- ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию №16. Тема: «Море»
- Тема моря.
- Тема моря егэ литература
- 15, 16 Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В. А. Жуковского? (ЕГЭ по литературе)
- Образ моря в поэзии Жуковского и Пушкина (ЕГЭ по литературе)
- Образ моря в русской поэзии (ЕГЭ по литературе)
ЕГЭ. Литература. Аргументы к заданию №16. Тема: «Море»
Тема моря.
Море восхищает поэта. Он сравнивает его с живым существом, которому свойственны самые различные оттенки чувств — от спокойствия до бушующей силы. Как в человеке бывает трудно предугадать, каков он, так и море поражает своей изменчивостью. Оно внешне спокойно, но внутри – это настоящий вулкан, готовый поразить своей мощью в любую минуту. Море загадочно, это настоящая бездна, понять которую человеку просто невозможно.
Обманчив твоей неподвижности вид.
Написанное в стиле романтизма, данное стихотворение вызывает различные чувства: от желания изменить свою жизнь, быть неповторимым, как эта водная стихия, до стремления жить тихо и спокойно,- именно таким бывает море в минуты затишья, оставаясь
по — прежнему загадочным.
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье…
ТЕКСТ
Море у Пушкина — это символ свободы, вольности, мощи природы. Море стало другом для лирического героя, он с ним прощается, испытывая боль и грусть, что не увидит этого бескрайнего водного простора. Сколько дум и мечтаний было высказано на берегу моря, как вольно дышалось здесь! Что ждёт героя? Снова жизнь в мире, где господствует тиран, где нет свободы людям. Память о счастливых днях, когда можно было видеть эту «свободную стихию», останется в душе героя.
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
ТЕКСТ
М.Цветаева написала данное стихотворение в форме молитвы к морю. Она просит его отдыха от терпения страданий, просит залечить раны её души, успокоить, влить в душу новую струю . Море с его огромным простором, в глубине которого отражаются звёзды и небо, словно способно излечить душу лирической героини ,помочь ей пережить трудные минуты жизни. Она полностью отдаёт свою судьбу морю:
Вечное море,
В мощные воды твои свой беспомощный дух предаю!
ТЕКСТ
Все эти стихотворения объединяет восприятие моря как живого существа, способного понять человека, помочь ему, дать сил. Море — символ свободы, простора, которого так часто не хватает в жизни человека. Поэты обращаются к морю как к другу, просят помощи, благодарят за минуты, проведённые на его берегу. Море словно вселяет уверенность в возможность изменить жизнь, может, начать её по-новому.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
Тема моря егэ литература
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе.
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя –
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
1.Назовите литературное направление, в рамках которого развивалось творчество В.А. Жуковского?
2.Как называется художественный прием, который использует В.А. Жуковский, говоря о море как о живом существе?
3.Как называется вопрос, не требующий ответа, но имеющий лирико-эмоциональное значение?
4.Найдите эпитет в приведенных строках из стихотворения В.А.Жуковского:
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу
5.К какому жанру относится данное произведение?
6.Какую фигуру речи использует автор в следующих строках:
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.
7.Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.
8. Какое лексическое средство использовано в строке: «Ты чисто в присутствии чистом его»?
9.Какое изобразительно-выразительное средство использовано в следующих строках:
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?
10.Какое изобразительное-выразительное средство использовано в следующих строках:
Ты долго вздымаешь испушанны волны…
11.Как называется синтаксическое средство, использованное автором: «И мгла исчезает, и тучи уходят…»?
12.Как называется образное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку («Ты льешься его светозарной лазурью…»)?
13.Каким термином обозначают резкое противопоставление предметов и явлений в художественном произведении (бездна моря – светлое небо).
14.Назовите средство художественной выразительности, состоящее в нарушении общепринятой последовательности слов в предложении (например, «…наполнено ты», «…тайну твою», «…облака золотые», «обманчив твоей неподвижности вид»).
С1. Как в стихотворении «Море» отражено романтическое видение мира?
С2. В творчестве каких русских поэтов образы природы наделяются философским содержанием и в чём их произведения сопоставимы со стихотворением В.А. Жуковского?
С3. Что даёт основание отнести стихотворение В.А. Жуковского «Море» к философской лирике?
С4. Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В.А. Жуковского?
Источник
15, 16 Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В. А. Жуковского? (ЕГЭ по литературе)
15. В стихотворении Н. А. Заболцкого «Над морем» олицетворения играют очень важную роль.
Во-первых, они помогают нам увидеть картинку, которую хочет описать автор. Море становится «дирижером», тем самым оживая. Прочитав строки: «Концерт высоких волн», мы можем представить разливы волн. Во-вторых, олицетворения подчеркивают определенные действия.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Например, «Акустика вверху настроила ловушек». Подобные строки в стихотворении помогают придать динамики, мы не просто представляем картинку, она оживает у нас.
Таким образом, автор использует олицетворения, чтобы донести до нас то, что он хочет показать и придать динамики стихотворению.
16. Русские поэты часто писали природную лирику, в которой лирический герой общается с природой. Например, в стихотворении «К морю» А. С. Пушкина лирический герой прощается со «свободной стихией» — морем. Пушкин, так же как и Жуковский, использует олицетворение, описывая море. В обоих произведениях лирические герои восхищаются морем. Это можно понять с помощью эпитетов: «безмолвное», «лазурное» и «гордая», «торжественная» «краса». Но, в отличие от лирического героя Жуковского, у Пушкина он прощается с морем, поскольку ему надо уехать.
Также в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи» лирический герой общается с природой. У Лермонтова он, так же как и у Жуковского, использует риторические вопросы. «Что же вы мчитесь, как я же изгнанники. Лирического героя «Тучек» волнуют философские вопросы, как и лирического героя Жуковского, но в «Элегии» его интересуют тайны моря, а в стихотворении «Тучи» больше интересует судьба самого лирического героя.
Таким образом, во многих стихотворениях природной лирики лирические герои общаются с природой, но везде по-разному.
16. Русские поэты часто использовали образ моря в своих произведениях. Например, А. С. Пушкин описывает свое прощание с морем в стихотворении «К морю». Так же, как и Заболоцкий, Пушкин использует олицетворение, описывая море. Он «общается» с ним, как с другом: «Ты катишь волны голубые».
Также в стихотворении “Парус” М. Ю. Лермонтова есть образ моря. В этом произведении, так же как и у Заболоцкого ,“море глубокое” является общим фоном картины, а действующий объект — “парус одинокий”. Но, в отличии от Заболоцкого, у которого «море — дирижер», то есть постоянно бушует, у Лермонтова море бывает и «игривым», и спокойным.
Таким образом, во всех трех стихотворениях встречается тема моря.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id92547
Источник
Образ моря в поэзии Жуковского и Пушкина (ЕГЭ по литературе)
Многие поэты обращались к многогранному образу моря в своих произведениях, но он не всегда трактовался одинаково. С этой темой связаны произведения как Жуковского, так и Пушкина.
Стихотворение “Море” В.А. Жуковского было написано в 1822 году. В нём изображено два мира, противопоставленных друг другу. В элегии Жуковского море олицетворяет мир «здесь», в котором торжествует зло и несправедливость. Однако человек отрицает эту реальность и стремится к чему-то светлому, доброму и красивому- к небу, которое воплощает идеальное «там». Привлекая контрастные образы моря и неба, В. А Жуковский создаёт картину двоемирия. В “Море” стихия олицетворена:
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу.
При этом море для Жуковского- символ несвободы, безмолвная бездна, тайна которой не может быть разгадана.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Пушкин написал стихотворение “К морю” в 1824, тем самым завершив свой роматический период творчества. В это время поэт находился в южной ссылке, и море для него стало символом свободы. Поэтому, когда в 1824 ему разрешили вернуться в родные края, он, прощаясь со стихией, написал это стихотворение. Пушкин восхищается морской стихией, которая никому неподвластна.
Для понимания разиличий в творчестве поэтов необходимо сопоставить эти два стихотворения. В.А. Жуковский в стихотворении “Море” не выходит за рамки пейзажной лирики: переживания лирического героя выражены через морскую стихию. Пушкин же, сохраняя центральный образ моря, отдаётся философским и общегражданским размышлениям. В его произведении можно прочитать и о Наполеоне, сосланном на остров Святой Елены, и о Байроне:
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.
Для А.С. Пушкина, в отличие от Жуковского, море- свободная стихия, призывающая к действию. Важно отметить, что “Море”- одна из самых романтичных элегий, а в произведении “К морю”- автор прощается с роматизмом, поэтому в последних двух строках море перестаёт быть символом, а становится обычным пейзажем.
Стихотворения “ Море” В.А.Жуковского и “К морю” А.С.Пушкина, несмотря на сходство поэтической тематики, различны в проблематике двух романтиков. Для Жуковского море — это пейзаж души лирического героя и символ несвободы, а у Пушкина образ моря раскрывается иначе: это и идеал абсолютной свободы, и символ жизненного пути человека.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id85759
Источник
Образ моря в русской поэзии (ЕГЭ по литературе)
Описание моря очень характерно для романтизма. Вода – это стихия, которая находится между небом и землёй и часто ассоциируется с миром человеческой души. Недаром В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев посвятили свои произведения морю.
В начале стихотворения В. А. Жуковского лирический герой обращается к морю. Здесь используется приём олицетворения, что неоднократно повторяется в тексте, как бы одухотворяя произведение («Тревожною думой наполнено ты»). С помощью антитезы земное и небесное, автор показывает, что «море находится в неволе» и стремится к «далёкому, светлому». Вместе с тем, В. А. Жуковский описывает три состояния: море в покое, в бурю и после неё. «Светлое небо тянет» море к себе – эту мысль автор подчёркивает риторическим вопросом. Поэт использует различные средства художественной выразительности.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Это и эпитеты («лазурное море»), и инверсии («открой мне глубокую тайну твою»), и ассонансы («Стою очарован над бездной твоей…»).
Как и В. А. Жуковский, А. С. Пушкин в своём произведении предаёт морю человеческий облик. Это выражено с помощью перифраза в обращениях автора: «Прощай, свободная стихия!». Возникают ассоциации, что море – это друг автора. Не зря А. С. Пушкин использует сравнение: «Как друга ропот заунывный». Но море своенравно и импульсивно, может быть как спокойным, так и несущим гибель человеку. Это передаётся метафорой, фразой лирического героя: «я был окован». Наполняют смыслом стихотворение не только эпитеты («волны голубые», «гордою красою»), но и анафоры («Твой грустный шум, твой шум призывный»). А также инверсия («У берегов остался…») и риторический вопрос («О чём жалеть?»).
Ф. И. Тютчев в своём произведении использует риторическое обращение «ты», также как В. А. Жуковский и А. С. Пушкин в своих стихотворениях. Море, в описание всех трёх поэтов, оживает. В произведении Ф. И. Тютчева это подтверждено сравнением («словно живое»). И как будто всё вокруг воодушевляется, автор олицетворяет природу («Ходит и дышит, и блещет оно…»). Также поэт подчёркивает родство неба и моря, на которое «чуткие звезды глядят с высоты». Дополняют стихотворение эпитеты («тусклым сияньем»), метафора и инверсия («О, как охотно бы в их обаянье Всю потопил бы я душу свою…»), риторический вопрос и тавтология («Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты?»).
Авторы стихотворений смогли достаточно полно и по-разному рассказать о состоянии водной стихии. Но они солидарны в главном, море-это таинственное, живое, неземное явление.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id30676
Источник