Транспортные пути балтийского моря кратко

Морские перевозки из стран Балтийского моря и стран Скандинавии

Выход к Балтийскому морю имеет множество стран: Россия, Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Литва, Латвия, Эстония. Это предопределило статус Балтики как важнейшего транспортного маршрута между всеми странами. Каждая страна имеет свою собственную правовую систему и структуру экспорта. Например, позиции Германии сильны в области машиностроения (в том числе производстве автомобилей), Дании − мебели и медицинского оборудования, Польши – продукции сельского хозяйства. Экономика же Скандинавских стран (Финляндии, Швеции и не включённой в список балтийских стран Норвегии) носит диверсифицированный характер: они экспортируют продукцию рыболовства, машиностроения, лесной и горнодобывающей промышленности.

Компания Треффи предлагает свои услуги по организации международных морских перевозок из стран Балтийского моря и стран Скандинавии. Мы работаем со всеми основными морскими линиями, суда которых заходят в порты Санкт-Петербурга (ПКТ и ПЛП) и Кронштадта (Моби Дик). Благодаря регулярным заказам на перевозку, наша компания получает от морских линий значительные скидки, которые переносит на своих клиентов. Это позволяет нам обеспечивать одни из самых низких цен в регионе. Помимо низкой стоимости, к основным преимуществам линейного судоходства из стран Балтийского моря относятся регулярность отправок, стабильность расписания движения судов.

Стабильность расписания отхода судов из портов при морской перевозке из стран Балтийского моря и стран Скандинавии снижает финансовые риски всей перевозки. Зная точное время прибытия судна в порт и его отправления отсюда, можно полностью исключить простой подвижного состава наземных видов транспорта, сократить время хранения грузов на складах морского порта, что существенно снижает стоимость доставки и риски потери, утраты, порчи груза. При этом, высокая точность не только не приводит к дополнительным затратам, но даже снижает их. Разумеется, четкое расписание движения судов накладывает отпечаток на режим работы портовых служб, а так же повышает требования к наземному перевозчику, обязанному подать транспортное средство не позднее указанного срока.

Читайте также:  Стихотворения море жуковского олицетворение

В настоящее время мы занимаемся доставкой практически любых грузов, в том числе скоропортящихся и опасных. Перевозки рефрижераторных грузов занимают важное место в нашем грузопотоке, мы беремся за доставку продуктов животноводства, рыболовства и растениеводства. Большой опыт в организации перевозок таких грузов позволяет нам гарантировать их полную сохранность, высочайшую скорость доставки. Наши специалисты возьмут на себя обязательства по полному документарному оформлению доставки таких грузов, включая получение необходимых сертификатов и проведению таможенного оформления.

Мы проводим таможенное оформление на Балтийской таможне в кратчайшие сроки, чему немало способствует наша отличная репутация, большой опыт работы, четкое следование действующему российскому, союзному и международному законодательству. Услуга таможенного оформления грузов предлагается нами как самостоятельная, так и в составе организации морской перевозки из стран Балтийского моря и стан Скандинавии. Наши специалисты готовы подключиться к работе на любом этапе ее осуществления, в том числе и организовать доставку груза «от двери к двери», когда сама морская перевозка становится лишь одним из этапов.

Компания Треффи занимается организацией перевозки из всех стран Балтики и Скандинавии, в том числе морскими перевозками из Дании и Норвегии. Доставка из этих, самых отдаленных стран, обладает рядом специфических свойств, требуя особо тщательного подхода. Особенно, при перевозке скоропортящихся грузов. В любом случае, мы гарантируем полную сохранность Ваших грузов.

Источник

Балтийское море: глубины и рельеф, описание, географическое положение

Балтийское море и его побережье – интересное место, пропитанное воспоминаниями о викингах, умиротворяющее своими северными пейзажами. Оно отличается от других морей характером рельефа, температуры и особенностей береговой линии. Балтика имеет большое историческое и геополитическое значение для России.

Географическое положение

Балтийское море на карте находится на севере Европы и относится к бассейну Атлантики. Ограничено 54°46′ и 65°56′ северной широты и 9°57′ и 30°00′ восточной долготы. Крайние точки, которые имеет Балтийское море на карте: около полярного круга на севере, вблизи Висмара на юге, восточная находится рядом с Санкт-Петербургом и западная крайняя точка расположена в районе Фленсбурга.

Рельеф и глубины

Рельеф дна имеет незначительные отличия от очертаний берегов, ограничивающих Балтийское море. Глубины, в свою очередь, тоже зависят от характера прилегающей территории. Южная сторона моря, принадлежащая Германии, Польше и Дании, пологая, ровная, с песчаными пляжами. Скалистый берег и неровное каменистое дно находятся в северной части. Глубина и рельеф Балтийского моря различны в разных участках. Дно имеет очень сложную расчлененную поверхность. Есть впадины, которые разграничивают возвышенности и основания островов, которые включает в себя Балтийское море.

Так, Балтийское море глубины имеет менее 200 метров. Отличается впадина Ландсортская. Максимальная глубина Балтийского моря находится в этом участке и составляет около 470 метров. Ландсортская впадина протянулась в юго-западном направлении. Остальные – меньшей глубины: Готландская – 249 м и Гданьская – 116 м в центральной части моря, Арконская – 53 м и Борнхольмская – 105 м (в западной части).

Морские заливы и проливы

Относится к внутриматериковым морям. На юго-западе примыкает к Северному морю через датские проливы (Малый и Большой Бельт, Зунд), Скагеррак и Каттегат.

На востоке расположен Рижский залив между Эстонией и Латвией. Эстонский остов Сааремаа частично отделяет залив от остального моря. Еще имеются крупные Финский и Ботнический заливы

Невская губа – это восточный участок Финского залива. На расстоянии около 50 км от Санкт-Петербурга расположен остров Котлин, на котором построен город Кронштадт. Дамба соединяет островной город и Санкт-Петербург, шоссе проложено по дамбе, так что люди имеют возможность попасть на материк и обратно на автомобиле.

В северо-восточной части, где проходит граница России и Финляндии, Финский залив соединен с Выборгским заливом. Там же берет начало Сайменский канал, арендуемый Финляндией. Он выполняет функцию транспортного пути, а также популярен у туристов в теплое время. Гости сюда едут и за красотой ландшафтов, и за беспошлинными покупками.

Побережье

Побережье Балтийского моря разнообразно. У Латвии берега аккумуляционного типа, образованные в результате накопления песка на побережьях. Лагунный берег, образованный заливом и отделенный от моря узкой косой, находится у Калининграда. Выровненные берега окаймляют большую часть моря, в частности, принадлежат Польше. А образуются они под действием преобладающих ветров и прибрежных течений. Фьорды – узкие и глубокие морские заливы с возвышающимися крутыми и скалистыми берегами, которые окружают море с севера. Образованы они затоплением тектонических разломов и речных долин. Шхерный берег появился в результате затопления территорий со сглаженными ледниками, сложенными кристаллическими породами. Эти возвышенности выступают над поверхностью моря в виде множества островов-шхер со следами ледниковой деятельности.

К Балтийскому морю имеют выход следующие страны – Россия, Латвия, Эстония, Литва, Германия, Польша, Швеция, Дания, Финляндия. После распада СССР у России остался небольшой отрезок побережья, всего 7%, вместо былых 25%, что приносит государству ежегодные убытки. Поэтому заложен один порт в Приморске под Выборгом, который будет специализироваться на угле и сухих грузах. И второй порт находится в Лужской губе, он будет нефтеналивным.

Тектонические процессы

По сей день продолжает изменяться Балтийское море. Глубины оно имеет небольшие по сравнению с другими частями Атлантического океана. Собственно, этот обширный водоем за свое существование несколько раз становился озером и опять морем из-за тектонических процессов.

Температурные слои

От глубины, в свою очередь, зависит и температура Балтийского моря. Преобладающую часть вод огромного водоема можно разделить на поверхностные, переходные и глубинные водные массы.

Поверхностный слой составляет от 0 до 20 метров, местами – от 0 до 90 метров с температурой от 0 до 20 градусов. Он образуется в результате взаимодействия моря с атмосферой и водами, стекающими с материка. Температура Балтийского моря в этом слое меняется в зависимости от времени года. Летом больше выражены холодные промежуточные водные массы, образовавшиеся в связи с существенным прогревом поверхности моря.

К переходному слою относятся воды на глубине от 20-60 до 90-100 метров. Они имеют температуру 2-6 градусов, образуются смешением вод глубинных и поверхностных слоёв.

Особенности температуры вод в Балтийском море

Отдельные области моря отличаются особенностями строения вод. Так, Борнхольмский район имеет теплую прослойку (7-11 градусов) и летом, и зимой. Образуется она теплыми водами, поступающими сюда из более нагреваемого Арконского бассейна. В нем из-за малой глубины моря и перемещения вод в горизонтальной плоскости холодный промежуточный слой летом отсутствует.

Перемена температуры по сезонам

Зимой в открытом море температура воды выше, чем у побережья, при этом она отличается у западного и восточного берега. В феврале температура составляет 0,7 градусов у Вентспилса, в открытом море той же широты – приблизительно 2 градуса, у западного берега – 1 градус.

Летом поверхностные воды в разных частях моря тоже отличаются по температуре. Преобладающие западные ветра сгоняют поверхностные водные массы от западных берегов. Нижележащие холодные воды поднимаются к поверхности. В результате этого явления в южном и центральном районах, а также у западных берегов температура понижается. Помимо этого, на юг вдоль берега Швеции идет холодное течение из Ботнического залива.

Сезонные колебания температуры воды ярко выражены только в верхних 50-60 метрах, глубже показатели меняются незначительно. Изменения температуры в холодное время отсутствуют, но с увеличением глубины показатели слегка понижаются. В теплое время температура воды повышается до горизонтов 20-30 метров благодаря перемешиванию. Даже летом, когда прогрет поверхностный слой воды, и термоклин выражается более резко, чем весной, сохраняется холодный промежуточный слой.

Глубина, рельеф и другие особенности Балтийского моря зависят от многих факторов. Это географическое положение, нахождение в северных широтах, а также размещение на континентальной плите.

Источник

Пространственная характеристика морского трансопрта Балтийского моря

И.С. Гуменюк

Акватория Балтийского моря – территория активного развития морского транспорта, на его побережье размещено порядка 200 морских портовых комплексов, между которыми ежедневно курсируют около 2000 судов. Морской транспорт Балтийского моря – важный элемент глобальной транспортной системы, обеспечивающей движение грузов и пассажиров между крупнейшими экономическими центрами мира. Цель данной публикации – дать пространственную характеристику современного уровня развития морского транспорта и портовых комплексов в границах Балтийского моря, выявить ключевые тенденции и направления развития. Статья имеет обзорный характер и призвана познакомить читателей с основными элементами системы морского транспорта региона, ключевого для всего Балтийского региона вида транспорта.

Ключевые слова: морской транспорт, Балтийское море, морские порты.

Мировой морской транспорт – ключевой элемент обслуживания глобальной торговли, на его долю приходится порядка 70-80% от общего объема перевозимых товаров. В 2011 году общемировой объем переработанных морскими портовыми комплексами грузов составил 17,4 млрд. т[1], из которых порядка 2,9 млрд. т. приходится на страны Европы (1,1 млрд. т. погруженных грузов и 1,8 млрд. т. выгруженных). При этом портовыми комплексами, расположенными на побережье Балтийского моря, в 2011 году переработано 30% от всех грузов, перевозимых странами Европы. В Балтийском море ежедневно осуществляют судоходство порядка 2 000 различных плавучих средств, от грузовых балкеров и нефтяных танкеров до пассажирских паромов и круизных лайнеров. Данные цифры наглядно демонстрируют высокую роль морского портового комплекса Балтийского моря, как в обеспечении общеевропейской внешнеэкономической деятельности, так и в обслуживании внешнеторговых операций стран, непосредственно расположенных на побережье Балтийского моря.

К странам Балтийского моря принято относить государства, имеющие непосредственный выход к этому морю, а именно: Данию, Швецию, Финляндию, Россию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу и Германию. Портовые комплексы именно этих стран, расположенные на побережье Балтийского моря, будут рассмотрены в рамках данной статьи.

Всего на побережье Балтийского моря расположено свыше 200 морских портов, из которых 186 имеют грузооборот более 50 тыс. тонн в год[2]. Лидером по количеству портов, расположенных на побережье Балтийского моря, является Швеция – 60 портов. Чуть меньше их у Дании – 49 (всего же у Дании 59 морских портов, расположенных на побережьях Балтийского и Северного морей). Далее следуют Финляндия, Германия (у которой, как и у Дании, морские порты расположены на побережье двух морей — Северного и Балтийского), Польша, Россия, Латвия, Эстония и Литва (рисунок 1).

Рисунок 1 — Распределение числа портов среди стран Балтийского региона

Составлено автором на основе данных[3]:

С точки зрения выполняемых функций практически все порты Балтийского моря имеют международную специализацию и обеспечивают экспортно-импортные торговые операции своих государств. Каботажные перевозки (между портами одной страны) осуществляются лишь портами Дании (на их долю приходится порядка 30% морских перевозок, что объясняется изрезанностью береговой линии и наличием многочисленных островов), и частично портами Швеции и Финляндии, где доля национальных перевозок – не более 10%, что объяснимо большой протяженной береговой линией этих государств. В остальных странах доля каботажных перевозок не превышает 2% от общего объема перевезенных грузов, а в Литве и Латвии каботажные перевозки вообще отсутствуют.

С точки зрения экспортно-импортных операций, в перевозках преобладает экспорт, который составляет порядка 60% всех перевезенных в 2011 году грузов. На долю импорта приходится около 33% всех грузовых перевозок. В каждой стране Балтийского моря соотношение экспортных и импортных грузоперевозок различно (таблица 1), и варьируется от примерного равного соотношения (Германия, Швеция) до практически полного преобладания экспорта над импортом (Россия, Литва, Эстония).

Таблица 1 — Морские перевозки в Балтийском бассейне, 2011 г., тыс. т.

*только порты побережья Балтийского моря

При рассмотрении итогов работы морских портовых комплексов в разрезе национальной принадлежности, особый интерес представляют два показателя: итоговый объем переработанных за год грузов и его относительная интерпретация в пересчете на 1 жителя страны. Для сравнения возьмём ряд стран Европы, в которых морской транспорт входит в число приоритетных отраслей экономики (таблица 2).

Таблица 2 – Показатели работы морского транспорта ряда стран по итогам 2011 года

Объем грузов, перевезенных морским транспортом

Численность населения (млн.)

Объем перевезенных грузов в расчёте на 1 жителя (тонн)

В целом по ЕС

3 905,4

472,5

8

Приведённые выше показатели наглядно демонстрируют уровень развития морского транспорта в странах Балтийского моря и позволяют оценить эффективность и значимость данного вида транспорта для национальной экономики. Стоит оговориться, что в представленной выше таблице даны совокупные национальные показатели без разбивки по бассейнам, а значит, данные по Дании, Германии и России не совсем корректны с точки зрения объекта данного исследования. Так, совокупный объем грузов, переработанных немецкими портами, расположенными на побережье Балтийского моря, по итогам 2011 года составил 56,8 млн. тонн (всего 20% от общенационального показателя). Это объясняется тем, что крупнейший немецкий морской порт Гамбург с грузооборотом в 139 млн. тонн в год[5] территориально относится к бассейну Северного моря, обладая при этом тесными экономическими и инфраструктурными связями с восточными землями страны. Порты Балтийского моря России перерабатывают порядка 37% общего объема грузов страны (порядка 200 млн. тонн). И если рассматривать объем грузов, переработанных только российскими портами Балтийского моря, в расчёте на численность населения регионов, имеющих выход к данному морю, то показатель составит 18 тонн на человека, что выше, чем у Дании, и чуть ниже значения Швеции. Кроме того, Россия также является лидером и по абсолютному объему переработанных морскими портами грузов среди всех стран Балтийского моря, опередив по этому показателю по итогам 2011 года Швецию.

Совокупный объем грузов, переработанных морскими портами Балтийского моря по итогам 2011 года, перевалил за отметку в 800 млн. тонн[6]. За последние 10 лет наблюдался стабильный рост грузооборота портов Балтийского моря, в результате которого совокупный объем перерабатываемых грузов за 2011 года увеличился по сравнению с уровнем грузооборота за 2002 года в полтора раза. Лишь в 2009 году совокупный объем переработанных грузов сократился по сравнению с уровнем грузооборота в 2008 году (рисунок 2), что напрямую связано с негативным влиянием в то время мирового экономического кризиса.

Рисунок 2 — Динамика роста объема работы морского транспорта Балтийского моря в 2002-2011 годах.

Несмотря на уже отмеченное выше внушительное число портов, расположенных на побережье Балтийского моря, на долю 20 крупнейших из них приходится около 62% от общего грузооборота, что говорит о высокой концентрации мощностей в крупных портах, а также высокой значимости первой двадцатки при переработке грузов и осуществлении экспортно-импортных операций. По итогам 2011 года сразу три российских порта (Приморск, Санкт-Петербург и Усть-Луга) возглавили список крупнейших по объему грузооборота портов Балтийского моря: (рисунок 3). В целом из шести российских портов, расположенных на побережье Балтийского моря, пять входят в список 20 крупнейших, имея годовой грузооборот выше 10 млн. тонн. Вне данного рейтинга остаётся только Выборг с грузооборотом в 1,5 млн. тонн по итогам 2011 года[7].

Рисунок 3 – Грузооборот и структура перерабатываемых грузов 20 крупнейших портов бассейна Балтийского моря в 2011 году.

Кроме показателя общего грузооборота, важным индикатором оценки отраслевой специализации морского порта является соотношение переработки различных категорий груза. Согласно европейской классификации, перевозимые морским транспортом грузы принято подразделять на следующие категории:

Насыпные грузы (Dry bulk). К данной категории относятся: сельскохозяйственная продукция, продовольствие и фураж для животных, минеральные топлива, руды, полезные ископаемые, строительные материалы, удобрения и сухие химикаты. Данная категория также включает круглую древесину.

Наливные грузы (Liquid bulk). В основном к данной категории относят нефтепродукты, находящиеся в жидком состоянии, и жидкие химикаты.

Другие сухие грузы (Other dry cargo). К данной категории относятся грузы высокой стоимости: оборудование, средства транспорта, продукция деревообработки (распиленная древесина, целлюлоза и бумага) и т.д. Кроме того, в данную категорию попадает груз, перевозимый в контейнерах.

Как видно из рисунка 3, крупнейшим по грузообороту портом Балтийского моря является российский специализированный нефтеналивной порт Приморск, являющийся конечным пунктом Балтийской трубопроводной системы (БТС), предназначенной для экспорта российской сырой нефти с месторождений Тимано-Печорского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья[8]. Наливные грузы, в частности – нефть и нефтепродукты, в целом являются самым распространенным видом груза, перевозимым по Балтике, на долю которого приходится примерно 49% всего объема грузоперевозок[9]. Порт Санкт-Петербург – второй по объему переработанных грузов в Балтийском море – является примером комбинированного порта, в котором обрабатываются все виды грузов. Кроме того, порт Санкт-Петербург является крупнейшим на Балтике контейнерным портом, обрабатывая 2,7 млн. TEU в год. В целом контейнерные перевозки пока недостаточно развиты в Балтийском море. Совокупно 20 крупнейших портов Балтийского моря в год перерабатывают порядка 8,5 млн. TEU, при этом по-настоящему крупные контейнерные терминалы (с показателем более 0,7 млн. TEU) имеются в уже упомянутом Санкт-Петербурге, шведском Гетеборге и польских Гданьске и Гдыне. О скромном уровне развития контейнерных перевозок в Балтийском море красноречиво говорит тот факт, что Санкт-Петербург является всего лишь 10 в списке крупнейших контейнерных портов Европы, шведский Гетеборг (с годовым показателем в 1,1 млн. TEU) в этом списке занимает 20 строчку[10].

Невысокий объем контейнерных перевозок в Балтийском море компенсируется развитой сетью паромного сообщения, которое более рационально использовать при осуществлении судоходства на небольшие расстояния (что вполне естественно в относительно небольшом по размеру Балтийском море). Паромные портовые комплексы имеются в 66 портах Балтийского моря, лидером среди которых являются немецкий порт Любек (16,2 млн. тонн переработанных в 2011 году грузов), шведский Треллеборг (9,3 млн. тонн), немецкий порт Росток (7,2 млн. тонн) и шведский Гетеборг (7,0 млн. тонн). Лидерство этих портов объясняется интенсивным паромным сообщением, которое налажено между немецкими и шведскими портами. Именно между Швецией и Германий перевозится порядка 60% всех грузов, перемещаемых при помощи парома в Балтийском море[11].

Паромное сообщение является также важным средством обеспечения морских пассажирских перевозок на Балтике, которым ежегодно пользуются порядка 1 млн. человек. Треугольник Швеция – Финляндия – Эстония представляет собой часть Балтийского моря с весьма интенсивным морским пассажирским сообщением. Именно здесь находятся крупнейшие пассажирские порты Балтики: лидером по итогам 2011 года стал Хельсинки с оборотом 10,2 млн. пассажиров, на втором месте – шведский Стокгольм (9,1 млн. человек), Таллин находится на пятом месте с показателем в 7,7 млн. пассажиров.

Другим районом Балтийского моря, где наряду с развитием паромных линий по перевозке грузов активно развивается пассажирское паромное сообщение, являются северное и южное побережья Датских проливов: Швеция и Норвегия – с одной стороны, Дания, Германия и западная Польша — с другой. Например, мощный пассажиропоток – порядка 8,3 млн. человек в год – связывает шведский Хельсинборг и датский Хельсингер (Ельсинор) (между этими морским портами по морю – всего 5 км, и за одни сутки по данному маршруту осуществляется 120 паромных сообщений).

Акватория Балтийского моря – территория активного развития морского транспорта, на его побережье размещено порядка 200 морских портовых комплексов, между которыми ежедневно курсирует около 2000 судов. Морской транспорт Балтийского моря – важный элемент глобальной транспортной системы, обеспечивающей движение грузов и пассажиров между крупнейшими экономическими центрами мира. При этом активное развитие морского транспорта региона ограничивается, с одной стороны, экологической уязвимостью Балтийского моря, а с другой – географическим и факторами. К числу последних можно отнести тот факт, что максимальная осадка судна, способного зайти в акваторию моря, ограничена 18 метрами, а достаточно внушительная часть побережья моря ввиду наступления режимов ледостава не может быть активно использована в организации трансконтинентальных морских маршрутов. Исходя из прогнозов социально-экономического развития стран и регионов, расположенных на побережье данного моря, можно смело прогнозировать продолжение наращивания количественных и качественных показателей развития морского транспорта. Он будет продолжать оставаться для многих стран не только важнейшим видом транспорта, обеспечивающим экспортно-импортные торговые операции, но и являться по сути одной из базовых отраслей экономики: так например, морской транспорт в Литве прямо или косвенно связан с 18-20 % всего создаваемого ВВП.

Список литературы

  1. Обзор морского транспорта 2012 год / Доклад секретариата ЮНКТАД (КОНФЕРЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ) URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/rmt2012_ru.pdf (Дата обращения 21.05.2014)
  2. Development perspectives for small and medium Baltic Sea ports URL: http://www.transbaltic.eu/wp-content/uploads/2011/08/Development-perspectives-for-small-and-medium-Baltic-Sea-ports.pdf (Датаобращения 25.05.2014).
  3. Baltic Port list 2011. Annual cargo statistic of ports in the Baltic Sea region/ A publication from the center for maritime studies university of Turku: — Turku, 2012.
  4. Competitive position of the Baltic States Ports/ KPMG Baltics SIA URL: http://www.kpmg.com/LV/lv/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/PresesRelizes/Documents/Ports_Final_version_FINAL.pdf (Датаобращения 23.05.2014)
  5. Официальный сайт порта Гамбург URL: http://www.hafen-hamburg.de/figures/facts Дата обращения 26.05.2014
  6. Brightest outlook among / BALTIC PORTS ORGANIZATION URL: http://www.baltic-press.com/ftp/btj_50-6-12_bpo.pdf (Датаобращения 25.05.2014)
  7. Единая государственная система информации об обстановке в мировом океана URL: www.morinfocenter.ru/rusports/ (Дата обращения 25.05.2014).
  8. ФГУ «Администрация морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» URL: http://www.pasp.ru/port_primorsk1 (Дата обращения 26.05.2014)
  9. Baltic port barometer 2012. UNIVERSITY OF TURKU — Turku, 2012
  10. Baltic Container Yearbook 2013 URL:: http://baltictransportjournal.com/container-map/baltic-container-yearbook-2013,972.html (Датаобращения 27.05.2014).
  11. BALTIC RO-RO & FERRY YEARBOOK 2012 URL: http://baltictransportjournal.com/btj-2-13-baltic-ro-ro-ferry-market,836 (Датаобращения 28.05.2014)

Гуменюк Иван Сергеевич — кандидат географических наук, доцент кафедры географии, природопользования и пространственного развития, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград.

Источник

Оцените статью