Урок теме жизнь морях океанах

Урок : «Жизнь в морях и океанах»
план-конспект урока по природоведению (5 класс) на тему

Урок изучения нового материала, частично-поисковый, проблемный, игровой.

Цели и задачи урока:

— Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении.

— Раскрыть черты приспособленности обитателей к разнообразным условиям.

— Показать необходимоcть защиты вод Мирового океана.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.doc 73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Жизнь в морях и океанах».

Цели и задачи урока:

  1. Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении.
  2. Раскрыть черты приспособленности обитателей к разнообразным условиям.
  1. Показать необходимоcть защиты вод Мирового океана.

Урок изучения нового материала.

Методы обучения и формы работы:

  1. Компьютер, проектор
  2. Презентация «Жизнь в морях и океанах».

Учебник Природоведение 5 класс автор Н.И. А.А. Плешаков, Н.И.Сонин, Рабочая тетрадь

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, приступаем к уроку, чтобы работа получилась плодотворной, нам всем необходимо соблюдать следующие правила и законы поведения

  1. Закон 0:0 — точности
  2. Закон един, говорит один (уважай говорящего)
  3. Закон инициативы
  1. Не согласен – возражай
  2. Возражаешь – предлагай
  3. Предлагаешь — делай
  1. Закон чистоты (содержи свое рабочее место в чистоте и порядке)

Учитель: Согласны ребята? Тогда начинаем урок

Ребята, как называется наша планета?

— А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы её: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему?

— Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН (слайд 2 ).

-А, сейчас, мы с вами с помощью интеллектуальной разминки попробуем определить тему урока (слайды 3-8 ).

1. По волнам гуляет зонтик,

Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво!

Зонтик жжется как крапива. ( Медуза )

2. Он плавает на дне глубоком,

А иногда — у берегов.

Он своим могучим током

Разгоняет тьму врагов. ( Скат )

3. По сути зверь – а с виду рыба,

Огромен, я его боюсь.

А догадаться вы смогли бы,

Кто пищу цедит через ус? ( Кит )

  1. Зубы в пасти: в три ряда.
    Это не страсти, а беда.
    Этот хищник знаменит,
    Тем, что он — «морской бандит».
    Мускулисты его скулы,
    Остерегайтесь встреч с… ( Акулой )

5. Подставляя людям спины

В море нас спасут… ( Дельфины )

6. Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я — … ( Осьминог )

-Где же живут эти организмы?

( Это обитатели морей и океанов).

И сегодня мы познакомимся с ними. Попробуйте сформулировать тему нашего урока:

«Жизнь в морях и океанах» ( слайд 9) .

Цели урока (слайд 10) :

  1. Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении.
  2. Раскрыть черты приспособленности обитателей к разнообразным условиям.
  1. Показать необходимоcть защиты вод Мирового океана.

-Кругом вода – с питьем беда. Почему так говорят о море ? (соленая вода). Звучит аудиозапись звуки моря (слайд 11) .

-Как вы представляете себе море? Какие чувства у вас вызывает вид моря, звуки моря?

Сегодня я предлагаю вам отправится в путешествие в глубины моря.

Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселён от самых верхних до самых нижних этажей.

— Сколько же этажей в этом доме?

— Пять. (Мы ответим на этот вопрос в конце урока)

-На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества.

— Давайте вспомним, что называется природным сообществом?

(Природное сообщество – это совместно обитающие и живущие на одной территории разные по виду растения, животные, микроорганизмы ).

Откройте учебник стр. 135-137 , у вас в тексте жирным шрифтом выделены сообщества, назовите их.

(сообщество поверхности воды, толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество). Слайд 13.

— Значит сколько здесь этажей. (5)

Знакомство с этими сообществами мы начнём с поверхности воды.

В своих тетрадях начертите таблицу, в первую графу запишите сообщество поверхности воды . Слайды 14-16.

По тексту учебника стр. 135 и слайду заполните другие 2 графы.

— Что интересного в нём?

Вот посмотрите какое странное существо, синий пузырь с красным гребнем. Это военный португальский кораблик. В старину моряки Португалии также ярко раскрашивали свои боевые корабли. Это родственник медуз. В воду у него уходят щупальца, которыми он ловит себе еду: маленьких рачков и рыбок.

Проблема: Как удерживается на воде португальский кораблик? (имеет легкий воздушный пузырь и гребень-парус)

По поверхности океана плавает парусник. Тело его плоское. Это хищник. Он добывает пищу с помощью щупалец. У него есть матросы-крабики. Захотят крабики есть, спустятся ко дну парусника и поймают среди щупалец рыбку. Рыбы умеют летать? Есть летучие рыбы. Разогнавшись, они выскакивают из воды и парят на своих плавниках над водою.

-На каком же этаже расположилось это сообщество? (первом).

Следующее сообщество – сообщество толщи воды. (запишите в 1 графу). Слайды 17-19.

Здесь обитают планктон и активно плавающие организмы.

Откройте учебники на с.135, в последнем абзаце найдите, что такое планктон? (Множество очень живых существ, свободно парящих в толще воды) Что же помогает им удерживаться в воде?

Проблема: Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие организмы? Во-первых у них обтекаемая форма тела. (сельди, акула-молот, дельфины, киты, кальмары)

Что помогает рыбам плавать в толще воды? (плавники, плавательный пузырь)

А у каких рыб из воды торчат зловещие плавники ? Это хищники моря – акулы. Они бывают и гиганты (20м._ и карлики (15см.). Самые безобидные – Тигровая и гигантская акулы. Питаются акулы рыбой. У них хорошее обоняние, лучше, чем у собак. Самая страшная для человека – Белая акула.

Белая акула до 6 метров. Охотится по ночам на кальмаров и своих мелких сородичей. На челюстях акулы множество зубов, если они выпадают, за 8 дней вырастают новые «Страшные улыбки». Тёмные, круглые, завораживающие глаза акулы мгновенно распознают добычу. Акулы испытывают постоянный голод, они вечно в движении, если акула перестанет двигаться, она утонет.А вот гигант моря – синий кит

( Синий кит относится к млекопитающим, это не рыба. Его тело до 33 метров, масса дл 130 тонн. Питается синий кит планктоном. Сложно кормить китёнка. За одну кормёжку он съедает 20 вёдер молока, жирного как сметана. Киты совершают ежегодные путешествия от приполюсных пространств к субтропикам и обратно.)

Также в морях множество водорослей. Они тоже имеют крючочки, прицепочки, чтобы удерживаться. Планктон имеет щетинки, выросты.

А что же называется планктоном?

(Планктон в переводе – блуждающий. Планктон – это множество живых существ, парящих в толще воды). Слайд 18.

В толще воды складываются цепи питания: водорослями кормятся рачки, рачками – мелкие рыбы, а ими крупные рыбы, кальмары, дельфины. Удивительно, что многие киты, эти гиганты моря, кормятся планктоном.

А на каком бы этаже вы расположили это сообщество?

Следующее сообщество – донное. Слайды 20-21.

Очень богато видами это сообщество. Здесь живут моллюски с красивыми раковинами, морские звёзды, осьминоги, камбала. Они любит прятаться, и для того, чтобы защищаться и для того, чтобы нападать

-Проблема: Что помогает защищаться от врагов? (Разнообразная форма, например у скатов она – плоская, окраска под цвет грунта)

Осьминоги выбрасывают чернильное пятно.

На каком бы этаже вы расположите это сообщество?

Самое красочнее сообщество и самое красивое– сообщество кораллового рифа. Слайды 22-25.

Послушайте легенду: согласно древнегреческому приданию, когда Персей отсек голову Медузе Горгоне, ее кровь пролилась на морское дно и проросло красным деревцем – кораллом. Коралловые ветки напоминают толи цветы, толи кусты. До 18 века их считали растениями, позже естествоиспытатель Карл Линней выделил их в класс животных.

В теплых, чистых тропических морях находятся кораллы. Коралл твердый как камень, но на самом деле он создан из тел миллионов маленьких существ. Эти животные коралловые полипы. Каждый из них живет внутри маленькой известковой чашечки. С течением времени часть полипов отмирает, и другие полипы строят свои чашечки поверх старых. Так кораллы продолжают расти вверх к поверхности воды и образует коралловые острова.

— Каким цветом на карте показаны коралловые острова? (красным).

Каковы же особенности этого сообщества?

Мир коралловых рифов – это буйство красок: здесь обитают ярко окрашенные креветки, актинии, ,моллюски. Рифы буквально кишат разноцветными рыбами.

Это сообщество располагается между сообществом поверхностные воды и сообществом толщи воды, но не везде, а только в тёплых тропических широтах.

Следующий этаж, который мы посещаем расположен очень глубоко под водой — глубоководное сообщество. Слайды 26-27.

Ведь морское дно не ровное, есть глубоководные места, вот там и рас положилось глубоководное сообщество. Рыбы, обитающие там имеют странные формы.

Каковы же особенности этого сообщества?

Многие из них светятся : одни таким образом приманивают добычу, а другие защищаются от врагов – выпуская яркое облачко, сбивая с толку хищников. У них зубатые пасти. Это, например, рыба-мешкоглот, большерот.

Проблема: Как ориентироваться в глубине? (Светящиеся органы)

Питаются эти жители бездны мёртвыми остатками организмов, «падающими» из верхних слоёв воды, а также хищничают, поедая друг друга

звучит звук входящего сообщения системы ICQ)

Учитель: Ой, кажется, нам пришло письмо! Давайте посмотрим, от кого.

(на экране появляется текст письма от капитана Врунгеля), слайд 28.

Ребята, мы же с Вами знаем этого капитана Врунгеля. Он всегда любит в своих рассказах приукрасить и понавыдумывать небылицы. Я прочту Вам письмо, а вы попробуйте определить, все ли правильно написал капитан?

Ошибки (Слайд 29):

  1. Морские звёзды и морские ежи.
  2. Рыбы-удильщики, лучевики, морской чёрт.
  3. Скаты, морские ежи, скорпена.
  4. Акулы, дельфины.
  5. Планктон.

Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки капитана.

А сейчас мы попробуем расположить этажи океан, начиная со дна

Сообщество поверхности океана — 1 этаж

Сообщество кораллового рифа – 2 этаж

Сообщество толщи воды – 3этаж

Глубоководное сообщество – 4 этаж

Донное сообщество – 5 этаж

Послушайте экологическую сказку. Жил старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед невод. Пришёл невод обратно с тиной морской, а также со ржавыми банками, бутылками и прочим мусором. Закинул дед невод во второй раз, выловил рваный башмак и лысую резину. В третий раз закинул он невод и поймал золотую рыбку, которая заговорила с ним человеческим голосом: — Не отпускай меня старче в синее море, лучше кинь в аквариум. Там вода чистая. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу быть золотою. Грустная сказка? На самом деле это правда. Мы, люди, очень много грязи бросаем в океаны и моря. Приносим вред обитателям. Мир океана очень велик и прекрасен. Рассказать обо всех обитателях на одном уроке невозможно. Но охранять его не только возможно, но и необходимо.

1.Что такое планктон ?

1)множество живых существ, парящих в толще воды

2)мелкие организмы, на дне морей

3)мельчайшие организмы, парящие на поверхности воды

2. «Отложения известняка, образовавшегося из остатков кораллов и водорослей». Это происходит:

1) на поверхности воды

2)в коралловых рифах

3)на больших глубинах океана

3. О каком сообществе идет речь?

Множество живых существ, активно плавающих в воде. Водоросли, лучевики, рачки — все они мелкие, и обычно имеют на теле выросты, щетинки чтобы вода лучше поддерживала их. Активно плавают различные рыбы, киты, кальмары

1)сообщество кораллового рифа

2)сообщество поверхности воды

3)сообщество толщи воды

5. «То ли цветы, то ли животные?» Карл Линней отнёс их к животным.

1) морская звезда

3) кораллы (слайды 32-33).

Ответы (слайд 34).

1 – 1, 2 -2, 3 – 3, 4 – 3, 5 — 3

Задание на соответствие (слайд 35):

1) Сообщество кораллового рифа

2) Сообщество поверхности воды

3) Донное сообщество

4) Сообщество толщи воды

5) Глубоководное сообщество

1) множество живых существ парящих в толще воды

2) морские организмы живущие в коралловых рифах

3)особое сообщество, которое расположено на больших глубинах океана, в вечной темноте

4)организмы, которые обитают на поверхности морей и океанов

5) растения и животные, обитающие на небольших глубинах

Ответы : 1 – б, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – в (Слайд 36).

Источник

Урок биологии по теме «Жизнь в морях и океанах». 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5

Цели урока:

  • дать представление о разнообразии растений и животных морей и океанов, об их распространении: в мелководной прибрежной части, в толще и на дне, в коралловых рифах;
  • раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях.

Оборудование:

  • таблицы;
  • компьютеры
  • электронный материал «Жизнь в морях и океанах»
  • коллекции морских обитателей
  • интерактивная доска

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

На прошлом уроке мы с вами познакомились с разными природными зонами Земли и их обитателями. Проверим ваши знания. Четыре человека на компьютере выполняют интерактивное задание. Остальные отвечают устно. Внимание на экран. Задание : назвать животное и его природную зону (презентация «Проверка знаний») — опрос индивидуальный — за правильный ответ вручать ракушку

3. Изучение нового материала

— Ребята, как вы думаете, почему я вам раздала такие необычные предметы? (ответ учащихся)

Тема нашего урока «Жизнь в морях и океанах» (слайд 1). И мы с вами отправляемся на виртуальную прогулку к морю. Давайте подумаем,с какой целью вы будете совершать эту прогулку, что вы хотите узнать. Зачем надо изучать жизнь в морях и океанах? (спросить несколько человек)

Вы совершенно правы. (слайд 2) Ваши цели совпадают с моими.

Земная жизнь зародилась в воде. Все что сейчас ползает, бегает и растет на земле, все, что летает над землей и все что роется под землей — все когда-то вышло из моря. Значит и мы люди, тоже начинались в море. (слайд 3)

Наше тело до сих пор наполовину состоит из воды, наши руки и ноги — это бывшие грудные и брюшные плавники рыб. Наши легкие образовались из рыбьего плавательного пузыря. Наше сердце гонит по жилам кровь (КАКУЮ НА ВКУС) соленную, как морская вода, а удары нашего пульса так же ритмичны, как приливы и отливы моря. (ГЛОБУС)

Море, а точнее Мировой океан покрывает 2/3 земного шара, содержит 97% всей воды на Земле. Для миллионов удивительных существ море — родной дом. Дом не простой- многоэтажный. (слайд 4) Давайте пройдем с вами по этажам этого дома и познакомимся с его обитателями, решим их основные, жизненные проблемы.

Для жизни должны быть определенные условия. Какие? (свет, пища, кислород) (слайд 5) Назвать,. (слайд 6)

Вы знаете, что пищей для многих животных являются растения, эти же растения производят в воде кислород. Какие это растения? Правильно, водоросли. (слайд 7,8)

Питаются водорослями животные, живущие на разной глубине (слайд 9)

Наше путешествие начинается с верхнего этажа, (Слайд 10) здесь живут организмы, образующие сообщество поверхности воды. Вот плывет странное существо, синее с красным парусом — Португальский военный кораблик (в старину португальцы ярко окрашивали свои боевые корабли). Это близкий родственник медуз. В воду уходят щупальца с помощью, которых он ловит себе еду: маленьких рачков и рыбок.

Проблема № 1. Как удерживается на поверхности воды и не тонет Португальский кораблик? (Имеет большой легкий воздушный пузырь, а сверху есть большой гребень, который служит парусом). Здесь у самой поверхности светло и тепло. (Посмотрите в учебник на стр. 137)

По поверхности океана плывет и родственник Португальского военного кораблика — Парусник. Тело его плоское, как плот, на нем возвышается треугольный парус. Это хищник, который добывает себе пищу с помощью щупалец. А на палубе этого корабля можно увидеть матросов маленьких Крабиков. Захотят они есть спустятся вниз к днищу живого корабля и выхватят из его щупалец пойманных рыбок, рачков

Следующий этаж — сообщество толщи воды. (слайд 11) Этот этаж полон света.

Проблема № 2. Как удерживается в толще воды, и передвигаться в ней? Здесь в толще воды живет Планктон и свободно активно-плавающие организмы.

Планктон — множество живых существ (водоросли, рачки, лучевики) свободно парящие в толще воды, а для этого они должны иметь приспособления. Какие? (Выросты, щетинки, чтобы вода активно поддерживала их. )

Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие животные? (по щелчку открывать слайд 11)

Стройные обтекаемые формы (сельди, тунцы, акулы, киты, дельфины).

Плавают с помощью плавников. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник, словно лодочный киль не дает опрокинуться на бок. Боковые плавники рули поворотов, поднятия и погружения.

У каких рыб из воды выступают косые, зловещие плавники? (слайд 12)

Стремительно носятся свирепые хищники моря Акулы. Но и они бывают разные: есть среди них и гиганты (20 метров) и карлики до 15 см. Самые огромные безобидные — Тигровая и Гигантская акулы. Питаются планктоном и мелкой рыбой. Акулы представляются нам зоркими, но они подслеповатые, для них главное не зрение, а обоняние. Акула чует лучше, чем гончая собака.

Белая акула до 6 метров — людоед. Охотится по ночам на кальмаров (слайд 13) и своих мелких сородичей. На челюстях акулы множество зубов, если они выпадают, за 8 дней вырастают новые «страшные улыбки». Темные, круглые, завораживающиеся глаза акулы мгновенно распознают свою добычу. Акула испытывает постоянный голод, она вечно в движении, если акула перестанет двигаться, она утонет (нет плавательного пузыря). В толще воды живут и морские черепахи, и киты, и дельфины и многие другие животные. (слайд 14)

А еще, какие приспособления имеют обитатели толщи воды? Например, кит и кальмар.

И у великана кита и у крошки планктонной водоросли — у всех морских пловцов есть жир, это хорошее подспорье, ведь жир легче воды. Есть и другие приспособления, например у кальмара, осьминога, каракатицы.

Сокращает мышцы, кальмар выпускает струю воды и отброшенный толчком, сам плывет в противоположную сторону. Выходит, что под водой есть своего рода реактивные двигатели.

Следующий этаж — сообщество донных обитателей. (слайд 15)

Очень богато видами донное сообщество. Здесь на более низких этажах живут многочисленные моллюски с красивыми раковинами, морские звезды, ежи, скаты, креветки, осьминоги, удильщики, камбалы. Вот уж кто умеет и любит прятаться, и для того, чтобы защищаться и для того, чтобы нападать.

Проблема № 3. Как передвигаться по дну и защищаться от врагов? (по щелчку открывать слайд 15)

(слайд 16) Вот на дне шевелится кучка песка, под ним флажок, покачивается. Подплыла к веточке рыбка, коснулась губами, песок в миг разлетелся в стороны, распахнулся огромный рот, как в песок и провалилась в него рыбка. Это Удильщик охотится.

Как приспособились к обитанию на дне скаты, камбалы, удильщики? (Уплощенная форма тела, окраска под цвет дна, умение маскироваться)

Как-то на дно аквариума опустили шахматную доску и пустили туда камбалу, через некоторое время она исчезла. Оказалось, что она раскрасилась в светлые и темные квадратики, под шахматную доску.

На дне также обитают Иглокожие (слайд 17)

Сообщество кораллового рифа. (слайд 18)

Но еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Это сообщество по богатству форм не уступает тропическому лесу. Они напоминают роскошные сказочные сады, населенные причудливыми обитателями. Коралловые рифы расположены на мелководье здесь много тепла, света, пищи. Коралловый риф гостеприимное место для многих рыб.

Сообщество глубоководных организмов. (слайд 19)

А вот какие проблемы решает сообщество глубоководные организмы? Растений здесь нет, зато живут причудливые организмы.

Проблема № 4. Как ориентироваться в темноте?Как приманивают добычу, спасаются от врагов глубоководные рыбы? (открыть на слайде)

Устали гулять, давайте искупаемся.

— А сейчас объявляется физкультминутка. (встали,потянулись,оглянулись и поплыли) Садитесь.

4. Самостоятельная работа учащихся. (закрепление изученного)

— Работаем в группах. 4 группы. Задания группам:

1. Практическая работа «Рассматривание коллекции морских обитателей»

2. Просмотр видеосюжета.

3. Заполнение таблицы. (РАЗДАТЬ РАКУШКИ)

Какая группа первой выполняет всю практическую работу, та первой заполняет строчку в таблице на интерактивной доске. После заполнения проходите к компьютеру и выполняете тест -Заполняем таблицу на интерактивной доске (слайд 21) Группа 1 и 2- у доски, группа 3 и 4 — тесты на компьютере (меняются )

5. Диагностика прочности знаний, полученных на уроке.

— Итак, что мы сегодня изучали? Что узнали нового? Достигли мы целей урока. Чему научились? (спросить каждого) Какие вопросы возникли у вас, что не ясно?

6. Дом. задание. (слайд)

7. РЕФЛЕКСИЯ (С каким настроением уходишь с урока) МОРДОЧКи Но самая важная проблема океанов и морей — это экологическая проблема и решать ее уже не обитателям «нашего многоэтажного дома», а нам — людям.

Нельзя допустить, чтобы исчезли прекрасные разноцветные рыбы, огромные киты, причудливые осьминоги, веселые дельфины — удивительные существа, о которых мы говорили на нашем уроке.

8. Оценки. Спасибо за урок.

Карточка с заданием.

Практическая работа «Рассматривание коллекции морских обитателей»

— вписать названия животных в таблицу.

Просмотреть видеосюжет на компьютере.

— вписать название животного в таблицу

— определить черты приспособления к жизни в определенном сообществе.

Источник

Читайте также:  Бассейн внутреннего стока водосборная территория не имеющая связи с водами мирового океана
Оцените статью