Конспект занятия для средней группы по познавательному развитию «Обитатели морей и океанов»
Евгения Гаврилова
Конспект занятия для средней группы по познавательному развитию «Обитатели морей и океанов»
Конспект на тему:
«Обитатели морей и океанов» для детей средней группы
Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.
Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.
Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.
Развивать мелкую моторику рук.
Обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете?
Воспитатель: Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?
Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями.
На чем мы отправимся в путешествие? (рассуждения детей).Отгадайте загадку:
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет?
Воспитатель: Правильно, это корабль.
Мы сейчас сядем на наш корабль и отправимся в путь!
(Дети занимают места на импровизированном «корабле», составленном из стульчиков. Звучит мелодия «Вольный ветер»).
Уселись? Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями. Соедините большой палец с остальными пальцами ладони, сложенными вместе, и округлите их. Приставьте полученные «бублики» к глазам, словно смотрите в бинокль.
Что вы видите? Я вижу бескрайние просторы моря, оно голубого цвета – небо отражается в нем, вижу легкие волны.
Давайте изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочередно локти, совершая волнообразные движения.
Пока мы с вами изображали волны, на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить,кто это:
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров! Я же…»?
Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?
Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.
Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?
Дети: Это фонтан.
Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).
Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? – (высказывания детей)
Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Все верно. Кит — самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.
Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей).
Воспитатель: Киты — не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.
Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не большие.
А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?
Я вижу,отгадайте кого:
Настоящий он циркач –
Носом отбивает мяч.
Знают и француз,и финн:
Воспитатель: Правильно, ребята. (Показывает иллюстрацию).
Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей).
Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания): Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Человек учит их находить затонувшие корабли, загонять рыбу в сеть, дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами». Это очень дружелюбное животное, оно, как и человек дышит легкими. Дельфины – это разновидность зубатых китов, и, в отличие от рыб, не могут дышать под водой. Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. Долго находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать надолго дыхание. Дельфины очень игривы, как и киты, живут и охотятся стайкой, помогают друг другу и не ссорятся со своими сородичами.
А что они едят? – (ответы детей: питаются рыбой)
Посмотрите в бинокли. Отгадайте, кого я увидела на этот раз?
Эта рыба – хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
Воспитатель: Конечно же, это акула. (Показывает иллюстрацию).
Что вам известно об акулах? – (высказывания детей).
Воспитатель (уточняя и обобщая): Акулы – это большие, быстрые, зубастые рыбы. Зубы у них растут в несколько рядов и острые, как пила. Дышат они под водой благодаря жабрам воздухом, растворенным в воде. Они очень прожорливы и подвижны.
Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Ни кого не видите? Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я:
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Воспитатель: Верно. (Показывает иллюстрацию).
Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).
Воспитатель (уточняя и обобщая): Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому.У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.
Крабы собирают мусор, очищают морское дно.
Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.
Ну, что там опять у нас на горизонте? Приготовились отгадывать следующую загадку?
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь руко – ног!
Воспитатель: Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию). Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей).
Воспитатель:Удивительное головоногое животное: голова и восемь ног (рук, щупалец). На щупальцах у осьминога — присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски. Чаще предпочитает отсиживаться в укрытии, во избежание нападения хищника. Селятся на каменистом дне, где есть много пещерок, в которых можно укрыться. Питаются мелкими морскими животными. Они умеют менять свою окраску, маскироваться под окружающую местность. (Демонстрирует явление маскировки: к красному фону картона прикладывает геометрические фигуры разных цветов, выясняется, что на красном фоне лучше «маскируются» фигуры таково же цвета).
А еще он может пускать краску (чернила, спасаясь от преследователя.
По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог — белого цвета, в момент злости, ярости приобретает красноватый оттенок.
Спускайтесь в море. Превращаемся все в осьминогов.Давайте пошевелим своими щупальцами:
Я сам себя не узнаю:
Менять свой цвет не устаю.
Был в горошек час назад,
А сейчас я полосат.
Подплываю я к кораллам –
Становлюсь я алым – алым.
Вот я клоун – осьминог –
Восемь разноцветных ног!
Стать могу чернее ночи –
Свет гаси. Спокойной ночи!
(Дети изображают осьминогов)
Воспитатель: А теперь возвращаемся на корабль.И вот вам еще загадка:
Панцирь каменный – рубаха.
Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Что вы можете сказать про морскую черепаху? – (высказывания детей).
Воспитатель: Бывают сухопутные черепахи, а бывают и морские. Они полностью приспособлены для жизни в воде. Их лапы превратились в ласты, а панцирь стал значительно меньше и легче. Морская черепаха не может в нем прятаться, как сухопутная в своем. В воде они подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно. Черепашата у морских черепах вылупляются из яиц, которые мамы – черепахи откладывают в песок на берегу моря.
Слушайте следующую загадку:
Угадайте, что за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает: Почему его назвали коньком? – (рассуждения детей: похож на шахматную фигуру коня).
Воспитатель: Живут морские коньки в зарослях морской травы. Прячутся в ней. У каждого рот трубочкой.Они хорошие родители: у пап на животах сумочки, чуть опасность, мальки – юрк, юрк в них – и спрятались.
А вот и последняя загадка:
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! – грозит. – Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Воспитатель: (Показывает иллюстрацию). Что вы можете сказать о медузе? – (высказывания детей).
Воспитатель: Это студенистые создания. Бывают самых разнообразных форм и цветов, но тело почти всегда прозрачное и очень нежное. Встречаются очень ядовитые виды. Питаются мелкими морскими животными.
Ну что ж, держим путь обратно домой. Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними встретиться.
Еще раз посмотрим в бинокль, полюбуемся морскими просторами. (Включить музыку).
Воспитатель: Ну, вот мы и дома. Можно выйти из корабля. Понравилось путешествие?
С какими морскими обитателями мы сегодня с вами познакомились? – (ответы детей).
— Что вам запомнилось больше всего? – (ответы детей).
— Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря? – (ответы детей).
«Подводный мир морей и океанов» Тема НОД: «Подводный мир морей и океанов»Воспитатель средней группы: Андрхоева Олеся Сулимановна Цели: — расширять знания о морских обитателях,.
Долгосрочный экологический проект «Подводный мир морей и океанов» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад «Семицветик» с. Булгаково муниципального района Уфимский район.
Календарное планирование в подготовительной логопедической группе «Животный мир морей и Океанов» Февраль, 4-я неделя. Разделы работы Дни недели Вторник (формирование лексико – грамматических категорий, связной речи) Пятница (формирование.
Презентация «Картотека речевых игр «Обитатели морей и океанов» Картотека «Обитатели морей и океанов» Картотека игр по развитию лексики, грамматического строя речи и связной речи по лексической теме.
Коллективная работа «Животные морей и океанов» во второй младшей группе Итоговое мероприятие по прохождению темы недели «Животный мир морей и океанов» во 2 младшей группе. В течении недели мы с ребятами знакомились.
Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы «Моя малая Родина» Цель: Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников; воспитание чувства любви к своему городу. Задачи: Образовательные:.
Конспект занятия на тему «Обитатели водоемов, морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы. Конспект занятия на тему «Обитатели водоемов, морей и океанов» для детей подготовительной к школе группы. Цель: Расширять, углублять и закреплять.
Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Подводное путешествие» Цель: Дать первоначальное представление о подводном мире, о некоторых его обитателях и их особенностях. Программные задачи: Образовательные:.
«Домашние обитатели». Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе Конспект занятия во второй младшей группе по Познавательному развитию. Тема: «Домашние обитатели» Подготовила: Цымбаленко Светлана.
Конспект занятия в старшей группе «Осьминоги — обитатели морей» Цели и задачи: расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни.
Источник
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Обитатели морей и океанов»
Наталия Кубанкова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Обитатели морей и океанов»
познакомить детей с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе.
познакомить детей с представителями моря;
расширять представления об их особенностях;
развивать у детей интерес к живой природе;
развивать у детей дошкольного возраста словарный запас;
развивать мышление, память, внимание.
Картинки с изображениями морских обитателей и растений: морские рыбы, осьминог, черепаха, морской конек, дельфин, медуза, акула, краб, кит, ламинария, морская звезда. Краски, карандаши, фломастеры, бумага, кисти, баночки с водой, диск с записью «Звуки моря».
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие, а в какое вы сейчас догадайтесь сами. Отгадайте загадку
Здесь — куда не кинем взор — водный голубой простор.
В нем волна встает стеной белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь. Все смогли его узнать?
Правильно, мы отправляемся в путешествие по морю.
Море — это огромное водное пространство, часть океана, которая находится рядом с сушей или внутри нее. В море соленая вода. В морях и океанах живет много интересных животных: киты — самые громадные и нехищные животные Земли, дельфины — умные и добродушные животные, часто помогают тонущим людям, осьминоги, морские звезды и др. В северных морях водятся тюлени, моржи. Во всех морях много разной рыбы, крупных ракообразных и мелких рачков. Растения растут на мелководье или плавают в толще воды. Все животные и растения приспособлены к жизни в воде морей и океанов.
Одни из самых многочисленных и интересных жителей воды – это рыбы. Они обитают в озёрах, морях, океанах и даже в аквариумах. Давайте вспомним, что мы о них знаем. (ответы детей)
Рыбы — это водные животные. Они дышат при помощи жаберных щелей. Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах. У них есть плавники, хвост, который служит им рулем. Все тело рыбы покрыто чешуей.
Воспитатель: А сейчас мы познакомимся с еще одним жителем моря
Живет спокойно – не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним не знает страха
Черепахи — очень древние животные, они живут на земле много лет. За это время они почти не изменили свой внешний вид. Тело этих животных заключено в костный панцирь — говорят, что «носят свой домик на себе». Весит морская черепаха, как маленький легковой автомобиль; питается она водорослями, рыбой, медузами.
Маленькие черепашата вылупляются из яиц.
Черепахи очень хорошо видят, даже различают цвета. У них прекрасный слух, почти как у кошек. Если с черепахой говорить ласково, она вытягивает шею и слушает; если ругать — прячется в панцирь. Очень интересное и загадочное животное.
Воспитатель: Вот еще один житель моря
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет,
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его, дружок.
Рыбок друг … (морской конек).
Морской конек — это морская рыба, похожа на доброго дракончика, любит жить в зарослях водорослей морских. Передвигаются по воде, благодаря спинному плавнику – веслу. Самка откладывает яйца, а самец их собирает и высиживает детенышей малышей.
Воспитатель: Плывем дальше и видим …
Плавает прозрачный зонтик.
“Обожгу!- грозит. – Не троньте!”
Ручки у нее и пузо.
Как зовут ее? — … (медуза).
Медузы — костей у них нет вообще. Есть желудок и рот, но нет головы, и состоят они почти целиком из воды. Взрослые медузы имеют форму открытого зонтика или колокола. От края тела вниз свисают щупальца. В центре находится рот. Концами щупалец они ловят свою добычу. У медуз есть жало, и жалят медузы очень болезненно. Большинство морских медуз едят рыбу, а иногда даже других медуз. Они бывают синего, оранжевого, розового, желтого, фиолетового цвета. Медузы используют свою колоколообразную форму для движения в воде. Они расширяют тело, а затем смыкают его, отталкивая воду. Большинство медуз плавают медленно. В основном, они перемещаются при попадании в океанские течения.
Воспитатель: Нас встречает следующий обитатель моря
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я… (Осьминог)
Осьминог — это моллюск, у которого восемь ног, щупальца. У него есть мягкая мантия, покрывающая тело, щупальца у них длинные и гибкие, с присосками на нижней стороне. Они позволяют осьминогу хватать и очень крепко держать все, за что он уцепится. Когда осьминог лежит спокойно, его щупальца могут быть разбросаны по дну. При приближении врага он может с помощью них бежать или обхватить противника щупальцами. Если надо защититься, он может выпустить из себя жидкость фиолетового цвета, которая затемнит и закрасит воду вокруг осьминога. Осьминоги умеют менять свой цвет: бывают красными, серыми, желтыми, коричневыми или серо-зеленым.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто нас встречает
Он клешнями щиплет больно
И кричит: ”С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб”.
Распугал соседей… (краб).
Практически все крабы живут в воде и дышат посредством жабр, так же как рыбы. Некоторые крабы плавают на поверхности моря, другие плавают по дну, а некоторые живут под камнями и на морском побережье. Сверху тело краба защищено панцирем. У краба имеется пара больших клешней, брюшко и четыре пары ног, при помощи которых он ползает, роет песок и почву и иногда плавает.
Воспитатель: А вот еще одна красавица моря
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.
Морская звезда – интересное морское существо. У нее грубая, жесткая кожа, покрыта коротенькими иголочками. В центре ее тела, сверху и снизу, расположены диски, похожие на пуговицы. Через эти диски звезды втягивают или выпускают морскую воду. Нижние диски – это рот, глаза находятся на кончиках лучей и защищены кольцом из иголок. На брюшке находятся ножки с присосками, они помогают звезде передвигаться.
Воспитатель: Плывем дальше и видим …
Он и серый, он и черный
Очень резвый и проворный.
Плавает он и ныряет
И людей порой спасает… (Дельфин)
Дельфины живут стаями, в которых все — родственники, поэтому и взаимопомощь у них развита так хорошо. Они всегда помогают ослабшему дельфину держаться у поверхности, чтобы тот не захлебнулся; известны рассказы о том, как дельфины приходили на помощь тонущим людям. Дельфины плавают кругами и одним глазом всегда наблюдают за тем, чтобы к ним не подкрались хищники. Через определенный отрезок времени они начинают плавать в обратную сторону и наблюдают уже другим глазом.
Воспитатель: Ребята, сейчас нужно быть очень осторожным…
Эта рыба-хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно (акула).
Акула — часто их называют кровожадными, зубастыми, злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним наносит серьёзные раны.
Воспитатель: Нас встречает самый большой обитатель морей
Он, как дом, огромный,
Но спокойный, скромный.
В море ест и в море спит-
Так живёт на свете (кит).
Кит — это самое большое животное в мире. В сказках про него говорят: «чудо-юдо». Живут киты в море. У китов вместо зубов – усы. Китам необходимо дышать воздухом, поэтому они вынуждены время от времени выплывать на поверхность моря. Когда кит плывет, в море виден фонтанчик воды. Их детеныши появляются на свет в воде; сразу после рождения мать подталкивает их к поверхности, чтобы они сделали первый вздох. Это очень ответственный момент, и родители должны быть крайне внимательны, чтобы не встретиться с хищником.
Воспитатель: А теперь мы проплываем мимо зарослей подводного леса. Морские водоросли бывают зелёные, бурые и так переплелись на дне, что сквозь них трудно проплыть. Нам знакома морская капуста, она называется ламинария. Её употребляют в пищу. В морской капусте много йода, необходимого для здоровья человека.
Водоросли – это растения без корней, стеблей, листьев. Они выделяют много кислорода, которым дышат обитатели моря. Морские водоросли основной корм для рыб.
Физминутка «Морской мир»
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)
Наше путешествие подходит к концу, и морские жители попросили вас нарисовать тех, с кем вы сегодня познакомились.
Дети под музыку «Звуки моря» рисуют и составляют композицию обитателей моря.
Понравилось ли вам занятие? С какими обитателями моря мы познакомились? Что вы узнали нового?
Прикреплённые файлы:
morskie-zhiteli_69voo.pptx | 2681,52 Кб |
Календарное планирование «Обитатели морей и океанов» Утро Вводная беседа по теме недели: «Морское путешествие» Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, расширять словарный запас.
Конспект НОД «Обитатели морей и океанов» в рамках арт-проекта «Океан» Конспект НОД по проектной деятельности Арт- проект «Океан». Тема: «Обитатели морей и океанов» Цель: Закрепить и конкретизировать знания.
Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Обитатели морей и океанов» в старшей логопедической группе Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Обитатели морей и океанов» в старшей логопедической группе для детей с ОНР. «Морское.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста на тему «Бытовая техника» Тема: «Бытовая техника» Форма: подгрупповое занятие Цель: Закреплять и систематизировать знания детей о собственной квартире/доме и предметов.
КВН «Маленькие знатоки» по теме «Обитатели морей и океанов» Сценарий КВН в средней группе «Маленькие знатоки» Воспитатель ГБОУ Школы № 1394 ДГ корпус 2101 Магурина Мария Ивановна Цель: закрепить.
Лэпбук «Обитатели морей и океанов» .
Макеты «Мир динозавров», «Ферма», «Обитатели морей и океанов» В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры – режиссёрская — с мелкими игрушками, где ребёнок развёртывает.
Презентация «Обитатели морей и океанов» Любопытство — важнейшая черта детского поведения! И педагоги на могут не использовать эту «помогалочку» в своей работе. Зачастую, готовясь.
Проект в старшей группе «Обитатели морей и океанов» Проектная деятельность на тему: «Обитатели морей и океанов» Тип проекта: информационно-творческий Участники: дети старшей группы «Матрешки»,.
Рисование по теме проекта «Обитатели морей и океанов». Рисование — экспериментирование: «Я рисую море». Цель: Вызвать интерес к созданию образа моря различными нетрадиционными техниками. Создать.
Источник