У черного моря 4 класс окружающий мир конспект урока школа россии

Конспект урока по окружающему миру «У черного моря» 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Конспект урока по окружающему миру «У черного моря» 4 класс

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока по окружающему миру «У черного моря» 4 класс 24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Структура урока «Открытие нового знания»

Дата: 4.09.2020 ФИО учителя Мокичева О.В.

Школа: МОУ СОШ №10 ФИ студента Волкова А.С.

Класс: 4А ФИО методиста Боева С.В.

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру

Тема: «У черного моря»

Цели деятельности учителя: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.

Предметные: получить представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны субтропиков, хозяйственной деятельности населения

Личностные: поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник окружающего мира 4 класс, 2 ч. Плешаков А.А.

Методы и приемы

I. Этап самоопределения к деятельности

— Здравствуйте, ребята.
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!

-Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок «Окружающий мир».

II. Актуализация знаний и мотивация

Игра «Узнай меня»

Ходит чудо по дороге-

Голова торчит да ноги.

Я из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши большие.

Я — глинистый участок пустыни, называюсь…

Я – песчаный холм, и зовут меня …

  1. Работа с тестами (на листочках со стр. 118 «Поурочные разработки»)
  2. Индивидуальное задание на карточке «Исправь ошибки в тексте»

Играют в игру, отвечают на вопросы учителя, работают с тестами.

III. Постановка учебной задачи

-Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и теплая морская вода,

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

-Что мы будем делать для достижения этой цели?

(Учитель записывает вопросы на доске).

-Дети отвечают на вопрос, ставят цель урока.

IV. Открытие нового знания

— В этом учебном году вы много путешествовали по природным зонам, где справлялись с труднейшими заданиями. Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие. Это путешествие на Черноморское побережье. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире этого удивительного края.

1. Работа с картой.

— Обратимся к помощнице – карте. Что она нам расскажет?

Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.

В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдаёт побережье зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые, Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.

Что обозначает слово “субтропики”?

В переводе с латинского приставка « суб- » значит «под». Это территория под тропиками. Субтропики – области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на черноморском побережье, — лишь её маленькая часть.

-Дети слушают учителя. Идёт беседа.

V.Первичное закрепление во внешней речи

— А теперь продолжим изучать природную зону. В работу включаются все научные группы: ботаники, зоологи, экологи.

Для подготовки выступлений вы разбиты на 3 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа – «Ботаники» Они, пользуясь учебником (с. 127, 130), энциклопедиями «Я познаю мир. Растения», «Зелёные страницы», атласами-определителями «От земли до неба», гербариями расскажут нам о растениях субтропиков по плану:

А) Отличительные особенности растений субтропиков.

Б) Растения дикорастущие, фруктовые, завезённые из тёплых стран.

2 группа – «Зоологи » Эта группа, пользуясь учебником (с. 128-130), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», «Животный мир России», атласами-определителями расскажут нам о животном мире субтропиков по плану:

А) Обитатели суши.

Б) Обитатели мира.

3 группа – «Экологи» Эта группа, пользуясь учебником (с.132-133), печатной информацией, расскажет об экологии зоны по плану:

А) Экологические проблемы Черноморского побережья.

Б) Растения и животные, занесённые в Красную книгу.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.

Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.

Изучают материал, подготавливают выступление.

Коммуникативные , личностные, познавательные

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Выполнение самостоятельно заданий в рабочей тетради по теме урока.

-Выполняют самостоятельную работу.

VII. Включение в систему знаний

(его может и не быть)

-Д/З Подготовить сообщение о понравившемся растении или животном побережья Чёрного моря.
После параграфа ответить на вопросы.

VIII. Рефлексия деятельности

Наш урок подошел к концу.

— Какова была цель урока? Достигли ее?

— Какие знания мы открыли?

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

-А сейчас я предлагаю вам закончить предложение, выбрав один из вариантов ответов. (Самооценка. Комментарий учителя.)

Своей работой на уроке я доволен / недоволен

За урок я не устал / устал

Моё настроение стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был понятен / не понятен

-Отвечают на вопросы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова.

Тема проекта: Когда мои друзья со мной! Время: 3 часа Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п.

Урок по окружающему миру , 4 класс, тема «Тундра».

Тема урока: «Пустыни»Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1. сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход.

Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии .

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе .

Предлагаю конспект по окружающему миру 4 класс Школа России.

Источник

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «У Черного моря»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок окружающего мира в 4 классе по теме » У Черного моря».

Это ещё одно увлекательное путешествие. Это путешествие на Черноморское побережье. Во время путешествия учащиеся услышат и увидят много интересного о природе, растительном и животном мире этого удивительного края.

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока 39.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме: «У Чёрного Моря»

(Окружающий мир. 4 класс)

С формировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.

У чить работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой.

С овершенствовать речь, умение наблюдать.

Воспитывать бережное отношение к природе

Развивать речь, память, мышление

Карта природных зон; картины «Пустыня. Зона лесов. Черноморское побережье Кавказа», презентация «Черноморское побережье Кавказа», «Пустыня», «Животные Черного моря»; гербарий, глобус, тест.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока(слайд 1, 2. –презентация: «У Черного моря»)

— Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы отправимся туда,

Где много солнца и теплая морская вода,

Субтропики России раскроют тайны нам,

Узнаем, что за звери обитают там,

Какие растения там растут,

Почему так природную зону зовут.

В этом учебном году мы с вами много путешествовали по природным зонам, где справлялись с труднейшими заданиями.

Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие. Это путешествие на Черноморское побережье. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире этого удивительного края.

  1. Проверка знаний и умений

— В каких природных зонах мы уже побывали? (показ по карте природных зон)

— дать тест одному ученику

— у доски –задание (экологические проблемы пустыни)

— Проститься с пустыней не будем спешить –

О ней сейчас мы будем говорить.

Пустынь в России немного у нас

О географическом положении и климате послушаем рассказ.

— У нас на прошлом уроке ребята брали задание по желанию.

а) — Кто у нас хочет ответить на этот вопрос? ( ответ ученика) – слайд 5, 6, 7, 8, 9 – презентация: «Пустыни»)

б) — Как растения приспосабливаются к климатическим условиям пустыни?

.— кто желает ответить? – слайд 10, 11 –презентация: « Пустыни»)

в) — Какие животные населяют пустыню? (слайд 12, 13, 14, 15 – презентация: «Пустыни».)

— Проверка задания на доске – объяснить почему?

— Выберите таблицу с изображением пустыни. Объясните, почему в

пустыне такая пышная растительность. Это оазис. – слайд 24. – презентация: «Пустыня».

  1. Пустыня – это место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
  2. У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня. (-)
  3. В январе пустыня кажется не пустой: цветут маки, пахнет и розами, и жасмином, и сиренью. (- )
  4. У черного саксаула не бывает листопада, но зато случается веткопад, так как на саксауле нет листьев, вместо них – зеленые веточки. (+ )
  5. Самое быстрое животное пустыни – дикий осел, он пробегает за одну секунду 2 м. (- )
  6. Самый чуткий в пустыне клещ – он бежит к человеку за 5 м. ( + )
  7. Самая сонная в пустыне — обыкновенная черепаха. Она может спать, не просыпаясь 5 лет. ( + )
  8. Пустынный сверчок до того пугливый, робкий, что его пугает даже стук сердца человек. (+ )
  9. В пустыне непривычно и непонятно: озера без воды, реки никуда не впадают, дождь высыхает, не долетев до земли. ( + )

Физминутка – звучит музыка (Шум моря)

— Мы с вами побывали в пустыне,

нам жарко и сейчас мы побываем на берегу моря.

Посмотрите вокруг, как здесь красиво!

Представьте, что вы сидите на теплом морском песочке,

Поиграйте с ним.

А сейчас расслабтесь, закройте глаза.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.

Мы слышим шум моря, прибой волны

И шелест волн прибрежных.

Волна беседует со мной и говорит:

«Расслабься, успокойся, отдохни.

Почувствуй чистый воздух моря,

Тепло и свет ласкают тело.

Расслабься и послушай тишину.

Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Крепче кулачки сожмите,

Их повыше поднимите.

Глаза откройте, проснитесь.

I I . Работа над новым материалом.

Итак, мы отправляемся в путь, но не отдыхать ,

а зону субтропиков России изучать .

— На каких черноморских курортах вы отдыхали?

— Расскажите о своих впечатлениях.

— Чем вам запомнились природа и климат этой части страны?

«Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона» ( -слайд 3 – презентация: « У Черного моря»).

— Что же обозначает слово «субтропики»?

(Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора)

— а что означает приставка «суб-»?

— В переводе с латинского это означает «под». Значит, это территория под тропиками, точнее вблизи тропической зоны. Зона субтропиков занимает небольшую территорию на берегу Черного моря. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Черное море. В расположении зоны кроется секрет ее удивительного климата и природы. Давайте выясним, в чем здесь секрет.

— Как вы думаете, когда вода теплее – днем или вечером? (Вечером)

— Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. В каком тепловом поясе расположена зона, которую мы изучаем? (В умеренном, но ближе к Северному тропику. Значит, солнце посылает сюда почти прямые лучи).

— Солнце за лето нагревает море, а оно зимой отдает свое тепло побережью.

Климат (слайд 4) – презентация: «У Черного моря».

Демонстрируется слайд с фотографиями, иллюстрирующими погоду субтропиков в разные времена года. Информация на слайде: “Климат в субтропиках значительно теплее, чем в других российских регионах. Лето очень долгое и жаркое. Зима короткая и умеренно холодная. Зимой температура держится почти все время выше нуля”.

Учитель: Подумайте, какое влияние оказывают горы Кавказа на климат побережья. (Высокие горы ограждают узкую полоску побережья от холодных северных ветров.)

Каким образом Черное море и горы Кавказа влияют на влажность побережья? (С поверхности Черного моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в облака, из которых выпадают обильные дожди.)

Солнце так же высоко стоит над горизонтом в летние дни, что и в пустыне. Но почему в пустыне нет обилия осадков? (испарение во много раз превышает количество выпадение осадков)

Ш. Самостоятельная работа. (Раздать небольшие тексты для подготовки)—5 минут.

Выступления детей. Растительный мир (слайд 5) – презентация: «У Черного моря».

Демонстрируются слайды с фотографиями субтропических растений, произрастающими на черноморском побережье.

Учитель: Почему растительный мир здесь очень разнообразен и богат? Тепло, высокая влажность, обилие солнечного света должны создавать особые условия для жизнедеятельности растительности. Растительный мир здесь необычайно богат и разнообразен.

Для естественного растительного покрова субтропиков характерно то, что зимой некоторые растения стоят зелеными и активно растут, другие в это время даже цветут. Зимнее цветение растений никогда не наблюдается в средней полосе. Другая особенность субтропиков – присутствие в естественном растительном покрове крупных вечнозеленых лиственных кустарников и даже небольших деревьев (самшит, лавровишня, бук, кипарис, тис). Особенно хорошо заметны они зимой, когда другие деревья и кустарники сбросили листву.

Растениеводство в субтропиках- (слайд 6) – презентация: «У Черного моря».

Демонстрируется слайд с фотографиями субтропических культур Причерноморской зоны: апельсин, мандарин, лимон, инжир, фейхоа, хурма, киви, чайный лист.

Учитель: Как человек использует благоприятные условия для выращивания плодовых растений?

Здесь выращивают лимоны, апельсины, мандарины, виноград. Поздней осенью деревья покрываются золотыми и оранжевыми плодами. С одного мандаринового дерева собирают до тысячи плодов в год, отдельные апельсиновые деревья дают по 5 центнеров фруктов.)

В наших субтропиках есть много реликтовых деревьев и кустарников, (то есть растут только здесь), сохранившихся с древних времён. Среди них можно назвать земляничное дерево, железное дерево, шёлковую акацию. Сохранились они только в субтропиках, где климат на протяжении длительного времени оставался сравнительно тёплым.

Наиболее важные культурные растения кавказских субтропиков- чайный куст и мандарины.

Чайные плантации состоят из множество невысоких кустов ,почти вплотную примыкающих один к другому. Эти плантации похожи на тёмно-зелёное море со многими округлыми волнами. Внешний вид плантаций не меняется в течение года, так как чайный куст- вечнозелёное растение. Мандарины – ценная плодовая культура, но довольно чувствительная к холоду. Мандариновые сады распространены в самых теплых районах кавказских субтропиков. Деревца в таких садах невысокие, с широкими, всегда широкими кронами. Плоды созревают поздней осенью.

Животный мир — (слайд 1, 2 – презентация: « Животные Черного моря»))

Демонстрируется слайд с фотографиями животных (заяц-русак, белка, енот, лиса).

Учитель: Почему, отдыхая на Черноморском побережье, мы не можем видеть крупных животных? (потому что, на побережье располагаются

пляжи, санатории, населенные пункты.)

Только в лесах у подножья гор и в долинах могут существовать крупные животные. Среди них самыми крупными являются: медведь, зубр, тур, олень; мелкими – барсук, куница, лиса, заяц. Многих животных мы встречаем очень редко, потому что они живут в малодоступных для прогулок местах, в густом лесу. Но есть в природе животные, которые встречаются крайне редко, потому что их остаётся очень мало, поэтому их охраняет государство. На склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный биосферный заповедник. Он был создан в 1924 году, чтобы взять под охрану природу горной части Западного Кавказа, восстановить численность ценных видов зверей и птиц, в первую очередь зубра, тура, серны, кавказского оленя.

Много интересных насекомых можно увидеть на Черноморском побережье: ос, комаров, стрекоз, бабочек, жуков и много других.

Демонстрируется слайд с изображениями насекомых (цикада, богомолы, саранча) (слайд 3 – « Животные Черного моря»))

Слышали ли вы стрекотание, исходящие из кроны деревьев? ( это притаилась на веточке цикада) У цикады четыре крыла и есть хоботок. С его помощью цикада питается соком растений. Цикады в переводе с немецкого – поющие кобылки. Их называют так потому, что самец издаёт звуки похожие то ли на стрекотание, то ли на чириканье, то ли на пение.

А кто — нибудь видел богомола? А знаете ли вы что это хищное насекомое. Богомол питается мухами и другими насекомыми. Он получил своё название из-за внешнего вида. Застыв неподвижно и подняв к небу передние ноги, он как бы молится.

Есть ещё неутомимые музыканты, которые поздним летом и ранней осенью оживляют окружающую природу своим великолепным стрекотанием. Речь идет о кузнечике. Родственники кузнечиков – саранча и сверчки. Саранча питается растениями и очень прожорлива. Если с кузнечиками люди живут в мире, то с саранчой воюют очень давно, так как совершает опустошения, нанося большой урон посевам. А знаете ли вы , что слуховой аппарат, то есть его “уши”, расположены у саранчи на передних ногах.

В начале июня, когда становятся ночи теплыми и влажными, на большей части Черноморского побережья появляются светлячки. Днем – это маленький неприметный жучок, но ночью они поднимаются в воздух и устраивают хоровод, который мерцает теплым желтым светом среди деревьев. Ночной танец светлячков завораживает. Описать его невозможно, нужно это увидеть.

(слайд 4 – «Животные Черного моря») Фотографии морских птиц (чайки, бакланы)

Домом для многих птиц стало побережье Чёрного моря. В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Иногда можно встретить пеликанов, уток, лебедей. Птицы побережья питаются, в основном, рыбой.

В лесах и лугах насчитывается до 200 видов пернатых. В непреступных скалах гнездится горная индейка – улар, а в горных лугах – кавказский тетерев. Многочисленны жаворонки, дрозды, альпийские галки.

(Учитель: Очень интересна птица – оляпка – водяной воробей. Оляпка свободно ныряет в воду и разгуливает по дну, отыскивая себе пищу среди камней. Она выходит из воды всегда сухой, потому что ее перья смазаны особым жиром.

(Слайд 5, 6, 7, 8 – «Животные Черного моря»)

Демонстрируется слайд с фотографиями морских обитателей (медузы, дельфины, камбала и др.).

Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины, скат — хвостокол, камбала, и.т.д. А дельфины – это млекопитающие, иногда их называют “зубастые киты”. Это самые умные морские животные, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого или больного поддерживают на поверхности, что бы он мог дышать, и помогают плыть. Случалось, дельфины точно так же спасали и людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

В Чёрном море обитает черноморская акула –катран. Самая маленькая по размерам среди своего вида. Её длина от 1 – 2 метров. Питается она мелкой рыбой и для людей безопасна.

Всероссийская здравница ( слайд 11 –презентация «У Черного моря»)

Демонстрация слайдов с фотографиями черноморских курортов: пляжи, леса, горы.

Ежегодно на черноморские курорты приезжают отдыхать миллионы людей из разных уголков России. По статистике, поток туристов достигает 15 миллионов человек – это значит, что каждый десятый житель страны стремится попасть на берег Черного моря в летний период.

(для отдыха и лечения )

2.Где можно отдыхать и лечиться?

(на побережье построены многочисленные санатории, дома отдыха, пансионаты .)

3. А какие курортные города вы знаете?

( Анапа, Геленджик, Новороссийск , Туапсе, Сочи )

4. Какой вред наносят природе отдыхающие “дикари”?

( Они обрывают цветы, ломаю деревья, разжигают костры, оставляют надписи на скалах и на стволах деревьев, выбрасывают мусор, уничтожают медуз, ловят крабов)

5. Почему многие люди стремятся попасть на берег Чёрного моря в летний период?

(прежде всего, возможностью поправить своё здоровье, увидеть дивную природу, памятники прошлого )

6. Для чего нужно беречь и охранять природу Черноморского побережья?

( чтобы сохранить её такой же прекрасной и удивительной, с уникальным растительным и животным миром )

7. Что вы посоветуете друзьям, собирающимся на отдых на Черноморское побережье Кавказа?

Прочитать по учебнику стр.137 — в рамке «Внимание!

.( бережно относиться к природе, не бросать на побережье мусор; соблюдать правила поведения на воде, купаться только со взрослыми; не злоупотреблять солнечными лучами, носить головной убор.)

8. Экологические проблемы : Сточные воды и различный мусор попадают в море и загрязняют его .(стр. 137.)

  1. Закрепление изученного материала.

ТЕСТ “ Черноморское побережье Кавказа” (слайд 12-13 –презентация «У Черного моря»)

1. Черноморское побережье Кавказа расположено ….

а) в лесной зоне страны
б) в субтропической зоне страны
в) в степной зоне страны

2. Субтропики России – это

а) обширная зона в центре страны
б) обширная зона на востоке страны
в ) небольшая зона на побережье Черного моря

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштан
б) лиственница, брусника
в) ольха, липа

4. На Черноморском побережье обитают:

а) цикады, богомолы, саранча
б) кобылки, жуки-чернотелки
в) жук-скоробей, водомерки

5. В Черном море обитают:

а) крокодилы, анаконды, тюлени
б) медузы, дельфины, камбала
в) акулы, морские котики, черепахи

6. В субтропической зоне:

а)умеренно жаркое лето и теплая зима
б)жаркое лето и умеренно холодная зима
в)умеренно теплое лето и холодная зима.

(Слайд 14 — презентация « У Черного моря») –(включить музыку «Шум моря»).

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

V. Рефлексия, оценивание учащихся, самооценка

VI. Домашнее задание

Стр. 132 – 140, о редких растениях и животных.

Подготовить сообщение об обитателях Черноморского побережья.

Источник

Читайте также:  Космический снимок черного моря
Оцените статью