Томас мор идеи воспитания

Томас Мор

Одним из тех, кто оставил след в истории школы и педагогики Возрождения был Томас Мор, английский гуманист, государственный деятель и писатель. Выходец из семьи лондонского юриста, он получил великолепное образование. Отличался редкой начитанностью, особенно его, привлекали греческие и латинские авторы.

Благодаря уму, честности и неподкупности Томас Мор стал сначала главой английского парламента, а потом лорд-канцлером Англии – фактически вторым человеком в стране после короля. Король Генрих VIII осыпал Мора милостями и высоко ценил его.

Но когда Генрих VIII, вопреки закону, развелся с законной женой и женился на Анне Болейн, а потом объявил себя главой Английской церкви, Томас Мор, будучи католиком и отстаивая идею единства христианского мира, отказался присягнуть королю как новому главе англиканской церкви. Томас Мор считал, что все равны перед законом, и даже король не вправе нарушать его. По требованию короля Томас Мор был обвинен в государственной измене и отдан под суд. Он не отрекся от своих убеждений и был казнен в Тауэре.

Главным творением Томаса Мора, обессмертившим своего создателя, стала его «Золотая книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). В переводе с греческого «топос» — «место», «у» отрицание «нет». То есть место, которого нет. Слово «утопия» вошло в употребление во многие языки и означает неосуществимую мечту, фантазию.

В этом романе описана несуществующая страна, в которой нет частной собственности, введено равенство потребления, существует совместное владение всеми благами, а производительный труд обязателен для всех членов общества. Наиболее тягостные и принудительные работы выполняют рабы и преступники, которых освободили от смертной казни. Политический строй Утопии основан на принципах старшинства и выборности.

Эта книга написана в форме диалога, в котором принимаются и отвергаются официальные политические воззрения. В первой части работы дается критика английского политического устройства, во второй описывается жизнь на вымышленном острове.

В своем произведении Мор придавал большое значение вопросам воспитания. Английский мыслитель полагал, что детям, независимо от пола и социального происхождения, необходимо давать равное общественное воспитание и первоначальное обучение. Преподавание должно вестись на родном языке, а основными школьными предметами являлись: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика и естествознание. В обучении должны широко применяться наглядные пособия.

Система физического воспитания была заимствована Мором из Древней Греции, целью которой было развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений.

Мор уделял большое внимание подготовке молодого поколения к трудовой деятельности. Он одним из первых высказал мысль о соединении теоретического образования с трудом. Основой трудового воспитания было земледелие, которое изучалось в школах теоретически, а на полях – практически. Кроме земледелия, каждый «утопиец» обязан был обучиться, по крайней мере, одному ремеслу еще в детском возрасте.

Умственный труд, считался одним из величайших благ и наслаждений. Наукой должны заниматься, по мнению Мора, наиболее одаренные, освобожденные от физического труда. В свободное время «утопийцы», как взрослые, так и дети, должны заниматься своим самообразованием, посещая музеи и библиотеки. Совершенствуясь и самообразовываясь, даже самые простые граждане, по мнению Мора, могли быть переведены в число ученых.

Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, равного образования мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, требовал обучения на родном языке, на метил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание.

Источник

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ТОМАСА МОРА (1478—1535)

Основное произведение — Золотая книга, столь же полезная, как за­бавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии.

Социалист-утопист;выступал против частной собственности, отмена которой, по его мнению, приведет ко всеобщему равенству.

Право на обучение

Язык преподавания и круг учебных предметов

Всеобщее, равное общественное воспитание и первоначальное обучение. Учатся не только дети, но и взрослые.

Преподавание ведется на родном языке.Основ­ные школьные предметы: чтение, письмо, ариф­метика, геометрия, астрономия, музыка, диалек­тика, естествознание, теоретическое земледе­лие. В обучении широко применяются нагляд­ность и экскурсии.

Заимствование афинской системы. Развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений.

Детей учат нравственности и добродетели, кото­рые послужат оплотом государству.

Основа воспитания — земледелие, которое изу­чается в школах теоретически, на полях — прак­тически: соединение обучения с производи­тельным трудом.Кроме земледелия каждый обязан обучаться, по крайней мере, одному ре­меслу еще в детском возрасте.

Занятия им взрослым населением в свободное время и для повышения уровня своих знаний. Наукой занимаются наиболее одаренные, осво­бождаемые от физического труда.

Большое число библиотек и музеев, в которых люди занимаются самообразованием. Получив­шие таким образом глубокие познания становят­ся учеными.

50

МИШЕЛЬ ДЕ МОНТЕНЬ (1533—1592)

«Монтень первый ясно выразил мысль о свободе воспитания»

Краткая

Биография.

Основные

Труды

Педагогические взгляды

Родился 28 февраля в богатой, просвещен­ной купечес­кой семье. Получил блестящее образова­ние, много путешество­вал.

В1580-1588 гг.

написал свой основ­ной труд.

Бордосского парламента, затем мэром г. Бордо.

Монтеня отличал философс­кий скепти­цизм.

Опыты — трехтомный труд, в который вошли размышле­ния филосо­фа о разных областях человечес­кого бытия;

Цель образования— «знание себя, а также того, что может на­учить хорошо умереть и хорошо жить», выработка собственных убеждений. «При правильном употреблении знание является са­мым благородным и могущественным достижением людей». Ратовал за науку,которая «изучает не книги, а вещи», за полез­ное в жизни образование.

Резко критиковал схоластическую систему обучения.Высту­пал против схоластикии ее обновленных вариантов: «Что за толк в людях, у которых память достаточно полна, а суждения совер­шенно пустые?». Основной порок существовавшей в его время шко­лы он видел в игнорировании задачи развития мысли уч-ся, господ­стве вербализма, бессмысленном начетничестве, буквоедстве, за­поминании слов вместо изучения сущности вещей: «Знать наи­зустьеще не значит знать».

Считал,что образованиедолжно прежде всего развивать умуча­щихся, воспитывать в детях привычку к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам. Люди и животные — дети одной матери Природы. Необходимо при­виватьдетям бережное отношение ко всему живому. Познание осуществляется через чувства,важна роль опыта. Главная задачаобразования и воспитания — обретение мораль­ных качеств.

Огромное значениепридавал воспитанию гражданских чувств.Прежде всего надо постараться пробудить в ребенке желание быть верноподданным, беззаветно преданным и беззаветно храбрым слугой своего Отечества.

Главный враг — узость кругозора.Надо «общаться с миром», встречаться с другими людьми, в том числе и с простолюдинами, ездить в чужие края.

Программа теоретического образованиявключает физику, гео­метрию, историю, в последней надо научиться судить о явлениях и датах.

Большое внимание надо уделять физическому воспитаниюи иг­рам.

Выступает против жестокостисредневековой школы. «В школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям». Моральные качества учителягораздо важнеепри его работе с детьми, чем ум.

Выдвигал принцип свободы совести и религиозной терпимо­сти.Негодовал по поводу навязывания религиозных взглядов си­лой. По его мнению, религией люди пользуются для удовлетворе­ния своих самых низменных страстей. Стремился отделить философию от теологии. Считал,что образование «повредит естественным прелестям женщины».

51

ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568—1639)

Общие взгляды и идеи

Основные идеи произ­ведения Город Солнца

Система управления в Городе Солнца

27 лет находился в тюрьме как бунтарь и еретик. В тюрьме написал свое основное произведение Город Солнца. По взгля­дам: социалист-утопист, мечтавший о создании мирового госу­дарства экономического и политического равенства, которое дол­жно устранить все конфликты между людьми и установить мир и счастье на Земле.

Город Солнца— идеальное государство, где нет частной соб­ственности, где все одинаково трудятся, имеют все возможности заниматься науками и искусствами. Значительное место в жизни города занимают проблемы воспитания детей, т. к. основа обще­ственного блага — забота об улучшении «породы людей».

Метафизик(верховный правитель)

Мощь
Любовь

Мудрость

Война

наблюдение за дето­рождением, забота о хорошем потомстве

Система воспитания

Воспитание носит полностью общественный характер и одинако­во для всех граждан государства. Семья уступает функцию воспи­тания детей, которых растят спец. служащие по утвержденному распорядку. Воспитание должно быть организовано так, чтобы дети развивали все свои силы и способности. Благодаря правильному воспитанию жители города отличаются здоровьем и привлекатель­ностью.

Большое внимание уделяется умственному развитию, которое дол­жно сочетаться с физическим и нравственно-эстетическим воспи­танием, с участием детей в труде, с обучением различным профес­сиям.

Все первоначальное обучение детей основано на наглядности: вещи и явления изображены на стенах города «превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности, отража­ющей все науки. »

Девочки и мальчики обучаются совместно. Со второго и до третье­го года дети учатся говорить и учат азбуку (следят за ними четыре старца). Затем — обучение гимнастике, бегу, метанию диска. Де­тей водят в мастерские с целью выявить наклонности и обучают ремеслам. С 7 до 10 лет добавляется изучение естественных наук, с 10 лет — математики, медицины и Др. наук. Все воспитываются в духе религии и вправе выбирать любую конфессию.

Все дети участвуют в общественно-полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с ору­диями труда, работают вместе со взрослыми.

52

ПЕДАГОГИКА РЕФОРМАЦИИ

В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое эбщественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Ведущим принципом Реформации был прин­цип «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом. Его сторонники стремились переместить в центр воспитания человечес­кую личность, приобщить воспитанников к национальной культуре, язы­ку, литературе, поощряли светскую образованность. Наиболее яркие пред­ставители: Томас Мюнцер (1490—1525), Жан Кальвин (1509—1564), Матю-рен Кардьер (1479—1564), Уильям Тиндель (1484—1536), Мартин Лютер : 1483—1546), Филипп Меланхтон (1497—1560) и др.

МАРТИН ЛЮТЕР (1483—1546)

Основные этапы жизни и работы Цель, методы и средства воспитания Организация и содержание образования
Глава бюргерской Реформации в Германии, основа­тель немецкого протестантизма (лютеранства). Получил образование в Эрфуртском универси­тете. Был монахом авгус-тинского монастыря. С 1512 г.являлся профессором теоло­гии в Виттенбергском университете. Работы К христианскому дворянству немецкой нации; К бургомистрам и членам городских советов всех городов Германии; Проповеди о том, что детей надо посылать в школы. Автор катехизиса, который в течение нескольких столетий был главной книгой для чтения в народной школе, и сборника песнопений. Образование — средство для того, чтобы стать «госпо­дами на земле». Воспитание в целом — средство к тому, чтобы стать истин­ным христианином. Самостоятельное чтение Библии (без посредника в лице представителей духовенства) и значит, обязательное владе­ние грамотой — нравственное дело каждого верующего. Родители и учителя должны уважать личностьребенка, быть терпимыми и чуткими. Нельзя баловать детей. Наказаниядолжны быть сведены к минимуму,но отка­зываться совсем от них нельзя. Преподавание на родном языке. Не заучивание наи­зусть, а запоминание понятого материала. Создание городских бес­платных начальных школ для всех детей. Выступал за открытие новых школ повышенного типа для проповедников, юристов, медиков и перестройки работы университетов в духе своего учения. Обучение должно быть равнымкак для мальчиков, так и для девочек. (Женщина должна обучаться, чтобы стать хорошей матерью, дать правильное образование своим детям.) Осуществление религиозно­го воспитанияпутем чтения «Священного Писания» на родном языке. Обязательными учебными предметамисчитал родной язык, историю, математику, пение. Основой образованности считал знание древних языков. Призывал заботиться о физическом развитии детей. Критически относился к изучению схоластической философии.

ПЕДАГОГИКА КОНТРРЕФОРМАЦИИИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Система воспитания, разработанная педагогами католического ордена иезу­итов (Общество Иисуса, основано в 1534 г. И. Лойолой).

Источник

Читайте также:  Глубина черного моря летом
Оцените статью