Игровая программа «У самого синего моря»
учебно-методическое пособие на тему
Игровая программа «У самого синего моря»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_samogo_sinego_morya.doc | 56.33 КБ |
Предварительный просмотр:
« У самого синего моря»
Действующие лица: Золотая Рыбка, Старуха.
Занавес открыт. На сцене висит невод, звучит народный на игрыш. Входит Старуха.
Старуха: Все было как в сказке. Мы жили со стариком у самого синего моря. Старик ловил неводом рыбу, а я пряла свою пряжу. Пошел однажды Старик в море и вытянул Золотую рыбку. Но, дурачина он, простофиля, не сумел взять выкупа с рыбки. Не стану я сейчас Владычицей морскою. А стать ею очень хотелось. А знаете, что я придумала? Возьму – ка я невод и пойду ловить золотую рыбку, а Старик пусть теперь сидит дома и прядет мою пряжу.
(Старуха забрасывает невод и тянет его, а в нем золотая рыбка.)
Золотая Рыбка. Чего тебе надобно, Старуха?
Старуха. А ты не знаешь? Хочу быть владычицей морскою, и чтоб служила ты мне на посылках.
Золотая Рыбка. Хорошо, Старуха, не бранись. Будешь ты владычицей морскою, но хватит ли у тебя для этого знаний и уме ний?
Старуха. А то не хватит, еще как хватит. Ты что ж думаешь, что я больше, как пряжу прясти, ничего не умею?
Золотая Рыбка. Хорошо, Старуха, тогда устроим тебе эк замен. Но для того, чтобы хорошо сдать его, предлагаю тебе найти помощников. Посмотри, сколько людей вокруг, попроси, может, кто-нибудь тебе и поможет.
Старуха. Ой, правда, людей-то сколько, и сообразительные, и ловкие, наверное! Нужны мне самые остроумные, веселые и умные. Помогите мне, ребята, стать владычицей морскою. Ну, да говори свои условия.
Золотая Рыбка. Для начала нужно вам разделиться на две команды. Одна команда будет называться «Окунь», а другая команда — «Щука». Вот вам, друзья, мое за дание: «Рыбный аукцион».
Плавает в моем море-океане много рыбы: и маленькие, и боль шие, и выглядят они все по-разному, и названия у всех разные. Так вот, нужно вам по очереди дать названия этих рыб.
(Дети вспоминают названия рыб, сразу же идет деление на 2 команды)
Старуха. Вот видишь, Рыбка Золотая, какие у меня помощ ники, одни лучше других. Я-то и одно название вспомнила с трудом, а они вон сколько знают, наверное, рыбаки, как и Старик мой.
Золотая Рыбка. Не торопись, Старуха, это еще не все. Ведь не только рыбы населяют мои водные владенья, но и другие жители, а вот какие, вы сейчас и отгадаете. Но нужно не просто отгадать, но и нарисовать, а сделать это надо быстро и красиво. Для начала послушайте загадку.
Старуха. А можно я загадки прочитаю, может быть, и сама отгадаю.
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Вот и весь я …….(осьминог)
Старуха: И что это такое, ума не приложу. Нет, самой мне не угадать.
(Дети отгадывают загадку и рисуют отгадку. Восемь участников из каждой команды рисуют с завязанными глазами по одной ноге у осьминога. Кто это сделает быстрее и лучше – получает рыбку. Рыбки висят на неводе, он является частью оформления. К нему крепятся рыбки).
Старуха. Ну, Репины, да и только! Слышь, Рыбка, выполни ла я твое задание, делай меня владычицей морской.
Золотая Рыбка. Э, нет, Старуха, это еще не все. Это было легкое задание, вот сейчас я задам тебе задачу потруднее. (Викто рина «Рыбная ловля».) Каждая команда должна ответить на вопросы. Команда, набравшая большее количество правильных ответов за вопросы, получает рыбку.
- Сколько ног у омара — морского рака? (10.)
- Как определить возраст рыбы? (По кольцам и чешуйкам.)
- Какая рыба поражает свою добычу электрической искрой?
(Электрический скат.) - Какая рыба заботится о своих детенышах, пока они не вырас тут? (Колюшка.)
- В каком море ловят рыбу жители трех частей света? (Среди земном.)
- Почему Мертвое море называется Мертвым? (Много соли в море.)
- Самое глубокое озеро в мире? (Байкал.)
- Самая длинная река в стране? (Волга.)
- Всегда ли рак пятится назад? (Всегда, кроме еды, к еде впе ред.)
10. Какие морские существа поддаются дрессировке? (Морские котики, тюлени, дельфины, моржи.)
Старуха. Ой, совсем ты меня замучила: и помощников моих, Рыбка Золотая! То рисовать ей, то вопросы такие задаст, что и мой дед, на что умный, и то не ответит. Ничего, слава богу, вон помощ ники какие смышленые. Ой-ей-ей! Устала я чего-то!
Золотая Рыбка. Да, пора б тебе отдохнуть. А самый луч ший отдых, конечно же, на берегу моря, у костра.
Старуха. Да ты что! Где же я тебе костер возьму? Да и дров нету!
Золотая Рыбка. Ну, почему нету? Для хорошего человека всегда все найдется. Вот и дрова, нужно их только собрать.
Старуха. Это как же я, со своим радикулитом собирать бу ду? Нет, я никак не смогу.
Золотая Рыбка. Ну, что ж, бабка, пусть тебя снова по мощники выручают, только им я задачу усложню.
Вам нужно перенести эти дрова в этот круг. А сделать это нуж но вот как. Первый игрок берет полено и передает его другому игроку своей команды до тех пор, пока не закончатся все дрова. Последний игрок складывает дрова в костер. Конкурс заканчивается тогда, когда все дрова будут уложены в костер.
Старуха. Ну, не подкачайте, ребята, я уж на вас надеюсь.
Старуха. Вот видишь, рыбка, какие ребята молодцы! Все могут, даже поленья в костер укладывать. Если уж мы развели костер, можно ведь у костра поиграть.
Золотая рыбка: Хорошо, давай поиграем. Знаешь, как резвятся стайки рыб в моем море. Сейчас увидишь.
Игра «Стая рыбок»
К бумажным рыбкам длиной 25х7 см. прикрепляется нитка. Один конец нитки крепится за хвост к рыбке, второй – к поясу участника игры. Голова рыбки свободно касается пола.
По сигналу ведущего игроки бегают друг за другом и стараются наступить на рыбку противника. Игрок, чью рыбку сорвали, выходит из игры. Побеждает та команда, у которой останется больше рыбок.
Игрокам вручается рыбка.
Старуха: Знаешь, Золотая рыбка, кроме ребят здесь я еще вижу взрослых людей. Им тоже хочется повеселиться, с тобой познакомиться. Все они с богатым жизненным опытом. Хоть раз да, наверно, были на берегу, а, может, и ловили рыбу. Давайте вспомним, как это было.
Бабушки и дедушки берут в руки удочки и стараются поймать рыбу на крючок. Победителем считается тот, кто за 1 минуту поймает больше рыбок. Этот игрок получает рыбку. По желанию он может передать свою рыбку какой – либо команде, а может ее оставить у себя.
Золотая рыбка: А у меня для тебя, Старуха, следующее испытание. Я тоже знаю игру, в которой тоже ловят рыбок. Пригласи себе в помощники для следующего испытания по 5 человек от каждой команды.
Игроки встают в круг. В центре круга встает Старуха. Она держит веревочку, на конце которой находится мешочек. Водящий вращает веревочку с мешочком, которая, скользя по полу, проносится под ногами играющих. Играющие подпрыгивают, следя за тем, чтобы мешочек не задел их. Тот, кого мешочек заденет, выходит из игры. Выигрывает команда, в которой осталось больше игроков, не задетых мешочком. Команда – победительница получает рыбку.
Золотая рыбка: А ты, Старуха, часто ли бываешь на берегу моря? Знаешь, как порой оно бывает красиво. То тихое и спокойное, то шумное и пенящееся. А как оно умеет играть!
Старуха: Как это море умеет играть?
Золотая рыбка: Сейчас я тебе покажу.
Игра Морская волна».
Игроки сидят на скамейке и изображают морскую волну. Первые 3 человека стоят, 3 следующих приседают и так по очереди, все время убыстряя темп и стараясь выполнять задание синхронно. Данная игра не оценивается.
Золотая рыбка: Ждет тебя, Старуха, новое испытание. Нужно выбрать среди рыбок самых быстрых и шустрых. А сделать это нужно вот как.
Игра «Море волнуется».
Игроки, кроме ведущего, встают в кружочки (они прочерчены мелом на полу, на каждого участника свой кружок). Водящий ходит между игроками зигзагом. Проходя мимо какого-либо игрока, он говорит: «Море волнуется». Игрок, которому водящий сказал эти слова и слегка коснулся его плеча, присоединяется к нему. Таким образом, водящий приглашает игроков следовать за собой. Когда соберет в колонну приблизительно половину или всех играющих, он водит их по всей площадке. Игроки подражают движениям волн. Водящий говорит: «Море спокойно». Игроки стараются встать в любой кружок. Водящий также старается занять один из кружок. Оставшийся без кружка выходит из игры. Один кружок убирается, игра продолжается. Выигрывает команда, игрок которой остался в игре. Команде вручается рыбка.
Золотая Рыбка. Да, бабка, вот и подходят к заключению твои испытания. Последний экзамен остался.
Старуха. Ну и что это за экзамен.
Золотая Рыбка. Познакомлю я тебя с раками. Очень интересно они умеют передвигаться – они пятятся назад. Давай посмотрим, кто быстрее из них сможет прийти к назначенной цели.
Игра «Рак пятится назад».
Команды стоят в колонне по одному. Перед каждой командой в 5-6 метрах стоит флажок. По сигналу первые игроки поворачиваются кругом и идут к флажкам спиной вперед, обходя их справа и точно так же – спиной вперед – возвращаются на место. Как только они перейдут линию старта, отправляются в путь вторые, затем третьи игроки и т. д. Выигрывает команда, закончившая соревнования первой. Эта команда получает рыбку.
Золотая Рыбка. Ну что ж, бабка, все экзамены ты прошла, хоть и с чужой помощью. А теперь время колдовать. Готова ли, бабуся, становиться владычицей морскою?
Старуха. Ой, милая, да на кой черт мне это владычество, ко ли на земле столько всего интересного! Да я, благодаря своим помощни кам, столько узнала, столько всему научилась, сколько за весь век не слыхивала. Нет, ты уж лучше без меня как-нибудь справься, а я тут поживу.
Золотая Рыбка. Хорошо. А нам осталось назвать команду — по бедительницу.
И им стала команда , они поймали рыбок.
Приветствуем победителей дружными аплодисментами.
Источник
Сценарий сказки «У самого синего моря»
Предмет: | Другое |
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: | Борисевич Ольга Александровна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
Размер: | 54.50 Kb |
У САМОГО СИНЕГО МОРЯ
Автор педагог д.о. Борисевич Ольга Александровна
Старуха, его жена
Рыбки, медузы и другие обитатели морских глубин
На сцене журнальный столик, кресло, скамеечка. На столе горит настольная лампа. Занавес опущен. Выходит Леночка с куклой на руках, укачивает ее, напевая колыбельную. С другой стороны выходит мама, снимает фартук, устало садится в кресло.
Лена: Мамочка! Ты все дела закончила?
Мама: Да, доченька. А тебе (смотрит на часы), между прочим давно пора спать.
Лена: Ну мамочка! Ну еще чуть-чуть. Посиди со мной, пожалуйста, ты мне книжку обещала почитать…
Мама: Хорошо, уговорила. Только недолго. Ну-ка напомни, какие сказки Пушкина мы читали.
Лена: О рыбаке и рыбке, о мертвой царевне, о попе и о работнике его Балде…(задумывается). А еще, а еще.
Мама: Вспоминай, вспоминай, а то не буду читать новую сказку. «Белка песенки поет…»
Лена: «Да орешки все грызет!» Вспомнила: еще сказку о царе Салтане!
Мама: Молодец! А сегодня я почитаю тебе поэму Пушкина, которая называется «Руслан и Людмила», а начинается она вот таким волшебно-сказочным вступлением: «У лукоморья дуб зеленый…»
Лена: Мама, а что такое лукоморье?
Мама: Это морской берег, но не прямой и ровный, а с изгибами. В этом живописном месте Пушкин поселили героев своих сказок. Он придумал его, создал в своем воображении. Пушкин очень любил море и посвятил ему чудесные стихи… Вот послушай:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лена: А «Сказка о рыбаке и рыбке» тоже про море. Мамочка читай дальше про лукоморье.
Мама: (звучит музыка)
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданный зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны…
Раздается телефонный звонок
Леночка, посмотри пока картинки в книге, я сейчас вернусь.
Уходит. Девочка перелистывает книгу. Звучит «Колыбельная» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского. Лена засыпает. Появляется кот ученый, он подходит к девочке, гладит ее лапой. Лена открывает глаза.
Кот ученый: Мур-р-р-р! Здравствуй, Лена!
Лена: Здравствуй, а ты кто?
Кот: Я тот самый кот, который живет у лукоморья под дубом и знает много песен и сказок.
Лена: А где же твоя цепь золотая?
Кот: Когда я отправляюсь в гости к детям, я прошу Бурого волка и Русалку посторожить мою цепь. Скажи-ка мне лучше Лена: хочешь ли ты побывать у самого синего моря и увидеть героев любимых сказок, которые придумал Александр Сергеевич Пушкин?
Лена: Конечно, хочу! Только мама, я боюсь, будет волноваться.
Кот: Что ты! Мы мигом – туда и обратно. Мама даже не заметит. Давай руку, закрой глаза и ничего не бойся.
Открывается занавес. Звучит музыка. Рыбки, крабы, медузы медленно и плавно двигаются в соответствии с музыкальным образом. Кот и Лена подходят к дубу и садятся. Их приветствует Бурый волк и Русалка. У моря стоит Старик, чешет затылок, потом собирает сеть, забрасывает ее на плечо и медленно направляется в сторону кулис. Навстречу ему, подбоченившись, выходит старуха.
Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в сине море просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море.
Старуха: Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.
Кот: Вот пошел он к синему морю;
Видит – море слегка разыгралось.
Музыка море волнуется
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка и спросила…
Рыбка: Чего тебе надобно, старче?
Кот: Ей с поклоном старик отвечает…
Старик: Смилуйся, государыня рубка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою;
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.
Рыбка: Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто.
Старик уходит. Рыбки уплывают
Кот: Что скажешь, Леночка? Узнала героев этой сказки?
Лена: Конечно, это же старик, его жадная и вредная жена и волшебная золотая рыбка.
Кот: Умница! А теперь смотри и слушай. Кто-то приближается к синему морю. Похоже , что он кого-то ищет…
Звучит музыка. К морю выходит королевич Елисей
Елисей: Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой? Я жених ее.
Кот: Отвечает ветер буйный, —
Ветер: Там, За речкой тихоструйной,
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях среди столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места
В том гробу твоя невеста.
Елисей медленно, опустив голову, уходит. Леночка плачет, трет глаза.
Кот: О чем ты плачешь, Леночка?
Лена: Царевну жалко. У-у-у!
Кот: Разве ты забыла, что в сказке о мертвой царевне любовь и преданность Елисея спасут, оживят его невесту, а завистливая мачеха от злости и тоски умрет; и закончится сказка свадебным пиром.
Лена: (улыбается). Я вспомнила, какой веселый конец у этой сказки:
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Кот: Тсс-с! Смотри: поп Балду к чертям за оброком прислал.
Звучит «Трепак» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского. К морю выходит Балда с веревкой на плече. Начинает крутить веревку. Из моря вылезает Бес.
Бес: зачем ты, Балда, к нам залез?
Балда: Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить
Кот: Беса старого взяла тут унылость.
Бес: Скажи: за что такая немилость?
Балда: Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока;
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха
Бес: Балдушка, погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получишь вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука
Балда: (про себя)… Этого провести не штука»
Из моря появляется бесенок
Бесенок: Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть – возьми, да с уговору,
С общего нашего приговору –
Чтобы впредь не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
То и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят мешок
Балда: Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
Экого послали супостаты!
Подожди-ка моего меньшего брата.
Балда и бесенок уходят за кулисы в разные стороны.
Лена: Я знаю Балда пошел в лесок зайцев ловить, чтобы бесенка перехватить. Он двух зайчишек поймает…
Кот: Тише, тише, смотри:
В синем море звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Звучит вступление ко 2-му действию оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакого. По морю «плывет» бочка, в ней царица и князь Гвидон
Гвидон: Ты волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!
Кот: И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько…
Из бочки выходят царица и Гвидон
Царица: Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Гвидон: …Добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Князь Гвидон делает лук и идет вдоль моря. Уходит за кулисы. Появляется Лебедь, за ней гонится коршун. Звучит музыка из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского. Борьба Лебедя и коршуна решена в плане танцевально-пластической импровизации. Вновь появляется Гвидон и стреляет из лука в коршуна.
Лебедь: Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море:
Это горе – все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил;
Ты не коршуна убил,
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду.
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись.
Лена: Это самая прекрасная сказка на свете! «Сказка о царе Салтане».
Кот: А что тебе больше всего в ней нравится?
Лена: Ну конечно, чудеса всякие: витязи морские, белочки-певуньи с золотыми орешками и прекрасная царевна Лебедь.
Кот: Что ж? Под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет…
Под елку выскакивает белочка, выходят парни и девушки, водят хоровод и исполняют хор из оперы «Сказка о царе Салтане»
Всколыхалося вокруг, Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блестая сединами,
Дядька впереди идет и ко граду их ведет.
Из моря выходят витязи, навстречу им из-за кулис князь Гвидон
Дядька: Лебедь нас к тебе послала.
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
1й витязь: Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских.
2й витязь: Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Дядька: Тяжек воздух нам земли.
Снова звучит музыка из оперы «Сказка о царе Салтане», витязи уходят
Лена: Какие красивые, храбрые! А где же царевна лебедь?
Кот: Смотри, вот и она по волнам плывет.
Звучит вновь тема Одетты из «Лебединого озера».
К берегу выходит Гвидон.
Лебедь: Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Гвидон: Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу.
Лебедь: А кого же на примете ты имеешь?
Гвидон: да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?
Лебедь: Да! Такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь. Связаться с нами
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Источник