Работаем с текстом — Ответы, ГДЗ, Тетрадь-тренажер 5-6 класс 1 часть (Лобжанидзе)
1. Заполните пропуски в предложениях.
Толщина земной коры под ложем океанов равна 5-10 километров, под равнинами суши — 30-50 километров, под горными массивами суши — 75 километров. Континентальная земная кора имеет три слоя: осадочный, гранитный и базальтовый . В то время как океаническая земная кора имеет только два слоя: осадочный и базальтовый .
2. Определите, о рождении какого географического объекта идёт речь в тексте.
К концу дня начались взрывы, продолжавшиеся почти без перерывов в течение нескольких месяцев. Взрывами на поверхность выбрасывались куски твёрдой раздробленной лавы самого различного размера, начиная от пылеватых частиц и кончая глыбами, поперечник которых был до 15 метров. Только за первые три дня из пепла и бомб возникла коническая гора высотой 138 метров. Через год она возвышалась над первоначальной равниной уже на 430 метров.
Приведите примеры этих географических объектов.
Фудзияма, Сент-Хелен, Этна, Попокатепетль, Калиманджаро.
3. Определите расстояние в градусах и километрах между двумя вулканами, описание которых представлено ниже.
Этот активный вулкан располагается в районе Гвинейского залива, местные жители вулкан называют Монго ма Ндеми. Высота — 4100 метров. В 2000 году произошло последнее мощное извержение.
Единственный действующий вулкан континентальной Европы.Высота — 1279 метров. В результате его извержения 24 августа 79 года были уничтожены древнеримские города Помпеи, Геркуланум.
Везувий (40 с.ш., 14 в.д.), Камерун (4 с.ш., 9 в.д.). Расстояние: 36 с.ш., 5 в.д., 4100 км.
4. Пользуясь физической картой и картой «Литосферные плиты», определите, последствия какого землетрясения, представленного в тексте, будут более разрушительны. Свой выбор объясните.
В двух регионах Земли произошли одинаковые по силе землетрясения. Координаты эпицентра первого — 40° ю.ш. 110° з.д., второго — 42° с.ш. 22° в.д.
Первый эпицентр расположен в океане на границе двух расходящихся плит, возможные последствия небольшие. Второй эпицентр находится на Балканском полуострове, на стыке двух близкорасположенных плит. Полуостров густо населен. Разрушений и жертв может быть больше.
5. Вставьте название горной системы в стихотворение А, Чавчавадзе.
. Став гордым теменем — понтийских волн пределом
И в Каспий врезавшись своим прекрасным телом,
Суровый Голиаф меж двух морей возник —
Кавказ , величием исполненный тайник.
6. Впишите пропущенные географические названия.
Самое большое по площади и высоте горное сооружение Земли — нагорье Тибетское . Оно расположено на материке Евразия , так же как и самые высокие горы суши Гималаи , в пределах которых находится 96 из 109 самых высоких вершин мира, в том числе и Джомолунгма с высотой 8848 метров. Самая протяжённая горная система на суше Анды расположена на материке Южная Америка .
7. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова,
Выветривание — процесс разрушения и преобразования горных пород.
Физическое выветривание происходит в результате резких изменении температур воздуха и замерзания воды в трещинах горных пород, что приводит к их разрушению.
Химическое выветривание представляет собой процесс разложения горных пород водой, насыщенной газами и природными кислотами. Воздействие живых организмов на горные породы приводит к биологическому выветриванию.
Слова для вставки: физическое (механическое), химическое, биологическое.
8. Впишите в текст название металла, о котором писал известный российский геолог А.Е, Ферсман,
. что было бы с человеком, если бы он вдруг узнал, что всё железо на поверхности Земли исчезло. исчезла бы его кровать, распалась бы вся мебель, обвалились потолки и уничтожилась крыша. На улицах стояли бы ужасные разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни паровозов, ни автомобилей; а растения начали бы чахнуть и гибнуть без живительного металла. Впрочем, человек не дожил бы до этого момента, ибо, лишившись трёх грамм железа в своей крови, он бы прекратил своё существование раньше, чем развернулись бы нарисованные события.
9. Прочитайте рассказ о добыче соли и ответьте на вопросы.
В 1817 году соль добывали в открытой копи — «завале». Однако обильный приток воды сильно мешал правильной добыче, горячие ветры летом заносили пылью и засоряли добытую соль, зимой же во время снежных буранов приходилось совсем бросать работу.
В 1914 году здания соляного промысла располагались на небольшой возвышенности к юго-западу от Гипсовой скалы. Вы входите в небольшой надшахтенный домик и начинаете спускаться в шахту по лестнице. На глубине 40 метров перед вами открывается величественная картина: под ногами внизу огромный зал. Деревянный потолок покрывает всю поверхность зала, так как падение с высоты 70 метров хотя бы незначительной соляной сосульки могло бы угрожать смертью работающим на глубине. Весь зал освещается электрическими лампочками. Долго не может привыкнуть глаз к ослепительно яркому свету, и только через некоторое время начинаешь различать вагонетки и людей.
Какими способами добывают соль?
В соляной шахте собирают со дна бассейна.
Почему была прекращена открытая добыча соли?
Добыча была неэффективной, долгой и трудоемкой.
На какой глубине велась добыча соли в шахте?
Почему потолок в шахте был деревянным?
Легко и быстро устанавливается, не входит в состав с солью.
Источник
Литосфера — Рабочая тетрадь 6 класс Шатных (Ответы и гдз)
Земля и её внутреннее строение.
1. На рисунке 9 покажите внутреннее строение Земли. Раскрасьте земную кору зелёным цветом, мантию — жёлтым, ядро — красным цветом.
2. Дополните предложение.
Толщина земной коры под океанами равна 3-7 км, под равнинами суши — 30-40 км, под горными массивами суши — 70 км.
3. Напишите название внутренней оболочки Земли, которая:
а) имеет самую высокую температуру — ядро ;
б) состоит из магмы — мантия ;
в) твёрдая — литосфера ;
г) соприкасается с другими оболочками Земли — земная кора .
Горные породы и минералы.
1. При чтении учебника вы узнали о таких горных породах, как гранит, песчаник, базальт, кварцит, мрамор, известняк, пемза, гипс, поваренная соль. Подчеркните одной чертой магматические горные породы, двумя чертами — осадочные, волнистой линией (прим.: здесь без линий) — метаморфические.
Гранит , песчаник , базальт , кварцит, мрамор, известняк , пемза , гипс , поваренная соль .
2. Укажите, какая метаморфическая горная порода образуется из:
б) песчаника — кварцит .
В какие горные породы с течением времени превращаются твердые метаморфические породы, оказавшиеся на земной поверхности?
3. Определите свойства четырёх любых горных пород. Результаты занесите в таблицу.
Горная порода Происхождение Твёрдость Цвет Блеск Применение 1. Гранит кислая полимагматическая горная порода, состоит из кварца, полевого шпата, плагиоклаза, слюды Плотность 2600кг/м3,прочность на сжатие 300Мпа от черного — до традиционного красно-бордового с черным — до белого с серым имеет в отполированном виде в строительстве, декоре 2. Известняк осадочная г. п, состоит из кальцита (иногда из арагонита), с примесью доломита, глинистых и песчаных частиц, может содержать остатки известковых скелетов ископаемых организмов плотность в пределах 2700-2900 кг/м3 Основной цвет – белый. Но он может быть и желтоватым, светло-бежевым, светло-серым, реже – слегка розоватым нет в строительстве: более плотный известняк используется при кладке стен, а пористый хорош для облицовки и создания декоративных ансамблей 3. Песчаник сложен из песчинок хрупкий. Крепок песчаник соединенный кварцевыми массами и слюдой Цветовая палитра породы включает все оттенки радуги. Самый распространенный зеленоватый песчаник. С ним соперничает бурый камень. Красные оттенки имеет песчаник, в состав которого входят окиси железа. Бывают черные и темно-коричневые варианты нет в строительстве
Сделайте вывод о причинах различий горных пород.
Горные породы разные, т.к. образовывались в результате разных геологических процессов.
Движения земной коры.
1. О каких двух видах движений земной коры вы узнали из текста учебника?
2) вертикальные движения.
2. На основе текста параграфа 18 учебника заполните таблицу.
Вид движения земной коры Районы проявления 1. Земная кора медленно поднимается Скандинавский п-ов 2. Земная кора медленно опускается Нидерланды, Венеция 3. Землетрясение Сейсмические пояса
Вулканы, горячие источники, гейзеры.
1. На рисунке 10 подпишите жерло, кратер, конус вулкана, очаг магмы.
2. Дополните предложение.
При извержении вулкана на поверхность земли поступают: газы и лава .
3. С помощью учебника и карты полушарий в атласе заполните таблицу.
Название вулкана Географические координаты Абсолютная высота Действующий или потухший Эльбрус 42 в.д. 43 с.ш. 5642 действующий Килиманджаро 3 ю.ш. 37 в.д. 5895 действующий Ключевская Сопка 56 с.ш. 160 в.д. 4750 действующий Везувий 40 с.ш. 14 в.д. 1281 действующий Мауна-Лоа 19 с.ш. 155 з.д. 4170 действующий
Географический диктант.
Горы, названные именем древнеримского бога огня, — это вулканы .
Излившаяся на поверхность магма — это лава .
Фонтанирующие горячие источники — это гейзеры .
Впадины, образовавшиеся в результате опускания земной коры по разлому, — это гребен .
Выступы, образовавшиеся в результате поднятия земной коры по линиям разломов, — это горст .
Подземные толчки и колебания земной поверхности — это землетрясения .
Прибор, фиксирующий сотрясения земной коры, — это сейсмограф .
Рельеф суши. Горы.
1. На основе учебника и карт атласа заполните таблицу.
2. По карте полушарий определите, какие горы находятся на западе Евразии между параллелями 40 и 50° с. ш. и меридианами 0 и 20° в. д. К каким горам по высоте они относятся?
3. По описанию географического положения горной вершины определите её название и горную систему, в которой она находится.
Вершина расположена на материке Евразия, в центральной его части. Имеет координаты 43° с. ш. и 80° в. д.
Горная система Тянь-Шань .
Равнины суши.
1. По рисунку 39 и тексту учебника определите, как различаются равнины по высоте. По картам атласа приведите примеры всех видов равнин. Полученную информацию занесите в таблицу.
Абсолютная высота Тип равнины Примеры 1. от 500 до 1000 м
плоскогорье Аравийское плоскогорье 2. от 200 до 500 возвышенность Среднерусская возвышенность 3. до 200 м низменность Западно-Сибирская низменность 4. ниже уровня моря впадины Прикаспийская низменность
Почему такие разные географические объекты называются равнинами?
Для этих участков харакетрны небольшие колебания высот. Все они расположены в центральных частях литосферных плит. Представляют собой большие участки относительно ровной мсетности.
2. Пользуясь физической картой России, опишите Западно-Сибирскую равнину. Заполните таблицу.
1. На каком материке и в какой его части находится север Евразии 2. Какие горы окаймляют:
3. Протяжённость с севера на юг по меридиану 80° в. д. в градусах и километрах 2330 км, 21 градус 4. В каком направлении понижается север 5. Какие реки протекают Иртыш, Енисей, Обь 6. Какими морями омывается Карское море 7. Какая часть заболочена Северная (нижнее течение Оби) 8. Города, находящиеся на равнине Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень
3. Приведите примеры изменения равнин во времени в результате:
а) работы ветра — перенос песка, наметает барханы, дюны .
б) работы воды — вымывание пород, образование оврагов .
в) хозяйственной деятельности человека — формируются насыпи, карьеры .
Рельеф дна Мирового океана.
1. По карте океанов в атласе определите, какие формы рельефа дна Атлантического океана пересекает параллель 30° с. ш. (с запада на восток).
Шельф Северной Америки, Северо-Американскую котловину, Срединно-Атлантический хребет, шельф Америки.
2. Определите океан, в котором находится:
а) Большой Барьерный риф — Тихий океан .
б) Перуанская котловина — Тихий океан .
в) Канарская котловина — Северный Ледовитый океан .
г) Австрало-Антарктическое поднятие — Индийский океан .
д) Бразильская котловина — Атлантический океан .
Обобщение знаний по теме «Литосфера».
1. Используя физическую карту России, опишите географическое положение Казахского мелкосопочника.
1. На каком материке и в какой его части расположен центр Евразии 2. Протяжённость с севера на юг в градусах и километрах 8 градусов, 900 км 3. Протяжённость с запада на восток в градусах и километрах 1200 км, 17 градусов 4. Преобладающие высоты 500-1000 м 5. Соседние географические объекты на западе мелкосопочник ограничен Тургайской ложбиной, на северо-востоке долиной Иртыша, на севере Западно-Сибирской равниной, на юго-западе Туранской низменностью 6. В каком направлении понижается в западном
2. Сравните Урал и Кавказ. Заполните таблицу.
Что сравнивается Уральские горы Кавказские горы 1. Географическое положение центр Евразии Евразия, между Черым и Каспийским морем 2. Направление хребтов с севера на юг с северо-запада на юго-совток 3. Протяжённость гор в градусах и километрах 18 градусов, 2000 км 1100 км, 10 градусов 4. Преобладающие высоты 500-1000 м 2000-3000 м 5. Высочайшая вершина (название, высота) Народная, 1895 Эльбрус, 5642 км
3. Дополните схему.
4. На рисунке 11 обозначьте и подпишите:
а) горы: Уральские, Кавказские (с вершиной Эльбрус), Скандинавские, Альпы, Кордильеры, Гималаи (с вершиной Джомолунгма ), Анды;
б) равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье;
в) вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи;
г) места, где встречаются гейзеры: остров Исландия, острова Новая Зеландия, полуостров Камчатка, Кордильеры.
5. По карте океанов в атласе сравните профили дна Атлантического и Тихого океанов и выделите черты сходства и различия.
Сходства: большая часть дна обоих океанов находится на глубине 5 км.
Различия: Тихий океан обрамлен впадинами, Атлантический океан имеет в середине хребет.
Особенности рельефа и горных пород своей местности.
1. Дополните предложения.
Наш населённый пункт находится на (укажите, форму рельефа)
Самая высокая точка нашей местности имеет высоту
Основные горные породы, которые встречаются в нашей местности, — это
В нашей местности добывают полезные ископаемые которые используются для
2. Есть ли в вашей местности овраги? Какие меры по предупреждению их роста предпринимаются?
Источник