Ресурсы Мирового океана география 10
методическая разработка по географии (10 класс) на тему
Оценка природных ресурсов Мирового океана, формирующая знания о размещении природных ресурсов Мирового океана;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
resursy_mirovogo_okeana_geografiya_10.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 10 классе по географии.
Тема урока: Ресурсы Мирового океана»
Цель общеобразовательная: дать оценку природных ресурсов мирового океана
сформировать знания о размещении природных ресурсов
• узнать о месте и значении Мирового океана в жизни и хозяйственной деятельности человека,
• изучить виды природных ресурсов,
• проанализировать перспективы использования природных ресурсов Мирового океана,
• рассмотреть основные экологические проблемы характерные для Мирового океана
развивать умение работать с картами, статистическими материалами.
Развивающая: развивать мотивацию и интерес к учению, память, внимание,
коммуникативные умения и навыки.
Воспитательная: формировать понимание взаимозависимости человека и
природы, необходимости бережного, рационального
отношения к природным ресурсам; воспитывать речевую
Оборудование: физическая карта мира, электронная презентация,
Тип урока: урок-практикум
Методы обучения: проектный, практический, наглядно-образный,
• Организационный момент 1-2 минуты.
• Изучение нового материала.
Деятельность учителя по организации учебного процесса
Вводное слово учителя.
Учитель. Мировые природные ресурсы играют огромную роль в жизни человека; всё, что ему необходимо в жизни, он получает благодаря добыче и переработке природных ресурсов. Они являются связующим звеном в системе “природа-общество”.
Мы продолжаем изучение темы «География мировых природных ресурсов».
— Какие виды природных ресурсов вы знаете?
— К каким группам по степени исчерпаемости они относятся?
На прошлом уроке-практикуме вы охарактеризовали минеральные и земельные ресурсы. Сегодня у нас необычный урок. Мы будем работать с вами в три последовательных этапа.
Первый этап – информационный, в него входит ознакомление с нормативной стороной предметного содержания – это чтение соответствующего текста. (п.8, стр.35-39)
Второй этап – смысловой. Он заключается в анализе всего материала и в выполнении задания, соответствующего выбранной позиции.
Третий этап – демонстративно-дискуссионный –на этом этапе вы предъявляете наработанный материал аудитории.
-Работа будет проходить в группах. Каждая группа отражает одну из позиций в констексте которой проводится анализ изучаемой темы.
Итак знакомимся с группами:
Группа «Тезис». Задание: изложить содержание изучаемой темы в виде основных тезисов на презентации.
Группа «Схема». Задание: представить схему. отражающую смысловые связи между единицами изучаемого материала. И сделать пояснения к ней.
Группа «Понятие». Задание: указать базовые понятия входящие в тему и дать им определения.
Группа «Апологет». Задание: выявить и сформулировать положительные, оригинальные, интересные, перспективные стороны материала.
Группа «Оппозиция». Задание: сформулировать все «недостатки». Которые удалось найти при изучении темы.
Группа «Вопрос». Задание: сформулировать вопросы по содержанию учебного материала.
Группа «Практик». Задание: определить возможности использования материала в практической деятельности. Обосновать свои предположения.
Группа «Эксперт». Задание: сформулировать позитивные и негативные моменты в деятельности каждой группы. Выставить оценки каждой группе по результатам работы.
Группа «Ассоциация». Задание: сделать рисунок, в котором отражены образы, возникшие при ознакомлении с темой занятия.
Итак деятельность каждой группы определена В течении 10 минут группа проходит первый этап – информационный и смысловой. Приступаем к выполнению задания (звучит музыка, презентация «Водные ресурсы»)
-Переходим к следующему этапу — демонстративно-дискуссионному. Слово группе № 1 и т.д.
Ресурсы Мирового океана
— Почему морскую воду называют «живой рудой»?
— Какие виды минеральных ресурсов люди научились добывать с океанического дна? Где расположены основные месторождения?
— Какие акватории Мирового океана являются самыми биологически продуктивными?
— Где в России максимальные возможности для использования приливной энергии?
Отчет групп прошел. Усвоение материала мы проверим в виде теста. Возьмите бланки на столе и ответьте на вопросы:
Ответить на вопросы теста.
1. Самыми биологически продуктивными районами Мирового океана являются…
1. Умеренные широты
2. Полярные широты
3. Тропические широты
2. На какой океан приходится основная часть запасов железомарганцевых конкреций?
3. В какой из перечисленных акваторий Нигерия ведет морскую добычу нефти?
4. К полезным ископаемым, растворенным в воде относятся…
1.Бентос, некто, планктон
3.Нефть, газ, каменный уголь
4.Бром, магний, иод
5. Какое сооружение из перечисленных использует энергетические ресурсы океана?
Происходит обмен заданиями и группы проверяют друг у друга ответы на вопросы
Подводим итоги нашей работы:
на рефлексивных листах отмечаем ваше мнение об уроке.
Источник
Конспект урока географии 10 класс на тему «Ресурсы Мирового океана»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии 10 класс на тему «Ресурсы Мирового океана»»
Тема урока: «Ресурсы мирового океана»
Образовательная: формирование знаний о водных ресурсах мирового океана и проблемы, связанные с их использованием.
Развивающая: формирование аналитических умений и навыков.
Воспитывающая: формирование бережного отношения к водным ресурсам планеты.
Обучающая: развивать умение работать с картами, готовить сообщения по теме, отбирать информацию, работать в мини –коллективе.
Развивающая: развивать мотивацию и интерес к учению, память, внимание; коммуникативные умения и навыки.
Воспитательная: формировать понимание взаимозависимости человека и природы, необходимости бережного, рационального отношения к природным ресурсам; воспитывать речевую культуру учащихся. Продолжить формирование умения у обучаюшихся грамотного выступления, правильного использования отведенного регламентом времени.
Планируемые результаты обучения
Оценивание смысла и значения экологической деятельности — как собственной, так и других людей — в сохранении природы; использование географических знаний для определения мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; способность приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды; умение соотносить систему выработанных ценностей, взглядов, принципов, правил и норм природоохранительного поведения с моделями своего поведения и поведения других людей в повседневной деятельности в условиях устойчивого развития
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления как с помощью учителя, так и самостоятельно; выявлять причинно-следственные связи обеспеченности регионов и стран мира ресурсами Мирового океана; объяснять, оценивать и прогнозировать явления и процессы использования ресурсов Мирового океана на основе приобретённых географических знаний и умений.
Регулятивные УУД: применять на практике все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами. Коммуникативные УУД: различать в речи другого мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Владеть умениями применять географические знания для характеристики видов ресурсов Мирового океана и оценки перспектив их использования в разных регионах и странах мира; сформировать представления и знания об основных проблемах использования ресурсов Мирового океана человеком; объяснять географию размещения отдельных видов ресурсов Мирового океана по планете; определять особенности размещения отдельных видов ресурсов Мирового океана и перспективы их использования; анализировать основные проблемы, характерные для Мирового океана
Оборудование: карты : «Политическая карта мира», « Природные ресурсы мира» ,учебники, атласы, электронная презентация «Ресурсы Мирового океана», проектор, компьютер.
Проверка Д/3. 1)Что такое водные ресурсы? Каковы запасы водных ресурсов?
Здравствуйте, ответьте на мои вопросы. Вспомните: 1. каково значение морей в хозяйственной жизни России? 2. какие из морей, омывающих территорию России, имеют наибольшее промысловое значение? 3. В каких из них ведется добыча минеральных ресурсов? каких?
Ресурсы Мирового океана принято рассматривать отдельно от ресурсов суши, хотя они тоже являются минеральными, энергетическими, пищевыми и др. По сравнению с аналогичными ресурсами суши ресурсы океана имеют свою специфику.
Они существенно меньше освоены и изучены по сравнению с ресурсами суши. Фактически океан — это новая планета, о которой человек знает пока не слишком много. Ресурсы Мирового океана — это огромный резерв на будущее. Освоение этих ресурсов, возможно, станет важнейшей задачей человечества в начавшемся столетии.
Характеристика ресурсов мирового океана
1. Биологические ресурсы. Под биологическими ресурсами понимается совокупность животных и растительных организмов, обитающих в водах Мирового океана. Эти ресурсы представляют ценность в качестве богатых уникальным набором веществ продуктов питания.
Однако это не единственная сфера их применения. Водоросли, например, идут на изготовление лекарственных препаратов, крахмала, клея и даже бумаги и тканей. Используются водоросли и в качестве удобрений на полях. Но все же главное достоинство морепродуктов — это их пищевая ценность.
Рыболовство и китовый промысел были важным источником пищи для человека еще в каменном веке. Но если китовый промысел в настоящее время запрещен, то рыболовство — важная отрасль хозяйства многих стран мира (рис. 56). Рыба составляет более 85% используемой человечеством биомассы океана. Все остальные виды морепродуктов (моллюски, ракообразные, водоросли и др.) имеют существенно меньшее значение для населения планеты.
Продуктивность различных акваторий Мирового океана неодинакова (рис. 57). Наиболее богато рыбой прилегающее к материкам мелководье — шельф.
шельфе вода хорошо прогрета и богата кислородом. Она насыщена большим количеством питательной органики, поступающей в океан с суши. Также очень богаты жизнью районы с интенсивным перемешиванием воды, возникающим при встрече холодных и теплых морских течений.
Биологически наиболее продуктивны Атлантический и Тихий океаны. Они дают более 90% мирового улова рыбы. Важнейшим районом рыболовства, имеющим мировое значение, является Северная Атлантика. Возле берегов острова Ньюфаундленд, где теплое течение Гольфстрим встречается с холодным Лабрадорским течением, по некоторым оценкам, вылавливается до 25% всей рыбы. В Тихом океане богаты рыбой воды у берегов Южной Америки. Исключительно велики рыбные ресурсы Берингова, Охотского и Японского морей. Наименее продуктивен Индийский океан (из-за малой площади шельфа) и большая часть Северного Ледовитого океана.
В настоящее время ежегодно в мире добывается около 100 млн т рыбы и других морепродуктов. Такие масштабы промысла не подрывают рыбные богатства океана, но возможности их воспроизводства уже достигли предела. А ведь рыбный промысел из года в год растет. Не за горами тот день, когда начнется истощение, казалось бы, безграничных биологических ресурсов океана. Это, конечно, является серьезной проблемой, решение которой связано с развитием марикультуры. Марикультура — это искусственное разведение морских организмов. Фактически это особый вид сельского хозяйства — сельского хозяйства в океане. В самом деле, на суше уже тысячи лет назад состоялся переход от охоты к животноводству, от присваивающего к производящему хозяйству. В океане же человек остается по-прежнему первобытным охотником. Дальнейшее использование биологических ресурсов океана объективно связано с развитием марикультуры.
2. Минеральные ресурсы Мирового океана. Минеральные ресурсы океана можно разделить на две большие группы: вещества, растворенные в морской воде, и минеральные ресурсы дна океана.
В состав солей, содержащихся в морской воде, входит около 75 химических элементов. Многие из них могут быть извлечены из морской воды в достаточно большом количестве. Поэтому морскую воду иногда называют «жидкой рудой». В настоящее время из морской воды в промышленных масштабах извлекают натрий, хлор, магний и бром. И конечно, сама вода — важный ресурс. Мы уже говорили об опреснении морской воды. Оно позволяет решить проблему недостатка пресной воды в некоторых районах нашей планеты.
Минеральные ресурсы дна — прежде всего полезные ископаемые, находящиеся в пределах шельфа. Шельф — это затопленные океаном окраины материка, а следовательно, там есть такие же полезные ископаемые, как и на суше.
Хотя геологические изыскания на шельфе начались только в последней трети XX века, здесь уже открыты крупные месторождения нефти, газа, каменного угля, железной руды, серы, обнаружены отложения фосфоритов и россыпи алмазов.
В настоящее время на шельфе добывается почти треть нефти и газа мира (рис. 58). Главными районами морской добычи полезных ископаемых являются Персидский и Мексиканский заливы, Северное и Карибское моря. Очень перспективны Гвинейский залив и межостровные моря Зондского архипелага.
Но этим не ограничиваются минеральные ресурсы дна. Еще сто лет назад на дне океана на глубине в несколько километров были обнаружены скопления железо марганцевых конкреций. Их образование связано с тем, что на больших глубинах многие растворенные в морской воде металлы выпадают в осадок (железо, марганец, медь, титан, никель, кобальт и др.). Образуются шаровидные тела размером от нескольких сантиметров до 20—30 см в диаметре. Это и есть конкреции. Их запасы составляют миллиарды, а по некоторым данным, триллионы тонн, но осваивать их пока довольно трудно, хотя уже известны первые пробные попытки извлечения конкреций со дна океана.
3. Энергетические ресурсы Мирового океана. Энергетические ресурсы океана связаны с движением его вод. Волны, течения, приливные движения можно использовать в качестве источников энергии. Сейчас существуют про-
Минеральные ресурсы дна — прежде всего полезные ископаемые, находящиеся в пределах шельфа. Шельф — это затопленные океаном окраины материка, а следовательно, там есть такие же полезные ископаемые, как и на суше.
Хотя геологические изыскания на шельфе начались только в последней трети XX века, здесь уже открыты крупные месторождения нефти, газа, каменного угля, железной руды, серы, обнаружены отложения фосфоритов и россыпи алмазов.
В настоящее время на шельфе добывается почти треть нефти и газа мира (рис. 58). Главными районами морской добычи полезных ископаемых являются Персидский и Мексиканский заливы, Северное и Карибское моря. Очень перспективны Гвинейский залив и межостровные моря Зондского архипелага.
Но этим не ограничиваются минеральные ресурсы дна. Еще сто лет назад на дне океана на глубине в несколько километров были обнаружены скопления СООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА Ъ^^^
екты энергетических установок, использующих энергию течений и волн, но наиболее освоена энергия приливов. Приливные электростанции построены на Атлантическом побережье США и Канады, в Баренцевом море у берегов России, во Франции и Китае. Пока их немного. Оценка потенциала приливной энергетики только для Баренцева, Белого и Охотского морей показала, что суммарная приливная энергия этих трех морей превышает мощность всех ныне действующих электростанций России! Эта оценка дает представление о возможностях приливной энергетики в масштабах всей нашей планеты.
1. Ресурсы Мирового океана еще только начинают осваиваться человеком.
2. Наиболее освоенным видом ресурсов Мирового океана являются биологические ресурсы.
3. Дальнейшая перспектива использования биологических ресурсов океана связана с переходом от рыболовства к марикультуре.
4. Минеральные ресурсы океана включают ресурсы дна и ресурсы морской воды.
5. Нефть и газ — основные виды полезных ископаемых, добываемых со дна океана.
6. Использование минеральных ресурсов морской воды способно изменить ситуацию с дефицитом многих химических веществ.
7. Морская энергетика в настоящее время представлена лишь приливными гидроэлектростанциями.
) на боль-1ют в оса-гся шаро-штре. Это [ данным, известны
ресурсы вижения |уют про-
1. Перечислите виды природных ресурсов Мирового океана.
2. Что такое шельф?
3. Назовите океаны и их части, наиболее обеспеченные биологическими ресурсами и минеральными?
Источник