3 проекта круизных судов класса «река-море», которые разработали в СССР
03.04.2017 20:45
В связи с новостью про закладку 28 марта второго судна проекта PV-300, предназначенного для работы на круизных речных и морских линиях, то есть в смешанном река-море классе плавания, а также планах заложить третье и четвертое судно этого типа, к месту вспомнить и про то, как реализовать подобные проекты пытались во времена СССР, что предлагалось для этого и почему ни один из проектов так и не был реализован.
Во второй половине 1980-х годов Юрий Николаевич Горбачев, возглавлявший тогда ЦТКБ Минречфлота РСФСР, где разрабатывались все проекты речные судов, которые предназначались для работы в СССР, считал, что реальные финансовые результаты от эксплуатации речного круизного флота, строившегося в 1970-1980-х годах (суда проекта 92-016, 040, 056, 065, 301 и 302), достаточно скромные, так как в силу климатических условий их эффектное использование ограничивается летним периодом.
Выходом из этой ситуации, по его мнению, могло бы стать создание судов качественно нового типа, не имеющего прямых аналогов в отечественной и зарубежной практике — пассажирских туристских судов смешанного плавания, для работы судов в осенне-зимний период в морских районах с благоприятными климатическими условиями. Суда этого класса могут эксплуатироваться на внутренних водных путях, а также в морских районах при волнении до 6 баллов с удалением от места убежища в закрытых морях до 100 миль при расстоянии между убежищами до 200 миль.
«Новые маршруты связали бы Москву, Ленинград и Горький с такими морскими портами, как Таллин и Рига, Баку, Махачкала, Сухуми, Батуми, Ялта, Херсон, Одесса и Измаил. А через международное бюро «Спутник» была бы возможность прямых рейсов из СССР в ГДР, Польшу, Финляндию, на нижний Дунай в Болгарию Румынию, а также на Черноморское побережье Болгарии», — говорил Горбачев.
В европейской части страны увеличить эксплуатационный период можно путем расширения района плавания, то есть обеспечения возможности выхода судов в прибрежные зоны закрытых морей — Балтийского, Каспийского, Азовского, Черного, а в перспективе и Средиземного. Выход в прибрежные морские районы позволит привлечь на круизные линии дополнительный поток туристов, который может быть постоянным практически на протяжении всего навигационного периода благодаря переключению судов в конце навигации на линии в южные районы с более благоприятными климатическими условиями.
Кроме обслуживания советских туристов новые суда могли бы использоваться и для гостей из-за рубежа, считал глава ЦТКБ. Например, круиз для иностранных туристов Казань — Ростов (до 1990 года — единственный речной маршрут в РСФСР, открытый для интуристов — прим. Cruiseinform.ru) может охватить прибрежные районы Азовского и Черного морей. В дальнейшем не исключается возможность фрахтования пассажирских судов смешанного плавания в ноябре-декабре и марте-апреле для обслуживания зарубежных линий. Ориентировочные экономические расчеты показывают, что при постройке в одних и тех же условиях суда смешанного плавания «река—море» благодаря их более широким эксплуатационным возможностям будут при существующих тарифных ставках, безусловно, рентабельными, в то время как суда-аналоги оказываются экономически неэффективными.
«С позиций сегодняшнего дня представляется очевидным, что продолжение строительства традиционных туристских судов было ошибкой. Во всяком случае, следует ожидать, что в грядущий период экономического подъема развитие туристского флота пойдет по пути создания судов смешанного плавания», — считал Горбачев.
По словам Горбачева, проработки по туристическим судам смешанного плавания были выполнены в ЦТКБ главным конструктором А. Тер-Акопов еще в начале 1980-х годов, однако эти предложения поддержки не нашли.
Так, в 1981 году появился перспективный проект судна с индексом 2163. Его заказало Министерство речного флота СССР для эксплуатации на внутренних водных путях СССР, а также работы на Черном, Каспийском, Балтийском морях. Характеристики судна, согласно техпредложению, должны были быть следующими: длина — 136 метров, ширина — 16,5 метров, высота борта — 5,5 метра, осадка — 3,25 (в реке) и 3,75 (в море) метров, надводный габарит — 13,2 метра, водоизмещение — 4850 тонн. Три двигателя мощностью по 1500 л.с. каждый позволяли бы развивать судну скорость до 27 км/час. Максимальная автономность плавания составляла бы 20 суток. Пассажировместимость — 280 человек (124 двухместных каюты, из которых две класса «Люкс» и восемь кают в четырехместном размещении), экипаж и обслуживающий персонал — 99 человек, с проживанием в одно и двухместных каютах (49 человек — экипаж). Класс морского регистра — II-СП. Начинка судна в части пассажирской инфраструктуры — максимально возможная на тот момент: двухярусный кинозал на 280 мест, бар-буфер, музыкальный бар, ресторан, салон отдыха, плавательный бассейн, зал игровых автоматов с бильярдной.
К середине 1980-х было определено место строительства судна и проектное название. Теплоход «60 лет СССР» должны были строить на верфи Slovenske lodenice, расположенной в словацком городе Комарно (на то время — Чехословакия). По макету судна хорошо заметна схожесть со строившимися там в 1975-1983 годах пассажирскими судами проекта 92-016. В окончательном варианте нумерация проекта должна была быть 92-273.
Макет судна проекта 92-273. Фото из архива Алексея Семина.
Схема судна проекта 92-273.
Там же в Комарно должны были строить и судно проекта 92-12, проектное название которого было «Киев», а эксплуатироваться теплоход должен был на Днепре, Дунае и Черном море, работая на линии Киев (Украина) — Пассау (Германия). Разрабатывался проект судна специалистами словацкой судоверфи в середине 1980-х по заказу «Укрречфлота» (на тот момент — Главное управление речного флота при Совете министров УССР), но так и остался «перспективным». Если судить по макету, то видны общие черты со скандально известной «Казанью».
Характеристики судна должны были быть следующими: длина — 127,6 метров, ширина — 16,6 метров, высота борта — 3,8 метра, осадка — 2,08 метра, надводный габарит — 9,2 метра. Суммарная мощность двух главных двигателей — 2420 кВт, скорость — 22,5 км/час. Пассажировместимость — 200 человек, экипаж — 75 человек.
К началу 1990-х к реализации проекта подошли вплотную, вплоть до разработки рабочего строительного проекта, но в итоге он был отклонен из-за экономической неэффективности. По своей конструктивной комфортабельности судно отвечало классу 3-4 звезды, но соотношения пассажирских характеристик у него были практически такие же неблагоприятные как и на более ранних серийных речных судах.
Макет судна проекта 92-12. Фото из архива Алексея Семина.
Третий проект судна — это пассажирский теплоход проекта 303, который является продолжением серии четырехпалубных судов проекта 301 и проекта 302, но более мореходного класса. Характеристики судна должны были быть следующими: длина — 129,15 метров, ширина — 16,7 метров, высота борта — 4,5 метра, осадка — 2,90 метра, надводный габарит — 13,2 метра, водоизмещение — 3830 тонн. Мощность главных двигателей — 3х772 кВт, скорость — 25 км/час. Пассажировместимость — 200 человек. Класс морского регистра — II-СП.
Судно по «начинке» было бы схоже с судами 302М, но галереи главной палубы зашиты до верхней палубы и кормового раствора и вместо окон парные иллюминаторы. Строительство судов проекта 303, головных из которых должен был бы стать теплоход «Владимир Высоцкий», планировалось проводить на судостроительном заводе VEB Elbewerften, где строили суда 301-302 проектов, но в итоге был заложен лишь корпус, который в 1993-1994 годах был разобран там же — часть его использовалась для строительства судна Ocean Diva.
Одной из причин, почему так и не была реализована программа по строительству флота нового типа стало то, что в середине 1980-х годов Минречфлотом РСФСР была принята программа реновации уже имевшихся речных судов, а программа строительства новых была заморожена до лучших времен — не ранее начала 1990-х годов, когда должна была быть закончена серия судов проекта 302. Но по известным причинам к тому времени потребности в новом строительстве уже не было.
Источник
Пассажирский теплоход класса река-море «Викинг Синеус» проекта PV17
Пассажирский теплоход класса река-море проекта PV17 «Викинг Синеус» («Viking Sineus») является модернизацией судна проекта 301 «Михаил Ломоносов», который был построен в сентябре 1979 года, строительный номер 338, судостроительной компанией VEB Elbewerften Boizenburg / Rosslau, город Бойценбург, Германия.
Владельцем судна «Викинг Синеус» является ООО «Викинг Украина», украинское подразделение крупнейшей в мире речной круизной компанией Viking River Cruises, которая заказала модернизацию судна «Михаил Ломоносов».
Проект PV17 модернизации был разработан Морским Инженерным Бюро.
В 2013 году судно «Михаил Ломоносов» было поставлено на модернизацию, которая проводилась на Херсонском ССЗ им. Коминтерна, филиал АСК Укрречфлот и была закончена в 2014 году. С мая 2014 года судно стало ходить под новым именем «Викинг Синеус» («Viking Sineus»).
Цель модернизации: увеличение комфортабельности судна за счет значительного увеличения площади кают, ресторанов и общественных помещений.
Класс Регистра Судоходства Украины — М-ПР 2,5.
Судно представляет собой четырехпалубный трехвинтовой теплоход габаритной длиной 125,00 метров, шириной 16,70 метра, с четырехярусной надстройкой по всей длине судна, с кормовым расположением машинного отделения, и ходовым мостиком в носовой части, с двойным дном, с наклонным форштевнем и крейсерской кормовой оконечностью.
Для размещения 196 пассажиров предусмотрены 98 двухместных кают, включая:
четыре апартамента с балконом площадью от 30,1 до 31,6 м2;
две люкс каюты с балконами площадью 24,2 м2;
шестьдесят кают с балконами площадью от 13,5 до 16,0 м2;
тридцать две каюты площадью от 11,1 до 12,9 м2.
Блок пассажирских помещений располагается на трех палубах надстройки: главной, верхней и шлюпочной.
Все пассажирские каюты оборудованы двуспальными кроватями, душем с туалетом, кондиционером, шкафами, сейфом, телевизором со спутниковыми и внутрисудовыми каналами, феном, беспроводным Интернетом (Wi-Fi), судовой радиотрансляцией, внутренней и внешней телефонной связью.
Каюты на верхней и шлюпочной палубах имеют индивидуальные балконы. Балконы оборудованы сдвижными перегородками, обеспечивающими свободный проход по палубам вдоль всего судна в аварийных ситуациях.
На верхней палубе расположен ресторан, позволяющий в одну смену кормить всех пассажиров, площадью около 350 м2, вместимостью 212 посадочных мест, перед рестораном организован вместительный вестибюль с кофе станцией, местом отдыха и общественными туалетами.
В носовой части шлюпочной палубы оборудован обзорный бар площадью около 100 м2, вместимостью 55 мест.
На тентовой палубе разместился музыкальный салон с баром площадью около 150 м2, вместимостью 100 мест и большая открытая палуба с шезлонгами и тентом.
На главной палубе размещена стойка регистрации пассажиров, с зоной отдыха и библиотекой.
Кондиционирование, водоснабжение и вентиляция соответствуют представлениям о гостинице 4*. Пассажирский лифт соединяет все пассажирские палубы теплохода.
В качестве главных двигателей используются три дизеля мощностью 736 кВт каждый. Движение и управляемость судна обеспечивается тремя винтами фиксированного шага диаметром 1800 мм и пятью рулями. Для прохода узкостей и швартовки к причалу на судне установлено носовое подруливающее устройство.
Электростанция состоит из 4 дизель-генераторов по 432 кВт каждый, а также аварийного дизель-генератора мощностью 100 кВт.
Экипаж и обслуживающий персонал из 84 человек размещается в одно, двух и трехместных каютах на нижней палубе (в корпусе судна) и на тентовой палубе.
Спасательное устройство состоит из четырех спасательных шлюпок и 46 спасательных надувных сбрасываемых плотов.
Судно соответствует повышенным стандартам экологической безопасности. На судне предусмотрена закрытая система сточных и хозяйственно-бытовых вод. Все сточные и хозяйственно-бытовые воды отводятся в сборные цистерны, также на судне имеется установка обработки сточных вод.
Отметим, что пассажирский теплоход класса река-море «Викинг Синеус» («Viking Sineus»), бывший «Михаил Ломоносов», IMO: 7823994, MMSI: 272582000, флаг Украина, был построен в сентябре 1979 года по проекту 301. Судостроитель: VEB Elbewerften Boizenburg / Rosslau, город Бойценбург, Германия. В 2013 году встал на модернизацию, которая была закончена в 2014 году на Херсонском ССЗ им. Коминтерна. Владелец: ООО «Викинг Украина».
Основные характеристики до модернизации: Водоизмещение 3570 тонн. Длина составляет 125 метров, ширина 17 метров, осадка 2,7 метра. Максимальная скорость хода 10,5 узла, средняя 9,4 узла. Экипаж составляет 84 человека. Вместимость до 250 пассажиров.
Основные характеристики после модернизации: Водоизмещение 4906 тонн, дедвейт 500 тонн. Длина 125,0 метров, ширина 16,7 метра, высота борта 4,5 метра, осадка 2,76 метра. Скорость хода 14 узлов. Может вместить 196 пассажиров, которые будут размещены в 98 каютах. Экипаж с обслуживающим персоналом составляет 84 человека. Имеет четырехярусную надстройку.
На борту имеется ресторан на 212 мест, обзорный бар на 54 места, верхний бар на 108 мест, солнечную палубу с гриль баром (бар/солнечная палуба) на 34/24 места, библиотеку площадью 18,6 м2, один пассажирский лифт, два грузовых лифта.
Судно предназначено для перевозки пассажиров на круизных линиях: Киев — Херсон -Севастополь — Одесса — Ялта, а также Киев — Херсон — Одесса — Дунайская Прорва — Бургас (в период с апреля по октябрь).
По сообщению от 04 января 2016 года планируется, что с мая судно возобновит круизы по Днепру и Черному морю. По сообщению от 30 мая уходит в круиз по Дунаю, который должен начаться 30 мая в Одессе и закончиться 04 июня в Киеве.
24 мая 2018 года утром зашел в Одесский порт и ошвартовался у 15 причала морского вокзала в рамках первого круиза в текущем сезоне по Днепру между Киевом и Одессой. 27 сентября вышел из Одесского порта в свой завершающий круиз в этом сезоне и в целом закрыл круизную навигацию в Южной Пальмире.
По сообщению от 11 мая 2019 года круизная компания Viking River Cruises открыла навигацию 2019 года на Днепре и Черном море. Всего в текущую навигацию, в соответствии с расписанием, запланировано 15 круизов на линии Киев — Одесса. 24 мая прибыл в Одессу и открыл круизный сезон текущего года.
Источник