Страхование грузов перевозимых морем

Страхование морских грузов

Кража, повреждение и гибель – эти все неприятности путешествуют с грузом по морю. Защитить владельца от этих негативных проявлений транспортировки может только страхование. Договор страхования выступает гарантией для имущественных интересов инициатора его заключения.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Что это такое

Страхование морских грузов – это гарантия возмещения ущерба, нанесенного имуществу в процессе транспортировки морским транспортом. Все участники процесса перевозок рискуют, но в большей степени – владелец груза. Он может избежать неприятностей, связанных с нанесением ущерба его имуществу, если застрахует груз.

Эта процедура предполагает заключение со страховщиком специального договора, согласно которому владелец груза получит денежную компенсацию, если в процессе транспортировки на корабле или ином морском судне он будет поврежден или уничтожен.

Выплата возможна только при наступлении определенного соглашением страхового случая. Договор может предусматривать перечисление страховой суммы как в случае кораблекрушения, захвата судна пиратами, так и при пожаре, войне, губительном влиянии атмосферных явлений.

Соглашения о страховании создают с указанием рисков, которые могут привести к наступлению страхового случая.

В свете этого страхование морских грузов – это управление рисками, возникающими в процессе транспортировки. Защита может осуществляться для возмещения убытков при повреждении или полной гибели груза, а также связанных с общим противодействием произошедшей аварии.

Этот вид страхования является добровольным и оплатным. «Платность» означает, что владелец имущества выплатой страховых платежей гарантирует себе избавление от проблем и лишних трат в случае наступления страхового казуса. Они возлагаются на страховщика.

Какие тарифы действуют на страхование грузов в международных перевозках, смотрите тут.

Виды страхования морских грузов, их описание

Существует три основных вида страхования по этому направлению:

  • каско (корпуса и остальных элементов плавучего средства);
  • карго (грузов);
  • ответственности судовладельцев (наиболее сложный вид, связанный со спецификой использования подобных транспортных средств, нормами КТМ РФ и международного морского права).

Страхователем может выступать не только имеющее интерес лицо, но ожидающее прибыль. Но относительно грузов применяется только страхование карго.

Существует три основных его подвида:

  • с ответственностью за все существующие риски;
  • с ответственностью по определенной аварии;
  • без ответственности за нанесенный вред, за исключением крушения.

Первый вид предполагает покрытие расходов, связанных с рисками:

  1. Полной или частичной утраты груза, его повреждения по любой причине, предусмотренной морскими законами.
  2. Осуществленных расходов, по предотвращению утраты груза или смягчению последствий катастрофы.
  3. Убытков по аварии.

Второй вариант значительно более прост для страховщика, так как он защищает владельца при наступлении конкретных страховых обстоятельств.

Объем его ответственности значительно меньше, список рисков твёрд. Ответственность по всем страховым случаям исключается.

Перечень компенсируемых убытков по такому виду карго может включать:

  • потери, связанные с возникновением пожара, атмосферного влияния или стихийного бедствия;
  • убытки при крушении ТС, столкновении с иным плавучим средством или удара о неподвижный предмет, повреждения судна льдом, посадки судна на мель;
  • потери при исчезновении корабля без вести;
  • расходы, связанные с подмоканием груза забортной водой, его смыва с корабля;
  • убытки при погрузке, укладке и выгрузке имущества владельца.

Второй вид страхования не включает риски, связанные с войной, техногенными катастрофами, конфискациями, уничтожением по требованию властей и пиратством.

Третья разновидность карго имеет похожий список страховых случаев, покрываемых договором и перечень обстоятельств, которые исключают возможность выплат со вторым подвидом.

Подразумевается возмещение убытков только в случае частичной или полной потери груза при наступлении обстоятельств, применимых ко второму виду карго. При его повреждении компенсация может быть выплачена исключительно в случае столкновения с другим судном.

Все три подвида карго покрывают общие расходы по аварии. Но только, если они были целесообразными и необходимыми для спасения груза.

На судах

Карго имущества, транспортируемого без контейнеров, является рисковым предприятием. Но существует ряд грузов, которые невозможно по некоторым причинам поместить в защитную оболочку.

По страховому договору такой специфики могут покрываться убытки:

  • связанные с пожаром, ударом молнии и прочими стихийными бедствиями;
  • вызванные военными действиями, техногенными катастрофами, демонстрациями и пиратством;
  • связанные с конфискацией, арестом или уничтожением по требованию властей;
  • вызванные кораблекрушением, столкновением судна, повреждения льдом и посадкой на мель;
  • связанные с пропажей ТС без вести, его угоном, а также кражей имущества грузовладельца;
  • вызванные повреждением и уничтожением груза при подмочке забортной водой или его смыва с ТС;
  • связанные с неправильной погрузкой, укладкой и выгрузкой имущества владельца.

Этот перечень далеко не исчерпывающий. Объем защиты в этом случае зависит от выбранного вида карго.

В контейнерах

Транспортировка грузов в морских контейнерах является наиболее распространенной. Этот способ применяют при всех видах водных перевозок. Локально при морских перемещениях используются крупнотоннажные контейнеры со стандартизованными размерами.

Их применение позволяет улучшить судоходность, облегчить погрузку-выгрузку, сохранить груз и уменьшить транспортные расходы. По карго со страхованием контейнеров страховщик покрывает большинство убытков, связанных с повреждением или уничтожением защитной емкости, но не всего судна в целом.

Страховые случаи могут быть следующие:

  • пожар;
  • взрыв;
  • губительные атмосферные явления и стихийные бедствия;
  • крушение ТС, столкновение;
  • пропажа или кража контейнера, прочее.

Возмещаются убытки по аварии, незапланированные расходы по выяснению обстоятельств аварии или уничтожения имущества, судебные траты.

Какие бывают риски

Существуют три основных категории рисков:

  • повреждение или полная гибель груза по любой причине;
  • расходы по спасению и сохранению имущества, уменьшению убытка, установлению его размера и предотвращению аварии;
  • общие убытки по аварии.

Убытками по общей аварии расцениваются все потери, понесенные в целях спасения судна, фрахта и перевозимых на нем товаров. Это всегда результаты умышленных действий.

Особенности договора

Соглашение между владельцем груза и страховщиком – это основной документ, гарантирующий возмещение убытков в случае уничтожения и повреждения имущества в процессе транспортировки морскими и океаническими просторами.

Договор публичный и может заключаться в пользу третьих лиц. Форма – письменная (ст. 248 КТМ). Объектом выступает груз или ожидаемая от него прибыль (об этом указывается в договоре).

Соглашение составляется с указанием рисков и страховых случаев, по которых будет выплачиваться компенсация. Владелец груза должен предоставить страховщику всю необходимую информацию для определения степени риска.

Если это условие не выполняется, страховщик имеет право отказаться исполнять обязательства по соглашению (ст. 250 КТМ). Документом, подтверждающим заключение договора карго, является полис (сертификат).

При передаче прав на застрахованный груз, договор сохраняет силу и на нового владельца переходят все права и обязанности страхователя (ст.257 КТМ). При заключении соглашения должна быть объявлена сумма карго.

Существует возможность выдачи генерального полиса, по которому страхуются все известные грузы, участвующие в транспортном обороте на протяжении определенного срока.

При каждой отправке таких грузов предоставляется информация страховщику. Могут выдаваться также полисы на перевозку отдельных видов грузов.

Карго морского груза – это основная гарантия сохранности для его владельца. Оно применяется относительно перемещаемого кораблем имущества в обычном режиме и контейнерах. Основной документ, гарантирующий возмещение потерь при наступлении страхового случая – это полис, выданный на основе договора.

Какие бывают виды добровольного социального страхования, вы можете прочитать здесь.

Про виды социальных страховых рисков узнайте из этой статье.

Видео: Страхование грузов на территории РФ

Источник

Морское страхование — все о нем

Морское страхование (МС) – это страхование рисков, сопровождающих морское судоходство и транспортировку грузов посредством морского транспорта. Оно объединяет различные виды страхования имущества и ответственности, включает страхование морских судов, фрахта, грузов и ответственности их владельцев перед третьей стороной.

Значимость морского страхования обусловлена характером опасностей, связанных с морским судоходством, внушительной стоимостью морских судов и масштабностью грузовых перевозок. Несмотря на технический прогресс и внедрение различных инноваций, мореплавание остаётся довольно рисковым делом, а суда продолжают тонуть вместе с грузом и пассажирами.

Немного из истории морского страхования

Это один из древнейших видов страхования. Подобие морских договоров страхования заключались ещё в VII в. до н.э. А к XII веку морское страхование сложилось в самостоятельный вид страхования.

В Англии в 1600 г. был принят самый первый Закон о морском страховании. Здесь же возникает первое страховое общество «Ллойд» и разработана форма морского полиса, которая применяется и доныне, сформулированы ключевые правила морского страхования.

В середине XIX в. по морскому полису КАСКО судна стали страховать 3/4 ответственности за столкновение с иным судном, при этом последняя четверть оставалась на ответственности страховой компании. Сегодня по полису КАСКО можно за дополнительную страховую премию застраховать судна и некоторые другие элементы ответственности его владельца.

В РФ морское страхование регулируется страховым законодательством, ФЗ-№81 и Кодексом торгового мореплавания РФ.

Виды морского страхования

Комплекс современного МС состоит из 3 базовых видов страхования:

  • Страхование КАСКО (судов);
  • Страхование КАРГО (грузов);
  • Страхование ответственности судовладельцев.

Объектом МС может стать любой имущественный интерес, связанный с транспортировкой грузов по морю:

  • судно (готовое и строящееся);
  • груз;
  • фрахт;
  • плата за проезд пассажира;
  • плата за пользование судном;
  • потенциальная прибыль от перевозимого груза;
  • заработная плата и иные доходы от мореплавания;
  • расходы на репатриацию;
  • ответственность судовладельца;
  • перестрахование и т.д.

Договор

Основные требования к договору МС, который регулирует взаимоотношения сторон, представлены в Кодексе торгового мореплавания. Современное страхование судов и грузов осуществляется на основе принципов и условий, разработанных ещё в XVI веке Институтом лондонских страховщиков.

Важно! Договор МС должен быть заключён в письменном виде. При его оформлении страхователь обязан сообщить страховой компании сведения обо всех важных обстоятельствах, имеющих значение для установления степени риска.

В случае сокрытия каких-либо сведений или при сообщении недостоверной информации страховщик вправе отказаться от выполнения условий договора. А страховая премия в этом случае причитается страховщику.

Страховщик выдаёт страхователю:

  • страховой полис или сертификат;
  • условия страхования.

Страхователь обязан оплатить страховщику премию, установленную договором, в срок. Договор МС вступает в силу сразу же после выплаты страховой премии.

Договор МС может быть заключён в пользу страхователя или выгодоприобретателя. Во втором случае страхователь несёт все обязательства по договору. Выгодоприобретатель также несёт все обязательства по договору МС, если документ оформлен по его поручению или без него, но при условии, что в дальнейшем выгодоприобретатель выразит своё согласие на приобретение полиса МС. При этом страхователь получает все права по договору МС даже без доверенности выгодоприобретателя.

Важно! При заключении договора МС страхователь обязательно должен объявить страховую сумму.

При страховании морского судна или перевозимого груза сумма страхования не должна превышать их реальную стоимость. В ином случае договор МС считается недействительным относительно части страховой суммы, превышающей стоимость страховки.

Если же объявлена страховая сумма ниже реальной стоимости имущества, размер страховой выплаты снижается пропорционально отношению страховой премии к страховой стоимости.

КАРГО (страхование грузов)

В международной практике наиболее распространены 4 основных условия, в рамках которых заключаются торговые сделки:

Сделка СИФ — это особая разновидность контракта, в котором решаются ключевые вопросы купли-продажи: время и условия перехода на приобретателя груза риска случайной порчи, гибели или недостачи товара, порядок расчёта и действия продавца, а также другие вопросы.

При продаже груза по контракту СИФ продавец обязан:

  • доставить груз в порт;
  • погрузить его на судно;
  • зафрахтовать тоннаж;
  • оплатить фрахт;
  • застраховать груз от транспортных рисков на всё время перевозки вплоть до сдачи перевозчиком покупателю;
  • выслать покупателю все документы об отправке.

Имея документы, покупатель вправе распоряжаться дальнейшей судьбой груза ещё до его получения.

По сделке КАФ продавец обязан заключить за свой счёт договор морской транспортировки до места назначения, обозначенного в контракте, и доставить на судно груз. Обязанность страхования в этом случае ляжет на покупателя.

По условиям ФОБ продавец должен погрузить товар на судно, а зафрахтовать груз обязуется покупатель. Продавец также обязан застраховать товар на время транспортировки до пункта назначения.

Содержание сделок ФАС идентично условиям ФОБ с той лишь разницей, что во втором случае продавец обязан поместить товар на судно, а с момента пересечения борта груз переходит на риск покупателя.

Согласно правилам Института лондонских страховщиков, клиентам предлагаются такие разновидности страхования грузов:

  • с полной ответственностью за все возможные риски;
  • без ответственности за небольшие повреждения, исключая случаи крушения;
  • с ответственностью за частную аварийную ситуацию.

При страховании груза страховая компания не несёт ответственности за убытки, если они причинены:

  • умышленно;
  • по грубой неосторожности любой из сторон;
  • по причине естественных свойств груза (порчи, ржавчины, убыли, плесени, поломки, утечки, самовозгорания и пр.);
  • из-за неправильной упаковки.

Страховщик не несёт ответственности за убытки, понесённые вследствие :

  • ядерного взрыва;
  • радиоактивного заражения;
  • военных или пиратских действий;
  • забастовок, народных волнений;
  • конфискации или ареста;
  • уничтожения груза по требованию властей.

КАСКО (страхование морских судов)

КАСКО подразумевает страхование только самого морского транспорта. По согласованию сторон такое страхование заключается обычно на базе одного из следующих условий:

  • страхование с ответственностью за повреждение и гибель;
  • страхование с ответственностью только за гибель судна;
  • только за повреждение судна;
  • за гибель судна, включая затраты на спасение.

Договор заключается на определённый временной срок либо только на один рейс.

В полисе обычно присутствует условие, которое обязывает страхователя или выгодоприобретателя сообщать страховщику о любом значимом изменении, которое произошло с транспортным средством. Любое изменение, повышающие риски, даёт право страховщику пересмотреть условия договора МС или потребовать доплату страховой премии. Отказ страхователя выполнять данное условие ведёт к прекращению договора страхования.

Страхователь обязан тотчас же уведомить страховщика о наступлении страховой ситуации и выполнять указания страховщика.

Страховщик не покроет убытки, возникшие по причине умышленного причинения вреда судну, а также в случае, если обладатель полиса МС не предпринял меры по снижению или предотвращению убытков.

Страховщик несёт ответственность за убытки в рамках страховой суммы; взносы по общей аварии компенсируются страховщиком, даже если они превышают страховую сумму.

В случае пропажи морского судна страховщик несёт ответственность в размере всей страховой суммы. Согласно договору МС, страховщик отвечает за пропажу транспортного средства без вести, если последние сведения о судне получены до завершения срока действия договора МС и если страховщик не сможет доказать, что судно погибло после указанного в договоре срока.

Если морское судно застраховано от гибели, выгодоприобретатель/страхователь может отказаться от своих прав на объект страхования (абандон) и получить страховую сумму в полном объёме в случае:

  • пропажи транспортного средства без вести;
  • уничтожения судна;
  • полной фактической гибели судна;
  • полной конструктивной гибели судна;
  • экономической нецелесообразности ликвидации судна или доставки груза на место назначения;
  • захвата морского судна или груза, продолжающегося более полугода.

Заявление об абандоне необходимо подать страховщику в течение полугода с момента наступления вышеперечисленных обстоятельств. По завершении шестимесячного срока страхователь или выгодоприобретатель теряет право на абандон и может потребовать возмещения на общих основаниях.

В случае абандона к страховщику переходят:

  • абсолютные права на застрахованное судно (при страховании его полной стоимости);
  • только на долю страхового объекта.

Страхование фрахта

Так называют страхование расходов за транспортировку груза. Страхованию подлежит валовая стоимость фрахта с включением:

  • оплаты за перевозку груза;
  • расходы по страхованию;
  • прибыль судовладельца.

Договор страхования фрахта, как правило, заключается с владельцем судна сроком на 1 год. При оплате фрахта авансом риск его утери переходит на собственника груза; в подобном случае страхование фрахта прописывается в договоре страхования грузов.

Страхование ответственности судовладельцев

Данный вид страхования покрывает множество рисков и даже такие, как:

  • смерть;
  • увечья, причинённые экипажу;
  • загрязнение моря нефтепродуктами и пр.

Важно! Страхование ответственности владельца судна производится в основном на принципах взаимного страхования путём их объединения в клубы взаимного страхования.

Морское страхованию может включать также страхование рисков, касающихся добычи газа и нефти на морских буровых платформах, а также ответственности за потенциальное нанесение вреда окружающей среде в случае аварии. Страхование производится на случай повреждения или полного уничтожения платформы, потери прибыли по причине остановки производства, возникновения незапланированных затрат по ликвидации последствий аварии, телесных повреждений или смерти персонала.

Источник

Читайте также:  Синее море только волны за кормой любэ
Оцените статью