- Описание картины Каспара Давида Фридриха «Странник над морем тумана»
- Странник над морем тумана
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- «Странник над морем тумана», Каспар Давид Фридрих — описание картины
- Описание картины:
- Картина Странник над морем тумана: описание, история создания, интересные факты
- Создание первых набросков
- Принцип автора, отраженный в его работах
- Краткая биография художника
- Изображения на знаменитом пейзаже
- Глубокий философский смысл
- Интересное о художнике
- Заключение
- История картины «Странник над морем тумана»
Описание картины Каспара Давида Фридриха «Странник над морем тумана»
Каспар Давид Фридрих, 1818 год, картина «Странник над морем тумана», Фото: artchive.ru
Название | Странник нам морем тумана |
Страна, художник | Германия, Каспар Давид Фридрих |
Год | 1818 |
Жанр | Пейзаж, аллегорическая живопись |
Находится | Старая Национальная галерея, Берлин |
Материалы | холст, масло |
Каспар Давид Фридрих –немецкий художник, крупнейший представитель романтического течения в живописи. Во всех его картинах звучит нота магического реализма, отражаются философские вопросы о смысле жизни и смерти, роли человека в мире.
Произведение «Странник над морем тумана» является репрезентантом творчества, квинтэссенцией философии художника.
На холсте изображена скалистая горная вершина, возвышающаяся над уровнем облаков. На верхнем уступе стоит человек спиной к зрителям – это образ самого художника. Он одет в сюртук, в руке у него длинная трость, а вьющиеся золотистые волосы развеваются на ветру.
Перед его взглядом открывается потрясающая панорама: горные пики, тонущие в тумане, уходящие далеко вперед бесконечными рядами. Все они находятся примерно на той же высоте, что и вершина, на которой стоит герой. Но далеко впереди из плотного слоя облаков выступает гора, еще более высокая и недостижимая. Очевидно, что это – следующая цель вечного странника.
Композиция картины указывает на ее глубокий символический смысл. Каменистая скала на первом плане, изображенная в виде вершины треугольника, олицетворяет земной человеческий мир. Но большинство живущих остались у ее подножья – они не желают прилагать усилия, подниматься на вершину мира, познавать истинную суть вещей.
Но герой произведения сумел возвыситься над миром вещей и тем самым приблизился к Богу – именно это, согласно философам, является главной целью каждого конечного существования. Перед странником раскинулся новый горний или божественный мир, изображенный в виде чаши, образованной двумя склонами. А он, герой произведения, становится тем самым средокрестием, которое соединяет оба мира.
Но путь его не закончен – намекает художник, изображая вдали новую горную вершину. Ведь человеческая жизнь – это череда все новых восхождений и открытий. Поэтому человек, достигая очередного пика, обнаруживает, что перед ним раскрылись новые манящие дали.
Источник
Странник над морем тумана
Из Википедии — свободной энциклопедии
«Странник над морем тумана» (нем. Der Wanderer über dem Nebelmeer ) — картина немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха, одна из знаковых картин романтизма.
На картине изображён странник (сам художник [1] ), стоящий на тёмной, крутой скале. Он повёрнут спиной к зрителю, волосы развеваются на ветру. Странник смотрит на клочья тумана, глубины горных расщелин. Острые пики кое-где возвышаются над туманом, а вдалеке видны горные гряды. Над ними — небо в линиях облаков.
Эта картина — больше, чем просто пейзаж. Здесь природа представляет собой внешнее выражение внутреннего состояния, настроения байронического героя, изображённого на переднем плане. Горы и облака являются частью души героя, также как и он сам является частью их. Композиция картины отражает тенденцию, прослеживаемую в работах Фридриха после 1816 года, когда художник пытается создать связь между близким и далёким, конечным и бесконечным [2] .
Источник
«Странник над морем тумана», Каспар Давид Фридрих — описание картины
- Автор:Каспар Давид Фридрих
- Музей: Гамбургский кунстхалле
- Год: 1818
Описание картины:
Картина «Странник над морем тумана» является фактически хрестоматийной для того, чтобы изучить стиль и эмоциональное наполнение творчества немецкого художника романтического направления Каспара Давида Фридриха.
Точкой отсчёта взят человек, вернее его душевное состояние. Изображая реалистичную природу, художник всё же даёт восприятие её через призму человеческой души. Отсюда философские, мистические размышления, которые непременно возникают, при разглядывании картины живописца.
Фигура человека на полотне – ещё один ключевой момент. Таким образом художник вводит зрителя в пространство картины: это не неизвестный герой стоит спиной к нам, а мы, зрители, стоим на скалистом уступе и глядим на неспокойный простор. Такое «включение» зрителя через героя, повернутого лицом к горизонту, один признак того, что перед нами творение Фридриха. Впрочем, некоторые искусствоведы склонны считать, что в представленной работе мастер изобразил сам себя, и предлагает взглянуть на всё происходящее через призму своих эмоций.
Пейзаж, на который взирает человек, поражает своим величием и монументальностью. Это тот редкий момент, когда при «погружении» в произведение, пробивает дрожь. Туман, застилающий весь необъятный простор, тяжёлый и загадочный, обнажает острые неровные пики скал. Вдалеке видны могучие горы, «подпирающие» облака. Всё это создаёт какое-то фантасмогоричное ощущение.
Взглянув на героя, место которого приглашает занять нам автор, можно отметить упрямую осанку, растрёпанные волосы, уставшую позу, хотя выставленная вперёд нога выдаёт в нём волю и несгибаемость. На нём мы видим тёмный сюртук, длинные сапоги, а в руке трость. Удивительно, как точно Фридрих со спины смог изобразить глубокую задумчивость героя! В голову сразу приходит байроновский персонаж, добровольный отшельник, скиталец, взирающий над всем с долей цинизма и обречённости. В картине Фридриха он слился с окружающим пейзажем по своему душевному состоянию…или пейзаж угодливо вторит ему.
Тема одиночества прослеживается здесь особенно остро. Человек ищет способ укрыться от других, остаться наедине с собой, и Фридрих придумал лучшие декорации для такого «диалога» — природа, отождествлённая с мыслящим героем и отождествляемая с духовной изоляцией.
Несомненно, данная картина является одним из самых знаковых в истории живописи романтического направления.
Источник
Картина Странник над морем тумана: описание, история создания, интересные факты
Знаменитая картина Странник над морем тумана, которую написал немецкий пейзажист периода романтизма Каспар Давид Фридрих, заставляет зрителя не только любоваться красивой природой, но и задуматься над сущностью бытия. Примечательно, что все произведения автора пропитаны философским смыслом.
Создание первых набросков
К созданию Странника над морем тумана мастер приступил в 1817-1818 годах. Художественную информацию для работы Каспар Давид Фридрих собирал в Эльбских Песчаных горах, которые расположены между Чехией и Германией, рядом с городом Дрезден. Живописец зарисовал очертания скал, изобразил наброски горных вершин, сохранив для себя некоторые важные детали. Затем Фридрих вернулся в студию и соединил весь собранный материал на одном холсте, отражая самого себя в облике странника над морем тумана.
Принцип автора, отраженный в его работах
Картина Странник над морем тумана представляет собой пейзаж. Однако, это не обычный пейзаж, а несущее глубокий философский смысл произведение искусства, которое можно отнести к аллегорической живописи. Одним из уверенных принципов Каспара Давида Фридриха в творческом процессе являлась убежденность в том, что мастеру, выполняя работу, необходимо изобразить не только реальный, видимый перед собой образ, но и свой внутренний мир, свои мысли и чувства.Шедевр Странник над морем тумана создан на холсте, маслом. Размер картины 94,874,8 см. На данный момент оригинал произведения находится в Старой Национальной галерее в Берлине.
Краткая биография художника
Знаменитый живописец Каспар Давид Фридрих родился в 1774 г. в Дрездене в простой семье мыловара. Мать Фридриха скончалась в 1781 году, а затем умерли родные: брат и сестры.Изобразительному искусству художник учился в Копенгагене в Академии искусств с 1794 по 1798 годы. После получения образования Каспар Давид Фридрих много ездил по Германии, а затем постоянно поселился в Дрездене.
Известность автору картины Странник над морем тумана пришла в 1808 г., когда им был создан шедевр Крест в горах. Прошел слух, что данное произведение выставляют вместо образа Спасителя на алтаре в замке Течен. Слух оказался всего лишь слухом, а Каспар Давид Фридрих стал знаменит.
Живописец стал в 1824 г. профессором Дрезденской Академии художеств. За время работы в Академии сочинил множество афоризмов, написал массу размышлений об искусстве.В 1835 г. Каспар Давид Фридрих тяжело заболел и ушел из Академии. Паралич прикончил великого пейзажиста. Скончался он нищим, в Дрездене, в 1840 году.
Изображения на знаменитом пейзаже
На картине Странник над морем тумана изображены:
- мужская фигура в темном пальто, стоящая на гребне скалы;
- вершины гор вдалеке;
- небо в облаках;
- густой туман, покрывающий скалы.
Художник изобразил себя, смотрящего на небо, облака, море тумана и горные расщелины. Острые вершины скал утопают в белом тумане, светло-голубое небо устлано облаками. Волосы персонажа развеваются на ветру.Природа отображает богатый внутренний мир пейзажиста. Он сморит на бесконечную даль и густой туман, думая о бесконечности мира и сущности человеческой жизни.
Глубокий философский смысл
Картина Странник над морем тумана отражает глубокий философский замысел автора. Каждая деталь пейзажа играет определенную роль. Скала на переднем плане произведения, нарисованная в форме треугольника, воплощает в себе весь мир. Многие люди, существующие в этом мире, оказались у подножия горы. Это те, которые не хотят думать, просто плывут по течению этой жизни, и не спешат восходить на вершину.
Но сам Каспар Давид Фридрих в образе странника над морем тумана, смог вознестись над мелочным миром, а значит приблизился к Богу. Исходя из мнения философов, непосредственно это приближение оказывается основным смыслом существования человека.
Перед пытливым, думающим странником простираются старый и новый миры, отображенные на картине в виде уступа, образованного схождением двух склонов. Сам персонаж, странник над морем тумана, находящийся в центре двух миров, объединяет их.Однако, дорога странника не завершена. Ведь вдалеке виднеется новый пик, следующая острая скала, значит очередное открытие и восхождение.
Интересное о художнике
- Художник Каспар Давид Фридрих был знаком с многими великими мыслителями того времени: Гете, Карусом. Они оказали значимое влияние на творчество пейзажиста, особенно на художественный стиль написания произведений.
- Дружба Каспара Давида Фридриха с Василием Жуковским, русским писателем, длилась 15 лет. Благодаря этим дружеским отношениям в России появилась коллекция работ великого художника. Несколько полотен талантливого пейзажиста хранились в царской семье.
- Изображение Странника над морем тумана приобрело большое распространение. В 1990 г. картина украсила обложку книги Т.Иглтона «Идеология эстетики». Странника рисуют даже на модных футболках, которые можно приобрести в интернет-магазинах.
- Многие работы автора напоминают современные моменты. Не верится, что некоторые полотна созданы много лет назад, настолько авангардным выглядит стиль художника. Например, произведение искусства Северный ледовитый океан представлена в стиле живописи наших времен.
- Каспар Давид Фридрих пробовал рисовать, используя кальку. Освещение действовало на данные изображения очень оригинально, придавая картинам необычные световые эффекты.
- Великий художник нарисовал много работ с изображением выдуманных объектов. Например, летающие храмы или фигуры ангелов.
Заключение
Картина Каспара Давида Фририха Странник над морем тумана является величайшим шедевром, написанным талантливым живописцем-философом. При взгляде на пейзаж чувствуется, что скалистые горы – это не фантазии мастера, а реально существующие природные формы, которые были зарисованы с натуры, а затем вставлены в прекрасную композицию. Через две сотни лет великолепие этого полотна – живописные контуры скал и философская связь с ними думающих людей – заставляет восторгаться умом и талантом автора.
Источник
История картины «Странник над морем тумана»
«Странник над морем тумана» Каспара Дэвида Фридриха изображает человека, стоящего на очень крутой скале спиной к зрителю. Он закутан в темно-зеленое пальто, а в правой руке держит трость для равновесия. Его волосы развеваются на ветру, когда он смотрит на пейзаж, покрытый густым морем тумана. В середине композиции из тумана выступают еще несколько гребней, похожих на тот, на котором стоит сам странник. Вдалеке слева возвышаются горы. Всепроникающий туман тянется бесконечно, становясь неотличимым от заполненного облаками неба.
Картина состоит из различных элементов природы, которые включают в себя горы Эльбского песчаника в Саксонии и Богемии. На заднем плане справа находится Зиркельштейн (небольшой лесистый холм в Саксонии). Группа скал перед ним представляет собой Гамриг ( Гамриг — 253-метровая гора в Саксонской Швейцарии ) близи поселения Ратен. Камни, на которых стоит путешественник — это группа скал Кайзеркроне.
Картина считается одним из шедевров романтизма. Верное стилю Фридриха искусство-это саморефлексия, выраженная через пристальный взгляд странника в море тумана. Когда фигура повернута спиной к зрителю, нам позволено пережить восприятие Фридрихом ландшафта и незначительности личности в нем. Фридрих заявил:
— Художник должен рисовать не только то, что перед ним, но и то, что он видит внутри себя.
Альпинизм и пеший туризм превратились в западном мире в вызов, который должен быть достигнут. Покорение горных вершин — это сегодня то, чем можно восхищаться.
Каспар Давид Фридрих (1774-1840) был немецким романтическим пейзажистом 19-го века, считавшимся самым важным немецким художником своего поколения. Он больше всего известен своими аллегорическими пейзажами, которые обычно изображают созерцательные фигуры, вырисовывающиеся на фоне ночного неба, утренних туманов, голых деревьев или готических руин. Его главным интересом как художника было созерцание природы, и его часто символические и анти-классические работы стремятся передать субъективный, эмоциональный отклик на природный мир.
Подъем нацизма в начале 1930-х годов ознаменовался возрождением популярности Фридриха, но за этим последовал резкий спад, поскольку его картины, связанные с нацистским движением, интерпретировались как имеющие националистический аспект. К счастью, в конце 1970-х годов Фридрих вновь обрел свою репутацию иконы немецкого романтического движения и художника международного значения.
Источник