- Томас Мор, «Утопия» – краткое содержание с цитатами
- Первая книга
- Как стать успешным государством?
- Вторая книга
- Занятия утопийцев
- Быт жителей острова
- Деньги и товары
- Рабство в Утопии
- Религия
- Может ли современный человек жить в «Утопии» Томаса Мора?
- Законы в «Утопии»
- Можно ли такое общество назвать свободным?
- Право выбора
- Частная собственность в «Утопии»
- Абсолютная свобода это утопия?
- II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2010
- «Утопия» Томаса Мора как социально-философское произведение
Томас Мор, «Утопия» – краткое содержание с цитатами
«Утопия» Томаса Мора, краткое содержание которой приведено в этой статье, — знаменитое произведение английского писателя и юриста, чье название стало нарицательным для всего жанра. Книга была впервые издана в 1516 году. Ее полное название — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопия».
Первая книга
«Утопия» Томаса Мора, краткое содержание которой вы сейчас читаете, начинается со своеобразного вступления. Томас Мор пишет письмо своему другу Петру Эгидию, в котором просит прочесть свое произведение и подсказать ему, не упущены ли какие-то важные детали.
Повествование ведется от имени самого автора. Он приезжает во Фландрию в качестве посла, чтобы встретится с Петром. Там он знакомится с опытным мореплавателем Рафаилом, который только что вернулся из очередного путешествия.
Рафаил знает множество обычаев и законов, которые существуют в других странах. Рассказывает о тех, которые, по его мнению, можно было бы применить в европейском государстве. Петр советует мореплавателю применить свои знания, устроившись к государю советником. Но Рафаил категорически против. Он считает, что цари слишком много внимания уделяют военному делу, стремясь приобрести новые земли, вместо того, чтобы заботиться об уже имеющихся.
При этом те советники, которые у них есть, как правило, поддерживают владыку, чтобы не уронить свое имя и не впасть в немилость. Рафаил же категорически осуждает войну, считая ее абсолютно бессмысленной. Его возмущает, что убийство и мелкое воровство наказывают одинаково — человека могут отправить на эшафот. При этом толстосумы блаженствуют в роскоши, а обычные люди много работая, нищенствуют, а это способствует развитию преступности.
Как стать успешным государством?
В «Утопии» Томаса Мора, краткое содержание которой перед вами, отмечается, что каждое государство стремится иметь сильную армию и неограниченное количество золотых запасов, которые необходимы для содержания войск. Война же агрессорам необходима только для того, чтобы дать солдатам опыт в бою.
Рафаил ведет себя как истинный философ, отмечая, что всегда хочет говорить только правду, поэтому он предпочитает воздержаться от государственных дел. При этом мореплаватель с удовольствием рассказывает о государстве, чьи нравы, обычаи и законы пришлись ему по душе больше всего.
Вторая книга
Вторая книга «Утопии» Томаса Мора, с кратким содержанием которой вы можете познакомиться в этой статье, начинается с описания вымышленного острова. Он назван Утопия в честь его основателя — Утопа.
На этом острове существуют 54 города. Везде одинаковые учреждения, нравы и законы. Это обязательное правило. Центральное поселение — город Амаурот. Все земли на острове поровну распределены между областями. А городские и сельские жители раз в два года меняются местами. В деревню постоянно приезжают те семьи, которые до этого еще не работали на земле.
Вокруг Амаурота огромный и глубокий ров, сам город окружен башнями и бойницами. Он выделяется красотой и чистотой. Возле каждого дома разбит сад, при этом частная собственность упразднена до такой степени, что раз в десять лет жители Утопии меняются домами. Кому где жить выбирают по жребию.
Из произведения Томаса Мора «Утопия», краткое содержание на брифли есть, но вы его можете найти и в этой статье, мы узнаем, как организована система управления. Каждыми тридцатью семьями руководит филарх, а над десятью филархами стоит протофиларх. Всего на острове 200 протофилархов, которые выбирают себе князя для руководства страной. Он правит на протяжении всей жизни. А вот на всех остальных должностях перемены происходят ежегодно.
Занятия утопийцев
В «Утопии» Томаса Мора, краткое содержание которой вы сейчас читаете, утверждается, что все утопийцы поголовно занимаются земледелием. В дополнение к этому у каждого есть какое-то свое уникальное ремесло, которое он передает детям и внукам по наследству.
При этом никого не заставляют заниматься чем-то определенным. Если ремесло, которое культивируется в его семье, ему не по душе, его переводят в семейство с нужным ему занятием.
Рабочий день на острове Утопия продолжается шесть часов. Все остальное время его жители посвящают изучению наук или домашним делам. Те, кто проявляет в науках особое усердие, выдвигается в разряд ученых. Только из этих людей выбирают представителей духовенства, дипломатов, послов и руководителей государства.
Быт жителей острова
В книге «Утопия» Томаса Мора, краткое содержание которой вы сейчас читаете, описывается, что во время работы все жители острова одеваются в шкуры. А на улицы выходят в плащах. При этом их цвет и крой у всех одинаков. Каждому выдается ровно одно платье на два года. В семье все слушаются старейшего.
Когда выясняется, что город перенаселен, то часть граждан отправляют в колонию, то же самое происходит в обратном случае. В центральной части каждого города расположен рынок. На него свозятся все товары и продовольствие. В любой день каждый желающий может взять себе все, что ему заблагорассудится. Всего и так в изобилии. Во дворцах регулярно проводятся общественные ужины и обеды.
Переезжать из города в город жители Утопии могут только с разрешения траниборов и сифогрантов. За самоволие в этом вопрос им грозит суровое наказание, а в случае повторного нарушения даже рабство.
Деньги и товары
В книге Томаса Мора «Утопия», читать краткое содержание вы можете в этой статье, описывается, что на острове есть все необходимое в нужном количестве и даже в избытке. Часть даже отдают малоимущим в другие страны, а остальное продают.
Деньги утопийцы применяют только во внешней политике, их они берегут на случай войны. При этом драгоценные металлы, например, золото и серебро, презирают. Из них делают кандалы, в которые заковывают рабов, а сами ими вообще не пользуются. В драгоценные камни играют дети, пока остаются маленькими. Повзрослев, они их оставляют.
Больших высот и успехов жители острова добились в искусствах и науках. Когда к ним приезжают в гости жители других государств, те подробно и детально знакомятся с их научными достижениями и культурой. Быстро все осваивают и развивают на своей территории.
В «Утопии» Томаса Мора, краткое содержание по главам есть в этой статье, утверждается, что вся жизнь жителей острова наполнена удовольствиями для тела и духа, а также добродетелями. Все отношения построены на справедливости и честности, во главу угла ставится помощь больным и немощным. Одно из главных удовольствий для утопийцев — здоровье. В тоже время они ценят силу, красоту и проворство.
Рабство в Утопии
В тоже время на острове существует рабство. В него обращают жителей острова, совершивших какие-либо позорные деяния, либо приговоренных к казни представителей других народов, оказавшихся в Утопии. Один из основных принципов состоит в том, что труд рабов приносит больше пользы, чем их казнь.
Тяжелобольные граждане редко решаются на самоубийства, потому что жизнь для них — основное удовольствие. Такой поступок здесь все считают большим грехом. Строго карается и супружеская измена.
Утопийцы хоть и копят деньги на возможную войну, но сами любое вооруженное противостояние считают недопустимым зверством. Для победы во внешних делах предпочитают использовать дипломатию и хитрость, часто подкупают приближенных государя-противника. Только когда эти методы не оказываются действенными, они решаются на военные сражения.
Войну Утопия ведет с помощью иноземных солдат, которым щедро платят. Собственные граждане назначаются на руководящие должности в армии. При этом Утопия готова не только защищаться на международной арене. Страна оставляет за собой право вступиться за угнетаемые народы, но только в том случае, если сражения будут происходить на чужих землях.
Религия
В Утопии все жители вольны выбирать любую религию. Запрещено кого-то насильственно обращать в ту или иную веру. Большинство поклоняется единому богу, которого зовут Митра. При этом никто не страшится смерти. В «Утопии» Томаса Мора, краткое содержание с цитатами есть в этой статье, говорят, что «новая, еще более счастливая жизнь сулит встречу с богом».
Так заканчивает свой рассказ о далеком идеальном государстве Рафаил.
Источник
Может ли современный человек жить в «Утопии» Томаса Мора?
Может ли современный человек жить в «Утопии», написанной Томасом Мором? И что же означает слово «утопия»? В книге Томаса Мора Утопия – это страна, в которой люди живут абсолютно счастливо. По крайней мере, на первый взгляд.
Можно подумать, что это идеальная страна, где все равны и занимаются тем, чем хотят. Возможно, мы могли бы даже подумать о том, что в современном мире не хватает чего-то подобно. Чего-то, что уравняло бы весь мир и сделало представителей всех стран одинаково богатыми и счастливыми. Но есть кое-что, что смущает в этой книге. Это…
Законы в «Утопии»
Безусловно, в государстве законы нужны. Но они не должны доходить до фанатизма. У людей есть предписания буквально для всего:
- где жить;
- в чём ходить;
- кем работать;
- даже где человеку нужно сидеть за столом.
Утопия не любит войны, но спокойно ведёт борьбу со всеми, кто не угоден данному режиму.
Можно ли такое общество назвать свободным?
Это вопрос риторический.
Отдельными пунктами ведения своей политики «Утопия» напоминает СССР определённых периодов (когда режим не только избавлялся от неугодных правительству людей, но и наказывал за прослушивание неугодной музыки, чтение неугодных книг и т. п.).
Право выбора
Современный человек, знающий, что такое дипломатия, не смог бы жить в таких условиях. В наше время люди привыкли к тому, что у них есть право выбора. Каждый может распоряжаться собственной жизнью: быть садовником или президентом, жить ли ему в России, или в Америке, в Австралии, питаться только овощами или есть мясо.
Современный человек привык к разнообразию выборов. Если взять современного человека и забросить в условия страны Утопии, он просто начнёт бунтовать.
С другой стороны, можно привести пример Северной Кореи. Там есть свои законы, порядки и устои, кардинально отличающиеся от всего современного мира. Это абсолютно изолированная страна. В этом её плюс. Но в этом же её минус.
Возможно, человек, живущий в такой стране или же, например, обычный гражданин СССР, воспитанный в духе социализма, смог бы существовать в условиях, предлагаемых Утопией. Но, рано или поздно, такому режиму всё равно пришёл бы конец.
Частная собственность в «Утопии»
Отдельно стоит вспомнить и о том, что в «Утопии» нет частной собственности. Этакий социализм, плюсы от которого определённо описаны в книге.
Но, говоря о современном человеке, в голове сразу же возникает вопрос: «Какой здравомыслящий человек захочет, чтобы всё, что принадлежит ему, стало общим?» Никакой! Разве что очень бедные люди, для которых объединение – это плюс. Ведь здесь так же можно вспомнить опыт Советского союза и раскулачивания.
Абсолютная свобода это утопия?
В современном мире люди ориентированы на удовлетворение своих личных потребностей и лишь потом – нужд государства.
Ни один адекватно мыслящий человек не захочет, чтобы кто-то диктовал ему, во что одеваться, какой дом покупать и какую должность занимать, даже если это будет сделано во благо его страны.
Ведь такое положение вещей противоречит демократии, к которой так стремится большая часть мирового сообщества.
Источник
II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2010
«Утопия» Томаса Мора как социально-философское произведение
Что такое утопия? По своему происхождению — это слово греческое: «у» по-гречески значит «не», «топос» — место. Это место, которого нет, фантазия, вымысел, сказка.
Мечты о счастье, об идеальном устройстве общества издавна волновали людей. Так как, в 1516 году Томас Мор (1478 — 1535), политик, канцлер Англии, философ пишет труд о наилучшем устройстве государства на далеком острове.
Его «Утопия» состоит из двух частей. В первой части показана Англия начала XVI века и ее жизненные проблемы. На страницах книги Мор дает глубокую критику современного ему социально-экономического и политического строя Великобритании и приходит к выводу, что преградой на пути к справедливости является частная собственность, поэтому «единственный путь к благополучию общества заключается в объявлении имущественного равенства, а вряд ли это когда-либо можно выполнить там, где у каждого есть своя собственность»[i].
Своеобразным выражением протеста Мора против социальной несправедливости явился подробно разработанный им проект нового общества, где было покончено с эксплуатацией человека человеком. Все материальные блага принадлежат здесь трудящимся. Общими в Утопии являются не только природные богатства — земля и ее недра, но и вся продукция общественного производства, которая также поступает в распоряжение всех граждан.
Система трудовой повинности, о которой мечтал Мор, вовсе не превращает труд в тяжкое бремя. Организация производства преследует только одну цель: избавить всех граждан от телесного рабства и даровать им как можно больше времени для духовной свободы и просвещения. Философ считает, что в этом заключается счастье жизни.
«Утопия» является попыткой спроектировать государство с такой социально-экономической структурой, которая способна обеспечить человеку достойный образ жизни, и Мор пытается нарисовать конкретную картину идеального общества. На гербе Утопии, как и на гербе первого социалистического государства, — символы плодотворного труда: серп, молот, колосья.
Однако, проектируя справедливое общество, Мор вынужден все же допустить существование рабов. Последние в Утопии — бесправная категория населения, обремененная тяжелым общественным трудом. Они закованы в цепи и постоянно заняты работой. Рабы, считает Мор, нужны утопийцам, чтобы избавить граждан от наиболее тяжелого и грязного труда.
В условиях феодальной Англии Мор не находил реальной общественной силы, которая была бы способна заменить «негодный» строй справедливым. Вместо того, чтобы управлять государством при помощи насилий, грабежей и конфискаций, доводя этим народ до нищеты, считал он, лучше добровольно отказаться от власти. Вместе с тем Мор подчеркивает, что разорение и нищета народа порождают стремление к перевороту и междоусобицам. Нельзя допускать, чтобы одни утопали в удовольствиях и наслаждениях, а другие бедствовали.
В отличие от древних социальных проектов, например, «Государства» Платона, главное внимание в «Утопии» уделяется проблеме общественного потребления. Большое значение Мор придавал поиску справедливой системы организации производства. На блаженном острове производительный труд обязателен для всех. Кроме земледелия, которым заняты все, каждый изучает какое — либо ремесло. Здесь нет людей неработающих. Отсутствие частной собственности и привилегированных сословий, а также демократизм политического строя показывают, что перед нами свободный народ.
Осуждая политическую тиранию и противопоставляя ей свой идеал государя, Мор решительно отвергал идею о, якобы, божественном происхождении власти короля и развивал мысль о происхождении всякой власти от народа. На этом основании он считал не только возможным, но и необходимым ставить вопрос об ответственности государя перед народом, утверждая, что народ своей волей дает власть и отнимает ее. Любой человек, принявший власть над многими людьми, является их должником.
Сущность философских идей «Утопии» определяет идея социального преобразования, поиск наиболее совершенной общественной системы, способной обеспечить счастье любому человеку. В этой книге заложены идеи социального равенства, преобразования, способные обеспечить счастье человеку труда и навсегда покончить с эксплуатацией. И главное, Томас Мор подчеркивает, что только благодаря справедливому общественному устройству утопийцам удается решить важнейшую этическую проблему — уничтожить гордыню,- «чудовище», которое паразитирует на противопоставлении богатства и бедности. Корни решения этической проблемы Мор видит в совершенном общественном устройстве.
Итак, сущность «Утопии» определяет идея социального преобразования, поиск наиболее совершенной общественной системы, способной обеспечить счастье любому человеку. В этой книге заложены идеи социального равенства, преобразования, способные обеспечить счастье человеку труда и навсегда покончить с эксплуатацией.
Источник