Рецензии на книгу «Утопия» Томас Мор
Все совпадения случайны
«Ах, утопия!» — вздыхаем мы и сладко причмокиваем языком. Ладно, нет никаких мы и никто не чмокает, даже зубом не цыкает, но всё равно при слове «утопия» появляется ощущение какого-то блаженства и справедливости. Как если бы было тебе лет тридцать или тридцать пять, а тебя снова отправили в детский садик, кормили всем готовым, покупали разноцветные штаны, разрешали много гулять, играть и спать. Утопия! Вот только в книге Томаса Мора утопия кажется совсем неутопической. Разумеется, если не с идейной безвременной точки зрения рассматривать, а с современной, прагматической, поближе к собственной шкуре. Про литературную ценность можно и в энциклопедии прочитать. Так хотелось бы вам примерить утопию Мора на себя или нет?
Пропустим первую часть книги (при чтении не пропускайте, Томас Мор достаточно ядовито описывает шаткие и жидкие нравы своего времени, политоту и общество, но государство, общество, власть и среднестатистические простые смертные всегда будут выглядеть гадкими). Во второй подробно и местами даже занудно описывается утопическое государство. Попробуем спроецировать его на нынешнюю реальность.
Вы живете целый год в центре города и даже немного довольны жизнью, рисуете картины, поёте и мечтаете стать великим инстаблогером, когда вдруг приходит разнарядка: вам явиться непременно в деревню, пасти коз и ворочать хилыми городскими ручонками бочонки с солёными огурцами. Вы приезжаете, ничего не зная о земледелии, но надо — так надо. Если у вас есть детская травма в виде родительской дачи с картохой и огурками, то вы поймете боль. Но бог с ней, вы растите чахлые помидорчики, которые проклинают ваше неумение, урожаи падают, вы тоже валитесь с ног, мечтая о капелюшке городского смога, а прирожденный любитель покопаться в земле сидит в это время в офисе и с зубовным скрежетом листает бумажки, мечтая о колыхании пшеницы на его полях. Пусть будет так, равноправие же.
Вы возвращаетесь в город, вроде бы всё нормально, батя пытается научить вас семейному ремеслу пропёрдывания дивана, но у вас нет дарования, поэтому вас отправляют в семью потомственных инстаблогеров. Казалось бы, победа! Но вы все равно должны помимо этого содержать огородик или поле, потому что надо. Пофотали днём свэготу, а вечером извольте полоть, не зря ж в деревне по распределению отпахали от зорьки до зорьки.
Раз в два года радость — вам выдают новые портки и шкуру, точно такую же, как и у всех остальных. За два года шмотьё размалывается в труху, но вы знайте умейте ставить на них латки, потому что надо быть домовитым. Ну и что, что вы выглядите в этом, как мешок картохи, которую вы выращиваете по вечерам, ведь мы же знаем, что истинная красота — внутри. Внутри мешка с картохой, не забывайте её поливать, а то не уродится. Ведь проднорму никто не отменял, независимо живёте ли вы в Краснодарском плодородном крае или где-нибудь на севере. Впрочем, что это я на вы, да на вы. Мы тут все — ты, в этой утопии.
В торговом плане — полная свобода. Можешь гоголем притащиться на центральный рынок и выбрать всё, что твоей душе захочется, совершенно бесплатно. Есть картоха, картоха и картоха, больше ничего нет, потому что производят только необходимый одинаковый минимум. Хочется твоей душе картохи? Не хочется, ну и ладно, приходи, когда захочется.
Но вот в твоем городе появилось слишком много дитачек, поэтому власти решили переселить вас в колонию (которую, кстати, подкупом оттяпали у соседнего государства, чтобы силком насадить там доброту и причинить справедливость). Нет, не спрашивают, проваливай и всё тут. Захочешь вернуться — получишь люлей, а если дважды проштрафишься, то отправишься в рабы. Рабство тут тоже есть, ведь все люди равны, но некоторые до ровноты не дотягивают. Да и кто будет вам наяривать утопию без рабов, Пушкин что ли? Отвлеклась. В рабы отправят, потому что свободное передвижение между городами запрещено, нужно связываться с бюрократией и властями, чтобы тебе разрешили хоть одним глазком посмотреть на картоху из Усть-Зажопинска, когда ты сам растишь картоху в Смерть-Яблинске. Картохи накапливается уже столько, что приходится продавать её в соседние страны, ну а что поделать. Деньги всё равно не нужны, но их хранят на всякий случай, для подкупа и мало ли что там вообще может быть. Сундуки с биткоинами громоздятся на чёрный день.
В утопической Россиюшке все могут быть теми, кем захотят, пока хотят они то, что говорит хотеть утопическое правление. Так ты можешь быть самим собой, но если ты будешь здоровым и красивым, то тебя будут ценить больше. Ещё есть свобода религии. Ну как — свобода. Ты можешь быть какой угодно религии и даже священником любой религии, которые пользуются огромными льготами, а вот атеистом быть нельзя ни-ни. Вдруг это оскорбит чьи-нибудь чувства верующих? За это сразу отнимают статус гражданина. Вместе с картохой.
Куда-то этот рассказ зашёл на скользкую дорожку, так что сворачиваюсь и не буду больше громоздить примеры. «Утопия» Мора создавалась, как произведение поперечное существующей власти, чтобы показать, что и по-другому можно. Сугубо теоретический эксперимент, местами неуклюжий и нелепый, поэтому горячий шёпот о том, что людям надо быть проще, добрее и эллинистичнее что ли не слышен за громыханием фантастических примеров. Кто-то хотел бы жить в таком обществе — мыслители прошлого, которые вращаются в сферах недостижимых и далёких от приземленного быта. Те, которые за идею зайца в поле лопатой убьют и готовы есть только картоху пять раз в сутки каждый день круглый год, только чтобы эти идеи торжествовали. А простые люди поплоше с утопией вообще не могут вступить в резонанс, потому что счастье у всех своё, щербатое, угловатое, неказистое, многогранное и не может под одну гребёнку подстричься даже с мощного пинка откуда-то свыше.
Заметки о читаемом в телеграме
Прелестные утопийцы.
Они идеальны. как стандартный метр.
Они живут на прелестном острове в чудесных домиках. Домики не запираются, потому что а зачем? У соседа точно такой же домик, и через дорогу такой же домик. И в огородах — такой, не отличишь. Да чего там, у всех вообще всё одинаковое.
Такие серенькие утипутечки. Вернее — утопусечки. Серенькие — это у них такая одежда — неброская, немаркая, без дизайнерских излишеств и прочих заморочек. Утопийцы прекрасно воспитаны, заботятся о благосостоянии всех и каждого. Если в одном домике излишек народишка, то его спроваживают в ту семью, где недостаток. Ибо нефиг нарушать гармонию. Больных в тех же целях провожают в мир иной. Ибо тоже — нечего тут нарушать картину мира и счастья.
Хотя, про счастье, кажется, вру. Про золото — брильянты было, про развлечения, еду, «обручение» или селекционный отбор — это все есть. А счастья нет. И чувств нет. И вообще, не советую для туризма.Тем более — для ПМЖ.
А, нет, вспомнила, есть у них одно здоровское развлечение — они несут мир и счастье людям, завоевывая новые земли для своих расплодившихся человечков. Туземцы должны радоваться, что к ним пришли утипутечки, а кто не радуется, тот сам виноват (сценарий не оригинален).
Миленькая такая книжечка. Утопия, к которой просится приставка «анти-«
Интересно, какую бы книжицу состряпал автор, случись у него возможность жить в придуманном им государстве.
P.S. А вообще — жуть.
Нет, ну представляете себе мир, где ничего никому не надо, там нечего желать и некого жалеть. Только гордиться, почитать почетное, уважать уважаемое и тихо радоваться в отведенное для этого время.
Ни и p.p.s.
На самом деле не миленькая и не книжечка. Великий труд. А учитывая время написания — вообще бомбовская вещь. Но слишком много слов потребуется для описания значимости ее в истории; о влиянии ее на нетрезвые умы гуманистов, социалистов и монархов; об актуальности в настоящем времени; о бессмысленности построения общества, где нет цветовой дифференциации штанов; о том, в конце концов, что смысла жизни нет вообще, а тем более — в таком государстве. И спасать милах-утопийцев тоже бессмысленно: и им зачем и кому это надо.
И всегда, в любом обществе, самом счастливом, самом идеальном
кто-то вечно идет возле новых домов в одиночку.*
«Утопия» Томаса Мора в 15 пунктах (с неуместными комментариями)
1. Нет частной собственности. Семья есть. Государство тоже имеется. К сожалению.
2. Дома меняются по жребию каждые десять лет. Надо бы каждую неделю.
3. Земледелием занимаются все без исключения; плюс каждый еще осваивает какую-нибудь полезную специальность, например, выделывает лен. Мрак.
4. Рабочий день – шесть часов. Многовато.
5. В свободное время все предпочитают заниматься науками. Посмотрю я, какими они там науками будут заниматься после земледелия с выделкой льна. Смешно.
6. Исключениям даруется свыше освобождение от работы в пользу основательного изучения науки. И на том спасибо. Хотя наверняка не тем даруется. И не теми.
7. Все утопает в садах. Утопия, не утопающая в садах – не утопия. Одобряю.
8. В беспредельном количестве выращиваются цыплята. Неплохо. Виноград тоже имеется. Еще лучше.
9. Женщины в основном равноправны с мужчинами. Гуд.
10. Атеизм не запрещен, но атеистов все презирают и даже не считают их гражданами. Ничтожества, придурки безбожные. Но, если уж они так хотят… Уроды, вот бы на костер их всех. Но – нет, пусть, раз уж они.. не будем препятствовать. Безбожные твари. Отщепенцы поганые.
11. Счастье жизни — в духовной свободе и образовании. Ага, — и в прилагающемся к ним атеизме:)
12. Каждый обед и ужин начинается с какого-либо нравоучительного чтения. Увольте, пожалуйста.
13. Из золота делаются ночные горшки и тому подобное. Оригинально.
14. Книги Платона на острове есть. Аристотель, Гомер, Софокл. В общем, жить можно.
15. Книги эти были завезены со стороны, сами утопийцы ничего подобного написать не смогли. Тоже мне – утопия! Всем – в Грецию (желательно – в древнюю), вот там утопия — так утопия!
О внешней утопичности
Есть в человеческом мире ряд персонажей особого толка: они начинают что-то рассказывать из своей жизни, и ты слушаешь с интересом, разве что в рот не смотришь, потом вдруг понимаешь, что что-то тут не так, с сомнением качаешь головой, а дальше уже снова продолжаешь слушать с восторгом – мол, вот заливает-то, а! Томас Мор – как раз такой персонаж, оставивший свой чудной рассказ на века в виде книги, или, точнее, в виде некого Рафаила Гитлодея, который и рассказывает нам всю утопийскую историю. Но, в конечном итоге, это не так уж и важно; заливают-то оба в один голос.
Итак, что делать ученым мужам при встрече? Разумеется, говорить, причем о важном, общемировом. Говорить с таким усердием, чтобы потом чувствовать физическую усталость. Этим и занимаются персонажи «Утопии», сначала обсуждая с Рафаилом, путешественником и большим бунтарем умницей, современные европейские законы, а затем внимая его рассказу об острове под названием Утопия, где царят законы и нравы, совершенно не похожие на европейские, и все люди там совершенно счастливы. Если верить Рафаилу.
Только вот я не верю.
Сначала рассказ Рафаила воспринимается как занятная сказка, в существование далеких дивных стран хочется верить, и в какой-то степени веришь, пока не идет углубление в законы, частности и тонкости, рисующие что-то болезненно похожее на коммунизм, и повествование не переходит окончательно в политический трактат, причем довольно агрессивный. Стоит отметить и то, что чем больше узнаешь подробностей, тем больше подозреваешь, что рассказчик, если представить, что Утопия реальна, что-то приукрашивает, что-то недоговаривает и вообще нацепил розовые очки, а у самих утопийцев на самом деле проблем и трудностей выше крыши. И становится грустно, в ответ же на бесконечный поток критики довольно-таки заносчивого Рафаила (кредо которого – «да плевать мне на здешнее благо, не хочу ради него ничего делать, все равно в Утопии лучше») хочется сказать, чтобы ну и валил он в свою Утопию, и оставался там. Утешает только то, что слушатель тоже ощущает сомнения, но спорить не собирается, только ласково берет Рафаила за руку, поняв как будто, что у товарища что-то передвинуто в голове, и тут уж ничего не попишешь.
Конечно, принимая во внимание подсказки, сокрытые в оригинальных названиях, получилась грандиозная шутка, довольно злая, но все-таки шутка. Хочешь выплеснуть яд без последствий для себя – ну, почему бы и нет, берешь, пишешь роман, маскируешь! Кому надо, тот поймет, а доказать ничего не сможет, всегда можно невинно похлопать глазами и заявить, что ничего такого тут нет, и изобразить человека с чистейшей совестью. (Что-нибудь вроде: «Это не я. Это все Рафаил».)
В целом книга интересна, но политический градус, мое личное несогласие с оценкой описанного строя и степень упертости Рафаила довольно сильно подпортили впечатление, несмотря на смягчающую концовку. Впрочем, понятно, что тут играют роль цель написания и эффект времени, между нами и Мором – пропасть. И это, кстати, лишний повод прочитать, изучить, сравнить взгляды людей разного времени, причины их возникновения, пути рассуждения.
В общем, ознакомиться любопытно, и не дай бог вам, друзья, когда-нибудь оказаться в Утопии.
я вот что думала давно, а сейчас убедилась в этом: любая утопия антиутопична по своей сути.
парадокс, не правда ли?!
и я вот сейчас читаю «Утопию» Мора (собственно, это произведение и дало название жанрам утопия\антиутопия). и у меня волосы дыбом, а глаза на лоб лезут. какая же это утопия? это анти-утопия в чистом виде! я бы не хотела жить в таком государстве. не-не-не. просто так забавно: в утопических произведениях ужас и бред местного строя маскируется под благами (но внимательный читатель, хаха, этот бред и ужас заметит); а в анти-утопиях бред и ужас никак не маскируется, а наоборот — еще больше выставляется. но суть одна.
вывод: «Утопия» Мора — самое антиутопичное произведение, какое я когда-либо читала.
Устранение частной собственности, обесценивание драгоценных металлов и денег вообще, распределение труда, одинаковая одежда, мониторинг за занятиями в свободное время, фиксированное количество людей в семье и в городе, рабство в качестве наказания за нарушение законов, простые и немногочисленные законы — всё это хорошо знакомо современному читателю (и смотрителю, кстати, тоже). И всё это придумал Томас Мор в начале 16 века. Он придумал идеальное государство и поместил его на остров Утопия, название которого для нас уже стало нарицательным.
Само произведение построено в форме как бы диалога Мора с неким путешественником по имени Рафаил Гитлодей. Почему как бы? Потому что Рафаил рассказывал, а Мор вроде как сомневался и пытался спорить, но как-то совсем неубедительно и местами даже смешно. И вот этот диалог создает иллюзию того, что Утопия на самом деле где-то существует, и нам есть куда стремиться)
Как я узнала из достоверных источников — *Утопия* написана Мором в 1515–1516 гг. Название сочинения (озаглавленного по имени фантастического острова) произведено из двух греческих слов *у* (отрицание) и *топос* (место), так что его можно перевести как *Нигдея*. Но это Утопия, самая настоящая. Читаю сейчас *Волчий зал* и в нем автор так изобразила Томаса Мора, что у меня появилось к нему чувство гадливого отвращения. Решила познакомиться с ним поближе и прочитать его самое известное творение.
Собственно, все мои впечатления подтвердились. Ханжа, зануда, лицемер, но человек добропорядочный по его собственным меркам и по мнению окружающих.
А вот книга его — *Утопия* понравилась, хотя она и полна противоречий. Очень забавная книга, ее смело можно назвать первой фантастической книгой в английской литературе.
Разделена на 2 книги. 1 часть представляет собой весьма занимательную беседу Томаса Мора с группой товарищей-оппонентов о положении дел в Англии того времени. У Мора на этом моменте случилось размножение личности, и он вел беседу сам с собой, прикрываясь чужими именами. Много критики политического и экономического курса страны и мечтаний – как бы было хорошо, если бы… Но в одну цитату, посвященную Томасом Мором привередливым читателям, я почти влюбилась )
2 часть собственно и есть самая настоящая Утопия. Мор размечтался по максимуму и представил дело так, что уже существует где-то в неведомых далях полностью утопичное государство. Идеальнее не придумаешь по его меркам. Другое дело, что идеалы у него страннее не придумаешь. Наверное, так должен был выглядеть коммунизм, который пыталась построить наша страна в недалеком, по историческим меркам, прошлом.
Все есть, это все общее, берется бесплатно соответственно нуждам. Вот откуда ноги растут у марксистского лозунга *От каждого по способностям, каждому по потребностям*.
Дальше сплошные спойлеры и примерный уклад жизни среднего утопийца ).
Живут утопийцы на острове, у них 54 города, при необходимости лишний народ отселяется в колонии. В каждом городе есть районы по 30 семей. Если в какой-то семье возникает недостаток народа, то его восполняют детьми из других семей. Так и представила благостную картинку – утром все проснулись, встретили посланцев из соседней семьи, отдали им несколько лишних детишек, не жалко же, этого добра навалом.
Путешествовать по соседним городам можно только с разрешения князя и при наличии особой грамоты. Если поймают без такого документа – с позором вернут обратно. При повторном побеге – рабство.
Средний утопиец весь из себя бесчувственный, безропотный и послушный.
1. Распорядок дня среднестатистического утопийца:
Подъем задолго до рассвета, поход на поучающую лекцию, завтрак, работа – 3 часа, обед, 2 часа отдыха, работа – 3 часа, ужин, свободное время, сон – все засыпают в 8 вечера.
Все общее, двери нараспашку – заходи кто хочешь, бери, что хочешь. Минимум законов, юристов нет – им в приличном обществе, как посчитал Мор, не место! Все равны, но все равно есть те, кто ровнее других – князь, первосвященники и еще несколько штук выдающихся личностей, сенаторов, например. Им и еда повкуснее, и разных общественно-полезных плюшек побольше.
2. Средний утопиец носит в пределах жилища и на работе кожаную шкурку, при выходе на улицу надевает плащ из самой простой шерстяной ткани (покрой и цвет одежды у всех одинаковый), все носят одну единственную вещь до полного её одряхления, хватает лет на 5-7. Плюс еще одно платье из холста, его хватает года на 2. Сменной одежды не предусмотрено, если в идеальном мире бывает редкая стирка – то видимо в это время ходят в чем мать родила, переодеться-то не во что.
3. Основные виды деятельности – обеспечение народа едой, строительство, примитивный аналог ЖКХ (хотя оно и у нас почти такое же утопичное)), военное дело. Набирается армия наемников из других государств. Неожиданно для, казалось бы, мирного и умиротворенного населения?) Без армии никак! По мировоззрению утопийцев – если у какого-то соседнего государства есть земля им (с точки зрения утопийцев) ненужная и должным образом неиспользуемая, то её надо отобрать. А так как добровольно её вряд ли кто в здравом уме отдаст левым наглым людям, то армия землю отвоевывает.
Воюют, но самим злодейством военным гнушаются и переживают, а воевать продолжают. Потому что надо – значит надо. Воюют смачно и со вкусом, предпочитают методы почти бескровные – подослать наемных убийц к врагу, стравить нескольких врагов между собой и все в том же духе.
4. Дети до 5 лет собираются в особых помещениях (смесь детсада с концлагерем), там они сидят на попе ровно, не шалят, бесполезные разговоры и игры не поощряются. От 6 до 18 лет сидят в другом помещении, слушают старших, тоже молча, обучаются теории земледелия и прочего ремесла, периодически их отправляют на посильную работу.
Молодняк участвует на приемах пищи старших в качестве прислуги, им дают объедки со стола, потому что специально для них никто еду не готовит.
5. Очень интересно в Утопии проходят приемы пищи ) Это главное развлечение в их жизни. Все население собирается в аналогах советских столовок называемых у утопийцев дворцами, младшие прислуживают старшим (категорически молча и уважительно), старшие (не уточняется с какого возраста) ведут занятную, остроумную и познавательную беседу, остальные набираются мудрости и тихо благоговеют перед великими умами. Откуда взялись великие умы – не ясно. На занятия наукой выбираются примерно 500 человек из всего города, в основном занимаются философией и примитивной математикой, а еще астрономией. Но беседы ведутся занятные между посадкой картофеля, охотой на живность и строительством сараев и дворцов.
5. Развлечений нет, ибо они зло (помимо посещения столовых и остроумных бесед старцев). Максимум можно в 2 послеобеденных часа официального отдыха почитать Аристотеля, Платона и еще пару одобренных властями и благонадежных авторов, от которых ни подвоха, ни растления неокрепших умов не ожидается. А вечером на очередную лекцию сбегать или в числа поиграть.
Нет, ввела вас в заблуждение! Есть еще одно развлечение – законный брак. Девушкам можно с 18 лет, парням с 24 лет. До этого – ни-ни! Если вдруг уличат в разврате, то однозначно согрешивший и вся его семья считаются опозоренными и сурово наказываются вплоть до рабства. Семью гнобят за то, что не воспитали должным образом члена общества и не уберегли от прелюбодеяния.
А вот знакомство жениха с невестой происходит занятно. Парочка располагается друг напротив друга в полностью обнаженном виде, и начинает выискивать изъяны и недостатки. Надо же сознательно будущего спутника жизни выбирать, а то попадется бракованный экземпляр и мучайся с ним всю жизнь. Женился-вышла замуж – налево ходить нельзя, разводы только в исключительных и форсмажорных случаях.
Если утопиец сходил налево – однозначно рабство за такой проступок, если еще раз сходил налево – смертная казнь.
6. Преступлений в приличном обществе не бывает, общество же все поголовно сознательное и высокодуховное, но *если кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет*, то его наказывают. Быстро, жестоко и справедливо. За тяжкие преступления – смертная казнь, чаще всего за рецидивы проступков, за мелочи – рабство. Да, в идеальном обществе есть рабы. Частично это свое же провинившееся население, частично рабы берутся на стороне, и много народа из соседних земель сами напрашиваются на ПМЖ в Утопию в качестве бесправного рабского населения. Лучше быть рабом в идеальном мире, чем свободным в обычном государстве. Последних очень уважают за их высокие помыслы, но рабского положения они не избегают, им даже дают больше работы, чем остальным, они же более умелые и привычные.
Золото и серебро презирается, ни один приличный утопиец его на себя не нацепит. Из золота делаются ночные горшки, мусорные ведра, кандалы и ошейники для рабов.
7. Моя родная область деятельности – медицина – вызвала восхищение и умиление. Еще волосы встали дыбом от ужаса, но это уже потом, когда я суть осознала. Больной народ не работает, естественно. Их лечат в больничках добрым словом и хорошей едой. Поправляются они, как на дрожжах, т.е. очень быстро. Когда доброе слово не помогает, а хорошая еда не лезет в больное горло, больной переходит в разряд безнадежного. С ним уже разговор особый. Обществу он бесполезен, шансов поправиться никаких (медицинской науки же почти нет, лекарств тоже нет), видеть его страдания добрым утопийцам невыносимо и в ход идут разговоры по душам. В духе — *Сам уже понял, что лучше не будет? А раз понял, то может ускоришь события и самоубьешься? Всем от этого только польза – ты отмучаешься и нам на тебя добрые слова и сострадание тратить не придется*. Такое решение больной принимает только добровольно, надо отметить, но если к тебе каждый день с таким предложением добрые утопийцы подкатывают, то рано или поздно соглашаешься. Потом все зависит от силы воли – или самоубиваешься своими силами, или если сил не осталось – доверяешь это доброму человеку. Священники такое самоубийство не осуждают, а только поощряют. А вот здоровые самоубийцы клеймятся позором, их даже не хоронят, а выбрасывают в ближайшее болото. И с чего бы в таком благополучном и идеальном обществе людям хочется не по причине болезни самоубиваться? Загадка…
8. Периодически к утопийцам со слезными просьбами обращаются жители соседних государств – восхищаются утопическим жизненным укладом и твердыми принципами, хотят перенять хотя бы частичку идеальности. Утопийцы народ добрый, если конечно у просителей лишней неухоженной земли не имеется, и дают соседям во временное пользование пару своих общественно-политических деятелей, сеют они разумное-доброе-вечное на чужбине от 1 до 5 лет (прям, как уголовный срок)), а потом с почестями и благодарностями едут домой. На свободу и в идеальный мир с чистой совестью.
Вот такая вкратце идеальная утопическая жизнь была придумана Томасом Мором.
Вроде бы и плюсы у этой жизни есть, но как о минусах вспомнишь, то начинаешь безнадежно больным завидовать. Уж до того все добропорядочно и идеально, несмотря на войны, рабство, необразованность и прочие мелкие незначительные прелести, что выть хочется.
Источник