- Конспект урока по окружающему миру «У черного моря» 4 класс план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- «У Черного моря» план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
- Конспект урока по предмету «Окружающий мир» по программе «Школа России»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру «У черного моря» 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по окружающему миру «У черного моря» 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по окружающему миру «У черного моря» 4 класс | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура урока «Открытие нового знания»
Дата: 4.09.2020 ФИО учителя Мокичева О.В.
Школа: МОУ СОШ №10 ФИ студента Волкова А.С.
Класс: 4А ФИО методиста Боева С.В.
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру
Тема: «У черного моря»
Цели деятельности учителя: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.
Предметные: получить представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны субтропиков, хозяйственной деятельности населения
Личностные: поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник окружающего мира 4 класс, 2 ч. Плешаков А.А.
Методы и приемы
I. Этап самоопределения к деятельности
— Здравствуйте, ребята.
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
-Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок «Окружающий мир».
II. Актуализация знаний и мотивация
Игра «Узнай меня»
Ходит чудо по дороге-
Голова торчит да ноги.
Я из отряда лисиц, небольшая на вид, но уши большие.
Я — глинистый участок пустыни, называюсь…
Я – песчаный холм, и зовут меня …
- Работа с тестами (на листочках со стр. 118 «Поурочные разработки»)
- Индивидуальное задание на карточке «Исправь ошибки в тексте»
Играют в игру, отвечают на вопросы учителя, работают с тестами.
III. Постановка учебной задачи
-Сегодня мы отправимся туда,
Где много солнца и теплая морская вода,
Субтропики России раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
-Что мы будем делать для достижения этой цели?
(Учитель записывает вопросы на доске).
-Дети отвечают на вопрос, ставят цель урока.
IV. Открытие нового знания
— В этом учебном году вы много путешествовали по природным зонам, где справлялись с труднейшими заданиями. Сегодня нам предстоит совершить ещё одно увлекательное путешествие. Это путешествие на Черноморское побережье. Во время путешествия мы с вами услышим и увидим много интересного о природе, растительном и животном мире этого удивительного края.
1. Работа с картой.
— Обратимся к помощнице – карте. Что она нам расскажет?
Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны – Кавказские горы, а с другой – Чёрное море.
В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Солнце за лето нагревает море. А затем море отдаёт побережье зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, они высокие и молодые, Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами.
Что обозначает слово “субтропики”?
В переводе с латинского приставка « суб- » значит «под». Это территория под тропиками. Субтропики – области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на черноморском побережье, — лишь её маленькая часть.
-Дети слушают учителя. Идёт беседа.
V.Первичное закрепление во внешней речи
— А теперь продолжим изучать природную зону. В работу включаются все научные группы: ботаники, зоологи, экологи.
Для подготовки выступлений вы разбиты на 3 группы. Каждая группа подготовит свое сообщение, связанное с нашей темой.
1 группа – «Ботаники» Они, пользуясь учебником (с. 127, 130), энциклопедиями «Я познаю мир. Растения», «Зелёные страницы», атласами-определителями «От земли до неба», гербариями расскажут нам о растениях субтропиков по плану:
А) Отличительные особенности растений субтропиков.
Б) Растения дикорастущие, фруктовые, завезённые из тёплых стран.
2 группа – «Зоологи » Эта группа, пользуясь учебником (с. 128-130), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», «Животный мир России», атласами-определителями расскажут нам о животном мире субтропиков по плану:
А) Обитатели суши.
Б) Обитатели мира.
3 группа – «Экологи» Эта группа, пользуясь учебником (с.132-133), печатной информацией, расскажет об экологии зоны по плану:
А) Экологические проблемы Черноморского побережья.
Б) Растения и животные, занесённые в Красную книгу.
Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика.
Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить.
Изучают материал, подготавливают выступление.
Коммуникативные , личностные, познавательные
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
Выполнение самостоятельно заданий в рабочей тетради по теме урока.
-Выполняют самостоятельную работу.
VII. Включение в систему знаний
(его может и не быть)
-Д/З Подготовить сообщение о понравившемся растении или животном побережья Чёрного моря.
После параграфа ответить на вопросы.
VIII. Рефлексия деятельности
Наш урок подошел к концу.
— Какова была цель урока? Достигли ее?
— Какие знания мы открыли?
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
-А сейчас я предлагаю вам закончить предложение, выбрав один из вариантов ответов. (Самооценка. Комментарий учителя.)
Своей работой на уроке я доволен / недоволен
За урок я не устал / устал
Моё настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
-Отвечают на вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный урок по окружающему миру был разработан по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова.
Тема проекта: Когда мои друзья со мной! Время: 3 часа Цель проекта:Изменить себя в лучшую сторону, помочь измениться товарищу Задачи проекта:-сформировать умение кратко формулировать задачу п.
Урок по окружающему миру , 4 класс, тема «Тундра».
Тема урока: «Пустыни»Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1. сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход.
Формировать представленияоб источниках света и тепла, о значении Солнца для всего живого на Земле; сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии .
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе .
Предлагаю конспект по окружающему миру 4 класс Школа России.
Источник
«У Черного моря»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» по программе «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
У Черного моря | 86 КБ |
vot_ono_kakoe_nashe_more.pptm | 2.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» по теме
«У Чёрного моря» (4г класс)
- Рассмотреть причины особенностей неживой природы Черноморского побережья Кавказа.
- Сформировать обобщённые представления об особенностях растительного и животного мира этой природной зоны.
- Развивать мышление учащихся.
- Учить работать с географической картой и атласом, гербарием растений.
- Познакомить учащихся с растениями Сочинского дендрария (бумажное дерево, эвкалипт и т.д.).
- Сформулировать правила поведения человека, отдыхающего у Чёрного моря.
- Карта природных зон России;
- Изображения благородного оленя, леопарда, короткошерстного зайца;
- Изображения листа верблюжьей колючки и листа каштана;
- Фотографии (ландшафтные картины) природы Черноморского побережья Кавказа;
- Гербарий растений; апельсин, мандарин, лимон, лист лавра;
- Медиапроектор;
- Презентация учителя;
- Презентация учащихся;
- Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
А) (в форме пресс-конференции).
Поставьте вопросы для своих одноклассников по приспособлению животных к условиям жизни в пустыне.
(Учитель по желанию вызывает четырёх учеников. Остальные дети задают им вопросы, играя роль журналистов).
Посмотрите на изображение лягушки. Измените так её внешний вид, чтобы она смогла выжить в пустыне.
1.Пустыня — место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. (+)
2.У саксаула ствол в несколько раз длиннее корня. (-)
3.В январе пустыня кажется не пустой: цветут маки, пахнет и розами, и жасмином, и сиренью. (-)
4.У черного саксаула не бывает листопада, но зато случается веткопад, так как на саксауле нет листьев, вместо зеленых листьев у него зеленые веточки. (+)
5.Самое быстрое животное пустыни — дикий осел, он пробегает за одну секунду 2 м. (-)
6.Самый чуткий в пустыне — клещ: он бежит к человеку за 5 м. (+)
7.Самая сонная в пустыне — обыкновенная черепаха. Она может спать, не просыпаясь. 5 лет. (-)
8.Пустынный сверчок до того пугливый, робкий, что его пугает даже стук сердца человека. (+)
9.В пустыне все непривычно и непонятно : озера без воды, реки никуда не впадают. дождь высыхает, не долетев до земли. (+)
Проверка – ключ на доске.
III. Сообщение темы и целей урока.
— Вспомните тепловые пояса Земли. (Полярный пояс, умеренный пояс, тропический пояс).
— В каком направлении мы с вами двигались по карте? (От полярного пояса на юг).
— Какие тепловые пояса мы с вами уже посетили?
— Какие природные зоны находились в полярном поясе?
— В умеренном поясе?
— В каком поясе мы с вами оказались потом?
— Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по карте России и изучим природу узкой полоски суши, расположенной в субтропической зоне.
Задание. Дайте название этой природной зоне, использую в качестве опоры слова, записанные на доске:
(Черноморское побережье Кавказа) Слайд 1
IV. Изучение нового материала.
1. Работа по карте “Природные зоны России”.
Найдите и покажите на карте природную зону, расположенную на побережье Чёрного моря и окружённую Кавказскими горами.
Определите размеры этой природной зоны относительно других.
(Черноморское побережье Кавказа занимает небольшую территорию России).
К северу или к югу от нашего края расположена эта природная зона?
Задание. Посмотрите на схему.
Назовите номер расположения солнышка, которое характерно для Черноморского побережья Кавказа.
(Солнышко под номером 5, т.к. оно лучше других прогревает поверхность земли, потому что его лучи падают почти отвесно).
Давайте попробуем предположить, какие погодные условия могут быть на Черноморском побережье Кавказа, какова растительность в этой природной зоне.
(Высказывания детей.
Очень жарко и сухо, растительность скудная и редкая).
Сравните ваши предположения с реальной действительностью, рассмотрев изображения растений Черноморского побережья Кавказа. Слайды 3-4
— Что такое субтропическая зона?
2. Работа по учебнику с.132.
— Прочитайте в учебнике текст о природе и погодных условиях Черноморского побережья Кавказа.
С помощью специальных значков произведите разметку текста:
+ – это новое для меня;
? – об этом я подумаю;
! – это следует запомнить.
3. Проверка восприятия.
— Что же обозначает слово «субтропики»? (Тропики — это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)
А что означает приставка «суб-»? В переводе с латинского это значит «под». Так что же такое субтропики? ( Это территория под тропиками.)
Точнее сказать, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, — лишь маленький кусочек.
— В чём кроется секрет удивительного климата и богатства растительного мира Черноморского побережья Кавказа?
-Высокие Кавказские горы защищают побережье от холодных северных ветров. Лето здесь жаркое. Солнце стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне. Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли, температура воздуха остаётся выше 0 градусов и выпадающий снег быстро тает. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах цветут розы.
— Почему, в отличие от пустынь, здесь растёт огромное количество растений?
(Влажный воздух. На побережье с моря дуют влажные ветры. Они приносят много дождей).
Представьте себе, что вы находитесь в теплице, и опишите природные условия Черноморского побережья Кавказа.
Вспомните, чем отличаются растения, выросшие в теплице, от тех, которые выросли в открытой местности?
— Тепло и влага создают благоприятные условия для развития растений. Они очень быстро растут, образуя густые, непроходимые леса. (Слайд )
— Довольно часто условия на Черноморском побережье сравнивают с условиями в парнике или теплице.
— Какие породы деревьев должны расти в таком климате: хвойные или лиственные?
— На Черноморском побережье Кавказа мы можем увидеть широколиственные леса. Из вечнозелёных лиственных растений есть пальмы, магнолии, кипарисы, бамбук, эвкалипт.
Известно, что здесь произрастает 4 000 видов растений. Тогда как на всей Земле всего 20 000. Слайды 7-8
Аудиозапись шума волн.
Посмотрите вокруг, как здесь красиво!
Представьте что вы сидите на тёплом морском песочке, поиграйте им.
А сейчас расслабьтесь, закройте глаза.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Вдох — выдох, вдох – выдох, вдох — выдох.
Я слышу шум моря, прибой волны и шелест волн прибрежных.
Волна беседует со мной и говорит расслабься, успокойся, отдохни.
Почувствуй чистый воздух моря. Тепло и свет ласкают тело.
Расслабься и послушай тишину. Вдох — выдох, вдох — выдох.
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.
Крепче кулачки сожмите, их повыше поднимите. Потянитесь, улыбнитесь глаза откройте, проснитесь
V. Закрепление нового материала.
1. Тест с выбором ответа.
Выберите две наиболее существенные причины, благодаря которым создаются особые погодные условия на Черноморском побережье Кавказа.
- Высокая температура воздуха;
- Высокие горы;
- Высокое положение солнца над горизонтом;
- Близость моря;
- Отсутствие сильных ветров.
(Высокие горы; близость моря).
2. Практическая работа.
— Освоив Черноморье, люди потянулись в эти края на отдых. В год на Чёрноморском побережье Кавказа гостит до 1,5 миллионов человек. Давайте совершим мысленное путешествие в этот особенный уголок земного шара.
— Перед нами Кавказские горы, пройдёмся у подножия этих гор. Слева и справа нас окружают деревья, плоды которых представлены у меня на столе.
(Мандарин, апельсин, лимон).
— Дайте название этим деревьям. (Апельсиновое дерево, лимонное дерево, мандариновое дерево).
На парте у каждого ребёнка лежит лавровый листочек.
Возьмите в руки листочек, лежащий у вас на парте и понюхайте его. С какого растения этот листочек? (Это лист лавра.)
— Что вы можете рассказать об этом листочке?
— Лавр – это представитель вечнозелёных растений, которые очень широко распространены на Черноморском побережье Кавказа. Слайды 6-7
Продолжите следующие высказывания:
Какое дерево Черноморского побережья Кавказа растёт быстрее всех, вы узнаете, выполнив это задание.
Драцена растёт медленнее каштана. Каштан растёт медленнее бамбука. Какое дерево растёт быстрее всех? (Бамбук)
VII. Продолжение работы над темой.
3. Презентация учителя.
Растения из Красной книги Слайды 12-13
Пион тонколистный, ветреница нежная, можжевельник высокий, касатик (ирис) карликовый, сосна пицундская.
— Богат и разнообразен животный мир. Это косуля. Слайд 15
В лесах обитают медведи, кабаны поедают плоды каштанов, орехи, жёлуди.
В море добывают себе пищу птицы – чайки, бакланы, буревестники. Слайд 16
Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник. Слайд 17
К животным суши относятся ящерицы и змеи. Слайд 18
Растительный мир моря включает в себя 270 видов многоклеточных зелёных, бурых, красных донных водорослей.
Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, актинии, губки, морские коньки, морские иглы, дельфины. В Чёрном море обитает 2,5 тыс. видов животных. Слайды 19-27
Среди опасных рыб Чёрного моря — морской дракончик (ядовиты колючки спинного плавника и жаберных крышек) , скат (морской кот) с ядовитыми шипами на хвосте.
Экологическое состояние Чёрного моря в целом неблагоприятное. Слайд 28
4. Презентация учащихся.
— Черноморское побережье Кавказа является основным курортным регионом Российской Федерации. На российском побережье Чёрного моря насчитывается свыше 1000 пансионатов, санаториев и отелей, и их число постоянно растёт. В Сочи (вместе с посёлком Красная Поляна, находящимся в 39 км от Сочи) будут проведены Зимние Олимпийские игры в 2014 году. Чёрное море — важный район транспортных перевозок. Помимо нефти и продуктов её переработки, из российских и украинских портов Чёрного моря вывозятся металлы, минеральные удобрения, машины и оборудование, лес, пиломатериалы, зерно и др. Основные объёмы ввоза в черноморские порты России и Украины приходятся на потребительские товары, продукты питания. Чёрное море сохраняет важное стратегическое и военное значение. По мнению ученых, экологическое состояние Чёрного моря за последнее десятилетие ухудшилось. Основные причины: сильное загрязнение впадающих в море рек. Загрязнение вод нефтью и нефтепродуктами. Как следствие, это приводит к гибели морских животных, попавших в нефтяные пятна, а также загрязнению атмосферы за счет испарения нефти и нефтепродуктов с поверхности воды.
- Площадь Чёрного моря 422 000 км? (по другим данным — 436 400 км?).
- Наибольшая протяжённость моря с севера на юг — 580 км.
- Наибольшая глубина — 2210 м.
- Впадающие реки Дунай, Днестр, Днепр.
VIII. Подведение итогов урока.
— Назовите особенности неживой природы Черноморского побережья Кавказа?
— Перечислите причины разнообразия растительности на Черноморском побережье Кавказа?
Выставление оценок за работу.
IX. Домашнее задание.
- Ответить на вопросы рубрики “Проверь себя”.
- Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.
- Написать мини-сочинение о своих впечатлениях, о поездке (задание для тех ребят, которые летом вместе с родителями отдыхали на Чёрном море) .
Источник