Викторина по черному морю 4 класс

Викторина о Чёрном море и его обитателях для учащихся 3–4 классов

Светлана Яцкова
Викторина о Чёрном море и его обитателях для учащихся 3–4 классов

ВИКТОРИНА

о Чёрном море и его обитателях

для учащихся 3 – 4 классов

1. Чёрное море – тёплое или холодное? (тёплое море)

2. Почему наше море называют Чёрным, и от чего зависит цвет моря? (Древние греки, плывя по неспокойным, грозным, тёмным водам моря, назвали его Чёрным. Цвет моря зависит от погоды, от тёмного оттенка глубоких вод)

3. Есть ли в море растения и для чего они нужны? (Есть, это зелёные, бурые и красные водоросли. Они поглощают из воды углекислый газ, а выделяют кислород. Им дышат животные, обитающие в воде)

4. Какие рыбы и животные живут в Чёрном море? (Млекопитающие: азовка, афалина, белобочка, малый плосатик;рыбы : барабуля, глосса, скорпена, зеленуха, камбала, косорот и др.)

5. Чем питаются рыбы (Рыбы питаются водорослями, моллюсками, мелкими рачками, мелкими рыбками)

6. Слышат ли рыбы? (Рыбы воспринимают звук – колебания давления воды — с помощью органов боковой линии. У дельфинов очень хорошо развит слух)

7. Кого из обитателей моря называют «парикмахером»? (Морской гребешок)

8. Какая рыбка похожа на шахматную фигуру? (Морской конёк)

9. Какой иглой нельзя шить? (Морской иглой)

10. Кто такие моллюски? Чем покрыто их тело? (Моллюски – беспозвоночные животные, их тело покрыто раковиной)

11. Для чего медузе нужны щупальца,

и есть ли у неё рот? (Рот находится под колпаком и окружён ловчими щупальцами, при помощи которых медуза впрыскивает в добычу яд)

12. Какую рыбу называют «лепёшкой» и почему? (Камбалу называют лепёшкой, так как её тело плоское и похоже на блин)

13. Обитают ли в нашем море мыши, свиньи, лисицы, коты? Если да, то как их зовут? (Азовка – морская свинья, скат – морская лисица, скат-хвостокол – морской кот, длиннохвостая пескарка – морская мышь)

14. Как живёт рыба, которая не умеет плавать,

и где она живёт (Морской нетопырь не умеет плавать. Она ползает по дну с помощью грудных и брюшных плавников и всю жизнь проводит на дне)

15. Как называется черноморская акула? (Катран или колючая акула)

16. Каких самых больших животных чёрного моря вы знаете? (Дельфины: афалина, азовка, белобочка; китообразные – малый полосатик)

17. Где живёт осьминог, и какого он цвета? (Он предпочитает скалистые прибрежные зоны, отыскивая для проживания пещерки и расщелины в скалах. Осьминог способен изменять окраску, приспосабливаясь к окружающей среде. Обычный окрас – коричневый)

18. Кто строит в море живые домики? (Моллюски, рапаны, мидии)

19. Какая черноморская рыба имеет няню? Кто эта няня? (Ставрида имеет няню медузу корнерота)

20. Живут ли в море петухи и как их зовут? (Морской петух – триглы из семейства окунеобразных)

21. Каких опасных для человека морских животных и рыб вы знаете? Почему они опасны? (Морской ёж – скорпена – колючие шипы его плавников имеют ядовитые железы; морской дракон – одна из самых ядовитых рыб Чёрного моря – имеет шипы, которые выделяют яд; морской кот – скат – хвостокол, у которого на хвосте шип с ядом нервно-паралитического действия)

22. Что дарит нам море? (оно дарит нам продукты питания, йод, лекарства, оздоровление организма, приятный отдых и др.)

23. Как надо беречь обитателей моря? (Не ловить, не сбрасывать сточные воды в море)

24. Что уже сделал человек, чтобы спасти Чёрное море?

(Строят очистные сооружения; принимают Законы по охране моря)

Источник

Викторина «Живой мир Чёрного моря»
методическая разработка (3, 4 класс) на тему

Викторина «Живой мир Чёрного моря» проводиться для учащихся 3-4 классов.

Скачать:

Вложение Размер
viktorina.doc 269 КБ
prilozhenie_1.doc 827 КБ
prilozhenie_2.doc 655.5 КБ
prilozhenie_3.doc 637.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 90 г. Сочи

имени Героя Советского Союза А.А.Ачмизова

«Живой мир Чёрного моря»

учителя начальных классов

МОБУ СОШ № 90 г. Сочи

Нибо Светлана Рамазановна

Бердиева Марианна Рамазановна

Викторина проводится среди команд 3-4 классов по Комплекту учебных материалов «Шкатулка Чёрного моря», изданного в рамках проекта «Каждая капля имеет значение», реализуемого совместно компанией Coca-Cola и ПРООН.

Цель: привлечение внимания к проблемам Чёрного моря, развитие интереса детей к изучению морской жизни, желания защищать море и бережно к нему относиться.

Море существует для чего?
Море существует для того,
чтобы нам глядеть – не наглядеться
на красоты вечные его.

Цель: выявить знания детей об обитателях Чёрного моря.

Оборудование: плакат «Жизнь в Чёрном море», карточки с названиями рыб из комплекта учебных материалов «Шкатулка Чёрного моря»

Плакат «Жизнь в Чёрном море» вывешивается на доске.

Каждой команде будет предложено отгадать по 5 представителей живого мира Чёрного моря.

Ведущий называет группу, к которой относится существо на карточке. Затем читает подсказку, которая оценивается 5 баллами, пряча изображение на карточке. Команда советуется и один игрок называет существо. Если ответ верный, то команда получает 5 баллов. Если команда не может отгадать, переходим к подсказке стоимостью 4 балла и так далее до последней подсказки стоимостью 1 балл. Если команда не может определить название существа и после последней подсказки, она может получить 1 балл, показав существо на плакате.

Очки подсчитывает жюри. Команда может потратить 30 сек, чтобы подумать над подсказкой. Команда, заработавшая наибольшее количество баллов, выигрывает.

  1. Найти недостающую часть изображения рыбы.

Цель: выявить знания о физических характеристиках различных рыб, живущих в Чёрном море.

Оборудование: Прил.1: «Давайте познакомимся с рыбами, живущими в Чёрном море, и найдём недостающие части их изображений», цветные карандаши. (Предварительно сделать цветные копии рабочего бланка Прил.1, разрезать по пунктирным линиям и выдать каждому ученику изображение с отсутствующей частью).

Попросить учеников посмотреть на выданное изображение рыбы, определить недостающие части, завершить рисунок и подписать название рыбы. По желанию дети могут раскрасить рисунок.

После выполнения задания работы сдаются жюри, на ИД показываются реальные изображения рыб, подводится итог. (Для получения дополнительного балла дети могут свои рисунки подкрепить дополнительной информацией о своей рыбе или рыбе соперников).

  1. Максимальные размеры рыб.

Цель: обобщить знания детей о видах рыб, живущих в Чёрном море.

Оборудование: Прил. 2 «Максимальные размеры рыб в Чёрном море» (для жюри), карточки с названием рыб и их максимальными размерами.

На парту перед каждой командой выкладываются карточки с названием рыб и их максимальными длинами. В течение 1 минуты игроки должны соотнести карточки с названием рыб с их максимальной длиной. За каждую правильно составленную пару – 1 балл.

Цель: создать модель пищевой цепи, где показаны пищевые отношения между организмами, живущими на суше и в море.

Оборудование: Прил. 3 «Расставьте животных по порядку в пищевой цепи».

Перед проведением конкурса можно с детьми повторить пищевую цепь на суше и в море (Прил.4).

Каждой команде выдаются по 2 набора карточек, из которых они должны собрать 1пищевую цепь на суше и 1 пищевую цепь в море за 2 мин. За каждую правильно составленную цепь команда получает 5 баллов.

Цель: выявить умение детей изготовить бумажные фигурки дельфина, ската, модель корабля, используя технику оригами.

Оборудование: Прил.5 «Изготовление дельфина из бумаги, с использованием техники оригами», Прил.6 «Изготовление ската из бумаги, с использованием техники оригами», Прил.7 «Создание корабля из бумаги, с использованием техники оригами», цветная бумага.

Перед началом конкурса короткий рассказ об оригами.

Оригами – это японское искусство создания фигурок из бумаги. Слово «оригами» образуется из японского слова «ори» (сворачивать) и «ками» (бумага). Для оригами обычно используются квадратные листы бумаги. Бумаге придают различные формы, складывая её без использования клея и/или ножниц.

Каждой команде раздаётся цветная бумага по количеству участников и образцы изготовления дельфина, ската и корабля из бумаги, с использованием техники оригами.

В течение 5 минут участники создают фигурки. За каждую фигурку команда получает 1 балл. Побеждает команда, выполнившая больше фигурок.

Источник

Игра -викторина «Тайны Чёрного моря»

1)познакомить учащихся с историей моря родного края; рассказать об уникальных осо­бенно­стях Черного моря;

2)развить познавательный интерес к природе своей Родины; выработать умения работы с до­полнительными источниками информации; способствовать художественно-эстетическому развитию учащихся;

3)воспитать бережное отношение к природе;

Просмотр содержимого документа
«Игра -викторина «Тайны Чёрного моря» »

МБОУ «ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

«ТАЙНЫ ЧЕРНОГО МОРЯ»

(Викторина для 3-4 классов)

Подготовила и провела:

библиотекарь Терещенко С.А.

1)познакомить учащихся с историей моря родного края; рассказать об уникальных осо­бенно­стях Черного моря;

2)развить познавательный интерес к природе своей Родины; выработать умения работы с до­полнительными источниками информации; способствовать художественно-эстетическому развитию учащихся;

3)воспитать бережное отношение к природе;

Оборудование: презентация «Черное море», сборник песен о море.

Подготовительная работа: изучить литературу, продумать вопросы викторины,

подготовить материал для мультимедиа, подготовка музыкальных пауз, выбрать жюри и определить критерий оценок и баллы каждого задания, оформление места проведения.

Библиотекарь. Здравствуйте, ребята! Приглашаем вас на интересную, увлекательную и интеллектуальную викторину о Черном море.

Ведущий 1.Море…О нём можно говорить и писать бесконечно. Море — оно совсем не знает покоя, всё катит и катит свои лазурные волны, волнуется и уходит в никуда. Но всегда возвращается. Море красиво и опасно. «Подальше от моря — подальше от горя«, — говорили в народе. И всё-таки мы любим море, и стремимся попасть к нему вновь и вновь. Чтобы увидеть вечность и понежиться на ласковой волне.

Чтец 1.Черное море

Черное море – вечное чудо,
Как я люблю его пляж многолюдный –
С галькой морскою играет волна,
И замирает на гальках она,
Вольные чайки парят над волной,
Ветер игривый, а ну-ка, постой!
Как здесь прекрасно, как здесь свободно,
Радуйся жизни сколько угодно!
Счастье и солнце, пена морская
С песней прибоя нас обнимают,
Играют дельфины под синей волной…
Черное море, останься со мной!

Ведущий 2. Сегодня мы совершим путешествие по Черному морю. Узнаем, почему оно так называется и какие у него есть тайны.

Ведущий 1.Первые упоминания о Черном море встречаются в документах, относящихся к V веку до нашей эры. Именно по Черному морю Ясон и аргонавты шли в Колхиду за золотым руном.

Древнегреческое название моря — Понт Аксинский, что в переводе значит «Негостеприимное море». Предполагается, что море было названо так из-за трудностей с навигацией. Позднее, после удачного освоения берегов греческими мореплавателями, море стало называться Понтом Эвксинским, в переводе с греческого языка — Гостеприимное море!

Ведущий 2. Характерной особенностью Чёрного моря является полное (за исключением некоторых бактерий) отсутствие жизни на глубинах свыше 150–200 м. Дело в том, что глубинные слои Черного моря насыщены сероводородом!

Единственный крупный полуостров Черного моря — Крымский.

В Чёрном море обитает 2500 видов животных. На дне Черного моря обитают мидии, устрицы и моллюск — хищник рапана, занесённый с кораблями с Дальнего Востока.

Ведущий 1. Среди планктонных водорослей, обитающих в Чёрном море, есть очень необычный вид — ночесветка. Она обладает возможностью фосфорецировать, и именно из-за нее в августе Черное море иногда светится.

Тех самых точек, которые и вызывают это свечение, так просто не увидишь. Нужен хороший микроскоп. Достаточно поместить на предметное стекло каплю морской воды, и вот она тут – виновница чарующих Черноморских ночей – одноклеточная водоросль ночесветка или ноктилука.

Ведущий 2. Единственная массовая акула, обитающая в Чёрном море, — это колючая акула катран. Он боится людей и редко подходит к берегу. Единственную опасность для человека представляют спинные плавники катрана, которые снабжены крупными ядовитыми шипами

Самая опасная рыба Чёрного моря — это морской дракончик. Колючки его спинного плавника и жаберных крышек содержат сильный яд.

Также опасны черноморские скорпены и скат-хвостокол с ядовитыми шипами на хвосте. Его называют рыбой-котом.

Ведущий 1. И так сейчас мы начинаем нашу викторину.

А с питьём беда.

Где это бывает? (море)

Не хожу и не летаю,

А попробуй догони!

Я бываю золотая

Ну-ка, в сказку загляни! (рыба)

По морю идёт, идёт,

А до берега дойдёт-

Тут и пропадёт. ( волна)

Хвостом большим своим виляет,

Зубаста, а не лает. ( акула)

Трава растёт на дне морском,

А мы ёе в салат кладём. ( водоросли)

Мастер шубку себе сшил,

А иглу вынуть забыл. ( морской ёж)

Кто же он? ( краб)

Пряча ус во рту,

Растянулся за версту. ( кит)

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног,

Вот и весь я….. ( осьминог)

1. Самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда, никогда не оставляют сородича в беде. Случалось так, что они спасали и людей. (Дельфины)

2. Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет? (Мокрым.)

3.Сколько жирафов плавает в Черном море? (Жирафы не плавают.)

4.Какой болезнью на земле никто никогда не болеет? (Морской.)

5.Каких камней не найдется в море? (Сухих.)

6. Вода в море пресная или солёная? (солёная)

7.Из какой это сказки: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»?
(«Сказки о царе Салтане»)

8. Назовите самый крупный полуостров Черного моря?

9. Почему в августе иногда светиться вода Черного моря?

(Среди планктонный водорослей, обитающих в Черном море, есть очень необычный вид – ночесветка. Она обладает возможностью фосфорецировать.)

10 .Берега, чьих государств, омывает Черное море?

(России, Украины, Румынии, Болгарии, Турции, Абхазии, Грузии).

11.Замерзают ли воды Черного моря?

(Нет. Средняя температура составляет 8,5 градусов).

12.Самая опасная рыба Черного моря.

(Морской дракончик. Колючки его спинного плавника и жаберных крышек содержат сильный яд).

13. Русский художник, для которого Черное море стало источником вдохновения.

14. Нижние слои воды Черного моря насыщены страшно токсичным газом, который делает эту воду абсолютно не пригодной, для какой бы то ни было жизни. Как называется этот газ? (Сероводород)

Чтец2. Для чего морю наряды?

В ночь любую,
В день любой
Море занято
собой:
По утрам оно одето
В платье
Розового цвета.
Днём — одето
В голубое,
С белой ленточкой
Прибоя.
А сиреневое платье
Надевает
На закате.
По ночам
На чёрной глади —
Мягкий
Бархатный наряд,
А на бархатном
Наряде
Драгоценности
Горят.
-Море,
Если не секрет,
Дай, пожалуйста,
Ответ:
Для чего тебе
Наряды?
— Чтобы люди
Были рады!

Звучат мелодии популярных песен о море.

Н. Королева «Дельфин и русалка»

Фабрика «Рыбка золотая».

Ж. Фриске «А на море».

Ю. Антонов «Море, море».

Ю. Газманов «Ты – рыбачка, я – рыбак».

Игра «Море волнуется раз»

Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура на месте замри.

Во время чтения ведущим стихотворения, дети кружатся по залу. После слов «замри» дети замирают, изображая какую либо морскую фигуру. Ведущий проходит между детьми, до кого он дотронется, тот показывает задуманную им морскую фигуру. Если ведущий отгадает фигуру, продолжает вести игру ребенок, загадывавший эту фигуру.

Ведущий 1. К сожалению, Черноморское побережье не обходится без экологических проблем.
Берег Черного моря – это место, куда приезжают отдыхать тысяча людей из всех уголков России. Но, к сожалению, и здесь возникли экологические проблемы: сточные воды и бытовой мусор загрязняют море.
Человек бывает, безжалостен к природе: бросает бытовой мусор на побережье, уничтожает медуз и крабов. В море одновременно находятся сотни нефтяных танкеров, военных кораблей. Пятна мазута покрывают поверхность воды.
Поэтому Черное море было объявлено морем особого режима чистоты.

– А чем мы, ребята, можем помочь нашему морю?

Дети: Не сорить не только на берегу, но и в городе, останавливать тех, кто засоряет окружающую среду.

Ведущий 1. А море отблагодарит нас за заботу о нем. Какими богатствами оно может поделиться с нами?

Дети: Рыбой, водорослями, моллюсками, минеральными веществами, дать нам здоровье.

Ведущий 1. Стыдно за людей, которые ради минутного удовольствия губят такую красоту.

Наша викторина подошла к концу и закончить я хочу стихотворением Сергей Баруздина «Черное море».

Смотри, какое просторное!

Его не обнять руками,

Его не измерить шагами.

Оно – как чаша большая,

Но без конца и края.

Бьется о скалы горные.

Около моря Черного

Люди становятся черными.

Люди на солнце жарятся,

Море прохладой веет,

Здесь старики не старятся,

Здесь малыши взрослеют.

В море барашки белые.

Около моря Черного

Люди становятся смелыми.

– До новых встреч на следующей викторине!

Меретуков К.Х. Адыгейский топонимический словарь. М. Прометей, 1990г.

Источник

Читайте также:  Стая уток летела над морем какое число у глагола
Оцените статью