Существенной чертой утопии томаса мора является

«Утопия» Томаса Мора (1478–1535)

В начале настоящего раздела мы обозначали основные направления философии эпохи Возрождения и назвали главных представителей этих направлений: Н.

В 1499 г. Мор познакомился с Эразмом Роттердамским и они подружились. Известно, что Эразм долгое время жил у Мора и «Похвалу глупости» посвятил своему английскому другу. В 1515 г. Томаса Мора направляют с дипломатической миссией во Фландрию, здесь он начинает работу над первой книгой своего романа «Утопия» (сокращенное название). Книга была издана в Лувене в 1516 г. при содействии Эразма Роттердамского под названием «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове Утопии». (Утопия – с греч. U – не, нет + topos – место, буквально место, которого нет, то есть «Нигдения»; это слово придуманное Мором, со временем стало нарицательным, обозначающее нереальный, неосуществимый на практике проект социальных преобразований; фантазия, несбыточная мечта).

«Утопия сразу вызвала глубокий интерес и получила широкое распространение среди гуманистов и политических деятелей, о чем свидетельствуют многочисленные письма, написанные в адрес Томаса Мора [32, 85–113].

«Утопия» издавалась много раз, например, уже в 1518 г. повторно в г. Базеле. Это издание примечательно тем, что титульный лист и первая страница текста «Утопии» выполнены в технике гравюры немецким живописцем и графиком эпохи Возрождения Гансом Гольбейном (1498–1543).

«Утопия» состоит из двух книг. В первой книге под названием «Беседы», которую вел Рафаэль Гитлодей – человек выдающийся, о наилучшем устройстве государства, в передаче Томаса Мора – человека известного, гражданина и шерифа славного британского города Лондона» Мор анализирует и критикует причины, порождающие социальные бедствия. Мор представляет социально-экономическое положение Англии, хозяйственный монополизм, причины разложения английской деревни, нравственный упадок общества.

Читайте также:  Поселок можайское море участки

Устами Гитлодея автор «Утопии» называет основные причины социальных бедствий, в числе которых – паразитический образ жизни «огромного числа знати», живущей праздно, «подобно трутням, трудами других, которые никогда не выучились никакому способу сыскать себе пропитание» [32, 129–130]. Корнем общественных пороков согласно Мору является господство частной собственности: «Повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо» [там же, 162]. Соглашаясь с Платоном, Мор сделал вывод: «Для общественного благополучия имеется один единственный путь – объявить во всем равенство… Полностью убежден, что распределить все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив собственность [там же, 163–164]. Философ, таким образом, был убежден в том, что пока есть у каждого своя собственность, нет вовсе никакой надежды излечить общество от пороков [там же,164].

Эти идеи у Томаса Мора, на наш взгляд, сформировались под влиянием трудов Платона, особенно диалога «Государство». Мор многократно цитирует Платона: по устройству государства, по управлению государством, по частной собственности (см. [32, 149, 160, 162, 163, 164, и т.д.]). О Платоне он отзывается как о «наимудрейшем человеке», который видел многое наперед» [там же, 163].

Итак, усматривая коренную причину всех социальных пороков в частной собственности, Мор во второй книге предлагает идеальный общественный строй – фантастическую Утопию, в основе которой лежит общественная собственность, общественное производство и присвоение. Вторая книга имеет название «Беседа Рафаэля Гитлодея о наилучшем устройстве государства в пересказе Томаса Мора, лондонского гражданина и шерифа». Обратим внимание на один важный момент. Как в первой, так и во второй книге Томас Мор пересказывает рассказ Рафаэля Гитлодея, тем самым философ, как бы снимает с себя ответственность за «крамолу», за разоблачение классовой сущности политики государства и за провозглашение прав людей труда на материальные и духовные ценности, которыми располагает общество. За него говорит вымышленный персонаж Гитлодей. Это имя Мор составил из двух греческих слов «gvlos» – «вздор, болтовня» и «baios» – «опытный», буквально – «опытный говорун».

Читайте также:  Прасковеевка номера у моря

При написании «Утопии» Томас Мор использовал богатейший литературный и философский материал античности. Исследователи творчества Мора считают, что глубокий интерес к античной литературе, особенно к древнегреческой философии, составлял характерную черту Т. Мора как гуманиста. В своем труде Мор цитирует Гомера, Аристофана, Софокла, Еврипида, Луниана, Аристотеля, Геродота, Плутарха, Цицерона и многих других. Следы влияния платоновских диалогов «Государства», «Тимея», аристотелевской «Политики», «Этики», имеются и во второй книге.

По сюжету «Утопия» весьма напоминает сюжеты «Тимея» и «Крития» Платона. В названных диалогах, «случайно», в гостях у Крития – почтенного афинского гражданина, хозяина дома, где происходит разговор, встречаются Сократ, Тимей, Гермократ (Гермократ – философ пифагорейской школы, общественный деятель).

Томас Мор и другие философы Ренессанса по примеру античного философского наследия возродили установившийся трафарет утопических произведений (как «Тимей», «Критий», Платона): путешественник, побывав в какой-то неведомой стране, рассказывает о ней своим собеседникам. Этот трафарет, выработанный в древней Греции (Эвгемер (IV в. до н. э. – «Священная запись», Ямбул и другие), получил в XVI–XVII вв. широкое распространение и популярность среди гуманистов. Гуманизм Мора проявляется в том, что он проповедует равноправие мужчины и женщины. В Утопии ремеслом занимаются все – и мужчины, и женщины. Однако женщины имеют более легкие занятия [32, 183].

Отношения между гражданами в Утопии регулируются на основе общепринятых нравственных законов. «Жизнь предписана им самой природой, считают утопийцы» [там же, 222].

В своем труде Мор поднимает также проблему преодоления разницы между физическим и умственным трудом. Однако, предлагая социальное равенство граждан Утопии, Мор оказался недостаточно последовательным в принципах устройства равноправия. Дело в том, что он оставляет в государственном устройстве бесправную категорию людей, обремененную тяжелой общественной трудовой повинностью это рабов.

Утопийцы обращают в рабство тех, кто у них допустит позорный поступок, или же тех, кто в чужих городах осужден на казнь за совершенные ими злодеяния. Многих из них (рабов), иногда они приобретают по дешевой цене, чаще же получают даром» [там же, 230].

Впервые в мировой практике в «Утопии» Мор поднимает проблему эвтаназии (эйтаназия, эутаназия – с греч. eu – хорошо и thanatos – смерть – намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий): «Если недуг не только не излечим, но напротив, постоянно мучает и терзает больного, тогда священники и должностные лица убеждают человека, что поскольку, он не может справиться ни с какими жизненными обязанностями, в тягость другим, тяжел самому себе и уже находится по ту сторону от своей собственной смерти, надобно ему решиться не кормить далее свою беду и погибель и умереть, если только он уверен, что жизнь для него – мучение. Более того, утешившись доброй надеждой, да освободит он себя сам от этой горестной жизни, как от тюрьмы и жестокости, или дозволит своей волей другим исторгнуть себя из нее.

Характерной особенностью гуманистического мировоззрения автора был рационализм и вера в разум. Беспредельные возможности разума и весь процесс познания получили у гуманиста Мора «божественную санкцию». При этом основным процессом познания Мор считал практику людей, их материальный опыт.

Педагогика Томаса Мора заключается в том, что он провозгласил воспитание и образование главными факторами формирующими человека. В «Утопии» он писал: «Учатся все дети и большая часть народа, мужчины и женщины, всю жизнь… науки они изучают на своем языке» [Там же, 208–209]. Согласно Мору содержание образования должно включать письмо, арифметику, чтение, музыку, диалектику, философию, естествознание. Кроме этого, он считал, что каждый обучающийся должен получить знания о ремеслах и овладеть тем, что каждому по душе, то есть «каждый изучает что-нибудь еще, как бы именно свое» [там же, 183]. При этом следует учесть природные склонности ребенка. Итак, содержание образования не ограничивается усвоением только теории, но и включает изучение основ ремесел, основ сельского хозяйства, проведением опытов и упражнений в области, земледелия. Все это позволяет говорить о том, что Мор заложил основы политехнического принципа обучения, чего до него не было.

Мору также принадлежит идея всеобщности и доступности высшего образования. По его мнению, высшее образование в совершенном обществе должно быть доступно всем людям физического труда. Всякий рабочий в Утопии, обнаруживший интерес и способности к науке, получал от государства освобождение от повседневного труда для основательного изучения наук. «Оттого, – пишет автор, – умы утопийцев, изощренные в науках, удивительно способны к изобретению искусств, которые сколько-нибудь помогают сделать жизнь удобнее и лучше» [там же, 228]; то есть «по своим меркам». Мор возвращается к высказыванию Протагора – «Человек есть мера всех вещей: существующих, в том что они существуют, несуществующих, в том, что они не существуют». Эту мысль обобщил К. Маркс в работе «Экономическая рукопись 1844 года». Он высказал суждение о том, что только «общественный человек» способен эстетически воспринимать и «перерабатывать предметный мир». В отличие от животного, имеющего возможность формировать материю в соответствии с меркой и потребностями вида, к которому оно принадлежит, «человек умеет производить по меркам любого вида, и всюду он умеет прилагать к предмету соответствующую мерку; в силу этого человек формирует материю и по законам красоты» [31, 200].

Кроме того автор «Утопии», с детства увлеченный античной литературой, считал, что образованный человек обязательно должен знать античную философию, хотя бы по той причине, что они относятся к прекраснейшей и полезнейшей сторон философии» [32, 228]. Эту философию они могут применить в исследовании тайн природы, через философию «они не только получат удовольствие, но и войдут в величайшую милость ее Творца и Создателя… Потому как Ему милее радивый и внимательный наблюдатель, ревнитель его творений, чем тот, кто наподобие животного, слабого умом, глупо и тупо пренебрегает столь великим и необъективным зрелищем» [там же, 228].

Томас Мор определяет круг авторов, труды которых необходимо познать образованному человеку – исследователю окружающей его действительности. Это прежде всего: Гомер, Аристофан, Софокл, Еврипид, Лукиниан, Геродот, Фукидид, Гиппократ, Плутарх, Платон, Аристотель, [Там же, 227].

Основой процесса познания автор «Утопии» считал практику людей, их практический опыт. Науки должны не только основываться на практике, но и служить практическим целям, только такие науки могут противостоять астрологии и схоластике [Там же, 209 –210].

Философию, по мнению Мора, необходимо применять с целью нравственного просвещения и воспитания, чтобы люди знали сущность природы, блага, духовного, телесного, добродетели, гедонизма, счастья, религии, разума, души, смерти и бессмертия [там же, 210–212].

Философское просвещение также необходимо человеку, для того, чтобы он разбирался в том, к чему надлежит стремиться и чего избегать», т. е философия помогает определить человеку смысл его жизни, цель жизни, следовать тому влечению природы, которое повинуется разуму» [там же, 212].

Мор считал, что нравственное просвещение и воспитание могут эффективно осуществлять священники. В «Утопии» священников избирает народ и, подобно тому, как это происходит с прочими дополнительными лицами, это делается тайным голосованием. Священники обучают детей и молодых людей, но заботу о науках они не считают более важной, чем заботиться о нравах и добродетели, ибо они прилагают величайшее старание к тому, чтобы с самого начала еще нежные и податливые детские души внимали мнения добрые и полезные для сохранения утопического государства; укрепившись в детях, эти мнения взрослых на протяжении всей жизни им приносят великую пользу для защиты устоев государства, которое гибнет как раз от пороков, возникающих из-за превратных суждений» [там же, 265–266]. Эта мысль, высказанная о нравственном воспитании автором Утопии, подтверждает его веру в великую силу воспитания, это и есть сердцевина педагогических идей Томаса Мора.

Все исследователи творчества Мора считают, что «Утопия» поставила Мора в центр внимания всей просвещенной Европы. Наряду с ростом его политической популярности в Лондоне росла его слава как ученого гуманиста. Идеи Томаса Мора оказали огромное влияние на последующих мыслителей. Рядом с именем Томаса Мора часто ставят имя Томмазо Кампанеллы (1568–1639) итальянского философа, писателя, автора утопического сочинения «Город солнца» (1602). На первый взгляд, может показаться, что «Город солнца» был написан под влиянием «Утопии» Томаса Мора. Однако, несмотря на некоторое сходство мыслей мы не находим их пересечение или заимствование мыслей Мора – Кампанеллой.

Источник

Томас Мор. «Утопия»

Продолжаю тему утопии. Начало тут — жизнь без утопии

Утопии бывают позитивные и негативные. Негативные утопии часто называют антиутопиями (что не совсем верно, т.к. к негативным утопиям, кроме антиутопий, относятся ещё дистопии и какотопии).
Сегодня поговорим о позитивных. Вернее, об одной из них, которая и дала название жанру, а именно, о произведении Т.Мора «Утопия»
Кстати, в переводе с греческого «у-топус» — «не место», т.е. «место, которого нет». Но есть и другое мнение: произошла ошибка в транскрипции и на самом деле «утопия» — это «евтопия», «ев-топус» — «совершенное место».

Томас Мор (1478-1535)- английский юрист, политик, философ, писатель-гуманист.
Свой знаменитый труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» написал в 1516 г.


Томас Мор

В «Утопии» Мор от лица путешественника Рафаила описывает идеальное государство Утопию, живущее по правилам, совершенно отличным от правил, принятых в современных Мору государствах.

Книга состоит из двух неравных по объему частей: первая (меньшая) часть посвящена критике установленных в Англии, Франции и др. странах порядков, а вторая часть, собственно, описанию Утопии (логически это вполне оправдано: ведь прежде, чем описывать желаемый мир, надо показать, что тебя не устраивает в существующем). В самом таком построении книги уже проявляется черта всех утопий – противопоставление реального мира и утопического идеального мира.

Что же не устраивает Томаса Мора в современном ему мире? Если сказать общей фразой – крайне несправедливое его устройство. Мор жестко обличает эту несправедливость. Английская знать и духовенство погрязли в роскоши и пороках; крестьяне же, напротив, терпят нужду: их сгоняют с земель (чтобы забрать их пашни под выгодные пастбища для овец), и крестьянам ничего не остается делать, как просить милостыню или заниматься разбоем. Французское правительство вместо заботы о собственной стране и народе развязывает кровопролитные бессмысленные войны. Правители всех без исключения стран окружают себя льстивыми и угодливыми придворными, а люди умные и честные подвергаются гонениям. Судебные законы устроены так, что мера наказания не соответствует проступку (в частности, за кражу в Англии предусмотрена смертная казнь, тогда как человеческая жизнь для гуманиста Мора представляет высшую ценность и не может быть платой за украденную вещь).
Характерно, что описывая Англию или Францию Мор уделяет внимание только недостаткам, а, описывая страну Утопию, превозносит достоинства – в этом проявления утопической контрастности.

Основной причиной несправедливостей Мор видит частную собственность: «где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел». Соответственно, залог избавления от всех бед – общественная собственность; и в этом тоже проявляется характерная черта утопии – выбор и абсолютизация доминанты в качестве средства достижения утопического идеала.

Итак, в стране Утопии отсутствует частная собственность. Отсутствует там и эксплуатация (правда, там используется труд рабов – из числа отъявленных преступников). Большое значение придается труду: трудиться обязаны все, причем все поочередно занимаются земледелием, т.к. городские и сельские жители меняются местами — в этом находит одно из практических воплощений принцип всеобщего равенства. Этот принцип так важен для Мора, что он очень смело для своего времени затрагивает даже вопрос равенства полов, и, хоть нельзя сказать, что «утопийка» у него полностью равна «утопийцу», тем не менее, женщины имеют равные с мужчинами права на труд, отдых, образование (девочки учатся вместе с мальчиками), и, что меня особенно поразило, женщины даже могут быть священниками!

В вопросах равенства Мор иногда доходит до крайностей (по крайней мере, с точки зрения сегодняшнего дня): равенство превращается в безликость. Все города в Утопии практически одинаковы («кто узнает хотя бы один город, тот узнает все города Утопии»), одинаковы дома, одежда одного покроя, количество людей в городах, кварталах и семьях тоже одинаково. Всё это неудивительно: стандартизация в утопиях встречается нередко – именно как доведенная до крайности идея всеобщего равенства.

Товарно-денежные отношения в Утопии отсутствуют, сохраняются они только при взаимодействии с другими странами. Кстати, это взаимодействие весьма узко – и эта изолированность тоже является отличительной чертой большинства утопий. Правда, иногда утопийцы вынуждены вести войны с соседними государствами – оборонительные или чтобы помочь дружественным странам в борьбе с тиранией. В качестве основной военной тактики и стратегии утопийцы используют подкуп врага или внесение раздора в его ряды (по-моему, это не очень-то порядочно, но в этом вопросе Мор вполне себе англичанин — ведь по части интриг Англия всегда несла пальму первенства).
Утопии вполне хватает средств для подкупа врага: всеобщий свободный труд является источником производства общественных благ, которых с избытком хватает для удовлетворения всех потребностей общества, тем более, что роскошь утопийцев не интересует.

В стране Утопии царит веротерпимость. Каждый имеет право исповедовать любую веру, правда, при этом все признают единое высшее существо (Митру), «которому они обязаны и созданием вселенной, и провидением». Единственное, что запрещено в Утопии – это атеизм. И это не удивительно: Т.Мор дитя своего времени, а время это ещё достаточно религиозно накалено. Ведь любой утопист создает свои утопии на основе существующей действительности, даже если она его не устраивает.

В Утопии реализован принцип «от каждого по способностям – каждому по потребностям». Все трудятся и все могут придти на «рынок» и взять там всё, что необходимо.

В государственном управлении действует принцип, который можно охарактеризовать как смесь прямой и представительской демократии: от каждых тридцати семейств избирается сифогрант, 200 сифогрантов выбирают князя из четырех предложенных народом кандидатов.

Впрочем, устройство политической, экономической, социальной жизни – это лишь условия. А какова же цель? Мор пишет, что «главным и первенствующим является у них спор о том, в чем именно заключается человеческое счастье. Однако в этом вопросе с большей охотой, чем справедливостью, они, по-видимому, склоняются к мнению, защищающему удовольствие; в нем они полагают или исключительный, или преимущественный элемент человеческого счастья». Тут не стоит понимать «удовольствия» упрощенно. Для утопийцев духовные удовольствия стоят выше телесных (под последними понимается большей частью хорошее здоровье). Духовное развитие человека – именно в этом, по моему мнению, видит Мор цель справедливо построенного общества. Ведь не зря же он ограничивает труд 6 часами в неделю, а остальное время отводит на занятия науками, искусствами, дружеские беседы. Я считаю, гуманизм является неотъемлемой чертой всех утопий. Всё для блага и развития человека – а иначе и огород городить не стоит.

Томас Мор в произведении «Утопия» изобразил общество во многом похоже на коммунистическое: в нем отсутствует частная собственность и эксплуатация, реализован принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям», а люди, освобожденные от изнурительного труда, имеют возможности для творческого саморазвития. Многое идеи для Мора для своего времени так прогрессивны, что не могут не вызывать восхищения!

Написала кратенько, чтоб сильно не спойлерить. Читайте Мора — он того стоит!
Ну а я в следующий раз разберу какую-нибудь антиутопию.

Источник

Оцените статью