Т кампанеллы т мора ш фурье р оуэна

Т кампанеллы т мора ш фурье р оуэна

Митина Наталья Георгиевна, д-р филос. наук, доцент, профессор кафедры общегуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный институт искусств»: Россия, 690091, г. Владивосток, ул. Петра Великого, 3А.

Тел.: (423) 226-49-22

Аннотация: В статье автор исследует проблему взаимоотношения полов в утопических проектах эпохи Нового времени. Анализируются две группы утопий: начала эпохи (Т. Мор и Т. Кампанелла) и периода буржуазных революций (Р. Оуэн и Ш. Фурье). Утопии, как культурный памятник эпохи, отражают ее особенности – формирование новой системы ценностей, отвечающих требованиям возникающего буржуазного общества. Во всех проектах философы предлагают воплощение идеалов свободы и равенства и уделяют внимание положению женщины и мужчины в новом обществе. Т. Мор и Т. Кампанелла предлагают решение проблемы через уравнивание полов. Позиции философов различаются в вопросах семьи и брака. Положение женщины в обществе остается подчиненным по отношению к обществу, к мужчине. Идеалы равенства остаются не реализованными, но заложены основы либерализации полов. Вторая группа идеальных проектов отличается значительным расхождением позиций авторов. Утопия Р. Оуэна мало отличается от утопий первой группы, в ней предлагается создание коммунистических колоний, где положение женщины значительно ограничено, по сравнению с положением мужчины. Социетарный проект Ш. Фурье наиболее полно реализует проблему свободы и равенства, предлагая общество гармонии, основанное на человеческих страстях. Он, один из первых предпринял попытку соединения феминного и маскулинного, что приблизило его к реализации принципа всеобщего равенства. В целом необходимо отметить сохранение в рассмотренных утопиях идеологии маскулинизма. Утопические проекты уделяют значительное внимание гендерным отношениям, определяя их влияние на формирование социума. Ключевые слова: утопический проект, гендерные отношения, пол, андроцентризм, патриархатный, маскулинизм, равенство.
Читайте также:  Отели мертвого моря all

1. Кампанелла Т. Город Солнца. М. : Изд-во АН СССР, 1954. – 228 с.

2. Митрофанова А. В. Проблема пола в европейской философской и общественно-политической мысли (Античность – Средние века и Возрождение) // Введение в гендерные исследования: учеб. Пособие / под ред. И. В. Костиковой. М. : Изд-во МГУ, 2000. – С. 18–32.

3. Мор Т. Утопия. М. : Наука, 1978. – 417 с.

4. Оуэн Р. Доклад, представленный Комитету Ассоциации для облегчения положения промышленных и сельскохозяйственных рабочих // Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А. И. Володина. М. : Политиздат, 1982. – С. 308–326.

5. Оуэн Р. Книга о новом нравственном мире // Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А. И. Володина. М. : Политиздат, 1982. – С. 327–342.

6. Платон. Государство // Платон. Соч.: в 4 т. – Т. 3. – Ч. 1. М. : Наука, 1994. – С. 79–420.

7. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании: Книга 5 / Ж.-Ж. Руссо // Избр. Соч.: в 3 т. – Т. 1. М. : Гослитиздат, 1961. – С. 545–762.

8. Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир / Ш. Фурье // Избр. соч.: в 3 т. – Т. 2. М. : Соцэкгиз, 1939. – 468 с.

9. Фурье Ш. Новый хозяйственный и социетарный мир / Ш. Фурье // Избр. соч.: в 4 т. – Т. 4. – М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1954. – 588 с.

10. Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб // Утопический социализм: хрестоматия / общ. ред. А. И. Володина. М. : Политиздат, 1982. – С. 246–260.

GENDER RELATIONS IN THE UTOPIAS OF THE MODERN AGE (T. MORE, T. CAMPANELLA, R. OWEN, C. FOURIER)

Mitina Natalia Georgievna, Dr. of Philos. Sci., Ass. Prof., Professor of Department of General Humanities, Far Eastern State Institute of Arts, Vladivostok, Russia.

Keywords: utopian project, gender relations, gender, androcentrism, patriarchal, masculinism, equality.

In the article, the author studies the problem of gender relations in the utopian projects of the Modern Age. Two groups of utopias are analyzed: those of the beginnings of the epoch (T. More and T. Campanella) and the ones in the period of bourgeois revolutions (R. Owen and C. Fourier). Utopias, as a cultural monument of the epoch, reflect its features – forming a new system of values that meets the requirements of the emerging bourgeois society. The philosophers offer the embodiment of the ideals of freedom and equality in all the projects and pay attention to the position of women and men in the new society. T. More and T. Campanella offer a solution to the problem through equalizing the sexes. Their standpoints differ in matters of family and marriage. The position of the woman in the society remains subordinate to the society and to the man. The ideals of equality remain unfulfilled, but the foundation of gender liberalization is laid. The second group of ideal projects is distinguished by a significant divergence of the authors’ positions. R. Owen’s utopia does not differ much from the utopias of the first group; it suggests creation of communist colonies, where the position of a woman is significantly limited compared to that of a man. C. Fourier’s social project most fully implements the issue of freedom and equality, offering a society of harmony based on human passions. He was one of the first who attempted to connect the feminine and the masculine, which brought him closer to realization of the principle of universal equality. In general, it is necessary to note that the utopias considered tend to preserve the ideology of masculinism. Utopian projects pay considerable attention to gender relations, indicating their influence on the formation of the society.

Источник

Тема 10. Теория утопического социализма: т. Кампанелла, р. Оуэн, к.А. Де Сен-Симон, ш. Фурье

Активное развитие экономики вместе с положитель­ными результатами принесло и ряд негативных: уве­личение разницы между самыми богатыми и самыми бедными, бедность, голод и т. д. Наличие большого количе­ства негативных последствий экономического развития ста­ло причиной формирования теорий утопического социализ­ма, представители которого исходят из идеальной модели развития общества, отсутствия частной собственности, ра­венства прав, отсутствия бедности. Яркими представителя­ми этого направления экономической мысли являются Р. Оуэн, К.А. де Сен-Симон, Ш. Фурье, Т. Кампанелла, видевшие сво­ей главной задачей борьбу с бедностью. Исследования этих ученых легли в так называемую утопическую школу социализма.

Томмазо Кампанелла (1568–1639) в книге «Город Солнца» описал идеальную модель общества, где от­сутствует частная собственность, труд длится четыре часа в день, а все остальное время граждане посвящают ис­кусству.

Роберт Оуэн (1771–1858) – один из видных представителей утопического социализма. В работах «Книга о новом нравственном мире», «Доклад графству Нью-Ланарк», «Об образовании человеческого характера» он предлагал способы преобразования общества. Р. Оуэн исхо­дил из трудовой теории стоимости, но считал неправиль­ным возникновение прибыли. Для него стоимость товара дол­жна определяться только количеством затраченного на его производство труда. Р. Оуэн считал, что правильная органи­зация экономики в результате эффективной государственной политики может обеспечить приемлемое качество жизни каж­дому человеку. К основным методам управления экономикой он относил законодательные акты.

Клод Анри де Ривруа Сен-Симон (1760–1825) – проповедник индустриализма, основатель утопического социализма, активно продвигавший свои идеи на практике. Он автор таких из­вестных произведений, как «Катехизис промышленников», «О промышленной системе», «Письма женевского обитателя к современникам». Главная цель функционирования экономики для него – это постоянное развитие. Развитие должно происходить только поэтапно. Он обосновывал необходи­мость полного государственного регулирования экономи­ческих процессов за счет постепенного сведения функций государства к чисто экономическим. Сен-Симон исходил из того, что частная собственность – это непременное условие экономического прогресса. Он считал основным классом класс производственников, который постепенно должен встать во главе государства. Непромышленный класс – это люди, которые не создают своим трудом блага, таких не дол­жно быть в общественной структуре. Экономика должна по­стоянно развиваться, в результате чего будет создана струк­тура, в которой все подчинено интересам производства.

Шарль Фурье (1772–1832) – представитель социалистического утопизма, предложивший специфическую модель идеального устройства будущего общества, жил и работал во Франции. Ему принадлежат такие известные тру­ды, как «О трех внешних единствах», «Новый хозяйственный и социетарный мир, или Открытие способов привлекательного и природосообразного труда, распределенного в сериях по страсти», «Теория четырех движений и всеобщих судеб». Ш. Фурье исходил из того, что существующая экономическая система направлена на эксплуатацию многих людей неболь­шой группой собственников. Он считал необходимым искоре­нение из структуры общества непроизводственного класса, к которому относил торговцев, собственников производства и т. д. Для того чтобы рабочий напрямую получал результаты своего труда, необходимо создание кооперативных произ­водств, собственниками которых являлись бы рабочие. В со­временном понимании – это акционерное общество.

Землевладение по плану Фурье должно стать основой будущего строя, а промышленность занимает подчиненную роль. В этом проявились мелкобуржуазные иллюзии Фурье. Путем реформ он предполагал переход к бесклассовому обществу. Рабочие станут капиталистами, а капиталисты – рабочими.

Представители утопического социализма внесли большой вклад в развитие современной экономической теории, сфор­мировав понятия социально-ориентированной экономики, за­дач государства, качества жизни человека и т. д.

Рекомендуемая литература: [2–5, 7, 8, 14, 21, 23–26, 71, 73].

Источник

Тема 13. Политические и правовые концепции социалистов-утопистов в Западной Европе в первой половине XIX в.

© 2009-2010 Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

План

  1. Французский утопический социализм. А. Сен-Симон и Ш. Фурье
  2. Английский утопический социализм Р. Оуэна

1.Французский утопический социализм. А. Сен-Симон и Ш. Фурье

Идеи западноевропейского утопического социализма уходят корнями в эпоху позднего средневековья. Их теоретическими предшественниками были Т. Мор, автор знаменитой книги «Утопия» и Т. Кампанелла, изложивший свое учение в произведении «Город Солнца». Представители утопического социализма исходили из необходимости возвращения к извечно установленным законам естественного права, требующего справедливости и равенства людей. Они осуждали существующие общественные структуры, выступая против неравенства, эксплуатации и угнетения, как правило, по нравственным или религиозным мотивам. Кроме того, критике подверглась частная собственность, а свои модели устройства общества они предлагали распространить на все человечество.

К классикам утопического социализма относят А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.

Утопический социализм — концепция социального устройства, основанная на представлении о наиболее совершенном общественном строе, соответствующем социальным, экономическим, политическим интересам определенных социальных групп и являющемся конечной целью их стремлений и деятельности.

Клод Анри де Ревруа Сен-Симон (1760-1825 гг.) принадлежал к аристократическому роду. Получил домашнее образование под руководством, Д’Аламбера.[1] Поступив на военную службу, он в составе французских войск участвовал в борьбе североамериканских колоний за независимость, что значительно повлияло на формирование его политических и правовых взглядов. В 1783 г. вернулся во Францию. Воспитанный на идеях энциклопедистов и на опыте американской революции, Сен-Симон с энтузиазмом принял Французскую революцию. Он выступал с пропагандой принципов свободы, призывал Национальное собрание отменить привилегии дворян и духовенства, отказался от дворянского звания и графского титула. Одновременно занимался спекуляцией (скупал по предельно низкой цене конфискованные земли). В 1793 г. был арестован (скорее всего, по ошибке), вскоре освобожден. К наполеоновской эпохе он уже растратил все свое состояние и последующие 20 лет прожил в крайней бедности. Одно время работал переписчиком бумаг в ломбарде. Но к 60-ти годам его жизнь несколько налаживается. У него появляются ученики и продолжатели. Богатые последователи обеспечивают ему возможность жить в достатке и работать. В мае 1825 г. Сен-Симон умер.

Основные произведения: «Письма Женевского обитателя к современникам», «Очерк науки о человеке», «Катехизис промышленников», «Новое христианство».

Государство и право. Взгляды Сен-Симона на государство и право в основном определялись его концепцией исторического прогресса. Он считал, что каждый крупный переворот в экономической и политической жизни общества является следствием переворота в философских воззрениях. Человечество, закономерно развиваясь, движется к своему «золотому веку» и проходит при этом три стадии:

  • теологическая (период античности и феодализма, господство религии), руководство обществом принадлежало священникам и феодалам;
  • метафизическая (период крушения теологической системы, господства буржуазных отношений), руководят юристы и метафизики (лжеученые);
  • позитивная (будущий общественный строй – «золотой век», основанный на науке), обществом руководят ученые и промышленники. Этот период завершается установлением такого строя, который сделает жизнь большинства людей наиболее счастливой.

Проект социального устройства общества. Новая социальная система рассматривалась Сен-Симоном как система индустриализма.

Индустриализм – строй, построенный в соответствии с научно составленным планом всеобщей комбинированной деятельности, выполняемой всем обществом. Основные черты нового общества – введение обязательного для всех производительного труда, распределение его результатов по потребностям, государственное планирование производства, превращение государственной власти из орудия управления людьми в орудие организации производства, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании национальных границ. Однако в будущем обществе следует сохранить частную собственность и классовое разделение.

В обществе Сен-Симон выделял два больших класса (в основе деления лежал принцип роли в производстве): промышленников (индустриалов) и паразитов. Промышленники – собственно трудящиеся, фабриканты, торговцы, банкиры. Паразиты — дворяне, военные, рантье, чиновники и юристы. У класса индустриалов, несмотря на их разнородность, одна общая цель – ликвидация господства непроизводительного класса и обеспечение расцвета промышленности. Важной чертой программы Сен-Симона являлся вывод о ненасильственном переходе к новому общественному строю, путем постепенного реформирования. Цель такого общества – общее благо.

Форма государства Сен-Симон полагал, что введение на позитивной стадии системы индустриализма не потребует разрушения традиционных государственно-правовых форм. Останется монарх, сохранятся правительство и двухпалатный парламент. Их функция — поддержание порядка. Но между королем и парламентом создаются две промежуточные инстанции, в руках которых концентрируется вся полнота светской власти: Совет ученых, разрабатывающий планы социальных преобразований и Совет промышленников (представителей индустрии и банков), составляющий бюджет страны и контролирующий его исполнение. Сен-Симон считал, что реформы будут осуществляться сверху. Что касается непосредственно народа (в интересах которого и проводится преобразование общества), то ему, согласно убеждению Сен-Симона, незачем вмешиваться в дело реорганизации общества.

Сенсимонизм – учение, развитое последователями Сен-Симона на основе его идей, однако в ряде существенных черт идущее значительно дальше учения самого основоположника. Они придали мыслям учителя большую социальную остроту. Так, в характеристике исторических периодов, намного резче подчеркивали значение эксплуатации и необходимости борьбы с ней. «Человек, заявили они, до сих пор эксплуатировал человека: господа-рабы; патриции-плебеи; сеньоры-крепостные; земельные собственники-арендаторы; празднолюбцы-труженики — вот прогрессивная история человечества до наших дней». Сенсимонисты требовали обобществления собственности, отмены наследственных привилегий, планового хозяйствования и эмансипации женщин. Сенсимонизм прекратил свое существование в начале 30-х годов XIX в.

Наряду с А. де Сен-Симоном идеи утопического социализма в начале XIX в. были выдвинуты таким замечательным мыслителем, как Шарль Фурье.

Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837 гг.) в Безансоне в семье торговца одеждой. В годы Великой французской революции участвовал в Лионском антиправительственном восстании. Его семейная собственность была конфискована, а самого Фурье посадили в тюрьму. Спустя некоторое время он был призван на военную службу. В 1799 г. стал коммивояжером.

Умер Фурье в Париже 10 октября 1837 г.

В середине XIX века система Фурье, переработанная и уточненная, оказывала заметное влияние на мыслителей, устремленных к поиску нового социального идеала. Последователи Фурье провели социальный эксперимент в США на знаменитой Брук-Фарм в Роксбери (штат Массачусетс).

Основные произведения: «Теория четырех движений и всеобщих судеб», «Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации» (1822), «Новый хозяйственный социетарный мир» (1829) и «Ложная промышленность» (1835-1836).

Государство и право. Мировоззрение Ш. Фурье даже в большей степени, чем мировоззрение А. де Сен-Симона, окрашено в морально-религиозные тона. Он провозглашает себя пророком, которому Бог открыл истинные закономерности общественного развития и поручил указать человечеству путь ликвидации существующих несправедливых общественных порядков и установления нового строя всеобщей «гармонии» и всеобщего благоденствия. Ш. Фурье заявляет, что бог управляет природой и обществом по своему соизволению, но сообразуясь с законами математики. Бог устанавливает законы развития как природы, вселенной в целом, так и человеческого общества.

Муки и бедствия человечества, запутавшегося в паутине несправедливой капиталистической цивилизации, объясняются, по Ш. Фурье, тем обстоятельством, что до сих пор общество не сумело познать предусмотренный богом истинно справедливый «социальный кодекс». Этот божественный социальный кодекс, честь открытия которого случайно выпала на долю Ш. Фурье, исходит, по его мнению, из признания главным и решающим фактором общественного прогресса естественных природных свойств отдельного человека, его страстей, являющихся орудием осуществления воли божьей, направленной на благо всего человечества. В учении Ш. Фурье о роли естественных, природных свойств и страстей человека явно чувствуется, несмотря на все своеобразие этого учения, влияние теории естественного права.

Вся история человечества представляет собой, по мнению мыслителя, лишь определенные этапы на пути постижения божественного социального кодекса. Это – путь от социальной «беспорядочности», «бессвязности», «дисгармонии» к социальной гармонии, к справедливому социальному строю.

Человеку, замечает он, присущи согласно божьему провидению естественные страсти и влечения, полное удовлетворение которых может быть обеспечено лишь вступлением общества в эпоху «гармонии», когда оно будет полностью руководствоваться познанным им божественным социальным кодексом.

Мыслитель делит всю предшествующую историю человечества на следующие периоды: дикость, варварство, патриархат, цивилизация. В высшей степени примечательно, что одним из главных факторов, обусловливающих переход от одного периода к другому, он считает, наряду с таким фактором, как изменение правового положения женщины в обществе, уровень развития промышленности. В частности, Ш. Фурье обнаруживает понимание прогрессивного значения развития крупной промышленности, а также науки и техники в период цивилизации, под которой он разумеет господство буржуазных отношений как необходимых объективных предпосылок, обеспечивающих возможность перехода от «дисгармонического», «цивилизованного» строя к строю «гармонии» или «ассоциаций».

Право ничто, если человек не имеет материальных гарантий для его осуществления: «На деле право является иллюзорным, когда не можешь осуществить его. Свидетельство тому – конституционное право на суверенитет, которое имеет народ. Вопреки этой блещущей великолепием прерогативе плебей не имеет даже возможности пообедать, если у него нет ни су в кармане. А ведь очень далеко от притязания на суверенитет до притязания пообедать. Так много прав существует на бумаге, но не в действительности, и предоставление их становится оскорблением для того, кто не может достигнуть прав, во сто крат меньших». В своей критике апологетов цивилизации Ш. Фурье высказывает мысль о решающем влиянии права на труд в системе прав человека в обществе; он указывает, что эти апологеты, говоря о правах человека, забывают «выдвинуть в качестве принципа право на труд,которое воистину неосуществимо при цивилизации, но без которого ничего не стоят все остальные права».

Ш. Фурье считает основной паразитарной, хищнической социальной группой, занимающей, по его мнению, господствующее положение в обществе, не капиталистов, владельцев промышленных предприятий, а главным образом торговцев-спекулянтов и биржевиков-ростовщиков. Он обнаруживает выдающийся талант в разоблачении механизма всевозможных мошенничеств и надувательств, применяемых купцами, спекулянтами, биржевиками для своего обогащения за счет разорения и порабощения народных масс. Этот механизм, заявляет Ш. Фурье, «во всех отношениях являет собой лишь искусство грабить бедняков и обогащать богачей».

Его идеал – это мирное сотрудничество всех классов, мирное преобразование существующего неразумного, несправедливого строя цивилизации в строй справедливый, где царствует «социальная гармония» на основе дружественного союза всех социальных групп в рамках производительных ассоциаций, или, по терминологии Ш. Фурье, фаланг.

Каждая фаланга, по проекту мыслителя, должна представлять собой земледельческо-промышленное объединение, охватывающее примерно 1600–1700 человек. Разделение труда в фалангах целиком должно быть приспособлено к индивидуальным страстям и способностям каждого члена фаланги. Люди, обладающие примерно одними и теми же влечениями и страстями, объединяются внутри фаланги в соответствующие производственные «серии», или группы.

Вся производственная, бытовая и культурная жизнь членов фаланги должна регулироваться, по Ш. Фурье, механизмом человеческих страстей, которые при строе цивилизации всячески подавляются и находятся в разладе друг с другом, а при строе ассоциаций впервые образуют гармоническую, стройную и согласованную систему. Этот механизм включает двенадцать страстей: пять чувственных (вкус, осязание, зрение, слух, обоняние), четыре душевных (дружба, честолюбие, любовь, отцовство) и три «распределительных», или управляющих (страсть к интригам, страсть к разнообразию и страсть, выражающаяся в энтузиазме, воодушевлении). Решающее значение в деятельности механизма страстей Ш. Фурье придает именно последним трем, то есть «распределительным» страстям. Только в условиях строя ассоциаций, основанного на учете природных свойств и влечений каждого ее члена, «все двенадцать страстей будут развиты и удовлетворены у каждого отдельного человека и, следовательно, каждый достигнет счастья, которое заключается в полном свободном развитии страстей». Эту свою доктрину Ш. Фурье провозглашает единственно соответствующей «заветам природы и предугадываемым предначертанием Бога».

Мыслитель полагал, что, так как в ассоциации будет обеспечен свободный переход ее членов из одной производственной группы в другую, максимально разовьется творческое соревнование между представителями всех видов и родов физического и умственного труда. В результате труд, являющийся в строе цивилизации, как правило, принудительным, внушающим человеку отвращение, превратится для членов фаланги в наслаждение, в естественную жизненную потребность. Все это приведет к необычайному повышению производительности труда, обеспечивающему возможность всестороннего удовлетворения материальных и культурных потребностей и желаний членов фаланги. Ш. Фурье подчеркивает, что в этих условиях самый бедный член фаланги будет богаче и счастливее самого богатого человека строя цивилизации.

2.Английский утопический социализм Р. Оуэна

Политическое мировоззрение Роберта Оуэна складывалось в Англии, в которой промышленное развитие и острота социальных противоречий капитализма достигли в первой половине XIX в. более высокой ступени, чем во Франции. В Англии на базе промышленного переворота конца XVIII в. вэтот период происходит мощное развитие капиталистического производства.

Роберт Оуэн (1771–1858 гг.) родился Ньютауне (Монтгомеришир, Уэльс) в семье ремесленника. Учился в местной школе, в возрасте десяти лет приобщился к торговле мануфактурой в Стамфорде (графство Нортгемптоншир). После четырех лет работы в Стамфорде получил место в Манчестере, где его деятельность проходила столь успешно, что к 1790 г. он был назначен управляющим хлопчатобумажной фабрикой, на которой работало пятьсот рабочих. В 1794 г. стал совладельцем и управляющим «Чорлтон твист компании» в Манчестере, а в 1799 г. вместе с компаньонами приобрел у Дэвида Дэйла прядильную фабрику в Нью-Ленарке, близ Глазго.

Оуэн улучшил условия труда и быта рабочих, установил новые машины, открыл магазин для рабочих, где продавал товары по сниженным ценам, школу и детский сад для их детей. В 1814, выкупив доли компаньонов, Оуэн основал новую компанию, куда на правах пайщиков вошли, среди прочих, квакер Уильям Аллен и философ Иеремия Бентам. Экономический кризис, наступивший после 1815, побудил Оуэна предложить план расселения безработных в «поселках общности и сотрудничества». Правда, антирелигиозные взгляды Оуэна оттолкнули многих сторонников его учения. Лишь к 1825 г. он сумел создать экспериментальную общину, а вслед за ней и другие коммуны в Великобритании. За год до этого Оуэн отправился в Америку и основал в Уобаше (шт. Индиана) трудовую коммуну, назвав ее «Новой гармонией». Будущее общество Оуэн представлял в виде свободной федерации небольших социалистических самоуправляющихся общин, основанных на общем владении собственностью и труде. Вскоре в колонии возникли трудности, а в 1828 она распалась.

Остаток жизни Оуэн провел в Англии. В 1829 он оставил управление фабрикой в Нью-Ленарке и занялся популяризацией своего учения.

Его активная деятельность помогла консолидации кооперативного движения в Великобритании и способствовала введению более гуманного трудового законодательства.

Умер Оуэн в Ньютауне 17 ноября 1858 г.

Основные произведения: памфлет Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера (1813 г.), Книга нового нравственного мира (1836-1844 гг.).

Государство и право. Подобно А. де Сен-Симону и Ш. Фурье, Р. Оуэн отрицает революционный путь ликвидации существующего общественного строя и перехода к социализму. Он считает, что «необходимо предотвратить насильственное разрушение общественной жизни, которое может возникнуть из ежедневно возрастающей нужды и крайней деморализации». Он призывает имущие классы предупредить революцию трудящихся и неимущих масс путем проведения решительных социальных реформ, направленных на серьезное улучшение материального положения этих масс.

Мыслитель целиком стоит на позициях сотрудничества всех классов общества, одинаково, по его мнению, заинтересованных в победе разума и «здравого смысла», подсказывающего будто бы необходимость мирного преобразования существующего общественного строя, основанного на невежестве и заблуждениях человеческого ума.

Планы Р. Оуэна о практических методах и способах постепенного перехода к новому социальному порядку, в частности путем насаждения и развития рабочей кооперации, создания «обменных банков» и «меновых базаров», вовсе не предполагают коренной ломки старого общества, а лишь мирное внедрение в существующий строй опытов и образцов практического строительства элементов нового, «разумного» строя.

Важнейшими чертами системы утопического социализма Р. Оуэна являются: терпимость к буржуазии, пропаганда смирения и миролюбия, абстрактность принципов и непонимание исторического развития, отрицание классовой борьбы, проповедь филантропии и всеобщей любви.

Существенными сторонами мировоззрения Р. Оуэна необходимо признать глубокую критику капитализма как строя, несущего нищету, разорение и голод трудящимся, его непримиримо отрицательное отношение к частной собственности, обоснование необходимости общественной собственности в новом, «разумном» строе, решительное разоблачение религиозного мракобесия и религиозных предрассудков. Для Р. Оуэна в высшей степени характерным является неустанное стремление подчинить все содержание разработанных им планов общественных преобразований делу коренного улучшения материального положения рабочего класса и других слоев трудящихся, подъему их культурного уровня.

Учебно-методическая литература

Рекомендуемая литература:

  1. Антология мировой политической мысли. — М., 1997. Т. 1-5.
  2. Антология мировой правовой мысли. — М., 1999. Т. 1-5.
  3. История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. В. В. Лазарев. — М., 2006.
  4. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. — М., 2003 (любое издание).
  5. История политических и правовых учений. Под ред. О. В. Мартышина. — М., 2004 (любое издание).
  6. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э. Лейста. — М., 1999 (любое издание).
  7. История политических и правовых учений: Хрестоматия. — М., 1996.
  8. История политико-правовых учений. Под ред. А. Н. Хорошилова. — М., 2002.
  9. История политических и правовых учений. Под ред. В. П. Малахова, Н. В. Михайловой. — М., 2007.
  10. Рассолов М. М. История политических и правовых учений. — М., 2010.
  11. Чичерин Б. Н. История политических учений. — М., 1887-1889, Т.1-5.
  12. Волгин В. П. Французский утопический социализм. — М., 1985.

Рекомендуемая дополнительная литература:

  1. Андерсон К. М. Мексиканский проект Роберта Оуэна // История социалистических учений. — М., 1987.
  2. Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. — М., 1985.
  3. Волгин В. П. Сен-Симон и сен-симонизм. — М., 1961.
  4. Левандовский А. П. Сен-Симон. — М., 1973.
  5. Плеханов Г. В. Французский утопический социализм 19 в. // Избр. философ. произв. — М., 1957. Т. 3.
  6. Сен-Симон А. Избранные сочинения. — М., 1948. Т. 1-2.
  7. Торицын Т. М. Учение Роберта Оуэна и его влияние на распространение и развитие социалистических идей. — Рязань, 1972.
  8. Утопический социализм: Хрестоматия. / Общ. ред. А. И. Володина. — М., 1982.
  9. Фурье Ш. Избранные сочинения. тт. 1-4. — М. – Л., 1951-54.

Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию:

  1. Какова концепция исторического прогресса Сен-Симона?
  2. Каковы особенности английского утопического социализма Р. Оуэна?
  3. Раскройте суть «Социального кодекса» Ш. Фурье?
  4. Кто был теоретическими предшественниками западноевропейского утопического социализма?
  5. Дайте определение утопического социализма?

[1] Ж. Д’ Аламбер (1717-1783) – французский математик и философ.

Источник

Оцените статью