- Задание 1. Запишите предложения, подчеркните грамматические базы; найдите обстоятельства,
- Помогите пж. Запишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства, определите, чем они выражены. Перед обстоятельствами поставьте вопросы, на которые они отвечают 1) Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день. 2) Как щит, в бою окровавленный, восходит полная луна. 3) Видом моря любоваться собралась толпа гостей. 4) Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены. 5) И звуки полетят, красуясь и играя.
- Задание 1.
- Упражнения по теме «Обстоятельство»
- Тест по теме «Обстоятельство»
Задание 1. Запишите предложения, подчеркните грамматические базы; найдите обстоятельства,
Запишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите происшествия, определите, чем они выражены. Над обстоятельствами поставьте вопросы, на которые они отвечают.
I. 1) Непомерные тучи нависли обширно над морем и скрыли искрометный денек. 2) Как щит, в бою кровавый, всходит полная луна. 3) Видом моря любоваться собралась толпа гостей. 4) Здесь горы с 2-ух сторон стоят, как две стенки. 5) И звуки полетят, красуясь и играя.
II. 1) Она прогуливалась без цели по набережной, пряча личико от ветра. (К. Паустовский.) 2) Вдалеке в море через одинаковые промежутки медли зажигался свет маяка. (Ю. Олеша.) 3) Шорох гравия никогда не прекращался тут под стенкой. (Ю. О л е ш а.) 4) Я с бабушкой пришел в гимназию держать экзамен в приготовительный класс. (Ю. Олеша.)
Добавьте в данные предложения происшествия.
1) Вадим отстал от собственных товарищей . (событие причины). 2) Мы направились в лес . (обстоятельство цели). 3) Ребята поторопились на речку . (событие цели). 4) (Событие места) . подымалось солнце. 5) (Событие времени) . над лесом занялся пожар.
- Инна Кардашова
- Русский язык 2019-08-15 07:38:19 10 1
1
Тучи нависли и скрыли ( — =и=)
нависли (как?) обширно ( нареч .) .-.-.-.
нависли (где?) над морем (сущ).-.-.-.-.
2.
восходит луна (= — )
всходит (где?) в бою (сущ). -.-.-.
всходит (как?) как щит ( ср .оборот ,сущ ,) .-.-.-.
3 собралась масса ( = — )
собралась ( с какой целью?) — наслаждаться ( неопр .ф .глагола).-.-.—.
4.горы стоят ( — = )
стоят ( где?) тут ( наречие) .-.-.-.
стоят (как ?) с 2-ух сторон ( словосоч).-..-.-.-.
стоят ( как?) как две стены ( словосоч).-.-.-..-
5.звуки полетят (- = )
полетят (как?) красуясь и играя ( дееприч ) .-.-.-.и .-.-.-..
II. 1) Она ходила( — = )
прогуливалась (как?) без цели( сущ) .-.-.-. (где?) по набережной,( сущ.).-.-.-.
прогуливалась (как?) пряча лицо от ветра. ( дееприч оборот) -.-.-.-..
2)
загорался свет (= — ).
зажигался (где?) вдали — (наречие ).-.-.-. (где?) в море ( сущ.) .-.-.-.
загорался (как?) — через промежутки( сущ.)
3) .
шорох не прекращался (- = )
не прекращался ( когда?) никогда ( наречие),(где?) тут (наречие)(где?) под стеной ( сущ.) (.-.-.-.-.-.-..-.-.-.)
4) Я с бабушкой пришел в гимназию держать экзамен в приготовительный класс.
я пришёл ( — = )
пришёл (куда?) — в гимназию( сущ).-.-.-.-.
пришёл ( с какой целью?) держать экзамен ( словосоч. ) .-.-.-.-.
1) Вадим отстал от собственных товарищей из-за нездоровой ноги
2) Мы направились в лес за ягодами
3) Ребята поторопились на речку искупаться.
4) Из — за моря подымалось солнце.
5) Поутру над лесом занялся пожар.
( здесь надобно задавать вопросы происшествия : почему? с какой целью? откуда? ,где?)
Знаешь ,здание очень великое .Разделяй впредь на два .
Источник
Помогите пж. Запишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства, определите, чем они выражены. Перед обстоятельствами поставьте вопросы, на которые они отвечают
1) Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день. 2) Как щит, в бою окровавленный, восходит полная луна. 3) Видом моря любоваться собралась толпа гостей. 4) Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены. 5) И звуки полетят, красуясь и играя.
Грамматические основы :
1) Тучи нависли
2) Восходит луна
3) Собралась толпа
4) Горы стоят
5) Звуки полетят
Обстоятельства:
1) Широко ( Выражено наречием)
2) Как щит ( Выражено существительным)
4) Как две стены (Выражено наречием)
5) Красуясь и играя ( Выражено существительным)
Обстоятельства подчеркиваются точка запятой
Серебристым. Окончание — ым. Корень — серебр. Суффикс — ист. Основа — серебрист.
Красногрудые. Окончание — ые. Корни — красн и груд. Основы — красн и груд. О — не обозначается никак.
Падает. Окончание — ет. Корень — пад. Суффикс — а.
Появляются. Окончание — ют. Постфикс — ся. Корень — яв. Приставка — по. Суффикс — ля.
Украшают. Окончание — ют. Корень — краш. Приставка — у. Суффикс — а.
Источник
Задание 1.
Запишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства, определите, чем они выражены. Над обстоятельствами поставьте вопросы, на которые они отвечают.
I. 1) Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день. 2) Как щит, в бою окровавленный, восходит полная луна. 3) Видом моря любоваться собралась толпа гостей. 4) Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены. 5) И звуки полетят, красуясь и играя.
II. 1) Она ходила без цели по набережной, пряча лицо от ветра. (К. Паустовский.) 2) Вдали в море через равные промежутки времени зажигался свет маяка. (Ю. Олеша.) 3) Шорох гравия никогда не прекращался здесь под стеной. (Ю. О л е ш а.) 4) Я с бабушкой пришел в гимназию держать экзамен в приготовительный класс. (Ю. Олеша.)
Добавьте в данные предложения обстоятельства.
1) Вадим отстал от своих товарищей . (обстоятельство причины). 2) Мы отправились в лес . (обстоятельство цели). 3) Ребята поспешили на речку . (обстоятельство цели). 4) (Обстоятельство места) . поднималось солнце. 5) (Обстоятельство времени) . над лесом занялся пожар.
1
Тучи нависли и скрыли ( — =и=)
нависли (как?) широко ( нареч .) .-.-.-.
нависли (где?) над морем (сущ).-.-.-.-.
2.
восходит луна (= — )
восходит (где?) в бою (сущ). -.-.-.
восходит (как?) как щит ( ср .оборот ,сущ ,) .-.-.-.
3 собралась толпа ( = — )
собралась ( с какой целью?) — любоваться ( неопр .ф .глагола).-.-.—.
4.горы стоят ( — = )
стоят ( где?) здесь ( наречие) .-.-.-.
стоят (как ?) с двух сторон ( словосоч).-..-.-.-.
стоят ( как?) как две стены ( словосоч).-.-.-..-
5.звуки полетят (- = )
полетят (как?) красуясь и играя ( дееприч ) .-.-.-.и .-.-.-..
II. 1) Она ходила( — = )
ходила (как?) без цели( сущ) .-.-.-. (где?) по набережной,( сущ.).-.-.-.
ходила (как?) пряча лицо от ветра. ( дееприч оборот) -.-.-.-..
2)
зажигался свет (= — ).
зажигался (где?) вдали — (наречие ).-.-.-. (где?) в море ( сущ.) .-.-.-.
зажигался (как?) — через промежутки( сущ.)
3) .
шорох не прекращался (- = )
не прекращался ( когда?) никогда ( наречие),(где?) здесь (наречие)(где?) под стеной ( сущ.) (.-.-.-.-.-.-..-.-.-.)
4) Я с бабушкой пришел в гимназию держать экзамен в приготовительный класс.
я пришёл ( — = )
пришёл (куда?) — в гимназию( сущ).-.-.-.-.
пришёл ( с какой целью?) держать экзамен ( словосоч. ) .-.-.-.-.
1) Вадим отстал от своих товарищей из-за больной ноги
2) Мы отправились в лес за ягодами
3) Ребята поспешили на речку искупаться.
4) Из — за моря поднималось солнце.
5) Поутру над лесом занялся пожар.
( здесь надо задавать вопросы обстоятельства : почему? с какой целью? откуда? ,где?)
Знаешь ,здание очень большое .Дели впредь на два .
Источник
Упражнения по теме «Обстоятельство»
Упражнение 1.
Запишите предложения, подчеркните грамматические основы; найдите обстоятельства, определите, чем они выражены. Над обстоятельствами поставьте вопросы, на которые они отвечают.
I. 1) Громадные тучи нависли широко над морем и скрыли блистательный день. 2) Как щит, в бою окровавленный, восходит полная луна. 3) Видом моря любоваться собралась толпа гостей. 4) Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены. 5) И звуки полетят, красуясь и играя.
II. 1) Она ходила без цели по набережной, пряча лицо от ветра. (К. Паустовский.) 2) Вдали в море через равные промежутки времени зажигался свет маяка. (Ю. Олеша.) 3) Шорох гравия никогда не прекращался здесь под стеной. (Ю. О л е ш а.) 4) Я с бабушкой пришел в гимназию держать экзамен в приготовительный класс. (Ю. Олеша.)
Упражнение 2.
Добавьте в данные предложения обстоятельства.
1) Вадим отстал от своих товарищей . (обстоятельство причины). 2) Мы отправились в лес . (обстоятельство цели). 3) Ребята поспешили на речку . (обстоятельство цели). 4) (Обстоятельство места) . поднималось солнце. 5) (Обстоятельство времени) . над лесом занялся пожар.
Упражнение 3.
Запишите предложения, объясните орфограммы; подчеркните члены предложения, определите, какими частями речи выражены обстоятельства.
1) Неисчислима армия врагов человека в лесу, в поле, в садах и огородах. 2) Отправиться в дальнюю дорогу — значит подвергнуть испытанию свои силы. 3) Из дупла выглянула белка и юркнула обратно.
Упражнение 4.
Запишите предложения, подчеркните обстоятельства, сверху надпишите их вид.
Из темноты сверкнуло созвездие огней и вода под этими огнями заметалась острыми быстрыми вспышками. Долго бродила Олёнка по лесу, болоту в березняках. В ольховых зарослях ручьёв и в низинах появились первые стайки зарянок и запели свои несложные песенки. Под пеньком в хвое и листьях шныряют муравьи, букашки, личинки.
Упражнение 5.
Подчеркните обстоятельства, сверху надпишите, какими частями речи они выражены.
1) Он встряхнул кудрями и самоуверенно глянул вверх. 2) Мы пошли на вал — возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. 3) Вдруг на повороте реки, впереди, под тёмными горами, мелькнул огонёк. 4) За фабрикой тянулось обширное болото, поросшее ельником и берёзой. 5) В 1812 г. в России бушевала народная война. 6) Чук и Гек говорили долго, размахивая руками. 7) Мятежники скрылись и через час показались из-за горы.
Упражнение 6.
Подберите к глаголам бежать, затянуть обстоятельства разных видов. Укажите вид каждого обстоятельства. Отдельно запишите предложения с этими глаголами, при которых обстоятельства уступки и выраженные деепричастным и сравнительным оборотом выделялись бы запятыми.
Упражнение 7.
Спишите предложение, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обстоятельства, укажите их вид.
1) На горизонте как бисерные нити тянулись журавлиные стаи. (М. Пришвин.) 2) Возле выходной стрелки станции стояла уцелевшая будка стрелочного поста. (А. Платонов.) 3) Пластинка перестала играть остановилась скрипнув иглой. (Ю. Бондарев.)
Упражнение 8.
Запишите, комментируя предложения. Укажите грамматическую основу и виды обстоятельств.
1) В октябре за туманами где-то затерялось недав..е лето. 2) На другой день, в воскресенье ко мне пришли ребята и позвали играть в бабки. 3) В самый разгар игры меня зачем (то) позвали домой. 4) Скамейка почернела от времени в саду. 5) Едет парень верхом. 6) Промелькнул, гремя, Чонгарский мост. 7) Струя воды сияет на стекле, как след звезды. 8) Катает ядра гром с небесной светлой кручи. Подуло холодком от подступившей тучи. 9) Зам..рли в ш..ренге, как солдаты, восемь к..парисов у дворца. 10) (Не)быстро сбежав со ступенек, шла женщина мимо беседок. 11) долго мы на берегу стояли. (С. Щипачев.)
Упражнение 9.
На месте скобок вставьте подходящие по смыслу слова или сочетания «предлог + существительное».
1. (Обстоятельство времени) ехала (обстоятельство места). 2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места). 3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали. 4. (Обстоятельство образа действия) кукушка (обстоятельство) куковала. 5. (Обстоятельство условия) вы сможете добиться успехов. 6. Он (обстоятельство причины) на месяц освобожден от занятий физкультурой. 7. Мы пойдем (обстоятельство места) (обстоятельство цели).
Упражнение 10.
Замените фразеологизмы наречиями. Сделайте вывод о синтаксической роли фразеологизмов в данных предложениях.
1. Мальчик бежал во все лопатки. 2. Он сказал не в бровь, а в глаз. 3. Девочка выучила задание назубок. 4. Она пришла ни свет ни заря. 5. Работу он знал как свои пять пальцев. 6. Сергей выполнил задание из рук вон плохо. 7. До деревни рукой подать. 8. Она работает не покладая рук.
Упражнение 11.
Прочитайте. В каждом предложении (простом и сложном) найдите грамматическую основу (основы) и второстепенные члены предложения. Укажите, чем они выражены. Перепишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.
Рядом с домом Пушкина под сенью большого двухвекового клена среди кустов сирени акации и жасмина стоит маленький деревянный флигелек. Здесь в светелке жила няня Арина Родионовна. Сюда Пушкин шел отдохнуть душою послушать ее чудесные сказки. Старинные сундуки лавки стол в красном углу покрытый холщовой домотканой скатертью жужжащее веретено все здесь было простое русское деревенское уютное. Тут же русская печь с лежанкой с пучками душистых трав.
Поэт Языков приехав в гости к Пушкину часто навещал няню. Ему здесь нравилось все и природа и соседи в Тригорском и Пушкин и няня. Она привлекала его своей душевной привязанностью к поэту материнской заботой о нем замечательной народной речью пленительными рассказами про старину про бывальщину. Перед отъездом Языкова из Михайловского няня подарила ему шкатулку. В шкатулке он хранил свои сувениры письма и подаренный ему Пушкиным автограф стихов «У лукоморья дуб зеленый. ». Это единственная подлинная вещь Арины Родионовны дошедшая до наших дней и хранящаяся в музее в Михайловском.
(По С. С. Гейченко.)
Тест по теме «Обстоятельство»
1. Второстепенные члены предложения, которые обозначают место, время, причину, образ действия, меру и степень, цель, называются
1) приложениями.
2) определениями.
3) обстоятельствами.
4) косвенными дополнениями.
2. На вопросы где? куда? откуда? отвечают обстоятельства
1) места.
2) условия.
3) причины.
4) образа действия.
3. Обстоятельства цели отвечают на вопросы
1) почему? отчего?
2) зачем? для чего?
3) где? куда? откуда?
4) когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
4. Обстоятельства времени отвечают на вопросы
1) зачем? для чего?
2) где? куда? откуда?
3) как? каким образом?
4) когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
5. М. Ю. Лермонтов родился в Москве в 1814 году. В этом предложении есть обстоятельства
1) места и цели.
2) цели и причины.
3) места и времени.
4) образа действия и времени.
6. В 1820 году А. С. Пушкин был отправлен в ссылку на юг. В этом предложении есть обстоятельства
1) места и цели.
2) времени и места.
3) времени и меры и степени.
4) времени и образа действия.
7. Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов) В этом предложении есть обстоятельства
1) цели и причины.
2) времени и места.
3) меры и степени и места.
4) образа действия и места.
8. Два обстоятельства места и обстоятельство образа действия есть в предложении
1) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов)
2) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин)
3) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (И. С. Тургенев)
4) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)
9. Обстоятельство образа действия есть в предложении
1) А зори здесь тихие… (Б. Васильев)
2) Все смешалось в доме Облонских. (Л. Н. Толстой)
3) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин)
4) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)
10. Два разных по значению обстоятельства есть в предложении
1) А зори здесь тихие… (Б. Васильев)
2) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин)
3) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)
4) Хозяйский глаз повсюду нужен: он вмиг заметит что-нибудь. (А. С. Пушкин)
11. Обстоятельство меры и степени есть в предложении
1) А зори здесь тихие… (Б. Васильев)
2) Все смешалось в доме Облонских. (Л. Н. Толстой)
3) Число нападающих вдесятеро увеличилось. (А. С. Пушкин)
4) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М. Ю. Лермонтов)
12. Обстоятельство меры и степени есть в предложении
1) Я приехал повидать тебя.
2) Дует очень холодный ветер.
3) На перевале караван задержался. (Г. Федосеев)
4) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов)
13. Обстоятельство цели есть в предложении
1) Я приехал повидать тебя.
2) Дует очень холодный ветер.
3) На перевале караван задержался. (Г. Федосеев)
4) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов)
14. Обстоятельство места есть в предложении
1) Я приехал повидать тебя.
2) Дует очень холодный ветер.
3) На перевале караван задержался. (Г. Федосеев)
4) Волчица сжалась как пружина. (Ч. Айтматов)
15. Обстоятельство условия есть в предложении
1) Дует очень холодный ветер.
2) На перевале караван задержался. (Г. Федосеев)
3) Звонко кукушка вдали куковала. (Н. А. Некрасов)
4) В случае нападения запирайте ворота да выводите солдат. (А. С. Пушкин)
16. Обстоятельство уступки есть в предложении
1) Он работал не покладая рук. (М. Горький)
2) Несмотря на поздний час, было душно. (С. Антонов)
3) Внук-шофер из-за руля кланяется деду. (А. Твардовский.)
4) Из-за шума падающего дождя ничего не было слышно. (И. С. Тургенев)
17. Предложение с двумя обстоятельствами:
1) С шумом катятся грозные валы.
2) Семен Иванов служил сторожем на железной дороге.
3) Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. (А. Серафимович)
4) Заяц выскочил из лесу и побежал полем. (А. С. Пушкин)
18. Сгоряча он не обратил внимания на ушиб. Это предложение с обстоятельством
1) цели.
2) условия.
3) времени.
4) причины.
19. Сравнительным оборотом обстоятельство выражено в предложении
1) Я стою у дороги, прислонившись к иве. (С. Есенин)
2) Бегут, играя на солнце, шумные ручьи. (А. Серафимович)
3) Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф. Тютчев)
4) Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьет. (Н. А Некрасов)
20. Выйдя за ворота, мы повернули вправо и побрели не спеша по мягкой, пыльной дороге. (А. П. Чехов) Словосочетание выйдя за ворота в данном предложении является обстоятельством
1) цели.
2) места.
3) времени.
4) причины.
Источник