Вмф россии средиземного моря

ВМФ России и СССР в Средиземноморье.Часть II.

Оригинал взят у karhu53 в ВМФ России и СССР в Средиземноморье.Часть II.
Оригинал взят у navy_chf в ВМФ России и СССР в Средиземноморье.Часть II.

* * *
Сорок лет отсутствия какой-либо активной российской политики на Ближнем Востоке привели к тому, что Москва столкнулась с целым рядом трудных проблем. Кремль находился в раздумьях: с чего начинать?
Как держава-победительница, страна – учредительница ООН, внесшая решающий вклад в Великую Победу, Россия имела право на многое. Одно из направлений осуществления этих прав – доминирование как минимум в Восточном Средиземноморье. Путь решения этой задачи, в принципе, был указан с Петровских и Екатерининских времен. Основан он был и на идеологии, и на прочной военно-политической базе.

Один из высших иерархов Русской Православной Церкви первой половины ХХ века митрополит Харьковский Антоний Храповицкий писал, что Россия должна восстановить православную Византийскую империю, переселив всех турок в их «исконную» Малую Азию. Он считал, что Россия должна владеть широкой лентой земли от южного Кавказа до Дамаска и Яффы, овладеть Сирией и Палестиной. «Если это будет сделано, – писал митрополит, – народ наш так и ринется поселяться в страну, где жил наш Спаситель. Там будет уже место для чисто русской культуры, для русской речи, для русской торговли и промышленности». События 1917–1920 гг., разумеется, сделали подобного рода планы неосуществимыми, но сами идеи остались.
Конечно, об их буквальном воплощении после Второй мировой войны речь не шла. Однако в течение кратчайшего времени (1946–1948 гг.) на повестку дня Кремль поставил решение нескольких вопросов. Найти ответы на все из них не удалось. В частности, не был заключен советско-турецкий союз и воплощены в жизнь требования, изложенные в 1946 г. в нотах Советского правительства в адрес Турции по поводу режима Черноморских проливов. Не все сложилось так, как хотелось, в процессе создания государства Израиль (1948 г.), хотя своим рождением эта страна обязана, прежде всего, советскому руководству и позиции СССР в ООН. Не получилось взять под контроль Триполитанию, в которой до войны хозяйничали итальянцы. В противном случае уже в 40-е годы на территории западной части нынешней Ливии могли появиться советские военные базы, в том числе военно-морские.
Эти внешнеполитические неудачи были вызваны позицией бывших союзников по антигитлеровской коалиции, прежде всего США, «задвинувших» после войны Британию на вторые роли. О том, что американцы в Средиземноморье меняют англичан, было понятно сразу: они не вывели из его бассейна свои военно-морские силы, преобразовав их в 6-й флот. Его задачи были понятны: держать под контролем нефтеносный Ближний Восток и не допустить «прорыва» через Черноморские проливы сил флота Советского Союза. «У меня нет сомнений в том, что Россия намеревается вторгнуться в Турцию и захватить Черноморские проливы, ведущие в Турцию», – говорил в 1946 году американский президент Гарри Трумэн. Тогда же министр ВМС и первый министр обороны США Джеймс Форрестол по этому же поводу утверждал: «Мы имеем дело не только с Россией как с национальной единицей, но с экспансионистской мощью России времен Петра Великого, да к тому же еще плюс и дополнительная миссионерская религиозная сила…»
* * *
Возникновение реальной угрозы СССР со стороны блока НАТО в результате нарастания в регионе присутствия ВМС стран Альянса, авианосных ударных соединений и атомных подводных лодок 6-го флота США, оснащенных ядерным оружием, создания сети военных баз в странах Средиземноморья поставило руководство СССР перед необходимостью принятия адекватных ответных мер, вывода военно-морских группировок в Мировой океан и дальнюю морскую зону для нейтрализации возникших угроз с морских направлений.
Созданный после войны Советский океанский ракетно-ядерный Военно-Морской Флот по своему количественному составу и боевым возможностям был в состоянии обеспечить стратегическую стабильность в мире, территориальную неприкосновенность собственных морских границ, удерживать господство в прибрежных морях, защищать свои интересы и интересы союзников практически в любом районе Мирового океана, содействовать сухопутным группировкам войск на приморских направлениях.
Для Советского государства торговые пути в Средиземном море и далее – через Суэцкий канал в Индийский океан, а также через Гибралтар – в Атлантику и к побережью Западной Африки в районы промыслов и научных исследований – имели жизненно важное значение. Эти судоходные пути нуждались в надежной защите от возможного воздействия сил НАТО, провокаций со стороны отдельных африканских государств, пиратов и террористов всех мастей, а также исходя из требований навигационно-гидрографического их освоения.
Начиная с середины 50-х годов военно-политическая обстановка в районе Ближнего Востока стала постепенно ухудшаться и принимать напряженный, взрывоопасный характер. В этой непростой обстановке командование Черноморского флота все больше осознавало необходимость иметь в Средиземном море свои постоянно развернутые силы и прежде всего подводные лодки как наиболее скрытный и эффективный род сил, обладающих к тому же большой автономностью.
Предложение моряков было поддержано в Москве, в результате чего в 1959 г. у СССР появилось межправительственное соглашение с Албанией, и во Влёре начали базироваться двенадцать черноморских подводных лодок и обслуживающие их две плавбазы. Появились новые объекты на острове у входа в бухту, в самой базе разместилась бригада кораблей ОВРа, имевшая в своем составе дивизион тральщиков.

Читайте также:  Витязево отдых гостевые дома с бассейном у моря

В 60-х годах прорыв ВМФ СССР в Средиземное море всё же был осуществлен – начиная с выходов на боевую службу одиночных кораблей, затем отрядов и смешанных эскадр Черноморского флота. А 28 июля 1965 г. произошло еще одно важнейшее событие – в Средиземное море впервые вошла атомная подводная лодка Северного флота.
Правительством СССР было принято решение об образовании 5-й Средиземноморской эскадры кораблей ВМФ – оперативной группы кораблей с нахождением их на постоянной основе в Средиземном море для несения боевой службы. Начавшаяся 5 июня 1967 г. «шестидневная» арабо-израильская война только ускорила реализацию этого решения.
Заслуга в деле создания, формирования и руководства деятельностью 5-й Средиземноморской эскадры во многом принадлежит Адмиралу Флота Советского Союза Сергею Георгиевичу Горшкову, выдающемуся флотоводцу и государственному деятелю. Ему, Главнокомандующему ВМФ, принадлежат слова, сказанные еще в мае 1965 г. на встрече с адмиралами-подводниками Северного флота А.П. Михайловским и А.И. Петелиным: «Нам надо создавать постоянно действующую группировку сил боевой службы на Средиземном море, как противовес 6-му флоту США… Пора думать о формировании в этом регионе постоянно действующей оперативной эскадры, включающей атомные подводные лодки». И такая эскадра была создана 14 июля 1967 года.


5-я Средиземноморская эскадра.

Перед Черноморским флотом встала трудная и ответственная задача – противостоять угрозам нашему государству с моря, свести авианосный и атомный шантаж Запада к нулю. В штабах отрабатывались пути и способы парирования силами флота возможных ядерных ударов из районов Средиземного моря и Атлантики, для чего к противостоянию были подключены приморские войсковые группировки ПВО, соединения Северного и Балтийского флотов, Дальняя авиация. К началу 70-х годов Черноморский флот превратился в мощный инструмент внешней политики СССР, с которым Запад был теперь вынужден считаться…
* * *
Только за период с 1967 по 1978 год в Средиземном море на боевой службе побывали 1546 советских кораблей и судов, то есть не менее 100 ежегодно. Средняя продолжительность боевой службы в разное время составила для атомных ПЛ до 3 месяцев, дизельных ПЛ – от 6 до 12–13 месяцев, надводных кораблей и судов – от 6 до 8 месяцев.
Входили в строй новые противолодочные корабли, а с выходом в Средиземное море противолодочных крейсеров проекта 1123 «Москва» и «Ленинград» с вертолетами КА-25 на борту, а также атомных и дизельных подводных лодок решение задач успешной борьбы с американскими атомными ракетными подводными лодками стало реальностью. Появление принципиально новых авианесущих кораблей типа ТАВКР «Киев» с самолетами Як-38 и вертолетами КА-27 резко повысило возможности решения задач в Средиземном море, завоевания господства в восточной его части.

Читайте также:  Тест по томасу мору


ТАВКР «Киев».

К моменту образования 5-й эскадры на Черноморском флоте с учетом опыта локальных войн и конфликтов были приняты меры по воссозданию морской пехоты ЧФ, сформирована бригада десантных кораблей для доставки в Средиземное море десантных отрядов «черных беретов», которые затем практически на протяжении всей истории существования эскадры несли боевую службу в её составе.
В тесном взаимодействии и в интересах эскадры действовали подразделения морской авиации – эскадрильи самолетов ТУ-16, ИЛ-38, БЕ-12, АН-12, базировавшихся в 70-е годы на аэродромах Каир-Вест и Матрух (Египет), а с 1985 г. самолеты ТУ-16Р действовали с аэродрома Тифор (Сирия). Они выполняли регулярные полёты над Средиземным морем с задачей воздушной разведки и выявления районов действия авианосных соединений и корабельных группировок ВМС стран НАТО.
Кроме того, начиная с 1968 г. в составе эскадры практически постоянно находилось до 2 эскадрилий вертолетов КА-25, базировавшихся на противолодочных крейсерах «Москва» и «Ленинград». До 1991 г. эти корабли совершили 35 походов на боевую службу в Средиземное море.

СПРАВКА.
Противолодочные крейсера “Москва” и “Ленинград” стали первыми авианосцами (вертолетоносцами) Военно-морского флота СССР. Поводом для появления этих крупных кораблей стал выход на боевое дежурство американских стратегических ракетоносцев типа “Джордж Вашингтон” – 16 баллистических ракет “Полярис А-1″ с дальностью полета 2200 км изрядно напугали руководство СССР.
В результате появился “гибрид” с мощным ракетным вооружением, вся кормовая часть которого представляла собой взлетно-посадочную полосу с протяженным подпалубным ангаром. Для обнаружения вражеских подлодок, кроме 14 вертолетов Ка-25 на борту имелся подкилевой гидролокатор “Орион” и буксируемая гидроакустическая станция “Вега”.
Таким образом, 5-я Средиземноморская эскадра, как и противостоявший ей 6-й флот США, имела в своем составе почти все рода военно-морских сил (надводные корабли, подводные лодки, авиацию, морскую пехоту, суда вспомогательного флота, службы и части специального назначения). Она реально противостояла оперативно-стратегическому объединению (6-й флот США). 5-я эскадра была единственным в истории послевоенного ВМФ СССР формированием ВМФ с таким составом и таким предназначением.
Адмирал Юрий Николаевич Сысуев, последний командир эскадры, в последующем являвшийся начальником ВМА им. Н.Г. Кузнецова, сделал исключительно точный вывод о значении 5-й эскадры в своем докладе на торжественном собрании, посвященном 40-летию эскадры. «Находясь в эпицентре войн и вооруженных конфликтов 1967 и 1973 годов между Израилем и арабскими государствами, вооруженного противостояния на Кипре в 1974 г., а в 1982 г. в Ливане, применения военной силы США против Ливии в 1986 г., корабли эскадры были серьезным сдерживающим фактором для агрессивных замыслов и устремлений».
Это, наверное, и есть главный итог деятельности эскадры за четверть века своего существования. Журналисты, историки и писатели-маринисты, рассказывая об эскадре, называют это «подвигом моряков Средиземноморской эскадры, спасшей мир в годы холодной войны».
* * *
С первых дней своего существования эскадра оказалась в эпицентре военного конфликта на Ближнем Востоке.
Первые два года были настоящим испытанием созданной эскадры на прочность, но присутствие советских военных кораблей в Средиземном море и в зоне конфликта в значительной мере содействовало дальнейшей стабилизации военно-политической обстановки на Ближнем Востоке. «Когда советские эсминцы и подводные лодки вошли в Средиземное море, это принесло быстрые успехи советской дипломатии», – писала американская газета «Крисчен сайенс монитор». Не случайно уже в августе 1967 г. экс-командующий 6-м флотом США контр-адмирал У. Мартин заявил: «Средиземное море уже не то, каким оно было раньше. Раньше здесь можно было делать все, что хочешь. Теперь уже нет…»
Несмотря на прекращение военных действий, обстановка летом и осенью 1967 г. оставалась крайне напряженной, особенно после потопления 21 октября израильского эсминца «Эйлат» египетскими ракетными катерами, нанесшими по нему сокрушительный ракетный удар. Это был первый в мире случай применения противокорабельных ракет по надводному кораблю. Он показал высокие боевые качества и возможности ракетных катеров проекта 183Р с ракетами П-15 советского производства, находившихся на вооружении в египетском ВМФ.
Американцами предпринимались различные действия, вплоть до открытых провокаций, чтобы «выжить» эскадру из Средиземноморья. Это и опасные действия самолетов с авианосцев, имитировавших выходы в атаку, и опасное маневрирование кораблей НАТО, и, наконец, беспрецедентное решение верховного командования НАТО, принятое в 1968 г. в нарушение Женевской конвенции 1958 года о свободе мореплавания, других международных соглашений, разрешавшее кораблям 6-го флота, находящимся в Средиземном море, уничтожать советские подводные лодки, обнаруженные и не всплывшие в радиусе 100 миль от американских кораблей. Последовавшее за этим заявление Советского правительства, опубликованное в газете «Правда» 24 ноября 1968 г., охладило их пыл и, почувствовав потенциальную угрозу ответного применения оружия со стороны советских подводников, американцы вынуждены были пойти на попятную, отказавшись от проведения подобных пиратских акций. Кроме подводников, мало теперь кто помнит об этом, но чем это могло кончиться, даже трудно представить.

Взлет вертолетов для встречи с вероятным противником.

Американская подводная лодка под конвоем вертолетов.

Вертолет Ка-25 производит облет крейсера «Спрингфилд».

Конечно, о 5-й эскадре далеко не все написано и рассказано. Но даже из того, что известно, напрашивается единственный вывод – целое послевоенное поколение советских воинов служило не зря. Результаты всей героической и необычной 25-летней истории существования эскадры, славные подвиги и доблестные поступки от рядовых матросов до адмирала – командира эскадры навсегда останутся в памяти последующих поколений как ярчайшая страница в истории отечественного флота.
* * *
В 90-е годы ХХ века уже после расформирования эскадры выходы черноморцев в Средиземное море носили эпизодический характер. В октябре-ноябре 1997 г. в Забосфорье впервые под Андреевским флагом вышел СКР «Пытливый» (командир похода – контр-адмирал А.В. Ковшарь). В 2002 г. впервые в новейшей истории ЧФ в Средиземном море решал задачи уже отряд боевых кораблей ЧФ под флагом первого заместителя командующего ЧФ вице-адмирала Е.В. Орлова (ГРКР «Москва», СКР «Пытливый»). В это же время в Средиземном море находилось еще несколько черноморских кораблей и судов. А в апреле-июле 2003 года под флагом вице-адмирала Е.В. Орлова, первым среди черноморцев удостоенного ордена «За морские заслуги», в дальнюю океанскую зону вышел отряд черноморских кораблей. В Индийском океане ответственные задачи решали ГРКР «Москва», СКР «Пытливый», СКР «Сметливый», БДК «Цезарь Куников», танкер «Иван Бубнов», СБ «Шахтер».

В последующие годы в Средиземное море для участия в международных учениях, решения задач боевой службы периодически выходят боевые корабли и вспомогательные суда. Практически постоянно у причала ПМТО в сирийском Тартусе находится вспомогательное судно ЧФ.
Нынешнее поколение военных моряков продолжает с честью выполнять свой долг, самоотверженно несет свою вахту под Андреевским флагом в различных районах Мирового океана, используя огромный практический опыт, накопленный на эскадре. Подтверждение тому – беспримерный поход из Севастополя черноморского гвардейского ракетного крейсера «Москва» через три океана на ТОФ и обратно в 2010 году.

Второе десятилетие XXI века станет решающим в судьбе российского Военно-Морского Флота и, соответственно, в сохранении за Российской Федерацией статуса великой морской державы.
Многие геополитические проблемы сегодня решаются с помощью морской силы. Это продемонстрировали локальные войны в Югославии, Ираке, Ливии. Сегодня это доказывают события, связанные с Сирией. Флот – инструмент решения внешнеполитических задач. Причем флот совершенно иного уровня, чем в эпоху холодной войны. Современные военно-морские силы ведущих мировых держав готовы и способны решать задачи «войн шестого поколения»… Они действуют с помощью «длинной руки», воюя без непосредственного контакта с противником, используя высокоточное, эффективное оружие, основанное на новых принципах и технологиях. ВМС США уже сегодня отрабатывают на практике принципы «воздушно-морской операции» – новой оперативной концепции вооруженных сил США. Флоты мира, становясь качественно новыми по своему составу, по-прежнему многочисленны, а зона их постоянного присутствия в Мировом океане расширяет свои масштабы.
Исходя из этого и должна проявляться державная забота о морской мощи Российского государства. В этом отношении весьма показательна и поучительна деятельность советского военно-политического руководства в период холодной войны, начавшейся фактически сразу же после Второй мировой. Здесь примером является деятельность «Великого Главкома», «Главкома № 1» Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова и его сподвижников, сумевших созданием за исторически короткий период времени океанского флота изменить ход самой истории. А для нынешнего и последующих поколений российских моряков навсегда останется примером деятельность моряков-средиземноморцев, на практике воплотивших замыслы С.Г. Горшкова и его «команды».


Главнокомандующий ВМФ СССР, адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков.

Источник

Оцените статью