Трубоукладчике по дну моря

«Фортуна» заменила «Академика Черского» на «Северном потоке — 2»

Баржа «Фортуна» заменила трубоукладчик «Академик Черский» на строительстве второй нитки «Северного потока — 2». Модернизированное и дооснащенное судно так и не смогло выйти на запланированный темп работ.

10 июня баржа «Фортуна» завершила все работы по достройке нитки В «Северного потока — 2» и отправилась 11 июня обратно из немецкой экономической зоны Балтийского моря в датскую. Вчера, 12 июня, судно встало на точку строительства нитки А, которую ранее покинул трубоукладчик «Академик Черский». Он отошел на три мили от трассы строительства.

Кроме трубоукладчиков, в районе работ сейчас находятся 10 судов снабжения. Сегодня, 13 июня, баржа «Фортуна» готовилась начать достройку второй нитки.

Ее незавершенный участок составляет 85 километров в датских и немецких водах. Однако за полтора месяца «Академик Черский» смог уложить 17 километров газопровода. При благоприятной погоде скорость судна не превышала 600 метров, и при таком темпе работ трубоукладчик не уложился бы в сроки — до конца сентября.

В мае прошлого года «Академик Черский» прибыл с Дальнего Востока в Балтийское море и прошел дооснащение и модернизацию. В тендерной документации говорилось, что трубоукладчик должен выйти на укладку двух километров в сутки. Однако этого не произошло. Оператор проекта не комментирует детали строительства.

В то же время скорость баржи «Фортуна» достигает при благоприятной погоде 1 300 метров в сутки и с февраля судно достроило незавершенный участок нитки В «Северного потока — 2» протяженностью около 63 километров.

Ранее оператор проекта предоставил Датскому энергетическому агентству обновленный план-график работ, по которому строительство второй нитки должно завершиться до конца сентября.

10 июня Nord Stream 2 AG сообщил, что морская часть первой нитки «Северного потока — 2» технически завершена.

«4 июня была закончена трубоукладка, сегодня осуществлен захлёст — уложенные со стороны России и Германии морские секции газопровода соединены между собой. С завтрашнего дня начинаются пусконаладочные работы по заполнению газопровода газом. Трубоукладочные работы по морской части второй нитки продолжаются. Все работы проводятся в соответствии со всеми необходимыми разрешениями», — говорится в заявлении оператора.

Как сообщало EADaily, Европа испытывает нехватку газа для закачки его в хранилища перед следующим отопительным сезоном. В «Газпроме» сообщили, что выполняют контрактные обязательства, а дополнительные заявки обеспечат после запуска «Северного потока — 2». После введения санкций США газопровод достраивают российскими судами. Поставки газа по нитке В «Северного потока — 2» могут начаться через два-три месяца.

Источник

Суда-трубоукладчики. Способы укладки трубопровода

В настоящее время актуальным стал вопрос о прокладке второй нитки «Северного потока» (Nord Stream). Прокладка трубопровода по морскому дну предусматривает работу судов–трубоукладчиков.

Суда-трубоукладчики используют различные способы укладки трубопровода. К таким основным способам относятся способы укладки трубопроводов методом S-Lay, J-Lay и Reel-Lay. Каждый из этих методов имеет свои особенности. На рис.1-6 приведена схема укладки трубопроводов каждым из методов, со своими достоинствами и недостатками.

Tensioners – устройство для создания усилий натяжения трубопровода; S-lay barge – баржа-трубоукладчик, работающая по методу S-lay; Stinger – стингер (опускная стрела): Sagbend region – район изгиба трубопровода; Seabed – морское дно; Touchdown point – точка касания трубопроводом дна; Unsupported span – неподдерживаемый участок; Waterline – уровень воды; Overbend region – участок опасный с точки зрения возможного перелома трубопровода.

Укладка трубопровода методом S-lay, в основном, практикуется на мелководье, и скорость укладки данным методом составляет примерно 6,5 км/день. Изгибающие моменты при таком методе укладки становятся главным фактором. Поэтому необходим длинный натяжное устройство больших размеров.

Метод неприемлем для укладки трубопроводов на больших глубинах. Натяжное устройство и стингер необходимы для снижения изгибающих моментов.

Перед укладкой трубопровода на дно каждый сегмент трубопровода сваривается, инспектируется и покрывается защитным слоем, проходя через станции сварки, инспекции, нанесения покрытия на борту судна.

Смонтированный трубопровод опускается с кормы судна, усилие натяжения обеспечивается натяжным устройством, а сам трубопровод поддерживается спускной стрелой, причем кривизна спуска трубопровода строго контролируется. Затем трубопровод изгибается под действием собственного веса, и укладывается на дно.

Рис.3. Судно для укладки трубопровода методом J-Lay


Рис.3. Судно для укладки трубопровода методом J-Lay. Источник

В то время как метод укладки трубопровода S-lay приемлем только для мелководья, метод укладки J-lay может быть использован на глубинах. Это возможно благодаря относительно короткому участку провисающего трубопровода и меньшим требуемым усилиям натяжения при укладке.

Монтаж и укладка проводится практически вертикальным способом, причем трубопровод укладывается на морское дно с одинарным радиусом изгиба. Скорость укладки составляет 3,2 км/день. При укладке каждый сегмент трубы сначала поднимается в вертикальное положение, и затем они свариваются один с другим.

Инспектирование и нанесение покрытий также проводится на борту судна. При движении судна по маршруту трубопровод медленно опускается на дно. Поскольку трубопровод в отличие от метода S-lay, имеет только один изгиб, риск структурных повреждений за счет излома трубопровода минимален.

Water – уровень воды; Touchdown point – точка касания дна трубопроводом; Tensioner – устройство для создания усилий натяжения; Stinger – стингер; Reel – барабан; Reel–Lay Barge – баржа для укладки трубопровода методом Reel–Lay; Pipeline – трубопровод.

Метод укладки трубопровода с барабана Reel-lay считается наиболее эффективным. Скорость укладки составляет 3,5 км/час. Он приемлем для укладки трубопроводов с диаметром трубы менее 18 дюймов и коэффициентом соотношения диаметра трубы к толщине стенок (D/t) между 20 и 24.

Главное преимущество такого метода перед предыдущими в том, что весь производственный процесс, включая сварку, инспектирование и нанесение покрытий проводится на берегу, а не борту судна, что значительно сокращает затраты производственного времени и средств.

Перед укладкой трубопровод наматывается на барабан большого диаметра, смонтированный на борту судна. С этого барабана и производится укладка трубопровода на дно.

Aligner Wheel – выравнивающий барабан; 3000 mT Main Crane – главный кран грузоподъемностью 3000 т; 4×1200 mT Storage reels – четыре барабана для хранения трубопровода весом по 1200 т; 2×1250 mT Carousels – два подпалубных поворотных барабана для трубопроводов весом по 1250 т; 60 mT PLET (pipeline end termination) handling system and work station – оборудование весом 60 т для работы с оконечным устройством трубопровода и рабочая станция; Moon pool 19 m L x 8 m W – шахта со свободной водной поверхностью размерами: длина 19 м, ширина 8 м; 2×600 mt Winches – две лебедки с натяжным усилием 600 т; 2x20mT Storage Reel – два барабана для хранения трубопровода весом по 20 т; 125 mT Secondary Winch – вспомогательная лебедка с усилием 125 т; 2 WROVs TMS (Thether Management System) – два подводных телеуправляемых аппарата (ПА) c устройством контроля кабеля ПА; Helipad Sikorsky 61N&S92 – вертолетная площадка для вертолетов марки Sikorsky 61N и S92; Optional J-Lay Module – опционный модуль для укладки труб методом J-Lay; 2x400mT Tensioners – два устройства для создания усилий натяжения по 400 т; Rigidpipe Straightening – спрямляющее устройство; 80mT Crane – кран грузоподъемностью 80 т.

Наличие на борту судна ПА обеспечивает возможности инспекции и при необходимости проведения подводных работ. ПА является необходимым компонентом оборудования судна-трубоукладчика. Шахта со свободной водной поверхностью с размещенным спускоподъемным оборудованием также представляет собой сложное инженерное сооружение.

Источник

Фортуна сменила Черского. Хроники МГП Северный поток-2 за 12 июня 2021 г.

В районе строительства МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Дании собрался практически весь флот достройки МГП Северный поток-2 — 18 из 19 судов

Трубоукладчики в районе строительства Line A (1 я нитка, 2 я по степени готовности) в ИЭЗ Дании

Черский 11 июня 2021 г. приостановил работы и, по всей видимости, сбросил строящуюся 1 ю нитку.
Уходящая из района строительства 2 й нитки Фортуна в ИЭЗ Германии, взяла курс на восток, что исключило сразу несколько вариантов дальнейшего участия баржи в проекте:

  • продолжение работ в ИЭЗ Германии по Line A для ускорения работ,
  • уход в порт Висмар на севере Германии, где Фортуна стояла ранее в перерывах между этапами работ.

После того как Фортуна разминулась с Черским, казалось, что остается единственный вариант:

  • пункт назначения — один из российских портов на Балтике.

Однако пройдя еще 7,5 км на северо-восток, ТУБ Фортуна развернулась и пришла к месту работ Черского.
Сам Черский при этом:

  • сместился на 5,59 км южнее, но район строительства окончательно не покинул;
  • новый пункт назначения не объявил.

Таким образом ТУБ Фортуна, вероятно, продолжит строительство Line A (1 й нитки) вместо Черского.
Примечательно, что практически с этой же точки (на 2,942 км юго-западнее) ТУБ Фортуна начала достройку 2 й нитки (Line B) в ИЭЗ Дании 6 февраля 2021 г, завершив 22 мая.
За 105 дней работ в водах Дании было построено 54,7 км газопровода, средняя скорость работ составила 521 м/сутки, однако серьезные коррективы тогда вносили весенние штормы на Балтике, останавливавшие работы на несколько дней.
Сейчас погода более стабильна и, хотя ветер усилился до 17 узлов (5 баллов по шкале Бофорта), Фортуна может работать в таких условиях.
На финальном этапе строительства Line B в ИЭЗ Дании и на участке в ИЭЗ Германии баржа стабильно держала скорость трубоукладки выше 1 км/сутки.
Фортуна чуть-чуть не успела завершить захлест, что не позволило В. Путину объявить о полном завершении строительства 2 й нитки, а только о завершении ее трубоукладки.
Теоретически, Фортуна, с учетом вышеизложенного, может закончить строительство 1 й нитки к 20 сентября 2021 г.
А если Черский поможет, то будет просто быстрее.

Однако рокировка трубоукладчиков ставит вопрос о статусе Черского в рамках проекта.
Черский приступил к строительству 1 й нитки 27 апреля 2021 г.
За 46 дней работы трубоукладчик построил 17,173 км со средней скоростью 373 м/сутки, хотя в последние дни на фоне хорошей погоды скорость выросла до 650 м/сутки.
По-прежнему указывается предупреждение о том, что к нему не следует приближаться ближе чем на 1 морскую милю (стандартное предупреждение при проведении работ на морском дне).
Необходимость в Черском в строительстве МГП Северный поток-2 после прихода Фортуны неясна.
Получается, что ради чуть более 17 км построенного Черским трубопровода проделана гигантская работа:

  • Одиссея с Дальнего Востока в Балтийское море,
  • модернизация с установкой на судне в дополнение к системе динамического позиционирования еще и якорной системы (судя по трекам вспомогательных судов, Черский именно ею и пользовался при строительстве),
  • длительные испытания в районе Куршской косы,
  • в конце концов, введение санкций США.

Место для применения Черского в России имеется — тот же проект Сахалин-3, Южно-Киринское месторождение которого находится под санкциями США, что в целом говорит о некритичности этого момента для Черского.
Но Газпром немножко отложил разработку Южно-киринского месторождения, так что вероятен простой Черского.
Годичная эпопея с Черским по времени и затратам выгладит излишне сложной комбинацией на фоне 17 построенных километров, но статус Фортуны на тот момент принятия решения об участии Черского был непонятен, потому предпринятые действия были необходимы для завершения проекта Северный поток-2.

Источник

Что происходит с трубами Северного Потока-2 на судне-трубоукладчике и на дне морском

И ещё интересный вопрос — а сколько вообще разнообразнейших типов судов заняты в этом процессе? Но мы ещё дойдём до этого момента, а пока посмотрим на трубопровод сбоку:

Tensioners – устройство для создания усилий натяжения трубопровода; S-lay barge – баржа-трубоукладчик, работающая по методу S-lay;
Stinger – стингер (опускная стрела); Sagbend region – район изгиба трубопровода; Seabed – морское дно;
Touchdown point – точка касания трубопроводом дна; Unsupported span – неподдерживаемый участок;
Waterline – уровень воды; Overbend region – участок опасный с точки зрения возможного перелома трубопровода.

Метод называется S-lay потому, что труба изгибается наподобие буквы S. Теперь смотрим — чем больше будет глубина, тем более вертикальное положение будет принимать неподдерживаемый участок, а значит, радиус изгиба трубы у дна и на выходе с судна станет уменьшаться, что довольно неприятно, так и бетон с неё посыплется. Наверху ещё худо-бедно эту кривизну стингер уменьшает, а у дна что будет?

Решение напрашивается одно — натягивать трубу наподобие струны, в таком случае кривизна изгибов уменьшится. Вот для этого и применяются те самые Tensioners. Вот один из возможных видов натяжителя, производимого голландской фирмой с красивым названием Huisman:

Мы видим отрезок трубы, зажатый между подобиями танковых гусениц сверху и снизу. Понятно, что величина сжатия может регулироваться, а гусеницы вращаться в обоих направлениях.

Натяжитель не только натягивает трубу, но и вообще удерживает её. Не петлёй же из троса конец трубопровода фиксируется на судне? Сам процесс натяжения весьма непрост. Ведь судно двигается, на него влияют порывы ветра, течения и волны. Поэтому натяжитель постоянно в работе, его сложные электрические и гидравлические системы управляются компьютером, получающим массу информации от многочисленных датчиков. Однако до бесконечности трубу натягивать невозможно, у судна просто не хватит сил, если глубина будет исчисляться километрами.

Тогда применяется метод J-lay, когда на судне плеть стоит вертикально и наращивается тоже вертикально располагаемыми трубами. Но Балтика мелководна, так что здесь такой метод не актуален.

Что же происходит с очередным отрезком трубы прежде, чем он проползёт между «гусеницами» натяжителя?

Источник

Читайте также:  Сбит самолет россии над черным морем
Оцените статью