: Полный вперед.

Юнга-рулевой: Есть полный вперед.

Капитан 2: Наш корабль выходит из порта Санкт-Петербург, по Финскому заливу мы попадаем в Балтийское море.

Юнга 5: Балтийское море – средняя глубина – 40-100 м, площадь 419 км 2 . Древние славяне называли Варяжским. Балтийское море самое западное из морей СНГ. По географическому положению Балтийское море относят к типу внутренних морей, так как оно со всех сторон окружено сушей. Связь моря с Атлантическим океаном происходит через Северное море. В последние годы на побережье Балтийского моря осложнилась экологическая обстановка в результате загрязнения прибрежных вод. Это привлекло внимание общественности и правительства и требует принятия мер по охране.

Юнга 6: Проплывая по Балтийскому заливу, попадаем в Средиземное море. По размерам площади, объему водной массы и глубинам Средиземное море занимает 5 место среди морей Земли. В настоящее время через Средиземное море проходят важнейшие международные пути. Изолированность моря порождало большую угрозу его нефтеналивных судов. И если меры по его охране не будут приняты немедленно, то ему осталось жить не более 30 лет.

Юнга 7: Из Средиземного моря мы проплываем по Черному морю. Площадь Черного моря 422 тыс.км 2 . Средняя глубина 1315 м. Море – глубоко врезано в сушу и считается внутренним морем.

Юнга 8: Через Аральское море по Волго-Донскому каналу мы проплываем к Каспийскому морю. Площадь моря 363 тыс.км 2 , средняя глубина – 180 м. Главная проблема будущего Каспия – изменения его уровня – отрицательно сказывается на транспорте, рыбном хозяйстве и всей природе побережья, поэтому остро встает вопрос о стабилизации уровня Каспийского моря.

Учитель: Индийский океан меньше Атлантического. Но на занимаемой им площади могут свободно поместиться три материка: Северная и Южная Америка и Африка. Этот океан находится в основном в южном полушарии.

Юнга 9: Наш корабль «Надежда» отправляется в плаванье.

Капитан 3: Штурману познакомить с маршрутом плаванья.

Штурман 3: Наш корабль возьмет курс от полуострова Индокитай по Бенгальскому заливу мимо полуострова Индостан и завершит свое плаванье в Аравийском море.

Капитан 3: Отдать швартовые.

Юнга-рулевой: Есть отдать швартовые.

Капитан 3: Курс в Индийский океан.

Юнга-рулевой: Есть полный вперед!

Юнга 10: Мы начинаем свое плаванье от полуострова Индокитай по Бенгальскому заливу. Площадь 2172 тыс. км 2 .Наибольшая глубина 5258 м. Средняя температура воды в феврале 25-27 о С, в августе 28 о С. Основные порты Калькутта, Бомбей.

Юнга 11: Мы проплываем мимо полуострова Индостан по Аравийскому морю. Это полузамкнутое море Индийского океана, между полуостровами Аравийским, на западе, Индостан на востоке. Площадь 3683 тыс. км 2 . Средняя глубина 2734 м. Берега высокие, скалистые.

Учитель: Северный Ледовитый океан значительно меньше всех других океанов. Тихий океан больше его в 14 раз. Расположен он на самом севере планеты, так, что все берега у него южные.

Юнга 12: Корабль «Арктика» начинает свое плаванье.

Капитан 4: Штурману познакомить экипаж с маршрутом плаванья.

Штурман 4: Наш корабль пройдет по Баренцеву, Лаптевых, Восточно-Сибирскому морям. Моря отделены друг от друга островами: Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские и Врангеля.

Капитан 4: Отдать швартовые!

Юнга-рулевой: Есть отдать швартовые.

Капитан 4: Курс на север.

Юнга-рулевой: Есть курс на север.

Капитан 4: Полный вперед.

Юнга-рулевой: Есть полный вперед.

Юнга 13: Наш корабль начинает свой путь от Баренцева моря. Площадь моря 1424 тыс. км 2 . Средняя глубина 222 моря. В старину его называли Мурманским морем или Московским морем. В Баренцевом море расположен незамерзающий порт Мурманск, обеспечивающий круглогодичную навигацию.

Юнга 14: Далее наш корабль идет на восток мимо острова Новая Земля по Карскому морю, мимо острова Северная Земля в море Лаптевых. Площадь моря 662 тыс. км 2 . Средняя глубина 533 м. Море названо в честь известных полярных исследователей участников Второй Камчатской экспедиции – братьев Лаптевых.

Юнга 15: Дальше наш корабль идет мимо Новосибирских островов в конечный пункт в Восточносибирское море. Площадь моря 936 тыс.км 2 . Средняя глубина 54 м. Это самое мелководное море Северного Ледовитого океана.

Учитель: Вот мы совершили небольшое плаванье по Мировому океану.

III. Применение знаний

Задание: На контурных картах полушарий подписать все океаны, островные архипелаги, острова, полуострова, моря, заливы, проливы.

IV. Контрольный этап

– Что нового Вы узнали на уроке?

1. Рефлексия
2. Подведение итогов
3. Оценивание учащихся

V. Домашнее задание: &26 (по учебнику География 6 класс. Авторы Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. Издательство «Русское слово»)

Источник

Читайте также:  Животный мир мирового океана презентация
Оцените статью