Да дави его, дави! Как советские моряки таранили американцев у побережья Крыма
Инциденты между советскими и американскими военными случались регулярно. Шла холодная война, стороны постоянно вели разведку, а то и просто пробовали друг друга на прочность нервов. Это противостояние шло до самого распада СССР. Одной из точек соприкосновения было Черное море.
Между Советским Союзом и США имелись разночтения по поводу того, как определять границу территориальных вод. По мнению американцев, отсчет 12 морских миль следовало вести от каждой точки берега, с точки зрения советских специалистов — от «базисной линии». Соответственно, трудности возникали около резких изгибов береговой линии, в частности — заливов.
Американцы не упускали случая продемонстрировать свое видение ситуации. Делали они это очевидным методом — входили в спорную акваторию. У советских моряков такое поведение вызывало бешенство. Чашу терпения переполнил эпизод 13 марта 1986 года. Тогда крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» вошли в крымские воды, демонстративно ведя радиоэлектронную разведку. Как Азовская флотилия остановила врага в Керченском проливе
Вскоре после этого разъяренный адмирал Чернавин, командовавший советскими военно-морскими силами, попросил права при необходимости выбивать вторженцев «навалом», то есть бить борт о борт. Чернавин получил добро на жесткую реакцию. Ждать пришлось не очень долго.
Новый эпизод был связан с теми же самыми кораблями. В феврале 1988 года «Йорктаун» и «Кэрон» снова прошли Босфор. Однако на этот раз их ждали во всеоружии.
Сторожевой корабль «Беззаветный» (по западной классификации — фрегат) как раз вернулся с дежурства в Средиземном море. Командир «Беззаветного», капитан 2-го ранга Владимир Богдашин сгрузил вооружение, отпустил часть экипажа на берег в отпуск. Однако на связь срочно вышло командование и сообщило, что расслабляться ему не придется.
«Беззаветный» загрузил боеприпасы на случай совсем уж скверного развития событий и пошел на перехват. «Беззаветный» действовал не один — вместе с ним на задание пошел сторожевой корабль СКР-6, которым командовал капитан Анатолий Петров. Всей операцией руководил начштаба Черноморского флота Валентин Селиванов.
«Беззаветный» взял на себя «Йорктаун», а СКР-6 нацелился на «Кэрон». От американцев ожидали, что они, скорее всего, пройдут мимо мыса Сарыч, где советские терводы по понятным причинам выдаются на юг. Однако сразу они туда не пошли.
Американские корабли некоторое время маневрировали у берегов Болгарии и Румынии. Интересно, что первым обнаружил их совсем не могучий корабль — паром «Герои Шипки». Вскоре советские корабли начали сопровождение американских. Дистанция была небольшой, так что стороны могли жестами дать понять, что думают друг о друге. Однако некоторое время поход шел без происшествий.
Момент истины наступил утром 12 февраля. «Йорктаун» и «Кэрон» двинулись делать то, для чего, собственно, и пришли, и направились к советской акватории. Каждый их шаг отслеживали. Как только до тервод осталось 2 мили, на американские корабли отстучали предупреждение. «Ваш курс ведет в территориальные воды Советского Союза». На всякий случай сообщение отдублировали флажками. Ответ: «Мы ничего не нарушаем».
Американские корабли не меняли курс. Следует второе предупреждение в открытый эфир — на сей раз американцам открытым текстом сообщили, что будут таранить. Ноль эмоций. «Пользуюсь правом мирного прохода, ничего не нарушаю». Адмирал Селиванов дал отмашку.
Богдашин приготовился к навалу. Это все же не такой рискованный маневр, как таран, его суть в том, чтобы сойтись бортами по касательной. Проблема состояла в том, что водоизмещение «Беззаветного» и СКР-6 было намного меньше, чем у «Йорктауна» и «Кэрона». Даже сойтись с ними было не совсем простой задачей: крейсер создавал волну. К чести Богдашина, он не колебался ни секунды.
Навал заранее рассматривали как возможный выход из ситуации, и экипажи уже примерно представляли, что предстоит делать. Для усиления повреждений, советские корабли частично вытравили якоря. Как только американцы подошли к границе тервод, русские заняли позиции. Фрагментарное наследство. Сможет ли Украина защитить себя с моря
Селиванов в последний раз убедился, что звездно-полосатые «коллеги» действительно вошли в советские воды, и навал начался. «Беззаветный» и СКР-6 начали сближение. С «Беззаветного» непрерывно докладывают в штаб флота в Севастополе: «Дистанция 30 метров, 20, 10…» На советских кораблях загерметизировали отсеки. «Кэрон» еще успевает поднять сигнал «Не подходить к борту!».
Бум! 11:02 — «Беззаветный» наваливается на корму «Йорктауна». Вытравленный якорь рвет обшивку крейсера. СКР-6 идет вдоль борта «Кэрона», круша леера. С диким скрежетом корабли идут борт к борту, сыплются искры. СКР-6 тоже совершает навал, но при своей скромной массе не может причинить особых повреждений оппоненту.
Своротить «Йорктаун» с курса, конечно, не получается: водоизмещение двух кораблей отличается в разы. Однако «Беззаветный», разминувшись с крейсером, тут же заходит на новую атаку.
На этот раз «Беззаветный» врубился в «Йорктаун» более жестко. Опять пострадали леера, вертолетная площадка, а главное, форштевень «Беззаветного» крушит пусковую установку противокорабельных ракет. От искр вспыхивает краска, трехтонный якорь сторожевика отрывается. Внутри «Йорктауна» начинается небольшой пожар.
Шутки кончились. Американцы пытаются зажать «Беззаветный» между своими кораблями. Богдашин приказывает на глазах у американцев привести в боевую готовность бортовое вооружение. На «Йорктауне» в ответ готовятся поднять в воздух вертолеты. Им в открытом эфире громовым голосом сообщают, что все, что поднимется в воздух, будет сбито. Зато на место прибывают уже советские вертолеты, проходящие над местом действия на высоте всего в полсотни метров. Для довершения картины над акваторией прошли тяжелые Ту-16.
В 11:40 на американские корабли передают новое требование уйти восвояси. На сей раз эта программа не вызывает возражений.
Все обошлось малым ущербом. «Беззаветный» лишился якоря, получил трещину на обшивке и еще кое-какие мелкие повреждения, на СКР-6 помяло фальшборт и леерные стойки, «Кэрон» остался без шлюпки. Ощутимые повреждения получил только «Йорктаун», у которого изуродовало пусковую установку «Гарпунов» и помяло (не фатально) вертолетную площадку. Никто не погиб.
Никаких особых дипломатических последствий этот инцидент не имел.
Богдашин некоторое время спустя получил «Красную звезду» на грудь за… «освоение новой техники». Некоторые чиновники в самом СССР пытались наказать флотских командиров за инцидент, но в конечном счете из этого ничего не вышло: моряки делали свою работу и сделали ее хорошо. Богдашин дослужился до звания контр-адмирала и командира крейсера «Москва», который и в наше время составляет главную ударную силу Черноморского флота.
«Беззаветный» в 1997 году передали в ВМС Украины, но там этот уже слишком старый изношенный корабль не служил — переименованный в «Днепропетровск» сторожевик разукомплектовали и затопили в море. «Йорктаун» списали уже в нулевые. А инцидент в Черном море стал одним из последних столкновений холодной войны и ярким эпизодом истории флота.
Источник
“Таран американских кораблей в Черном море в 1988 году, часть 2”
Доброго дня, уважаемые читатели. Обещал продолжения публикации комментариев по данному инциденту.
charles lindinger — Я морской конструктор. Корабельные винты подают воду не прямо, а со всех сторон в конусе. Вот почему, если вы находитесь в воде рядом с кораблем, вас могут затопить под него. Это особенно верно в задней ⅓ части судна. Когда два корабля начинают приближаться друг к другу, вода между кораблями всасывается в оба их винта, поэтому в середине создается чистый вакуум, а снаружи — весь океан, поэтому эффект незначителен. Как только нос российского корабля пересек горизонтальную плоскость гребных винтов США, это начало действовать. Вроде как два магнита. Вот почему, когда два корабля идут вдоль, они должны замедляться до
10 узлов. Это уменьшает всасывание от винтов.
Matt Burke — 1988 год был хорошим 🙂
Jarek Kozera — Россия не страна, Россия это состояние души.
Intescy Avenger — В этом нет ничего враждебного, они просто обнимаются, это было в конце холодной войны
Jeffrey Price — Неиспользованное право — это право, которое вскоре теряется
joe momma — Вы должны увидеть русских водителей в Америке. Это имеет смысл. Этот корабль только что вышел из русской мясорубки!
Jscots — Советские атомные подводные лодки сидели у восточного побережья США. Ничего страшного, это была холодная война, в которой русские и США стремились разозлить друг друга, но не перейти определенную границу. Американские подводные лодки делали то же самое. Существует множество старых видеороликов о том, как советские самолеты «гудят» в боевых группах авианосцев США. В некоторых случаях самолеты разбились при попытке провести «атаку» на корабли США. Американские самолеты, летевшие в российское воздушное пространство, также были сбиты и, как сообщалось, были потеряны из-за навигационных, механических ошибок, ошибок пилота и т. д.. Если вы хотите прочитать хорошую книгу, прочитайте книгу «Солдаты несчастья» Джеймса Д. Сандерса. Советами были захвачены многочисленные американские воздушные экипажи, когда американские самолеты влетали в контролируемое Россией воздушное пространство во время сбора разведывательных данных. Также читайте «Слепой блеф» о столкновениях между российскими и американскими подводными лодками во время холодной войны.
Verexlyon — О нет, у американцев никогда не было и не будет шансов начать ядерную войну, пока они не будут уверены, что станут победителями.
Admiral Jenkins — Очевидно, в американских школах ничего не учат по истории.
Andrew — Это был намеренный таран, потому что американский корабль вошел на советскую территорию и не ответил. Советы могли стрелять в них, но в конце концов попытались остановить их. На самом деле у России и США хорошее сотрудничество! Я почти уверен, что Россия поможет США (как США помогли СССР с нацистской Германией во Второй мировой войне), когда столица США Вашингтон будет находиться под осадой, не раньше!
BrokenSp00n — Представьте что за непреодолимая сила была бы, если США и Россия стали бы союзниками.
JayGoldenBeach — меньшее российское судно таранило гораздо большее американское судно? США снова столкнутся с этим, если они попытаются спровоцировать русских.
ffktrc — ребята, представьте русские (советские) корабли в 12-мильной зоне побережья США …
Something Clever — Со стороны США было глупо идти куда-нибудь к русским водам. Спасибо моим русским друзьям за то, что вы не восприняли этих (пропустим это слово) всерьез.
Pene Anne — Таран был таким же хорошим способом, как и любой другой, донести послание: “Идите домой, вам здесь не рады”
Martin Courtenay-Blake — Пытаясь быть объективным, я могу понять, почему русские были недовольны из-за присутствия “Йорктауна”, считая, что Черное море на 3/4 окружено бывшей тогда советской территорией. Единственной причиной, по которой американские корабли были там, была провокация. В конце концов, российский Черноморский флот, который включал значительное количество их атомных подводных лодок, базировался в Украине. По-видимому, инцидент произошел очень близко к побережью, поэтому неудивительно, что предпринимались попытки выпроводить нежелательных посетителей. Если бы российский авианосец и вспомогательный флот будут плыть вокруг Мексиканского залива в 10 милях от берега или даже в Калифорнийском заливе — я полагаю, что реакция будет гораздо более экстремальной, чем эта. Использовать аргумент о том, что это было в международных водах, в лучшем случае наивно или глупо с учетом всех обстоятельств.
Carbon cricket FX — этого бы не случилось, если бы Америка перестала вторгаться в страны и провоцировать людей, они ненавидят Россию только потому, что она не контролируется ими, и они боятся смотреть на Китай, вот почему Америка снова их провоцирует
christof139 — Корабли СССР также входили в территориальные воды США во время холодной войны и были воздушные вторжения с обеих сторон, много морских инцидентов, и СССР, возможно, потопил американскую подводную лодку во время холодной войны. (имеется в виду, видимо, атомная подлодка “Трешер”, затонувшая в 1963-ем году, после чего в СМИ и в среде высшего командования ВМС США заговорили о том, что там была “рука Москвы” /прим. авт. канала)
Уважаемые читатели, если нравятся материалы — ставьте лайки и подписывайтесь на новые.
Источник
Таран корабли с черное моря сша
Последнее время в прессе всё чаще публикуется информация о появлении кораблей ВМС США в акватории Чёрного моря, в то время как эксперты строят прогнозы развития событий в случае столкновения военных моряков США с российским флотом. При этом самое интересное состоит в том, что подобный инцидент уже происходил тридцать лет назад…
Дерзкая провокация
Несмотря на то, что к концу восьмидесятых годов прошлого века в отношениях между СССР и США наметилась тенденция к сближению, провокации американских военных у границ СССР происходили с завидной регулярностью. Особенно опасной стала дерзкая выходка ракетного крейсера «Йорктаун» и эсминца «Кэрон», беззастенчиво вторгшихся 12 февраля 1988 года в территориальные воды Советского Союза в акватории Чёрного моря. Поскольку внутренние законы СССР и США по-разному трактовали понятие территориальных вод и прохождение по ним иностранных военных кораблей, американцы неоднократно провоцировали моряков Советского Союза на военный конфликт, заходя в спорные с их точки зрения участки водного пространства нашей страны. Одно из подобных мест располагалось вблизи побережья Крыма неподалёку от целого ряда военных стратегических объектов Советского Союза. Впервые в акватории Чёрного моря крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» появились за два года до описываемых событий 13 марта 1986 года. Не выключая радиолокационные станции, с явно разведывательными целями американские суда неоднократно углублялись в территориальные воды Советского Союза на глубину до 10 км. Чтобы пресечь данное недопустимое поведение американских моряков министр обороны С. Л. Соколов дал указания главнокомандующему ВМФ В. Н. Чернавину оказать активное противодействие кораблям потенциального противника. Вскоре советской разведке стало известно о том, что в феврале 1988 года «Йорктаун» и «Кэрон» вновь планируют нарушить морскую границу СССР. Навстречу им вышел пограничный сторожевой корабль «Измаил» и поисково-спасательный корабль «Ямал». Командовал операцией капитан 2-го ранга Н. П. Михеев. Советские моряки встретили корабли США у выхода из Босфора и сопроводили их до границы территориальных вод СССР, расположенной в 45 милях от Севастополя.
Вторжение
Спустя двое суток дрейфа в нейтральных водах крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» неожиданно развернулись и со скоростью в 14 узлов 12 февраля 1988 года вошли в территориальные воды Советского Союза. Сопровождавшие американцев советские сторожевые корабли передали капитану крейсера по радио требование немедленно покинуть территориальные воды СССР. В ответ советским морякам было заявлено, что корабли ВМФ США ничего не нарушают и продолжат двигаться прежним курсом. В данной ситуации Н. П. Михеев принял волевое решение попросту «вытолкнуть» нежданных гостей из советских территориальных вод. Пограничный СКР «Измаил» продолжил следовать своим курсом, а «Ямал» и присоединившиеся к нему сторожевики «СКР-6» и «Беззаветный» пошли на опасное сближение с американскими судами.
Самое интересное, что моряки ВМФ США до последнего момента не верили в серьёзность намерений русских. Напрасно. «Беззаветный», практически вплотную подойдя к крейсеру «Йорктаун», резко повернул руль вправо, ударив правым бортом американское судно. В военно-морской практике подобный маневр имеет название «навал». Дальше произошло невероятное. Значительно меньший по своим габаритам и военному оснащению «Беззаветный» концами якоря пропорол борт американского крейсера, на котором начался пожар. В свою очередь «СКР-6» в ходе аналогичного маневра ударил по касательной левый борт эсминца «Кэрон». Кроме рваной раны «борта» у американского корабля оказался срублен леер и разбита шлюпка. Однако на этом бой не закончился. «Беззаветный» развернулся и второй раз «бортанул» американский крейсер. В ходе повторной атаки «Йорктаун потерял леерное ограждение, командирский катер, пусковую установку системы «Гарпун», а пожар на его борту существенно усилился.
Бегство
Очнувшись от охватившего их шока, американские моряки в качестве ответного шага попытались зажать «Беззаветного» между бортами своих судов. Однако капитан советского «Беззаветного» недвусмысленно направил реактивные бомбомётные установки в сторону обоих американских кораблей. Одновременно «Йорктаун» и «Кэрон» получили радио, в котором Н. П. Михеев приказывал им покинуть территориальные воды СССР, в противном случае угрожая новым «навалом», которого американские суда могли просто не выдержать. На попытку американцев поднять в воздух военные вертолёты им сообщили, что они тут же будут сбиты как нарушившие воздушную границу Советского Союза. В качестве подтверждения своих намерений Н. П. Михеев попросил направить в данный район военную авиацию флота. Едва в воздухе появились первые Ми-24, американские суда поспешно изменили курс, сначала отступив в нейтральные воды, а затем и вовсе покинув акваторию Чёрного моря. Победа осталась за советскими моряками. Впоследствии стало известно, что командира «Йорктауна» с треском выгнали со службы как допустившего нанесение невосполнимого морального ущерба американскому флоту…
Источник