Урок по природоведению океаны

Конспект урока по природоведению «Моря и океаны. Использование и охрана воды»
план-конспект урока по природоведению (5 класс)

Познакомить учащихся с морями и океанами; рассказать об использовании и охране воды, экологических проблемах водоёмов.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_po_prirodovedeniyu_morya_i_okeany.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Владимирской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Кольчугино»

Конспект урока по природоведению в 5 классе.

Тема ««Моря и океаны. Использование и охрана воды».

Тема: «Моря и океаны. Использование и охрана воды».

Цель: Познакомить учащихся с морями и океанами; рассказать об использовании и охране воды, экологических проблемах водоёмов.
Задачи:
1. Образовательные: Закрепить знания учащихся о различных водоемах; рассмотреть экологические проблемы водоёмов, определить меры их охраны;
2. Коррекционно-развивающие : Развивать умение доносить информацию, работать в коллективе; корригировать и развивать память, мышление;
3. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам нашей планеты и чувство ответственности за окружающую природу.
Основные термины: Океан, море.
Оборудование:
— Учебник «Природоведение для 5 класс» Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной;
— Иллюстрации в учебнике и предметные картинки;
— Глобус;
— Ребусы;
— Карточки-задания, листочки.
Тип урока: Комбинированный.

1. Организационное начало урока:

-Приветствие;
— Психологический настрой на урок.

Прозвенел звонок и смолк,

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели

И работать захотели.

2. Повторение пройденного материала:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без неё нам не прожить.
Вопрос: О чем это стихотворение? (ответы детей)

Задание 1: Возьмите листочки, которые лежат на партах и напишите какая бывает вода. (пишут)

Соленая, пресная, газированная, кипяченая, холодная и т.д.
Проверка написанных прилагательных, обсуждение.

Задание 2: Давайте разгадаем ребусы:
Ребусы: река, болото, ручей, озеро.

Задание 3 на карточке: Соотнесите стрелками:
Соедините Стрелками

Реклама 05

Проверка сделанного задания, обсуждение.

3. Актуализация новых знаний, сообщение темы урока:

Вводная беседа учителя – загадки:

1.Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее? (Медуза)

2. Что за плащ хвостатый, темный

Рассекает в море волны?

Осторожно! В нем разряд.

Электрический он… (Скат)

3. Он огромный, толстокожий,

А по виду — с рыбой схожий.

Вверх фонтан воды летит —

Так приветствует всех…(Кит)

4. У нее такая пасть!

Каждый может в ней пропасть.

Зубы острые сомкнула

Рыба хищная —… (акула)

5. Над волной дугою взвился,

Спинкой чёрной заискрился.

Мимо Гагр плывёт… Афин!

Белобрюхий кто? (Дельфин)

6. Симпатичный он на вид,

Хоть бывает ядовит!

У моллюска – восемь ног.

То придонный… (Осьминог)

7.Толст, морщинист, два клыка

Он похож на старика.

Он на льду лежит — и что ж?

Не мёрзнет толстокожий. (Морж)

8.И на суше, и в воде —

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме (Черепаха)

Вопрос: Где же живут эти животные? (моря, океаны)

Тема нашего урока: «Моря и океаны. Использование и охрана воды».

  1. Изучение нового материала:

-Записывем в тетрадях число и тему.

Вводная беседа учителя:
— Давайте посмотрим на глобус. Наша планета голубая, жёлтыми, коричневыми и зелёными пятнами. Голубое – это вода – океаны, моря, озёра, реки. Вода занимает больше половины поверхности земного шара. А что же такое моря и океаны?

Океаны – большие пространства воды. Все они соединены между собой и образуют Мировой океан.
Море – прибрежная часть океана.

— В водах морей и океанов растут водоросли. Здесь много рыб и морских животных.

(Фильм животные морей и океанов)

Физкультминутка:
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже,
Солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.

-Жизнь людей на земле тесно связана с морями и океанами:

-с древних времен человек ловит рыбу, крабов, моллюсков и употребляет в пищу (1 слайд)

-океаны обладают огромными запасами полезных ископаемых: природный газ,нефть. Из морской воды извлекают поваренную соль, эта частичка моря у нас на столе каждый день. (слайд 2-3)

-а еще на берегах морей и океанов построено много портов-это места, куда причаливают корабли (слайд 4-5)

-по морям и океанам люди перевозят грузы (слайд 6-7)

Беседа по вопросам:

-А еще на побережьях морей располагаются санатории, курорты,Э базы отдыха.
— Бывал ли кто-нибудь из вас на море, может быть, читал о нём? Какая вода в море? (Солёная).
— Можем ли мы пить такую воду или поливать цветы? (Нет).
— В реках, озёрах, под землёй вода без вкуса. Она называется пресной. А в морях и океанах вода солёная.
— Итак, каковы же запасы воды на Земле?

-Давайте откроем учебник на с.45. Третий абзац и прочитаем.

Рассказ учителя:
Воды на моря и океаны приходится 97%, в глубоких слоях суши, в почвах, в реках, озёрах, болотах, в ледниках, в атмосфере – 2% воды. На пресную воду, которая так необходима для всего живого, приходится всего 2% от общих запасов воды. Это очень мало.
— Какой вывод можем сделать? Пресной воды — необходимой нам для жизни, очень мало, её надо беречь.

— Сохранение пресной воды – это большая экологическая проблема. Чтобы понять эту проблему, установим её причины. Как происходит загрязнение воды?
— Загрязнение воды предприятиями;
— Люди моют машины, бросают мусор в воду;

Вопрос: — Решают ли люди эту проблему? (Да).
— Создают законы об охране природы, заказники, заповедники;
— Бурят скважины для добычи грунтовых вод;
— Строят очистные сооружения;
— Экономно расходуют.

5. Первичное закрепление изученного материала:

Фронтальный опрос.
— Чем отличается море от океана?
— Как люди используют океаны?
— Как люди используют воду океанов, морей, рек и озер?
— Какой воды на Земле больше: пресной или соленой?
— Какая вода нужна людям для питья?

Задание: Решите такую задачу:
«В квартире неисправен кран, из которого за 1 час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки?»

Источник

Урок : «Жизнь в морях и океанах»
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Урок изучения нового материала, частично-поисковый, проблемный, игровой.

Цели и задачи урока:

— Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении.

— Раскрыть черты приспособленности обитателей к разнообразным условиям.

— Показать необходимоcть защиты вод Мирового океана.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.doc 73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Жизнь в морях и океанах».

Цели и задачи урока:

  1. Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении.
  2. Раскрыть черты приспособленности обитателей к разнообразным условиям.
  1. Показать необходимоcть защиты вод Мирового океана.

Урок изучения нового материала.

Методы обучения и формы работы:

  1. Компьютер, проектор
  2. Презентация «Жизнь в морях и океанах».

Учебник Природоведение 5 класс автор Н.И. А.А. Плешаков, Н.И.Сонин, Рабочая тетрадь

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, приступаем к уроку, чтобы работа получилась плодотворной, нам всем необходимо соблюдать следующие правила и законы поведения

  1. Закон 0:0 — точности
  2. Закон един, говорит один (уважай говорящего)
  3. Закон инициативы
  1. Не согласен – возражай
  2. Возражаешь – предлагай
  3. Предлагаешь — делай
  1. Закон чистоты (содержи свое рабочее место в чистоте и порядке)

Учитель: Согласны ребята? Тогда начинаем урок

Ребята, как называется наша планета?

— А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы её: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему?

— Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН (слайд 2 ).

-А, сейчас, мы с вами с помощью интеллектуальной разминки попробуем определить тему урока (слайды 3-8 ).

1. По волнам гуляет зонтик,

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжется как крапива. ( Медуза )

2. Он плавает на дне глубоком,

А иногда — у берегов.

Он своим могучим током

Разгоняет тьму врагов. ( Скат )

3. По сути зверь – а с виду рыба,

Огромен, я его боюсь.

А догадаться вы смогли бы,

Кто пищу цедит через ус? ( Кит )

  1. Зубы в пасти: в три ряда.
    Это не страсти, а беда.
    Этот хищник знаменит,
    Тем, что он — «морской бандит».
    Мускулисты его скулы,
    Остерегайтесь встреч с… ( Акулой )

5. Подставляя людям спины

В море нас спасут… ( Дельфины )

6. Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я — … ( Осьминог )

-Где же живут эти организмы?

( Это обитатели морей и океанов).

И сегодня мы познакомимся с ними. Попробуйте сформулировать тему нашего урока:

«Жизнь в морях и океанах» ( слайд 9) .

Цели урока (слайд 10) :

  1. Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении.
  2. Раскрыть черты приспособленности обитателей к разнообразным условиям.
  1. Показать необходимоcть защиты вод Мирового океана.

-Кругом вода – с питьем беда. Почему так говорят о море ? (соленая вода). Звучит аудиозапись звуки моря (слайд 11) .

-Как вы представляете себе море? Какие чувства у вас вызывает вид моря, звуки моря?

Сегодня я предлагаю вам отправится в путешествие в глубины моря.

Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселён от самых верхних до самых нижних этажей.

— Сколько же этажей в этом доме?

— Пять. (Мы ответим на этот вопрос в конце урока)

-На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества.

— Давайте вспомним, что называется природным сообществом?

(Природное сообщество – это совместно обитающие и живущие на одной территории разные по виду растения, животные, микроорганизмы ).

Откройте учебник стр. 135-137 , у вас в тексте жирным шрифтом выделены сообщества, назовите их.

(сообщество поверхности воды, толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество). Слайд 13.

— Значит сколько здесь этажей. (5)

Знакомство с этими сообществами мы начнём с поверхности воды.

В своих тетрадях начертите таблицу, в первую графу запишите сообщество поверхности воды . Слайды 14-16.

По тексту учебника стр. 135 и слайду заполните другие 2 графы.

— Что интересного в нём?

Вот посмотрите какое странное существо, синий пузырь с красным гребнем. Это военный португальский кораблик. В старину моряки Португалии также ярко раскрашивали свои боевые корабли. Это родственник медуз. В воду у него уходят щупальца, которыми он ловит себе еду: маленьких рачков и рыбок.

Проблема: Как удерживается на воде португальский кораблик? (имеет легкий воздушный пузырь и гребень-парус)

По поверхности океана плавает парусник. Тело его плоское. Это хищник. Он добывает пищу с помощью щупалец. У него есть матросы-крабики. Захотят крабики есть, спустятся ко дну парусника и поймают среди щупалец рыбку. Рыбы умеют летать? Есть летучие рыбы. Разогнавшись, они выскакивают из воды и парят на своих плавниках над водою.

-На каком же этаже расположилось это сообщество? (первом).

Следующее сообщество – сообщество толщи воды. (запишите в 1 графу). Слайды 17-19.

Здесь обитают планктон и активно плавающие организмы.

Откройте учебники на с.135, в последнем абзаце найдите, что такое планктон? (Множество очень живых существ, свободно парящих в толще воды) Что же помогает им удерживаться в воде?

Проблема: Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие организмы? Во-первых у них обтекаемая форма тела. (сельди, акула-молот, дельфины, киты, кальмары)

Что помогает рыбам плавать в толще воды? (плавники, плавательный пузырь)

А у каких рыб из воды торчат зловещие плавники ? Это хищники моря – акулы. Они бывают и гиганты (20м._ и карлики (15см.). Самые безобидные – Тигровая и гигантская акулы. Питаются акулы рыбой. У них хорошее обоняние, лучше, чем у собак. Самая страшная для человека – Белая акула.

Белая акула до 6 метров. Охотится по ночам на кальмаров и своих мелких сородичей. На челюстях акулы множество зубов, если они выпадают, за 8 дней вырастают новые «Страшные улыбки». Тёмные, круглые, завораживающие глаза акулы мгновенно распознают добычу. Акулы испытывают постоянный голод, они вечно в движении, если акула перестанет двигаться, она утонет.А вот гигант моря – синий кит

( Синий кит относится к млекопитающим, это не рыба. Его тело до 33 метров, масса дл 130 тонн. Питается синий кит планктоном. Сложно кормить китёнка. За одну кормёжку он съедает 20 вёдер молока, жирного как сметана. Киты совершают ежегодные путешествия от приполюсных пространств к субтропикам и обратно.)

Также в морях множество водорослей. Они тоже имеют крючочки, прицепочки, чтобы удерживаться. Планктон имеет щетинки, выросты.

А что же называется планктоном?

(Планктон в переводе – блуждающий. Планктон – это множество живых существ, парящих в толще воды). Слайд 18.

В толще воды складываются цепи питания: водорослями кормятся рачки, рачками – мелкие рыбы, а ими крупные рыбы, кальмары, дельфины. Удивительно, что многие киты, эти гиганты моря, кормятся планктоном.

А на каком бы этаже вы расположили это сообщество?

Следующее сообщество – донное. Слайды 20-21.

Очень богато видами это сообщество. Здесь живут моллюски с красивыми раковинами, морские звёзды, осьминоги, камбала. Они любит прятаться, и для того, чтобы защищаться и для того, чтобы нападать

-Проблема: Что помогает защищаться от врагов? (Разнообразная форма, например у скатов она – плоская, окраска под цвет грунта)

Осьминоги выбрасывают чернильное пятно.

На каком бы этаже вы расположите это сообщество?

Самое красочнее сообщество и самое красивое– сообщество кораллового рифа. Слайды 22-25.

Послушайте легенду: согласно древнегреческому приданию, когда Персей отсек голову Медузе Горгоне, ее кровь пролилась на морское дно и проросло красным деревцем – кораллом. Коралловые ветки напоминают толи цветы, толи кусты. До 18 века их считали растениями, позже естествоиспытатель Карл Линней выделил их в класс животных.

В теплых, чистых тропических морях находятся кораллы. Коралл твердый как камень, но на самом деле он создан из тел миллионов маленьких существ. Эти животные коралловые полипы. Каждый из них живет внутри маленькой известковой чашечки. С течением времени часть полипов отмирает, и другие полипы строят свои чашечки поверх старых. Так кораллы продолжают расти вверх к поверхности воды и образует коралловые острова.

— Каким цветом на карте показаны коралловые острова? (красным).

Каковы же особенности этого сообщества?

Мир коралловых рифов – это буйство красок: здесь обитают ярко окрашенные креветки, актинии, ,моллюски. Рифы буквально кишат разноцветными рыбами.

Это сообщество располагается между сообществом поверхностные воды и сообществом толщи воды, но не везде, а только в тёплых тропических широтах.

Следующий этаж, который мы посещаем расположен очень глубоко под водой — глубоководное сообщество. Слайды 26-27.

Ведь морское дно не ровное, есть глубоководные места, вот там и рас положилось глубоководное сообщество. Рыбы, обитающие там имеют странные формы.

Каковы же особенности этого сообщества?

Многие из них светятся : одни таким образом приманивают добычу, а другие защищаются от врагов – выпуская яркое облачко, сбивая с толку хищников. У них зубатые пасти. Это, например, рыба-мешкоглот, большерот.

Проблема: Как ориентироваться в глубине? (Светящиеся органы)

Питаются эти жители бездны мёртвыми остатками организмов, «падающими» из верхних слоёв воды, а также хищничают, поедая друг друга

звучит звук входящего сообщения системы ICQ)

Учитель: Ой, кажется, нам пришло письмо! Давайте посмотрим, от кого.

(на экране появляется текст письма от капитана Врунгеля), слайд 28.

Ребята, мы же с Вами знаем этого капитана Врунгеля. Он всегда любит в своих рассказах приукрасить и понавыдумывать небылицы. Я прочту Вам письмо, а вы попробуйте определить, все ли правильно написал капитан?

Ошибки (Слайд 29):

  1. Морские звёзды и морские ежи.
  2. Рыбы-удильщики, лучевики, морской чёрт.
  3. Скаты, морские ежи, скорпена.
  4. Акулы, дельфины.
  5. Планктон.

Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки капитана.

А сейчас мы попробуем расположить этажи океан, начиная со дна

Сообщество поверхности океана — 1 этаж

Сообщество кораллового рифа – 2 этаж

Сообщество толщи воды – 3этаж

Глубоководное сообщество – 4 этаж

Донное сообщество – 5 этаж

Послушайте экологическую сказку. Жил старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед невод. Пришёл невод обратно с тиной морской, а также со ржавыми банками, бутылками и прочим мусором. Закинул дед невод во второй раз, выловил рваный башмак и лысую резину. В третий раз закинул он невод и поймал золотую рыбку, которая заговорила с ним человеческим голосом: — Не отпускай меня старче в синее море, лучше кинь в аквариум. Там вода чистая. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу быть золотою. Грустная сказка? На самом деле это правда. Мы, люди, очень много грязи бросаем в океаны и моря. Приносим вред обитателям. Мир океана очень велик и прекрасен. Рассказать обо всех обитателях на одном уроке невозможно. Но охранять его не только возможно, но и необходимо.

1.Что такое планктон ?

1)множество живых существ, парящих в толще воды

2)мелкие организмы, на дне морей

3)мельчайшие организмы, парящие на поверхности воды

2. «Отложения известняка, образовавшегося из остатков кораллов и водорослей». Это происходит:

1) на поверхности воды

2)в коралловых рифах

3)на больших глубинах океана

3. О каком сообществе идет речь?

Множество живых существ, активно плавающих в воде. Водоросли, лучевики, рачки — все они мелкие, и обычно имеют на теле выросты, щетинки чтобы вода лучше поддерживала их. Активно плавают различные рыбы, киты, кальмары

1)сообщество кораллового рифа

2)сообщество поверхности воды

3)сообщество толщи воды

5. «То ли цветы, то ли животные?» Карл Линней отнёс их к животным.

1) морская звезда

3) кораллы (слайды 32-33).

Ответы (слайд 34).

1 – 1, 2 -2, 3 – 3, 4 – 3, 5 — 3

Задание на соответствие (слайд 35):

1) Сообщество кораллового рифа

2) Сообщество поверхности воды

3) Донное сообщество

4) Сообщество толщи воды

5) Глубоководное сообщество

1) множество живых существ парящих в толще воды

2) морские организмы живущие в коралловых рифах

3)особое сообщество, которое расположено на больших глубинах океана, в вечной темноте

4)организмы, которые обитают на поверхности морей и океанов

5) растения и животные, обитающие на небольших глубинах

Ответы : 1 – б, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – в (Слайд 36).

Источник

Читайте также:  Океан бурь что это
Оцените статью