Виллем баренц северно ледовитый океан
Ви́ллем Ба́ренц (нидерл. Willem Barentsz , 1550 — 20 июня 1597, в районе Новой Земли) — голландский мореплаватель и исследователь. Руководитель трех арктических экспедиций, целью которых был поиск северного морского пути в Ост-Индию. Трагически погиб во время последней из них в районе Новой Земли. Его именем названы Баренцево море, один из островов и город на открытом им архипелаге Шпицберген, а также острова у западного побережья Новой Земли.
Виллем Баренц родился ок. 1550 г . на о. Терсхеллинг в испанских Нидерландах. Картограф по специальности, он совместно с Петером Планциусом издал атлас Средиземноморья, ставший результатом его плавания по этому региону. Всемирную известность принесли ему экспедиции в Арктику в поисках альтернативного морского пути в Ост-Индию. Баренц верил в существование свободной ото льда дороги через Ледовитый океан, полагая что солнце в полярный день должно растопить весь лед.
Основной причиной, побудившей заняться поиском, являлось господство Испании и Португалии, полностью контролировавших «дорогу специй» вдоль побережья Индии в эпоху Великих географических открытий. После освоения Нидерландами в начале XVII века прямого маршрута от мыса Доброй Надежды к Зондскому проливу необходимость поиска северного морского пути отпала.
Первая экспедиция — 1594г
В июне 1594 г. из Амстердама на север вышла экспедиция на трех кораблях и яхте с целью поиска Северо-Восточного пути в Азию, проходящего к северу от Норвегии, Московии и Татарии. Одним кораблем командовал амстердамец Виллем Барентсзон (сын Барента), прославившийся под обычным у голландцев сокращенным отчеством Баренц — фамилии у него как у человека простого происхождения не было. Баренц направился на северо-восток, с тем чтобы обогнуть с севера Новую Землю, за которой рассчитывал найти свободное ото льда море.
4 июля он увидел мыс, видимо, Сухой Нос, западный мыс Северного острова (73 47 с.ш., 53 45 в.д.). Продвигаясь на север Баренц открыл остров Адмиралтейства (вторично после русских) и прошел пролив, отделяющий его от Новой Земли.
29 июля Баренц открыл у 77 с.ш. «Крайний северный мыс Новой Земли, названный Ледяным” (мыс Карлсена), а 1 августа 1594 г. близ него — небольшие Оранские острова. «. Моряки не желали идти дальше. Поэтому . он счел за лучшее. вернуться к другим кораблям, взяв курс к Вайгачу. ” У Матвеева острова (69 28 с.ш.) флотилия соединилась. Баренц был удручен «поражением”. Уже в сентябре все суда вернулись в Голландию.
Вторая экспедиция — 1595г
Экспедиция из семи кораблей, начавшаяся в следующем году опять под командованием Баренца ,который был в ней главным штурманом и капитаном одного из кораблей , предприняла попытку пройти между побережьем Сибири и островом Вайгач (через пролив Югорский Шар). Экспедиция добралась к проливу слишком поздно — пролив почти полностью был перекрыт льдом.
Голландцы вернулись на родину, ничего не добившись в Арктике.
Третья экспедиция — 1596-1597гг
6 мая 1596 стартовала третья экспедиция Баренца в Арктику по поиску северного пути в Азию, в которой он был штурманом, (Капитанами кораблей были Якоб Гемскерк и Ян Рейп ). Но Баренц был самым опытным и самым энергичным человеком в экспедиции, и в трудные минуты все на корабле со всеми вопросами обращались к нему, несмотря на то, что официально не он командовал кораблем.
Рейп, вопреки мнению Баренца, настоял на северном направлении, чтобы войти в «Полярное море”, якобы свободное ото льдов. Неожиданно под 74 26 с.ш. показался небольшой остров остров, у которого был убит белый медведь, поэтому его назвали «Медвежьим”.
29 июня они добрались до обширной гористой земли, которую приняли за часть Гренландии. Горы этой страны, покрытые льдом, поднимались от самой воды. Голландцы обогнули часть страны и назвали ее Шпицбергеном , что значит «горы с острыми пиками». Позже Шпицберген стал известным арктическим островом. Через 3 дня после неудачной попытки пробиться сквозь льды на северо-запад, голландцы повернули к югу.
28 июня, обогнув мыс Фуглехуксен («Птичий”), моряки проследили весь западный берег Земли Принца Карла и почти весь юго-западный берег Шпицбергена.
1 июля 1596 г. корабли вернулись к Медвежьему острову. Здесь начались разногласия. Баренц настаивал на поисках прохода к востоку от Шпицбергена, с ним согласился Гемскерк, и корабли разделились. Баренц и Гемскерк двинулись прямо на восток и 17 июля подошли к Новой Земле у 73 20 с.ш., а затем повернули на север. В непрерывной борьбе со льдами они достигли 19 августа мыса Желания, а немного юго-восточнее — мыса Флиссингского (название дано Баренцем). Продвинуться дальше они не могли, а 26 августа 1596 г. остановились на зимовку в Ледяной Гавани.В суровых условиях Арктики почти все члены команды болели цингой, двое умерли.
Голландский корабль освобождается из ледяного плена, но вскоре его затрёт в Ледовой гавани»
Иллюстрация из первого издания «Морского дневника» Геррита де Фера, 1598г
20 июня 1597 г. Баренц скончался. Его тело опустили в море, которое с 1853 г. начали называть Баренцевым. Участники экспедиции Баренца во время зимовки впервые наблюдали оптическое явление, позже названное Эффект Новой Земли по месту его наблюдения.
Эта эспедиция стала последней голландской попыткой поиска северного пути в Азию. Правда, голландцы и в XVI веке снарядили несколько арктических экспедиций к берегам Новой Земли, но эти плавания большого значения не имели.
Источник
Виллем Баренц
Краткая биография
Виллем Баренц родился предположительно в начале 60-х гг. XVI в. в Голландии. О его детстве и юности ничего не известно. Первые сведения об этом знаменитом мореплавателе – исследователе Арктики относятся к 1594 г., в это время он жил в Амстердаме и организовывал первую из своих трех экспедиций по Северному Ледовитому океану. Она должна была найти северо-восточный проход к Тихому океану.
Баренц открыл острова Медвежий и Шпицберген, составил первые карты побережья Новой Земли. Затем, в 1595 г., последовала вторая экспедиция. Во время зимовки третьей экспедиции в 1597 г. Виллем Баренц умер, тело его было опущено в море у Ледяной гавани архипелага Новая Земля.
Имя Баренца носит море между Скандинавским полуостровом, архипелагами Новая Земля, Шпицберген и Земля Франца-Иосифа, а также остров в архипелаге Шпицберген и порт Баренцбург на острове Западный Шпицберген.
Поиски северо-восточного пути в Китай
В XVI в. среди европейских исследователей было широко распространено мнение, что в Северном Ледовитом океане существует свободное ото льда пространство, по которому можно достичь берегов Китая и Индии. Этот путь мечтали отыскать многие европейцы.
В июне 1594 г. от голландского острова Текселя отправилась экспедиция, снаряженная на средства амстердамского правительства и голландских купцов. Тремя кораблями и яхтой командовали Брандт Тетгалес, Корнелиус Най и Виллем Баренц. Они надеялись пройти вдоль берегов Норвегии и России и достичь Тихого океана. Через 18 дней корабли вошли в Кольский залив, здесь флотилия разделилась: два корабля («Лебедь» и «Меркурий») направились на восток, они планировали пройти проливом между Югорским полуостровом и островом Вайгач. «Посланник» и яхта, находящиеся под командованием Баренца, взяли курс на северо-восток, вдоль западного побережья Новой Земли.
В конце июля Баренц добрался до северной оконечности Новой Земли, которую он назвал Ледяным мысом (соврем. мыс Карлсена), а 31 июля открыл Оранские острова. Путешествие становилось опасным, корабли со всех сторон были окружены льдами, и команда потребовала возвращения. Капитан стремился идти дальше, но вынужден был согласиться с товарищами – направил суда на юг, к острову Вайгач. Там они соединились с кораблями Ная, которым тем временем удалось пройти проливом Югорский Шар между островом Вайгач и материком, и войти в Карское море.
По пути кораблям встречались ладьи русских. Эти моря поморам были хорошо знакомы, они указывали голландцам наиболее безопасные пути на мелководье.
12 августа сплошной лед остановил движение судов. Не подозревая, что до Тихого океана надо плыть еще несколько тысяч километров, голландцы решили, что крайняя восточная точка Евразии близко. С надеждой, что удастся достичь ее в следующем году, 16 августа они отправились в обратный путь.
В 1595 г. нидерландские Генеральные штаты при участии принца Оранского снарядили вторую экспедицию. 18 июня семь кораблей под руководством адмирала Корнелиуса Ная вышли из Амстердама, штурманом флотилии назначили Баренца. Уверенность в достижении экспедицией берегов Китая была настолько твердой, что на корабли погрузили товары для продажи в Азии. В Карском море флотилия встретила непреодолимое скопление льдов.
Адмирал принял решение возвращаться. Собрав команду на совещание, он предложил офицерам подписать такой протокол: «Мы, нижеподписавшиеся, объявляем перед Богом и перед миром, что мы сделали все, что от нас зависело, чтобы проникнуть через Северное море в Китай и Японию, как нам приказано в наших инструкциях. Наконец мы увидели, что Богу не угодно, чтобы мы продолжали наш путь, и что надобно отказаться от предприятия. Посему мы решились как можно скорее возвратиться в Голландию». Эти слова подписали все кроме Баренца, он хотел двигаться дальше и, если понадобиться, остаться на зимовку. Экспедиция вернулась в Голландию осенью, не выполнив поставленных задач.
Не теряя надежду на успех, правительство Голландии в 1596 г. пообещало премию в 25 тыс. голландских гульденов тому, кто обнаружит северо-восточный проход в Тихий океан. Были снаряжены два судна и набрана команда из добровольцев. Капитанами экспедиции назначили Якоба ван-Геемскерка и Яна Рийпа, Виллем Баренц отправился в путешествие лишь в качестве штурмана.
10 мая корабли отплыли от берегов Голландии на восток, они планировали найти проход в Карское море, обогнув северную оконечность Новой Земли, полагая, что полярные районы Северного Ледовитого океана свободны ото льда. По пути был открыт остров Медвежий (высадившись на его берегах, команде удалось убить огромного белого медведя, поэтому острову было дано такое название).
19 июня корабли подошли к западным берегам Шпицбергена и обследовали его значительную часть. Они назвали эту землю Шпицберген – «острые горы», потому что высадились на самом возвышенном, скалистом острове архипелага. Льды смыкались, флотилия вынуждена была повернуть назад к острову Медвежий, там между руководителями путешествия начались разногласия, пути кораблей разошлись. Рийп направился искать восточный проход северным курсом, а Геемскерк и Баренц – восточным.
17 июля корабль Баренца достиг архипелага Новая Земля, однако льды становились все плотнее и обширнее и, наконец, 26 августа он оказался в ледяном плену. Команде ничего не оставалось, как приготовиться к вынужденной зимовке: с судна сняли лодки, паруса, мушкеты, необходимое снаряжение, продукты. Под руководством Баренца из прибойного леса и обшивки корабля, раздавленного льдами, была построена хижина, моряки охотились на песцов и медведей, шили меховую одежду. Морозы усиливались, заледенели и остановились часы, спиртные напитки замерзали и разрывали бочки, нары покрывались льдом, но семнадцать зимовщиков еще не представляли себе, какие испытания ждали их впереди.
В декабре началась полярная ночь, снег завалил избушку по самую крышу. Чтобы выйти наружу, всякий раз приходилось рыть себе проход в глубоком снегу. В благоприятную погоду, чтобы не потерять физическую форму, моряки тренировались, занимались бегом, играли в гольф. Они болели, страдали от цинги, но все восемь тяжелых месяцев зимовки были невозмутимо тверды, их силу духа неизменно поддерживал отважный командир – Виллем Баренц. Он был душой команды.
В начале мая море очистилось ото льда, смельчаки решились на сохранившихся спасательных шлюпках отправиться в обратный путь на родину. Краткий отчет об экспедиции и зимовке Баренц спрятал в ружейный чехол и прикрепил к дымовому отверстию избы, а подробное описание всех обстоятельств этой экспедиции (как и предыдущих двух) составил их участник Геррит де Веер. Эта зимовка была одной из первых подробно описанных в истории географических открытий.
Ослабленные и изнуренные полярники 14 июня 1597 г. вышли в море и направились на юг вдоль берега Новой Земли, многие страдали от цинги и других болезней. 20 июня у Ледяного мыса Виллем Баренц скончался. Похоронив своего знаменитого капитана – величайшего мореплавателя Голландии в водах Ледяной гавани, моряки под командованием Геемскерка продолжили путь на юг. Более месяца с неимоверными трудностями плыли они на небольших, открытых шлюпках по бурному морю. Это было поистине опаснейшее путешествие: шторма, скалистые берега, льды… наконец на горизонте показались долгожданные берега Евразии. Встреченные на пути русские поморы глубоко сочувствовали голландцам, указывали им путь, делились едой и оказывали всяческую помощь.
Обогнув полуостров Канин Нос, в начале сентября они вошли в Кольский залив и встретили своих соотечественников – корабль Яна Рийпа, с которым корабли Баренца расстались в 1596 г. на острове Медвежий. После безуспешной попытки подняться севернее Шпицбергена Рийп вернулся в Голландию летом 1597 г. Теперь его корабль направлялся на родину после коммерческого плавания в Россию. Он принял на борт полярников. 1 ноября 12 моряков (из 17 зимовавших), которых все уже считали погибшими, вышли на берег в Амстердаме.
В сентябре 1871 г. норвежский капитан Э. Карлсен обнаружил хижину Баренца на Новой Земле. Она прекрасно сохранилась, и все в ней было именно так, как описывал Геррит де Веер, в том числе нашелся и оставленный Баренцем отчет о путешествии, карты западного и северного побережья Новой Земли, данные промеров глубин по курсу корабля и первые научные сведения о море, впоследствии названном именем Баренца.
В 1980 г. экспедиция Д.Ф. Кравченко обнаружила обломки судна Баренца.
Вклад в географию
Сведения, полученные экспедицией Баренца, легли в основу карты Новой Земли. Были открыты острова Шпицберген, Медвежий, Оранские. Получены первые научные данные о Баренцевом и Карском морях.
Источник
Как открывали Северный морской путь? | рассказывает Виллем Баренц
Как могли бы выглядеть путевые заметки путешественника и первооткрывателя Северного Ледовитого океана, чьем именем названо одно из полярных морей.
Мне всегда было интересно узнавать новое и открывать неизведанное. В 1594 году голландские купцы наняли меня, искусного лоцмана Виллема Баренца , для поиска пути в Тихий океан . Для этого предприятия мы снарядили 3 корабля
В море вышли из Текселя , что в Нидерландах. Дело было 5 июня. Через месяц мы достигли берегов Новой Земли . По широте определили себя в районе 73°с.ш. (в районе нынешнего о-ва Южный). Далее направились на восток. Достигнув 77-й широты увидели множество льда. Команда зароптала от страха. Решили вернуться на юг к острову Вайгач . После побывки на Вайгаче решили вернуться в родную Голандию.
Так закончилась первая экспедиция Виллема Баренца.
В 1595 году упоенные нашими успехами голландские патриции предложили организовать вторую экспедиции. На этот раз с нами отправилось 7 кораблей. Моим флагманом стал самый большой из них – «Меркурий» . Командиром второго по величине стал мой старый друг и товарищ Яков Гемсерк .
Вышли из Векселя 2 июня. Достигнув острова Вайгач, увидели на своем пути чистое море и решились идти дальше. Встретили северных жителей – поморов и самоедов , выходили из Карского моря с добытым моржовым салом и клыками. Добрые люди сообщили нам, что если обогнуть мыс, который лежит в 5 днях пути к северо-востоку, то найдем там большое море безо льда. Мы так и поступили. Однако, далее чем на несколько десятков километров вдоль восточного побережья Югорского полуострова продвинуться не смогли и возвратились в Голландию.
Голландцы не оставляли опыток найти кратчайший путь из Амстердама в Китай и Индию, поэтому на этом приключения Баренца не закончились.
В 1596 году решили идти налегке – взяли только 2 корабля с Баренцом. Вышли в море 18 мая и уже 9 июня на 74-й широте достигли острова, который назвали Медвежий по обилию льда и медведей на нем. Пересекли море по ширине и направились на север Новой Земли чтобы обогнуть ее с востока.
В районе 76-й широты из-за обильных льдов пришлось остановиться на 20 дней. Продолжили путь, как обстановка улучшилась и успешно обогнули северный остров архипелага с севера. Хотели дальше двигаться на юг, но попали в ледовый плен . Решили зазимовать в бухте, назвали ее Ледяная Гавань .
Сошли на берег. Сыскали там речку с пресной водой. Соорудили себе дом из плавника и обили его досками из разбившего корабля. Накрыли его парусами, чтобы снег не мог проникнуть внутрь. Не имея возможности сложить нормальную печь, топились по-черному, каменным углем.
Единственным нашим спасением стали лисицы. До наступления полярной ночи успели их себе с запасом. Сделали одеял с запасом, мясо заготовили в пищу и жевали с сухарями и виноградной водкой. Дотянули до весны. Заболей цингой . Когда море освободилось ото льда, починили шлюпку и отправились в путь.
Но увидеть родные берега Голландии Виллем Баренцу уже не пришлось. Столь любимый им Север так и остался непокоренным. Оставшиеся члены экспедиции преодолели все бедствия и вернулись в Голландию в октябре 1597 года.
Следите за судьбой Арктики вместе со мной, подписывайтесь и ставьте лайк! С уважением, Dr.Арктикус .
Источник