Урок 4 класса атлантический океан

Урок 4 класса атлантический океан

Встреча 23. В ЧЕМ НЕПОВТОРИМОСТЬ АТЛАНТИЧЕСКОГО ОКЕАНА?

Цель: сформировать представление учащихся об особенностях Атлантического океана; продолжить учить «читать» карту и работать с ней; воспитывать наблюдательность, увлеченность неповторимостью и величием природы.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Ответы на вопросы рубрики «Вопросы и задания для тех, кто хочет понимать природу» (с. 76)

2. Презентация подготовленных учащимися сообщений о животном, которое обитает в водах Тихого океана

III . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Сегодня на уроке вы узнаете. (Учащиеся читают рубрику «Ты узнаешь».)

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Рассказ учителя с элементами беседы

— Вспомните! Какой океан Земли является вторым по размерам?

— Рассмотрите физическую карту полушарий. В каких полушариях расположен Атлантический океан?

— Найдите на карте моря Атлантического океана. Определите, к какому океану относится Черное и Азовское моря.

— Как изменяется температура океанской воды от экватора к полюсам? Температура воды в разных частях Атлантического океана неодинакова.

Самая теплая — вблизи экватора. В теплой воде растет много водорослей. Среди них и бурая саргассовая водоросль, которая образует заросли на обширных территориях. У Северной Америки даже море назвали Саргасовим. Обитают акулы, летучая рыба, рыба тунец, морские черепахи. Из птиц — альбатросы и фрегаты. В северной и южной частях океана живут киты, тюлени, морские котики.

2. Работа по учебнику (с. 77-80)

Учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Вспомни».

— Прочитайте рассказ казака Подорожника.

— Почему океан назвали Атлантическим?

— Кто первым пересек просторы этого океана?

Учитель предлагает учащимся с помощью круговой диаграммы на стр. 78 определить, какое место по размерам занимает Атлантический океан.

— Прочитайте рассказ умницы Колокольчики.

— Что значительно влияет на природу прилегающих к Атлантическому океану участков океанов и материков?

— Правда ли, что Атлантический океан — самый теплый среди океанов?

— Сравните глубину Атлантического и Тихого океана.

— Какие моря Атлантического океана располагаются в северном полушарии?

— В Атлантическом океане удивительное море?

— Чем оно удивительное?

Учитель предлагает ученикам высказать предположение, к какому океану относятся моря нашей Родины — Черное и Азовское.

— Прочитайте рассказ рыбки Немо.

— Что вы узнали о растительном и животном мире Атлантического океана?

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины на с. 79 и доказать, что Черное море имеет связь с Атлантическим океаном.

— Какими полезными ископаемыми богато дно океана?

— Какую роль играет Атлантический океан в жизни людей?

— Прочитайте и запомните выводы в рубрике «по Страницам Книги полезных естественных знаний».

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Интересно знать!

— В районе Северной Атлантики вблизи а. Исландия находится центр зарождения циклонов, которые влияют на природу северного полушария. Значительное влияние на погоду материков осуществляет знаменитое теплое течение Гольфстрим.

Течение Гольфстрим возникает вследствие взаимодействия пресной и соленой воды. Благодаря Гольфстриму теплая вода движется на север, а холодная — на юг. Из-за глобального потепления и таяния северных ледников воды становятся менее солеными. Ученые предупреждают, что в результате этих изменений течение может изменить свое направление. В этом случае Европу ждет ледниковый период.

2. Работа в парах

— Чем Атлантический океан отличается от Тихого?

3. Работа в группах

• Какую роль играет Атлантический океан в жизни людей?

• Почему Саргассово море — уникальное творение природы?

4. Игра «Пять предложений»

Ученики в пяти предложениях формулируют усвоенные на уроке знания.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

— Чем Атлантический океан выделяется среди других океанов Земли?

— Как изменяются свойства воды Атлантического океана с удалением от экватора?

— Что вам известно о Гольфстрим?

— Охарактеризуйте растительный и животный мир Атлантического океана.

Источник

Конспект урока «Атлантический океан»

Тема: «Атлантический океан»

Цель: изучить географическое положение, историю исследования Атлантического океана, его особенности природы и хозяйственное использование.

Образовательная– познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;

Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы океана, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа, умение выделять главное, анализировать.

Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.

Физическая карта мира, атласы, мультимедийный проектор, презентация «Атлантический океан»

2. Географический атлас. 7 класс.

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление знаний

I. Организационный момент

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с океанами и узнаем много интересного ещё об одном океане –Атлантическим. А сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы усвоили знания о ранее изученных океанах – Тихом и Индийском.

Проверку ваших знаний проведем в виде фронтального письменного опроса (на листочках).

II. Проверка домашнего задания

Фронтальный письменный опрос по теме: «Тихий и Индийский океаны»

Запишите в тетради в первой строке – тихий океан, во второй – Индийский океан. Прослушав утверждение, определите, о каком океане идет речь. Запишите соответствующую цифру к океану.

1) Этот океан занимает 1/3 поверхности планеты

2) Название океану дал Ф. Магеллан.

3) Северной частью океан омывает материк Евразия.

4) В южном тропическом поясе этого океана находится уникальный природ. комплекс Большого

5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире.

6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.

7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского залива.

8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.

9) Через этот океан проходят многочисленные судоходные трассы.

10) В северной части океана – мощное Муссонное течение.

11) Этот океан занимает почти 1/2площади Мирового океана.

12) Западной частью омывает Африку.

13) В этом океане расположен Марианский желоб.

14) Третий океан на Земле по величине.

15) Здесь обитает самый крупный моллюск – тридакна, весом до 250 кг.

16) Берега океана слабо изрезаны. Островов значительно мало.

17) Срединно — океанические хребты делят ложе океана на три части.

18)На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.

Правильность выполнения диктанта:

Тихий океан: 1,2,4,6,8,11,13,15,18

Индийский океан: 3,5,7,9,10,12,14,16,17

«5» — 16 — 18 правильных ответов;

«4» — 13 — 15 правильных ответов;

«3» — 9 — 12 правильных ответов;

«2» — 0 — 8 правильных ответов.

III. Изучение нового материала

(1 слайд)Итак, мы начинаем наше путешествие по Атлантическому океану. Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан”

(2 слайд)Сегодня на уроке мы изучим географическое положение, историю исследования, особенности природы и хозяйственное использование Атлантического океана.

(3слайд)Знакомиться с океаном мы будем по плану:

Географическое положение океана.

История исследования океана.

Хозяйственная деятельность в океане.

2. Характеристика географического положения океана

Давайте откроем атласы и охарактеризуем ГП океана.Работа с атласами.

Между какими материками расположен Атлантический океан?

С какими другими океанами он связан?

Какие моря и заливы входят в состав данного океана?

Как расположен океан относительно экватора, тропиков,

полярных кругов и нулевого меридиана?

В каких климатических поясах расположен океан?

(4слайд)Атлантический океан вытянут от субарктических широт до Антарктиды.

Наибольшей ширины он достигает в умеренных широтах и сужается к экватору.

3. История исследования океана

(5, 6, 7слайд)Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н. э. Маршруты древних мореходов пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, Атлантику пересекли викинги. С эпохи Великих географических открытий (плавания Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и др. Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием «Челленджера» в конце XIXв. По степени изученности Атлантический океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой.

4. Происхождение Атлантического океана

(слайд 8) Атлантический океан Самый молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны.

Рельеф его дна не так сложен, как в Тихом океане.

Через всю Атлантику почти по меридианупротянулся гигантский Срединно-Атлантическийхребет.

На севере океана хребет выходит на поверхность – это остров Исландия

Хребет делит ложе океана на две почти равныечасти. Ложе океана занято океаническими

Равнинами, подводными поднятиями.

В Атлантическом океане почти нет глубоководных желобов.

К берегам Европы и Северной Америки прилегают обширные шельфы.

(9 слайд)Познакомимся с основными характеристиками Атлантического океана. Работа с атласами, запись в тетрадь.

Второй по величине океан.

Площадь – 91, 6 млн. км2.

Объем — 329,7 млн. км3.

Средняя глубина — 3 600 м.

Наибольшая глубина — 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико).

(10 слайд)Океан лежит во всех климатических поясах.

Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом и Индийском океанах. Объясняется это охлаждающим влиянием вод и льдов, выносимых из Северного Ледовитого океана и из Антарктики, а также интенсивным перемешиванием водных масс. Значительные различия между температурой воды и воздуха в некоторых районах вызывают образование сильных туманов

Средняя соленость Атлантического океана — 34,87‰,

Средняя соленость его поверхностных вод – 35,3‰,

максимальная – более 37,5‰.

(11 слайд) Ответьте на вопросы:

1) Чем объясняется пониженная соленость (менее 35‰) в экваториальной зоне Атлантического океана?

(Обилием осадков и распресняющим действием речного стока)

2) Чем обусловлена более высокая соленость (35,5 -37‰) Атлантического океана в субтропич. широтах?

(Значительным испарением и небольшим количеством осадков)

3) С чем связано повышение солености (37,5‰) водных масс Атлантики по сравнению со средним

Показателем?(Значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за относительной

Узости океана переносится ветрами на соседние материки)

(12 слайд) Течения в Атлантике в отличие от Тихого и Индийского океанов направлены не по широте, а почти вдоль меридианов. Течения в Атлантическом океане, активнее чем в других океанах, переносят водные массы, а с ними тепло и холод из одних широт в другие. Течения влияют и на ледовые условия. В водах Атлантики имеются теплые и холодные течения. Назовите их и Покажите на карте.

(13 слайд)Особенность Атлантического океана – многочисленные айсберги и плавучий морской лед в северной части. Течения выносят айсберги в открытый океан до 400с. ш.

Эти районы Атлантики опасны для судоходства.

(14 слайд)Трагедия «Титаника», который на полном ходу столкнулся с

Айсбергом, привела к учреждению Международного ледового патруля, который сообщает всем судам о размерах, координатах и путях дрейфа айсбергов.

Органический мир Атлантики беднее видами, чем органический мир Тихого океана. Объясняется это его молодостью, сильным похолоданием климата во время последнего оледенения.

(15,16 слайд) Атлантический океан богат промысловыми видами рыб: сельдью, морским окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются акулы, киты, тюлени. Район Канарских островов богат лангустами и анчоусами. В северной части встречаются морские ежи, моллюски.

(17 слайд)По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны. Через Атлантику проходят самые важные морские пути. С незапамятных времён Атлантический океан – место интенсивного рыболовного и зверобойного промысла.

Природные условия Атлантики благоприятны для развития жизни, поэтому из всех океанов он самый продуктивный. Большая часть улова рыбы и добычи морских продуктов приходится на северную часть океана.

Шельфы Атлантического океана богаты месторождениям нефти и других полезных ископаемых.

(18 слайд)Транспортные пути

Издавна Атлантический океан используется для транспортного сообщения между материками и странами. На долю океана приходится половина всех морских перевозок. Для улучшения связи Атлантического океана с другими океанами сооружены Суэцкий и Панамский каналы (Показать на карте каналы).Назовите крупные порты.

Атлантический океан самый рыбопродуктивный. Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла. Большая часть улова рыбы приходится на его северную часть.

Атлантический океан и его моря принимают на свои берега миллионы отдыхающих. К наиболее крупным морским рекреационным центрам относятся Средиземное море, Черное море, южное побережье Балтийского моря, Флорида, Антильские и Бермудские острова, Венесуэла, Куба, Колумбия, Бразилия (показать на карте).

(19 слайд)Добыча полезных ископаемых

Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти и другими полезными ископаемыми. Тысячи скважин пробурены на дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте.)

(20 слайд) В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ.

Океан уже не в состоянии самоочищаться. Требуются международные усилия по спасению Атлантического океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов.

Второй по величине океан.

Площадь – 91, 6 млн. км2.

Объем — 329,7 млн. км3.

Средняя глубина — 3 600 м.

Наибольшая глубина — 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико).

Океан лежит во всех климатических поясах.

Атлантический океан пересекается и экватором, и начальным меридианом.

Обширные шельфы Атлантического океана прилегают к берегам: Европы и Северной Америки.

По общему объему мировых морских перевозок Атлантический океан: превосходит Тихий и Индийский океаны.

V. Домашнее задание: § 19;задание № 2,3

1. Душина И. В., Коринская В. А., Щенев В. А. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2015.

2. Дюкова С. Е. Тематический тестовый контроль по географии материков и океанов: 7 класс. М.: ТЦ «Сфера», 2000.

3. Нагорная И. И. География. 7 класс: поурочные планы по учебнику В. А. Коринской, И. В. Душиной, В. А. Щенева. – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2006.

1. Укажите особенность ГП Атлантического океана:

1) Атлантический океан пересекается экватором, но не пересекается начальным меридианом.

2) Атлантический океан не пересекается экватором, но пересекается

3) Атлантический океан пересекается и экватором, и начальным меридианом.

4) Атлантический океан не пересекается ни экватором, ни начальным меридианом.

2. Обширные шельфы Атлантического океана прилегают к берегам:

1) Северной и Южной Америки;

2) Южной Америки и Африки;

3) Африки и Европы;

4) Европы и Северной Америки.

3. В каких широтах расположена наиболее широкая часть Атлантики?

1) в полярных и умеренных;

2) в тропических и умеренных;

4) в экваториальных.

4. Образуют ли течения кругооборот в Атлантическом океане? Выберите ответ с правильным объяснением:

1) нет, так как Атлантический океан очень узкий;

2) нет, так как береговая линия материков в Северном полушарии сильно изрезана;

3) да, так как течения возникают в результате общей циркуляции атмосферы;

4) да, так как водные массы находятся в постоянном движении.

5. «Эти два течения Атлантического океана теплые, переносят воду из тропических широт в умеренные ипроходят вдоль восточных берегов материков». Какие это течения?

1) Канарское и Бенгальское;

2) Гвианское и Бразильское;

3) Гольфстрим и Бразильское;

4) Северо-Атлантическое течение и течение Западных ветров.

6. Почему в северной части Атлантического океана айсберги могут встречаться даже на сороковых широтах?

1) на эти широты их выносят течения;

2) из-за высокой солености вод океана в этой части они долго не тонут;

3) Гренландия – главный «производитель» айсбергов – находится на этих широтах;

4) климат в сороковых широтах очень суровый.

7. В каком из данных морей Атлантического океана добывают нефть?

2) в Саргассовом;

3) в море Уэдделла;

8. По общему объему мировых морских перевозок Атлантический океан:

1) уступает Индийскому, но превосходит Северный Ледовитый;

2) превосходит Тихий и Индийский океаны;

3) превосходит Северный Ледовитый, но уступает Тихому;

Источник

Читайте также:  Границы тихого океана кратко
Оцените статью