- Все за сегодня
- Политика
- Экономика
- Наука
- Война и ВПК
- Общество
- ИноБлоги
- Подкасты
- Мультимедиа
- Политика
- Новый план России в Северном Ледовитом океане: суда будут ходить через Арктику, как трамваи (Berlingske, Дания)
- Контекст
- CNBC: Россия расширяет влияние в Арктике без лишнего шума
- Hokkaido: Япония может помочь России в освоении Арктики
- Борьба за Арктику: пять самых важных направлений (Politico)
- JP: что противопоставить русским в Арктике?
- Как отправиться в экспедицию по Северному морскому пути?
- Маршрут Северного морского пути
- История освоения Северного морского пути
- Экспедиции по Северному морскому пути
- Из Санкт-Петербурга к Северному Ледовитому океану на машине
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Политика
Новый план России в Северном Ледовитом океане: суда будут ходить через Арктику, как трамваи (Berlingske, Дания)
Благодаря гигантскому ледоколу и новому амбициозному плану трафик в морских арктических районах удвоится, говорят в Москве. Но ряд судоходных компаний отказываются в этом участвовать из экологических соображений. Для контейнеровозов этот маршрут не будет реальной альтернативой старому, говорят в компании Mærsk.
Все больше грузовых судов ходят по некогда пустынным морским просторам с дрейфующими льдами и айсбергами к северу от России. Это значит, что все идет по российскому плану.
Российское правительство считает, что зафиксированный в последнее время резкий рост корабельного трафика на этом арктическом маршруте — только начало. Страна намерена существенно обновить свой флот атомных ледоколов и ожидает удвоения грузопотока.
Пока тенденция ясна. За последние 12 месяцев в сопровождении российских ледоколов по арктическому морскому пути прошли 510 судов. Это на 44% больше, чем годом ранее, сообщает российская компания по строительству и обслуживанию ледоколов «Атомфлот».
Российское правительство сделает все, что в его силах, чтобы развитие в этом направлении продолжилось. Маршрут к северу от России, так называемый Северный морской путь, предлагает многообещающие возможности — быстрый способ добраться из Европы в Юго-Восточную Азию. На это нацелен стратегический план, обнародованный незадолго до нового года.
Морских льдов с каждым годом становится меньше
Одна из целей заключается в том, чтобы за четыре года увеличить ежегодный объем перевозок более чем в два раза — с нынешних 30 миллионов до 80 миллионов тонн. Кроме того, уже с 2025 года Северный морской путь должен быть доступен для судоходства круглый год.
Контекст
CNBC: Россия расширяет влияние в Арктике без лишнего шума
Hokkaido: Япония может помочь России в освоении Арктики
Борьба за Арктику: пять самых важных направлений (Politico)
JP: что противопоставить русским в Арктике?
Россия вкладывает все больше средств в развитие арктического морского пути, известного также под названием Северный морской коридор, потому что морские арктические льды постепенно отступают. Как свидетельствуют данные НАСА, с 1979 года ледяной покров в Арктике в среднем уменьшается ежегодно на 12%.
В 2018 году компания Mærsk впервые в качестве эксперимента отправила контейнеровоз по арктическому маршруту.
Российская стратегия подразумевает огромные вложения в ледоколы и корабли. Кроме того, будут расширяться порты и железные дороги, ведущие к новым нефтяным и газовым месторождениям на севере России. Также нефтяные проекты в Арктике пользуются миллиардными налоговыми льготами.
Сможет ли российское правительство довести эти дорогостоящие проекты до конца, учитывая, что государственная казна истощается? В этом есть сомнения.
Рекордный ледокол
Однако в среду на прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев, который скоро покинет свой пост, выделил 127 миллиардов рублей на рассчитанное на семь лет строительство крупнейшего в России ледокола.
Ледокол класса «Лидер» сможет проходить во льдах в четыре метра толщиной. Его оснастят двумя атомными реакторами, и он будет вдвое тяжелее, чем ледокол класса «Арктика», спущенный на воду в декабре.
Новые ледоколы позволят ходить по этому маршруту круглый год, рассказал глава «Атомфлота» Вячеслав Рукша. В прошлогоднем интервью он сравнил нынешний график движения ледоколов с графиком электричек.
«Но с появлением „Лидеров» мы сможем обеспечивать проход судов в режиме трамваев. Тогда уже можно будет говорить о перевозке 100 миллионов тонн и больше», — сказал он об общем объеме грузов.
Пока что, однако, этот маршрут все еще в основном используется для внутренних перевозок на севере России, а транспортировка грузов из Европы в Восточную Азию составляет лишь небольшую часть общего объема.
Кроме того, идея развития маршрута встретила политическое сопротивление. Экологи опасаются, что увеличение трафика скажется на хрупкой морской среде Арктики. Поэтому в прошлом году ряд крупных судоходных компаний отказались использовать этот путь.
Этим летом Mærsk подтвердила, что обсуждает с «Атомфлотом» возможные транспортные проекты перевозок между российскими портами. Затем компания заверила, что пробный рейс в 2018 году стал ее единственной контейнерной перевозкой по этому маршруту. В письменном комментарии для Berlingske компания подчеркивает весомость экологических соображений.
«Как уже упоминалось в связи с пробным рейсом в 2018 году, в настоящий момент мы не рассматриваем Северный морской путь в качестве коммерческой альтернативы уже существующим маршрутам наших контейнеровозов на направлении восток-запад. В 2019 году ни одно судно Mærsk не прошло по Северному морскому пути», — написала судоходная компания.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник
Как отправиться в экспедицию по Северному морскому пути?
Северный морской путь — один из самых значимых и уникальных маршрутов мира. Он кратчайшим расстоянием соединяет Европу с Дальним Востоком и проходит мимо самых известных арктических территорий. Этот маршрут привлекал исследователей, первопроходцев и купцов, начиная с XIII века. С середины 2000-х годов у обычных туристов появилась возможность пройти по легендарной арктической трассе! Правда, круизы по Севморпути отправляются всего лишь раз в два года. Рассказываем, чем же уникален этот маршрут и как попасть в экспедицию по нему.
Маршрут Северного морского пути
Северный морской путь (СМП) официально стартует в Мурманске. Первая часть его идет вдоль Западной и Восточной Сибири до побережья Чукотки, далее через Берингов пролив трасса проходит до Владивостока. Несмотря на суровую климатическую зону, по которой проложен путь, он остается востребованным из-за кратчайшего расстояния между Европой и Дальним Востоком.
Так, расстояние от Петербурга до Владивостока по СМП составляет 14000 км. Если же отправиться морем через Суэцкий канал, то преодолеть придется порядка 23000 км. Для северных европейских стран дорога в Азию через Арктику и Берингов пролив также будет быстрее, чем через Индийский океан. Например, из Мурманска в Йокогаму по северу нужно пройти 10700 км, а по югу уже 24000 км. В общем, выгода очевидна!
Что касается карты самого маршрута, то он проходит через пять морей акватории Северного Ледовитого океана. Далее от Чукотки до Владивостока суда плывут по Берингову морю и части Тихого океана. За все время в пути корабли проходят архипелаг Новая земля, Землю Франца-Иосифа, мыс Челюскин на Таймыре (крайнюю северную точку Евразии) и мыс Дежнева на Чукотке (крайнюю восточную точку континента). Остановки возможны в крупных портах Нарьян-Мар, Дудинка, Диксон, Игарка, Певек и Тикси.
В связи с климатическими особенностями навигация по маршруту идет лишь 2-4 месяца в году. Использование атомных ледоколов для прохода Северным морским путем позволяет совершать плавания круглогодично. Однако, из-за значительной стоимости провода судов через льды, экспедиции (в том числе и туристические) отправляются в плавание преимущественно в летние месяцы.
История освоения Северного морского пути
Первые плавания по Северо-Восточному проходу (так до XX века называли Севморпуть) совершали поморы еще в XIII веке. Правда, по арктическим территориям они проходили совсем небольшие расстояния. Настоящий бум исследования Северного морского пути случился в эпоху Великих Географических открытий. Захватившая Европу мечта найти путь в далекие и богатые азиатские земли привлекла внимание и к арктическому маршруту.
Первыми на него вышли английские и голландские мореплаватели, которые хотели проплыть севером и найти проход в Китай. Однако по скованным льдами морям им удалось продвинуться лишь до архипелага Новая Земля (Архангельская область). В начале XVII века по приказу Бориса Годунова в Западной Сибири был построен первый русский город за полярным кругом — Мангазея. Сейчас это территория Ямало-Ненецкого автономного округа. Мангазея считалась богатейшим торговым портом, куда по СМП и устремились европейские купцы. Однако после Смуты, опасаясь колонизации сибирских земель, царь Михаил Федорович запретил иностранцам плавание по северным морям. Активное исследование маршрута было отложено на несколько веков.
Интерес к СМП вернулся лишь в XIX веке. Северные и дальневосточные территории страны, богатые полезными ископаемыми, лесом и другими природными ресурсами, нужно было как-то снабжать и вывозить оттуда добытое. Тогда снова обратили внимание на арктический маршрут. Официальное открытие Северного морского пути состоялось в 1878-1879 годах, когда прошло первое плавание вдоль всей северной магистрали. Совершила его экспедиция шведа Эрика Норденшельда, снаряженная на средства шведского купца Оскара Диксона и российского предпринимателя Александра Сибирякова.
Правда, тогда плавания по арктической трассе занимали несколько лет. Чтобы преодолеть весь путь за одну навигацию пришлось ждать изобретения ледоколов. Таким образом, пройти весь Севморпуть за один сезон удалось только в 1932 году. Сделала это экспедиция под управлением советского исследователя Отто Шмидта. Первое транспортное плавание состоялось в 1935 году, тогда по северной морской трассе прошли лесовозы. До сих пор СМП остается важной транспортной магистралью страны, через которую проходит Северный завоз, снабжаются российские арктические территории и вывозятся добытые полезные ископаемые.
Экспедиции по Северному морскому пути
До 1991 года СМП был закрыт для иностранных кораблей, да и туристических круизов тогда не устраивали. Интерес к маршруту вырос в середине 2000-х годов, когда из-за глобального потепления навигация стал длиннее и частично отпала необходимость оплачивать проход в сопровождении ледоколов. Тогда же начали устраивать первые круизы по Северному морскому пути.
Сейчас международные экспедиционные суда, проезд на которых доступен туристам, отправляются по СМП раз в два года. Причем количество мест ограничено. Например, в ближайшую экспедицию по Северному морскому пути, которая состоится в августе 2021 года, сможет отправиться только 100 человек (по 50 на каждый проход). Если вы всегда мечтали увидеть за одну поездку всю Арктику и пройти легендарным маршрутом, то стоит поторопиться!
Однако не думайте, что на протяжении всей экспедиции вы будете лишь сидеть на борту корабля и смотреть на арктические просторы. За время в пути вы увидите:
- главные достопримечательности Чукотки, мысы Челюскин и Дежнева;
- гренландских китов и белух, белых медведей и моржей, огромные колонии северных птиц и лежбища тюленей;
- заповедник на острове Врангеля, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО;
- удаленные от цивилизации деревни чукчей-оленеводов и эскимосов;
- старые маяки и заброшенные метеорологические станции на необитаемых арктических островах;
- самую северную территорию на планете — Землю Франца-Иосифа.
Вся поездка займет 27 дней. Причем отправиться в нее можно как из Анадыря в Мурманск, так и на обратном пути из Мурманска в Анадырь. Сопровождать группу будут профессиональные гиды и ученые. Помимо прогулок и экскурсий, программа экспедиции включает научно-просветительские лекции об Арктике, истории ее освоения, флоре и фауне региона. В свободное время на корабле туристы могут отдыхать в лаунж-зоне, баре или библиотеке.
Посмотрите лекцию Григория Цидулко — зоолога, фотографа и полярного гида, который с 2012 года работает на туристических судах в Арктике и Антарктике:
Источник
Из Санкт-Петербурга к Северному Ледовитому океану на машине
Сейчас будет оксюморон. Готовы? Мы подустали от жары в Санкт-Петербурге. Дауншифтить в Тай не хотелось, отели все включено приелись, на исследование новых стран было слишком мало времени, а ехать на переполненный юг России так себе идея.
Что-то мы все по заграницам, да на юг. Многие даже не рассматривают маршруты вверх по карте. И как оказалось зря. Я вам расскажу об одном таком направлении. Только теплую одежду с собой возьмите.
В конце июля 2019 года мы закинули палатку и спальники в машину, закупились консервами, фруктам и овощами, сели в машину и поехали. За 8 дней мы проехали 4500 км, увидели горы, океаны, водопады и даже довольно старенький вулкан, возрастом каких-то 2 млрд лет.
Потратили за путешествие на двоих — 33500 рублей (из них обязательных только 24800 рублей)
Вот наши затраты:
- Рация для связи 1600 (Ехали тремя машинами)
- 2 ночи в гостинице в Мурманске 8700 рублей (это было не обязательно)
- 1 ночь в гостинице на Воттовааре 800 рублей
- Ресторан 1161 рублей
- Бургеры 425 рублей
- Шаверма 2 раза — 600 рублей
- Еда из супермаркетов 2000 рублей
- Бензин 16 000 рублей
- Сушеный Ёрш в Мурманске 1000 рублей
- Билеты на Гирвас 400 рублей
- Билеты на Кивач 600 рублей
- Мурманский краеведческий музей 300 рублей
- Музей порт — бесплатно
- Полуостров Рыбачий — бесплатно
Не было ничего проще. Отметили примерную точку на карте до которой решили добраться и нашли несколько объектов куда хотелось заехать по дороге. Остановками по маршруту стали водопад Кивач, Вулкан Гирвас, Гора Воттоваара, горы Хибины, водопад Красивый, Мурманск и мыс Немецкий на полуострове Рыбачий как финишная точка маршрута. Теперь обо всем подробнее и о том, что пошло не так
Первый участок дороги в 500 км по шоссе был пройден без каких либо сложностей, водопад Кивач не впечатлил (наверное после ниагарского водопада сложно чем-то впечатлить), а кол-во людей на его берегах повергло в шок! Заплатили по 300 рублей с человека, зашли на территорию, сфотографировали, зашли в музей, прочитали про то как по водопаду сплавляли лес, размяли ноги, прыгнули в машины и поехали дальше.
Всей командой оценили водопад на 30 рублей из 300 рублей
Вулкан произвел гораздо большее впечатление! Не зря это место выбрали режиссеры многих российских фильмов таких как “А зори здесь тихие”, “Охота на пиранью”, “Белое солнце пустыни” и др. С верхушки вулкана спустились в самый низ, погуляли у подножия, полюбовались пейзажами и это было действительно красиво!
И тут все пошло не по графику. Шоссе закончилось и запланированные еще 150 км дороги мы ехали почти 4 часа. Когда приехали к месту, сил уже не было и мы решили заночевать в гостинице поселка Гимолы, а на гору отправиться рано утром. Так и сделали.
Проснувшись пораньше и позавтракав мы сели в джип и начали преодолевать тридцать километров «дороги» к подножию горы. Тут она совсем стала плохой, местные возят группы на УАЗиках, буханках и других джипах, кто-то идет пешком, но у подножия горы стояла даже Шевроле лачетти. Так что медленно проехать можно, на пути встречается только одна лужа, похожая на небольшое озеро, заезжать в которую не очень хочется. Именно в ней автомобилисты теряют номера и другие запчасти. Чтобы не быть голословным прилагаю фото.
Потом был нетрудный подъем к самой вершине, огромное кол-во съеденной черники по дороге и отличная погода. Причудливой формы деревья, сейды, горизонт как море, абсолютное и безупречное спокойствие в душе. И тут я словил инсайт о том, что гору нужно покорять минимум 2 дня. Один день с гидом, который бы рассказал обо всех на первый взгляд незаметных достопримечательностях этих мест и один день ночуя в палатке на самой вершине. Смотреть закат, встречать рассвет, пить чай, читать и в полной мере наслаждаться этим загадочным местом. Решено, вернусь в следующем году и сделаю все обстоятельно.
Хибины и водопад красивый (карта)
Снова выехав с грунтовки на нормальное Мурманское шоссе — все выдохнули. Марш-бросок примерно на 750 километров без проблем и мы в городе Кировск! Перекусили шавермой и отправились вглубь Хибин смотреть на водопад! Дорога пролегает по руслу реки и от того она еще более живописная и захватывающая. Отличные эмоции оставил и сам водопад, и долина, вид на которую открывается с самой верхней его точки. Все время моросил дождь, уже чувствовался север, но нам это не мешало, мы лишь постепенно привыкали к местному климату. Жара Санкт-Петербурга (ха-ха-ха) осталась уже далеко позади.
Изначально остановка планировалась как возвращение в цивилизацию на один день. Снять гостиницу чтобы помыться, зайти поесть бургеров в местном торговом центре, пополнить запасы продуктов и залить полные баки перед отправкой на конечную точку маршрута, но остановка растянулась на два дня из-за погоды. В итоге зашли в краеведческий музей, музей порта, потоптали асфальт рядом с первым в мире атомным ледоколом Ленин, который закрыт по понедельникам и вторникам и поднялись к Памятнику Защитникам Советского Заполярья, высота которого 35,5 метров! Отличный город с невероятными ландшафтами, современными торговыми комплексами и гостеприимными жителями. Спасибо, Мурманск!
Если четно, то погода лучше не стала, но времени ждать уже не было. Позавтракав в гостинице мы погрузили вещи в машины и отправились к берегам Северного Ледовитого океана. Не забыв при этом залить полные баки на выезде из города. Дальше заправок нет, только то, что запасливо везем в канистрах. И тут начался другой мир.
На указателях стал появляться Норвежский город Киркенес до которого было рукой подать, людей и машин становилось все меньше. Мы проехали пункт пограничного контроля, показали паспорта и свернули с шоссе в сторону полуостровов. Теперь ехать приходилось очень медленно, но окружающая природа располагала к такому темпу, не выпуская телефоны из рук мы фотографировали и пробирались к океану! Здесь принято махать каждой встречной машине как будто вы старые добрые друзья)) По дороге встречаем мотоциклистов которым сливаем пару литров из канистры, они немного не рассчитали с топливом. Вместо канистры у них был виски, предложение не заставило себя ждать 🙂 Но нам еще ехать, мы отказались) Дорога вдоль реки, тундра, скалы, озера, камни из под колес, детали машин вдоль обочины и океан. Все это нет смысла описывать словами, просто смотрите на фото и осознавайте, что это лишь 1% того, что вы увидите вживую.
Участок дороги от Кондопоги до Первой нормальной заправки в сторону севера составляет около 250 км и его лучше проехать днем и отдохнувшим. По дороге будет трудно найти стоянку для палатки среди болот, а поспать на заправке не получится, т.к. их просто нет. Поэтому высыпайтесь и заправляйтесь заранее, планируйте как будете проходить этот участок в обе стороны.
Запланируйте минимум 3 дня чтобы провести на Рыбачьем полуострове, потому что передвигаться по нему быстро не получится из-за дорог, а посмотреть при этом там нужно многое. Мы например не успели посмотреть наскальную живопись, не поели крабов и не ездили на скалы “Два брата”, а это обязательные к посещению места.
В поисках идеального места для ночлега нам пришлось один раз спать просто на обочине дороги, и пару раз на заправках. Планируйте, чтобы вождение заканчивалось в первой половине дня, чтобы вы могли разбить лагерь, посмотреть местность вокруг и как следует отдохнуть, иначе путешествие превратиться в сплошное безрадостное вождение автомобиля.
Рекомендую начало августа, именно в это время погода на севере наиболее теплая, есть шансы и покупаться, и даже позагорать.
Если глаза закрываются и сил ехать больше нет — лучше встать на обочину, завести будильник на 15 минут и передохнуть.
В идеале заранее запланировать места и с комфортом оставаться лагерем с палатками (не забывайте убирать за собой мусор).
В других случаях — на заправках. Так делают многие. Бонусом будет завтрак из френчдога с кофе)
Нам не пригодилась, но мы и не везде успели. Зато спасли мотоциклистов.
- Искупаться в водопаде
- Помочить ноги в Северном Ледовитом океане
- Полежать на мху
- Послушать как шумит океан
- Сделать несколько тысяч фото
- Прочувствовать особенность этих уникальных мест
- Встать лагерем на пару дней и никуда не бежать и не ехать
Я практически убежден, что такое путешествие может понравиться всем, главное подготовиться чуть лучше, чем мы. Не замерзать, не мокнуть и успевать отдыхать от дороги.
- Наметить остановки для ночевки и отдыха
- Взять зимнюю одежду
- Дождевики
- Канистру с бензином
- Горелку, газовые баллоны, ветрозащиту (На дрова на севере не рассчитывайте)
Список само-собой разумеющегося
- Палатка
- Пенки
- Спальники
- Запасная обувь
- Еда и вода
И напоследок. Воттоваара — это приличный крюк в сторону, лучше на пару дней больше уделить крайнему северу, а путешествие на гору запланировать как отдельное приключение.
Источник