Важные морские пути северного ледовитого океана

SomeGeography.ru

Одним из важнейших транспортных путей Северного Ледовитого океана с начала XX века стал Северный морской путь (Приложение 2), связывающий российские города Мурманск и Владивосток.

Предположение о возможности практического использования Северо-Восточного прохода

(так до начала XX века называли Северный морской путь) впервые было высказано русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525г. — при этом он опирался на результаты плавания поморов в XIII веке.

В середине XVI века англичане (X. Уиллоби, Р. Ченслер, Барроу) предпринимали ряд попыток пройти Северо-Восточным проходом, но дальше Новой Земли им проникнуть не удалось. Впервые маршрут был пройден с одной зимовкой в 1878-79г.г. экспедицией шведа Нильса Норденшельда на шхуне «Вега». Впервые за одну навигацию был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932г. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».[7]

Советское государство понимало, как могла бы преобразить экономическую жизнь отдалённых районов страны прокладка Северного морского пути, связывающего Мурманск с Владивостоком. В разгар гражданской войны, 2 июля 1918г., Ленин подписал постановление Совнаркома об ассигновании одного миллиона рублей на экспедицию по исследованию Северного Ледовитого океана.

Первые шаги освоения Северного морского пути воспринимались как советским народом, так и за рубежом как подвиг, а возвращавшиеся из экспедиций полярники были окружены таким же ореолом восхищения, как и первые космонавты спустя несколько десятилетий.

Читайте также:  Три моря бассейна тихого океана

В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь — важнейшая транспортная магистраль Советского Севера. По Северному морскому пути осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море. За четыре военных года судами Главсевморпути выполнен большой объём воинских и народно-хозяйственных перевозок. Через арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси флот снабжался каменным углём (Печорского и других арктических бассейнов), военная промышленность — никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись под воздействием авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Защиту арктических коммуникаций осуществлял Северный флот, судоходство обеспечивалось системой морских конвоев. В августе 1942г. ледокольные пароходы «Сибиряков», «Дежнёв» и береговая артиллерия порта Диксон дали героический отпор тяжёлому крейсеру «Адмирал Шеер». По Северному морскому пути прошли сотни судов, из них около 170 — в конвоях. Было перевезено свыше 4 миллионов тонн различных грузов. Большой вклад в развитие арктического транспортного флота внес начальник Главсевморпути И. Д. Папанин. За самоотверженный труд в годы войны свыше ста работников Главсевморпути награждены орденами и медалями СССР.

За время существования СССР исследования Северного морского пути велись очень активно и всеми возможными средствами (ледоколы, гражданские и военные корабли, подводный флот, авиарейсы, дрейфующие полярные станции и т. д.).

Сегодня Северный морской путь — кратчайший морской путь между Дальним Востоком и Европейской частью России, главная судоходная магистраль России в Арктике. Путь проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово). Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км.

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 миль, то Северным морским путём — только 5770 миль.

Еще статьи по теме

Физико-географическая характеристика Республики Татарстан
Республика Татарстан расположена в Европейской части Российской Федерации, в месте слияния рек Волги и Камы. Протяженность ее территории с запада на восток составляет 460 км, с севера на юг — 290 км. Площадь республики равна 67836,2 км- — .

Характеристика населения Свердловской области. Демографические проблемы
Свердловская область одна из наиболее развитых областей России. Население области это простые люди, мужчины и женщины, являются самым главным богатством нашего региона. Ведь именно люди выплавляют металл, лечат и учат детей, выращивают хле .

Источник

Морские пути Северного Ледовитого океана и его морей. Льды, осадки и туманы, их влияние на судоходство

Изучение географического положения и границ Северного Ледовитого океана. Описания прибрежных морей и крупнейших проливов. Исследование картины течений океана. Основные судоходные проливы. Характеристика трудностей при плавании по Северному морскому пути.

Рубрика География и экономическая география
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.05.2014
Размер файла 16,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Украины

Одесская Национальная Морская Академия

По предмету «Океанские пути мира»

на тему: Морские пути Северного Ледовитого океана и его морей. Льды, осадки и туманы, и их влияние на судоходство.

северный ледовитый океан судоходный

Северный Ледовитый океан — наименьший по площади океан Земли. Омывает берега Азии, Европы и Северной Америки.

Граница Северного Ледовитого океана проходит от Гренландии через Исландию, затем к Шпицбергену, далее через Медвежий остров и до побережья Норвегии. Границей с Тихим океаном является линия в Беринговом проливе от мыса Дежнёва до мыса Принца Уэльского. Почти вся его акватория целиком расположена к северу от Полярного круга. По физико- географическим особенностям делится на Северо- Европейский бассейн и окраинные арктические моря, расположенные главным образом в пределах шельфа (Карское, Лаптевых, Восточно- Сибирское, Чукотское, Бофорта, Баффина, Гудзонов зал. и проливы Канадского Арктического арх.). Зимой 90% площади Северного Ледовитого океана покрыто дрейфующими льдами, преимущественно многолетними (толщина около 4,5м).

Моря: Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно — Сибирское и Чукотское, Гренландское, Бофорта, Баффина, Линкольна. Крупные заливы: Гудзонов. Крупнейшие проливы: Гудзонов, проливы Канадского Арктического архипелага.

Течения Северного Ледовитого океана на сегодняшний день наименее изучены. Кратко картину его течений можно описать следующим образом. Прежде всего, из них можно выделить Норвежское течение (проходящее вдоль берегов Норвегии), затем часть которого поворачивает на запад и образует Восточно-Гренландское течение. Другая часть Норвежского течения устремляется на восток вдоль всего российского побережья до Берингова пролива. В этом месте происходит смешение вод ветви Норвежского течения с водами Тихого океана и с водами, текущими в западном направлении вдоль севера Канады и Аляски. После своего смешения все эти воды пересекают океан и соединяются с Восточно-Гренландским течением. Кроме вышеперечисленных, холодные воды Арктики выносит в Атлантику холодное Лабрадорское течение. Ледовитость имеет огромное значение для гидродинамики и климата Арктики. Льды круглогодично присутствуют во всех арктических морях. В центральных районах океана паковые льды сплошным покровом распространены и в летнее время, достигая толщины 3—5 метров. В океане дрейфуют ледяные острова (толщиной 30—35 метров), используемые для базирования дрейфующих станций «Северный полюс». Льды дрейфуют со средней скоростью 7 км/сутки, максимальной до 100 км/сутки. Прибрежные моря летом в значительной части освобождаются ото льда, но остаются отроги океанических ледниковых массивов, близко подступающих к берегу и создающих проблемы для судоходства. В Карском море летом сохраняется местный массив дрейфующих льдов, другой существует к югу от острова Врангеля. Береговой припай исчезает у берегов летом, но на некотором расстоянии от берега возникают локальные массивы припайных льдов: Североземельский, Янский и Новосибирский. Береговой припай в зимнее время особенно обширен в морях Лаптевых и Восточно-Сибирском, где его ширина измеряется многими сотнями километров. Большая ледовитость наблюдается в акватории Канадского бассейна. В проливах дрейфующие льды остаются в течение всего года, море Баффина частично (в восточной части) освобождается от плавучих льдов с августа по октябрь. Гудзонов залив свободен ото льда в течение сентября — октября. Мощный береговой припай сохраняется в течение всего года у северного берега Гренландии и у берегов в проливах архипелага Елизаветы. Несколько тысяч айсбергов ежегодно образуются в восточной и западной частях Гренландии, а также в Лабрадорском течении. Некоторые из них достигают основного судоходного маршрута между Европой и Америкой и опускаются далеко на юг вдоль побережья Северной Америки. По данным Национального центра исследования снега и льда (NSIDC) при Университете Колорадо (США), морской лёд Арктики сокращается с ускорением, особенно быстро исчезает старый толстый лёд, из-за чего весь ледяной покров становится более уязвимым. 16 сентября 2012 года зафиксирован суточный и месячный минимум площади льда в океане 3,61 миллиона кмІ (что на 13 % ниже среднего за период наблюдений с 1979 по 2000 годы). Другие минимумы фиксировались 18 сентября 2007 года — 4,24 миллиона кмІ и 9 сентября 2011 года — 4,33 миллиона кмІ. В это время полностью открывается Северо-Западный проход, традиционно считавшийся непроходимым. При таких темпах к 2100 году Арктика полностью утратит летний лёд. Однако в последнее время скорость утраты льда увеличивается, и по некоторым прогнозам летний лёд может исчезнуть к середине XXI века.

Волнение в арктических морях зависит от ветрового режима и ледниковых условий. В целом ледовый режим в Северном Ледовитом океане неблагоприятен для развития волновых процессов. Исключения составляют Баренцево и Белое моря. Зимой здесь развиваются штормовые явления, при которых в открытом море высота волн доходит до 10—11 м. В Карском море наибольшую повторяемость имеют волны 1,5—2,5 м, осенью иногда до 3 м. При северо-восточных ветрах в Восточно-Сибирском море высота волн не превышает 2—2,5 м, при северо-западном ветре в редких случаях достигает 4 м. В Чукотском море в июле — августе волнение слабое, но осенью разыгрываются шторма с максимальной высотой волн до 7 м. В южной части моря мощные волнения могут наблюдаться до начала ноября. В Канадском бассейне значительные волнения возможны в летнее время в море Баффина, где они связаны со штормовыми юго-восточными ветрами. В Северо-Европейском бассейне в течение всего года возможны сильные штормовые волнения, связанные зимой с западными и юго-западными, а летом — главным образом, с северными и северо-восточными ветрами. Максимальная высота волн южной части Норвежского моря может достигать 10—12 м

В течение большей части года Северный Ледовитый океан используется для морских перевозок, которые осуществляются Россией по Северному морскому пути, США и Канадой по Северо-Западному проходу. Основные судоходные проливы Северного Ледовитого океана: Берингов, Лонга, Дмитрия Лаптева, Вилькицкого, Карские Ворота, Маточкин Шар, Югорский Шар, Датский, Гудзонов. Протяжённость морского пути от Санкт-Петербурга до Владивостока составляет более 12,3 тысячи км. Самый тяжёлый участок по Северному морскому пути вдоль Евразийского побережья России проходит от Мурманска до Берингова пролива. До 60 % грузооборота российского побережья Арктики приходится на Мурманский и Архангельский порты. Важнейшие грузы, следующие по Северному морскому пути: лесоматериалы, уголь, продовольствие, горючее, металлоконструкции, машины, а также товары первой необходимости для жителей Севера. По грузообороту в российском секторе Арктики выделяются Кандалакша, Беломорск, Онега, Дудинка, Игарка, Тикси, Диксон, Хатанга, Певек, Амдерма, Зелёный Мыс, Мыс Шмидта. В американском секторе Северного Ледовитого океана регулярная навигация отсутствует, резко преобладают односторонние перевозки товаров первой необходимости для редкого населения. На побережье Аляски находится самый крупный порт Прудо-Бей, обслуживающий нефтедобывающий район. Крупнейший порт Гудзонова залива — Черчилл, через который производится вывоз пшеницы из канадских провинций Манитоба и Саскачеван через Гудзонов пролив в Европу. Сбалансированный характер имеют перевозки между Гренландией (порт Кекертарсуак) и Данией (рыба, продукция горной промышленности следуют в Данию, промтовары и продовольствие — в Гренландию). Вдоль Норвежского побережья развита густая сеть портов и портовых пунктов, развита круглогодичная навигация. Важнейшие из норвежских портов: Тронхейм (лес и лесопродукты), Му-и-Рана (руда, уголь, нефтепродукты), Будё (рыба), Олесунн (рыба), Нарвик (железная руда), Киркенес (железная руда), Тромсё (рыба), Хаммерфест (рыба). Прибрежные воды Исландии характеризуются развитием каботажного плавания. Наиболее значительные порты — Рейкьявик, Грундартанги (алюминий), Акюрейри (рыба). На Шпицбергене портовые пункты Лонгйир, Свеа, Баренцбург и Пирамида специализируются на вывозе каменного угля

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП), транспортная магистраль вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) с выходом в акваторию Тихоокеанского бассейна соединяющая европейский и дальневосточный российские порты, а также устья судоходных рек Сибири в единую транспортную систему. Длина основной ледовой трассы СМП от новоземельских проливов до порта Провидения — 5 610 км; протяженность судоходных речных путей, примыкающих к СМП, — около 37 тыс. км. От Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП — 14 280 км, через Суэцкий канал — 23 200 км, вокруг мыса Доброй Надежды — 29 400 км. Трудности при плавании по СМП создает ледовая обстановка в арктических морях, особенно сложная в районах Таймырского и Айонского ледовых массивов, не таю­щих даже в самые теплые месяцы. В советский период для эксплуатации СМП созданы специальные службы: пароходства, полярная авиация, морские, речные и авиационные порты, научные институты, гидрографическое и промышленно-транспортные предприятия, сеть полярных гидрометеостанций. Их совместная работа обеспечивала выполнение планов арктических навигаций. Современный СМП — единственная широт. транспортная магистраль на Европейском и Азиатском Севере, по крой осуществляется снабжение товарами арктических районов. По СМП перевозятся нефтепродукты, лес, уголь, промышленное оборудование, про­довольствие. Производятся внешнеторговые операции по вывозу сибирского леса.

Современное положение. Россия сегодня продолжает освоение и использование Северного морского пути. Основными пользователями Северного морского пути в России сегодня являются «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха—Якутия, Чукотка. Однако лишь сравнительно недавно, вследствие таяния льдов Арктики, этот маршрут стал привлекать иностранные компании. Так, в 2009 году два коммерческих судна последовали курсом между Европой и Азией через северные воды России. В 2011 году этот путь был избран уже 34 судами (для сравнения, через Суэцкий канал в год проходит 18 000 судов). Подсчитано, что грузопоток по может увеличиться с 2012 до 2019 в десять раз, а в перспективе — в двадцать, до 50 миллионов тонн в год. В 2010 году транзитные перевозки по СМП составили около 110 тыс. тонн (проведено 4 судна). В 2011 году транзитные перевозки по СМП составили более 820 тыс. тонн (проведено 34 судна). В 2012 году транзитные перевозки по СМП за летне-осеннюю навигацию составили 1,26 млн тонн. (проведено 46 судна). В этом же году состоялась первая в мире перевозка сжиженного природного газа (СПГ) по СМП. Танкер-газовоз Ob River перевёз 134500 м3 газа из Норвегии в Японию. В 2010 году впервые в истории морского судоходства по СМП был совершен экспортный рейс на судне «Мончегорск» по маршруту Мурманск — Дудинка — Пусан(Ю.Корея) — Шанхай(КРН) без ледокольной проводки. В 2011 году аналогичный рейс был совершен на судне «Заполярный».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Географическое положение Северного Ледовитого океана и его исследование. Социально-экономическая и экологическая ситуация в настоящее время. Историческая ценность транспортных путей. Морские биологические ресурсы. Экологические проблемы и их последствия.

Источник

Оцените статью