Создать художественный образ моря
Урок по изобразительному искусству в 3 классе
Тема урока: «Создание художественного образа моря»
— продолжать воспитывать гармонически развитую личность
— познакомить учащихся с художником К. И. Айвазовским и его самой известной картиной «Девятый вал»;
— развивать творческие способности и воображение;
— закрепить приемы работы акварельной краской.
— подвести учащихся к созданию роли цвета и его разнообразных оттенков в выражении чувств, вызванных художественным словом;
— развитие технических умений в работе кистью: применение широкой заливки плоскости, мазков различной формы, передающих легкость облаков, зыбкость воды, различное настроение.
Оборудование для учителя:
Репродукции картин И. К. Айвазовского «Черное море», «Среди волн», «Прибой», «Радуга», «Девятый вал». А. Таранов «Портрет И. К. Айвазовского», фотография г. Феодосия. Памятник И. К. Айвазовскому (показ слайдов перечисленных репродукций). Книга «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина; компьютер, аудиозапись Э. Грига; Э. Морриконе «Шербургские зонтики», «Контроданза», И. С. Бах «Адажио №14» в обработке Ванессы Мэй. Рисовальные принадлежности.
Оборудование для учащихся: альбом, краски, кисти, баночка с водой, тряпочка.
1. Организационный момент. Проверить, как дети приготовились к уроку.
2. Сообщение темы урока.
Природа, как и человек, подвержена разным настроениям, она грустит, сердится, улыбается. Как же передать эти настроения? Через цвет. Именно цвет поможет создать нам художественный образ моря. Итак, сегодня на уроке будем учиться создавать художественный образ моря, отталкиваясь от словесных характеристик.
3. Беседа о творчестве И. К. Айвазовского. Знакомство с картиной «Девятый вал».
[На доске написано – И. К. Айвазовский (1817-1900), маринист, марина].
Художники, которые в своем творчестве главной темой выбрали море, называют маринистами, а картины – маринами. Сегодня мы познакомимся с русским маринистом И. К. Айвазовским. Иван Константинович Айвазовский родился в 1817 г. В городе Феодосия, в Крыму. Детство его было нелегким. В десять лет он стал работать «мальчиком» в кофейне. Работать «мальчиком» это значит разносить горячий кофе по домам зажиточных горожан [слайд №1].
Вот и сегодня он торопиться в один богатый дом. Ему нужно спешить, потому-что хозяин-грек не терпит, чтобы опаздывали на работу. А сегодня такое яркое солнечное утро! Небо и море, будто хорошо отдохнув ночью, приветливо улыбаются друг другу.
Большое ослепительное солнце скоро прогонит утреннюю дымку, которой еще задернуты горы, а пока что его лучи дробятся и сверкают на голубой с прозеленью морской глади.
Несколько минут Ваня любуется этим бескрайним простором, но вдруг в открытом море вдали идет эскадра кораблей. В Феодосию часто приходили отдельные корабли, но группами – очень редко.
Ваня за свою жизнь видит эскадру первый раз. Ему хочется скорее, пока корабли не вошли в бухту, нарисовать их. В карманах у него всегда есть куски самоварного угля.
Ваня оборачивается и видит невдалеке белый нарядный дом почтенной горожанки. В несколько прыжков он уже там и, торопясь, начинает наносить контуры кораблей на гладкую поверхность стены. Лихорадочно рисуя, он досадует, что нет у него ни цветных карандашей, ни красок, которые он видел в большой лавке на базаре. Будь у него карандаши или краски можно было бы передать голубой с зеленым отливом цвет моря и розовые от утреннего солнца паруса. Естественно владелице дома не понравилось, что пачкают ее стены, и если бы не архитектор города Феодосии Кох, не избежать Вани наказания.
Кох покупает Ване цветные карандаши, рисовальную бумагу и начинает обучать мальчика основам изобразительного искусства. Кох полюбил маленького художника. Благодаря его хлопотам Ваню Айвазовского определили в Симферопольскую гимназию.
Но еще до окончания им гимназии в возрасте шестнадцати лет, Айвазовский был принят в Петербургскую Академию художеств. Время шло. Айвазовский успешно окончил Академию художеств, и его, как одного из лучших молодых художников, отправили в Италию совершенствоваться в живописи. Прошло два года. Айвазовский написал множество картин. Лучшие из них он показал на выставке в Риме. И сразу к нему пришла мировая слава. Выставки его картин устраивались не только в городах Италии, но и в Париже, Лондоне и других европейских городах (показ репродукций и слайдов №№ 2;3).
Когда И. К. Айвазовский возвратился из-за границы в Россию его избирают академиком живописи, он становиться одним из самых известных художников. Но слава не вскружила голову художнику. Неожиданно для всех Айвазовский оставляет столицу и уезжает в свой родной город Феодосию.
До конца жизни он жил в Феодосии. Много энергии вложил художник в экономическое развитие и благоустройство своего города. На свои деньги он построил художественную галерею, вымощил мостовые, провел водопровод. Уже глубоким стариком Айвазовский создает картину «Среди волн» (показ репродукции и слайда №4). Десять дней художник писал эту картину. Она была так велика, что не помещалась в мастерской.
Айвазовский прожил долгую жизнь. Он умер в возрасте восьмидесяти трех лет. В его доме – Картинная галерея имени Айвазовского. Здесь храниться до 400 картин великого художника. Остальные картины – во многих музеях России и зарубежных стран, частных коллекциях. В Феодосию в картинную галерею Айвазовского, приезжают со всех частей света.
У дома художника – бронзовый памятник (показ слайда №5) Айвазовский сидит с палитрой и кистью в руке. Взгляд его устремлен на морской простор, на пьедестале — короткая надпись: «Феодосия – Айвазовскому» Показ репродукции картины Айвазовского «Черное море» [слайд №5]. Сюжет этой картины очень простой – вода, волны и . . . небо. Где-то вдали точкой белеет одинокий парус. На картине четко выражена линия горизонта, а взятая художником высокая точка зрения дает возможность создать иллюзию движения волн.
[Далее открывается репродукция одной из самых знаменитых картин Айвазовского «Девятый вал» (репродукция вывешена заранее) слайд №7].
Предлагаю внимательно рассмотреть картину и рассказать о ней. Задаю вопрос.
— Что изобразил художник на этой картине?
— На первом плане люди, они спаслись после кораблекрушения.
— У одного из них в руке красная косынка, он зовет на помощь.
— Очень большие волны.
— Сквозь тучи проглядывает солнце.
— Дети скажите, а есть ли надежда у людей на спасение?
— Да. Выходит солнце, шторм прекращается.
Вступаю в диалог.
— Выглянет солнце, море стихнет, но можно месяцами плавать в этом безбрежном просторе и в итоге погибнуть от обезвоживания организма.
Иван Константинович Айвазовский посвятил свою картину битве человека с морской стихией. Над бушующим океаном встает солнце и освещает гребни яростных волн. Одна из этих волн самая высокая. Её зовут девятым валом. Со страшной силой она готова обрушиться на горсточку людей, судорожно вцепившихся в обломки мачты. Солнечные лучи расцветили, тяжелые волны всеми цветами радуги. Но больше всего в картине густой зелени. Это цвет надежды. Фигура одного из людей повернута в сторону восходящего солнца, по-видимому сквозь рокот волн, они слышат другие голоса, может быть недалеко корабль. Солнце уже всходит, море или океан успокоится и, возможно людей спасут. Художник в своих работах всегда оставлял надежду на спасение.
Теперь дети мы рассмотрим это произведение с художественной точки зрения.
Посмотрите внимательно, и скажите какой цвет преобладает в этой картине?
— Небо — желтое, розовое.
Да дети вы правы. Художник (показываю на репродукции, где написан открытый цвет) создает колорит: на основе открытых цветов, т. е. берет краску не смешивая, такой какая она есть.
— Как получить темно-зеленый цвет?
— Добавить в зеленую краску немного черной.
Правильно. Художник приглушает звучание цвета. Если мы смешиваем краски и одна из них черная, то такой цвет называется приглушенным.
Показываю в репродукции на изображение неба и задаю вопрос.
— Скажите. Какую краску использовал художник для создания неба?
— Красную и белую.
Вы правы. Художник смешивал краски с разным количеством белил т. е. белой краской и называется это разбёленным цветом.
И так мы пришли к решению, что если будем смешивать краску с черным цветом, то получим. . .
Дети продолжают предложения.
Добавляем в краску белый цвет. . .
Дети продолжают предложения.
4. Объяснение задания.
Сейчас мы с вами будем создавать образ моря, отталкиваясь от словесных характеристик, заставлять звучать цвета (то приглушая их, то делая ярче) И поможет нам в этом «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. В практической работе постарайтесь найти особое «настроение» открытых, приглушенных и разбёленных цветов. Изображать героев сказки не надо. Только море и небо. Работать нужно сразу красками, начиная с неба, т. е. с верха листа альбома. [ Показываю репродукцию «Черное море» ] . Вода темнее неба. У линии горизонта и вода и небо светлее, чем вверху и внизу.
Читаю строки из произведения:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Детям уже понятно, что этот образ моря можно раскрыть, используя открытый цвет.
Вот пошел он к синему морю
Видит – море слегка разыгралось.
Вот пошел он к синему морю
(Помутилося синее море)
Пошел старик к синему морю
(Неспокойно синее море)
Старичок отправился к морю
(Почернело синее море)
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
5. Самостоятельная работа учащихся.
Во время самостоятельной работы показываю детям, как можно написать небо по сырой бумаге (учащиеся знакомы с этой техникой). Показываю учащимся, как изобразить воду, используя неровные горизонтальные мазки, начав сверху, двигаясь вниз. Оставляя просветы белой бумаги для передачи отражения света на воде. Когда написанное на первой стадии просохнет, предлагаю поверх написать более темным цветом, по-прежнему неровными горизонтальными мазками.
Во время индивидуальной работы учащихся тихо звучит музыка.
По ходу выполнения задания показываю наиболее удачные варианты работ и подбадриваю детей. Помогаю учащимся, которые испытывают затруднения.
6. Подведение итогов урока.
В конце урока задаю вопросы классу.
— Какие художники называются маринистами?
— Какие художественно-выразительные средства использует художник для передачи красоты и величия моря?
7. Анализ выполненных работ.
В конце урока дети с удовольствием выходят к доске и демонстрируют свои работы. Они сами дают оценку своему творчеству. Я, как учитель, обобщаю мнение детей и даю оценку каждой работе ученика.
Источник
Мир моря в искусстве
Изобразительное исскусство. Проект
Обоснование темы проекта «Мир моря в произведениях искусства», выполненного учащимися начальной школы № 1205 в рамках предмета «Изо» под руководством учителя ИЗО и МХК Анны Вачьянц.
Как и когда возникла идея этого проекта? В первых числах сентября, сразу после летних каникул, ребята выполняли творческую работу «Как я провел лето». Большинство ребят изобразили отдых на море. К сожалению, многие детские работы не отличались разнообразием. В них море было синее, небо – голубое, песок – желтый, солнце – красное. и никаких оттенков и проблем. Поэтому было решено подробнее остановиться на вопросе: какого же цвета море и как его изображают мастера живописи? С этого и началась наша проектная деятельность.
Первоначально работа по этой теме планировалась лишь в 4-х классах. Но, как говорят, «аппетит приходит во время еды». Когда стали появляться первые коллективные работы и их увидели ребята 2-х и 3-х классов, они тоже выразили желание принять участие в проекте.
В связи с тем что проект выполнен по предмету, относящемуся к области искусства, форма его подачи была выбрана в виде выставки коллективных и индивидуальных работ. На выставке была представлена и викторина, принять участие в которой приглашались все желающие.
Почему была выбрана именно эта тема? Человеку свойственно стремление к красоте. Понятие красоты меняется и во времени, и в пространстве, но стремление к красоте остается неизменным свойством человеческой натуры во все времена.
Замечательно о красоте сказал Василий Александрович Сухомлинский: «Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство».
Источником красоты и гармонии для человека всегда был мир природы: горы, леса, моря, степи, животные и птицы. Море – это целый мир, похожий на мир человека. У моря, как и у человека, есть свой характер. Оно может быть ласковым и грозным, спокойным, задумчивым и шаловливым.
Кто не восхищался морем, стоя на берегу и глядя в его бесконечную даль? Ему посвящали свои произведения поэты, музыканты и художники. О море писал Пушкин и Тютчев. Мастерами музыкального пейзажа были Римский-Корсаков и Дебюсси. Морю посвящали свои полотна живописцы: Айвазовский и Тернер, Ван Гог, Синьяк и Моне.
Умение видеть, чувствовать и ценить красоту приходит не сразу. Этому надо учить с самого раннего детства. К сожалению, многие современные фильмы и компьютерные игры, которыми так увлекаются наши дети, не способны научить их ни доброте, ни хорошему вкусу, ни творчеству.
Поэтому актуальность выбранной темы проекта обусловлена необходимостью разрешения противоречия между природным стремлением детей к красоте, с одной стороны, и неумением найти источник красоты и творчества – с другой.
Проблема (выбор темы проекта) заключалась в поисках источника творчества и красоты на уроках изобразительного искусства для учащихся начальной школы.
Это позволило сформулировать тему проекта: «Мир моря в произведениях искусства».
Объектом нашего изучения стал мир моря.
Предметом изучения – произведения живописи, литературы, музыки.
Цель нашего проекта: развитие творческих способностей, ассоциативного и образного мышления детей младшего школьного возраста в процессе их знакомства с произведениями искусства, посвященными миру природы – морю.
Гипотеза нашего исследования основана на предположении, что развитие творческих способностей, художественного вкуса и образного мышления детей 8–11 лет будет наиболее успешным, если:
центром внимания и источником красоты и гармонии будет мир природы;
познание мира природы будет проходить в эмоциональной, худождественно-образной форме;
примерами для подражания будут известные произведения искусства в области живописи, литературы, музыки.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи проектной деятельности:
– расширить представления детей о мире природы, научить их видеть и ценить его красоту;
– познакомить учащихся с творчеством художников, поэтов, музыкантов, посвятивших свои произведения морю;
– научить детей создавать собственный художественный образ моря, используя различные техники исполнения (акварель, гуашь, художественный коллаж, компьютерная графика).
В результате работы над проектом дети познакомились с творчеством поэтов, музыкантов и художников, посвятивших свои произведения морю; узнали многое о жизни морских обитателей и интересные факты из истории мореплавания; научились создавать свой образ моря, работая индивидуально и в группах. Были подготовлены выставка индивидуальных и групповых творческих работ «Мир моря в произведениях искусства» и викторина; создана компьютерная поддержка проекта в виде слайд-фильма, иллюстрирующего ход работы и ее результаты, записан диск.
Результаты нашей работы над проектом могут иметь практическое значение в рамках межпредметных связей и использоваться на уроках не только изобразительного искусства, но и литературы или музыки.
Хотелось бы отметить, что проект можно продолжить. В частности, можно добавить информацию географического характера, более подробно разработать тему морских обитателей с точки зрения биологии, делать поделки из морских ракушек на уроках материальной технологии и модели кораблей по лего-технологии.
Главный результат – дети встали на путь понимания и любви к красоте окружающего мира природы. Это очень важно. Если все люди на нашей планете научатся ценить красоту, а значит, и жизнь во всех ее проявлениях, то мир станет добрее – в нем исчезнут войны, ненависть и злость.
Структурирование содержательной части проекта и описание хода работы
I. Воспоминания о море
1. Подборка фотографий, открыток с видами моря.
2. Подборка стихов о море.
3. Написание собственных стихов и литературных эссе о море.
Источник