- Путин согласился убрать железную дорогу с пляжей Сочи. Где теперь она пройдет?
- Проект переноса железной дороги от побережья моря в Сочи завершат до 2030 года
- Проекты по строительству альтернативной автотрассы Джубга — Сочи и переноса железной дороги от Черноморского побережья планируется завершить до 2030 года.
- Нам 15 лет
- Новости, обсуждения, события и жизнь Сочи
- Сочинская «железка»: переносу быть?
Путин согласился убрать железную дорогу с пляжей Сочи. Где теперь она пройдет?
Если вы когда-нибудь отдыхали на Черном море (ну, а по-другому, наверное, и быть не может) — в промежутке между Туапсе и Адлером, — то знаете, какой позор и неудобства там творятся.
Железная дорога там проложена чуть ли не по головам отдыхающих. Прямо над пляжем. Хотя, нет. Лучше сказать — прямо по пляжу.
Длина этого участка – более 100 километров! Просто вспомните или представьте, — вы лежите на пляже, а над вами гоняют поезда Красноярск-Адлер.
Дорогу эту проложили еще в советское время и строителей понять можно. Дело в том, что рельеф местности там таков, что практически сразу от моря вверх уходят горы. Единственный ровный участок земли буквально прилеплен к берегу, так что другого места для поездов там просто не нашлось.
Полоска вдоль моря действительно очень узкая. Автомобильная дорога, например, там уже не влезла и потому она петляет по горам, будто какая-то змея.
«Прижатость» ж/д путей к пляжу создает и другие неудобства, — помимо шума.
Рельсы ведь нельзя переходить где попало. Только на специальных переходах. И вот представьте, вы расслабленно идете от своего места временного проживания к морю – а перед вами ж/д пути, которые нужно еще как-то преодолеть.
Практически все отели находятся по одну сторону от путей, а пляжи — по другую
А если вы с детьми?
И для самих поездов, кстати, такое расположение тоже не очень полезное. Скоростные «Ласточки», которые могли бы ехать 120 км/ч, на этом участке вынуждены «тащиться» на маленькой скорости, чтобы не дай бог кого-нибудь не сбить.
Страдает и бизнес – ж/д пути занимают очень много драгоценного места. Там могли бы стоять отели, рестораны, парковки, магазины. Но вместо этого – какое-то подобие промзоны. Согласитесь, не лучшее решение для лучшего курорта в стране.
Как 4 Крымских моста
Уже давно была выдвинута идея — убрать ж/д пути с пляжа и перенести их в те самые горы.
Но всё как-то медлили, откладывали. Причина была, конечно же, в стоимости.
Просто представьте, Крымский мост, который являлся чуть ли не стройкой века, на который стягивалась рабочая сила со всей страны, о котором трубили по всем каналам – обошелся в 250 миллиардов рублей.
Проект переноса ж/д путей с пляжа вглубь гор оценивается почти в 1 триллион рублей – то есть, как 4 Крымских моста!
И эти деньги никогда не окупятся. По крайней мере – напрямую. Именно поэтому долгое время проект откладывался. Но вот наконец-то появилась потрясающая новость – Владимир Путин все-таки одобрил проект и дорогу начнут строить.
Срок окончания работ – 2030 год. Вроде бы не скоро, но время имеет свойство пролетать очень быстро.
Какие плюсы:
Ну, во-первых, решаются все те проблемы, о которых было сказано. Курорты Черного моря становятся более удобными, комфортными. Становится больше отелей (а значит, увеличивается конкуренция, что всегда хорошо). Сокращается время поездки.
Во-вторых, подобная стройка – это мощнейший драйвер развития экономики. Ведь когда государство тратит 1 триллион на инфраструктуру – это не то же самое, что вы тратите 1000 рублей в Пятерочке. В том смысле, что государство отдает этот триллион, можно сказать, внутрь самого себя:
– На заказы многочисленным заводам (от цементных, химических и сталелитейных до заводов типа КамАЗ или УралВагонЗавод)
– На зарплаты непосредственно рабочим (строителям, водителям, электрикам, железнодорожникам и т.д.).
Да, какая-то часть уйдет и заграницу. Например, на закупку всяких там экскаваторов или какого-то недостающего оборудования. Какую-то часть и растащат, естественно.
Но все равно, как показал опыт строительства Крымского моста, Тавриды, БАМа, порта в Усть-Луге и прочих подобных мега строек – деньги, вложенные в стройку, загружают отечественную промышленность и создают множество рабочих мест.
Тем более что государство потратит на весь проект только около 300 миллиардов. Остальное вложит РЖД.
В-третьих, и это еще один мощный плюс – курорты Черного моря смогут вмещать больше туристов.
Граждане РФ, которые отдыхают за границей, каждый год вывозят из России порядка 2 триллионов рублей (их они тратят в Турции, Египте, Таиланде и т.д.).
При этом, отели Сочи остаются переполненными. Если убрать ж/д пути с пляжа и построить еще несколько сотен отелей, то это может «задержать» в России несколько сотен тысяч туристов.
Пусть за счет этого мы задержим хотя бы 5% от тех 2 триллионов вывозимых рублей (100 миллиардов) – тогда всего за 10 лет новая мега стройка оправдает себя.
Таким образом, хоть дорога и не окупается напрямую, но если смотреть шире, в рамках экономики в целом, то государство выигрывает.
Как пройдет новая дорога
Раньше путь из Краснодара выглядел так. Поезда шли на Горячий Ключ, оттуда на «Майкопскую ветку», далее спускались к морю в Туапсе и ехали вдоль этого самого моря до Сочи и Адлера.
Сейчас же предлагается, немного не доезжая до моря, сразу свернуть в горы. Если более точно, то дорога теперь пойдет от станции Кривенковской, далее – в Калеж, и уже оттуда в Сочи.
Естественно, горная стройка – очень сложна. Нужно будет возводить мосты и рыть тоннели, укреплять склоны, проводить ЛЭП и решать вопросы с лавинами, селями и землетрясениями. Отсюда и такая цена. Обычная дорога такой же протяженности стоила бы на порядок меньше.
Н о разве это не улучшение нашей жизни и самой России? И могли ли мы мечтать о таком в 95-м или даже в 2005-м?
Подпишитесь, поставьте лайк) Я буду вам очень признателен и обещаю, что скучно не будет!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Проект переноса железной дороги от побережья моря в Сочи завершат до 2030 года
Проекты по строительству альтернативной автотрассы Джубга — Сочи и переноса железной дороги от Черноморского побережья планируется завершить до 2030 года.
Как сообщали «Кубанские новости», в декабре прошлого года Владимир Путин заявил о необходимости отодвинуть железную дорогу от побережья Сочи, отметив, что этот «стратегическая задача». Он поручил Минтрансу просчитать стоимость проекта.
Президент подчеркнул, что в Геленджик приезжает от 4 до 5 млн человек за лето, часть из которых с удовольствием бы поехали и в Сочи, но не все решаются преодолеть трудную дорогу.
Как рассказал глава Сочи Алексей Копайгородский, после поручения президента, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев создал рабочую группу по изучению этого вопроса, в нее вошли серьезные и профессиональные люди.
— Сейчас готовится серьезная информационно-аналитическая, практическая база, которая позволит выявить, как мы сможем реализовать эти проекты. Программа будет рассчитана где-то до 2027–2030 годы, — сказал в интервью ТАСС Копайгородский.
Мэр отметил, что до строительства будет проведен комплекс геологических работ. В силу того, что дорога пройдет вдоль Кавказских гор, необходимо учесть их постоянный рост. По этой же причине в настоящее время направляются большие средства на поддержку опор существующей трассы.
Ранее губернатор рассказал, что перенос железной дороги с побережья имеет важнейшее значение для Краснодарского края.
— Мы каждый год фиксируем увеличение турпотока на наши курорты. Перенос железнодорожных путей позволит расширить пляжи, курортам — развиваться и в целом сделает их логистику гораздо более удобной, — сказал глава региона.
Он добавил, что к 2030 году в крае ожидается увеличение турпотока до 22 млн отдыхающих в год.
При этом глава региона отметил, что необходима другая транспортная инфраструктура — новые автомобильные трассы, развязки и схемы железнодорожного движения
Источник
Нам 15 лет
Новости, обсуждения, события и жизнь Сочи
- Главная
- Острый вопрос
- Перебои с водой в Сочи уйдут в прошлое
Сочинская «железка»: переносу быть?
Планы переноса железной дороги от Сочинского побережья витают уже десятки лет. Однако сейчас реализация близка как никогда – Президент Владимир Путин поручил Минтрансу рассчитать стоимость проекта и назвал эту задачу «стратегической». Город, естественно, всколыхнуло. С подачи «Народной газеты» за круглым столом обсудить тему в Доме архитектора собрались эксперты-градостроители – Николай Гришин, Рубен Кокосов, Константин Мельников, Наталья Захарова, Ольга Шебзухова и Лариса Шавернева-Васильева. Мнения, как и следует, разделились. Все записал корреспондент НГС.
Под козырек
Следует отметить, что разговоры о перспективах переноса участков железной дороги с побережья за пределы населенных пунктов и строительства трассы-дублера автодороги Джубга — Сочи ведутся давно. Все это было частично прописано еще в Генплане Сочи 1967 года. Новый виток история получила сразу после запуска железнодорожного сообщения по Крымскому мосту. Глава государства поставил новую стратегическую задачу – отодвинуть железную дорогу от побережья Черного моря в районе Сочи. Министр транспорта Евгений Дитрих сообщил, что первые варианты проекта могут появиться в первом квартале 2020 года. Минтранс рассчитывает приступить к их обсуждению, в частности, будет изучена возможность начала строительства трассы с наиболее загруженных участков – обхода Сочи и Туапсе.
Действительно, что касается автодорожных артерий, то здесь, как говорится, без комментариев, и собравшиеся в Доме архитектора эксперты были однозначны – строительство трассы-дублера крайне необходимо. Ведь трасса А-147 Джубга — Сочи, которая проходит вдоль побережья Черного моря до границы с Абхазией, является единственной транспортной артерией, соединяющей прибрежные населенные пункты. На ней часто образуются огромные пробки. И в случае природных катаклизмов (которые были в предыдущие года), когда многодневные дожди размывали железнодорожное полотно и мосты, связь курортной столицы с внешним миром может и вовсе прекратиться. Не следует забывать и того, что Сочи является зоной землетрясений, поэтому, как говорится, чем больше у нас будет дорог, тем лучше.
Что касается переноса железнодорожных путей, которые предполагается вынести на расстояние от 8 до 14 км от моря (в целях расширения пляжей и рекреационной деятельности на высвободившихся территориях), то некоторые из экспертов здесь сначала предложили все тщательно взвесить.
Все взвесить и просчитать
Эксперт научно-экспертного совета Морской коллегии Правительства РФ, главный инженер АБ «ГОР–ПРОЕКТ» Николай Гришин советует внимательно взвесить эффективность и целесообразность таких решений.
– Если РЖД, как гигантская монополия, уйдет с берега, то тогда кто будет осуществлять берегозащиту? – озадачивается Николай Гришин. – Как они ее сейчас осуществляют – это отдельный вопрос. Есть очень много претензий к тому, что они делают. Но, по крайней мере, на текущий момент они этим занимаются. Поэтому у меня, например, нет однозначного мнения до того, как будут взвешены все варианты возможного решения этой проблемы.
К подобному мнению присоединяется и сочинский архитектор Нодар Кадагишвили (экс-архитектор Лазаревского района, который просил озвучить его мнение на круглом столе).
Большое сомнение у Николая Гришина возникает и по вопросу расширения пляжей подобным способом.
– Переносом железной дороги мы не увеличим пляжи, – уверен Николай Гришин, – мы только увеличим территорию под возможность создания набережной. А пляжную территорию можно расширять, например, созданием системы искусственных пляжей. При этом надо понимать, что вынесенная в горы железная дорога должна соединяться с центрами урбанизации на побережье. Но где будут проложены эти «ветки»? Снова по принципу минимизации затрат, т.е. по руслам рек, как дорога в Красную Поляну? Изуродовали одну из красивейших рек Сочи – Мзымту, потеряли рекреационный и видеоэкологический потенциал ее русла. Нам мало этого негативного опыта?
В этом эксперта поддержала председатель Сочинской организации «Союз архитекторов России» Наталья Захарова.
– Надо поставить вопрос – а зачем? И какие у нас в целом цели? Зачем выносить железную дорогу? – рассуждает Наталья Захарова, – если вопрос идет о сохранении пляжей, то Николай Гришин сказал разумно – а не лучше ли эти деньги потратить на берегозащиту, создание искусственных пляжей? По стоимости это будет меньше, чем строительство новой железной дороги. У нас же главная задача – минимизировать влияние железной дороги на развитие курорта, снизить ее негативное влияние, а не вынести ее за пределы побережья.
Директор Центра развития рекреационных территорий «Новые горизонты» архитектор Ольга Шебзухова затронула другой аспект проблемы.
– Если предположить, что перенос железной дороги все-таки будет, то ее перенесут на территорию Сочинского национального парка, который в данный момент для нас является не меньшим ресурсом, чем побережье, и которому может быть нанесен неоценимый урон, – уточнила Ольга Шебзухова. – Давайте проведем анализ – из всего уникального побережья у нас развиваются 2 территории – это Имеретинский парк (протяженностью несколько километров) и Красная Поляна. Все остальное побережье не развивается вообще. И говорить о том, что мы вынесем железную дорогу и вот тогда заживем… Вообще не заживем, пока не будет понятной стратегии развития курорта Большой Сочи с учетом потенциала глубинных сельских территорий, организации вдольберегового морского сообщения, взаимосвязи прибрежных территорий и Национального парка, создания якорных проектов и «точек роста», которые должны рассматриваться как территории комплексного устойчивого развития.
Международный опыт подсказывает, что существуют различные варианты интеграции железных дорог в туристическую сеть, в том числе, организация специальных обзорных туристических туров по побережью, а для снижения негативного воздействия — организация тоннелей и эстакад.
Подобное мнение поддерживает и председатель общественного объединения «Градостроительный Совет Сочи» Ольга Козинская (тоже просила озвучить его на мероприятии), которая особо просила не забыть о возможном уроне экологии Сочинского национального парка.
Сочинский архитектор и опытнейший градостроитель Лариса Шавернева-Васильева подняла вопрос будущей логистики новой железной дороги. Волнует архитектора и тема потери смыслов города Сочи, одним из которых является красота.
– Возникают разные сомнения – когда человек будет приезжать в Сочи по новой железной дороге, где у него будет остановка? – рассуждает архитектор Лариса Шавернева-Васильева, – как он будет добираться дальше до города и населенных пунктов? Автобусами? Доедет, к примеру, до Солохаула, а как дальше? У нас будут железнодорожные тупички? Как тогда сложится транспортное функционирование курорта в целом? Да и по поводу существующей железной дороги – трудно себе представить, что можно обойтись без этой местной связи. Ты сейчас вышел в Сочи – красота вокруг, шикарный вокзал, город. А там будет другое. Где колорит?
Нужно и важно
Сочинские архитекторы Рубен Кокосов и Константин Мельников сошлись в единодушном мнении, что перенос железной дороги – нужен и важен.
– Решение уже принято. Дано поручение обсчитать стоимость переноса железной дороги. Она будет посчитана и построена, в этом я не сомневаюсь, потому что есть поручение Президента, – уверен архитектор Рубен Кокосов, – у нас уже есть опыт успешной реализации национальных проектов – Олимпиада, Крымский мост, Русский остров и всякие чемпионаты. И самое главное – наша страна, по-моему, единственная, кто использует рационально это все после строительства. Однозначно, где железная дорога примыкает к пляжам, то надо использовать эту территорию под расширение пляжей. Это сейчас все будет проектироваться и рассматриваться. Вынос железной дороги нужен, думаю, что обязательно будет учтен и экологический аспект этого вопроса.
И средства, по словам Рубена Кокосова, на это тоже есть.Общеизвестно, что в прошлом году в стране не израсходовали 1 триллион бюджетных денег.
– Наше побережье — единственная в России субтропическая зона, обладающая ценнейшими для курорта качествами, – поддержал коллегу архитектор Константин Мельников, – и не убрать с береговой полосы, которая нас кормит, железную дорогу, я считаю, не по-хозяйски. Да, это будет дорого. Но это гигантский резерв развития территории нашего курорта. Много будет вопросов и вариантов, но это надо будет сделать. Сейчас железная дорога просто убивает берег. Я думаю, обеспечивать его транспортной коммуникацией следует адресными подъездами к отдельным местам, а не сплошным фронтом. При этом вдоль берега должны располагаться гостиницы, санатории, зоны отдыха, парки, набережные, пляжи. А вот расстояние в 17-40 км, на которое предлагается убирать дорогу от берега, на мой взгляд, это очень далеко.
Хотелось бы, чтобы к будущему грандиозному проекту, который на высшем уровне определен как стратегический, сложился комплексный подход и в том числе, с учетом мнений нашего архитектурного сообщества. Есть очень много важных аспектов, которые нельзя рассматривать в московских кабинетах в отрыве от жизни города. Поэтому будем надеяться, что здравый смысл в этих вопросах восторжествует.
Мнение
Наталья Васильева, жительница Сочи:
«Если в город пойдут ощутимые средства на строительство новой трассы-дублера автодороги Джубга-Сочи и переноса железной дороги, то начнется оживление местной экономики. Это как с Олимпиадой-2014, сначала все возмущались, а теперь радуются новой инфраструктуре, которая нам досталась в наследство. Ничего не зарастает, как в других странах, все используется. А финансовые «олимпиарды» очень хорошо скажутся на экономике курорта. Это будет по образу и подобию Олимпиады. Все фирмы, зарегистрированые в других субъектах, которые будут здесь работать, обяжут проводить налоги через казначейство Краснодарского края. Во время Олимпиады даже те фирмы, которые были зарегистрированы в Москве, платили налоги здесь (этого добилась краевая власть). Почему у нас был хороший бюджет? Поэтому, если при реализации нового проекта, которому, конечно, нужна тщательная проработка, будут соблюдены все положенные нормы (в том числе и в плане экологии), то почему бы и нет? Не факт, что это будет плохо. Не стоит забывать и того, что город у нас тупиковый – и чем больше будет трасс и транспортных артерий, это для Сочи будет лучше. И это надо приветствовать – это толчок для развития бизнеса, экономики и безопасности нашего города в том числе».
Источник