Территориальные природные комплексы моря

Море как естественный природный комплекс

Содержание статьи

  • Море как естественный природный комплекс
  • Как меняются природные комплексы
  • Моря Северного Ледовитого океана: список

Компоненты природного комплекса имеют схожее происхождение, географическое положение и рельеф. Помимо этого, схожим может быть их
состав, особенности взаимодействия и история геологического развития. Природные комплексы могут быть как на земле, так и на суше. Они могут иметь разные размеры и ранги. Например, материки, моря и океаны являются природными комплексами низшего ранга, поскольку самый высший ранг имеет географическая оболочка Земли. Таким образом, географическая оболочка состоит из множества природных комплексов разного ранга.

Моря — аквальные природные комплексы

Комплексы, образовавшиеся в воде, являются природными аквальными (ПАК). Мировой океан — это самый крупный аквальный комплекс, он подразделяется на более мелкие компоненты — отдельные океаны, моря, заливы и проливы. Таким образом, каждое море на нашей планете представляет собой отдельный природный комплекс, где все компоненты находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

На природные особенности морей оказывает влияние их географическое положение, рельеф дна, температура воды, соленость, прозрачность, наличие или отсутствие впадающих рек, ураганы, течения, сила ветров и штормов. Эти факторы влияют на условия существования животных и растений.

Моря России как крупные природные комплексы и их особенности

Территория нашей страны омывается 12 морями Мирового океана. Также на территории РФ находится бессточное Каспийское море, которое не имеет связи с Мировым океаном. Все эти моря имеют разные географические характеристики, различаются по химическому составу воды, биологическим ресурсам и глубине. В каждом море сформирована своя экосистема.

Читайте также:  Крымский мост какое море рядом

Моря Северного Ледовитого океана самые холодные, они имеют относительно небольшую максимальную глубину (около 200 метров), а соленость воды в них ниже, чем в океане. Большинство северных морей покрыто льдом около восьми месяцев в году.

Самым теплым морем нашей страны является Черное. Из всех морей Атлантического бассейна оно имеет наибольшую глубину (до 2210 метров). Температура воды в нем не опускается ниже +7…+8 °C.

Моря Тихого океана самые глубокие (средняя глубина 4000 метров). Наибольшую глубину имеет участок океана, где находится Марианский желоб (более 10 900 метров).

Из-за различия климатических условий и особенностей рельефа в каждом море сформировалась своя экосистема, все компоненты которой существуют в непрерывном взаимодействии друг с другом. Поэтому каждое море является естественной геосистемой — природным комплексом.

Источник

Моря России как крупные природные комплексы

Территорию нашей страны омывает тринадцать морей: 12 морей мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну. Эти моря очень разнообразны и по природным условиям, и по природным ресурсам, и по степени их изученности и освоенности.

Моря Северного Ледовитого океана располагаются в пределах материковой отмели (шельфе). Глубина их редко превышает 200 м, а соленость ниже океанической. Береговая линия сильно изрезанна. Климат почти всех северных морей очень суровый, исключение составляет лишь Баренцево море, в которое поступают воды теплого Северо-Атлантического течения.

Большинство морей в течение 8 — 10 месяцев скованы льдом.

Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь – важная транспортная магистраль России. Это самый короткий путь из Санкт-Петербурга до Владивостока.

Моря Тихого океана омывают восточные берега России от Чукотки до Владивостока. Они отделены от океана архипелагами островов, но свободно сообщаются с ним многочисленными проливами.

Эти моря отличаются значительной глубиной — от 2500 до 4000м.

Берингово и Охотское моря отличаются суровостью климата, зимой большая их часть покрывается льдом, но температура и летом не поднимается выше +5 +12 градусов. Здесь часто бывают густые туманы.

Японское море несколько теплее, поэтому зимой покрывается льдом только северная его часть, а летом температура поднимается до +20.

Но здесь часто бывают сильные штормы и тайфуны.

К бассейну Атлантического океана относятся моря Балтийское, Черное и Азовское, связанные с океаном через соседние моря и узкие проливы.

Черное море – самое тёплое море нашей страны. Только оно из всех морей Атлантики имеет значительную глубину (2200м), Азовское и Балтийское моря мелководны и сильно опреснены.

Каспийское море-озеро теперь не имеет связи с Мировым океаном, но в прошлом оно было частью единого, древнего бассейна. Это теплое море, зимой на короткое время покрывается льдом лишь северная его часть и эта же часть Каспия мелководна и сильно опреснена.

Моря России имеют важное хозяйственное значение. Прежде всего, это дешёвые транспортные пути, роль которых особенно велика во внешнеторговых перевозках. Значительную ценность представляют биологические ресурсы морей. В морях омывающих территорию нашей страны обитает почти 900 видов рыб, из них более 250 промысловых, немало морских млекопитающих, моллюсков и ракообразных. Всё более возрастает значение минерально-сырьевых ресурсов морей. Можно использовать энергию морских приливов для получения электроэнергии, кроме того побережья морей это места отдыха.

В последнее время, в результате всё возрастающего влияния хозяйственной деятельности человека на Мировой океан резко обострилась экологическая обстановка морей. Для сохранения природных комплексов морей нужна специальная государственная программа.

Источник

Моря как крупные природные комплексы

Презентация к уроку

ЦЕЛЬ: сформировать представление о разнообразии природных условий ПТК морей России (на примере Белого и Азовского морей).

I. Образовательные.

  • Познакомить учащихся с причинами разнообразия ПТК морей.
  • Определить черты сходства и различия между ПТК Белого и Азовского морей.
  • Расширить знания о природных комплексах.

II. Развивающие.

  • Совершенствовать умение работы с литературными источниками.
  • Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

III. Воспитательные.

  • Экологическое воспитание через раскрытие вопроса “Экологические проблемы морей”.
  • Патриотическое воспитание через стихотворение “Россия – морская держава. ”.

ОБОРУДОВАНИЕ: атлас 8-9 класс, учебник, карточки с заданиями для закрепления изученного материала, мультимедийная презентация, “Дневник путешественника” Приложение.

МЕТОДЫ: Объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.

ТИП УРОКА по основной дидактической цели: изучение нового материала.

ТИП УРОКА, основанный на имитации деятельности: урок-путешествие.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: тема “Географическое положение России” и “Моря, омывающие берега России”.

I. Организационный момент.

Учитель:

Сегодня урок у нас не простой:
Открытый, праздничный и заводной.
Я в путешествие Вас приглашаю
Удач на уроке я Вам желаю.

II. Изучение нового материала.

Актуализация знаний.

  • Дайте определение понятию ПТК? ( ПТК — Природно – территориальный комплекс – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определённой территории).
  • Перечислите компоненты ПТК. (климат, горные породы, живые организмы, внутренние воды и т.д.).
  • Как взаимосвязаны компоненты в ПТК? (обменом вещества и энергией).
  • Приведите примеры ПТК? (географическая оболочка, моря, природные зоны, фасции и т.д.).
  • О каком ПТК идёт речь (загадка)?
    Кругом вода, а с питьём беда. (море)
  • Как Вы думаете, какова тема нашего урока? (моря, как крупные ПТК). (слайд 1).

Учитель: Сегодня на уроке мы будем путешествовать по морям России и эпиграфом урока будет следующее стихотворение.

Россия – морская держава.
Она в штормовые ветра
Свой парус холщовый держала
Ещё до деяний Петра.
П.С. Комаров

  • Почему Россию называют морской державой? (Россию омывает большое количество морей).
  • Сколько море омывает территорию России? (12 морей Мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну).
  • Назовите и покажите эти моря на карте. (работа с картой атласа и картой на экране). (слайд 2).
  • Какими будут моря по основным показателям (температуре, солёности, глубине, органическому миру)? (разными).

Учитель: В течение урока мы будем решать проблему “Почему территорию России омывают разнообразные по природным условиям моря”.

(учитель объявляет цели и задачи урока) (слайд 3).

Учитель: Ребята, вы будете путешествовать по двум морям Белому и Азовскому, и исследовать их природные условия. (слайд 4).

  • На чём Вы отправитесь в путешествие? (на исследовательских судах).

Учитель: Давайте построим исследовательские суда (ученики делают из бумаги кораблики и дают им название. Работу можно проводить под музыкальное сопровождение).

Т. К. сегодня мы исследуем разнообразие природных условий двух морей, то те, кто построил кораблик белого цвета – исследует природные условия Белого моря, а голубого цвета – Азовское море.

  • С какого населённого пункта мы отправимся в путешествие по Белому и Азовскому морям? (работа с картами атласа). (слайд 4).

Учитель: В ходе исследования морей мы будем заполнять дневник путешественника, а именно таблицу в дневнике.

1. Особенности природы Белого и Азовского морей (заполнение таблицы; работа с картами атласа, текстом учебника и дополнительной литературой; решение проблемного вопроса в виде эвристической беседы, беседа с элементами объяснения).

Особенности природы Белого и Азовского морей(слайды 5 – 15)

Название моря
показатели
Белое море Азовское море
1. К бассейну, какого океана относится? Северного Ледовитого Атлантического
2. Площадь моря в кв. км. 90 тыс. 39 тыс.
3. Положение моря относительно океана. внутреннее внутреннее
4. Береговая линия (изрезанность, наличие заливов). Береговая линия сильно изрезана.

Кандалакшский залив. Береговая линия сильно изрезана.

Таганрогский залив. 5. Глубина моря:

а) средняя в (м); 60 7 б) максимальная в (м). 340 15 6. Солёность в ( 0 /00)

(создание проблемной ситуации)

см. ниже. 20 — 30 11 — 12 7. Температура воды, 0 С;

а) зимы; — 1,6 0 б) лета. 6 — 15 23 8. Биологические ресурсы. Белуха, гренландский тюлень. Треска, корюшка, сельдь, сёмга.

Морской гребешок, мидии.

Морские звёзды, губки.

Ламинария. Азовская перкарина, судак, ёрш, лещ, сельдь. Корнерот (медуза), крабик брахинотус, полихета нереис. Водоросль энтероморфа. Упражнения для глаз 9. Экологические проблемы. Уменьшение видового разнообразия, истребление тюленей, загрязнение нефтепродуктами и тяжёлыми металлами. Уменьшение видового разнообразия, повышение солёности, загрязнение нефтепродуктами и удобрениями.

Учитель: Солёность вод Мирового океана зависит главным образом от соотношения атмосферных осадков и испарения, которые изменяются в зависимости от географической широты. Следуя этой закономерности можно предположить, что солёность в Белом море должна быть ниже, чем в Азовском море. Мы определили, что в Азовском море солёность ниже, чем в Белом море. В чём причина данного явления?

  • Какие факторы влияют на солёность? (количество впадающих рек, географическая широта, испаряемость и т.д.)
  • А ширина пролива между соседними морями будет влиять на солёность? (Да).
  • Определите ширину пролива между Белым и Баренцевым морями. (Пролив широкий).
  • Определите ширину пролива между Азовским и Чёрным морями. (Пролив узкий).
  • Какой вывод можно сделать. (В Азовское море через узкий Керченский пролив поступает меньше солёных вод из Чёрного моря, а в Белое море через широкий пролив Горло из Баренцева моря поступает больше солёных вод. Т. О. на солёность морей также влияет ширина пролива между соседними морями.)

После заполнения таблицы ученики делают вывод.

Учитель: Путешествие подходит к концу, что мы выяснили в ходе исследования природных условий. В чём проявляются черты сходства и различия морей? (слайд 16).

а) черты сходства: моря внутренние, береговая линия сильно изрезана, сходные экологические проблемы.

б) черты различия: площадь, глубина, солёность, температура, биологические ресурсы.

2. Причины разнообразия морей (беседа).

  • Чего больше черт сходства или различий? (различий).
  • В чём причины различий двух морей России? (решение проблемы поставленной в начале урока)
  • Почему Россию омывают моря разнообразные по природным условиям?

На разнообразие природных условий морей влияют следующие факторы. (слайд 17).

  • географическое положение;
  • климатические условия;
  • история происхождения и развития морей;

III. Закрепление изученного материала. (слайд 18).

а) Выбери один правильный ответ и букву правильного ответа вставь в матрицу. (максимальная оценка “5”)

Источник

Презентация по географии на тему: «Моря как крупные природные комплексы»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Цели урока: Выделить особенности морей, омывающих территорию России. Рассмотреть природные ресурсы морей России и их экологические проблемы. Научится составлять характеристику моря. Изучить по картам моря, проливы, заливы.

План урока. Особенности морей. Северный морской путь. Природные ресурсы морей и их экологические проблемы. Дать характеристику моря по плану.

Проверка домашнего задания: 1. Что такое ПТК? Из каких компонентов он состоит? 2. Как взаимосвязаны компоненты в ПТК? 3. Приведите примеры зональных ПТК 4. Приведите примеры азональных ПТК 5. Покажите на карте районы распространения высотной поясности 6. В каком направлении осуществляется смена природных комплексов в горах, с чем это связано?

Россия- морская держава Она в штормовые ветра Свой парус холщевый держала Еще до деяний Петра. П.С.Комаров

. Общие сведения. На Земле 54 моря. Наибольшее число морей принадлежат бассейну Тихого океана – 26, 13 – бассейну Атлантического океана, 5 – бассейну Индийского океана, 10 – бассейну Северного Ледовитого океана. Территорию нашей страны омывает тринадцать морей: 12 морей Мирового океана и Каспийское море, относящееся к внутреннему бессточному бассейну. Из них 6 относятся к Северному Ледовитому океану. По географическому положению, физико-географическим и гидробиологическим условиям моря нашей страны можно отнести к двум типам: окраинным и внутренним.

Рекордсмены природы среди морей России. — Наибольшая глубина – 9717 м в Курило-Камчатском глубоководном жёлобе. Самое большое море – Берингово ( S= 2315 тыс.кв.км). Самое маленькое – Азовское ( S= 30 тыс.кв.км) Самое пресное – Балтийское (2-8 промилей). Самое глубокое – Берингово – 5500м. Самое мелкое – Азовское – 8м. Самый высокий прилив – 12м в Пенжинской губе Охотского моря. Самое холодное – Карское. Самое тёплое – Чёрное.

1 Окраинное море – это море, прилегающее к материку и слабо обособленное от океана полуостровами или островами. Берингово море расположено между материками Евразия с запада и Северная Америка с востока, Командорские и Алеутские острова на юге, на севере замыкается полуостровами Чукотским и Сьюард. Названо в честь капитана русского флота, датчанина Витуса Беринга, под руководством которого в 1725-1743гг. Оно было впервые исследовано.

Внутреннее море – это море, глубоко впадающее в сушу и сообщающееся с океаном проливами. 1 Балтийское море (лит. Baltas или лат. balt – белый) – возможно, по цвету песчаных берегов. На Руси море называлось Варяжским (от варяг) или Свелским ( от слова «свел» — так в средневековой Руси называли шведов) – внутреннее море Атлантического океана.

Принадлежность морей России к океанам. Северный Ледовитый океан Тихий океан Атлантический океан Бессточный бассейн

Принадлежность морей России к океанам. Северный Ледовитый океан Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское Тихий океан Берингово, Охотское, Японское Атлантический океан Черное, Азовское, Балтийское Бессточный бассейн Каспийское

План сравнения морей. Бассейн какого океана. Окраинное или внутреннее. Береговая линия (изрезана, нет, заливы, полуострова). Глубина, рельеф дна. Солёность. Температура воды (льды). Ресурсы. Экологические проблемы.

Характеристика морей Северного Ледовитого океана. Все моря окраинные, кроме Белого. Все расположены на материковой отмели (шельфе), поэтому они неглубокие ( до 200м). Невысокую солёность из-за ледяного покрова и большого количества крупных рек, приносящих пресную воду. Климат морей суровый, не замерзает только часть Баренцева моря, т.к. теплое Северо-Атлантическое течение приносит теплые воды. Остальные моря на 8-10 месяцев скованы льдами толщиной до 3-4 метров. Лёд в морях движется под действием ветров и течений по часовой стрелке – дрейфует. Льды сталкиваются, образуя нагромождения – торосы. По ним проходит Северный Морской путь – кратчайший путь из Балтийского моря до Владивостока.

Северный морской путь – важнейшая транспортная магистраль России. Длина основной ледовой трассы от новоземельских проливов до порта Проведения 5610 км. Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певер, Проведения.

Характеристика морей Тихого океана. Все моря Тихого океана – окраинные и отделяются от океана цепочкой островов. Все имеют значительные глубины, т.к. у них отсутствует шельфовая зона. Моря расположены в зоне Тихоокеанического огненного кольца, в области границ литосферных плит, поэтому здесь часты цунами, а по берегам – вулканы, берега морей – гористые. Природа Берингова и Охотского морей – сурова. Моря замерзают. Не замерзает только Японское. В Охотском море – самые высокие в России приливы Эти моря дают более 40% всей рыбы и морепродуктов, добываемых в России.

Характеристика морей Атлантического океана 1. Все моря – внутренние и имеют сложную систему проливов. По этой причине во всех морях практически отсутствуют приливы. 2. Глубокое – Чёрное море (максимальная — 2210м), а Азовское – самое мелководное (5-7м). 3. В тектонической впадине расположено Чёрное море (отсюда значительные глубины). 4. Солёность от 17 до 3 промилле. 5. Балтийское и Азовское моря покрываются льдом на короткое время, а Чёрное – самое тёплое и лёд бывает только в его северных заливах. 6. Чёрное море заражено с глубины 200м ядовитым сероводородом и с этой глубины лишено жизни. 7. Имеют важное транспортное значение.

Каспийское море-озеро теперь не имеет связи с Мировым океаном. Но в прошлом оно было частью древнего единого Каспийско-Черноморского бассейна Здесь сосредоточено до 80% мировых запасов ценнейших осетровых рыб. С добычей нефти со дна моря связано загрязнение его акватории. Климат жаркий. Летом воды прогреваются до + 25`. Опреснение характерно для северной мелководной части (р.Волга, Терек, Судак).

БАРЕНЦЕВО МОРЕ – САМОЕ БОГАТОЕ БИОЛОГИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ИЗ МОРЕЙ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА треска сельдь пикша

БОГАЧЕ РЕСУРСАМИ МОРЯ ТИХОГО ОКЕАНА кета горбуша сайра крабы ламинария котики

В КАСПИЙСКОМ МОРЕ НАХОДИТСЯ 80% ЗАПАСОВ ОСЕТРОВЫХ РЫБ ПЛАНЕТЫ Белуга Севрюга Стерлядь осётр

В БАЛТИЙСКОМ МОРЕ ЛОВЯТ салака треска угорь

АЗОВСКОЕ МОРЕ – ВАЖНЫЙ РАЙОН ЛОВА РЫБЫ осетровые лещи

ЧЁРНОЕ МОРЕ НЕ ИМЕЕТ ВАЖНОГО ПРОМЫСЛОВОГО ЗНАЧЕНИЯ, НО И ЗДЕСЬ ВЕДЁТСЯ ЛОВ РЫБЫ скумбрия ставрида

МОРЯ ИМЕЮТ БОГАТЫЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

ЧЁРНОЕ МОРЕ ИМЕЕТ САМЫЕ БОГАТЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Экологические проблемы морей. 40% Стоки промышленных предприятий, поступающие с речной водой 30% Морской транспорт 1г нефти губит 2 тонны воды!

Особенно загрязнены Балтийское, Чёрное, Белое, Азовское моря.

Пути улучшения экологической ситуации: Использовать безотходные производства по побережьям и берегам рек. Строительство очистных сооружений. Избегать высокой концентрации (скопления промышленных предприятий) на побережьях морей. Создание охраняемых акваторий (морских заповедников и заказников). Так в 1978 году организацией Дальневосточного государственного морского заповедника в заливе Петра Великого было положено начало развитию морских заповедников в нашей стране.

Домашнее задание: Подготовить сообщение на тему « Какие экологические проблемы можно назвать наиболее острыми для российских морей?»

Номер материала: ДБ-1235160

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Анастасия Зырянова назначена заместителем Министра просвещения Российской Федерации

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

В рейтинг лучших вузов мира Quacquarelli Symonds вошли 48 российских университетов

Время чтения: 1 минута

Утверждён порядок проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2021 году

Время чтения: 3 минуты

ЕГЭ проходит штатно на всей территории России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью