Свободы открытого моря распространяется

Правовой режим открытого моря

Открытое море – это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств.

Конвенция об открытом море 1958 г. указывает: «Слова „открытое море“ означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства» (ст. 1). «Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету» и «открытое море открыто для всех наций», т. е. находится в свободном пользовании всех государств.

Конвенция об открытом море 1958 г. определила, что свобода открытого моря включает, в частности:

  1. свободу судоходства;
  2. свободу рыболовства;
  3. свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
  4. свободу полетов над открытым морем;
  5. свободу возведения искусственных установок и островов.

Свобода открытого моря включает также свободу морских научных исследований.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом ходили в открытом море. Национальность судов определяется по флагу того государства, под которым они вправе ходить. В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно ходит. Свобода полетов предполагает, что воздушные суда всех государств имеют право пролетать над территорией открытого моря. Государства обязаны принимать меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных судов над открытым морем.

Свобода прокладки кабелей и трубопроводов означает, что при прокладке новых кабелей и трубопроводов государства должны учитывать уже проложенные кабели и трубопроводы и по возможности не создавать препятствий в свободе использования открытого моря.

Читайте также:  Самое синее море россии

Свобода возведения искусственных установок и островов означает, что каждое государство имеет право на возведение островов, установок, сооружений и их эксплуатацию в открытом море.

Свобода рыболовства в открытом море предоставлена всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. внесла в правовой режим открытого моря ряд крупных изменений. Она предоставила прибрежным государствам право устанавливать за пределами территориального моря в прилегающем к нему районе открытого моря исключительную экономическую зону шириной до 200 морских миль, в которой признаются суверенные права прибрежного государства на разведку и разработку естественных ресурсов зоны. Свобода рыболовства и свобода научных исследований в исключительной экономической зоне были упразднены и заменены новыми положениями.

Источник

Правовой режим открытого моря

Открытым морем именуются все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Правовой режим открытого моря включает в себя ряд фундаментальных принципов, получивших сначала обычное, а позже и договорное закрепление, а также всеобщее признание в международно-правовой доктрине. К таким принципам относятся: свобода открытого моря, неправомерность претензий на суверенитет над открытым морем, резервирование открытого моря для мирных целей, сотрудничество государств в борьбе с преступлениями в открытом море, право преследования по горячим следам и некоторые другие.

Исторически первым универсальным актом, закрепившим принцип свободы открытого моря, стала Конвенция об открытом море 1958 года, принятая на Первой конференции ООН по морскому праву. Однако на практике данный принцип в той или иной степени соблюдался задолго до принятия указанной Конвенции. Вместе с тем, нельзя сказать, что свобода открытого моря господствовала в международной практике во все времена. Например, в Средние века две великие морские державы того времени Испания и Португалия, а позже Англия неоднократно провозглашали свой суверенитет над огромными морскими пространствами (так, Португалия объявляла о своем верховенстве во всем Индийском океане). Вплоть до ХVIII века подобные притязания подкреплялись соответствующими действиями, в том числе с применением вооруженной силы. В настоящее время ни одно государство не вправе претендовать на суверенные права над какой-либо частью открытого моря (статья 90 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года).

Свобода открытого моря включает в себя следующие элементы:

-свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

-свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;

-свободу научных исследований.

Все перечисленные свободы в равной степени принадлежат как прибрежным, так и не имеющим выхода к морю государствам. При этом каждое государство должно осуществлять эти свободы с учетом заинтересованности других государств в пользовании открытым морем и не злоупотреблять своими правами в ущерб другим субъектам.

Из всех свобод открытого моря ключевое значение имеет свобода судоходства. Конвенция 1982 года признает право каждого государства, независимо от того, является ли оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Национальность судна в открытом море определяется флагом, под которым оно имеет право плавать. При этом между государством и судном должна существовать реальная связь. По общему правилу, судно должно плавать под флагом только одного государства и подчиняться его исключительной юрисдикции. Если судно плавает под флагами двух и более государств, оно может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.

Юрисдикция государства флага над его судном налагает на такое государство ряд международно-правовых обязанностей. К ним, в частности, относятся ведение специального регистра судов, плавающих под его флагом и принятие на себя юрисдикции над экипажем судна.

В отдельных случаях, прямо предусмотренных Конвенцией, в отношении морского судна может осуществляться юрисдикция иного государства. Это правило не распространяется лишь на две категории судов: на военные корабли и на суда, состоящие на некоммерческой государственной службе. Эти категории судов пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.

Международное право обязывает суда всех государств оказывать помощь любому обнаруженному в открытом море лицу, которому угрожает гибель, а также со всей возможной скоростью следовать на помощь терпящим бедствие. Кроме того, каждое государство должно принимать все меры для предотвращения перевозки рабов на судах и сотрудничать в пресечении пиратства.

Пиратство в открытом море относится к тягчайшим преступлениям международного характера, масштабы которого в наши дни (особенно у побережья Юго-Восточной Азии и Африки) очень велики. Пиратством является любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или летательного аппарата, направленный против находящегося в открытом море другого судна, лиц или имущества на его борту. Международное право предоставляет всем государствам практически неограниченные возможности в борьбе с пиратством. Так, в открытом море любое государство может захватить пиратское судно или судно, захваченное посредством пиратских действий, арестовать находящихся на этом судне лиц и захватить находящееся на нем имущество.

Помимо борьбы с пиратством, государства обязаны сотрудничать в борьбе с незаконной торговлей наркотиками и психотропными веществами, а также в борьбе с несанкционированным вещанием из открытого моря. В последнем случае виновное лицо может быть привлечено к ответственности в судах следующих государств:

-государства флага судна;

-государства регистрации установки;

-государства гражданства виновного лица;

-любого государства, где могут приниматься передачи;

-любого государства, радиосвязи которого причиняются помехи.

В соответствии со статьей 108 Конвенции 1982 года, все государства должны сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотиками, осуществляемой судами в открытом море. Любое государство, имеющее разумные основания считать, что плавающее под его флагом судно занимается торговлей наркотиками, может обратиться за помощью к другим государствам.

Особыми правами Конвенция 1982 года наделяет военные корабли, находящиеся в открытом море. Военные корабли вправе принудительно останавливать и подвергать досмотру любое иностранное судно, если есть разумные основания подозревать это судно в пиратстве, работорговле, несанкционированном вещании, отсутствии у него национальности и использовании чужого флага. Разумеется, данное право не применяется в отношении других военных и государственных некоммерческих кораблей.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривает такой институт, как право преследования по горячим следам. Преследование иностранного судна по горячим следам допускается, если прибрежное государство имеет достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила прибрежного государства. Такое преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно еще находится во внутренних водах, территориальном море или прилежащей зоне прибрежного государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны. При этом необходимо, чтобы преследование было непрерывным. Право преследования по горячим следам прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего или какого-либо третьего государства. Право преследования по горячим следам может осуществляться только военными кораблями или другими судами, имеющими четкие внешние знаки, позволяющие опознать их как состоящие на правительственной службе и уполномоченные для этой цели.

Все государства имеют право на то, чтобы их граждане занимались рыболовством в открытом море. При этом все государства должны принимать необходимые меры и сотрудничать друг с другом для сохранения живых ресурсов открытого моря. Такое сотрудничество осуществляется посредством заключения соглашений или через региональные организации по рыболовству. В частности, для сохранения живых ресурсов открытого моря государства договариваются о величине допустимого улова, обмениваются научной информацией, принимают иные меры с учетом международных стандартов.

В 1995 году было подписано Соглашение об осуществлении положений Конвенции 1982 года, касающихся сохранения трансграничных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими. Данное Соглашение конкретизировало ряд норм Конвенции 1982 года, предусмотрев более четкие механизмы международного сотрудничества в области эксплуатации, рационального использования и защиты рыбных ресурсов. Кроме того, сегодня в мире действует несколько региональных и субрегиональных международных организаций, координирующих сотрудничество государств по вопросам рыболовства в открытом море.

Источник

58.Открытое море: понятие, свободы открытого моря; правовое положение торговых судов и военных кораблей. Оказание помощи и спасение на море.

Открытое море — морское пространство, расположенное за пределами территориальных, архипелажных и внутренних вод и исключительных экономических зон какого-либо государства и находящееся в свободном и равноправном пользовании всех государств в соответствии с принципами и нормами международного права. Иногда именуется международными или нейтральными водами, но этот термин не утвердился в международном праве.

Свободы открытого моря включают в себя:

свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;

свободу рыболовства и морского промысла;

свободу научных исследований и др.

Военный корабль означает судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине (ст. 29 Конвенции 1982 г., ст. 8 Конвенции 1958 г. об открытом море).

К военным кораблям относятся боевые корабли (авианосцы, линкоры, крейсера, эсминцы, подводные лодки и др.

) и вспомогательные суда (гидрографические, спасательные, буксирные, танкеры, водолеи и др.), принадлежащие к вооруженным силам и имеющие право нести флаг вспомогательных судов. Вооружение военного корабля (даже его полное отсутствие), тип его энергетической установки (ядерная или обычная) никак не влияют на его правовой статус.

Военный корабль как инженерное сооружение, с одной стороны, является государственной собственностью суверенного государства, чей флаг он несет, с другой стороны, военный корабль — это особый, специальный властный орган государства, наделенный правом выступать от имени государства флага и защищать, в том числе силой оружия, законные интересы своего государства, его физических и юридических лиц. Где бы ни находился военный корабль, он пользуется полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага (иммунитет распространяется и на шлюпки (катера), спущенные с военного корабля).

Все вопросы, касающиеся военного корабля, разрешаются исключительно дипломатическим путем.

Иммунитет военного корабля не означает представления ему неограниченных прав. Во внутренних водах и портах иностранных государств и во время мирного или транзитного прохода военный корабль должен соблюдать законы и правила прибрежного государства, касающиеся транспорта и судоходства и условий пребывания в порту; в экономических зонах запрещается проводить боевые стрельбы, глубинное бомбометание и др.

Оставление судна. В результате аварии (столкновения, пожара, посадки на мель и т. д.) экипаж судна должен быть готовым воспользоваться для спасения шлюпками и плотами. Чтобы максимально уменьшить возможность гибели людей, необходимо регулярно проводить тренировки по пожарной, водяной и шлюпочной тревогам. Сигналы об оставлении судна обычно подают внутрисудовыми сигнальными средствами и голосом: «Все к шлюпкам» — через громкоговоритель. Когда все шлюпки и плоты спущены и укомплектованы людьми, капитан отдает приказ покинуть судно. Все люди, находящиеся на борту, распределены по спасательным средствам судовым расписанием по тревогам. Это дает возможность при спуске шлюпок и плотов легко управлять группами людей. Комплектование плотов происходит после их сбрасывания или спуска за борт. Плоты прикрепляют к судну фалинем. Шлюпки можно спускать с людьми, количество которых определяют состоянием моря. После спуска шлюпка отходит от судна и подбирает из воды людей до полного комплекта. Шлюпки и плоты должны отойти от судна на 200—300 м. При свежей погоде рекомендуется прикреплять шлюпки и плоты друг к другу фалинями. При оставлении судна нужно помнить: 1. Если возможно, следует спускаться в воду по спасательным шкентелям или канатам; в противном случае прыгать только ногами вперед. Не рекомендуется прыгать с высоты, превышающей 3 м, с надетым на себя спасательным нагрудником, так как нагрудник от резкого смещения вверх может оглушить человека или причинить физическое увечье. Если прыжок с высоты более 3 м неизбежен, то нужно придавить нагрудник, охватив его перекрещенными руками. 2. Дрейфующее судно лучше покидать через наветренный борт. 3. Если судно имеет крен, покидать его следует через нос или корму. 4. Всегда нужно избегать любого жидкого топлива, плавающего на поверхности воды. При горящей на поверхности нефти следует плыть под водой как можно дольше, периодически выныривая и делая глубокий вдох. После того как судно затонет, действие команд шлюпок и плотов зависит от погоды, места гибели судна, близости или дальности берегов. Если судно погибло далеко от берега на неоживленных морских путях и на его сигналы бедствия были получены ответы, следует держаться как можно ближе к месту затонувшего судна. Маневр «Человек за бортом». Падение человека за борт может произойти при любой обстановке на море. Каждый, заметивший это, должен немедленно бросить упавшему спасательный круг, буй или другой плавающий предмет и сообщить о происшедшем вахтенному помощнику, Государственный флаг СССР при этом приспускают, на флагфале поднимают флаг «О»; на марс или ванты посылают матроса для непрерывного наблюдения за утопающим. Кроме того, прекращают движение судна вперед. При свежей погоде судно делает такой маневр, чтобы упавший за борт человек находился с подветренной стороны. Шлюпку спускают с подветренного борта. Матрос-наблюдатель показывает спущенной шлюпке направление на утопающего флажком или рукой. Для постоянной тренировки по оказанию помощи при несчастном случае на судах должны регулярно проводиться учебные тревоги «человек за бортом». Снятие людей с гибнущего судна. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1960 г. обязывает капитанов судов оказывать всякую возможную помощь людям, грузу и судну, терпящим бедствие. Для этих же целей созданы специальные аварийно-спасательные службы и береговые спасательные станции, имеющие в своем распоряжении необходимые материально-технические средства (суда, вертолеты и т. д.). Морской практике известны следующие способы снятия людей с гибнущего судна: снятие людей с гибнущего судна судном-спасателем; снятие людей с гибнущего судна на берег; снятие людей с гибнущего судна, пересадка их на судно-спасатель или высадка на берег с помощью вертолета. Наиболее эффективный способ снятия людей — подход судна-спасателя к борту гибнущего судна. Проведение подобной операции связано с целым рядом факторов, которые должны учитываться капитаном и экипажем судна-спасателя. Успех этого маневра зависит от гидрометеорологических факторов, крена и характера разрушения аварийного судна, наличия плавающих обломков вокруг него, величины дрейфа обоих судов, обученности и опытности экипажа судна-спасателя. В случаях, если к гибнущему судну нельзя подойти лагом или носом, то для спасения людей применяют шлюпки, плоты, спасательные беседки (при установленном леерном сообщении) и используют вертолеты. Аварийное судно и судно-спасатель должны выпускать масло для создания пространства без опрокидывающихся гребней волн, что значительно облегчает работу шлюпок. Не рекомендуется производить спасательные операции ночью, если условия погоды и состояние аварийного судна позволяют ему продержаться до наступления светлого времени суток. Во всех случаях чрезвычайно важно установить надежную связь между спасателем и гибнущим судном. Снятие людей с гибнущего судна на берег наиболее успешно осуществляется береговыми спасательными станциями, оборудованными шлюпками различных типов, линеметательными аппаратами и приспособлениями для леерного сообщения при помощи беседки или крытой шлюпки.

Источник

Оцените статью