Тихий океан как средство передвижения

Транспортно-географическая характеристика Тихого океана

Особенности природных условий общегеографического и ЭГП величайшего океана нашей планеты формируют его главные черты как транспортного звена, морские пути которого связывают разные страны мира. На просторах Тихого океана проходят многие трассы мирового и регионального судоходства, а на берегах расположено большое количество портов, на долю которых приходится 26% грузооборота портов капиталистических стран. Тихоокеанские порты концентрируют значительную часть судов мирового торгового флота.

Для тихоокеанского транспортного бассейна прежде всего характерна очень большая протяженность широтных трансокеанских путей. Они вдвое длиннее, чем трансатлантические, поэтому использование Тихого океана для транзитных перевозок довольно неудобно.

Интенсивные судоходные трассы пролегают главным образом вдоль обоих побережий океана. Вместе с тем одна из важнейших линий морских связей проходит от североамериканских берегов к дальневосточным берегам Азии. По ней совершается обмен в основном между двумя центрами империалистического соперничества на Тихом океане — США и Японией. Правда, связи между ними гораздо менее интенсивны, чем между США и Западной Европой.

Самая разветвленная сеть морских трасс сложилась на путях к Японии, ведущей весьма оживленный обмен с различными странами-поставщиками разнообразного сырья и потребителями готовой японской продукции. Наконец, сравнительно много трансокеанских маршрутов располагается в южной части океана, примерно до 40° ю.ш., что объясняется развитием морских сообщений восточного побережья Австралии и Новой Зеландии с другими странами.

Трассы и маршруты Тихого океана

В общем Тихий океан уступает Атлантическому по густоте морских путей и по объему грузопотоков, но опережает его по темпам роста перевозок. Тенденция к возрастанию значения Тихого океана для мировой торговли проявляется в настоящее время и представляет собой его существенную черту как крупнейшего транспортного бассейна.

Читайте также:  Морские жители северного ледовитого океана

Экономические и социально-политические различия тихоокеанских стран во многом определяют особенности размещения судоходных линий, объемы и структуру грузоперевозок. Большой густотой и грузонапряженностью характеризуется сеть трансокеанских путей, соединяющих западные и восточные берега океана. Они группируются по двум главным направлением американо-азиатскому и американо-австрийскому.

В первом из них сформировались три разных по объему и напряженности маршрута. Трассы самого оживленного здесь судоходства связывают тихоокеанские порты США и Канады (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Ванкувер) с портами Японии, Китая, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила). Несмотря на большую протяженность и суровые навигационные условия, по этому маршруту перевозится очень большой объем разнообразных грузов, что объясняется высоким экономическим потенциалом Японии и притихоокеанских районов США. Эти государства по прилегающим здесь трассам интенсивно обмениваются между собой и с другими странами. Из США и Канады в Японию вывозятся: каменный уголь, лес и лесные грузы, зерно, руда, различные полуфабрикаты и т.п. В обратном направлении идут разные виды промышленной продукции: изделия из стали, трубы, автомобили, электроприборы, радиотовары, шелк, рыба и рыбные продукты. Для структуры грузопотоков США-Китай, США-Филиппины характерен экспорт промышленных изделий из США и импорт сырьевых и сельскохозяйственных (в основном рис) продуктов в эту страну.

Несмотря на хорошие навигационные условия, менее интенсивно судоходство развито на маршруте от Панамского канала и западных портов Южной Америки к Сингапуру и от тех же начальных пунктов через Гавайские острова на Иокогаму и Манилу. Заметное место в этом маршруте занимают транзитные перевозки через Панамский канал из Атлантического океана к портам восточных берегов Индийского океана и в обратном направлении.

Южноамериканские страны Тихого океана характеризуются сравнительно невысоким уровнем экономического развития и небольшими масштабами внешних экономических связей, что сказывается на объемах и структуре грузопотоков этого маршрута. Из южноамериканских портов и Манилы вывозится преимущественно горно-рудное и сельскохозяйственное сырье в Японию, а из этой страны в них поступают промышленные изделия. В Сингапур поступают преимущественно материалы и оборудование, необходимые для обеспечения ремонта судов — одной из основных отраслей хозяйства этого государства-порта.

Довольно редко используется маршрут от Магелланова пролива через Гавайские острова или, минуя их, в порты Азии. Здесь пролегают трассы большой протяженности, для южных участков которых характерны сложные навигационные условия. По этим путям обмениваются грузами в основном южные районы Аргентины и тихоокеанские страны. В целом американо-азиатское направление концентрирует подавляющую часть трансокеанских путей, по которым проходят очень большие по объему и различные по структуре грузопотоки. Они отражают крупный внешнеторговый оборот стран северной части Тихого океана.

Американо-австралийское трансокеанское направление связывает порты Северной и Южной Америки с портами Австралии и Новой Зеландии. Здесь проходят судоходные линии из портов США и Канады в Сидней, от Панамского канала к Сиднею и от южноамериканских портов в Сидней. Объемы и структура морских перевозок по этим путям во многом определяются уровнем развития и характером экономики Австралии и Новой Зеландии. Обе эти страны вместе с тем находятся в сильной экономической и политической зависимости от США и Великобритании. Австралия выступает на мировом рынке как поставщик промышленного сырья и продовольственных товаров, а Новая Зеландия — как экспортер продукции мясо-шерстного животноводства. В США они доставляют свинец, цинк, шерсть, мясо, в обратном направлении идут станки, машины и другое промышленное оборудование. Перевозки осуществляются в основном транспортным флотом США и Великобритании.

Более короткие, чем трансокеанские, линии, но не менее напряженные пролегают вдоль азиатских и американских берегов Тихого океана, где соответственно господствуют морские связи Японии и США с тихоокеанскими и другими странами. Западные меридиональные пути образуют азиатско-австралийское направление. Японские судоходные компании организовали здесь регулярные линии, по которым из Австралии в Японию вывозятся железная руда, каменный уголь, шерсть и другое сырье, а в Австралию из Японии поступают различные промышленные товары. В этом же районе океана от Малаккского пролива к японским портам проходит весьма грузонапряженная трасса, по которой ближневосточная нефть перевозится в Японию. Среди других морских путей она выделяется большими объемами перевозок жидких грузов.

Восточные меридиональные маршруты связывают южноамериканские страны (через Панамский канал) с тихоокеанскими и атлантическими портами США и Канады. В этих районах превалируют перевозки США. Около 1/5 объема внешней торговли тихоокеанских портов этой страны приходится на государства Южной Америки, откуда в США поступают железная руда, руды цветных металлов, селитра, сера и другое сырье. Из США в южноамериканские порты транспортируются оборудование для горнодобывающей промышленности, машины, станки и другие товары. По существу это грузообмен развитых и зависимых стран.

Кроме трансокеанских и меридиональных путей в Тихом океане немало сравнительно коротких трасс проходит возле материков и по прилежащим к ним морям. Так, оживленное судоходство развито в Японском море, австрало-азиатских морях, вблизи Австралии и Новой Зеландии, в водах, омывающих берега Центральной Америки, и т.д. Объемы и структура грузопотоков здесь отличаются неустойчивостью.

Краткий обзор хозяйственной деятельности разных стран в Тихом океане позволяет выявить несколько ее существенных черт. В настоящее время здесь сложилось многоотраслевое океанское хозяйство, в котором ведущее место занимает рыболовство, включая морепродукты. За ним идет транспортное использование океана. Далее следует разработка богатств прибрежно-морских россыпей и добыча «морской» нефти.

Источник

Информация о Тихом океане

Тихий океан является крупнейшим по площади, глубине и объему водным объектом. Он занимает 1/3 планеты Земля и почти 50% Мирового океана. Его максимальная глубина — 11 022 м, а средний показатель — 3 998 м. Воды океана простираются на 15,8 тыс. км с севера на юг, а ширина с востока на запад составляет 19,5 тыс. км.

История и этимология Тихого океана

Характеристики Тихого океана изучались людьми с древности, что было связано с прокладыванием ключевых маршрутов для кораблей, использованием природных ресурсов разными народами и племенами.

Его первыми европейскими исследователями стали Васко Нуньес де Бальбоа и Фернан Магеллан. Они сформировали карты островов и полуостровов, записывая данные о течениях, ветрах и погоде, а также сделали фрагментарное описание флоры и фауны. Вскоре натуралисты занялись глубоким изучением экзотических растений и животных.

Первооткрывателем объекта является мореплаватель В. Нуньес де Бальбоа, который в 1513 г. оказался в тихоокеанской акватории после пересечения Панамского перешейка.

Изначально Бальбоа назвал невиданное раньше место «Южным морем». Через пару лет в открытые воды вышел Ф. Магеллан. Экспедиция длилась 3 месяца и 20 дней. А поскольку погодные условия во время путешествия были благоприятными, океан стал «Тихим».

В 1753 г. появилось предложение переименовать водный объект в «Великий», но географы и мореплаватели привыкли к старому названию и не согласились менять его. До XIX в. океан называли «Восточным», «Тихим морем» и т.д.

В результате экспедиций Э. Ленца, О. Коцебу и И. Крузенштерна были собраны основные характеристики Тихого океана, включая температуру воды, границы и протяженность береговой линии, размеры островов и полуостровов, карту течений и др. В конце 19 и начале 20 вв. начались комплексные океанологические исследования. Береговые станции и исследовательские центры стали анализировать геологические, биологические, химические и физические данные.

В XVIII в. состоялась английская экспедиция с участием судна «Челленджер». Ее целью стало обследование рельефа дна и других геологических особенностей. Полученная информация потребовалась для безопасной прокладки подводного телеграфного кабеля.

В результате исследований ученые определили ряд углублений, подводных хребтов, желобов и других донных аномалий. Это позволило им подготовить подробные карты с описанием строения дна.

После появления сейсмографа удалось определить тихоокеанское сейсмическое кольцо.

Расположение на карте

Тихий Океан находится в 4 полушариях, имеет вытянутую форму (с северо-запада на юго-восток) и занимает 49,5% от общей площади Мирового океана. Его восточные воды омывают Америку, западные — Австралию и Евразию, а южные — Антарктиду.

Границы и береговая линия

С другими океанами Тихий граничит в следующих точках:

  1. Северный Ледовитый — Берингов пролив.
  2. Индийский — северный край Малаккского пролива и линия островов Суматра — Ява — Роти — Тимор.
  3. Атлантический — Огненная Земля по меридиану до Антарктиды.

Границы береговых линий омываются такими морями, как:

  1. Желтое.
  2. Берингово.
  3. Охотское.
  4. Внутреннее Японское.
  5. Южно-Китайское.
  6. Филиппинское.
  7. Яванское.
  8. Сулу.
  9. Серам.
  10. Самар.
  11. Соломоново.
  12. Сомова.
  13. Амундсена и др.

Общая площадь морей, проливов и заливов — 31,64 млн км², что равно 18% от размеров океана.

Характеристики водоема

Площадь Тихого океана составляет 179,7 млн км² (1/3 часть Земли). Являясь самым крупным водным объектом, он омывает практически все материки, за исключением Африки.

Объем и глубина

Водный объект вмещает 710,36 млн км³ воды, (53% от объема Мирового океана). Показатель средней глубины достигает 4 км, а самая глубокая точка, которая находится в Марианской впадине, уходит на глубину в 11 022 метра. Ее называют Бездной Челленджера.

Климатические зоны

Тихоокеанский климат формируется под воздействием зонального размещения ультрафиолетового излучения, сезонных особенностей (зимы и лета) и циркуляции воздушных масс.

Средняя температура верхних слоев составляет +19°C. В области экватора температурный показатель достигает +25…+30°C, а на севере — от +5 до +8°C.

В южной части расположен антарктический пояс со средней температурой ниже 0°C.

Крупные размеры и высокая температура воды в тропических регионах способствуют появлению мощных циклонов. Они отличаются разрушительными ветрами и сильнейшими ливнями. В начале XXI в. ученые определили цикличность ураганов.

Климат зависит от преобладающих ветров:

  1. Пассаты — в тропических районах.
  2. Западные ветры — в умеренных широтах.
  3. Муссоны — возле побережья Евразии.

Показатели годовых осадков выглядят следующим образом:

  1. Максимальный — 12 090 мм (на Гавайях).
  2. Минимальный — 100 мм (на востоке и в тропиках).

Соленость вод океана достигает 34,6%.

Гидрологический режим

Характер течений определяется закономерностью атмосферной циркуляции. Под воздействием северо-восточного пассата формируется одноименное течение, пересекающее океан в центральной части побережья Америки.

Дальше течение разделяется на 2 рукава:

  1. Один направляется на юг и частично питает Экваториальное течение.
  2. Другой движется в Восточно-Китайское море и способствует появлению в северном направлении теплого течения Куросио.

Куросио граничит с Северо-Тихоокеанским течением, которое направляется на восток и омывает побережье Орегона, а потом разделяется на 2 ветви: северную и южную.

В южном полушарии образуется Южно-пассатное течение, пересекающее океан возле берегов Колумбии.

Важное влияние на гидрологический режим оказывает подповерхностное течение Кромвелла, граничащее с Галапагосскими островами и Южно-пассатным течением.

Геологическое строение

Тихоокеанское дно характеризуется сложным рельефом, который на 10% состоит из окраин материков. Практически вся поверхность дна находится в пределах одноименной литосферной плиты, а в местах соединения с другими плитами присутствуют сейсмические зоны. Они способствуют появлению мощных землетрясений и цунами.

Рельеф дна

На донном шельфе Берингова моря имеются трансгрессивные равнины с субаэральными реликтовыми отложениями.

Антарктический шельф обладает средней глубиной от 200 м и отличается сильной расчлененностью со множеством тектонических возвышенностей и грабенов.

Североамериканский склон содержит большое количество подводных каньонов. Окраина Новой Зеландии, площадь которой в 10 раз больше общей площади всех островов, получила специфическую структуру.

В точках столкновения плит ученые определили источники с температурой 350°C.

На дне встречаются красные глины, кремнистые диатомовые илы, радиоляриевые отложения и кораллово-водорослевые биогенные отложения.

Исследования океана

Исследователи определили, что Тихий океан — самый древний водный объект на планете. Он начал формироваться в меловой период мезозоя примерно 140 млн лет назад.

Люди стали осваивать его водные просторы задолго до изобретения письменности. Есть теория, что выходцы из Южной Америки заселили острова Полинезии, передвигаясь на простых плотах.

Европейцы узнали о «Великом» океане в XVI в., когда В. Нуньес де Бальбоа впервые увидел просторную акваторию и дал ей название «Южное море».

Список самых важных исследований океана выглядит следующим образом:

  1. 1589 г. — публикация первой подробной карты А. Ортелием.
  2. 1642-1644 гг. — экспедиция А. Тасмана с открытием Австралии.
  3. 1769-1779 гг. — кругосветные путешествия Дж. Кука и изучение южных регионов.
  4. 1785 г. — экспедиция Ж. Лаперуза и ее таинственное исчезновение.
  5. 1819-1821 гг. — кругосветное путешествие Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева. Открытие Антарктиды.
  6. 1960 — погружение в самую глубокую точку Марианского желоба (Бездну Челленджера).

Интересные факты

  1. С момента открытия самой глубокой точки океана на дно Бездны Челленджера (11 022 м) опускалось только 3 человека. Последнее погружение произошло в 2012 году. Его возглавил кинорежиссер Джеймс Кэмерон.
  2. В животном мире океана преобладает гигантизм: крупные мидии, устрицы и моллюски весом до 300 кг. При этом в тихоокеанских акваториях сосредоточена самая большая в мире концентрация фитопланктона.
  3. Количество островов, расположенных на территории Тихого океана, достигает 25 тыс.
  4. В океане формируется больше 80% цунами, что обусловлено множеством подводных вулканов.

Кроме того, в северной части океана находится «Мусорный континент», который представляет собой крупную кучу мусора, весом от 100 млн. тонн пластика.

Источник

Оцените статью