Стратегия «голубого океана»
Тренер-консультант: Бадаева Светлана
Цель: выявление новых рыночных ниш для развития бизнеса, анализ возможностей создания растущего спроса и ухода от конкуренции.
Задачи:
- Знакомство с новым подходом в развитии бизнеса «стратегия голубого океана» для снижения издержек и увеличения потребительской ценности продуктов и услуг Компании.
- Анализ эффективности существующей стратегической канвы,выявление направлений, которые необходимо упразднить, сократить, расширить и создать.
- Анализ возможностей реконструкции границ существующего рынка.
- Разработка предложений по инновации ценности товаров и услуг компании для клиента.
- Знакомство с технологией внедрения инновации ценности.
- Освоение ключевых подходов в управлении сопротивлением при внедрении изменений.
- Разработка плана дальнейших действий.
Целевая аудитория: собственники бизнеса, топ-менеджеры.
Продолжительность: 2 дня.
Результаты:
- Разработка инноваций для развития бизнеса.
- Разработка стратегического плана по внедрению изменений.
- Тактический план действий по вовлечению сотрудников и клиентов компании реализацию новой стратегии.
Тематический план
- Ключевые понятия и инструменты
- «Голубой» и «алый» океаны символизируют отрасли, которые существуют и не существуют на настоящий момент. 6 факторов отличия.
- Инновация ценности – это одновременное снижение издержек компании и повышение привлекательности товаров\услуги компании для потребителя. Примеры инновации ценности и отстройки от конкурентов успешных компаний.
- Аналитическая модель «Стратегическая канва».
- Анализ эффективности стратегической канвы.
- Модель 4 действий: упразднить, сократить, увеличить, создать.
- Шесть принципов разработки стратегии голубого океана.
- Реконструкция границ рынка
- Поиск и анализ возможностей альтернативных отраслей.
- Анализ стратегических групп отрасли.
- Цепочка потребителей.
- Дополнительные продукты и услуги.
- Функциональная и эмоциональная привлекательность.
- Тенденции будущего.
- Разработка стратегии голубого океана
- Решетка «упразднить – снизить – повысить — создать».
- Фокус.
- Дивергенция (принципиальное отличие).
- Привлекательный девиз.
- Этапы разработки и реализации стратегии голубого океана
- Визуальное пробуждение.
- Исследование «в поле», тестирование потенциала роста портфолио бизнесов анализ 4 ярусов «не клиентов».
- Визуальная ярмарка стратегий.
- Управление рисками.
- Воплощение стратегии «голубого океана»:
- Организационные препятствия.
- 4 препятствия к внедрению инноваций со стороны персонала.
- Методы преодоления ключевых препятствий.
- Устойчивость и обновление стратегии «голубого океана».
Программа тренинга является базовой и корректируется под ваш конкретный запрос. Для того, чтобы заказать тренинг, пожалуйста, свяжитесь с нами любым удобным для вас способом.
Онлайн-чат в правом нижнем углу страницы
Источник
Голубой океан: 15 примеров + 3 стратегии + 5 шагов для создания
Стратегия голубого океана – открытие новых продуктов и направлений рынка, вместо конкурирования в уже имеющихся.
В широкие круги понятие данной стратегии вошло в 2005 году, когда была издана одноименная книга Ким Чана и Рене Моборна (ссылка в конце статьи).
Кстати, в США существует целый Институт стратегии голубого океана, который исследует результативность применения данной стратегии в различных отраслях. Однако в России данное направление не столь развито, и компании предпочитают включаться в конкурентную борьбу.
Начнем с теории
Ну что же, первым делом расскажу Вам азы стратегии, а уже потом мы приступим к практике – сделаем из Вашего бизнеса настоящую ракету.
1. Виды океанов
Как Вы уже поняли, под океанами подразумеваются рынки. И начну с того, что помимо голубого океана существует еще и алый.
Голубой океан | Алый или красный океан |
Полностью или относительно свободное от конкуренции пространство. Например, малоразвитые или еще несуществующие отрасли, где компания может развиваться и чувствовать себя комфортно. Это место для новых возможностей, формирования потребительского спроса и получения сверхприбыли, как первопроходца | Сформированный рынок с высокой конкуренцией, поделенный между игроками, где каждая новая компания – продавец воспринимается негативно. На рынке продукт востребован и есть люди, желающие его купить. Только вот число желающих продать – велико, поэтому нужно постоянно прилагать усилия для отстройки от конкурентов |
Вообще данные понятия достаточно условные и сформировались они как иллюстрация представления о том, что мировой рынок – это как большое водное пространство, где компании – морские обитатели.
2. Особенности и принципы
Стратегия голубого океан – это не просто термин, определяющий какие-то конкретные действия, а определенная философия, принципы, основанные на ряде постулатов. И, чтобы внедрить ее в свой бизнес, необходимо знать все до мельчайших подробностей. Ну а я расскажу лишь основное содержание и совсем кратко.
- Прибыль. По статистике при стратегии захвата рынка, 86% компаний расширяют свое влияние в рамках красного океана, получая всего 39% прибыли. Оставшиеся 14% игроков двигаются в рамках голубых океанов, получая 61% прибыли;
- Инновации. То есть либо создают что-то новое, либо открывают новые грани старого. Это позволяет потребителям получать больше возможностей для выбора, создает новые продукты и формирует новые рынки и отрасли.
- Конкуренция – не главное. Поэтому не нужно тратить время и силы на ее преодоление. Ресурсы нужно тратить на создание ценности для покупателя;
- На структуру отрасли можно влиять. Поэтому необходимо расширять ее границы, или формировать на ее основе новую отрасль;
- Количество голубых океанов неограниченно. И их можно создавать постоянно, формируя новые продукты или новые характеристики старых продуктов;
- Создание голубого океана не хаотично. Оно основано на реализации пошаговой модели построения стратегии, которая может занять многие месяцы;
- Параллельная разработка и реализация. Разработка стратегии и ее реализация осуществляются не последовательно, а параллельно.
3. Выгоды от использования
Формирование стратегии голубого океана дает компании возможности развития, которые нельзя реализовать в красном океане. Можно выделить две глобальных выгоды:
- Отсутствие конкурентов. Это позволяет действовать свободно: выдвигать любые условия, формировать новое рыночное пространство, не идти на компромисс между издержками и ценностью и т.д.;
- Отсутствие правил игры. Это позволяет компании самостоятельно формировать спрос, без борьбы занимать ту долю рынка, которую она может обслужить. И также получать прибыль в объеме, зависящем только от ее активности и т.д.
4. Варианты использования
Краткое изложение о том, когда можно использовать метод и основные варианты, которые он подразумевает. Кстати, читайте и сразу берите себе на заметку, как изменить вектор развития бизнеса таким образом, чтобы и Вам можно было применить стратегию голубого океана.
Вариант | Описание |
Новый продукт | Компания выходит на рынок с новым или модернизированным продуктом, которого не было ранее, и самостоятельно формирует для него спрос |
Модернизированный продукт | Компания выходит с типовым продуктом на перенасыщенный рынок, границы которого хочет раздвинуть, придавая своему продукту особую ценность. Или модернизируя его таким образом, что он приобретает нехарактерные для него черты |
Дополнение продукта | Компания, уже работающая на рынке, вводит новый продукт, дополняющий ее прежний товар, тем самым формируя новый рынок |
Образ продукта | Компания, работающая на рынке, формирует для своего продукта новый образ, тем самым расширяя границы сбыта, продавая его новой целевой аудитории; |
Новый рынок | Компания выходит на географически новый рынок, где ранее не продавали уже известный в других местах продукт |
Примеры
Весь современный рынок когда-то был голубым океаном. Но со временем появлялись подражатели, начиналась конкурентная борьба и формировался красный океан.
Тут важно вовремя снять сливки. И далее я расскажу Вам 15 самых ТОП-овых примеров, так сказать, для вдохновения.
Название компании | Голубой океан | Описание |
McDonald’s | Формирование рынка фаст-фуда | Во времена открытия первого МакДональдса еда вне дома означала помпезный, длительный и дорогостоящий поход в ресторан. Если нужен был простой перекус, еду брали с собой. Именно поэтому эффект МакДональдс всех поразил |
Cirque du Soleil | Новый рынок на границе между цирком и театральными постановками | Во время формирования стратегии дю Солей публика делилась на две категории: 1. Элитарная и культурная, которая ходила на театральные постановки; 2. Простой народ, предпочитавший более дешевые и простые цирковые увеселения. Цирк создал, как говорят в маркетинге, голубой океан – изящные цирковые постановки по цене театральных билетов, привлекая в цирк обеспеченную публику |
IKEA | Опережающий время рынок: дешевая недолговечная мебель, доступная каждому | В то время продавалась готовая качественная мебель из массива древесины, дорогая, долговечная и тяжелая для транспортировки, поэтому была доступна далеко не всем. IKEA же и создала голубой океан – рынок дешевой мебели. Это привлекло большое число малообеспеченных покупателей |
Pampers | Инновационный рынок в сфере гигиены, первая альтернатива марлевым подгузникам | Подгузники на тот момент делали из ткани, либо использовали в виде трусов с тканевым вкладышем. Памперс предложил высокотехнологичную новинку в этой сфере, которой раньше на рынке не было |
Dove | Новый рынок, с новым продуктом, совмещающим очищение и уход | Традиционно рынок мыла ориентирован на гигиенические потребности людей, в том время как уход за кожей возложен на крема и другие косметические средства. Компания Dove сформировала голубой океан на стыке этих рынков, предложив инновационный продукт – мыло с функцией ухода |
Crocs | Новый рынок, сформированный новой целевой аудиторией | Калоши и аналогичная обувь традиционно считалась обувью для сельских жителей, Crocs удалось создать аналогичный продукт для городских жителей, включая людей с достатком, и сформировав при этом голубой океан |
Amazon | Инновационный рынок, почтовая доставка товаров в ассортименте | Амазон – это первый магазин с возможностью дистанционной покупки ассортиментом гипермаркета. На момент создания компании аналогичные услуги никто не оказывал, поэтому Безосы и сформировали голубой океан |
Tesla | Инновационный рынок экологичных авто | Тесла предложили продукт, которого ранее не было – электромобиль, чем привлекли внимание защитников экологии и людей, которые ответственно относятся к этому вопросу |
Cassella Wines | Новый рынок, сформированный новой целевой аудиторией | Традиционно вино считалось напитком для гурманов, стоило дорого и обладало соответствующим набором вкусовых характеристик. Cassella Wines сформировали голубой океан – рынок дешевого вина, выбрав в качестве клиентов потребителей пива |
Лаборатория Касперского | Инновационные технологии, сформировавшие новый рынок | Сформировали голубой океан – новый рынок, ориентированный на потребителей электронных устройств и родителей, которым предложили функционал защиты информации с возможностью ограничения доступа для детей |
Ford | Новый рынок доступных авто | Форд сформировал голубой океан, выходя на рынок с автомобилями не для членов правительства и высшего света, как это было раньше. А с авто для среднего класса |
Polaroid | Новый рынок моментального фото | На момент появления фотоаппаратов “Полароид”, фотографии мог напечатать только фотолюбитель, который разбирался в технологии. Остальные люди относили фото в печать и ждали готовые снимки. Полароид предложил инновационный продукт – фотоаппарат с моментальной печатью |
Novo | Новый рынок за счет привлечения новой целевой аудитории – больных диабетом, минуя врача | Novo создали инновационные продукты для диабетиков, которые автоматизировали процесс ввода инсулина. У них не было аналогов, поэтому сформировался голубой океан |
Тульский пряник | Новый рынок по продаже аутентичных сладостей для туристов | С момента государственных инвестиций в сфере туризма, компания “Тульский пряник” сформировала голубой океан, продавая уникальный продукт – сувенирные пряники для туристов |
Сеть ресторанов “Грабли” | Новый рынок – ресторан доступной еды с ассортиментом шведского стола | На текущий день компанию можно считать сформировавшей голубой океан, поскольку на рынке нет аналогичных ресторанов, с таким же ассортиментом, ценами и удобством, а значит с аналогичной ценностью для клиента |
Фууух… Примеры, конечно, крупных компаний с большими ресурсами, но по факту голубой океан можно сформировать почти в любой среде.
Важно. Выжимайте из бизнеса максимум с помощью нашей методички формата “фишечная стратегия”. В ней самый сок из сотен тренингов и книг по маркетингу и продажам. А также концентрат успешных действий. По ссылке скидка 50% в течение 4 часов, кликайте -> “Реальный маркетинг: 165 фишек + 33 основы“
Инструменты формирования нового рынка
Основоположники теории голубого океана разработали несколько инструментов, которые помогут компаниям определить оптимальный способ создания своего собственного океана. И далее подробно и понятно расскажу о каждом.
1. Стратегическая канва
Стратегическая канва – это модель, которая позволяет сравнить и оценить свою стратегию и стратегию конкурентов.
В основе модели лежит анализ продукта по нескольким ключевым параметрам, которые представляют собой основные ценности для Ваших клиентов. Если более просто, и как говорят в маркетинге, то по ним Вы и конкурируете с другими организациями.
В зависимости от отрасли это могут быть абсолютно разные показатели, но они обязательно будут включать в себя цену на Ваш продукт. И определить эти показатели можно несколькими способами:
- У сотрудников. Собрать данные о том, что важно для клиентов, у сотрудников компании;
- У покупателей. Оценить, какие услуги и факторы наиболее востребованы, вступив в прямое взаимодействие с клиентами.
Далее вся полученная информация собирается и выстраивается в график – кривую ценности. Где по вертикали расположен уровень значимости, а по горизонтали – перечень основных факторов.
Стратегическая канва
Полученные графики наглядно демонстрируют, на что делают упор Ваши конкуренты, а на какие позиции обращают меньше внимания.
После чего на основе аудита уже можно оценить, на какой фактор стоит повлиять – усилить его или ослабить. Это нужно, чтобы сформировать либо новый продукт, либо иначе преподнести старый, для формирования нового рынка сбыта.
Источник