- Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы
- Политические взгляды Т. Мора
- Социально-политические взгляды Томаса мора
- политология
- Похожие материалы
- Список литературы
- Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Политические идеи Т.Мора
Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы
Политические взгляды Т. Мора
Эпоха Возрождения (XIV — XV вв.) (постепенный выход из средневековья (накоплен потенциал производительных средств, изобретений; открытие новых земель; заново узнавалось и осваивалось наследие античного мира; пошатнулась монополия католицизма на души; возникновение светского мировоззрения гуманизма).
Политические изменения (укрепление и объединение национальных государств; централизация на основе королевского абсолютизма; монархи, опираясь на горожан, подчиняют феодалов).
Томас Мор (1478 — 1535) (Лондон; семья купца; учился в Оксфорде; сблизился с Эразмом Роттердамским; занялся адвокатской практикой; избран в парламент; немилость Генриха VII; поступает на службу к Генриху VIII, поддерживает его в полемике с Лютером; король вступил в конфликт с папой и объявил себя главой англиканской церкви, Мор не одобрил, сложил полномочия Лорд-канцлера, казнен).
Сочинение «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
Происхождение государства. (-).
Характеристика государства (определение государства).
Мор принадлежит к христианским или северным гуманистам (оставались ревностными христианами, хотя сознавали грехи папства и стремились к возрождению идеалов раннего христианства) (нет предопределенности; верит не только в возможности человека, но и в его добрую природу, несмотря на грехопадение; в основе общественно-политических рассуждений отношения между людьми; один из родоначальников мирской науки об обществе, проникнутой верой в прогресс и возможности рационального переустройства жизни).
«Утопия» (в первой части критикуется современное Мору общество; во второй описывается идеальное общество).
Суровое осуждение феодального общества (разоблачает паразитизм аристократии, духовенства, слуг, войска и стремление высших классов к роскоши при полном отсутствии заботы о тружениках; безразличие к их судьбе порождает преступников — общество создает воров).
Решение проблемы (упразднение социальных контрастов, забота о тружениках, охрана их земельных наделов, обеспечение работой безземельных; наказание должно перевоспитывать, а не устрашать; соразмерность преступления и наказания; замена смертной казни принудительными работами).
Социальная несправедливость (зло в частной собственности; распределить все поровну и по справедливости и счастливо управлять человеческими делами невозможно иначе, как уничтожив собственность).
Формы государства (идеальное государство).
Остров Утопия (нет частной собственности, отменены деньги и сделки между частными лицами, полное имущественное равенство; запрещено проявление роскоши и излишеств; для всех обязателен производительный труд; основа общества — семья, она в то же время трудовой коллектив; каждый гражданин осваивает ремесло и занимается земледелием; раз в 1о лет обмениваются домами; необходимое для жизни получают с общественных складов; совместные трапезы; в семье царят патриархальные нравы, оберегаются устои традиционной морали).
Гармоничное общество возможно только при условии полного достатка (технического прогресса еще нет; неприятные работы выполняются рабами; в рабство обращаются совершившие тяжкие преступления и военнопленные).
Политический строй Утопии (демократичен; все должностные лица выборные; принцепс избирается пожизненно, но может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании; остальные должностные лица избираются ежегодно (их функция — обеспечение соблюдения законов, организация общественных работ и надзор за ними (исполнительная власть, включая судебную)); важнейшие вопросы решаются народным собранием; представительная система сочетается с элементами народной демократии).
Конституционные порядки Утопии (смешанная форма правления; глава государства принцепс; народное собрание, сенат; аристократический и монархический элементы представлены слабо (дань традиции); преобладание демократического элемента).
Отношение к религии (исповедуется множество религий; каждый гражданин свободе в выборе любой из них; не допускается оскорбление религиозных чувств; осуждается полное неверие, сказывающееся в отрицании бессмертия души и провидения; атеистам запрещено проповедовать свои взгляды, но они могут обсуждать их).
Основной принцип строя (гармоничное сочетание личных и общественных интересов; отсутствуют столкновения между интересами государства и индивидуума).
Особенности теории.
Отверг кастовость коммунизма , его связь с эксплуатацией и неравенством, распространил коммунистические принципы на все общество.
Ввел требование всеобщего производительного труда.
Отошел от платоновского подавления личности государством, от монополии государства на духовную жизнь человека , связал коммунистический идеал с демократией.
Коммунистическая идея возникает как отклик на социальное неблагополучие, из сочувствия к угнетенным, из стремления к равенству и преодолению социальной несправедливости (социализм приобретает социальную окраску, связывается с участью трудящихся).
Мор ввел жанр утопии как средство критики существующего строя (нереальность проекта, полное отсутствие практической заинтересованности позволили ему остаться верным высоким нравственным принципам).
Источник
Социально-политические взгляды Томаса мора
политология
- Давлетгаряева Разифа Гариповна , кандидат наук, доцент, доцент
- Закирова Минзаля Шамильевна , магистр, студент
- Башкирский государственный аграрный университет
-
Похожие материалы
Томас Мор – английский философ и писатель, придерживающийся гуманистических взглядов. Его главной книгой является «Утопия», в которой он рисует свой идеал общества в виде фантастического острова-государства. Он следует многим мыслителям эпохи Возрождения, усмотревших в культе индивидуализма, ставшего идейным стержнем Ренессанса, ограниченность и обращались к осмыслению социальности, без которой полноценное существование невозможно и которую необходимо усовершенствовать. Методом построения такого общества он считает убеждение людей в необходимости такого будущего. Главным инструментом жизнедеятельности общества он считает общечеловеческую мораль [1; 2].
Мор видел в Реформации угрозу для церкви и общества, критиковал религиозные взгляды Мартина Лютера и Уильяма Тиндейла и, находясь на посту лорд-канцлера, препятствовал распространению протестантизма на территории Англии. Отказался признавать Генриха VIII главой церкви Англии и считал его развод с Екатериной Арагонской недействительным. В 1535 году был казнён в соответствии с Актом об измене. В 1935 году причислен к лику святых Католической церкви. Скорее всего, его взгляды должны быть охарактеризованы как традиционализм, но революционный дух его книги говорит о присущей ему симпатии к новшествам, к умеренному либерализму [3; 4; 5].
Главной темой размышлений Мора стали проблемы социально-политического устройства. Он не создал оригинальной социально-философской концепции, основанной на глубоко разработанной теоретической философии, однако вызывает интерес его содержательный подход к рассмотрению социальных проблем, в котором тем не менее прослеживается его отношение к проблеме взаимоотношений индивида и общества. Важное место в мировоззрении Мора занимают религиозные убеждения. С одной стороны, он образцовый католик, выступающий против протестантизма и англиканской церкви. С другой стороны, он гуманист, понимающий необходимость научного мышления, просвещения людей своей эпохи. Мы считаем, что он является последователем католического философа Фомы Аквинского, предложившего искать союз между религией, наукой и образованием [6; 7]. Такую же позицию отстаивают и ряд мусульманских богословов [8].
Главной проблемой социально-политического устройства Т. Мор считал вопрос о собственности, которая порождает множество социальных недугов – неравенство, угнетение, зависть и т.д. Излечение от социальных болезней он видел в замене частной собственности общественной. Т. Мор хорошо знал социальную и моральную жизнь современной ему Англии. Его сочувствие к тяжелому положению народных масс получило отражение именно в книге «Утопия», которая пронизана влиянием идей Платона, и прежде всего его сочинением «Государство».
Самая специфическая черта социально-философской концепции Т. Мора – антииндивидуалистическая трактовка общественной жизни, мыслимая им в его версии идеального государства. Последовательный антииндивидуализм требует отмены частной собственности, уравнивая всех в потреблении (эту идею мы впоследствии обнаруживаем в теории научного коммунизма марксизма). И если у Платона частная собственность отсутствует лишь в правящих сословиях, то в утопическом государстве Т. Мора она отсутствует у всех. Т. Мор пытался свести государство к большой семье, в которой не может быть имущественного расслоения, ибо в рамках семьи частная собственность утрачивает свой смысл. При этом необходимо, чтобы люди осознали эту утрату и приняли ее.
По примеру Платона Т. Мор считает справедливость и следование законам главнейшей опорой государства. Причем жители Утопии подчиняются не столько юридическим, сколько этическим законам: писаных законов у них очень мало. Интересно, что такой взгляд на регулирование общественной жизни высказывали классики марксизма-ленинизма. У жителей Утопии своя религия, более древняя, чем христианство. Содержание ее сводится к убеждению в существовании единого божественного существа (Родителя), разлитого во всем мире. Здесь мы видим противоречие во взглядах католика Мора и идеолога Утопии. Впрочем такие противоречия обнаруживаются и по ряду других вопросов этого социалиста-утописта.
Методология анализа общества, предложенная Мором, вряд ли оправдана. Но для своего времени она была прогрессивна, она показывала, что есть и другие пути общественного устройства. К сожалению, Мор не видел других путей объяснения общественного развития, многомерности исторического и социологического знания [9].
На основе сказанного выше, можно сделать следующие выводы:
- Поскольку Т. Мор утверждает, что несовершенство индивидуального существования людей в государстве детерминируется сложившейся системой собственности, это фактически означает объективный подход к взаимоотношениям индивида и общества, при котором социальное целое в лице общественных отношений воздействует на индивидов, превращая их в страдающие объекты.
- Изменив социальное целое, можно добиться изменения индивидуального существования в лучшую сторону.
Список литературы
- Давлетгаряева Р.Г. Воспитание как определяющий фактор дальнейшего развития человечества // Современный мир: экономика, история, образование, культура сборник научных трудов. Уфа, 2005. С. 301-304.
- Давлетгаряева Р.Г. Универсальная этика и кризис современной цивилизации // Особенности развития агропромышленного комплекса на современном этапе материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XXI Международной специализированной выставки. 2011. С. 182-183.
- Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в свете философии права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2014. № 1 (52). С. 41-44.
- Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в правовом и педагогическом пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 19-26.
- Семенова Э.Р. Идеи традиционализма и либерализма в философии права // Альманах современной науки и образования. 2013. № 3 (70). С. 161-163.
- Rakhmatullin R., Semenova E. Thomism of the unity of the religious and scientific knowledge // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 288-291.
- Зиатдинова Ф.Н., Давлетгаряева Р.Г. Основные принципы организации и управления в системе образования // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2013. № 2 (26). С. 130-132.
- Рахматуллин Р.Ю. Религия и наука: проблема взаимоотношения (на примере ислама) // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 793-795.
- Рахматуллин Р.Ю. Проблема объективности исторического знания или как возможен единый учебник истории // European Social Science Journal. 2014. № 8-3 (47). С. 69-73.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник
Политические идеи Т.Мора
Томас Мор(1478 – 1535) – известный английский историк, философ, а также влиятельный политический деятель. Он родился в семье богатого горожанина, учился в Оксфордском университете. В молодости имел тягу к духовному поприщу, некоторое время провел в монастыре – однако обета не принял, покинув его стены и занявшись адвокатской практикой. В 1529 г., на вершине своей карьеры, он стал лорд – канцлером Англии (т.е. вторым человеком после короля). Но в 1535 г. он резко выступает против задуманной королем Генрихом 8 реформы английской церкви в духе идей Реформации (т.е. создания т.н. англиканского вероисповедания, причудливым образом сочетающей элементы католического и протестантского вероучений). За отказ принести присягу королю как главе новоучрежденной церкви он был в 1535 г. обвинен в государственной измене и казнен. Через 400 лет католическая церковь причислила его к лику святых как мученика за веру. Главное сочинение Мора – «Утопия», где в форме беседы с путешественником Гитлодеем он излагает свои взгляды на идеальное общество (или утопию).
Основные моменты политико – правового учения Томаса Мора:
1) Общество является результатом заговора богачей, а государство – орудием защиты их интересов и угнетения народа («Все государства представляются ничем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства своих личных выгодах»);
2) Законы, навязываемые народу от имени государства, используются для подчинения бедных людей богатым;
3) Никакое справедливое и разумное общественное устройство невозможны до тех пор, пока существует частная собственность; «Если она останется, то у наибольшей и лучшей части населения навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей»;
4) В отличие от несовершенного современного общества, в образцовом государстве Утопии нет частной собственности, и обществу принадлежат и средства производства, и производимая ими продукция;
5) Благосостояние и достаток людей достигаются введением всеобщей трудовой повинности (2 года в деревне, а затем переселение в город), а также за счет использования труда рабов (из числа военнопленных и преступников) и сокращения потребностей;
6) Для наиболее тяжелых и грязных работ используются рабы – т.е. военнопленные, преступники и выкупленные в других государствах смертники; «Труд этих лиц приносит более пользы, чем их казнь, а с другой стороны, пример их отпугивает на продолжительное время других от совершения подобных позорных деяний»;
7) По форме устройства утопийское государство является представительной демократией: каждые 30 семейств избирают должностное лицо (филарха), а 10 филархов – одного протофиларха; одновременно филархи на специальном собрании избирают правителя государства (принцепса) из четырех кандидатов, названных народом – принцепс избирается пожизненно но может быть смещен с поста, если его заподозрят в стремлении к тирании;
10) Все остальные должностные лица и сенат ежегодно избираются народом;
11) Все государственные дела (администрирование, составление хозяйственных планов, учет и распределение продукции) решаются принцепсом совместно с сенатом и народным собранием.
Таким образом, преложенная Т.Мором форма правления отличается от всех традиционных форм (демократия, олигархия, монархия) и имеет смешанный характер. Сам же социальный проект имеет эклектичный характер, содержит элементы многих предшествующих и будущих социалистических теорий, на которые Т.Мор оказал значительное влияние. Он ввел понятие и жанр утопии не только как форму выражения идеала, но и как способ критики существующего строя.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник