- Презентация «Рельеф дна Мирового океана» 6 класс презентация к уроку по географии (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Рельеф дна Мирового океана. География. 6 класс. Разработка урока
- Ход урока
- І. Организационный этап урока
- ІІ. Актуализация знаний учащихся
- ІІІ. Изучение нового материала
- ІV. Закрепление нового материала
- Дно Мирового океана
- Изучение океанического дна
- Как выглядит земля под водой?
- Ложе океана
- Океаническое дно
- Что мы узнали?
Презентация «Рельеф дна Мирового океана» 6 класс
презентация к уроку по географии (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
relef_dna.ppt | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рельеф дна Мирового океана
Изучение рельефа дна Мирового океана Еще в 19 веке люди очень мало знали о рельефе дна Мирового океана. Вблизи берегов мореплаватели издавна измеряли глубины с помощью лота — троса с прикрепленным к нему свинцовым грузом. Но все-таки стремление узнать, чт скрывает морская пучина, не оставляло ученых. Впервые данные о глубинах и характере дна океанов были получены в 1876 г. океанографической экспедицией, обошедшей вокруг света на парусном корабле «Челленджер». Длина лота на этом судне составляла 7 км., и, несмотря на то что он был оснащен паровой лебедкой, на каждое измерение уходило 10-12 часов тяжелого труда. Зато удалось доказать, что на дне океанов есть и равнины, и горы, и глубочайшие желоба.
В XX в. немецкий инженер А. Бам изобрел эхолот — прибор, измеряющий глубину по времени прохождения звуковых волн от корабля до дна и обратно. Но до того как эхолот изобрел человек, он уже существовал в природе. Например, многие морские обитатели определяют расстояние до предметов, посылая сигналы и улавливая их отражение. В современных эхолотах используют ультразвук, распространяющийся в воде со скоростью 1500 м/с. Специальные приборы автоматически рисуют картину морского дна по ходу движения судна, а компьютерные программы создают объемное изображение рельефа. Эхолот позволил составить точные карты океанских глубин и представить, как выглядят подводные пейзажи.
! Эхолот – прибор для изучения рельефа дна Мирового океана.
Части Мирового океана
1. Шельф – часть материковой земной коры, продолжающаяся под океаном. Глубина – 100-200 м 2. Материковый склон – часть дна между шельфом и ложем океана. Глубина 200 – 3 000 м Зона 1: Подводная окраина материков 3. Материковые острова — острова, расположенные на подводной окраине материков
Зона 2: Переходная зона 2. Островные дуги — гористые острова и вулканы 1. Глубоководные желоба – глубокие понижения океанического дна Глубина – 5 — 11 км Марианский – 11 022 м (Тихий океан); Пуэрто-Рико – 8 742 м (Атлантический океан); Зондский – 7 729 м (Индийский океан).
1. Котловина – равнина ложа океана Глубина – 5 000 м Зона 3: Ложе океана 2. Срединные океанические хребты горная система Высота – 3-4 км; длина – 2 000 км 3. Вулканические острова вулканы, поднявшиеся над водой
Зона 3: Ложе океана Срединно-океанический хребет «Черные курильщики»
Шельф Рельеф дна Мирового океана Материковый склон Материковый остров Глубоководные желоба Островные дуги Котловины Срединно- океанические хребты Вулканические острова 3. Ложе океана 1. Подводные окраины материков 2. Переходная зона
Какие процессы формируют рельеф дна Океана? Внутренние процессы Внешние процессы Вызывают вертикальные и горизонтальные перемещения участков земной коры, землетрясения и извержения вулканов. Они создают крупные формы рельефа. Осадкообразование, т.е. оседание и накопление обломочных пород, приносимых с суши, а также вулканической пыли и пепла, остатков скелетов и раковин умерших животных.
Рельеф подводной окраины материков
Самый глубокий на Земле желоб – Марианский (глубина 11022 м) в Тихом океане. Обнаружен экспедицией на советском исследовательском судне «Витязь» в 50-е гг. ХХ в .
Самое глубокое место в Атлантическом океане – впадина Пуэрто-Рико (8742 м)
Самое глубокое место в Индийском океане – Яванский желоб (7729 м)
Самое глубокое место в Северном Ледовитом океане находится в Гренландском море – 5527 м
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока «Россия в Первой мировой войне» (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ.
Дебаты как форма урока требуют достаточно длительной подготовки. Данный урок предста.
Материалы к уроку содержат основные понятия и вопросы темы, а также практические и проблемные задания.
Рабочая программа по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М.
Урок по теме » МКВ. Части Мирового океана.» К конспекту урока прилагается лист-опросник, который используется для закрепления материала изученного на уроке и для подготовки домашнего задания. В .
Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой «Мировая художественная культура» 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты.
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. 4 класс.
Источник
Рельеф дна Мирового океана. География. 6 класс. Разработка урока
Название учебно-методического комплекса: линия УМК по географии для 6–9 классов под редакцией В. П. Дронова.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с новыми определениями и понятиями темы
- материковая отмель (шельф),
- материковый склон,
- ложе океана,
- срединно-океанический хребет,
- глубоководная впадина (желоб),
- котловина.
- Начать формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении.
- Продолжить формирование умения работать с географической картой.
Учебно-наглядный комплекс: физическая карта полушарий, карта Мирового океана, схема «Рельеф дна Мирового океана», тесты, учебник, атласы, контурные карты, фильмы об океане.
Ход урока
І. Организационный этап урока
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих. Организация внимания.
ІІ. Актуализация знаний учащихся
ЗАДАЧИ ПО УЗНАВАНИЮ
Учитель. На предыдущих уроках мы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.
«Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами. »
ЗАДАЧИ ПО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХФАКТОВ, ЧИСЕЛ,ПОНЯТИЙ
Учитель. Горы и равнины это совокупность всех неровностей земной поверхности, отличающихся по высоте. Вспомните, как различаются горы и равнины по высоте.
ІІІ. Изучение нового материала
Учитель. Земная кора (литосфера) – твёрдая оболочка Земли как вы уже знаете, бывает материковой и океанической. Разнообразие рельефа материков мы с вами уже рассмотрели. Сегодня мы совершим путешествие по земной коре – океанической, т.е. познакомимся с рельефом дна Мирового океана и увидим, что рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф суши.
ЗАДАЧИ ПО ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ И ОПИСАНИЮ ФАКТОВ (ПЕРЕЧЕНЬ)
Без специального снаряжения и глубоководных аппаратов совершить путешествие по океаническому дну будет не возможно. Из предложенных вам рисунков подводных аппаратов и специального снаряжения выберите все необходимое для погружения. Видеофильм (прилагается). Начинаем погружение, по ходу заполняем судовой дневник (прилагается).
Дети. Делают свой выбор и обосновывают его. Начинают заполнять судовой дневник.
Учитель. И так, всё необходимое к путешествию готово и мы медленно начинаем погружение.
На доске плакат с изображением рельефа дна Мирового океана. Рисунок 1.
и опорная схема, «Рельеф дна Мирового океана», которая заполняется при помощи дидактического материала содержанием во время объяснения нового материала.
ЗАДАЧИ ПО РАЗБОРУ И СТРУКТУРЕ (АНАЛИЗ И СИНТЕЗ)
Учитель. На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель (её называют ещё шельф) и материковый склон.
Материковая отмель – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.
Шельф материков имеет различную ширину. (Работа с картой – по карте материков и океанов определите, у каких материков и их частей наиболее широкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин.)
Подводная окраина материков заканчивается материковым склоном – сравнительно крутым уступом до глубины 2-3 тыс. м. Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Над дном котловин поднимаются на тысячи метров высокие конусы вулканов. Действующие извергают лаву, которая разносится водными потоками и оседают на дно. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. выровнены течениями. Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические о-ва. Примером таких вулканов могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва (работа с картой).
Важнейшее место в рельефе дна океана занимают срединно-океанические хребты. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км.
Срединно-океанические хребты – валообразные поднятия земной коры. Относительная высота их 3-4 км, ширина до 2 тыс. км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом , представляющий собой ущелье глубиной до 3 км, шириной до 50 км. Ущелье делит поднятие на две части, склоны которых круто обрываются в сторону ущелья и полого спускаются в сторону ложа океана. На дне ущелья – излияние базальтов магмы, горячие источники. На склонах хребтов вулканы т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между литосферными плитами.
Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане – Восточно-Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).
На дне океанов встречаются и необычные формы рельефа – глубоководные желоба. Это узкие и длинные (в сотни и тысячи км.) понижения с крутыми склонами и почти ровным дном, глубиной более 6000 м. Самый глубокий на Земле желоб — Марианский (11 022 м.) Причины образования их вам уже известны / актуализация знаний уч-ся /.
Наше путешествие по просторам океанического дна закончилось.
ЗАДАЧИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ (КОНКРЕТИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ)
Учитель. Дети, что вы можете сказать о рельефе дна Мирового океана.
Дети. Что рельеф дна Мирового океана также разнообразен как рельеф суши.
ЗАДАЧИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ФАКТАМИ (ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ)
Учитель. Озвучив и проанализировав полученную схему, мы пришли к общему выводу, что рельеф дна Мирового океана так же разнообразен, как и рельеф суши и его также формируют внутренние и внешние силы.
Работая с картой атласа и опорной схемой, приведите примеры форм рельефа дна Мирового океана сформированные внешними силами (вариант 1) и внутренними силами (вариант 2).
ІV. Закрепление нового материала
ЗАДАЧИ ПО АБСТРАКЦИИ, КОНКРЕТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЮ
ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (или работа с презентацией).
- 70% ложе океана занимают:
а) котловины;
б) желоба;
в) срединно-океанические хребты. - Единая система горных сооружений на дне океана это:
а) материковый склон;
б) срединно-океанические хребты;
в) желоба. - Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:
а) ложе океана;
б) материковый склон;
в) шельф. - Самые глубокие участки мирового океана – это:
а) желоба;
б) материковый склон;
в) котловины. - Самая глубокая впадина Мирового океана называется:
а) Филиппинский желоб;
б) Марианский желоб;
в) Зондский желоб. - Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:
а) на ложе океана;
б) в желобах;
в) на материковой отмели. - По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового океана находится в точке с координатами 40?ю. ш., и 60 з. д.
а) материковая отмель (шельф);
б) срединно-океанический хребет;
в) желоб.
Источник
Дно Мирового океана
Изучение океанического дна
Первыми, кто стал изучать мировой океан, стали англичане. На военном корабле “Chellenger” под командованием Джоржа Нэйса, они прошли всю акваторию мира и собрали много полезной информации, которую ученые систематизировали еще 20 лет. Они измеряли температуру воды, животных, но самое важное – они первые определили строение дна океанов.
Прибор, которым изучают глубину, называется эхолот. Он расположен в нижней части корабля и периодически посылает сигнал такой силы, чтобы он мог достичь дна, отразится и вернуться на поверхность. Согласно законам физики, звук в воде движется со скоростью 1500 м. за секунду. Таким образом, если звук вернулся за 4 секунды, то дна он достиг уже на 2-й, и глубина в этом месте равна 3000 м.
Как выглядит земля под водой?
Ученые выделяют основные части дна мирового океана:
- Подводная окраина материков;
- Переходная зона;
- Ложе океана.
Рис. 1. Рельеф дна мирового океана
Материк всегда частично уходит под воду, поэтому подводная окраина разделяется на материковый шельф и материковый склон. Фраза “выйти в открытое море” означает покинуть границу материкового шельфа и склона.
Материковая отмель (шельф) — это часть суши, погруженная под воду на глубину до 200 м. На карте она выделена бледно-голубым или белым цветом. Наибольший шельф – в северных морях и на Северно-Ледовитом океане. Наименьший – в Северной и Южной Америке.
Материковая отмель хорошо прогревается, поэтому это основная зона для курортов, хозяйств по добыче и разведению морепродуктов. В этой части океана добывают нефть
Материковый склон формирует границы океанов. Материковый склон считается от края шельфа и до глубины в 2 километра. Если бы склон был на суше, то это бы был высоченный обрыв с очень крутыми, почти прямыми склонами. Но кроме своей крутизны, в них таится еще одна опасность – океанические желоба. Это узкие ущелья, уходящие под воду еще на тысячи метров. Самым большим и известным желобом считается Марианская впадина.
Ложе океана
Там, где кончается материковый уступ, начинается ложе океана. Это основная его часть, где существуют глубоководные котловины (4 – 7 тыс. м.) и возвышенности. Ложе океана размещается на глубине от 2 до 6 км. Животный мир представлен очень слабо, поскольку в этой части практически нет света и очень холодно.
Рис. 2. Изображение дна океана
Важнейшее место занимают срединно океанические хребты. Они представляют собой большую горную систему, как на суше, только под водой, простирающиеся вдоль всего океана. Общая протяженность хребтов – около 70 000 км. Они имеют свою сложную структуру: ущелья и глубокие склоны.
Хребты образуются на стыках литосферных плит и являются источниками вулканов и землетрясений. Некоторые острова имеют очень интересное происхождение. В тех местах, где скапливалась вулканическая порода и в итоге вышла на поверхность, образовался остров Исландия. Именно поэтому здесь много гейзеров и горячих источников, а сама страна представляет собой уникальный природный заповедник.
Рис. 3. Рельеф Атлантического океана
Океаническое дно
Почва океана представляет собой морские осадки. Они бывают двух типов: материковые и океанические. Первые сформировались с суши: галька, песок, другие частицы с берега. Вторые — это донные отложения, сформировавшиеся океаном. Это остатки морских обитателей, вулканический пепел.
Что мы узнали?
Строение дна океана очень неравномерное. Выделяют три основные его части: материковая окраина (делящаяся на материковый шельф и склон), переходная зона и ложе океана. Именно в центральной его части образовался удивительный рельеф – срединно-океанический хребет, представляющий единую горную систему, опоясывающую практически всю Землю.
Источник