Страны региона каспийского моря

Большой Каспий в системе нового мирохозяйственного уклада

10 июля 2020 года Рабочая группа по межнациональным, межконфессиональным отношениям и профилактике экстремизма Экспертного Совета по развитию гражданского образования социализации обучающихся Комитета по науке и образованию Государственной Думы Российской Федерации при поддержке Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского и Фонда содействия укреплению дружбы народов Прикаспийских государств «Наследие Каспия» провели Международную научно-практическую онлайн-конференцию «Устойчивое развитие стран Прикаспийского региона в условиях меняющегося мира» (далее – Конференция).

Одним из докладчиков на конференции стал ректор Астраханского государственного университета Константин Алексеевич Маркелов. Тема его доклада звучала, как «Большой Каспий в системе нового мирохозяйственного уклада».

Редакция портала «Каспийский вестник», как информационный партнёр (спонсор) состоявшейся конференции публикует доклад К.А.Маркелова, привлекший особое внимание участников Форума.

БОЛЬШОЙ КАСПИЙ В СИСТЕМЕ НОВОГО МИРОХОЗЯЙСТВЕННОГО УКЛАДА

Конвенция о правовом статусе Каспийского моря (12.08.2018), определив приоритеты сотрудничества в различных сферах деятельности стран,призвана обеспечить сохранение единства Каспия и устойчивое развитие региона. Важнейший ее принцип – использования Каспийского моря в мирных целях, превращения его в зону мира, добрососедства, дружбы и сотрудничества, фактически уже заложил основы нового мирохозяйственного уклада.

Однако до настоящего времени геополитическое значение Каспийского региона обосновывалось известными факторами: природно-ресурсным (энергетическим) и транспортно-логистическим (коммуникационным) потенциалами.

При этом регион оставался недооцененным в контексте пространственного развития современных мирохозяйственных связей (роль, место, значение, тренды и др. факторы и условия, включая идентичность).

Читайте также:  Гуманист мор 5 букв

Большой Каспий как новое геополитическое и экономическое пространство

Не случайно, в сознании западных экспертов стало формироваться понятие «Большой Каспийский регион» и его аналогов: Большой Кавказ, Большая Центральная Азия, Большой Черноморский регион, как идеологические проекты.

Практически одновременно в научный оборот был введен термин «Большой Каспий», как геополитический регион, возникший в результате распада Советского Союза, который в расширенном толковании включал страны Южного Кавказа и Центральной Азии.

Указанные понятия основаны на интуитивном их понимании, нежели на четких определениях и характеристиках. Поэтому ученые Астраханского государственного университета, в рамках создаваемой научной школы «Современные геополитические процессы формирования и развития Большого Каспия как центрального узла Евразийского пространства», особое внимание уделяют вопросам исследования нового геополитического и геоэкономического феномена – «Большой Каспий».

В контекст наших исследований положено пространственное развитие Большого Каспия в системе координат «Восток-Запад» и «Север-Юг», охватывающих страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии.

Парадигма нового мирохозяйственного уклада

Согласно научным исследованиям, парадигманового мирохозяйственного уклада отличается признанием национального суверенитета в области регулирования экономики и соблюдением международного права (цитата по С.Ю. Глазьеву – академик РАН) в целях устойчивого развития «общественного благосостояния» в интересах всего человечества.

По мнению академика РАН Глазьева С.Ю. переход к новому, интегральному, мирохозяйственному укладу происходит вопреки американскому доминированию в новых самостоятельных центрах мировой экономики – Китай, страны АСЕАН, Индия, ЕАЭС, которые обладают собственными культурно-цивилизационными характеристиками, отличаются своей системой ценностей, историей, культурой, духовностью и иной национальной и региональной спецификой.

Характерной особенностью новых экономик является общественное признание и эффективное использование несомненных достижений предыдущих периодов, которые гибко трансформировались в развитие современных национальных экономик: признание необходимости государственной социальной политики; рыночные принципы хозяйствования; приоритет общественных отношений над частными интересами; долгосрочное (стратегическое) планирование; государственно-частное партнёрство и др.

Сопряжение как форма развития интегральных мирохозяйственных связей

Указанные понятия (Большой Каспий и новый мирохозяйственный уклад) можно рассматривать как некоторое своеобразное историческое пространство, на котором осуществляется их сопряжение:

1) Все государства постсоветского пространства (Южного Кавказа и Центральной Азии) в той или иной степени осуществляли рыночные преобразования на базе прошлой социалистической идеологии, которая понятна и в целом поддерживается гражданами этих стран.

2) Новые экономики мира, в первую очередь Китай и Индия, формируют базовые принципы своего развития, также основываясь на опыте достижений прошлых лет, благодаря которым достигнут экономический прогресс «социалистических экономик с китайской, индийской, вьетнамской и пр. спецификой» (цитата по С.Ю. Глазьеву).

Таким образом, прошлая и нарождающаяся идеология социального партнерства значительного количества государств на новом геополитическом и экономическом пространстве Большого Каспия, позволяет вести речь:

— о процессе формирования определенной геополитической идентичности;

— о переходе к новому евразийскому интегральному мирохозяйственному укладу (строю) ведущих центров мировой экономики (Китай и Индия) на пространстве Большого Каспия;

— о новом месте и роли России на данном геополитическом и экономическом пространстве.

В контексте данных положений рассмотрим основные формы развития интегральных мирохозяйственных связей на пространстве Большого Каспия (Китай, Индия, Иран и Россия), которые определяются их геостратегическими и – экономическими интересами.

Основа новых мирохозяйственных связей находится в плоскости «стратегического треугольника» Россия — Индия – Китай (РИК), идея которого предложена Е.М. Примаковым (1998 г.) в формате партнерства трех стран, обеспечения стабильности в мире и регионе. В данном контексте РИК можно признать и Евразийским (и Каспийским) треугольником.

Однако данный геополитический ландшафт Евразии, при всех его стратегических выгодах (экономических, торговых, военно-политических) также характеризуется военно-политическими вызовами и угрозами (например, неурегулированность отношений в треугольнике Китай – Индия – Пакистан). Поэтому географическое пространство Китая и Индии, формирует особые геостратегические интересы этих стран.

Так, китайский международный мегапроект «Один пояс-один путь» предусматривает создание транспортных маршрутов: «Экономический пояс Шелкового пути», «Морской Шелковый путь XXI века» и «Ледовый шелковый путь», позволяет существенно диверсифицировать торгово-экономическое пространство КНР. При этом особым приоритетом являются евразийские сухопутные маршруты через Россию и страны Центральной Азии. В частности, проект Экономический пояс Шелкового пути предусматривает строительство двух из трех транзитных коридоров между Китаем и Европой, проходящих через каспийское пространство: 1) через Казахстан; 2) через Казахстан и Иран. В результате формируются не разрозненные транзитные коридоры, а международный транспортный каркас «Восток – Запад», способный занять доминирующее положение на экономическом и геополитическом пространстве Большого Каспия.

С другой стороны, Индия, имеющая сухопутные пространственные ограничения, развивает свои приоритеты глобального игрока в Индо-Тихоокеанском регионе. Соответственно обоснован высокий индийский интерес к развитию международного транспортного коридора «Север-Юг».

Значимость и возможности МТК «Север-Юг» состоят:

1) в развитии трансграничного товарооборота через важнейшими торговыми портами: стран Европы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Энзели, Бендер-Аббаса, Мумбай;

2) для России – в комплексном развитии и модернизации инфраструктуры и пространственной стратегии развития европейской части России;

3) взаимодействие МТК «Север-Юг» с Северным морским путем и транспортным коридором «Запад – Восток» формирует единый международный транспортный каркас пространственного инфраструктурного развития Евразии.

Результатом реализации данного проекта выступает пространственное сопряжение стран Россия – Индия – Иран, как восточного Каспийского треугольника. Значимость данного сотрудничества определяется традиционно развивающими торгово-экономическими отношениями, а также совместной реализацией проекта (дальнейшее развитие МТК «Север-Юг» до Мубаи), расширяющего доступность Индии к международным транспортным коммуникациям и углеводородным ресурсам.

Сирийские события (начиная с 30.09.2015 г. по настоящее время) способствовали созданию наиболее действенной военно-политической коалиции государств (Россия – Иран — Турция), которая фактически трансформируется в юго-западный Каспийский треугольник — зону коллективной безопасности на юге прикаспийского пространства.

В зонах Больших Каспийских треугольников, которые могут быть представлены и иными конфигурациями, сосредоточены многочисленные локальные пространства (малые треугольники) с «тлеющимися» конфликтами (Армения-Азербайджан), а также ряд имеющихся противоречий между южными государствами региона (Туркменистан-Иран; Азербайджан-Туркменистан) и др.

Юго-западный Каспийский треугольник (Россия – Иран — Турция), вовлечен в орбиту динамично меняющегося пространственного сопряжения различных сил международного влияния. Особые военно-политические вызовы и угрозы представляют США и страны, входящие в ее коалицию. Поэтому основным фактором стабильности в южном ареале каспийского пространства является Российская Федерация, которая совместно с Ираном находится под жесткими экономическими санкциями США (РФ также находится и под западными санкциями).

Указанный треугольник охватывает наиболее «взрывоопасные регионы» мира: Каспийский и Черноморский бассейны – Средиземноморье — Персидский залив — Аравийское море.

Таким образом, расширяющееся евразийское пространство Россия – Индия – Китай (РИК), позволяет вести речь о новом геополитическом и – экономическом пространстве «Большой Каспий», как современном векторе трансформационных преобразований, формирующем новый (прогрессивный) мирохозяйственный уклад, укрепляющий геополитический пояс мирового влияния.

В рамках пространственного треугольника РИК и на пространстве Большого Каспия, Россия выступает глобальным субъектом международных отношений, консолидирующий современные мирохозяйственные связи ведущих экономик мира, а также как гарант и своеобразный «зонтик» безопасности на данном геополитическом и экономическом пространстве.

Представляется, что соответствуя данному положению, статус России может определяться сохранением и выстраиванием своих мирохозяйственных связей на равноправных партнерских отношениях, сопряжением национальных экономик и геостратегических проектов, развитием двухсторонних партнерских преимуществ.

Указанные положения позволяют определять Евразию, с центром в Каспийском регионе, как современный эпицентр мировых трансформационных преобразований.

В данных условиях «Большой Каспий», а в его лице — Каспий можно представить, как «центр пересечения и сопряжения миров» – «Востока и Запада», «Севера и Юга». Это формирующееся геополитическое пространство, притягивающее ведущих мировых игроков, в ареале которого осуществляется «разлом» существующего мирохозяйственного уклада и формирование нового многополярного мироустройства, в котором заинтересованы все страны Большого Каспийского региона.

Источник

Какие страны омывает Каспийское море?

Уникальное по своим географическим характеристикам Каспийское море не имеет выхода в Мировой океан, из-за чего его нередко называют крупнейшим в мире озером.

Площадь водного зеркала Каспия превышает 370 тысяч квадратных километров, в длину оно протянулось на 1030 километров с севера на юг, а его ширина составляет 435 километров. Береговую линию делят между собой пять государств. Каких – мы сейчас рассмотрим.

Прикаспийские страны

  1. Россия. Ей принадлежит 695 километров северо-западной и западной береговой линии Каспия, принадлежащие трём федеральным субъектам: Астраханской области, Калмыкии и Дагестану.
  2. Казахстан. Эта страна является обладателем самого протяжённого участка берега, ей принадлежат 2320 километров в северо-восточной и восточной части моря.

Правовой статус Каспия

Уникальность водоёма привела к тому, что страны, расположенные на его берегах, в течение длительного времени не могли прийти к соглашению о правилах раздела водных и подземных богатств, нормах природопользования и других важных проблемах.

Однако в 2018 году удалось подписать соглашение, по которому водоём, не имеющий связи с другими морями и океанами, не может считаться морем, но по своим характеристикам не принадлежит и к озёрам. В этом соглашении определены границы, по которым каждому государству отводится соответствующая часть акватории и донного пространства для использования водных богатств и добычи полезных ископаемых.

Источник

Прикаспийские государства: границы, карта. Какие страны омывает Каспийское море?

До сих пор идут споры о статусе Каспийского моря. Дело в том, что, несмотря на свое общепринятое название, оно все же является самым большим в мире бессточным озером. Морем его назвали из-за тех особенностей, которые имеет строение дна. Оно сформировано океанической корой. К тому же вода в Каспии соленая. Как и на море, здесь нередко наблюдаются штормы и сильные ветры, поднимающие высокие волны.

География

Каспийское море располагается на стыке Азии и Европы. По своей форме оно напоминает одну из букв латинского алфавита – S. С юга на север море раскинулось на 1200 км, а с востока на запад – от 195 до 435 км.

Территория Каспия неоднородна по своим физико-географическим условиям. В связи с этим ее условно подразделяют на 3 части. К ним относят Северный и Средний, а также Южный Каспий.

Прибрежные страны

Какие страны омывает Каспийское море? Их всего пять:

  1. Россия, расположенная на северо-западе и западе. Протяженность береговой линии этого государства вдоль Каспия составляет 695 км. Здесь располагаются входящие в состав России Калмыкия, Дагестан и Астраханская область.
  2. Казахстан. Это страна на берегу Каспийского моря, расположенная на востоке и северо-востоке. Протяженность ее береговой линии составляет 2320 км.
  3. Туркмения. Карта прикаспийских государств указывает на то, что эта страна находится на юго-востоке водного бассейна. Длина расположенной вдоль берега линии составляет 1200 км.
  4. Азербайджан. Это государство, протянувшееся вдоль Каспия на 955 км, омывает его берега на юго-западе.
  5. Иран. Карта прикаспийских государств указывает на то, что эта страна располагается у южных берегов бессточного озера. При этом длина ее морских границ составляет 724 км.

Каспий – море?

До настоящего времени не разрешен спор о том, как назвать этот уникальный водоем. А дать ответ на данный вопрос важно. Дело в том, что все страны на Каспийском море имеют в данном регионе собственные интересы. Однако вопрос о том, как поделить этот огромный водоем, правительства пяти государств не могут решить уже долгое время. Самый главный спор развернулся вокруг наименования. Каспий – это все-таки море или озеро? Причем ответ на этот вопрос больше интересует не географов. Прежде всего он нужен политикам. Это связано с применением норм международного права.

Такие прикаспийские государства, как Казахстан и Россия, полагают, что их границы в данном регионе омываются морем. В связи с этим представители двух указанных стран настаивают на применении Конвенции ООН, принятой в 1982 г. Касается она морского права. Положения данного документа гласят о том, что прибрежным государствам отводится двенадцатимильная водная зона вдоль его государственных границ. Кроме того, стране предоставляется право на экономическую морскую территорию. Она располагается на расстоянии двухсот миль. Есть у приморского государства права и на континентальный шельф. Однако даже самая широкая часть Каспия уже, чем оговоренное в международном документе расстояние. В таком случае может быть применен принцип серединной линии. При этом прикаспийские государства, имеющие наибольшую протяженность береговых границ, получат большую морскую территорию.

У Ирана по этому поводу мнение иное. Его представители полагают, что Каспий должен быть поделен по справедливости. В таком случае всем странам достанется по двадцать процентов морской территории. Позицию официального Тегерана понять можно. При таком решении вопроса государство будет управлять большей зоной, чем при делении моря по серединной линии.

Однако Каспий из года в год значительно изменяет свой уровень воды. Это не позволяет определить его серединную линию и поделить территорию между государствами. Такие страны Каспийского моря, как Азербайджан, Казахстан и Россия, подписали между собой соглашение, определяющее те зоны дна, на которых стороны будут осуществлять свои экономические права. Таким образом, на северных территориях моря достигнуто определенное юридическое перемирие. Южные страны Каспийского моря к единому решению пока не пришли. При этом они не признают договоренностей, достигнутых северными соседями.

Каспий – озеро?

Приверженцы данной точки зрения исходят из того, что водоем, расположенный на стыке Азии и Европы, является закрытым. В таком случае к нему невозможно применить документ о нормах международного морского права. Сторонники данной теории убеждены в своей правоте, ссылаясь на то, что у Каспия нет естественного соединения с водами Мирового океана. Но здесь возникает еще одна трудность. Если озером является Каспийское море, границы государств по каким международным нормам должны быть определены на его водных просторах? К сожалению, такие документы пока еще не разработаны. Дело в том, что вопросы международного озера нигде и никем не обсуждались.

Каспий – уникальный водоем?

Помимо перечисленных выше существует и иная, третья точка зрения на принадлежность этого удивительного водоема. Ее сторонники придерживаются мнения о том, что Каспий должен быть признан международным водным бассейном, принадлежащим в равной степени всем граничащим с ним странам. По их мнению, ресурсы региона подлежат совместной эксплуатации граничащими с водоемом странами.

Решение проблем безопасности

Прикаспийские государства делают все возможное для устранения всех существующих разногласий. И в этом вопросе можно отметить положительные сдвиги. Одним из шагов на пути решения проблем, касающихся Каспийского региона, стало соглашение, подписанное 18.11.2010 г. между всеми пятью странами. Оно касается вопросов сотрудничества в сфере безопасности. В этом документе страны договорились о совместной деятельности по устранению в регионе терроризма, наркоторговли, контрабанды, браконьерства, отмывания незаконных доходов и т. д.

Охрана окружающей среды

Особое внимание уделяется решению экологических вопросов. Та территория, на которой расположены прикаспийские государства и Евразия, – регион, находящийся под угрозой промышленного загрязнения. Казахстан, Туркмения и Азербайджан сбрасывают в воды Каспия отходы от разведки и добычи энергоносителей. Причем именно в этих странах находится большое количество заброшенных нефтяных скважин, которые не эксплуатируются из-за своей убыточности, но тем не менее продолжают оказывать неблагоприятное воздействие на экологическую обстановку. Что касается Ирана, то он сбрасывает в морские воды отходы сельского хозяйства и стоки. Россия грозит экологии региона промышленным загрязнением. Это связано с хозяйственной деятельностью, развернувшейся в районе Волги.

Страны на Каспийском море добились определенных успехов в решении проблем окружающей среды. Так, с 12.08.2007 г. в регионе имеет силу Рамочная конвекция, ставящая перед собой цель защиты Каспийского моря. В этом документе разработаны положения по вопросам охраны биоресурсов и регулирования антропогенных факторов воздействия на водную среду. Согласно данной конвекции, стороны должны осуществлять взаимодействие при проведении мероприятий по улучшению экологической ситуации на Каспии.

В 2011 и 2012 годах все пять стран подписали и другие документы, значимые для охраны морской среды. Среди них:

  • Протокол о сотрудничестве, реагировании и региональной готовности при наступлении случаев, приводящих к загрязнению нефтью.
  • Протокол, касающийся защиты региона при загрязнении от наземных источников.

Разработка строительства газопровода

На сегодняшний день в Каспийском регионе является неразрешенной еще одна проблема. Она касается прокладки газопровода Nabucco. Эта идея является важной стратегической задачей Запада и США, которые продолжают искать источники энергоресурсов, альтернативные российским. Именно поэтому при решении данного вопроса стороны не обращаются к таким странам, как Казахстан, Иран и, конечно же, РФ. Брюссель и Вашингтон подержали заявление президента Туркмении, сделанное в Баку 18.11.2010 г. на саммите глав прикаспийских стран. Им была высказана официальная позиция Ашхабада, касающаяся прокладки трубопровода. Туркменские власти полагают, что проект должен быть осуществлен. При этом свое согласие на строительство трубопровода должны дать только те государства, по территориям дна которых он будет располагаться. А это Туркмения и Азербайджан. Иран и Россия выступили против такой позиции и самого проекта. При этом они руководствовались вопросами защиты экосистемы Каспия. На сегодняшний день строительство трубопровода не ведется из-за разногласия участников проекта.

Проведение первого саммита

Страны на Каспийском море постоянно ищут пути решения проблем, назревших в этом евроазиатском регионе. Для этого организуются специальные встречи их представителей. Так, первый саммит глав прикаспийских государств состоялся в апреле 2002 г. Местом его проведения стал Ашхабад. Однако результаты данной встречи надежд не оправдали. Саммит был признан неудачным из-за требований Ирана по делению территории моря на 5 равных частей. Этому категорически воспротивились другие страны. Их представители отстаивали собственную точку зрения о том, что размер национальных акваторий должен соответствовать той длине, которую имеет береговая линия государства.

Неудачное проведение саммита спровоцировал и спор между Ашхабадом и Баку о принадлежности трех месторождений нефти, находящихся в центре Каспия. В итоге главы пяти государств не выработали единого мнения ни по одному из всех поднимавшихся вопросов. Однако при этом заключили договоренность о проведении второго саммита. Он должен был состояться в 2003 году в Баку.

Второй прикаспийский саммит

Несмотря на существующие договоренности, проведение намеченной встречи ежегодно откладывалось. На второй саммит главы прикаспийских государств собрались только 16.10.2007 г. Местом его проведения стал Тегеран. На встрече обсуждались актуальные вопросы, касающиеся определения правового статуса уникального водоема, которым является Каспийское море. Границы государств в рамках раздела акватории были предварительно оговорены при разработке проекта новой конвенции. Поднимались также проблемы безопасности, экологии, экономики и сотрудничества прибрежных стран. Кроме того, были подведены итоги работы, которую государства провели после первого саммита. В Тегеране представители пяти государств наметили также пути дальнейшего сотрудничества в регионе.

Встреча на третьем саммите

В очередной раз главы прикаспийских стран встретились в Баку 18.11.2010 г. Результатом этого саммита явилось подписание соглашения о расширении сотрудничества, касающегося вопросов безопасности. В ходе встречи было указано на то, что какие страны омывает Каспийское море, только те и должны обеспечивать борьбу с терроризмом, транснациональной преступностью, распространением оружия и т. д.

Четвертый саммит

В очередной раз прикаспийские государства поднимали свои проблемы в Астрахани 29.09.2014 г. На этой встрече президентами пяти стран было подписано очередное заявление.

В нем стороны зафиксировали исключительное право прибрежных стран размещать на Каспии вооруженные силы. Но и на этой встрече статус Каспия так и не был окончательно отрегулирован.

Источник

Оцените статью