- Конспект 7 класс. Движение вод Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока по теме «Течения Мирового океана», 7 класс план-конспект урока по географии (7 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Течения Мирового океана: зачем они нужны и как работают
- Причины возникновения океанических течений
- Классификация течений в Мировом океане
- Основные течения Мирового океана
- Тихий океан
- Атлантический океан
- Индийский океан
- Северный Ледовитый океан
- Роль течений в Мировом океане
- Схема течений Мирового океана
Конспект 7 класс. Движение вод Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Тема урока: Движение вод Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Цель урока: продолжить формирование представлений о Мировом океане; познакомить учащихся с движением вод Мирового океана, океаническими течениями, системой океанических течений, причинами, влияющими на их происхождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dvizhenie_vod_mirovogo_okeana.docx | 23.92 КБ |
prilozhenie_1_k_uroku.docx | 12.44 КБ |
prilozhenie_2_k_uroku.docx | 12.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Устинов Александр Павлович
МБОУ СОШ №2 г. Бугуруслана
УМК (название учебника, автор, год издания) География. Материки и океаны: в 2ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живем. Африка: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 2-е изд. — М.: ООО Русское слово – учебник, 2014
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Движение вод Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: 12 урок
Цель урока: продолжить формирование представлений о Мировом океане; познакомить учащихся с движением вод Мирового океана, океаническими течениями, системой океанических течений, причинами, влияющими на их происхождение.
— дают определение понятиям волна, океанические течения
— классифицируют виды волн, виды течений и высказывают предположения о влиянии волн на человека и его х/д
— знать причину движение океанических вод
-уметь показывать на карте теплые и холодные течения и объяснять их влияние на материковую сушу.
— Организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
— Оценивать работу одноклассников
— Высказывать суждения, подтверждая ее фактами
— Работать с текстом, презентацией, раздаточным материалом
— осуществлять сравнение, анализ информации при работе с текстом учебника и картами атласа;
— Самостоятельно организовывать учебное место и взаимодействие в группе
— осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
— коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
— осознание ценностей географических знаний, знаний личной безопасности и применять эти знания в определенной ситуации.
Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, интерактивная доска
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы): — учебник; атлас по географии; раздаточный материал.
— Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» для 7 класса общеобразовательных организаций / Л.В. Пацукова. — М.: ООО Русское слово – учебник, 2015. 344 с. – (Инновационная школа).
— Текущий и итоговый контроль по курсу «География. Материки и океаны» для 7 класса общеобразовательных организаций: контрольно-измерительные материалы / Пацукова Л.В., Молодцов Д.В.– М: ООО «Русское Слово» — учебник, 2016. – 120 с. — (Инновационная школа)
I. Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Тема урока, цель, задачи.
Высказывают свои предложения.
С помощью учителя проговаривают следующий этап урока, ставят цель.
Составляют план действий с помощью учителя
III. Актуализация знаний.
1. Фронтальный опрос. Ответы учащихся по терминологии
2. Проверка номенклатуры по карте. 2-3 человека (Части Мирового океана)
3. Параллельное тестирование «Мировой океан и его части» 4-6 человек (приложение 1)
— В каких видах движения участвуют воды Мирового океана
— Что является причинами возникновения различных видов движения вод Мирового океана?
IV. Первичное усвоение новых знаний
Класс делится на 2 группы и дается задание: частично-поисковая самостоятельная работа учащихся с текстом параграфа.
Проводят самостоятельную работу под наблюдением учителя.
Фиксируют новое в речи и знаниях, работая с учебником стр. 82-83
1. Океанические течения.
2. Ветровые, стоковые
3. теплые, холодные
Отчеты работы групп.
V. Первичное закрепление
1.Задание. Нанести на контурную карту схему основных течений (учебник с.85 рис.51; атлас с.20-21). Контурная карта с.5. Выполнившие работу помогают отстающим.
2.Значение движения воды в природе и жизни человека (высказывают свое мнение, слушают выступления одноклассников, отвечают на вопросы).
3.Тестирование по теме (приложение 2)
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
§11 пересказ, задание 2 (от теории к практике); номенклатура по Мировому океану. Учащиеся слушают и записывают д/з в дневник
VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Самооценку учебной деятельности.
сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я приобрел…я научил-ся…урок дал мне для жизни…мне захотелось…
Источник
Конспект урока по теме «Течения Мирового океана», 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс)
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Для рационального использования времени на уроке, автор предлагает «рабочий лист».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
techenie_v_mirovom_okeane.docx | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Течения в Мировом океане.
• продолжить формирование знаний о движении воды в Океане;
• выяснить причины образования течений в Океане;
• сформировать представление о системе поверхностных течений в Океане;
• познакомить с различными классификациями течений;
• раскрыть особенности взаимодействия Мирового океана с атмосферой;
• показать на конкретном примере влияние течений на климат территории.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об океанических течениях, причинах их образования и видах, о системе поверхностных течений в Океане, особенностях взаимодействия Океана с атмосферой и сушей; формирование умений и навыков использования знаний о течениях в повседневной жизни, соблюдения мер безопасности на воде.
Метапредметные: формирование умений: 1) работать с различными источниками географической информации — текстом, картами, схемами; 2) самостоятельно решать учебные и познавательные задачи; 3) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 4) выбирать критерии для классификации и создавать схемы; 5) работать индивидуально и в группе.
Личностные : формирование познавательного интереса на основе изучения материала параграфа; усвоение правил безопасного индивидуального и коллективного поведения на воде.
Основное содержание : причины образования океанических течений, схема поверхностных течений Мирового океана, виды океанических течений, Океан и атмосфера, значение течений.
Деятельность обучающихся : выявлять основные причины образования океанических течений; анализировать схему основных поверхностных течений Мирового океана; наносить на контурную карту основные течения Мирового океана; составлять схему классификации течений на основе материала параграфа; находить и отбирать информацию об океанических течениях; устанавливать взаимосвязи Океана и атмосферы; оценивать влияние течений на климат отдельных территорий; давать характеристику одного из течений (по выбору).
Ценностный компонент урока : значимость океанических течений в формировании климата.
- физическая карта мира
- Презентация
- Видеофильм «Течения океана»
- Карта (физическая карта мира)
- Большая контурная карта
- Синие и красные маркеры
Тип урока: комбинированный.
- Формулирование темы урока
Учитель рассказывает историю с найденной бутылкой. Ребята предлогают варианты движения бутылки.
В 1852 году капитан американской шхуны Джон Хайнес выловил в Гибралтарском проливе заросшую водорослями бутылку с посланием Колумба испанской королеве Изабелле, в котором тот сообщал об открытии нового морского пути в Индию. Бутылка была брошена великим мореплавателем в воды Атлантики весной 1493 года ! Стеклянная морская странница скиталась по океанским просторам 359 лет! Почему же так произошло?
Тема урока – ТЕЧЕНИЯ В ОКЕАНЕ
- Ученики формулируют цели урока
- Узнать, что такое течение.
- Объяснять причины морских течений.
- Определять виды течений.
- Показывать и называть крупнейшие течения Мирового Океана.
- Учитель предлагает ребятам посмотреть видеофильм «Течения Мирового океана» , после просмотра в группах заполнить рабочий лист по теме. Обсуждение выполненной работы.
1.Что такое течение? __________________________________________________________
2. Причина морских течений :_________________________________________
3 . Какие бывают течения
4. Крупнейшие течения Мирового океана
5. На что оказывают влияние океанические течения?
1) Как ты оцениваешь работу вашей группы?_______________________________________
2) Кого ты можешь похвалить?___________________________________________________
3) Твой вклад в работу группы?__________________________________________________
7. Домашнее задание : 1) Параграф 15, нанесите и подпишите крупнейшие течения Мирового океана на к/к стр.2.
2) Приготовьте сообщение на тему: «Энергия постоянных морских течений»
Течение выходит из Мексиканского залива, идет вдоль берегов Северной Америки, а потом продолжается у берегов Западной Европы под другим названием.
Ширина потока: около 75 км. Толщина потока: 700-800 м. Средняя скорость течения: 9-10 км/ч. Температура воды на поверхности: +24-28°С.
Оказывает огромное влияние на климат северной части Атлантического океана и прилегающей части Северного Ледовитого океана, а также на климат Европы, потому что оно продолжается у берегов Европы под другим названием, создавая весьма мягкие для северных широт условия.
- Как называется течение и его продолжение?
- Определите холодное или теплое это течение?
- Покажите это течение на Физической карте мира.
Местоположение — это течение огибает весь земной шар между 40 и 55° ю.ш.;
Протяжённость до 30 тыс. км. Ширина около1000 км. Вызывается господствующими в этих широтах западными ветрами; во многих местах поток захватывает всю водную толщу до дна океана.
Температура воды в верхнем слое меняется от 12–15 градусов на севере до 1-2 градусов на юге.
Скорость течения в поверхностном слое 900 метров в час.
- Как называется течение?
- Определите холодное или теплое это течение?
- Покажите это течение на Физической карте мира.
Это морское течение находится в Тихом океане.
Вызывается устойчивыми ветрами пассатами и протекает вдоль экватора с северной и южной части, в западном направлении до тех пор, пока перед восточным побережьем Филиппин не подвергается отклонению и не переходит в тёплое течение Куросио на севере, и Восточно-Австралийское на юге.
- Как называется течение?
- Определите холодное или теплое это течение?
- Покажите это течение на Физической карте мира.
Это течение является продолжением крупнейшего течения Западных ветров. Образуется оно, когда часть потока течения Западных ветров, сталкивается с материком Южная Америка и отклоняется на север, протекая вдоль Западных берегов материка.. Достигая экватора, течение пропадает, поскольку вода постепенно нагреваясь, вливается в поток Южного Пассатного течения.
- Как называется течение?
- Определите холодное или теплое это течение?
- Покажите это течение на Физической карте мира.
Это морское течение в Атлантическом океане , протекающее между побережьем Канады и Гренландией и устремлённое в южном направлении из моря Баффина до Ньюфаундлендской банки . Скорость течения 25—55 см/с; в феврале температура на поверхности изменяется от −1 °C на севере до 5 °C на юге, повышаясь в августе до 2-10 °C соответственно.
Около Ньюфаундленда Лабрадорское течение сталкивается с тёплым Гольфстримом , отклоняя его в сторону Европы .
- Как называется течение?
- Определите холодное или теплое это течение?
- Покажите это течение на Физической карте мира.
Каждая группа выходит к доске, представляет свой ответ, показывает течение.
Учитель предлагает снова вернуться к целям урока, ребята отвечают
- Узнать, что такое течение.
- Объяснять причины морских течений.
- Определять виды течений.
- Показывать и называть крупнейшие течения Мирового Океана.
- Рефлексия:
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Кого бы вы похвалили за работу на уроке?
6) Домашнее задание:
1) Параграф 15, нанесите и подпишите крупнейшие течения Мирового океана на к/к стр.2.
2) Приготовьте сообщение на тему: «Энергия постоянных морских течений»
Источник
Течения Мирового океана: зачем они нужны и как работают
Воды Мирового океана не стоят на месте, они находятся в постоянном движении. Их перемещение подчинено закономерностям, образующим океанические течения. В этой статье мы расскажем, почему они возникают, чем различаются и что случилось бы, если бы их не было.
Как реки текут по своему руслу, так и течения в океане движутся по своим маршрутам. Многие из них простираются на десятки километров в ширину и сотни метров в глубину.
Океаническое течение — это поток водной массы, циклично перемещающийся в пространстве Мирового океана по определённым маршрутам с определённой частотой.
Причины возникновения океанических течений
Причины образования океанических течений обусловлены сторонними влияниями на океанические воды, а также свойствами самой воды. К ним относятся:
- Ветер. Перемещение воздушных масс приводит в движение массы воды на поверхности океана. Направления океанических течений в целом повторяют направления господствующих ветров.
- Атмосферные явления. Изменения атмосферного давления, осадки и испарение воды меняют уровень мирового океана. Эти изменения также вызывают океанические течения.
- Различия температуры и солёности воды. Содержание соли и температура воды влияют на её плотность. Воды с большей плотностью стремятся занять место менее плотных вод — так образуются подводные течения.
- Космические влияния. Силы притяжения Луны и Солнца вызывают приливы и отливы, которые, в свою очередь, являются одной из причин океанических течений.
Вращение Земли вокруг своей оси также оказывает воздействие на направления течений: в Северном полушарии все течения отклоняются вправо, а в Южном — влево.
Кроме того, на формирование течений влияет рельеф морского дна и очертания континентов.
Каждое течение в океане — результат воздействия многих сил, но практически всегда можно выделить главную, в зависимости от которой определяют виды океанических течений.
Учите географию вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду GEO72020 вы получите бесплатный доступ к курсу географии 7 класса, в котором изучается тема океанических течений.
Классификация течений в Мировом океане
Океанические течения отличаются по происхождению, периодичности, глубине и температуре.
По происхождению океанические течения бывают:
- Ветровые. Ветер приводит поверхностные воды в движение, которое по инерции передаётся глубинным водам. Самое мощное из ветровых течений — Течение Западных Ветров, опоясывающее Антарктиду.
- Плотностные. Разница в плотности воды на разных участках Мирового океана вызывает течение. Именно она является причиной образования одного из сильнейших тёплых океанических течений — Гольфстрима.
- Стоковые. Возникают под влиянием притока морских или речных вод в океан. Пример — Обь-Енисейское течение в Северном Ледовитом океане.
По периодичности течения в Мировом океане делятся на:
- постоянные — движутся под воздействием постоянных ветров;
- периодические — возникают только во время прилива или отлива;
- сезонные — меняют свои направления под действием муссонов — ветров, меняющих направление в зависимости от сезона.
Ветер приводит в движение верхние пласты воды, но разница атмосферного давления может вызвать течения в глубинах океана. В зависимости от того, как глубоко проходит течение, его относят к одной из трёх групп — поверхностных, глубинных или придонных.
По температуре воды различают нейтральные, тёплые и холодные течения океанов.
Тёплыми и холодными океанические течения называются в зависимости от окружающей температуры. Если температура потока выше, чем у воды вокруг, — течение считается тёплым, если ниже — холодным.
Поэтому Нордкапское течение у берегов Скандинавии с температурой 3-9°С является тёплым, а Калифорнийское течение, в котором вода достигает 22°С — холодным.
Основные течения Мирового океана
Тихий океан
Мощнейшие течения Тихого океана сформированы пассатами — постоянными ветрами, дующими от тропиков к экватору. Северное и Южное пассатные течения гонят массы воды в сторону Евразии и Австралии.
Достигая восточных берегов континентов, воды расходятся вдоль побережья. Часть воды возвращается на восток, образуя Межпассатное противотечение. Основная масса воды Северного пассатного течения устремляется к северу, образуя тёплое течение Куросио, а воды Южного движутся на юг, становясь Восточно-Австралийским течением.
В умеренных широтах течения подхватывают западные ветры и направляют их на восток. В Северном полушарии возникает тёплое Северо-Тихоокеанское течение, а в Южном — Течение Западных Ветров.
Достигнув восточных краёв океана, воды возвращаются к экватору, двигаясь вдоль побережья Северной Америки (Калифорнийское течение) и Южной Америки (Перуанское течение).
У экватора течения вновь подхватываются пассатом, завершая круговорот.
Атлантический океан
Поскольку Атлантический океан вытянут по вертикали, его основные течения также направлены с севера на юг и обратно.
Как и в случае с Тихим океаном, течения Атлантики образуют кольца в Северном и Южном полушариях.
В Северном полушарии Северное пассатное течение гонит воду к берегам Центральной Америки, где зарождается тёплое течение Гольфстрим, движущееся в сторону Европы к Северному полюсу, откуда воды возвращаются к экватору холодным Канарским течением. Так в северной части Атлантики происходит циркуляция течений по часовой стрелке.
В Южном полушарии потоки океанических вод направлены против часовой стрелки: Южное пассатное течение, достигая берегов Южной Америки, движется на юг вдоль континента, становясь тёплым Бразильским течением. У берегов Антарктиды оно разворачивается на восток, вливаясь в течение Западных Ветров. Затем вода возвращается к экватору вдоль западного берега Африки, гонимая холодным Бенгельским течением.
Индийский океан
Особенность Индийского океана — изменчивые течения в его северной части. Они подчинены муссонам — ветрам, которые меняют направление в зависимости от сезона.
Зимой северо-восточный муссон несёт воды из Бенгальского залива к Африке, где течение поворачивает на юг, и достигнув области экватора, возвращается на восток, создавая Экваториальное противотечение. Затем, достигнув Суматры, течение разделяется на два потока: первый движется на север, замыкая круговорот, а второй устремляется в Тихий океан.
Летом течения направляются в обратную сторону, с запада на восток, при этом противотечения не возникает. Юго-западный муссон гонит воду на север, образуя холодное Сомалийское течение, которое впоследствии объединяется с Южным пассатным.
Южный круговорот не зависит от сезона и действует без изменений. Южный пассат направляет воду к Мадагаскару, где образует два потока, огибающие остров. При этом часть воды возвращается на восток через противотечение.
Затем южный поток направляется в Атлантический океан и вливается в Течение Западных ветров. У западного побережья Австралии от него отделяется течение, возвращающее воду в район экватора, где её вновь подхватывает Южный пассат.
Северный Ледовитый океан
Поскольку большая часть Северного Ледовитого океана находится подо льдом, о его течениях известно немного.
Основным проводником тепла является Норвежское течение — продолжение Гольфстрима. В районе 67 параллели оно разделяется на Нордкапское и Шпицбергенское течения.
Нейтральное Трансарктическое течение формируется благодаря стоковым водам с Аляски и севера Азии. Оно движется от Чукотского моря к полюсу по направлению к Гренландии. Примечательно, что его температура такая же, как у окружающей воды.
Холодное Восточно-Гренландское течение берёт начало от моря Лаптевых и движется вдоль восточного берега Гренландии, после чего через Датский пролив устремляется в Атлантический океан.
Роль течений в Мировом океане
Океанические течения формируют климат на планете, распределяя тепло и холод, влагу и засуху. Если бы в океанах не было течений, на Земле не существовало бы умеренных климатических зон, северные районы Европы оказались покрыты вечными снегами, а саванны Африки и тропические леса Южной Америки превратились в выжженные солнцем пустыни.
Другая важная роль, которую играют океанические течения, — обеспечение биологической жизни в водных системах. Глубинные течения поднимают питательные вещества со дна океана к поверхности, снабжая пищей многие виды морских существ. Кроме того, течения переносят на большие расстояния животных, икру, личинки и споры, способствуя размножению.
Схема течений Мирового океана
На данной схеме видны крупнейшие мировые океанические течения. Холодные обозначены синим цветом, тёплые — красным.
Источник