Меню

Вдоль берега моря тянулись болота лексическая ошибка

Контрольные тесты по культуре речи для учащихся 5-7 классов (из материалов по апробации УМК «Русский язык»)

МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа №2 – Базовая школа»

Контрольные тесты по культуре речи для учащихся 5-7 классов

(из материалов по апробации УМК «Русский язык»)

учитель I квалификационной категории

Аннотация к тестам

В УМК «Русский язык» под редакцией (5-7 классы) значительное место отведено материалу по культуре речи. Каждый раздел морфологии заканчивается темами «Орфоэпические нормы», «Лексические нормы» и «Грамматические нормы». В учебнике 7 класса выделен блоком материал, обобщающий и расширяющий сведения по культуре речи, полученные в 5-6 классах.

В целях контроля усвоения знаний в области культуры речи мною разработаны тесты для 5-6 и 7 класса. Тест для 7 класса разработан в двух вариантах. Включает три блока: часть А – орфоэпические нормы; часть Б – лексические нормы; часть В – грамматические нормы. К каждому тесту даны ключи.

Тест по культуре речи, 5-6 класс

1. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.

2. Укажите словосочетание, в котором слово крепкий употребить нельзя:

1) крепкая ткань

3) крепкий ливень

3. Укажи, в каком слове употреблена лексическая ошибка:

1) В гостиной что-то небольшое упало со стола.

2) Мише почудился какой-то шорох за дверью.

3) Вдоль берега моря тянулись болота.

4) Надо вывести его на свежую воду.

4. Укажи, в каком слове употреблена лексическая ошибка:

1) Луговые цветы в этом году были необыкновенно яркими.

2) Маша любила яркие, эффективные платья.

3) Девушка неуверенно шла по льду.

4) Эта семья жила на центральной улице города.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

1) Первый экзамен прошел для меня особенно успешно.

2) Я видел здесь ещё много неизвестных птиц.

3) И тут Ксения увидела седую старушку.

4) Сегодня Костя был более угрюмее, чем всегда.

6. Выберите слово, в котором неправильно выделен ударный звук.

7. Укажи, в каком слове употреблена лексическая ошибка:

1) Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.

2) Кто предложит другое предложение?

3) Соревнования были проведены по лёгкой атлетике.

4) Хорошо идти по земле ранним утром.

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

1) У ней получаются очень вкусные пирожки.

2) Я часто гулял с их собакой.

3) Света смогла показать себя с лучшей стороны.

4) Мама собирала ягоды, а дети бегали вокруг неё.

9. Укажи предложение, в котором допущена лексическая ошибка.

1) Художник написал репродукцию.

2) Наступила дождливая, темная осень.

3) После теплой, ясной погоды внезапно пришли заморозки.

4) Новые рекорды были установлены по прыжкам в длину.

10. Укажите предложения с грамматической ошибкой.

1) Я люблю мороженое и экзотические фрукты.

2) Артем любил смотреть на ихние игры.

3) Дрова у него всегда горели лучше, чем у нас.

4) Мы взялись с Аленкой за руки и побежали в большой магазин.

1-1, 2-3, 3-4, 4-2, 5-4, 6-3, 7-2, 8-1, 9-1,

Тест по теме «Культура речи». 7 класс

А1. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.

А2. Отметьте слово со звукосочетанием [шн]

А3. Выберите правильный вариант

А4. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.

Б1. Найдите предложение с нарушением лексической нормы

1. Загрязнение воздуха — актуальная проблема нашего века.

2. Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

3. Николай всегда был лидером нашего дружного коллектива.

4. Недалеко от парка возвышался дворец.

Б2. Найдите предложение с нарушением лексической нормы

1. У Пушкина в Михайловском была хорошая библиотека.

2. Мне бы хотелось совершить подвиг.

3. Наружная внешность героини достаточно привлекательна.

4. Площадь этого виноградника — около пяти гектаров.

Б3. В каком предложении вместо слова ИСКУССТВЕННЫЙ надо употребить ИСКУСНЫЙ?

1. В реку были выпущены мальки, выращенные в ИСКУССТВЕННЫХ водоёмах.

2. По околоземной орбите двигаются бесчисленные космические летательные аппараты – ИСКУССТВЕННЫЕ спутники.

3. Комнату украшали ИСКУССТВЕННЫЕ цветы в высоких вазонах.

4. Слушателей поразило ИСКУССТВЕННОЕ исполнение романса.

В1. Укажите пример с ошибкой в образовании слова.

2. трое партизан

3. пять пар чулок

4. шесть помидоров

В2. Найдите ошибки в употреблении деепричастного оборота

1. Метель, усиливаясь с каждой минутой, то завывала, то страшно гудела.

2. Не размышляя над ошибками, экзамены были сданы.

3. Раскинув крылья, ястребы парили в воздухе.

4. Сверкнув в вышине, молния рассекла майское небо.

В3. Найдите ошибку в словосочетаниях

1. обращать внимание на вопросы

2. оплатить за проезд

3. удивляться произошедшему

4. платить штраф

Тест по теме «Культура речи». 7 класс

А1. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.

А2. Отметьте слово, в котором неправильно выделен ударный звук.

А3. Выберите правильный вариант

А4. Отметьте слова со звукосочетанием [шн]

Б1. Найдите предложение с нарушением лексической нормы

1. Мрак колодца не испугал мальчика, и он смело бросился на помощь тонущей девочке.

2. Мои коллеги по профессии любят поспорить.

3. Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки.

4. Чистое помещение новой школы производило приятное впечатление.

Б2. Найдите предложение с нарушением лексической нормы

1. Мы пили чай с сахаром и булочкой.

2. Вокруг этого населённого пункта расположился вражеский полк.

3. Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.

4. Оля была капризной девочкой.

Б3. В каком предложении вместо слова КАМЕННЫЙ надо употребить КАМЕНИСТЫЙ?

1. В музее были представлены орудия каменного века.

2. Архитектор получил заказ на гигантский каменный мост.

3. Каменистый берег залива покрывал нетронутый сосновый бор.

4. Ухватившись рукой за каменный выступ, я осторожно приподнял другую руку.

В1. Укажите пример с ошибкой в образовании слова.

1. с обоими подругами

4. три килограмма яблок

В2. Найдите ошибки в употреблении деепричастного оборота

1. Он был рассеян и, отвечая невпопад, рисковал хорошей репутацией.

2. Однажды, выезжая из деревни, нашу машину остановили.

3. Не сообщив о происшествии людям, я не мог тронуться дальше.

4. Закончите таблицу дома, используя цитаты из текста.

В3. Найдите ошибку в словосочетаниях

Источник

по рус. яз погите пожалуйста сделать задание)

13.Каково значение фразеологизма на худой конец?

1.Без большей затраты времени;
2.В конце концов;
3.В крайнем случае;
4.Иногда.

14.Какое слово имеет омоним?
1.прибежать;
2.задумать; 3.заставить;
4. прочитать.

15.Какое слово является синонимом к выделенному слову в словосочетании
надменный взгляд!
1.строгий;
2.чванливый;
3.высокомерный;
4.барственный.

16.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1.Желтые, розовые и синеватые цветы пестрили живой ковер травы, точно рассыпанные самоцветные камни. (Д. Мамин-Сибиряк)
2.У тебя брошка, вроде как пчелка. (А. Чехов)
3.Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. (А. Пушкин)
4.Путь наш лежал по узкой и прямой, как линейка, проселочной дороге. (А. Чехов)

17.В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения
нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1.Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болото и длинные озерки, которые были отдалены друг от друга песчаными валами.
2.Около дома был небольшой огород, на котором росли брюква, салат и лук.
3.По темному небу, которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали едва уловимые зарницы.
4.Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата.

18.В каком предложении допущена ошибка в образовании причастья?
1.Один из сидевших у костра людей быстро встал.
2.Покупатели, приобретшие некачественный товар, могут вернуть его продавцу.
3.Разбудил его веселый голос друга, вернувшегося домой.
4.Солнце блистало на только что распустившейся листве.

19.Текст «Приближение поезда все более обозначалось движением приготовлений
на станции, беганьем артельщиков, появлением жандармов и служащих и подъездом
встречающих. Сквозь морозный пар виднелись рабочие в полушубках, в мягких
валяных сапогах, переходившие через рельсы загибающихся путей» принадлежит.. .
1.публицистическому стилю
2.официально-деловому стилю
3.научно-популярному подстилю
4.художественному стилю

Читайте также:  Архипо осиповка жилье около моря

20. Укажите стиль текста и доминирующую функцию языка.
Речь человека может многое «рассказать» о нем самом. Для того, чтобы произвести хорошее впечатление, добиться успеха в деле, необходимо, во-первых, знать нормы литературного языка (произносительные, грамматические) , а во-вторых, использовать языковые средства в зависимости от ситуации и цели общения ( знать стилистические градации языковых единиц) . Указанные требования составляют основы культуры речи.
1.научный стиль, информационная функция
2.официально-деловой стиль, информационная функция
3.публицистический стиль, информационная функция
4.разговорный стиль, информационная функция

Сейчас напишу
13)3
14)3( ЗАСТАВИТЬ сделать что-либо, заставить квартиру мебелью)
15)высокомерный взгляд
16)у тебя брошка вроде как пчелка. БРОШКА КАК ПЧЕЛКА. Не нужна запятая.
17)2( есть предлог, если есть предлог, нельзя изменять, предлог — на)
18)2
19)4
20)3( еще думала, что научный стиль. )

13. 1
14, 2 (имхо)
15 3.высокомерный;
16 3.Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. (А. Пушкин)
17 2.Около дома был небольшой огород, на котором росли брюква, салат и лук.
18 2.Покупатели, приобретшие некачественный товар, могут вернуть его продавцу.
19,20 лень читать

Источник

Контрольные тесты по русскому языку

Старшие классы

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из комплекса тестовых заданий различной степени сложности, которые отражают такие тематические разделы школьной программы, как морфология, орфография, лексика, фонетика, словообразование.
Каждое тестовое задание содержит условие (вопрос) и четыре варианта ответа, среди которых только один правильный. Задания ориентированы на быстрое решение (на выполнение самого трудоемкого задания отводится не более 4 минут). На выполнение тестирования отводятся 60 минут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и переходите к следующему. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

Рекомендуемое соответствие оценки и числа выполненных заданий:

«отлично» – не более 4 ошибок;

«хорошо» – не более 10 ошибок;

«удовлетворительно» – не более 16 ошибок;

«неудовлетворительно» – 17 ошибок и более.

Дополнительное задание (сочинение-рецензия по тексту) оценивается как творческая работа.

ТЕСТ № 1

1. Отметьте номер слова с приставкой пре-:

1) пр_открыть,
2) пр_следование,
3) пр_ключение,
4) пр_готовление.

2. В каком примере не пишется раздельно?

1) (не)стерпимая боль,
2) поступить крайне (не)осторожно,
3) купил (не)дорогой, но красивый костюм,
4) далеко (не)легкое дело.

3. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая:

1) Однажды Лебедь, Рак_ да щука везти с поклажей воз взялись.
2) И берег_ и море молчали.
3) Большой город притягивал своей мощью, жизненностью, суетой непрерывных человеческих потоков, грохотом трамваев_ и криком сирен автомобилей.
4) Иван Никифорович был ни жив_ ни мертв.

4. Отметьте номер слова с удвоенной согласной:

5. В каком слове пропущена буква о?

6. Лексическое значение какого слова определено неверно?

1) Мякина – мягкая часть печеного хлеба, хлебных изделий.
2) Озимь – всходы засеваемых осенью хлебов.
3) Паводок – поднятие уровня воды в реках от таяния снега, льда или сильных дождей.
4) Целина – земля, которую никогда не пахали.

7. Какое слово пишется через дефис?

8. Нужны запятые на месте цифр:

Я люблю подмосковные леса (1) и когда они весело шелестят при летнем ветерке (2) и когда они (3) заснеженные (4) спокойно спят (5) под холодным светом луны.

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) Тр_пинка, накл_нение, н_тариус, затв_рить.
2) Ж_лет, соч_тать, ж_тон, пр_небрежение.
3) Ц_ган, без_нициативный, акац_я, опазд_вать.
4) Досух_, сорок_летие, р_зыграть, сорок_ножка.

10. Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой:

1) Быстро, чтобы орлы не проведали об укрытом олене, я поспешил к Лувену.
2) Из всего сказанного следует, что после каждого выстрела, если тетерев не упал надобно смотреть за ним, пока он не улетит с глаз.
3) Вдоль берега моря и параллельно ему тянулись рядами болота и длинные озерки, которые были отделены друг от друга песчаными волами.
4) Проводник молча указал на клочья тумана, которые появились в горах и, точно привидения, бродили по лесу.

1) фельд(ъ)егерь,
2) аэрос(ъ)емка,
3) двух(ъ)ярусный,
4) четырех(ъ)элементный.

12. Укажите пример с ошибкой в образовании грамматической формы слова:

1) он невежествен,
2) барсучьи норы,
3) не имеет право,
4) полон впечатлений.

13. В каком случае возможно только одно написание?

14. В каком словосочетании тип связи слов – управление?

1) Покупка дома,
2) второй номер,
3) учиться рисовать,
4) это дерево.

15. В каком слове буква т, заключенная в скобки, не пишется?

16. В каком слове ударение на первом слоге?

17. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире?

1) Сержусь-то я на самого себя_ сам кругом виноват.
2) Тут открылась картина довольно занимательная_ широкая сакля, крыша которой опиралась на два закопченных столба, была полна народа.
3) Ввысь взлетает Сокол_ жмется Уж к земле.
4) Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

18. В каком примере в суффиксе пишется нн?

1) сеян_ая мука,
2) некошен_ый луг,
3) девочка избалован_а,
4) дорога пустын_а.

19. Отметьте номер слова, где на месте пропуска пишется звонкая согласная:

20. В каком предложении чужая речь оформлена неверно?

1) «Ну, хорошо, хорошо! – засмеялась Валя – я никому не скажу».
2) «Я ваш ординатор, – сказала она, – сегодня дежурю».
3) «Наше присутствие на местах в такой напряженный момент необходимо, – закончил Борташев. – Я выезжаю завтра».
4) Павел, уходя из дома, сказал матери: «В субботу у меня будут гости из города».

21. К какому слову неверно подобран синоним?

1) Глаза – очи,
2) блестела – сверкала,
3) монумент – пьедестал,
4) ярость – гнев.

22. Какое слово неверно разбито для переноса?

23. В каком примере на месте пропуска пишется ни?

1) Кто н_ проклинал станционных смотрителей, кто с ними н_ бранивался?
2) Сын поцеловал мать, и н_ смотря на нее, н_ оборачиваясь, вышел из комнаты.
3) Казак на север держит путь, казак н_ хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе.
4) Как н_ придумывал Манилов, как ему быть и что делать, но ничего другого не мог придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струею.

24. В каком ряду во всех словах пишется ь?

1) Роскош(ь), пореж(ь)те, рубеж(ь), достич(ь);
2) желч(ь), вос(ь)мью, съеш(ь)те, наотмаш(ь);
3) вскач(ь), лиш(ь), фонар(ь)щик, невмоч(ь);
4) вер(ь)фи, брит(ь)ся, фальш(ь), приготов(ь)те.

25. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Конечно_ не один Евгений смятенье Тани видеть мог.
2) К счастью_ на всем своем протяжении река имеет большую глубину.
3) Мы не надеялись никогда более встретиться, однако_ встретились.
4) Как хорошо ты_ о море ночное!

26. Отметьте номер слова с орфографической ошибкой:

1) спуститься в долину,
2) быть старожилом,
3) посвятить фонарем,
4) умолять о помощи.

27. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

28. Какой пример не соответствует нормам литературного языка?

1) Охотничьи заботы и мечты овладели моим воображением.
2) На изготовление лодок ушло четверо суток.
3) У Губарева была привычка постоянно расхаживать взад и вперед, то и дело подергивая и почесывая бороду.
4) Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон.

29. Отметьте номер слова, где написание раздельное:

1) Что(бы) вода не залила огонь, пришлось подкладывать в костры больше дров.
2) Никита повернул (на)право, к речке.
3) (В)следствие сырой и прохладной весны зелень сохранила свою свежесть до начала июля.
4) У меня то(же) серое пальто, в котором вы меня видели в прошлом году.

30. В каком слове пропущена буква ю?

1) Зрители смотр_т,
2) готов_щийся к зачету студент,
3) знамена ре_т,
4) ненавид_щий взгляд.

31. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?

1) Ничего не заметно было оживляющего картину ни отворяющихся дверей ни выходивших откуда-нибудь людей никаких живых хлопот и забот дома.
2) Много снега много хлеба.
3) Надежду и пловца все море поглотило.
4) В поле в роще в воздухе всюду царствовало безмолвие.

32. Отметьте пример, в котором подчеркнутое слово пишется с прописной (большой) буквы:

1) Государственная Третьяковская (г)алерея;
2) Большой зал Московской (к)онсерватории;
3) Дальний (в)осток;
4) Ломоносовские (ч)тения.

33. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Струйки дыма вились в ночном воздухе_ полном влаги и свежести моря.
2) Доносившийся снизу_ шум моря говорил о покое.
3) Держа кувшин над головой_ грузинка узкою тропой сходила к брегу.
4) Как истинный художник_ Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии.

34. Отметьте номер слова, где написание с не слитное:

1) Капля (не)велика, а камень разрушает.
2) Капля (не)велика, а мала.
3) На столе лежала (не)прочитанная, а лишь просмотренная книга.
4) На столе лежала (не)прочитанная мною книга.

35. «Соединения типа метана могут выделяться и при вулканической деятельности, но тот факт, что они неизменно связаны с “темными” морями, т.е. с самой почвой планеты, и что они присутствуют в спектре всякой растительности, несомненно, укрепляет позиции защитников органической жизни на Марсе».
Приведенный ниже текст относится к следующему стилю речи:

1) официально-деловому,
2) научному,
3) публицистическому,
4) художественному.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 36–40.

(A) Всю ночь соловьиные трели будоражат чуткий сон лесных обитателей, пребывающих в таком же приподнятом настроении.
(Б) На рассвете их будит кукушка.
(B) В последние дни мая расцветает шиповник, распускаются гроздья сирени нежно-розовые кисти которой переваливаются за деревянную ограду сада.
(Г) В лесу раздается беспрестанно разноголосый птичий гомон.

36. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

Читайте также:  Азовское море чего опасаться

37. Определите стиль и тип речи приведенного выше текста:

1) разговорный стиль, повествование;
2) публицистический стиль, рассуждение;
3) художественный стиль, повествование;
4) научный стиль, рассуждение.

38. Найдите ошибочное утверждение о предложениях текста:

1) Предложение А – простое предложение с обособленным определением.
2) Предложение Б – простое распространенное предложение.
3) Предложение В – сложное предложение, состоит из трех простых.
4) Предложение Г – простое предложение с однородными определениями.

39. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

1) Беспрестанно – наречие;
2) нежно-розовые – сложное прилагательное;
3) обитателей – существительное в творительном падеже;
4) соловьиные – относительное прилагательное.

40. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Напишите сочинение-рецензию по этому тексту. Выразите свое отношение к теме, описанной автором. Оцените языковое оформление текста: стиль, композицию, отбор языковых средств.

Теперь конец сентября, но ветлы еще не пожелтели. Зато из-за домов, с задворков, проглядывают верхушки желтых и багрово-красных деревьев.
Травка, которой заросло все село, тоже, как и ветлы, была бы совершенно зеленая, если бы старые липы, растущие в огороде, не начали ронять пожелтевшей листвы. А так как вчера был сильный ветер, листьев хватило на то, чтобы запорошить все село, и теперь уж сквозь опавшие листья проглядывает зелень травы.
Среди желто-зеленого яркая, мокрая, черная поблескивает неширокая проезжая дорога.
В небе какое-то странное сочетание наивной голубизны и темных, аспидных туч.
Временами проглядывает яркое солнце, и тогда еще чернее делаются тучи, еще голубее чистые участки неба, еще желтее листва, еще зеленее трава, еще чернее дорога, еще более проглядывает сквозь полуопавшие липы старенькая колокольня.
Если с этой колокольни, забравшись по полуистлевшим балкам и лестницам, поглядеть теперь во все стороны белого света, то сразу расширится кругозор: мы охватим взглядом весь холм, на котором стоит Олепино, увидим, может быть, речку, обвивающую подножие холма, деревни, стоящие по речке, крутое полукружие леса, подковой охватившее весь пейзаж: и село, и реку, и деревню, и то черные, то желтые, то нежно, не по-осеннему зеленые поля.
Нет конца миру. Воображение может поднять нас повыше колокольни, тогда вновь раздадутся горизонты, и село, которое только было вокруг нас, покажется как бы из игрушечных домиков, сбившихся в небольшую стайку посреди земли, имеющей заметную планетарную кривизну.
Мы увидим, что земля оплетена множеством тропинок и дорог. Те, что поярче, пожирнее, уводят к городам, которые с нашей высоты можно теперь увидеть.

1 – 2); 2 – 4); 3 – 2); 4 – 1); 5 – 4); 6 – 1); 7 – 3); 8 – 4); 9 – 1); 10 – 2); 11 – 4); 12 – 3); 13 – 4); 14 – 1); 15 – 1); 16 – 4); 17 – 3); 18 –4); 19 – 2); 20 – 1); 21 – 3); 22 – 1); 23 – 4); 24 – 2); 25 – 3); 26 – 3); 27 – 2); 28 – 4); 29 – 4); 30 – 3); 31 – 1); 32 – 3); 33 – 2); 34 – 1); 35 – 2), 36 – 1); 37 – 3); 38 – 4); 39 – 3) 40 – 3).

ТЕСТ № 2

1. В каком слове пропущен ь?

2. В каком примере в суффиксе пишется нн?

1) Ветрян_ая мельница,
2) книга иллюстрирован_а,
3) стадо испуган_о,
4) печен_ый в золе.

3. В каком слове допущена орфографическая ошибка?

1) Запаздать,
2) воображение,
3) угрожать,
4) нагромождать.

4. Какой ряд синонимов составлен неверно?

1) Всадник, наездник, верховой, конный;
2) краснеть, рдеть, алеть, румяниться;
3) ошибка, оплошность, погрешность, промах;
4) злой, лихой, плохой, ужасный.

5. В каком слове букв больше, чем звуков?

6. Пишется частица не:

1) Н_ один человек не пришел.
2) Н_ она ли это?
3) Н_ дать н_ взять.
4) Откуда н_ возьмись.

7. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Дрова как будто и сухи_ да не играет печка.
2) Обе женщины хитрили_ и ни одна не начинала нужный разговор.
3) День был невинен_ и ветер был свеж.
4) В июле на юге вечера наступают рано_ и воздух темнеет быстро.

8. Укажите пример, в котором употребление прописной буквы неверно:

1) Организация Объединенных Наций;
2) Герой Российской Федерации;
3) Западная Сибирь;
4) Государственная Третьяковская Галерея.

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Несмотря на ранний час, многие лицеисты не спали.
2) Самая речь полковника, скупая на слова, никогда не отличалась определенностью.
3) Должно быть, за пеленой облаков взошла луна.
4) Ведущая вверх, тропинка сильно петляла.

10. Пишется раздельно:

1) (двадцати)(пяти)тысячный,
2) (пол)десятого,
3) (четверть)финал,
4) (три)(тысячи)пятнадцатый.

11. Часть речи определена неверно:

Как вольно дышит грудь, как будто движутся челны, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны.

1) Вольно – наречие;
2) весь – местоимение;
3) охваченный – прилагательное;
4) дыханием – существительное.

12. В каком слове приставка оканчивается на ?

1) Во_награждать,
2) бе_шумный,
3) ра_жечь,
4) и_мучить.

1) алыч_вый,
2) перч_ный,
3) затуш_вывать,
4) никч_мный.

14. В каком предложении нужно поставить двоеточие (знаки препинания в предложениях не расставлены)?

1) Карнизы и наличники дома калитка и ворота все было в узорах.
2) Вскоре мне улыбнулось счастье нашелся сын.
3) Дожди размыли горные дороги ехать было трудно.
4) Снег становился все белее и ярче так что ломило глаза.

15. Укажите, в каком слове допущена ошибка:

Читайте также:  Апеннинский полуостров омывается морями 5 класс

16. Укажите неверное утверждение о количестве букв и звуков в словах:

1) въезд – 5 букв, 5 звуков;
2) вечный – 6 букв, 7 звуков;
3) просьба – 7 букв, 6 звуков;
4) доброе – 6 букв, 7 звуков.

17. В каком слове пропущен разделительный ъ?

18. В каком предложении знаки препинания расставлены неверно?

1) По окончании трудов Петр вынул карманную книжку, дабы справиться, все ли им предполагаемое на сей день исполнено.
2) Пускай ты умер, но в сердце смелых и сильных духом, всегда ты будешь живым примером.
3) Пока Шамохин говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.
4) Тетка закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так как она знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро.

19. Укажите слово с орфографической ошибкой:

1) раззвонить,
2) чересчур,
3) изчезнуть,
4) дислокация.

20. В каком слове ударение падает на третий слог?

21. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) Казалось, настало время, когда каждая минута словно вечность_ и не надо ждать иной.
2) Сам он не увеличил отцовского состояния_ ибо был, как говорится, жуир, эпикуреец на русский лад.
3) Уж коли задался человек идеей_ то ничего не поделаешь.
4) Мне не хотелось домой_ да и незачем было идти туда.

22. Чужая речь в предложении передана неверно:

1) Я спросил брата, принес ли он книгу.
2) Мамаев объяснил, что сидит здесь шесть часов.
3) Какой аромат, граждане, какой упоительный аромат, говорил старик.
4) Гаврила вдруг спросил, где снасть.

23. Отметьте номер слова, лексическое значение которого определено неверно.

1) Блик – отблеск света или световое пятно на темном фоне.
2) Аллея – дорога, по обеим сторонам которой посажены деревья.
3) Репродукция – картина, отпечатанная в типографии.
4) Мякина – мягкая часть печеного хлеба, хлебных изделий.

24. Пишется слитно:

1) вслед (за)тем раздался выстрел,
2) выслушивать одно и то(же),
3) было (от)чего печалиться,
4) (за)тем и пришел, чтобы получить нужные сведения.

25. Найдите ошибочное утверждение о предложении:

Давай вдвоем песенку споем.

1) Предложение простое, неопределенно-личное;
2) главный член предложения сказуемое давай спое;
3) предложение распространенное;
4) вид связи в словосочетании споем песенку – управление.

26. Отметьте неверно образованную форму множественного числа:

27. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) З_ницы, yд_py, ж_лейка, пр_небречь;
2) к_бура, несг_раемый (шкаф), воз_бновить, заг_ловок;
3) вя_кое (болото), бе_дельник, чере_полосица, и_зябнуть;
4) без_нициативный, от_скать, пред_стория, сверх_зысканный.

28. В каком словосочетании вид связи – примыкание?

1) Тотчас наполнило,
2) ожидание встречи,
3) наполнило сердце,
4) наполнило радостью.

29. Отметьте слово с приставкой пре-:

1) пр_певать,
2) пр_кончить,
3) пр_стегнуть,
4) пр_возносить.

30. У какого слова в предложении неправильно определены грамматические признаки?

Мы отдохнули после работы, затем пошли в кино.

1) Мы – личное местоимение;
2) после – предлог;
3) затем – союз;
4) пошли – глагол.

31. Укажите правильный вариант ответа:

Ц_фра, возр_ст, ра_ценка, син_ватый, засе_л, пред_стория,

32. В каком слове пишется нн?

1) Жеван_ый;
2) балован_ый ребенок;
3) вялен_ая рыба;
4) мы ограничен_ы временем.

33. В каком примере возможно только одно написание?

34. В каком случае не пишется слитно?

1) Долг (не)уплачен;
2) (не)удача привела нас к успеху, а выдержка;
3) (не)оконченный труд;
4) сказано (не)(по)русски.

35. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное):

1) Большинство учеников хорошо сдало экзамены.
2) Школу закончили сорок один человек.
3) В деревне послышался топот и крики.
4) Докладчик пытался убедить своих слушателей, что будто бы выдвинутые им предложения проверены на практике.

Прочитайте предложения А, Б, В, Г и выполните задания 36–40.

(A) Подует ветер прямо в лицо, все весело зашумит и задвижится кругом.
(Б) Ветерок то просыпался, то утихал.
(B) Одни кузнечики дружно трещали.
(Г) Но вот, он опять замер, и все опять стихло.

36. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

37. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

38. В каком предложении есть слово с орфографической ошибкой?

39. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

1) В лицо – существительное, неодушевленное, средний род, 2-е склонение, ед. число, винительный падеж;
2) утихал – глагол, несовершенный вид, 1-е спряжение, прошедшее время;
3) дружно – прилагательное, качественное, краткая форма, средний род, ед. число;
4) он – местоимение, личное, 3-е лицо, ед. число.

40. Определите стиль и тип речи данного текста:

1) разговорный стиль, повествование;
2) публицистический стиль, описание;
3) художественный стиль, повествование;
4) научный стиль, рассуждение.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Напишите сочинение-рецензию по этому тексту. Выразите свое отношение к теме, описанной автором. Оцените языковое оформление текста: стиль, композицию, отбор языковых средств.

ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?

Это было давно, лет сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и у небольшой ямки, поросшей тальником, увидел птицу. Она услышала меня, испугалась и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.
От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать. Непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда, живая душа. Я догнал птицу и, слепой от охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась.
Я узнал птицу. Это был коростель, дергач по-нашему. Все его друзья дергачи отправились в теплые края зимовать, а этот уйти не смог. У него не было одной лапки – в сенокос он попал под косу. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
Худое, почти невесомое тельце птицы вызвало во мне такую жалость, что я стал руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную птицу.
Много лет я живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли. Но отчего, почему, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

1 – 2), 2 – 4), 3 – 1), 4 – 4), 5 – 4), 6 – 2), 7 – 4), 8 – 4), 9 – 4), 10 – 4), 11 – 3), 12 – 2), 13 – 1), 14 – 2), 15 – 3), 16 – 2), 17 – 3), 18 – 2), 19 – 3), 20 – 3), 21 – 1), 22 – 3), 23 – 4), 24 – 4), 25 – 1), 26 – 4), 27 – 2), 28 – 1), 29 – 4), 30 – 3), 31 – 4), 32 – 2), 33 – 4), 34 – 3), 35 – 3), 36 – 1), 37 – 4), 38 – 1), 39 – 3), 40 – 3).

Источник

Adblock
detector