Томас мор или гоббс

ТОМАС МОР (1478–1535)

ТОМАС МОР (1478–1535)

Томас Мор родился в семье известного лондонского юриста, королевского судьи. После двух лет учебы в Оксфордском университете, Томас Мор, по настоянию отца, закончил юридическую школу и стал адвокатом. Со временем Мор приобрел известность и был избран в английский парламент.

В начале XVI века Томас Мор сближается с кружком гуманистов Джона Колета, в котором знакомится с Эразмом Роттердамским. Впоследствии Мора и Эразма связывала тесная дружба.

Под влиянием друзей-гуманистов формируется и мировоззрение самого Томаса Мора — он начинает изучать труды античных мыслителей, выучив греческий язык, занимается переводами античной литературы.

Не оставляя литературных трудов, Томас Мор продолжает свою политическую деятельность — он был шерифом Лондона, председателем палаты общин английского парламента, получил рыцарское звание. В 1529 году Мор занял высший государственный пост в Англии — стал лордом-канцлером.

Но в начале 30-х годов XVI века положение Мора резко изменилось. Английский король Генрих VIII решил осуществить в стране церковную реформу и встать во главе церкви. Томас Мор отказался присягнуть королю как новому главе церкви, покинул пост лорда-канцлера, но был обвинен в государственной измене и в 1532 году заточен в Тауэр. Через три года Томас Мор был казнен.

В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515–1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Уже при жизни это сочинение, кратко называемое «Утопией», принесло Мору всемирную славу. Само слово «Утопия» придумано Томасом Мором, составившем его из двух греческих слов: «оu» «не» и «topos» — «место». Буквально «Утопия» означает «место, которого нет» и недаром сам Мор переводил слово «Утопия» как «Нигдея».

Читайте также:  Кто был английский мореплаватель исследователь южных морей

В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире.

Книга написана в форме бесед между путешественником-философом Рафаэлем Гитлодеем, самим Томасом Мором и нидерландским гуманистом Петром Эгидием. Повествование состоит из двух частей. В первой части Рафаэль Гитлодей высказывает свое критическое мнение об увиденном им современном положении в Англии. Во второй, написанной, кстати, раньше первой, — Рафаэль Гитлодей излагает своим собеседникам утопийский образ жизни.

Уже давно замечено, да этого не скрывает и сам автор, что «Утопия» задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского «Государства» — как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, так как его представляли себе гуманисты XVI столетия. Поэтому вполне понятно, что в «Утопии» можно найти определенный синтез религиозно-философских и социально-политических взглядов Платона, стоиков, эпикурейцев с учениями самих гуманистов и прежде всего с «философией Христа».

Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном обществе в одном — общество должно быть построено на принципе справедливости, который недостижим в реальном мире. Рафаэль Гитлодей обличал своих современников: «Разве что ты сочтешь справедливым, когда все самое лучшее достается самым плохим людям, или посчитаешь удачным, когда все распределяется между совсем немногими, да и они живут отнюдь не благополучно, а прочие же вовсе несчастны».

Утопийцам же удалось создать государство, построенное на принципах справедливости. И недаром Гитлодей с восхищением описывает «мудрейшие и святейшие установления утопийцев, которые весьма успешно управляют государством с помощью весьма малочисленных законов; и добродетель там в цене, и при равенстве всем всего хватает».

Как возможно существование общества справедливости? Томас Мор обращается к идеям Платона и устами своего героя заявляет: «Для общественного благополучия имеется один-единственный путь — объявить во всем равенство». Равенство предполагается во всех сферах — в хозяйственной, социальной, политической, духовной и т. д. Но прежде всего в имущественной сфере-в Утопии отменена частная собственность.

Именно отсутствие частной собственности, по мнению Томаса Мора, создает условия для рождения общества всеобщей справедливости: «Здесь, где все принадлежит всем, ни у кого нет сомнения, что ни один отдельный человек ни в чем не будет иметь нужды, если только он позаботится о том, чтобы были полны общественные житницы». Более того, «оттого что здесь нет скаредного распределения добра, нет ни одного бедного, ни одного нищего». И — «хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты».

В том же ряду стоит и тезис Томаса Мора о вреде денег — деньги в Утопии также отменены и, следовательно, исчезли все отрицательные моменты, порождаемые деньгами: жажда наживы, скаредность, стремление к роскоши и т. д.

Однако устранение частной собственности и денег не является для Томаса Мора самоцелью — это всего лишь средство для того, чтобы общественные условия жизни предоставили возможность развитию человеческой личности. Более того, сам факт добровольного согласия утопийцев жить без частной собственности и денег связан прежде всего с высокими нравственными качествами жителей острова.

Рафаэль Гитлодей описывает утопийцев в полном соответствии с теми идеалами гармонически развитой личности, которые вдохновляли мыслителей Эпохи Возрождения. Все утопийцы — это высокообразованные, культурные люди, которые умеют и любят трудиться, сочетая физический труд с умственным. Будучи самым серьезным образом озабочены идеями общественного блага, они не забывают заниматься собственными телесным и духовным развитием.

В Утопии, по убеждению Томаса Мора, царит полная веротерпимость. На самом острове мирно сосуществуют несколько религий, при этом никто не имеет право вести споры по религиозным вопросам, ибо это расценивается как государственное преступление. Мирное сосуществование разных религиозных общин связано с тем, что постепенно на острове распространяется вера в Единого Бога, которое утопийцы называют Митрой.

В этом смысле на Мора несомненное влияние оказало учение Марсилио Фичино о «всеобщей религии». Но в то же время Томас Мор идет и дальше Фичино, ибо напрямую связывает идею Единого Бога с пантеистической идеей Божественной природы: «При том, что в Утопии не у всех одна и та же религия, все ее виды, несмотря на их разнообразие и множество, неодинаковыми путями как бы стекаются к единой цели — к почитанию Божественной природы». И пантеизм выражен Мором с наибольшей силой из всех предшествующих гуманистов.

Религиозные убеждения утопийцев гармонично сочетаются с их великолепным знанием светских наук, в первую очередь, философии: «…Никогда они не говорят о счастье, чтобы не соединить с ним некоторые начала, взятые о религии, а также философии, использующей доводы разума, без этого, они полагают, само по себе исследование истинного счастья будет слабым и бессильным». Причем удивительным образом философские учения утопийцев в точности похожи на учения гуманистов, хотя, как известно, остров Утопия никак не связан с другой землей.

Религиозно-философские воззрения утопийцев в сочетании с принципами равенства создают условия для высокого уровня развития нравственных начал на острове. Рассказывая о добродетелях жителей Утопии, Томас Мор, устами Рафаэля Гитлодея, излагает опять же гуманистическую «апологию наслаждения». Ведь в понимании гуманистов сами человеческие добродетели были напрямую связаны с духовными и телесными наслаждениями.

По сути дела, Утопия — это гуманистический образ совершенного общежития. В этом образе гармонично сочетаются торжество индивидуального с общественными интересами, ибо само общество и создано для того, чтобы дать возможноть расцветать человеческим талантам. В то же время, каждый утопией прекрасно понимает — его благополучие и духовная свобода напрямую связаны с тем общественным строем всеобщей справедливости, который установлен на Утопии.

Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т. д., стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об «идеальном государстве».

Читайте также

32. Гоббс, Томас

32. Гоббс, Томас Английский философ семнадцатого столетия. Отстаивал теорию общественного договора, позволявшую ему пропагандировать абсолютную монархию — такую форму власти, которую он сам именовал Левиафаном. Так же называется и самое знаменитое из его произведений.

ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН

ТОМАС ПЕЙН

ТОМАС КУПЕР

Верфель, Томас Манн

Верфель, Томас Манн Р. К. Томас Манн в «Возникновении доктора Фауста» («Die Entstehung des Doktor Faustus», 1949) упоминает о вечере у Франца Верфеля в августе 1943 г., где, по его словам, вы говорили о Шёнберге. Помните ли вы этот случай?И. С. Думаю, что да, и мне помнится, я высказал мнение о том,

Томас Гоббс

Томас Гоббс 1588–1679Левиафан1651Томас Гоббс родился в Вестпорте, местечке близ Мальмсбери, на юге Англии. В 1608 году он окончил Оксфордский университет, где получил блестящее классическое образование. Молодой философ поступил на службу к герцогам Девонширским. Этой службе

Томас Карлейль Этика жизни

Томас Карлейль Этика жизни Предисловие Труды английского историка, философа и публициста Томаса Карлейля, который, безусловно, является одним из самых выдающихся мыслителей человечества, сейчас, к сожалению, знакомы только узкому кругу специалистов. А в конце XIX начале

3. Томас Гоббс

3. Томас Гоббс Гоббезий выдавался и прославился благодаря оригинальности своих взглядов. Он родился в Мальмесбери в 1588 г., умер в 1679 г.[255] и был воспитателем графа Девонширского. Будучи современником Кромвеля, он нашел в событиях того времени, в английской революции,

1. Томас Рид

1. Томас Рид Томас Рид, родившийся в 1710 г., был в Глазго профессором и умер там в 1796 г. Он выставил принцип общего всем людям чувства. Он подверг исследованию вопрос о том, каковы принципы познания, и его представление о них сводится к следующему. а. Существуют известные

Томас Гоббс

Томас Гоббс Следующим нашим персонажем будет Гоббс. Можно было и не о Гоббсе вначале говорить, а о Спинозе, но я хочу пояснить, почему кратко я расскажу вам сейчас о Гоббсе. Все дело в том, что дальнейшая история европейской философии во многом развивается под знаком

ТОМАС ГОББС (1588–1679)

ТОМАС ГОББС (1588–1679) Английский философ. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления. Природа — совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением. Государство, которое Гоббс уподобляет мифическому

Источник

Томас мор или гоббс

К.Ю. Милованов, старший научный сотрудник Центра истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», кандидат исторических наук

Томас Гоббс (5 апреля 1588 – 4 декабря 1679) – крупнейший европейский ученый, мыслитель, философ, правовед, религиовед, государствовед, создатель теории общественного договора, оказавший влияние на становление гражданского и патриотического воспитания.

Несмотря на масштабность своей личности, мастерство исследователя и ведущую (если не определяющую) роль в становлении науки Нового времени Т. Гоббс фигура крайне неоднозначная и противоречивая. Гоббс, еще при жизни критикуемый со стороны современников за свои философские и социальные взгляды, подвергаемый остракизму, перманентно подозреваемый в инакомыслии и крамоле, не раз попадавший в опалу при различных режимах: монархии Стюартов, Английской республике, протекторате Кромвеля. Его посмертная «слава» еще более печальна: ниспровергатель устоев, материалист, основоположник тоталитарного строя (наряду с Платоном), идеолог государственных репрессий и многое другое. В год юбилея перед нами стоит задача реабилитировать Т. Гоббса, показать его место и роль в формировании современного гуманитарного знания, ведущих философских и социальных теорий, целостного научного мировоззрения и глобальной политической архитектуры.

Биография. Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 г. в Уэстпорте (по другим данным в Малмсбери), в графстве Уилтшир (юго-западный регион Англии) в семье священника. С детства он воспитывался в семье богатого и просвещенного дяди, чьи взгляды на науку и образование предопредлили весь его дальнейший жизненный путь. Гоббс прекрасно знал античную литературу (римскую и греческую) и классические языки. В 1603-1608 гг. он обучался в Оксфордском университете. В год окончания университета Т. Гоббс поступил на службу к лорду Уильяму Кавендишу в качестве воспитателя его сына Уильяма. Благодаря этому он входит в круг интеллектуальной элиты островного королевства, знакомится с теоретиком английского театра и драматургом Б. Джонсоном, лордом Г. Чарберси, но самое главное – со своим великим учителем, основоположником новоевропейской науки Ф. Бэконом. В 1621-1626 гг. Т. Гоббс является ближайшим соратником и личным секретарем Бэкона. Во время путешествий по Европе Гоббс знакомится с крупнейшими умами своего времени: Г. Галилеем, П. Гассенди, Р. Декартом, И. Кеплером. После начала Английской революции Т. Гоббс покидает страну и переселяется на континент. В Париже ученый становится наставником принца Уэльского, будущего короля Карла II. В 1651 г. Гоббс возвращается в Лондон, где публикует знаменитого «Левиафана». После реставрации монархии Томас Гоббс не был забыт королем Карлом II Стюартом. Он был принят при дворе, стал получать пожизненную пенсию, был заказан его официальный портрет. Но научная критика и интерпретация текстов Священного Писания раздражали епископат, он был непонятен праздной придворной аристократии, пуритан пугала его абсолютизация государственной власти и обличение различных сект. Томас Гоббс до преклонных лет сохранял ясность ума, работоспособность и был физически крепким. Он скончался 4 декабря 1679 г. в возрасте 91 года. По воле своих покровителей Кавендишей, Гоббс был похоронен в церкви Святого Иоанна Крестителя прихода Олт Хакнолл, в графстве Дербишир.

Выдающийся ученый оставил после себя значительное научное наследие. Среди важнейших сочинений Т. Гоббса следует отметить: «Философские основания учения о гражданине» (1642) г., «Трактат о человеческой природе» (1650 г.), «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.), «Бегемот, или Долгий парламент» (1668 г.).

Философские взгляды. Томас Гоббс создал первую в Европе философскую теорию механицизма, которая соответствовала уровню развитию естественнонаучного знания той эпохи. Дискутируя с Р. Декартом, мыслитель решительно отвергал бытование обособленной мыслящей субстанции, убедительно доказывая, что мыслящая вещь является сугубо материальной. Т. Гоббс полагал, что геометрия и механика являются универсальными эталонами научного мышления и основой материалистического миропонимания. Философ считал, что Природа является совокупностью протяженных тел, котрые различаются между собой по величине, объему, фигуре, положению и вектору движения. Под движением Гоббс понимал перемещение различных форм материи, то есть трактовал его как явление механистическое. Чувственно-эмоциональные свойства вещей рассматриваются философом не как присущие им внутренние качества, а скорее как некие формы внешнего восприятия их существования. В своем материалистическом учении Т. Гоббс содержательно разграничивал следующие категории: протяженность (объективно присущую телам); пространство как образ, создаваемый разумом («фантазм»); объективно существующее движение тел и время как субъективную форму движения. Мыслитель выделял два ведущих метода научного познания: логическую дедукцию утилитарно-рационалистической «философской механики» и индукцию «эмпирической физики».

О гражданине и обществе. Актуальные тенденции интеллектуального поиска Нового времени получили в концентрированном виде яркое выражение в общественных взглядах Т. Гоббса. Он видел идеальный образец знания в науках, которые более или менее непосредственно связаны с практической стороной общественной жизни. В разгар Английской революции Т. Гоббс сформулировал важнейшую норму о свободном статусе гражданина, ставшую фундаментом передового общественного мировоззрения Нового времени. У Гоббса уже можно увидеть представление о совокупности прав и свобод, признаваемых за гражданином. Теория Т. Гоббса своим богатым идейным содержанием, отразившим искусное осмысление важнейших потребностей общественного развития, сыграла огромную роль в победе буржуазного строя в Англии. Существенное значение в учении Гоббса придается принципиальному противопоставлению естественного состояния состоянию гражданскому. В естественном состоянии нет общей власти, закона и справедливости, нет безопасности, отсутствуют также все формы собственности, идет «война всех против всех». В противоположность природно-чувственному содержанию теории естественного права человеческий дух, по мнению Т. Гоббса, изначально наделен естественными законами как непоколебимыми моральными установками. Здесь наиболее ярко проявилась идеалистическая сущность теории общественного договора с его априорным понятием неизменной человеческой природы. Английский мыслитель уверен, что люди не испытывают удовольствия от жизни в социуме и принудить их к этому способна лишь власть. Т. Гоббс считал, что «необходимо прийти к согласию, которое строится на соглашении и общей власти» [5, с. 59]. Лишь разум может подсказать приемлемые условия для примирения. Эти нормы и являются, по Гоббсу, естественными законами. Согласно мыслителю, естественное право есть свобода всякого человека использовать собственные силы для сохранения жизни, а, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого [4, с. 89]. Т. Гоббс утверждал, что общественная жизнь никоим образом не совпадает с государственной, а между законом и правом существуют значительные различия, ибо право состоит в свободе делать или не делать что-то определенное, а закон обязывает к тому или другому.

Учение о государстве. Государство Гоббс представлял себе как большой механизм, образовавшийся в результате бурного движения, конкурентной борьбы, противоречий и столкновения человеческих стремлений и страстей. В своем учении он делает попытку препарировать такое сложное целое, как государство, на его отдельные составляющие, а последние объяснить простыми законами природы. Гоббс приходит к мысли о необходимости различать два состояния человеческого общества – естественное и гражданское. Учрежденное по добровольному соглашению государство называется политическим, или основанным на договорном установлении. Что касается понятия «политическое государство», то оно впоследствии получило широкое распространение в просветительской литературе – в трудах Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо [9; 10]. Идея договорного происхождения государства явилась существенной предпосылкой в конструировании правовой государственности [7; 8].

Мыслитель полагал, что «тот, кому вручена верховная власть, не связан ни гражданским законом, ни кем бы то ни было из граждан» [1, с. 351]. Т. Гоббс был убежденным сторонником принципа твердой руки в управлении государством и противником умеренной формы правления, но он уже был идеологом не монархии эпохи феодализма, а буржуазного строя. Его основная идея не монархический принцип как таковой, а неограниченность государственной власти независимо от формы правления [12, с. 59]. Абсолютную и ничем неограниченную власть мыслитель распространяет не только на поведение индивида, но и на его воззрения – религиозные, этические и политические. Томас Гоббс полагает, что государство должно быть основным посредником в вопросе о толковании Священного Писания, придавая ему первостепенное идеологическое значение. Английский мыслитель требовал «правильного» толкования Библии и религиозной догматики исключительно в интересах государственной власти, жестко пресекая любые поводы для несогласия. Церковную власть Гоббс также подчиняет светской власти. Даже если распоряжения власти противоречат религиозным догмам, верующий должен беспрекословно повиноваться законам государства. Философ полагал, что любое «учение, противодействующее миру, не может в большей мере быть истинным, чем мир и согласие – направленными против естественного закона» [4, с. 124].

В своих работах – «О гражданине», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» и «Бегемот, или Долгий парламент» мыслитель излагает концепцию построения образцового государства. Трактат «Левиафан», содержавший полное и систематическое изложение социально-политической теории Гоббса и ее философское обоснование, был задуман как апологетика государственной власти. Этому полностью отвечало уподобление государства Левиафану – библейскому чудовищу [6, с. 143]. Несмотря на такую достаточно традиционную для того времени интерпретацию государственной власти, было сделано главное – появилась идея о договорной природе государства. Аналогия государства с Левиафаном стала со временем популярной и порою занимала место определения государственной власти. В «Бегемоте» Гоббс обрушивается на парламентский строй, политические партии, которые он отождествляет с опасными сектами и требует сократить парламентские сессии до минимума необходимого для одобрения законов. Он обвиняет членов парламента в «унижении» (то есть ограничении) государственной власти, показывает их смутьянами и политиканами [2, с. 704].

Гоббс выступал как последовательный противник любых форм гражданского неповиновения, революций и гражданских войн. Мыслитель был против разделения властей, конкурентной политической борьбы, партий, постоянного парламента, считая само его существование покушением на полноту государственной власти. Вместе с тем, Т. Гоббс положил начало созданию продуктивной модели правового государства, впоследствии развитой Дж. Локком и другими европейскими просветителями [11].

Законы семейного воспитания. В отличие от предшествующей философской и педагогической мысли (как западной, так и восточной) Т. Гоббс никогда не отождествлял семью с обществом и государством, и не распространял законы семьи на социум и на политическую систему. Например, если у Конфуция: император – отец, все подданные – дети, а государство – семья, то у Гоббса семья это слепок политической организации – своеобразное микрогосударство со всеми его управленческими нормами. Таким образом, для Т. Гоббса семья представляет собой систему господства и подчинения в миниатюре. В семье за влияние на ребенка борются две конкурирующих силы: отец и мать. Так, появившийся на свет младенец немедленно попадает «под власть матери прежде, чем под власть кого бы то ни было другого, так что она по праву может воспитывать его и распоряжаться им по своему усмотрению» [3, с. 129]. Если отец является не только формальным, но и фактическим главой семейства, то власть над ребенком и ответственность за него (до его взросления) находится в его руках. Отец и мать воспитывают отпрыска, с детства формируют его привычки, закладывают определенные поведенческие и нравственные нормы. Если для реалий естественного состояния власть матери над ребенком представляется Гоббсу допустимой (поскольку идет конкурентная борьба между мужем и женой), то для государственного (гражданского) состояния такое явление немыслимо. Так как, после заключения общественного договора отцы становятся основателями нового строя, то их власть распространяется и на семью. В этих условиях дети «подчиняются власти отца, потому что во всех государствах, установленных отцами, а не матерями семейства, домашняя власть принадлежит мужу» [3, с. 131].

Значение для науки. Историческое значение философского учения Томаса Гоббса велико. Он был одним из родоначальников европейской науки Нового времени. Затронутые мыслителем важнейшие философские, общественные и политические проблемы получили свое дальнейшее развитие в трудах философов эпохи Просвещения. В его учении коренились важнейшие элементы материалистического понимания и научной трактовки социальных явлений. Т. Гоббс сыграл значительную роль в становлении правовой государственности, сформулировал понятия верховенства права и государственного суверенитета, оказав тем самым существенное воздействие на последующую политико-правовую традицию. Также ученый внес весомый вклад в развитие этики, истории религий, эмпирической и ассоциативной психологии.

Список использованной литературы

Источник

Оцените статью