Суть проблемы индийского океана

Природные ресурсы – причина и источник загрязнений Индийского океана

История названия, основные характеристики

Основные экологические проблемы Индийского океана возникли после обнаружения значительных месторождений нефти и газа на территориях государств, занимающих его побережье. Именно это первопричина, следствиями которой стали многочисленные войны за обладание этими природными ресурсами, аварии и розливы, связанные с добычей и транспортировкой нефти.

По своим размерам Индийский океан уступает Тихому и Атлантическому:

  • Его площадь около 76,17 млн. кв. км.
  • Объем воды 282,65 млн. куб. км.
  • Средняя глубина 3711 метров, а наибольшая 7209 м.
  • На юге он граничит с Антарктидой, на севере – с Азией, на востоке – с Австралией и на западе – с Африкой.

Океан пересекает четыре климатических пояса. Температура над ним летом до 32°С, зимой до 22°С. Температура поверхностных вод весь год около 28°С. Летом она несколько выше, а зимой ниже.

Максимальная соленость воды в Красном море и Персидском заливе, она там достигает 41%

История исследований и освоения

История освоения началась древнейшими народами еще за 3500 лет до нашей эры. Жители Египта и Месопотамии на своих деревянных и тростниковых лодках добирались до берегов Западной Индии и Восточной Африки. С VI века нашей эры финикийские и персидские купцы доводили свои морские караваны до берегов Восточной Индии. Большой вклад в изучение океана внес венецианец Марко Поло в XIII веке. Первая специальная научная экспедиция по изучению Индийского океана была предпринята в 1872 году.

Читайте также:  Площа тихого океану млн км2

Первое месторождение нефти было открыто в 1908 году. Сейчас их около 300. В этом регионе расположены такие государства, как: Катар, Бахрейн, Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Иран, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Турция и Сирия. Усилил воздействие на экологию региона открытый в 1869 году Суэцкий канал с двумя крупнейшими портами Порт-Саид и Суэц.

Воздействие человека и его последствия

С этого времени загрязнение вод нефтью и продуктами нефтепереработки стали основной проблемой океана. Его воды, флоры и фауны. Аварии и вылив нефти при добыче, перекачивании и транспортировке может привести и приводит к гибели морских животных, птиц, рыб, моллюсков и других водных обитателей.

Кроме углеводородов, в океан попадают отходы промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных на его побережье и на берегах рек в него впадающих. В воду попадают тяжелые металлы и отходы атомной энергетики.

По развитым с древнейших времен морским транспортным маршрутам, гигантские нефтеналивные танкеры и сухогрузы перевозят тысячи тонн нефти, руды, угля, минеральных удобрений, радиоактивных и отравляющих веществ, другой химической продукции, которые при авариях или затоплении судов, попадают в океанскую воду.

Рыболовство и другие морские промыслы в Индийском океане незначительны и составляют всего 5% общемирового объема. Главные промысловые рыбы – это тунец, сардина, камса, некоторые виды акул и скаты.

Здесь идет добыча креветок, омаров и лангустов. Особое внимание следует уделить добычи китов, которая была остановлена, в связи с практически полным их уничтожением. Но под давлением некоторых стран, вновь была разрешена.

Посмотрите видео: Подводный мир Индийского океана.

Источник

Экологические проблемы Индийского океана

Основные экологические проблемы Индийского океана, как и других частей Мирового океана, прежде всего связаны с антропогенными воздействиями на морские экосистемы и серьезными повреждениями устойчивости этих природных систем.

Воды Индийского океана испытывают различные виды загрязнений. Нефтяное загрязнение занимает особое место.

Регион Ближнего и Среднего Востока играет роль главного «нефтяного крана» в мировом хозяйстве. На него приходится более 2/3 всех запасов и 1/3 добычи нефти зарубежного мира. Особенно выделяется бассейн Персидского залива. Главные из морских грузопотоков нефти начинаются от крупнейших портов Персидского залива и идут к Западной Европе, Северной Америке и Японии.

Наиболее крупные танкеры идут через западную часть Индийского океана вдоль берегов Африки и его северную часть у берегов Южной и Юго-Восточной Азии, менее крупные нефтеналивные суда направляются через Суэцкий канал.

Именно северные, северо-восточные и западные акватории океана чаще всего бывают покрыты нефтяной пленкой. Помимо аварийных ситуаций с танкерами и эксплуатационных сбросов нефти при их промывке нередко случаются повреждения нефтяных платформ, расположенных на шельфе. Наиболее опасными районами, где сталкиваются интересы судоводителей и разработчиков нефти, где сходятся морские пути и нефтегазоразработки, являются Персидский и Суэцкий заливы, Зондский и Боссов проливы. Серьезная опасность загрязнения Индийского океана исходит от милитаризации, подготовки войн и самих военных действий. Военные корабли, как правило, избегают экологического контроля и наносят существенный вред водам океана. До сих пор на дне морей лежит множество судов, затопленных во время различных войн, в частности ирано-иракской войны. Военный иракско-кувейтский конфликт в регионе Персидского залива привел к повреждению многих крупнотоннажных танкеров и буровых платформ и в результате к огромному нефтяному загрязнению в заливе.

Опасный характер носит загрязнение Индийского океана тяжелыми металлами. Это ртуть, свинец, кадмий. Они попадают в воды океана через атмосферу и с речными стоками и поэтому встречаются повсеместно. Вредно действуют на морские организмы также медь, цинк, хром, мышьяк, сурьма, висмут, содержащиеся как в промышленных, так и в сельскохозяйственных отходах. В отличие от нефтепродуктов металлы не разрушаются в природе, а только меняют физико-химическое состояние в той или иной среде и могут накапливаться в морских организмах.

К наиболее опасным загрязнителям относятся ядохимикаты — пестициды и гербициды. Определенный ущерб водам океана нанесла так называемая «зеленая революция», когда многие страны региона резко расширили использование минеральных удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве. Основная часть государств Индоокеанского бассейна значительно отстает в экономическом отношении от развитых стран мира. Объемы промышленных и сельскохозяйственных отходов, попадающих в океан, казалось бы, относительно невелики, но развивающиеся страны в значительной степени концентрируют так называемые «грязные производства», а система очистки стоков в океан крайне недостаточна.

Быстро растет загрязнение океана твердым мусором, который сбрасывается с судов и выносится в океан сточными водами с суши. Имеются сведения, что на дне Индийского океана захоронено огромное количество контейнеров со всякого рода токсичными и радиоактивными отходами.

Все больше осознавая, что океан — это коллектор всех отходов человечества, и накопление в нем полютантов в конечном счете катастрофически скажется на всей географической оболочке Земли, государства Индоокеанского региона договариваются о совместных действиях по охране океана.

В 1978 г. был подписан Кувейтский протокол о региональной кооперации борьбы с нефтяным и другими загрязнениями Персидского залива, в 1981 г. — аналогичный протокол для акваторий Красного моря и Аденского залива. В 1983 г. в Веллингтоне заключена Конвенция об охране флоры и фауны Антарктики, в 1984 г. приняты планы действий по защите морской среды у берегов Восточной Африки и пр.

Как и в других океанах мира, в Индийском создаются и уже действуют морские резерваты. Они имеются в Кувейте, ОАЭ, Египте, Эфиопии, Кении, Мьянме, Индии, Шри-Ланке и др. Из наиболее известных выделяются национальный морской парк Эфиопии «Острова Дахлак», основанный еще в 1968 г. в одном из богатейших в фаунистическом отношении районов Красного моря, два парка в Кении (Малинди и Вашаму) общей площадью 1755 га, охрана которых хорошо организована и технически оснащена, резерват на Сейшельских о-вах. Подобные морские парки не только охраняют те или иные экосистемы, помогают восстанавливать природные условия и ресурсы, но имеют очень большое значение в природоохранном просвещении местного населения и туристов.

Источник

Меры по решению экологических проблем с водами Индийского океана

Индийский океан занимает около четверти всего водного пространства планеты Земля. Современные экологические проблемы Индийского океана вызывают опасения. Расположенные на его берегах нефтедобывающие государства становятся причиной загрязнения воды. Это связано как с добычей и перевозкой природных богатств, так и с войнами, вооруженными конфликтами за их обладание.

Проблемы с экологией Индийского океана

Ближний Восток занимает одну из лидирующих позиций в мире по добыче нефти и газа.

Загрязнение вод

Главным врагом водной экосистемы является человек. Промышленность, сточные воды, техногенные катастрофы и локальные производственные аварии наносят ощутимый урон природе.

Основные причины загрязнения воды:

  • бытовой мусор;
  • нефть;
  • тяжелые металлы;
  • промышленные и сельскохозяйственные химикаты.

Отходы часто сбрасываются с пароходов и лайнеров, но бывает, что мусор приносит течением из близлежащих рек и водоемов, впадающих в океан. Во время штормов и приливов бытовые отбросы смывает с пляжей. Иногда можно наблюдать, как во время отлива из воды на берег вымывает тонны мусора, но это лишь малая часть того, что продолжает оставаться на дне и отравлять воду.

Кораблекрушения, неполадки в работе нефтедобывающих предприятий приводят к еще более страшным последствиям. Почти вся северная и западная части океана покрыты толстой нефтяной пленкой. Самым грязным с экологической точки зрения считается Персидский залив. По нему ежедневно проходит огромное количество нефтеналивных судов, оставляющих после себя пятна нефти.

Воду, которой промывают нефтяные цистерны, также сливают в океан. Иногда случаются прорывы наземных трубопроводов, содержимое которых попадает в заливы и каналы. Все это приводит к необратимым последствиям, уничтожая океанические флору и фауну.

Из впадающих рек в океан вливается огромное количество тяжелых металлов, таких как ртуть и свинец. Вместе со сточными водами многочисленные заводы сбрасывают другие опасные химические соединения.

К ним относятся:

Они не разлагаются со временем, а постоянно накапливаются, представляя угрозу жизни морских обитателей.

Кроме того, развивающиеся страны ближневосточного региона широко применяют в сельском хозяйстве пестициды и другие химикаты. Они помогают увеличить урожай и уничтожить вредителей, но отрицательно сказываются на окружающей среде.

Несмотря на то что большинство европейских стран отказались от использования агрессивных ядохимикатов для обработки полей, нехватка полноценных очистных сооружений приводит к тому, что в океан сбрасываются тонны ядовитых отходов.

Военные конфликты

Военные действия и восстания, периодически вспыхивающие в странах индоокеанского бассейна, также наносят вред природе. Военные суда и субмарины не проходят экологический контроль. Корабли такого класса не менее опасны, чем нефтеналивные танкеры.

После войны в Ираке на дне океана осталось много затонувших судов, в т. ч. перевозящих нефтепродукты. Сегодня участились нападения пиратов, которые способны затопить захваченное судно. На океанском дне уже давно захоронены несколько сотен контейнеров с радиоактивными веществами.

Активная промышленная деятельность человека

Бесконтрольный промысловый лов рыбы и морепродуктов привел к почти полному уничтожению некоторых видов фауны. Одно время активно шла охота на китов, что привело к резкому сокращению их численности. С 80-х гг. прошлого века до 2010 г. была запрещена добыча кита, но сейчас запрет снят, хотя популяция полностью не восстановлена.

В Индийском океане добываются:

Результатом деятельности человека стало глобальное потепление, которое коснулось и океанских вод. Это привело к уменьшению количества осадков в юго-восточной Африке, что чревато климатической катастрофой.

Засуха ставит под угрозу продовольственную безопасность африканского континента.

Пути решения экологических проблем

Мировое сообщество осознало, что загрязнение Индийского океана угрожает экологии всей планеты. Страны индоокеанского бассейна заключили договор по совместной охране океана. В середине прошлого века был подписан договор о коллективной борьбе с нефтяным загрязнением Персидского залива. В Индийском океане созданы несколько морских резерватов, которые находятся на территории разных государств.

К странам, где есть национальные морские парки, относятся:

Резерваты призваны охранять и восстанавливать природные ресурсы океана, вести просветительскую деятельность среди туристов и местных жителей. Большинство из них хорошо оснащены технически, что позволяет вести наблюдение за экологическим состоянием больших участков океана.

Экологи пытаются решить проблему загрязнения океана, но сделать это без поддержки властей невозможно. В 2012 г. на Конференции по устойчивому развитию были озвучены меры по сохранению экосистем и грамотному использованию природных ресурсов.

В их число входят:

  1. Увеличение площадей существующих морских резерватов и создание новых.
  2. Регулярный анализ океанских вод.
  3. Борьба с незаконным ловом рыбы и морепродуктов.
  4. Экологический контроль судов при перевозке нефти.

Важными мерами защиты Индийского океана от загрязнения станут строительство мусороперерабатывающих заводов в прибрежных регионах, контроль за сбросом сточных вод с промышленных предприятий.

Источник

Экологические проблемы Индийского океана

Индийский океан занимает около 20% всей площади Земли, покрытой водой. Это третий по глубине водоем в мире. На протяжении многих лет он испытывает сильное воздействие со стороны человека, которое негативно сказывается на составе воды, жизни представителей океанической флоры и фауны.

Загрязнение нефтью

Одним из главных веществ, загрязняющих Индийский океан, является нефть. Она попадает в воду из-за периодических аварий на прибрежных нефтедобывающих станциях, а также в результате кораблекрушений.

Индийский океан имеет границу с рядом стран Ближнего и Среднего Востока, где широко развита нефтедобыча. Наиболее крупным районом, богатым «черным золотом» является Персидский залив. Отсюда начинаются многочисленные маршруты нефтеналивных танкеров в разные уголки мира. В процессе движения даже при штатной эксплуатации подобные корабли могут оставлять после себя жирную пленку на воде.

Вклад в загрязнение океана нефтью вносят также утечки из наземных технологических трубопроводов и процедуры промывки емкостей судов. Когда наливные цистерны танкеров очищают от нефтяных остатков, рабочая вода сливается в океан.

Бытовой мусор

Основной путь попадания бытового мусора на океанические просторы банален – его выбрасывают с проходящих кораблей. Здесь все – от старых рыболовных сетей, до пакетов из-под еды. Причем, среди отходов периодически встречаются весьма опасные вещи, наподобие медицинских градусников с ртутью и тому подобное. Также твердые бытовые отходы попадают в Индийский океан течением из впадающих рек или просто смываются с берега во время штормов.

Химикаты сельского хозяйства и промышленности

Одной из особенностей загрязнения Индийского океана является масштабное попадание в воду химических веществ, используемых в сельском хозяйстве, и сточных вод от предприятий. Связано это с тем, что страны, расположенные в прибрежной зоне, имеют «грязную» промышленность. Современные экономические реалии таковы, что многие крупные компании из развитых стран строят промышленные площадки на территории менее развитых государств и выносят туда виды производств, отличающихся вредными выбросами или не совсем безопасными технологиями.

Военные конфликты

На территории некоторых стран Востока периодически случаются вооруженные восстания и войны. При использовании флота, океан принимает дополнительную нагрузку от военных кораблей. Такой класс судов практически никогда не подлежит экологическому контролю и наносит природе большой урон.

В ходе военных действий нередко разрушаются те же установки нефтедобычи или затапливаются суда, перевозящие нефть. Крушения самих военных кораблей добавляют негативного воздействия на океан.

Влияние на флору и фауну

Активная транспортная и промышленная деятельность человека в Индийском океане, неизбежно оказывает влияние на его обитателей. В результате накопления химических веществ, меняется состав воды, что приводит к гибели отдельных видов водорослей и живых организмов.

Самыми известными океаническими животными, которые были почти истреблены, являются киты. На протяжении нескольких веков китобойная практика была распространена настолько широко, что данные млекопитающие практически исчезли. С 1985 по 2010 годы, дни для спасения китовых, действовал мораторий на добычу любых видов кита. В наши дни популяция несколько восстановлена, но до былого количества еще очень далеко.

А вот птице под названием «дронт» или «птица До-до» не повезло. Они водились на острове Маврикий в Индийском океане и были полностью истреблены еще в 17 веке.

Источник

Оцените статью