Разработка урока «Мировой океан и его части»
план-конспект урока по географии (5 класс)
Мировой океан и его части
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mirovoy_okean_i_ego_chasti_5_kl.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Мировой океан и его части.
Дата проведения: 19 февраля 2019
Цель урока: Формирование представления о Мировом океане, его составных частях как непрерывном водном пространстве.
Задачи : Образовательные: Создать условия для изучения учащимися характеристики Мирового океана
Развивающие: развивать умение работы по картам, мыслительные операции: анализ, обобщение, вывод
Воспитательные: Воспитывать чувство товарищества, аккуратность, бережное отношение к водам Мирового океана.
Личностные: осознание ценностей географических знаний о Мировом океане, как важнейшего компонента научной картины мира
Метапредметные : умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе
Предметные: знать что такое Мировой океан и его размеры, доказательства о причинах движения воды в океанах, знать и объяснять существенные признаки понятий суша и мировой океан
Познавательные УУД — анализировать и сравнивать океаны, выявлять причины и следствия простых явлений в океанах.
Коммуникативные УУД — овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную. Регулятивные УУД — принимать и формулировать учебную проблему: имеет ли границы Мировой океан
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах Средства обучения : физическая карта, контурные карты, презентация по теме урока Понятия и термины : мировой океан, море, залив, пролив, волна, течение.
Географическая номенклатура : Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан, Марианская впадина, заливы, проливы, моря.
1. Организационный этап. 1.Приветствие, психологический настрой. Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. Улыбнитесь мне и своим товарищам, желаю вам плодотворной работы на уроке. Успехов вам и удач! Если будет трудно, мы вместе преодолеем преграды.
2. Проверка подготовленности учащихся к уроку.
2. Мотивация к учебной деятельности .
Учитель: В своей книге «В мире безмолвия» французский океанолог Жак Ив Кусто пишет о том, что можно приспособить человека к подводной среде….
О морях, водных пространствах слагают стихи, поют песни, но согласитесь, знаем мы о морях и океанах только самое необходимое. А есть ведь ещё и много всего дополнительного, неважного, но не менее интересного.
3. Актуализация знаний.
В 1519-1522гг состоялась экспедиция на 5 кораблях. Слайд 1
— Кем был организован экспедиция, участниками были 234 человек, а вернулись только 18?
— Чей это портрет? Слайд 2
— Какое путешествие совершил Фернан Магеллан?
— Кто расскажет маршрут Ф.Магеллана .
Маршрут: от берегов Испании через Атлантический океан к Южной Америке через Магелланов пролив в Тихий океан. Через моря и острова Тихого океана вышли в Индийский океан, обогнули южная оконечность Африки через в Атлантический океан до Испании. Слайд 3
— Какие крупные водные пространства преодолела экспедиция? океаны) — Через какие географические водные объекты проходила экспедиция Магеллана кроме океанов? (Моря, проливы, заливы).
Таким образом, что мы будем изучать сегодня на уроке? Ответы учащихся.
т.е мировой океан: также моря, проливы, заливы – это части Мирового океана. Итак, тема нашего урока звучит? Мировой океан и его части.
Эпиграфом к уроку будут слова Жюль Верна «Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует Ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны». Слайд
Учащиеся записывают дату и тему урока.
Как вы считаете, какова цель нашего урока ? (изучить что такое мировой океан и каковы его размеры, изучить из каких частей состоит Мировой океан)
Проблемный вопрос нашего урока, имеет ли границы Мировой океан? на которой мы должны получить ответ в конце урока.
4. Изучение нового материала .
П лан урока. Слайд
- Мировой океан
- Вода в океане
- Океаны
- Моря, заливы и проливы
- Мировой океан – самый большой водоем нашей планеты. Он покрывает ¾ поверхности Земли. Площадь Земли составляет 510 млн кв.км, суша – 149 млн.кв.км.
— Чему равна площадь Мирового океана? Давайте высчитаем и найдем площадь Мирового океана .
Учащиеся: Площадь Мирового океана — 361 млн км, что составляет (71%).
Для сравнения: площадь нашей страны, а Россия – самая большая страна мира, равна 17,1 млн.км.
Я для сравнения посчитал во сколько раз площадь России меньше Мирового океана. У меня получилось в 21 раз. Я пришла к выводу, Мировой океан — это самый большой водоём планеты.
— Найдите, где находится мировой океан? Назовите океаны, покажите их на карте.
Таким, образом, Мировой океан — совокупность всех океанов: Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого
Парная работа . Пользуясь картами на форзаце учебника, помогая друг другу нанесите на контурные карты названия всех океанов.
В океане растворены почти все известные вещества на Земле. Но особенно много в этой воде поваренной соли. Именно она и придает ей соленый вкус. Поэтому вода в океане – соленая!
Океан никогда не бывает совершенно спокойным. Его воды находятся в постоянном движении. Это волны. Главная причина возникновения волн – ветер. Именно ветер вызывает волнение, гонит воду на поверхности океанов, образуя течения. Средняя высота волн – 3-7м, максимальная до 30м. Морские течения часто называют «реками без берегов».
Задание . По рис.54 определите, какие бывают морские течения? ( холодные и теплые)
— Приведите примеры теплых и холодных течений.
Эти потоки воды могут достигать тысячи км-в в ширину и многие тысячи км-в в длину. Благодаря этим движениям воды в Мировом океане перемешиваются.
Чаще всего Мировой океан делят на 4 океана. По мнению некоторых ученых, есть еще один океан, который омывает Антарктиду. Сегодня мы рассмотрим только 4 океана. А раздам вам таблицы, будете заполнять 3 колонку, используя текст учебника.
Источник
Разработка урока географии 6 класс «Части Мирового океана. Свойства вод океана.»
план-конспект урока по географии (6 класс)
Открытый урок по географии в 6 классе по теме «Части Мирового океана. Свойства вод океана».Урок провоится с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prozvenel_uzhe_zvonok.doc | 561.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Части Мирового океана. Свойства вод океана.
Тип урока: изучение нового материала, урок — исследование
Цель урока: познакомить обучающихся с Мировым океаном, как непрерывным водным пространством, его частями и свойствами вод океана.
1. Образовательные: — сформировать понятия: « мировой океан», «море», «залив», «пролив»,«остров», «архипелаг», «полуостров»;
— познакомить со свойствами океанической воды (температурой и солёностью);
— установление межпредметных связей с предметами: изобразительное искусство, физика, математика.
2 . Развивающие: — формировать умения работать с учебником, картами, другими источниками знаний,
— применять имеющиеся знания на практике и в поисках решения проблемных ситуаций,
— развивать географическое мышление и устную речь;
— развивать умение анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
3. Воспитательные: — способствовать воспитанию чувства товарищества, умение оценивать свои знания, умения применять полученные знания в жизни, показать значимость Мирового океана для окружающей среды и человечества.
Планируемые результаты обучения:
— формирование понятий: «мировой океан», «море», «залив», «пролив», «остров», «архипелаг», «полуостров»;
— ознакомление со свойствами океанической воды (температурой и солёностью).
— планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;
– оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
— сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
— проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;
– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;
— осуществлять итоговый контроль деятельности
— сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
— воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;
– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
– анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
— сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам– презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
– преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать;
— формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу
— воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;
— находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
– составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
– характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
– описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка
— индетифицировать себя с мировой культурой;
— проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность;
— овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
– применять правила делового сотрудничества;
– выражать положительное отношение к процессу познания:
— проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оснащение урока :, атласы, бортовой журнал, планшет, презентация, сосуды с водой (1- холодный и насыщенный солью, 2 – горячий и пресный, 3 – комнатной температуры и слабосоленый), поплавок, фломастеры.
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок.
Я знаю каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок.
Давайте вспомним наперед
Какие знанья дал нам
II.Мотивация и целеполагание
-Какой новый раздел мы начали изучать на прошлом уроке?
-Что такое гидросфера?
-Как воды гидросферы связаны между собой?
А сейчас я прошу вас отгадать загадку, и подумать какая тема урока сегодня.
Он могучий и огромный
Состоит он из морей
Ну, давай, ответь скорей.
Это не воды стакан
А огромный ОКЕАН.
Попробуйте сформулировать определение понятия Мировой океан.
Площадь мирового океана составляет 361 млн кВ км.
А теперь попробуем определить задачи нашего урока.
-Познакомиться с частями мирового океана,
-Дать определения понятиям: море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг.,
-Познакомиться со свойствами вод мирового океана.
Для достижения цели урока я предлагаю вам совершить морское путешествие.
Чтобы путешествие было успешным нам необходимо взять с собой морские учебники, бортовые журналы, карты и навигационные приборы., а также смекалку, дисциплину, умения слушать товарища и хорошее настроение.
Итак, мы отправляемся в путь.
У нас 4 экипажа (название на партах). Каждый экипаж проложит навигационный путь по океанам.
Бригантина -Тихий, 9 вал -Атлантический, Отважный – индийский
Магелланчики- Северный Ледовитый.
Для успешной деятельности мы будем заполнять бортовые журналы и листы самооценки.
IV. Изучение нового материала.
А. Части Мирового океана.
Работаем с бортовым журналом, картами, атласом. По окончании работы экипаж формирует флажок. (обеспечивает сплоченность и активизирует деятельность учащихся)
Приложение №1. ( работа в группах)
1 . При помощи географических координат определите пункт-начало путешествия.
1 экипаж 64 с.ш и 176 з.д (Анадырь) 3 экипаж 19 с.ш и 73 в.д (Бомбей)
2 экипаж 30 с.ш. и 32 в.д. (Каир) 4 экипаж 59 с.ш. и 31 в.д (С.Петербург)
2. Определите географические координаты конечного пункта путешествия
1 экипаж Владивосток (43 с.ш. и 132 в.д.я) 3 экипаж Мельбурн (38 ю.ш. и 145 в.д)
2 экипаж Мехико (19 с.ш. и 99з.д.) 4 экипаж Тикси (72 с.ш. и 128 в.д)
3. Используя карту и лингвистический конструктор, дайте определения понятиям и приведите примеры. При помощи цветного карандаша проложите маршрут путешествия, используя цифры на карте.
Море — …. (океана, в, отличающаяся, это, от него, течениями, нем, часть, организмами, свойствами, живущими).
Залив – это …. . (в, пространство, глубоко, часть, вдающаяся, водного, сушу)
Пролив – это …. ( пространство, достаточно, узкое, ограниченное, двух, сушей, сторон, с, водное).
Остров- это….( суши, водой, часть, сторон, окруженная, небольшая, с четырех)
Полуостров- это….( суши, водой, часть, сторон, окруженная, небольшая, с трех)
Архипелаг- это…(островов, совокупность, близкорасположенных)
4. Найди отличия .
1 экипаж А Охотское 2 экипаж А Средиземное
Б Беренгово Б Саргассово
3 экипаж А Красное 4 экипаж А Белое
Б Аравийское Б Карское
Море
Проверяем на слайде правильность выполнения заданий.
Наше путешествие продолжается.
Б. Свойства вод Мирового океана
Многие капитаны, заметили одну особенность: в разных частях океана осадка кораблей разная.
Какие гипотеза на этот счет у вас возникают?.
Я предлагаю провести эксперимент. На столе 2 стакана с водой, опускаем поплавок, что наблюдаем?
Продолжаем наше путешествие и изучим свойства вод мирового океана 1 и 2 экипажи работают по свойству СОЛЕНОСТЬ вод,
3 и 4- ТЕМПЕРАТУРА
вод Мирового океана.
Приложение 2 ( работа в парах на планшете )
- Используя учебник (параграф ) и атлас, заполните таблицу «Свойства океанической воды. Солёность». Подготовь небольшое сообщение по своей теме.
Единица измерения солёности —
Средняя солёность океана —
На солёность вод влияют:
Широта, море, где наблюдается наибольшая солёность вод, нанесите штриховку красным цветом
Широта, море, где наблюдается наименьшая солёность вод, нанесите штриховку зеленым цветом
количество минеральных веществ в граммах, растворенных в 1л (1кг) воды
Единица измерения солёности —
Средняя солёность океана —
На солёность вод влияют:
крупные реки, тающий лёд, количество осадков, испаряемость
Широта, море, где наблюдается наибольшая солёность вод
Широта, море, где наблюдается наименьшая солёность вод
2. Используя учебник (параграф 20 ) и атлас, заполните таблицу «Свойства океанической воды. Температура воды», выполни штриховку и дополни фразы. Подготовь небольшое сообщение по своей теме.
Изменение температуры на глубине
Заштрихуйте красным цветом с более тёплыми водами, синим — с холодными водами, зелёным – воды с постоянной температурой.
Погружаясь, температура вод ______________________________
На глубине более 1000 м температура не превышает __________________________
Изменение температуры поверхностных вод. Заштрихуйте синим цветом районы Мирового океана с более холодными поверхностными водами, а красным – с более теплыми.
Самая высокая температура +35 ° С в __________________
Самая низкая температура в ______________________________: -1-2 ° С
Изменение температуры на глубине
Заштрихуйте красным цветом с более тёплыми водами, синим — с холодными водами, зелёным – воды с постоянной температурой.
Погружаясь, температура вод понижается
На глубине более 1000 м температура не превышает 2-3 ° С
Изменение температуры поверхностных вод. Заштрихуйте синим цветом районы Мирового океана с более холодными поверхностными водами, а красным – с более теплыми.
Самая высокая температура +35 ° С в Персидском заливе
Самая низкая температура в полярных широтах: -1-2 ° С
Взаимопроверка. На презентации отображается правильное выполнение
задания. Группы меняются планшетами.
Выполнить интерактивное задание: нанеси границы морей (каждый экипаж по одному морю)
V. Первичное закрепление.
Выполнение теста на планшете.
1) А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного, в нашем случае — «Мировой океана».
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Океан.
Огромный, могучий.
Удивляет, поражает, восхищает.
Он велик и непредсказуем.
Загадка.
2) Организации процедуры самостоятельной оценки учебной деятельности на уроке.
3) Выставление отметок
VII. Домашнее задание.
Составить рассказ «Мое морское путешествие»
Источник