Меню

Водный транспорт каспийского моря

Каспийское море

О морском транспорте

Море — самый дешевый путь для перевозки грузов. Правда, на Каспии морские перевозки обходятся значительно дороже, чем на других морях СССР. Это связано с большими затратами на землечерпание и реконструкцию портов в связи с обмелением моря. Тем не менее Каспий имеет важное транспортное значение. Морской транспорт Каспия обслуживает порты четырех союзных республик — РСФСР, Азербайджанской ССР, Казахской ССР и Туркменской ССР, а также нашу внешнюю торговлю с Ираном.

История современного судоходства на Каспийском море тесно связана с бурным ростом нефтяной промышленности Бакинского района в шестидесятых годах прошлого столетия.

С этого времени появились на Каспийском море крупные пароходства, начали возводиться дорогостоящие портовые сооружения и т. п.

В 1877 г. астраханцы братья Артемьевы построили первое в мире нефтеналивное судно, что положило начало перевозкам нефти из Баку в Астрахань и затем по Волге во внутренние районы страны в невиданных до того размерах. Так, например, в 1913 г. было перевезено по Каспию 6,6 млн. т грузов, из которых 80% приходилось на нефть. После Октябрьской революции в связи с общим ростом народного хозяйства и, в частности, добычи нефти значение Каспийского судоходства резко возросло.

К началу 1940 г. грузооборот Каспийского моря составлял 45% грузооборота всех морей СССР. В настоящее время этот процент понижается в связи с ростом значения других морей. Так, например, в Балтийском море все расширяется обмен грузами между ленинградским портом, с одной стороны, и портами Польши и прибалтийских республик — с другой.

Однако понижение удельного веса Каспия в общем грузообороте не может быть большим, так как постройка Волго-Донского канала приобщила и Каспийское море к мировой торговле.

Главный порт Каспия — Баку. Он пропускает около 50% всех грузов, перевозимых судами Каспийского моря, и занимает одно из первых мест среди портов СССР.

В предвоенные годы средний тоннаж каспийского торгового флота составил 253,5 тыс. т, то есть возрос по сравнению с 1913 г. более чем в три с половиной раза.

В годы Отечественной войны поток грузов через Каспийское море не только не сократился, но даже увеличился.

В настоящее время ежегодно через порты Каспийского моря проходят миллионы тонн самых разнообразных грузов.

Из Баку в Астрахань идет нефть; в Красноводск, Бек-таш и Куули — хлеб, вода; в Махачкалу — нефть для нефтепровода на Грозный; через Бекташ во все порты Каспия доставляют сульфат натрия.

Из Астрахани в Баку, Красповодск и другие порты идут лес, хлеб, соль. Через Красноводск вывозится хлопок, через Махачкалу — хлеб. Наряду с этими основными, по Каспию идут многие другие грузы — многочисленные промышленные товары, рыба, цемент, металл, пищевые продукты и так далее.

В настоящее время перед советскими учеными стоит актуальная практическая задача — предсказание уровня Каспийского моря на несколько десятков лет вперед.

«Высохнет ли наше морюшко?»,— спрашивают рыбаки Северного Каспия. На этот вопрос можно ответить вполне определенно — нет, не высохнет. Море будет изменяться, продолжая жить своей сложной и интересной жизнью.

Годы с низким стоянием уровня сменятся годами высокого уровня, и так будет продолжаться до тех пор, пока не найдут наиболее разумного способа устранить эти колебания с помощью регулирующих гидротехнических сооружений.

Проблема регулирования уровня таких огромных водоемов еще никем в мире не ставилась, и хотя разрешить ее очень трудно, но в условиях социалистического общества, вооруженного первоклассной техникой, она, безусловно, выполнима.

Источник

Маршруты и планы каспийских круизов «Петра Великого». Подробности

Стали известны подробности маршрутов транскаспийских круизов, а также детальные характеристики первого в России новейшего круизного пассажирского теплохода «Петр Великий».

Первые переговоры с представителями прикаспийских государств относительно транскаспийских круизов на теплоходе «Петр Великий» дали свои результаты. 27 декабря в Баку между Азербайджанским Каспийским морским пароходством (АКМП) и Московским речным пароходством (МРП) был подписан меморандум о сотрудничестве по круизному судоходству в Каспийском регионе с использованием круизного судна «Петр Великий».

Стороны договорились, в частности, совместно проработать оптимальные круизные маршруты «Петра Великого». Пока в списке таковых: порты Черного моря – внутренние водные пути РФ – Астрахань – порты Каспийского моря; Москва – Баку; Астрахань – Махачкала – Баку; Баку – Анзали – Ноушехр – Туркменбаши – Актау – Астрахань и другие.

АКМП и МРП также договорились о будущих совместных инвестициях в постройку новых круизных судов для развития морского туризма по маршрутам, описанным выше. Пароходства договорились выработать план развития необходимой береговой инфраструктуры для организации круизных туров, в том числе оборудования причалов, постов пограничного, таможенного и санитарного контроля, бункеровки и снабжения, а также оптимизировать портовые сборы.

ТРИ ПЕРВЫХ МАРШРУТА «ПЕТРА ВЕЛИКОГО»

Спуск на воду судна «Петр Великий», строящегося на судоверфи «Лотос», запланирован на 2019 год, — сообщила «Вестнику АТОР» Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму круизной компании «Мостурфлот» (которая и будет эксплуатировать новое судно).

Читайте также:  Отдых абхазия у синего моря

Согласно информации г-жи Гончаровой, в первый год теплоход будет работать на Каспийском море – преимущественно с российскими и индивидуально – с зарубежными туристами (пока групповых контрактов еще не подписано).

Уже известны примерные маршруты круизов навигации 2019-20 гг. По плану, сначала в 2019 г. теплоход отработает программу «Сокровища Востока» (11 дней/10 ночей) с остановками Баку (Азербайджан) – Бэндер-Энзали (Иран) – Ноушехр (Иран) – Туркменбаши (Туркменистан) – Актау (Казахстан) – Астрахань – Махачкала /Дербент – Баку.

Затем, как предполагается, на зиму теплоход уйдет на Черное море, выполняя круизную программу «Приключение на Трех Морях» (14 дней/13 ночей) с остановками: Баку – Махачкала – Астрахань – Никольское – Волгоград – Волгодонск – Ростов-на-Дону – Азов – Керчь – Новороссийск – Сочи.

В марте 2020 года «Петр Великий» вернется по этому же маршруту обратно на Каспий, где будет выполнять круизы по Каспию, а затем пройдет маршрут «Великий Шелковый путь» (12 дней/11 ночей) от Баку до Москвы с остановками: Баку – Дербент – Астрахань – Волгоград – Саратов – Ульяновск – Казань – Нижний Новгород – Ярославль – Углич – Москва.

«Со второго года мы планируем работать с иностранными туристами со всего мира – уже сейчас, по данным МРП, каспийские круизы привлекают туристов из США, Австралии, Европы и Китая. И, естественно, с российскими туристами. Как видно, задуманы разные маршруты, проложенные по рекам и морям. Но, подчеркну, что все это пока планы: на сегодня нет четкого понимания, какие российские порты смогут в 2019-20 гг. выполнять функции международного морского порта с соответствующей инфраструктурой. Сейчас только два российских города – Астрахань и Махачкала – могут претендовать на то, чтобы стать морским пассажирским портом на Каспии. В Махачкале есть возможность строительства пассажирского терминала на базе существующего грузового. В Астрахани запланировано строительство Морского вокзала», — подчеркнула Светлана Гончарова.

ЧТО ТАКОЕ НОВЫЙ ТЕПЛОХОД «ПЕТР ВЕЛИКИЙ»

Стали известны и детальные характеристики первого новейшего круизного судна проекта PV300VD, строящегося сейчас на верфях завода «Лотос», которое поступит в распоряжение «Мостурфлота» в 2019 году.

Напомним, что «Петр Великий» (такое название получил теплоход по результатам народного голосования), по классификации Морского Инженерного Бюро, — это судно класса «Волго-Дон макс». Однако в отличие от других отечественных судов такого класса, «Петр Великий» может эксплуатироваться на международных линиях.

Ранее при проектировании и строительстве таких судов не выполнялись требования международных конвенций, что не позволяет получить на такие суда международные свидетельства, подтверждающие возможность эксплуатации и перевозки пассажиров. Строящийся «Петр Великий» — первое в России круизное судно класса река-море, полностью отвечающее всем международным конвенциям, включая конвенцию по охране человеческой жизни на море СОЛАС, конвенцию по предотвращению загрязнения с судов МАРПОЛ, международные правила предупреждения столкновения судов в море МППСС и др.

Компоновка круизного пассажирского судна «Петр Великий» в варианте Московского речного пароходства рассчитана на 310 пассажиров, которые путешествуют в комфортабельных 155 каютах различных классов. Это 7 апартаментов «люкс» с балконом площадью около 36-43 м² (33-35 м² без учета балкона); 3 каюты «люкс» с балконом площадью около 26 м² (21 м² без учета балкона); 2 каюты «люкс» для людей с ограниченными возможностями с балконом площадью около 33 м² (27 м² без учета балкона); 133 стандартные каюты с балконом площадью около 19-21 м² (16-18 м² без учета балкона); 8 стандартных кают площадью около 16 м² и 2 стандартные каюты для людей с ограниченными возможностями площадью около 21 м².

Каюты пассажиров размещаются в средней вертикальной зоне на 4-х ярусах надстройки. Каюты на 3-х верхних ярусах имеют собственные балконы со сдвижными секциями для обеспечения сквозного прохода по палубе в аварийных ситуациях.

Все пассажирские каюты оборудованы двуспальными кроватями, душем с туалетом, кондиционером, шкафами, сейфом, телевизором со спутниковыми и внутрисудовыми каналами, феном, электрическими розетками на 220В и 110В, беспроводным Интернетом (Wi-Fi), судовой радиотрансляцией, внутренней и внешней телефонной связью.

На судне предусмотрено питание всех пассажиров в одну смену. Для этого предусмотрены два ресторана: главный ресторан и ресторан с открытой кухней. Главный ресторан имеет два зала площадью 360 м² и 140 м², каждый зал снабжен шведской линией. Большой зал оборудован барной стойкой.

В ресторане с открытой кухней есть возможность наблюдать за приготовлением пищи, камбуз отделен от ресторана стеклянной выгородкой. Все рестораны имеют максимальное остекление, что позволяет наслаждаться не только вкусной едой, но и видом из окон.

Рядом с круглосуточно работающим баром разместится двухуровневая солнечная палуба с гриль-баром, бассейном и четыре джакузи (в плохую погоду часть палубы закрывается при помощи сдвижного тента). На теплоходе предусмотрены также устройство конференц-залов, детской комнаты, салона красоты, сувенирного киоска, фитнесс-центра. Для людей с ограниченными возможностями — лифты, соединяющие все палубы; коммуникации и туалеты, повышенные габариты проходов, отсутствие препятствий при перемещении в колясках.

Читайте также:  Минимальная глубина черного моря максимальная

Автономность «Петра Великого» по топливу составляет 15 суток, по остальным видам запасов – 10 суток, экипаж и обслуживающий персонал – 90 человек.

Следите за нашим каналом в Telegram , чтобы не пропустить самое интересное

Источник

Грузовой флот в Каспийском регионе и его перспективы

Недавно мы поднимали тему развития коридора «Север-Юг». Одно из условий его работы — это наличие эффективного флота для перевозок по Каспию: необходимо четко представить реальную грузовую базу, фактические путевые условия и технологические возможности портов на Каспии и получить серийно строящиеся под эти условия суда. Об этом — в статье Александра Егорова из «Морского Инженерного Бюро».

Грузовая база

Можно процитировать Стратегию развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года (постановление правительства Российской Федерации от 8 ноября 2017 г. №2469-р) — динамика грузооборота в портах региона зависит от экономических процессов в других прикаспийских странах, в частности в Иране, а также в Казахстане и Туркменистане. Кроме того, перспективы роста грузооборота связаны с развитием торгового партнерства с Индией и странами Персидского залива.

Поэтому принципиально важным для понимания направлений развития коммерческого флота является грузовая база и ее прогнозы. При этом следует рассматривать не только перевозки, ориентированные исключительно на порты Ирана, но и работу на порты Казахстана, Туркменистана и Азербайджана. Кроме того, существует грузопоток сырой нефти с буровых платформ компании «Лукойл» в Северном Каспии, который также требует наличия фидерных танкеров. Следует также учитывать транзитные грузы для Узбекистана, Таджикистана и Афганистана (см., например, тезисы доклада в Термезе http://www.meb.com.ua/news/news.html?1560).

Грузы понятны – это зерно, металл, сырая нефть, нефтепродукты, а также унифицированные грузовые места – контейнеры международного образца, вагоны, автопоезда.

Отсюда востребованные типы судов – многоцелевые сухогрузные, контейнеровозы, железнодорожные и автомобильные паромы, танкеры.

Размер судов – либо суда транзитного типа («Волго-дон максы», «Волго-Балт максы»), либо суда каспийского типа (т.е. несколько больших размеров, которые уже не смогут совершать переходы через Волго-Дон и будут работать исключительно на Каспии).

Сегодня такие суда уже есть. Часть из них работает, некоторые строятся.

Паромы

Сейчас в Каспийском море в эксплуатации находится 19 морских паромов (пяти проектов). Из них 13 паромов трех проектов (11611-А, 10802Е, 0379) — железнодорожные грузопассажирские. Оставшиеся четыре парома проекта 161 и два новых парома проекта 11612-В — морские автомобильно-пассажирские (грузопассажирские) паромы для перевозки пассажиров и накатной техники.

Средний возраст этих паромов (19 единиц), эксплуатирующихся на линиях Каспийского моря, составляет 24,6 года, но многие старше 30 лет.

Основной перевозимый груз — контейнеры на железнодорожных платформах, нефть и нефтепродукты, продовольствие и сельскохозяйственные продукты, стройматериалы, а также автопоезда.

13 декабря 2019 года Бакинский судостроительный завод Baku Shipyard в торжественной обстановке спустил на воду новый головной пассажирский железнодорожно-автомобильный паром для Каспия проекта CNF18C «Азербайджан» для ЗАО «Азербайджанское Каспийское морское пароходство». Второй строится.

Новый паром «открытого» типа проекта CNF18C предназначен для перевозки 100 пассажиров, 56 вагонов с шириной колеи 1520 мм, грузовых автомобилей (50 автопоездов), включая опасные грузы, с кормовой схемой грузообработки для вагонов и автомобилей и с бортовой рампой для погрузки-выгрузки автотехники на обычные причалы.

Танкеры

В декабре 2019 года Бакинский судостроительный завод Baku Shipyard сдал в эксплуатацию головной каспийский танкер-продуктовоз — химовоз нового поколения «Лачин» дедвейтом 8009 тонн проекта RST12C для ЗАО «Азербайджанское Каспийское морское пароходство». Еще три строятся.

Танкеры нового проекта RST12C имеют усиленную «каспийскую» функцию:

• при «каспийской» осадке 4,54 м дедвейт 8009 тонн (у проекта RST27 — дедвейт 7030 тонн), что больше на 979 тонн;

• объем грузовых цистерн рассчитан на перевозку нефтепродуктов Каспийского региона и увеличен за счет подъема тронка до 9190 куб. м (у RST27 — 8100 куб. м), т.е. на 1090 куб. м.

Российские заводы (Красное Сормово) успешно строят аналог – танкеры проекта RST27M типа «Балт Флот».

Например, 27 декабря 2019 года танкер-продуктовоз-химовоз «Волго-Дон макс» класса проекта RST27 дедвейтом в море/реке 7030/5428 тонн «Балт-Флот 15» выгрузил в Махачкалинском торговом порту первую партию дизельного топлива из Туркмении.

Многоцелевые сухогрузы с контейнерной функцией

RSD49. 8 июня 2017 года Невский Судостроительно-Судоремонтный завод сдал казахстанскому заказчику девятое многоцелевое сухогрузное судно дедвейтом 7150 тонн контейнеровместимостью 289 TEU проекта RSD49 «Атамекен». Сдача прошла в порту Актау в Каспийском море. KTZ Express Shipping получил от Невского завода два многоцелевых сухогрузных судна проекта RSD49 «Жiбек Жолы» и «Атамекен».

005RSD03. 16 апреля 2019 года многоцелевое сухогрузное судно вместимостью 225 контейнеров проекта 005RSD03 «Туркестан» открыло контейнерную линию из порта Актау в порт Баку.

Читайте также:  Балтийское море кто завоевал

При фидерных перевозках одно такое судно обеспечивает погрузку грузов двух полносоставных контейнерных поездов.

Фидерные суда проекта 005RSD03 курсируют регулярно на еженедельной основе, что способствует наращиванию грузопотока по Транскаспийскому международному транспортному маршруту и дальнейшему развитию контейнеризации грузов в Каспийском регионе.

«Мы приняли этот пароход длиной 102 м, который может перевозить 225 20-футовых контейнеров. Общая вместимость судна — 5 000 тонн. Это — универсальный пароход, который может перевозить как сыпучие грузы, так и контейнеры. В Каспийском море была проблема — отсутствие такой линии по регулярным контейнерным перевозкам. Контейнеры, идущие из Китая в Европу, сейчас идут по океану около 30 суток, с новой линией через Каспийское море время сократится вдвое — до 14 суток. Это очень важно для тех грузов, которые имеют очень короткий срок хранения. Новая линия свяжет не только два порта — Актау и Баку, но и Азию и Европу. Все это способствует увеличению транзитного потока через Казахстан. Думаю, и наши отечественные производители будут пользоваться этой линией» — сказал заместитель генерального директора по коммерции АО «НМСК «Казмортрансфлот» Айдар Оржанов.

Завод-строитель судов проекта 005RSD03 — Онежский судостроительный завод.

Два судна этого проекта работают в KTZ Express под флагом Казахстана, восемь судов в Азербайджанском Каспийском морском пароходстве, два суда — у судоходной компании Альброс.

Например, в конце 2019 года такое судно проекта 005RSD03 «Гафур Мамедов» АКМП перевезло 2856 тонн карбамида в Молдову из Турменбаши транзитом через ВДСК.

Существующая инфраструктура каспийских портов пока не позволяет применять «чистые» контейнеровозы с большой вместимостью по контейнерам – их просто будут долго грузить и выгружать.

Многоцелевые сухогрузы

В апреле 2020 года завод «Красное Сормово» завершил ходовые испытания уже пятнадцатого построенного на этом заводе многоцелевого сухогрузного судна «Пола Ярослава» дедвейтом 8144 тонн проекта RSD59.

Завод «Красное Сормово» уже построил двенадцать многоцелевых сухогрузных судов проекта RSD59 и еще восемь находятся на разной стадии постройки, плюс подписано соглашение еще на 20 судов. Невский судостроительно-судоремонтный завод сдал два судна проекта RSD59, третье спустил и еще два строятся. Окская судоверфь заключила контракты еще на 15 судов проекта RSD59. Заложены шесть, головное спущено на воду 3 марта 2020 года.

То есть, на сегодня общий заказ сухогрузных судов проекта RSD59 составляет 60 судов (четырнадцать построено, двадцать шесть — в работе, двадцать — в опционе).

Суда серии могут использоваться для транспортировки генеральных, навалочных, контейнерных, лесных, зерновых и крупногабаритных грузов, опасных грузов классов 1.4S, 2, 3, 4, 5, 6.1, 8, 9 МК МПОГ и Приложения В Кодекса ВС в Каспийском море, а также в Средиземном, Черном, Балтийском, Белом, Северном морях, включая рейсы вокруг Европы и в Ирландское море зимой. Новый сухогрузный проект RSD59, который выполнен в «сверхполных» обводах уже с двумя сухогрузными трюмами, один из которых имеет рекордную для «Волго-Дон макса» длину, является преемником трехтрюмной серии судов RSD49.

Преимущества проекта RSD59 (на примере судна «Пола Фива» с усиленной морской функцией) по сравнению с лучшим из ранее построенных сухогрузов «Волго-Дон макс» класса проекта RSD49:

• наличие длинного трюма L = 77,35 м (на судне проекта RSD49 L = 52 м), позволяющего перевозить КТГ, что актуально для рынка стран Каспийского региона;

• высота трюма больше на 620 мм (9000 мм), чем на судне проекта RSD49, что позволяет перевозить контейнеры высотой до 9,6 футов — «high cube containers» (3 таких контейнера в высоту);

• дедвейт в реке при осадке 3,60 м 5320 тонны (у проекта RSD49 — 4507 тонн), что больше на 813 тонн;

• дедвейт при осадке 4,20 м 6944 тонн (у проекта RSD49 — 6021 тонна), что больше на 923 тонны;

• дедвейт при максимальной осадке 4,706 м 8144 тонн (у проекта RSD49 при максимальной осадке 4,70 м 7143 тонны), что больше на 1000 тонн.

Заключение

Необходимо четко представить реальную грузовую базу, фактические путевые условия и технологические возможности портов на Каспии и получить серийно строящиеся на верфях суда под эту грузовую базу. С учетом известной волатильности рынка на Каспии желательно иметь грузовой флот, который можно будет использовать и в других районах (Черное море, Балтика, Средиземное море).

Танкеры дедвейтом 60 тыс. тонн, автомобильные паромы на 100 грузовиков и контейнеровозы на 600 контейнеров, которые обсуждаются с некоторыми перерывами достаточно давно, не вписываются в грузовую базу региона. Собственно говоря, поэтому они и не строятся.

к. т. н Александр Егоров, старший научный сотрудник «Морское инженерное бюро».

Другие интересные фото, видео, текстовые материалы смотрите на нашей странице в FaceBook, канале в YouTube, паблике в Telegram, странице в Twitter и канале в Яндекс.Дзен

Источник

Adblock
detector