Томас Мор
Одним из тех, кто оставил след в истории школы и педагогики Возрождения был Томас Мор, английский гуманист, государственный деятель и писатель. Выходец из семьи лондонского юриста, он получил великолепное образование. Отличался редкой начитанностью, особенно его, привлекали греческие и латинские авторы. Благодаря уму, честности и неподкупности Томас Мор стал сначала главой английского парламента, а потом лорд-канцлером Англии – фактически вторым человеком в стране после короля. Король Генрих VIII осыпал Мора милостями и высоко ценил его. Но когда Генрих VIII, вопреки закону, развелся с законной женой и женился на Анне Болейн, а потом объявил себя главой Английской церкви, Томас Мор, будучи католиком и отстаивая идею единства христианского мира, отказался присягнуть королю как новому главе англиканской церкви. Томас Мор считал, что все равны перед законом, и даже король не вправе нарушать его. По требованию короля Томас Мор был обвинен в государственной измене и отдан под суд. Он не отрекся от своих убеждений и был казнен в Тауэре. Главным творением Томаса Мора, обессмертившим своего создателя, стала его «Золотая книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). В переводе с греческого «топос» — «место», «у» отрицание «нет». То есть место, которого нет. Слово «утопия» вошло в употребление во многие языки и означает неосуществимую мечту, фантазию. В этом романе описана несуществующая страна, в которой нет частной собственности, введено равенство потребления, существует совместное владение всеми благами, а производительный труд обязателен для всех членов общества. Наиболее тягостные и принудительные работы выполняют рабы и преступники, которых освободили от смертной казни. Политический строй Утопии основан на принципах старшинства и выборности. Эта книга написана в форме диалога, в котором принимаются и отвергаются официальные политические воззрения. В первой части работы дается критика английского политического устройства, во второй описывается жизнь на вымышленном острове. В своем произведении Мор придавал большое значение вопросам воспитания. Английский мыслитель полагал, что детям, независимо от пола и социального происхождения, необходимо давать равное общественное воспитание и первоначальное обучение. Преподавание должно вестись на родном языке, а основными школьными предметами являлись: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика и естествознание. В обучении должны широко применяться наглядные пособия. Система физического воспитания была заимствована Мором из Древней Греции, целью которой было развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений. Мор уделял большое внимание подготовке молодого поколения к трудовой деятельности. Он одним из первых высказал мысль о соединении теоретического образования с трудом. Основой трудового воспитания было земледелие, которое изучалось в школах теоретически, а на полях – практически. Кроме земледелия, каждый «утопиец» обязан был обучиться, по крайней мере, одному ремеслу еще в детском возрасте. Умственный труд, считался одним из величайших благ и наслаждений. Наукой должны заниматься, по мнению Мора, наиболее одаренные, освобожденные от физического труда. В свободное время «утопийцы», как взрослые, так и дети, должны заниматься своим самообразованием, посещая музеи и библиотеки. Совершенствуясь и самообразовываясь, даже самые простые граждане, по мнению Мора, могли быть переведены в число ученых. Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, равного образования мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, требовал обучения на родном языке, на метил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание. Источник ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ТОМАСА МОРА (1478—1535)Основное произведение — Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии. Социалист-утопист;выступал против частной собственности, отмена которой, по его мнению, приведет ко всеобщему равенству. Язык преподавания и круг учебных предметов Всеобщее, равное общественное воспитание и первоначальное обучение. Учатся не только дети, но и взрослые. Преподавание ведется на родном языке.Основные школьные предметы: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание, теоретическое земледелие. В обучении широко применяются наглядность и экскурсии. Заимствование афинской системы. Развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений. Детей учат нравственности и добродетели, которые послужат оплотом государству. Основа воспитания — земледелие, которое изучается в школах теоретически, на полях — практически: соединение обучения с производительным трудом.Кроме земледелия каждый обязан обучаться, по крайней мере, одному ремеслу еще в детском возрасте. Занятия им взрослым населением в свободное время и для повышения уровня своих знаний. Наукой занимаются наиболее одаренные, освобождаемые от физического труда. Большое число библиотек и музеев, в которых люди занимаются самообразованием. Получившие таким образом глубокие познания становятся учеными. «Монтень первый ясно выразил мысль о свободе воспитания» Биография. Основные Труды Педагогические взгляды В1580-1588 гг. написал свой основной труд. Бордосского парламента, затем мэром г. Бордо. Монтеня отличал философский скептицизм. Опыты — трехтомный труд, в который вошли размышления философа о разных областях человеческого бытия; Цель образования— «знание себя, а также того, что может научить хорошо умереть и хорошо жить», выработка собственных убеждений. «При правильном употреблении знание является самым благородным и могущественным достижением людей». Ратовал за науку,которая «изучает не книги, а вещи», за полезное в жизни образование. Резко критиковал схоластическую систему обучения.Выступал против схоластикии ее обновленных вариантов: «Что за толк в людях, у которых память достаточно полна, а суждения совершенно пустые?». Основной порок существовавшей в его время школы он видел в игнорировании задачи развития мысли уч-ся, господстве вербализма, бессмысленном начетничестве, буквоедстве, запоминании слов вместо изучения сущности вещей: «Знать наизусть — еще не значит знать». Считал,что образованиедолжно прежде всего развивать умучащихся, воспитывать в детях привычку к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам. Люди и животные — дети одной матери Природы. Необходимо прививатьдетям бережное отношение ко всему живому. Познание осуществляется через чувства,важна роль опыта. Главная задачаобразования и воспитания — обретение моральных качеств. Огромное значениепридавал воспитанию гражданских чувств.Прежде всего надо постараться пробудить в ребенке желание быть верноподданным, беззаветно преданным и беззаветно храбрым слугой своего Отечества. Главный враг — узость кругозора.Надо «общаться с миром», встречаться с другими людьми, в том числе и с простолюдинами, ездить в чужие края. Программа теоретического образованиявключает физику, геометрию, историю, в последней надо научиться судить о явлениях и датах. Большое внимание надо уделять физическому воспитаниюи играм. Выступает против жестокостисредневековой школы. «В школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям». Моральные качества учителягораздо важнеепри его работе с детьми, чем ум. Выдвигал принцип свободы совести и религиозной терпимости.Негодовал по поводу навязывания религиозных взглядов силой. По его мнению, религией люди пользуются для удовлетворения своих самых низменных страстей. Стремился отделить философию от теологии. Считал,что образование «повредит естественным прелестям женщины». ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568—1639) Основные идеи произведения Город Солнца Система управления в Городе Солнца 27 лет находился в тюрьме как бунтарь и еретик. В тюрьме написал свое основное произведение Город Солнца. По взглядам: социалист-утопист, мечтавший о создании мирового государства экономического и политического равенства, которое должно устранить все конфликты между людьми и установить мир и счастье на Земле. Город Солнца— идеальное государство, где нет частной собственности, где все одинаково трудятся, имеют все возможности заниматься науками и искусствами. Значительное место в жизни города занимают проблемы воспитания детей, т. к. основа общественного блага — забота об улучшении «породы людей». Метафизик(верховный правитель)
наблюдение за деторождением, забота о хорошем потомстве Воспитание носит полностью общественный характер и одинаково для всех граждан государства. Семья уступает функцию воспитания детей, которых растят спец. служащие по утвержденному распорядку. Воспитание должно быть организовано так, чтобы дети развивали все свои силы и способности. Благодаря правильному воспитанию жители города отличаются здоровьем и привлекательностью. Большое внимание уделяется умственному развитию, которое должно сочетаться с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием, с участием детей в труде, с обучением различным профессиям. Все первоначальное обучение детей основано на наглядности: вещи и явления изображены на стенах города «превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности, отражающей все науки. » Девочки и мальчики обучаются совместно. Со второго и до третьего года дети учатся говорить и учат азбуку (следят за ними четыре старца). Затем — обучение гимнастике, бегу, метанию диска. Детей водят в мастерские с целью выявить наклонности и обучают ремеслам. С 7 до 10 лет добавляется изучение естественных наук, с 10 лет — математики, медицины и Др. наук. Все воспитываются в духе религии и вправе выбирать любую конфессию. Все дети участвуют в общественно-полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми. В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое эбщественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Ведущим принципом Реформации был принцип «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом. Его сторонники стремились переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщить воспитанников к национальной культуре, языку, литературе, поощряли светскую образованность. Наиболее яркие представители: Томас Мюнцер (1490—1525), Жан Кальвин (1509—1564), Матю-рен Кардьер (1479—1564), Уильям Тиндель (1484—1536), Мартин Лютер : 1483—1546), Филипп Меланхтон (1497—1560) и др. МАРТИН ЛЮТЕР (1483—1546)
ПЕДАГОГИКА КОНТРРЕФОРМАЦИИИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Система воспитания, разработанная педагогами католического ордена иезуитов (Общество Иисуса, основано в 1534 г. И. Лойолой). Источник |