- Где находится Татарский пролив, и почему он так назван?
- История названия
- Особенности и географическое положение
- Чудо природы — Татарский пролив
- Порты Татарского пролива
- Александровск, Невельск, Холмск
- Де-Кастри, Шахтерск, Углегорск
- Загадка Татарского пролива
- Какой будет дамба?
- О Татарском проливе, отделяющем Сахалин от Евразии
- Татарский пролив
- Физико-географическая характеристика
- Часть Северного Японского моря
- Прибрежная линия Татарского пролива
- Со стороны Сахалина
Где находится Татарский пролив, и почему он так назван?
В давние времена существовала далекая и неизвестная страна — Тартария. Жили в ней неведомые племена, тартары, несущие угрозу христианству (в европейском понимании) и ведущие свое происхождение из самого Тартара — царства ужаса, самых глубоких областей Ада.
История названия
Почему Татарский пролив называется Татарским? Ведь от Сахалина, Японского и Охотского морей, которые он соединяет, до места, где живут татары, несколько тысяч километров. Дело в том, что о татарах европейцы узнали во времена Чингисхана. Не особенно разбираясь в языках и культуре тюркских и монгольских народов, европейцы всех их называли татарами. Со временем слово «татары» трансформировались в «тартары». Немаловажную роль в этом изменении сыграло явление, которое в языкознании называется контаминация: звучание слова сильно походило на «Тартар» — глубочайшие области ада.
Особенности и географическое положение
Лаперуз в 1787 году, Крузенштерн в 1805, Браутон в 1796 входили в Татарский пролив, но, боясь многочисленных отмелей, которые обнажаются во время отливов, не смогли пройти его до конца. Они были уверены в том, что Сахалин является полуостровом, а данное место, соответственно, заливом. В 1846 году путешественник Гаврилов подтвердил их версию и убедился, что ни пролив, ни Сахалин, ни Амур не имеют для России никакого практического значения. Он не знал, что еще за несколько десятилетий до него японский землемер прошел пролив от начала до конца, убедился, что Сахалин — остров, отметил Татарский пролив на карте.
Чудо природы — Татарский пролив
Удивляют не только причудливые берега залива, но и его огромная глубина. Одно из самых его «неглубоких» мест расположено между Императорской Гаванью и Де-Кастри. Здесь глубиномер показывает 32-37 метров, и это всего в двух милях от берега. Около Сахалинского побережья, у острова Моннерон, возле мыса Лессепса глубина и вовсе колеблется от 50 до 100 метров. А вот между мысами Лазарева и Погиби, где, по слухам, находится подземный переход с острова на материк, глубина всего 10 метров. Практически все города, расположенные по берегам пролива, приравниваются к районам Крайнего Севера.
Порты Татарского пролива
Сегодня каждый школьник знает, где находится Татарский пролив. Изучают в школе и города, расположенные по его берегам. Их немного. На расстоянии 663 км (это длина пролива) разместились 8 городов. Советская Гавань стала известна как конечная точка БАМа, хотя история его начинается в августе 1953 г. Этот порт в Татарском проливе сегодня связан железнодорожной магистралью с Комсомольском-на-Амуре, автотрассой с Ванино и Лидогой, а из аэропорта Май-Гатка можно попасть в любую точку земли. В 32 километрах от Советской Гавани располагается туманный порт Ванино. Это крупнейший порт в Хабаровском крае.
Александровск, Невельск, Холмск
Александровск-Сахалинский административно относится к Сахалинской области, а расположен на западном берегу. В 75 км от него расположился небольшой аэропорт Зональное. С другими населенными пунктами поселок городского типа связывает щебеночная дорога. Этот город по условиям климата приравнивается к Крайнему северу. Жизнь здесь суровая и в буквальном смысле холодная.
Невельск тоже относится к Сахалинской области. Этот порт в Татарском проливе известен как самый лавиноопасный район России. Вероятно, это связано с тем, что там протекают три речки: Казачка, Ловецкая и Невельская. В 2007 году землетрясение почти полностью разрушило город. Несмотря на то что восстановительные работы давно закончены, люди постепенно уезжают из города.
Холмск — единственный и крупнейший на Сахалине портовый центр с незамерзающей акваторией. Два современных терминала, 3 железнодорожных станции, огромный транспортный узел соединены в единую систему. Холмск — это центр культуры, рыболовства, экономики. До 1946 года он носил японское название Маука (Маока).
Де-Кастри, Шахтерск, Углегорск
Крошечный поселок с населением менее 4 тысяч человек ценен тем, что в нем много естественных укрытий для судов. Де-Кастри носит имя маркиза, спонсировавшего экспедицию Лаперуза. Небольшой, но ценный в военном отношении порт относится к Хабаровскому краю. Расположенный почти в центре Сахалина Шахтерск тоже относится к Татарскому проливу. Он является единственным аэропортом, связывающим район с Южно-Сахалинском и другими городами острова. Здесь могут садиться только ЯК040 и АН-24. Экономика города постепенно приходит в упадок: из нескольких шахт сегодня функционирует только «Ударновская» и частично Солнцевский угольный разрез. Порт Углегорск известен своим каналом, который местные жители именуют «Рекой Тухлянкой». Он сбрасывает отходы целлюлозного комбината в Татарский пролив, а точнее в Японское море. В городе есть леспромхоз и пищевые предприятия. Среднегодовая температура здесь -1,7°С. До 1946 года здесь добывали уголь, но сегодня добыча ведется в других местах.
Загадка Татарского пролива
Еще в конце 19 века была выдвинута идея сооружения подземного тоннеля, ведущего к Сахалину. Привлекательная идея осталась нереализованной: не было денег на ее осуществление. Вопрос поднимался в 1929 году, но только Сталин принял окончательное решение. Тоннель под Татарским проливом стали строить силами заключенных ГУЛага. Он начался на мысе Погиби, а закончиться должен был на материке, на мысе Лазарева. Вряд ли стоит говорить о том, насколько тяжелым был труд заключенных в условиях Крайнего Севера. Но со смертью Сталина все работы прекратили. Это произошло в один день: миллиарды вложений, тонны стройматериалов остались неиспользованными. Проходку тоннеля даже не начали. Однако об этой стройке до сих пор ходит множество легенд. По одной версии стройка практически закончена, но крайне засекречена. По другой — в тоннеле затопили тысячи заключенных. Достоверно известно одно. Сегодня существуют три варианта соединения Сахалина с материком: насыпная дамба, тоннель и мост. Сроки их реализации пока не известны, но уходят далеко за 2015 год. Правда, иногда в прессе появляется информация о том, что если Япония примет участие в строительстве, то оно будет закончено в самые короткие сроки.
Какой будет дамба?
Ученые подсчитали, что если намывать дамбу в самом узком месте (где берега отстоят друг от друга всего на 7 км), то за год можно устроить надежную дамбу при помощи всего одной драги. На готовой дамбе можно установить электростанцию, которая, перекачивая воду, будет добывать, а не тратить энергию. По словам проектировщиков, дамба-электростанция повлияет на климат Татарского пролива. Самые смелые фантазеры заявляют, что с помощью этого технического устройства можно будет превратить суровый климат пролива в теплый и уютный курортный край.
Источник
О Татарском проливе, отделяющем Сахалин от Евразии
Почему Татарский пролив называется Татарским? Ведь от Сахалина, Японского и Охотского морей, которые он соединяет, до места, где живут татары, несколько тысяч километров. Дело в том, что о татарах европейцы узнали во времена Чингисхана. Не особенно разбираясь в языках и культуре тюркских и монгольских народов, европейцы всех их называли татарами.
Со временем слово «татары» трансформировались в «тартары». Немаловажную роль в этом изменении сыграло явление, которое в языкознании называется контаминация: звучание слова сильно походило на «Тартар» — глубочайшие области ада. Со временем народам, живущим на неведомой далекой территории, стали приписывать все черты, свойственные жителям ада.
Слова «татары» и «тартары» настолько перепутались, что пролив, соединяющий Тартарию с остальной территорией, стали называть татарским. Впрочем, не удивительно, что Татарский пролив ассоциировался у многих с чем-то страшным, почти потусторонним. Даже в самой своей южной части 40-80 дней в году пролив покрыт льдом.
В северной части «ледяной» период может длиться до 170 дней. Ледовая обстановка в Татарском проливе так осложнила его изучение, что картографы долгое время спорили, заливом или проливом является этот географический объект. Лаперуз в 1787 году, Крузенштерн в 1805, Браутон в 1796 входили в Татарский пролив, но, боясь многочисленных отмелей, которые обнажаются во время отливов, не смогли пройти его до конца.
Они были уверены в том, что Сахалин является полуостровом, а данное место, соответственно, заливом. В 1846 году путешественник Гаврилов подтвердил их версию и убедился, что ни пролив, ни Сахалин, ни Амур не имеют для России никакого практического значения. Он не знал, что еще за несколько десятилетий до него японский землемер прошел пролив от начала до конца, убедился, что Сахалин — остров, отметил Татарский пролив на карте.
Впрочем, кроме японцев, до 1849 года эта информация была не известна никому. Только Невельской смог доказать, что пролив проходим для судов. Но случилось это только в 1849 году. Что же представляет собой пролив сегодня? Он отделяет от Азии остров Сахалин.
Система, состоящая из Татарского пролива, Амурского лимана и Сахалинского залива, соединяет Охотское и Японское моря. Карта Татарского пролива наглядно показывает, как разнится ширина его в разных местах. В самом узком проливе Невельского она не достигает и 8 километров, на Севере равняется 40 км, а на юге берега отстоят друг от друга на 324 км.
Удивляют не только причудливые берега залива, но и его огромная глубина. Одно из самых его «неглубоких» мест расположено между Императорской Гаванью и Де-Кастри. Здесь глубиномер показывает 32-37 метров, и это всего в двух милях от берега. Около Сахалинского побережья, у острова Моннерон, возле мыса Лессепса глубина и вовсе колеблется от 50 до 100 метров.
А вот между мысами Лазарева и Погиби, где, по слухам, находится подземный переход с острова на материк, глубина всего 10 метров. Практически все города, расположенные по берегам пролива, приравниваются к районам Крайнего Севера.
Высокая влажность, низкие температуры сильно осложняют жизнь людей, но не влияют на жизнь морских обитателей. В водах пролива водится горбуша и чавыча, окунь и нерка.
Удивительно то, что периодически жители побережья вылавливают двухметровых акул. Долгое время оставалось загадкой, как рыба, не переносящая холода, попадает в сети местных рыбаков. Сегодня все списывают на крайнее любопытство и подвижность этого хищника.
Источник
Татарский пролив
Татарский пролив расположен между островом Сахалин и материком Евразия. Через этот пролив соединяются Японское и Охотское моря (проходя пролив Невельского, Амурский лиман и Сахалинский залив).
Физико-географическая характеристика
Длина пролива 663 км, ширина на юге достигает 324 км, на севере сужается до 40 км. Самое узкое место — пролив Невельского — 7,3 км, наименьшая глубина фарватера — 8 м.
Татарский пролив — наиболее холодная часть акватории Японского моря. Более 90 % всего льда, формирующегося в Японском море зимой, находится именно в Татарском проливе. Толщина льда достигает 1,5 м. Ледяной покров держится от 40 — 80 дней в южной части пролива и до 140—170 дней в северной части.
Южная и северная граница Татарского пролива определены как линии, соединяющие соответственно мыс Белкина (45°49’N, 137°41/Е) с мысом Кузнецова (46°03’N, 141 °55′ Е) и мыс Южный (51°41′ N, 141 06’Е) с мысом Тык (51°45’N, 141 41′ Е).
Татарский пролив в южной и средней части имеет весьма значительную глубину как вдоль материка, так и вдоль острова Сахалин. На пространстве между заливом Де-Кастри и Императорской гаванью глубина пролива на расстоянии 2-х миль от берега достигает от 32 до 37,8 м., около мыса Лессепса на расстоянии одного кабельтова от берега — от 51 до 60 метров, в некоторых местах даже до 100 метров точно так же и на стороне острова Сахалина.
К северу от залива Де-Кастри глубина Татарского пролива быстро уменьшается. На параллели Де-Кастри глубина нигде не превосходит 56,6 метров. Глубина узкой части пролива местами значительнее у берега, нежели в середине, и в общем глубины здесь настолько невелики, что только суда с осадкой до 7 метров свободно могут проходить из Северного Японского моря в Охотское.
Часть Северного Японского моря
Татарский пролив представляет северное продолжение Северного Японского моря, но в узкой его в связи с притоком пресной воды из Амура, соленость его очень незначительна. У мыса Елисаветы и в заливе Надежда вода содержит не более 16,4 и 16,2 частей соли на 1 000, у мыса Лазарева вода годна для питья, а в заливе Де-Кастри в воде находится от 16 до 18 частей на 1 000.
Малая степень солености дает возможность зимним морозам сковать узкую часть пролива на всю ширину от Амурского лимана на юге приблизительно до селения Тык или по крайней мере до мыса Лазарева. Южнее пролив замерзает только по берегам. Лед встает с ноября или декабря и до апреля. С октября в Татарском проливе преобладают сильные западные и северные ветры, при которых температура падает нередко ниже минус 30 градусов. Летом же понижение температуры происходит под влиянием восточных ветров. Летом по всему проливу господствуют туманы.
Прибрежная линия Татарского пролива
Оба берега Татарского пролива преимущественно обрывистые и высокие. Вдоль всего западного берега пролива тянется северо-восточная часть горного Сихотэ-Алинь, состоящего из нескольких горных цепей. Горная страна Сихотэ-Алинь с Запада ограничена долиной реки Уссури, с севера — долиной реки Амур, а с юго-востока и востока — Японским морем и Татарским проливом. Для вершин гор характерны в основном округлые формы, и лишь местами встречаются горы с резко очерченными остроконечными вершинами. Высота гор на западном берегу Татарского пролива достигает 2000 м, причем наиболее высокие горы расположены между мысами Золотой и Песчаный.
Восточные склоны горной страны Сихотэ-Алинь подходят вплотную к берегам пролива и имеют здесь преимущественно обрывистый характер. С гор сходят долины рек и речек. Глубокие и широкие долины рек, как правило, расположены перпендикулярно общему направлению берега, что создает характерную изрезанность его рельефа. Выходы этих долин к проливу издали имеют вид бухт.
Склоны хребтов горной страны Сихотэ-Алинь поросли хвойным лесом. На высоте более 1000 м растительность обычно отсутствует и лишь кое-где растет кустарник. В глубоких ущельях и на каменистых склонах наиболее высоких вершин горной страны Сихотэ-Алинь почти все лето сохраняется снег.
Большинство рек, стекающих с восточных склонов Сихотэ-Алинь, представляют собой горные потоки, полноводные лишь во время дождей и таяния снегов. Перед их устьями лежат песчаные бары, полностью или частично преграждающие доступ с пролива. Наиболее крупными из рек являются Максимовка, Светлая, Самарга, Нельма, Коппи, Советская и Тумнин.
Со стороны Сахалина
Вдоль восточного же берега Татарского пролива расположены также горы, Западно-Сахалинские. Они состоят из нескольких параллельных хребтов. Самый высокий из них средний, под названием Камышовый. Южным продолжением Камышового хребта является Южно-Камышовый хребет, который простирается на юг до мыса Крильон. К западу от Камышового хребта вдоль береговой линии тянутся Приморский, Углегорский и Лесогорский хребты.
В районе мыса Кузнецова высота прибрежных гор 300—400 м; по мере продвижения на север они повышаются до 1000 м. Наиболее высокая часть Камышового хребта расположена между мысами Ламанон и Воздвижения. Склоны гор преимущественно крутые и у береговой линии образуют высокие обрывы. Прибрежные горы поросли травой и кустарником, а расположенные вдали от берега, — хвойным и частично лиственным лесом. На вершинах гор встречаются альпийские луга. К северу от параллели 51°30′ сев. шир. горы понижаются и переходят в низкий берег, состоящий из песчаных дюн и отдельных холмов, покрытых мхами. У берега здесь много озер.
В Татарском один крупный остров Монерон, остальные острова мелкие. Островки, поросшие хвойным лесом, лежат в заливах Советская Гавань и Чихачева. Кроме того, в непосредственной близости от обоих берегов пролива кое-где встречаются незначительные по размерам скалистые островки.
Источник