Томас Мор, «Утопия» – краткое содержание с цитатами
«Утопия» Томаса Мора, краткое содержание которой приведено в этой статье, — знаменитое произведение английского писателя и юриста, чье название стало нарицательным для всего жанра. Книга была впервые издана в 1516 году. Ее полное название — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопия».
Первая книга
«Утопия» Томаса Мора, краткое содержание которой вы сейчас читаете, начинается со своеобразного вступления. Томас Мор пишет письмо своему другу Петру Эгидию, в котором просит прочесть свое произведение и подсказать ему, не упущены ли какие-то важные детали.
Повествование ведется от имени самого автора. Он приезжает во Фландрию в качестве посла, чтобы встретится с Петром. Там он знакомится с опытным мореплавателем Рафаилом, который только что вернулся из очередного путешествия.
Рафаил знает множество обычаев и законов, которые существуют в других странах. Рассказывает о тех, которые, по его мнению, можно было бы применить в европейском государстве. Петр советует мореплавателю применить свои знания, устроившись к государю советником. Но Рафаил категорически против. Он считает, что цари слишком много внимания уделяют военному делу, стремясь приобрести новые земли, вместо того, чтобы заботиться об уже имеющихся.
При этом те советники, которые у них есть, как правило, поддерживают владыку, чтобы не уронить свое имя и не впасть в немилость. Рафаил же категорически осуждает войну, считая ее абсолютно бессмысленной. Его возмущает, что убийство и мелкое воровство наказывают одинаково — человека могут отправить на эшафот. При этом толстосумы блаженствуют в роскоши, а обычные люди много работая, нищенствуют, а это способствует развитию преступности.
Как стать успешным государством?
В «Утопии» Томаса Мора, краткое содержание которой перед вами, отмечается, что каждое государство стремится иметь сильную армию и неограниченное количество золотых запасов, которые необходимы для содержания войск. Война же агрессорам необходима только для того, чтобы дать солдатам опыт в бою.
Рафаил ведет себя как истинный философ, отмечая, что всегда хочет говорить только правду, поэтому он предпочитает воздержаться от государственных дел. При этом мореплаватель с удовольствием рассказывает о государстве, чьи нравы, обычаи и законы пришлись ему по душе больше всего.
Вторая книга
Вторая книга «Утопии» Томаса Мора, с кратким содержанием которой вы можете познакомиться в этой статье, начинается с описания вымышленного острова. Он назван Утопия в честь его основателя — Утопа.
На этом острове существуют 54 города. Везде одинаковые учреждения, нравы и законы. Это обязательное правило. Центральное поселение — город Амаурот. Все земли на острове поровну распределены между областями. А городские и сельские жители раз в два года меняются местами. В деревню постоянно приезжают те семьи, которые до этого еще не работали на земле.
Вокруг Амаурота огромный и глубокий ров, сам город окружен башнями и бойницами. Он выделяется красотой и чистотой. Возле каждого дома разбит сад, при этом частная собственность упразднена до такой степени, что раз в десять лет жители Утопии меняются домами. Кому где жить выбирают по жребию.
Из произведения Томаса Мора «Утопия», краткое содержание на брифли есть, но вы его можете найти и в этой статье, мы узнаем, как организована система управления. Каждыми тридцатью семьями руководит филарх, а над десятью филархами стоит протофиларх. Всего на острове 200 протофилархов, которые выбирают себе князя для руководства страной. Он правит на протяжении всей жизни. А вот на всех остальных должностях перемены происходят ежегодно.
Занятия утопийцев
В «Утопии» Томаса Мора, краткое содержание которой вы сейчас читаете, утверждается, что все утопийцы поголовно занимаются земледелием. В дополнение к этому у каждого есть какое-то свое уникальное ремесло, которое он передает детям и внукам по наследству.
При этом никого не заставляют заниматься чем-то определенным. Если ремесло, которое культивируется в его семье, ему не по душе, его переводят в семейство с нужным ему занятием.
Рабочий день на острове Утопия продолжается шесть часов. Все остальное время его жители посвящают изучению наук или домашним делам. Те, кто проявляет в науках особое усердие, выдвигается в разряд ученых. Только из этих людей выбирают представителей духовенства, дипломатов, послов и руководителей государства.
Быт жителей острова
В книге «Утопия» Томаса Мора, краткое содержание которой вы сейчас читаете, описывается, что во время работы все жители острова одеваются в шкуры. А на улицы выходят в плащах. При этом их цвет и крой у всех одинаков. Каждому выдается ровно одно платье на два года. В семье все слушаются старейшего.
Когда выясняется, что город перенаселен, то часть граждан отправляют в колонию, то же самое происходит в обратном случае. В центральной части каждого города расположен рынок. На него свозятся все товары и продовольствие. В любой день каждый желающий может взять себе все, что ему заблагорассудится. Всего и так в изобилии. Во дворцах регулярно проводятся общественные ужины и обеды.
Переезжать из города в город жители Утопии могут только с разрешения траниборов и сифогрантов. За самоволие в этом вопрос им грозит суровое наказание, а в случае повторного нарушения даже рабство.
Деньги и товары
В книге Томаса Мора «Утопия», читать краткое содержание вы можете в этой статье, описывается, что на острове есть все необходимое в нужном количестве и даже в избытке. Часть даже отдают малоимущим в другие страны, а остальное продают.
Деньги утопийцы применяют только во внешней политике, их они берегут на случай войны. При этом драгоценные металлы, например, золото и серебро, презирают. Из них делают кандалы, в которые заковывают рабов, а сами ими вообще не пользуются. В драгоценные камни играют дети, пока остаются маленькими. Повзрослев, они их оставляют.
Больших высот и успехов жители острова добились в искусствах и науках. Когда к ним приезжают в гости жители других государств, те подробно и детально знакомятся с их научными достижениями и культурой. Быстро все осваивают и развивают на своей территории.
В «Утопии» Томаса Мора, краткое содержание по главам есть в этой статье, утверждается, что вся жизнь жителей острова наполнена удовольствиями для тела и духа, а также добродетелями. Все отношения построены на справедливости и честности, во главу угла ставится помощь больным и немощным. Одно из главных удовольствий для утопийцев — здоровье. В тоже время они ценят силу, красоту и проворство.
Рабство в Утопии
В тоже время на острове существует рабство. В него обращают жителей острова, совершивших какие-либо позорные деяния, либо приговоренных к казни представителей других народов, оказавшихся в Утопии. Один из основных принципов состоит в том, что труд рабов приносит больше пользы, чем их казнь.
Тяжелобольные граждане редко решаются на самоубийства, потому что жизнь для них — основное удовольствие. Такой поступок здесь все считают большим грехом. Строго карается и супружеская измена.
Утопийцы хоть и копят деньги на возможную войну, но сами любое вооруженное противостояние считают недопустимым зверством. Для победы во внешних делах предпочитают использовать дипломатию и хитрость, часто подкупают приближенных государя-противника. Только когда эти методы не оказываются действенными, они решаются на военные сражения.
Войну Утопия ведет с помощью иноземных солдат, которым щедро платят. Собственные граждане назначаются на руководящие должности в армии. При этом Утопия готова не только защищаться на международной арене. Страна оставляет за собой право вступиться за угнетаемые народы, но только в том случае, если сражения будут происходить на чужих землях.
Религия
В Утопии все жители вольны выбирать любую религию. Запрещено кого-то насильственно обращать в ту или иную веру. Большинство поклоняется единому богу, которого зовут Митра. При этом никто не страшится смерти. В «Утопии» Томаса Мора, краткое содержание с цитатами есть в этой статье, говорят, что «новая, еще более счастливая жизнь сулит встречу с богом».
Так заканчивает свой рассказ о далеком идеальном государстве Рафаил.
Источник
Томас Мор. «Утопия»
Продолжаю тему утопии. Начало тут — жизнь без утопии
Утопии бывают позитивные и негативные. Негативные утопии часто называют антиутопиями (что не совсем верно, т.к. к негативным утопиям, кроме антиутопий, относятся ещё дистопии и какотопии).
Сегодня поговорим о позитивных. Вернее, об одной из них, которая и дала название жанру, а именно, о произведении Т.Мора «Утопия»
Кстати, в переводе с греческого «у-топус» — «не место», т.е. «место, которого нет». Но есть и другое мнение: произошла ошибка в транскрипции и на самом деле «утопия» — это «евтопия», «ев-топус» — «совершенное место».
Томас Мор (1478-1535)- английский юрист, политик, философ, писатель-гуманист.
Свой знаменитый труд «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» написал в 1516 г.
Томас Мор
В «Утопии» Мор от лица путешественника Рафаила описывает идеальное государство Утопию, живущее по правилам, совершенно отличным от правил, принятых в современных Мору государствах.
Книга состоит из двух неравных по объему частей: первая (меньшая) часть посвящена критике установленных в Англии, Франции и др. странах порядков, а вторая часть, собственно, описанию Утопии (логически это вполне оправдано: ведь прежде, чем описывать желаемый мир, надо показать, что тебя не устраивает в существующем). В самом таком построении книги уже проявляется черта всех утопий – противопоставление реального мира и утопического идеального мира.
Что же не устраивает Томаса Мора в современном ему мире? Если сказать общей фразой – крайне несправедливое его устройство. Мор жестко обличает эту несправедливость. Английская знать и духовенство погрязли в роскоши и пороках; крестьяне же, напротив, терпят нужду: их сгоняют с земель (чтобы забрать их пашни под выгодные пастбища для овец), и крестьянам ничего не остается делать, как просить милостыню или заниматься разбоем. Французское правительство вместо заботы о собственной стране и народе развязывает кровопролитные бессмысленные войны. Правители всех без исключения стран окружают себя льстивыми и угодливыми придворными, а люди умные и честные подвергаются гонениям. Судебные законы устроены так, что мера наказания не соответствует проступку (в частности, за кражу в Англии предусмотрена смертная казнь, тогда как человеческая жизнь для гуманиста Мора представляет высшую ценность и не может быть платой за украденную вещь).
Характерно, что описывая Англию или Францию Мор уделяет внимание только недостаткам, а, описывая страну Утопию, превозносит достоинства – в этом проявления утопической контрастности.
Основной причиной несправедливостей Мор видит частную собственность: «где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел». Соответственно, залог избавления от всех бед – общественная собственность; и в этом тоже проявляется характерная черта утопии – выбор и абсолютизация доминанты в качестве средства достижения утопического идеала.
Итак, в стране Утопии отсутствует частная собственность. Отсутствует там и эксплуатация (правда, там используется труд рабов – из числа отъявленных преступников). Большое значение придается труду: трудиться обязаны все, причем все поочередно занимаются земледелием, т.к. городские и сельские жители меняются местами — в этом находит одно из практических воплощений принцип всеобщего равенства. Этот принцип так важен для Мора, что он очень смело для своего времени затрагивает даже вопрос равенства полов, и, хоть нельзя сказать, что «утопийка» у него полностью равна «утопийцу», тем не менее, женщины имеют равные с мужчинами права на труд, отдых, образование (девочки учатся вместе с мальчиками), и, что меня особенно поразило, женщины даже могут быть священниками!
В вопросах равенства Мор иногда доходит до крайностей (по крайней мере, с точки зрения сегодняшнего дня): равенство превращается в безликость. Все города в Утопии практически одинаковы («кто узнает хотя бы один город, тот узнает все города Утопии»), одинаковы дома, одежда одного покроя, количество людей в городах, кварталах и семьях тоже одинаково. Всё это неудивительно: стандартизация в утопиях встречается нередко – именно как доведенная до крайности идея всеобщего равенства.
Товарно-денежные отношения в Утопии отсутствуют, сохраняются они только при взаимодействии с другими странами. Кстати, это взаимодействие весьма узко – и эта изолированность тоже является отличительной чертой большинства утопий. Правда, иногда утопийцы вынуждены вести войны с соседними государствами – оборонительные или чтобы помочь дружественным странам в борьбе с тиранией. В качестве основной военной тактики и стратегии утопийцы используют подкуп врага или внесение раздора в его ряды (по-моему, это не очень-то порядочно, но в этом вопросе Мор вполне себе англичанин — ведь по части интриг Англия всегда несла пальму первенства).
Утопии вполне хватает средств для подкупа врага: всеобщий свободный труд является источником производства общественных благ, которых с избытком хватает для удовлетворения всех потребностей общества, тем более, что роскошь утопийцев не интересует.
В стране Утопии царит веротерпимость. Каждый имеет право исповедовать любую веру, правда, при этом все признают единое высшее существо (Митру), «которому они обязаны и созданием вселенной, и провидением». Единственное, что запрещено в Утопии – это атеизм. И это не удивительно: Т.Мор дитя своего времени, а время это ещё достаточно религиозно накалено. Ведь любой утопист создает свои утопии на основе существующей действительности, даже если она его не устраивает.
В Утопии реализован принцип «от каждого по способностям – каждому по потребностям». Все трудятся и все могут придти на «рынок» и взять там всё, что необходимо.
В государственном управлении действует принцип, который можно охарактеризовать как смесь прямой и представительской демократии: от каждых тридцати семейств избирается сифогрант, 200 сифогрантов выбирают князя из четырех предложенных народом кандидатов.
Впрочем, устройство политической, экономической, социальной жизни – это лишь условия. А какова же цель? Мор пишет, что «главным и первенствующим является у них спор о том, в чем именно заключается человеческое счастье. Однако в этом вопросе с большей охотой, чем справедливостью, они, по-видимому, склоняются к мнению, защищающему удовольствие; в нем они полагают или исключительный, или преимущественный элемент человеческого счастья». Тут не стоит понимать «удовольствия» упрощенно. Для утопийцев духовные удовольствия стоят выше телесных (под последними понимается большей частью хорошее здоровье). Духовное развитие человека – именно в этом, по моему мнению, видит Мор цель справедливо построенного общества. Ведь не зря же он ограничивает труд 6 часами в неделю, а остальное время отводит на занятия науками, искусствами, дружеские беседы. Я считаю, гуманизм является неотъемлемой чертой всех утопий. Всё для блага и развития человека – а иначе и огород городить не стоит.
Томас Мор в произведении «Утопия» изобразил общество во многом похоже на коммунистическое: в нем отсутствует частная собственность и эксплуатация, реализован принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям», а люди, освобожденные от изнурительного труда, имеют возможности для творческого саморазвития. Многое идеи для Мора для своего времени так прогрессивны, что не могут не вызывать восхищения!
Написала кратенько, чтоб сильно не спойлерить. Читайте Мора — он того стоит!
Ну а я в следующий раз разберу какую-нибудь антиутопию.
Источник