урок географии 6 класс «Части Мирового океана»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
урок географии в 6 классе «Части Мирового океана»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Части Мирового океана».
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель: формирование представления о Мировом океане, его составных частях.
— способствовать формированию у обучающихся понятий: «Мировой океан», «океан», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», «архипелаг», «материки»;
— называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги.
— развитие умений учиться: слушать учителя и одновременно делать записи, работать с картами атласа, контурными картами;
— развитие познавательных интересов и потребностей: внимание и восприятие.
— воспитание чувства патриотизма к своей Родине через рассмотрение крупных островов, полуостровов и морей России.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Посмотрите, все ли есть у вас на столах: учебник, тетрадь, дневник, атлас, ручка, линейка, карандаш, ластик.
Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодняшний день нам позволит подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Будет трудно, я помогу.
II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
1.Что называется гидросферой?
а) атмосфера б) гидросфера в) литосфера г) биосфера
2. Пресными водами гидросферы являются:
а) Воды Мирового океана.
б) Внутренние воды суши.
3. Вода гидросферы может находиться:
а) Только в жидком состоянии.
б) В жидком, твёрдом состоянии.
в) В жидком, твёрдом, газообразном состоянии
4. -Какой воды на Земле больше:
а) соленой б) пресной
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
-Почему планету Земля называют голубой? (Покрыта водой)
-Сегодня мы начинаем исследовать Мировой океан.
-Откройте атласы и найдите, где находится Мировой океан?
(его на картах нет)
-На самом деле Мировой океан это совокупность всех океанов. Вода заполняет четыре огромные впадины, образуя четыре океана (запись на доске):
Атлантический- 82 км²,
Северный Ледовитый – 12,2 км²,
Индийский 73,6 км²
Запишите все океаны по мере уменьшения их площади (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
— Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек (по карте показываю границы океанов)
-Найдите океаны на карте океанов в атласе и покажите их на карте мира.
— Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, текст параграфа составьте описание океанов по плану (План лежит на каждой парте).
(Описание Тихого океана ребята делают с учителем, а три оставшиеся океана – по рядам (групповое выполнение задания)). Оформляют ответы в виде таблицы.
Северный Ледовитый океан
1. Какое место занимает по площади?
2. С какими другими океанами связан?
с Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым
с Тихим и Атлантическим
с Тихим и Атлантическим
с Тихим, Индийским, Северным Ледовитым
3. Какие материки омывает?
Евразию, Австралию, Антарктиду, Южную Америку, Северную Америку
Евразию, Австралию, Антарктиду, Африку
Северную Америку, Евразию
Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Антарктиду
4. Какова максимальная глубина?
Проверка работы. Показ по карте у доски учениками.
2) Материки, острова, полуострова, архипелаг.
— На сушу приходится 149 км², в Мировом океане это огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой. Это материки.
Материк – это огромный участок суши. (Запись определения в тетрадь)
Назовите и покажите их на карте по мере увеличения их площади (Евразия, Северная и Южная Америка, Африка, Австралия и Антарктида.) (вызывается 1 человек для показа по карте).
— В Мировом океане находятся сравнительно небольшие участки (по сравнению с материками) суши – это острова. Самый большой остров на земле остров – это Гренландия (2,176 тыс.кв.км).
Остров – небольшие участки суши, окруженные со всех сторон водой. (Запись определения в тетрадь)
Острова по происхождению делятся: материковые (Мадагаскар), вулканические (Гавайские, Курильские острова), коралловые (Большой Барьерный риф).
— В океане встречаются архипелаги. Что же такое?
Архипелаг – группа островов, лежащих недалеко друг от друга. (Запись определения в тетрадь)
По физической карте полушарий найдите и назовите архипелаги. (работа с картой)
— Участки материков и островов, глубоко впадающие в океан называются полуостровами. Самый крупный полуостров – Аравийский (2730 тыс.кв.км) на Земле. А в России – Камчатка.
Откройте учебник с.71 параграф 24 найдите и запишите определение понятия «полуостров».
По физической карте полушарий найдите и назовите полуострова.
Определите, о какой части океана идет речь.
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море)
Найдите в учебнике на стр.72 определение море (дети читают определение).
Море – часть океана, отделенная от него островами или полуостровами или подводными поднятиями дна, отличающиеся от океана свойствами воды, обитателями.
-Запишите в тетрадь определение моря.
Вашему вниманию приведены названия некоторых морей, которые разделены на 2 группы ( запись на доске)
1 группа: Черное море 2 группа: Берингово море
Балтийское море Аравийское море
— Найдите их на карте атласа. Попробуйте определить, в чем их отличие (разное местоположение)
— По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и внутренние (береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей).
— Ребята, как вы думаете, море бывает без берегов? (ответы учащихся)
— Существует в Атлантическом океане интересное море Саргассово – его называют «море без берегов» границы его образуют океанические течения. Название – от скоплений плавающих на его поверхности саргассовых водорослей (бурого цвета).
Задание 1. в учебнике с.72.
Задание 2. Назовите цветные моря?
4) Заливы и проливы.
Он у моря — как язык,
Он берега лизать привык,
И пляж в часы на диво
Он вылизал игриво.
О каком географическом объекте идет речь? (залив)
На с. 72 в учебнике найдите определение — что называется заливом.
Запишите в тетрадь.
Самый крупный залив – Бенгальский. Найдите на карте другие заливы (показ у доски).
Он ведет из моря в море
Не широк – всего верста.
И в нем как в школьном коридоре,
И шум, и звон, и теснота.
Что это за геогр. объект? (пролив)
Проливы – относительно узкая часть океана или моря, разделяющая два участка суши и соединяющая два смежных водоема. (Запись определения в тетрадь)
Самый длинный (1760 км) – Мозамбикский, а самый широкий (1120 км) и глубокий (5249 км) – пролив Дрейка. Самый узкий Гибралтарский(14 км – самое узкое место).
Найдите проливы на карте.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Игра «Самый, самый»
1. Самый большой материк
2. Самый большой океан
3. Самый большой полуостров,
4. Самый широкий пролив
5. Самый маленький материк
6. Самый большой полуостров
7. Самый маленький океан
8. Самый большой остров
9. Самый глубокий океан
10. Самый мелкий океан
11. Самый большой залив
12. самый длинный пролив
13. Самый глубокий пролив
Итак, мы изучили еще одну тему гидросферы «Части Мирового океана».
— Что на уроке вам показалось наиболее интересным?
— Какую информацию вы впервые узнали на уроке?
— Какие новые термины вы изучили сегодня?
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§ 24 с.73 в 4 (работа в К/К)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработан линии учебника А.А. Лобжанижзе, Сферы,урок-путешествие,в течении урока выполняется практическая работа в контурной карте,в завершении путешествия.
Урок в 7 классе с использованием ИКТ (презентация).
План -конспект урока «Части Мирового океана».
Краткосрочное планирование по георафии 7 класс третий (базовый ) уровень. Поурочный план с использованием семи модулей программы.
Тема: Рельеф дна Мирового океана.Цели: Образовательная: сформировать представления о формах рельефа дна мирового океана.Развивающая: формирование умения эффективно работать с текстом учебника, г.
Урок в пятом классе по УМК Летягина,ФГОС. План-конспект.
Материал может быть использован при изучении рельфа в 6 классе.
Источник
Урок географии «Мировой океан и его части». 6-й класс
Разделы: География
Класс: 6
Этап подготовки к уроку
Для проведения урока должна быть оформлена доска: начерчена схема “Части гидросферы” и приготовлен плакат “Мировой круговорот воды” (задания к комбинированному опросу) (см. приложение). Создана презентация Power Point “Мировой океан и его части”, напечатан на плакате формата А3 список новых понятий к уроку, с эстетической целью был оформлен кабинет изображениями частей Мирового океана, отобран материл для работы с электронным приложением к учебнику.
Физическая карта мира, изображения океанов, плакат с новыми понятиями, учебники, атласы, контурные карты, тетради-тренажеры, электронное приложение к учебнику, презентация ppt “Мировой океан и его части”, проектор, экран, компьютеры.
Цель урока: формирование представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
I. Организационный момент (1 мин.)
Здравствуйте, ребята. Проверьте своё рабочее место. Садитесь.
II. Целеполагание (2 мин.)
Учитель: (Слайд №1)
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение гидросферы и рассмотрим Мировой океан и его части. А для начала проверим ваши знания.
III. Актуализация знаний учащихся. (6 мин.)
2 учащихся заполняют на доске заранее приготовленные схемы: схему круговорота воды и части гидросферы.
С остальными учащимися класса проводится фронтальный опрос:
- В каких трех состояниях может быть вода? (в трёх: твердом, жидком и газообразном).
Приведите примеры каждого состояния.
IV. Изучение нового материала (20 мин)
Назовите самую большую часть гидросферы? (Мировой океан)
Около 71% поверхности Земли занято океанской водой. Что же называется Мировым океаном?
Мировой океан – всё непрерывное водное пространство Земли.
Площадь его около 361 млн. км 2 . В Мировом океане выделяются части – океаны.
Какие океаны Вы знаете?
(Слайд №2)Прослушивание шума прибоя.
Дадим определение, что называется океаном.
Океан – обширный участок единого Мирового океана, отличающийся рельефом дна, особенностями движения вод, свойствами воды, растительным и животным миром.
Рассмотрим площади океанов (учебник с. 72)
Назовите самый большой и самый маленький по площади океаны?
Учитель: А теперь немного об истории названий океанов.
Тихий океан был назван португальским мореплавателем Ф. Магелланом
Из-за спокойной погоды, господствовавшей в течение 3х месяцев и 20 дней во время его плавания от Огненной Земли до Филиппинских островов.
Атлантический океан в 2 раза меньше Тихого.
Посмотрите на карту и скажите, отличаются ли Тихий и Атлантический океаны протяженностью с севера на юг? (протяженность примерно одинаковая).
Назван океан по имени Атланта – титана, державшего на своих плечах небесный свод.
А как вы думаете, почему Индийский океан имеет такое название?
Действительно, он называется так по своему географическому положению – омывает полуостров Индостан. На площади Индийского океана могли бы уместиться обе Америки и Африка.
А сейчас рассмотрим географическое положение Северного Ледовитого океана. Где он расположен?
Северный Ледовитый океан расположен на самом севере планеты. Впервые появился на картах в середине XVII века и назывался Гиперборейским (от. Борей – мифический Бог северного ветра, в переносном смысле Север и приставка “гипер” – сверх, крайний север).
И только в начале XIX века назвали этот океан Северным Ледовитым.
Подписать на контурной карте названия всех океанов и выделить их границы. (Слайд №3)
Учитель: Я Вам предлагаю отгадать загадку:
Пляшут волны на просторе,
Берегов не видно в …
Что же такое море? Море – часть океана, прилегающая к материку вдающаяся в него.
Учитель: Найдем на карте Черное и Баренцево моря. В чем различие их географического положения по отношению к суше?
( учащиеся дают разные ответы, но, как правило, отвечают, что Черное море полностью окружено сушей, а Баренцево – частично).
Баренцево море – море Северного Ледовитого океана, омывающее нашу страну Россию. Каждое море принадлежит к бассейну одного из океанов, например, Охотское море принадлежит бассейну Тихого океана, Аравийское море – бассейну Индийского океана.
Задание: подпишите на контурной карте названия морей.
Проверим правильность выполнения задания.
Рассмотрим, что называется заливом.
Залив – часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу.
Задание: подписать названия заливов.
Проверим правильность выполнения задания.
Пролив – узкое водное пространство, разделенное сушей и соединяющее соседние моря и океаны.
Самый широкий пролив – пролив Дрейка.
Задание: Подписать на контурной карте названия проливов
Проверим правильность выполнения задания.
И последнее понятие, которое мы сегодня рассмотрим на уроке — это канал.
Канал — искусственный пролив, созданный людьми.
Наиболее известные каналы — Панамский и Суэцкий.
А теперь рассмотрим свойства вод Мирового океана. Учащиеся читают пункт “Свойства вод Мирового океана” с. 73 учебника.
После прочтения текста параграфа учитель задает вопросы:
- Итак, о каких свойствах вод Мирового океана Вы узнали, прочитав текст параграфа?
- Что такое солёность и в чем она измеряется?
- Как изменяется температура вод с географической широтой? С глубиной?
- Какая вода содержит меньше кислорода – теплая или холодная?
- Почему в теплых тропических морях меньше морских живых организмов, чем в холодных умеренных?
V. Закрепление знаний (7 мин.)
Давайте проверим Ваши знания – ответим на вопросы (Слайд №18)
Выполнение заданий в тетради-тренажере с. 46 №3, с. 48 (№3).
VI. Проверка усвоения материала (5 мин.)
Итак, а теперь проверим, насколько вы усвоили сегодняшний урок. (каждый учащийся выполняет компьютерный тест из электронного приложения к учебнику).
VII. Итоги урока (2 мин.)
Сегодня на уроке мы с Вами рассмотрели Мировой океан как единое водное пространство, познакомились с новыми понятиями и отметили новые географические объекты на контурной карте.
VIII. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд №19)
Учебник §23 — пересказ, работа с атласом с. 12-15, 26-28
Задание в тетради-тренажере с. 51 № 3-5, с. 52 №6, с. 57 №2, с. 58 №3
Спасибо за работу
- Учебник “География. Планета Земля. 6 класс”. Лобжанидзе А.А. / Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. Москва, Просвещение, 2006 год.
- Тетрадь-тренажёр “География. Планета Земля. 6 класс”. А.А. Лобжанидзе. Москва, Просвещение, 2010 год.
- Иллюстрированный атлас “География. Планета Земля. 6 класс”. Л.Е. Савельева О.Г. Котляр, М.А. Григорьева. Москва, Просвещение, 2010 год.
- Контурные карты “География. Планета Земля. 6 класс”. О.Г. Котляр. Москва, Просвещение, 2010 год.
- Методические рекомендации. “География. Планета Земля. 6 класс”. О.А. Бахчиева, Л.С. Богомаз, Е.В. Николаенко. Москва, Просвещение, 2008 год.
- Электронное приложение к учебнику “География. Планета Земля. 6 класс”. Под редакцией В.П. Дронова, Москва, Просвещение, 2006 год.
Источник