- Конспект урока по окружающему миру «У черного моря» 4 класс план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок окружающего мира в 4 классе по теме «У Черного моря» план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру «У черного моря» 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру «У черного моря» 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по окружающему миру «У черного моря» 4 класс | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура урока «Открытие нового знания»
Дата: 4.09.2020 ФИО учителя Мокичева О.В.
Школа: МОУ СОШ №10 ФИ студента Волкова А.С.
Класс: 4А ФИО методиста Боева С.В.
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру
Тема: «У черного моря»
Цели деятельности учителя: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.
Предметные: получить представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны субтропиков, хозяйственной деятельности населения
Личностные: поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник окружающего мира 4 класс, 2 ч. Плешаков А.А.
Методы и приемы
I. Этап самоопределения к деятельности
— Здравствуйте, ребята.
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
-Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок «Окружающий мир».
II. Актуализация знаний и мотивация
Игра «Узнай меня»
Ходит чудо по дороге-
Голова торчит да ноги.
Я из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши большие.
Я — глинистый участок пустыни, называюсь…
Я – песчаный холм, и зовут меня …
- Работа с тестами (на листочках со стр. 118 «Поурочные разработки»)
- Индивидуальное задание на карточке «Исправь ошибки в тексте»
Играют в игру, отвечают на вопросы учителя, работают с тестами.
III. Постановка учебной задачи
-Сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и теплая морская вода,
Субтропики России раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
-Что мы будем делать для достижения этой цели?
(Учитель записывает вопросы на доске).
-Дети отвечают на вопрос, ставят цель урока.
IV. Открытие нового знания
— В этом учебном году вы много путешествовали по природным зонам, где справлялись с труднейшими заданиями. Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие. Это путешествие на Черноморское побережье. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире этого удивительного края.
1. Работа с картой.
— Обратимся к помощнице – карте. Что она нам расскажет?
Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.
В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдаёт побережье зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые, Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.
Что обозначает слово “субтропики”?
В переводе с латинского приставка « суб- » значит «под». Это территория под тропиками. Субтропики – области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на черноморском побережье, — лишь её маленькая часть.
-Дети слушают учителя. Идёт беседа.
V.Первичное закрепление во внешней речи
— А теперь продолжим изучать природную зону. В работу включаются все научные группы: ботаники, зоологи, экологи.
Для подготовки выступлений вы разбиты на 3 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.
1 группа – «Ботаники» Они, пользуясь учебником (с. 127, 130), энциклопедиями «Я познаю мир. Растения», «Зелёные страницы», атласами-определителями «От земли до неба», гербариями расскажут нам о растениях субтропиков по плану:
А) Отличительные особенности растений субтропиков.
Б) Растения дикорастущие, фруктовые, завезённые из тёплых стран.
2 группа – «Зоологи » Эта группа, пользуясь учебником (с. 128-130), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», «Животный мир России», атласами-определителями расскажут нам о животном мире субтропиков по плану:
А) Обитатели суши.
Б) Обитатели мира.
3 группа – «Экологи» Эта группа, пользуясь учебником (с.132-133), печатной информацией, расскажет об экологии зоны по плану:
А) Экологические проблемы Черноморского побережья.
Б) Растения и животные, занесённые в Красную книгу.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.
Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Изучают материал, подготавливают выступление.
Коммуникативные , личностные, познавательные
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
Выполнение самостоятельно заданий в рабочей тетради по теме урока.
-Выполняют самостоятельную работу.
VII. Включение в систему знаний
(его может и не быть)
-Д/З Подготовить сообщение о понравившемся растении или животном побережья Чёрного моря.
После параграфа ответить на вопросы.
VIII. Рефлексия деятельности
Наш урок подошел к концу.
— Какова была цель урока? Достигли ее?
— Какие знания мы открыли?
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
-А сейчас я предлагаю вам закончить предложение, выбрав один из вариантов ответов. (Самооценка. Комментарий учителя.)
Своей работой на уроке я доволен / недоволен
За урок я не устал / устал
Моё настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
-Отвечают на вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова.
Тема проекта: Когда мои друзья со мной! Время: 3 часа Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п.
Урок по окружающему миру , 4 класс, тема «Тундра».
Тема урока: «Пустыни»Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1. сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход.
Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии .
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе .
Предлагаю конспект по окружающему миру 4 класс Школа России.
Источник
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «У Черного моря»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок окружающего мира в 4 классе по теме » У Черного моря».
Это ещё одно увлекательное путешествие. Это путешествие на Черноморское побережье. Во время путешествия учащиеся услышат и увидят много интересного о природе, растительном и животном мире этого удивительного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 39.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира по теме: «У Чёрного Моря»
(Окружающий мир. 4 класс)
С формировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.
У чить работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой.
С овершенствовать речь, умение наблюдать.
Воспитывать бережное отношение к природе
Развивать речь, память, мышление
Карта природных зон; картины «Пустыня. Зона лесов. Черноморское побережье Кавказа», презентация «Черноморское побережье Кавказа», «Пустыня», «Животные Черного моря»; гербарий, глобус, тест.
- Организационный момент. Сообщение темы и целей урока(слайд 1, 2. –презентация: «У Черного моря»)
— Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и теплая морская вода,
Субтропики России раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
В этом учебном году мы с вами много путешествовали по природным зонам, где справлялись с труднейшими заданиями.
Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие. Это путешествие на Черноморское побережье. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире этого удивительного края.
- Проверка знаний и умений
— В каких природных зонах мы уже побывали? (показ по карте природных зон)
— дать тест одному ученику
— у доски –задание (экологические проблемы пустыни)
— Проститься с пустыней не будем спешить –
О ней сейчас мы будем говорить.
Пустынь в России немного у нас
О географическом положении и климате послушаем рассказ.
— У нас на прошлом уроке ребята брали задание по желанию.
а) — Кто у нас хочет ответить на этот вопрос? ( ответ ученика) – слайд 5, 6, 7, 8, 9 – презентация: «Пустыни»)
б) — Как растения приспосабливаются к климатическим условиям пустыни?
.— кто желает ответить? – слайд 10, 11 –презентация: « Пустыни»)
в) — Какие животные населяют пустыню? (слайд 12, 13, 14, 15 – презентация: «Пустыни».)
— Проверка задания на доске – объяснить почему?
— Выберите таблицу с изображением пустыни. Объясните, почему в
пустыне такая пышная растительность. Это оазис. – слайд 24. – презентация: «Пустыня».
- Пустыня – это место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
- У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня. (-)
- В январе пустыня кажется не пустой: цветут маки, пахнет и розами, и жасмином, и сиренью. (- )
- У черного саксаула не бывает листопада, но зато случается веткопад, так как на саксауле нет листьев, вместо них – зеленые веточки. (+ )
- Самое быстрое животное пустыни – дикий осел, он пробегает за одну секунду 2 м. (- )
- Самый чуткий в пустыне клещ – он бежит к человеку за 5 м. ( + )
- Самая сонная в пустыне — обыкновенная черепаха. Она может спать, не просыпаясь 5 лет. ( + )
- Пустынный сверчок до того пугливый, робкий, что его пугает даже стук сердца человек. (+ )
- В пустыне непривычно и непонятно: озера без воды, реки никуда не впадают, дождь высыхает, не долетев до земли. ( + )
Физминутка – звучит музыка (Шум моря)
— Мы с вами побывали в пустыне,
нам жарко и сейчас мы побываем на берегу моря.
Посмотрите вокруг, как здесь красиво!
Представьте, что вы сидите на теплом морском песочке,
Поиграйте с ним.
А сейчас расслабтесь, закройте глаза.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.
Мы слышим шум моря, прибой волны
И шелест волн прибрежных.
Волна беседует со мной и говорит:
«Расслабься, успокойся, отдохни.
Почувствуй чистый воздух моря,
Тепло и свет ласкают тело.
Расслабься и послушай тишину.
Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.
Крепче кулачки сожмите,
Их повыше поднимите.
Глаза откройте, проснитесь.
I I . Работа над новым материалом.
Итак, мы отправляемся в путь, но не отдыхать ,
а зону субтропиков России изучать .
— На каких черноморских курортах вы отдыхали?
— Расскажите о своих впечатлениях.
— Чем вам запомнились природа и климат этой части страны?
«Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона» ( -слайд 3 – презентация: « У Черного моря»).
— Что же обозначает слово «субтропики»?
(Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора)
— а что означает приставка «суб-»?
— В переводе с латинского это означает «под». Значит, это территория под тропиками, точнее вблизи тропической зоны. Зона субтропиков занимает небольшую территорию на берегу Черного моря. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Черное море. В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте выясним, в чем здесь секрет.
— Как вы думаете, когда вода теплее – днем или вечером? (Вечером)
— Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. В каком тепловом поясе расположена зона, которую мы изучаем? (В умеренном, но ближе к Северному тропику. Значит, солнце посылает сюда почти прямые лучи).
— Солнце за лето нагревает море, а оно зимой отдает свое тепло побережью.
Климат (слайд 4) – презентация: «У Черного моря».
Демонстрируется слайд с фотографиями, иллюстрирующими погоду субтропиков в разные времена года. Информация на слайде: “Климат в субтропиках значительно теплее, чем в других российских регионах. Лето очень долгое и жаркое. Зима короткая и умеренно холодная. Зимой температура держится почти все время выше нуля”.
Учитель: Подумайте, какое влияние оказывают горы Кавказа на климат побережья. (Высокие горы ограждают узкую полоску побережья от холодных северных ветров.)
Каким образом Черное море и горы Кавказа влияют на влажность побережья? (С поверхности Черного моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в облака, из которых выпадают обильные дожди.)
Солнце так же высоко стоит над горизонтом в летние дни, что и в пустыне. Но почему в пустыне нет обилия осадков? (испарение во много раз превышает количество выпадение осадков)
Ш. Самостоятельная работа. (Раздать небольшие тексты для подготовки)—5 минут.
Выступления детей. Растительный мир (слайд 5) – презентация: «У Черного моря».
Демонстрируются слайды с фотографиями субтропических растений, произрастающими на черноморском побережье.
Учитель: Почему растительный мир здесь очень разнообразен и богат? Тепло, высокая влажность, обилие солнечного света должны создавать особые условия для жизнедеятельности растительности. Растительный мир здесь необычайно богат и разнообразен.
Для естественного растительного покрова субтропиков характерно то, что зимой некоторые растения стоят зелеными и активно растут, другие в это время даже цветут. Зимнее цветение растений никогда не наблюдается в средней полосе. Другая особенность субтропиков – присутствие в естественном растительном покрове крупных вечнозеленых лиственных кустарников и даже небольших деревьев (самшит, лавровишня, бук, кипарис, тис). Особенно хорошо заметны они зимой, когда другие деревья и кустарники сбросили листву.
Растениеводство в субтропиках- (слайд 6) – презентация: «У Черного моря».
Демонстрируется слайд с фотографиями субтропических культур Причерноморской зоны: апельсин, мандарин, лимон, инжир, фейхоа, хурма, киви, чайный лист.
Учитель: Как человек использует благоприятные условия для выращивания плодовых растений?
Здесь выращивают лимоны, апельсины, мандарины, виноград. Поздней осенью деревья покрываются золотыми и оранжевыми плодами. С одного мандаринового дерева собирают до тысячи плодов в год, отдельные апельсиновые деревья дают по 5 центнеров фруктов.)
В наших субтропиках есть много реликтовых деревьев и кустарников, (то есть растут только здесь), сохранившихся с древних времён. Среди них можно назвать земляничное дерево, железное дерево, шёлковую акацию. Сохранились они только в субтропиках, где климат на протяжении длительного времени оставался сравнительно тёплым.
Наиболее важные культурные растения кавказских субтропиков- чайный куст и мандарины.
Чайные плантации состоят из множество невысоких кустов ,почти вплотную примыкающих один к другому. Эти плантации похожи на тёмно-зелёное море со многими округлыми волнами. Внешний вид плантаций не меняется в течение года, так как чайный куст- вечнозелёное растение. Мандарины – ценная плодовая культура, но довольно чувствительная к холоду. Мандариновые сады распространены в самых теплых районах кавказских субтропиков. Деревца в таких садах невысокие, с широкими, всегда широкими кронами. Плоды созревают поздней осенью.
Животный мир — (слайд 1, 2 – презентация: « Животные Черного моря»))
Демонстрируется слайд с фотографиями животных (заяц-русак, белка, енот, лиса).
Учитель: Почему, отдыхая на Черноморском побережье, мы не можем видеть крупных животных? (потому что, на побережье располагаются
пляжи, санатории, населенные пункты.)
Только в лесах у подножья гор и в долинах могут существовать крупные животные. Среди них самыми крупными являются: медведь, зубр, тур, олень; мелкими – барсук, куница, лиса, заяц. Многих животных мы встречаем очень редко, потому что они живут в малодоступных для прогулок местах, в густом лесу. Но есть в природе животные, которые встречаются крайне редко, потому что их остаётся очень мало, поэтому их охраняет государство. На склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный биосферный заповедник. Он был создан в 1924 году, чтобы взять под охрану природу горной части Западного Кавказа, восстановить численность ценных видов зверей и птиц, в первую очередь зубра, тура, серны, кавказского оленя.
Много интересных насекомых можно увидеть на Черноморском побережье: ос, комаров, стрекоз, бабочек, жуков и много других.
Демонстрируется слайд с изображениями насекомых (цикада, богомолы, саранча) (слайд 3 – « Животные Черного моря»))
Слышали ли вы стрекотание, исходящие из кроны деревьев? ( это притаилась на веточке цикада) У цикады четыре крыла и есть хоботок. С его помощью цикада питается соком растений. Цикады в переводе с немецкого – поющие кобылки. Их называют так потому, что самец издаёт звуки похожие то ли на стрекотание, то ли на чириканье, то ли на пение.
А кто — нибудь видел богомола? А знаете ли вы что это хищное насекомое. Богомол питается мухами и другими насекомыми. Он получил своё название из-за внешнего вида. Застыв неподвижно и подняв к небу передние ноги, он как бы молится.
Есть ещё неутомимые музыканты, которые поздним летом и ранней осенью оживляют окружающую природу своим великолепным стрекотанием. Речь идет о кузнечике. Родственники кузнечиков – саранча и сверчки. Саранча питается растениями и очень прожорлива. Если с кузнечиками люди живут в мире, то с саранчой воюют очень давно, так как совершает опустошения, нанося большой урон посевам. А знаете ли вы , что слуховой аппарат, то есть его “уши”, расположены у саранчи на передних ногах.
В начале июня, когда становятся ночи теплыми и влажными, на большей части Черноморского побережья появляются светлячки. Днем – это маленький неприметный жучок, но ночью они поднимаются в воздух и устраивают хоровод, который мерцает теплым желтым светом среди деревьев. Ночной танец светлячков завораживает. Описать его невозможно, нужно это увидеть.
(слайд 4 – «Животные Черного моря») Фотографии морских птиц (чайки, бакланы)
Домом для многих птиц стало побережье Чёрного моря. В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Иногда можно встретить пеликанов, уток, лебедей. Птицы побережья питаются, в основном, рыбой.
В лесах и лугах насчитывается до 200 видов пернатых. В непреступных скалах гнездится горная индейка – улар, а в горных лугах – кавказский тетерев. Многочисленны жаворонки, дрозды, альпийские галки.
(Учитель: Очень интересна птица – оляпка – водяной воробей. Оляпка свободно ныряет в воду и разгуливает по дну, отыскивая себе пищу среди камней. Она выходит из воды всегда сухой, потому что ее перья смазаны особым жиром.
(Слайд 5, 6, 7, 8 – «Животные Черного моря»)
Демонстрируется слайд с фотографиями морских обитателей (медузы, дельфины, камбала и др.).
Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины, скат — хвостокол, камбала, и.т.д. А дельфины – это млекопитающие, иногда их называют “зубастые киты”. Это самые умные морские животные, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, что бы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.
В Чёрном море обитает черноморская акула –катран. Самая маленькая по размерам среди своего вида. Её длина от 1 – 2 метров. Питается она мелкой рыбой и для людей безопасна.
Всероссийская здравница ( слайд 11 –презентация «У Черного моря»)
Демонстрация слайдов с фотографиями черноморских курортов: пляжи, леса, горы.
Ежегодно на черноморские курорты приезжают отдыхать миллионы людей из разных уголков России. По статистике, поток туристов достигает 15 миллионов человек – это значит, что каждый десятый житель страны стремится попасть на берег Черного моря в летний период.
(для отдыха и лечения )
2.Где можно отдыхать и лечиться?
(на побережье построены многочисленные санатории, дома отдыха, пансионаты .)
3. А какие курортные города вы знаете?
( Анапа, Геленджик, Новороссийск , Туапсе, Сочи )
4. Какой вред наносят природе отдыхающие “дикари”?
( Они обрывают цветы, ломаю деревья, разжигают костры, оставляют надписи на скалах и на стволах деревьев, выбрасывают мусор, уничтожают медуз, ловят крабов)
5. Почему многие люди стремятся попасть на берег Чёрного моря в летний период?
(прежде всего, возможностью поправить своё здоровье, увидеть дивную природу, памятники прошлого )
6. Для чего нужно беречь и охранять природу Черноморского побережья?
( чтобы сохранить её такой же прекрасной и удивительной, с уникальным растительным и животным миром )
7. Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа?
Прочитать по учебнику стр.137 — в рамке «Внимание!
.( бережно относиться к природе, не бросать на побережье мусор; соблюдать правила поведения на воде, купаться только со взрослыми; не злоупотреблять солнечными лучами, носить головной убор.)
8. Экологические проблемы : Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его .(стр. 137.)
- Закрепление изученного материала.
ТЕСТ “ Черноморское побережье Кавказа” (слайд 12-13 –презентация «У Черного моря»)
1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….
а) в лесной зоне страны
б) в субтропической зоне страны
в) в степной зоне страны
2. Субтропики России – это
а) обширная зона в центре страны
б) обширная зона на востоке страны
в ) небольшая зона на побережье Черного моря
3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:
а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа
4. На Черноморском побережье обитают:
а) цикады, богомолы, саранча
б) кобылки, жуки-чернотелки
в) жук-скоробей, водомерки
5. В Черном море обитают:
а) крокодилы, анаконды, тюлени
б) медузы, дельфины, камбала
в) акулы, морские котики, черепахи
6. В субтропической зоне:
а)умеренно жаркое лето и теплая зима
б)жаркое лето и умеренно холодная зима
в)умеренно теплое лето и холодная зима.
(Слайд 14 — презентация « У Черного моря») –(включить музыку «Шум моря»).
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
V. Рефлексия, оценивание учащихся, самооценка
VI. Домашнее задание
Стр. 132 – 140, о редких растениях и животных.
Подготовить сообщение об обитателях Черноморского побережья.
Источник