Викторина о Чёрном море и его обитателях для учащихся 3–4 классов
Светлана Яцкова
Викторина о Чёрном море и его обитателях для учащихся 3–4 классов
ВИКТОРИНА
о Чёрном море и его обитателях
для учащихся 3 – 4 классов
1. Чёрное море – тёплое или холодное? (тёплое море)
2. Почему наше море называют Чёрным, и от чего зависит цвет моря? (Древние греки, плывя по неспокойным, грозным, тёмным водам моря, назвали его Чёрным. Цвет моря зависит от погоды, от тёмного оттенка глубоких вод)
3. Есть ли в море растения и для чего они нужны? (Есть, это зелёные, бурые и красные водоросли. Они поглощают из воды углекислый газ, а выделяют кислород. Им дышат животные, обитающие в воде)
4. Какие рыбы и животные живут в Чёрном море? (Млекопитающие: азовка, афалина, белобочка, малый плосатик;рыбы : барабуля, глосса, скорпена, зеленуха, камбала, косорот и др.)
5. Чем питаются рыбы (Рыбы питаются водорослями, моллюсками, мелкими рачками, мелкими рыбками)
6. Слышат ли рыбы? (Рыбы воспринимают звук – колебания давления воды — с помощью органов боковой линии. У дельфинов очень хорошо развит слух)
7. Кого из обитателей моря называют «парикмахером»? (Морской гребешок)
8. Какая рыбка похожа на шахматную фигуру? (Морской конёк)
9. Какой иглой нельзя шить? (Морской иглой)
10. Кто такие моллюски? Чем покрыто их тело? (Моллюски – беспозвоночные животные, их тело покрыто раковиной)
11. Для чего медузе нужны щупальца,
и есть ли у неё рот? (Рот находится под колпаком и окружён ловчими щупальцами, при помощи которых медуза впрыскивает в добычу яд)
12. Какую рыбу называют «лепёшкой» и почему? (Камбалу называют лепёшкой, так как её тело плоское и похоже на блин)
13. Обитают ли в нашем море мыши, свиньи, лисицы, коты? Если да, то как их зовут? (Азовка – морская свинья, скат – морская лисица, скат-хвостокол – морской кот, длиннохвостая пескарка – морская мышь)
14. Как живёт рыба, которая не умеет плавать,
и где она живёт (Морской нетопырь не умеет плавать. Она ползает по дну с помощью грудных и брюшных плавников и всю жизнь проводит на дне)
15. Как называется черноморская акула? (Катран или колючая акула)
16. Каких самых больших животных чёрного моря вы знаете? (Дельфины: афалина, азовка, белобочка; китообразные – малый полосатик)
17. Где живёт осьминог, и какого он цвета? (Он предпочитает скалистые прибрежные зоны, отыскивая для проживания пещерки и расщелины в скалах. Осьминог способен изменять окраску, приспосабливаясь к окружающей среде. Обычный окрас – коричневый)
18. Кто строит в море живые домики? (Моллюски, рапаны, мидии)
19. Какая черноморская рыба имеет няню? Кто эта няня? (Ставрида имеет няню медузу корнерота)
20. Живут ли в море петухи и как их зовут? (Морской петух – триглы из семейства окунеобразных)
21. Каких опасных для человека морских животных и рыб вы знаете? Почему они опасны? (Морской ёж – скорпена – колючие шипы его плавников имеют ядовитые железы; морской дракон – одна из самых ядовитых рыб Чёрного моря – имеет шипы, которые выделяют яд; морской кот – скат – хвостокол, у которого на хвосте шип с ядом нервно-паралитического действия)
22. Что дарит нам море? (оно дарит нам продукты питания, йод, лекарства, оздоровление организма, приятный отдых и др.)
23. Как надо беречь обитателей моря? (Не ловить, не сбрасывать сточные воды в море)
24. Что уже сделал человек, чтобы спасти Чёрное море?
(Строят очистные сооружения; принимают Законы по охране моря)
Источник
Сценарий викторины «Обитатели Черного моря»
Эльмира
Сценарий викторины «Обитатели Черного моря»
Морские обитатели Черного моря.
/Викторина/
Цель. Формирование представления детей о морских обитателей Черного моря.
• закреплять представление детей о морских обитателей Черного моря;
• закреплять умение правильно называть морских обитателей;
• формировать у детей умение внимательно слушать вопросы, понятно, мотивированно на них отвечать;
• упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на конкретные данные;
• упражнять в умении собирать целое изображение из частей; правильно называть обитателей морей;
• тренировать в умении отвечать на вопросы полным предложением;
• воспитывать умение и желание детей работать в команде, приходить к общему мнению и получению общего результата.
Материал и оборудование: проектор, эмблемы, магниты, магнитная доска, подносы, картинки с изображением морских обитателей, конверт, кубок победителя, кубок участника.
Ход викторины
Воспитатель. Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами проведём викторину, а какая тема, я надеюсь, вы догадаетесь сами, отгадав загадку.
Обманывать не стану,
— Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда
Воспитатель. Правильно ребята, это загадка про море. Наша сегодняшняя викторина посвящена морским обитателям Черного моря. Но прежде, чем мы начнем нашу викторину, я хочу рассказать легенду о вожде индейского племени, который посылал молодых ребят на вершину горы.
«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет ветку с того места, где он свернул с дороги», – говорил вождь. Вскоре вернулся первый юноша и протянул колючку кактуса.Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второй принес серебристую ветку полыни.Вождь сказал: «Ты был у самой горы, но даже не попытался взобраться на нее». Третий юноша пришел, с веткой тополя,даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение досталось и четвертому, пришедшему с веткой кустарника. Пятому юноше, принесшему ветку кедра,старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему,но и выше всех оценил его поступок: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».
Воспитатель. Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину. С каждым выполненным заданием вы будете подниматься все выше и выше. Если вы успешно пройдете все конкурсы, то в ваших глазах будет сиять победа. И так, начинаем нашу викторину: «Морские обитатели Черного моря». Вы готовы?
Воспитатель. В нашей викторине принимают участие команда – дельфины
и команда – акулы.
Нам необходимо выбрать капитанов команд.
Команды поприветствуйте друг друга.
Кто всегда вперёд стремится,
Хоть они совсем не птицы?
Это друг морей, дельфин!
Мы до финиша дойдём,
Все медали соберём!
Мы — дети Победы,
Нам всё по зубам,
Мы — команда «Акулы»
Молодцы! Команды представлены, занимайте свои места.
Правила игры. Когда я буду задавать вопрос одной команде, игроки другой команды не должны подсказывать. Если одна из команд не справилась с заданием, то ответ переходит к игрокам другой команды. За каждый правильный ответ команда получает балл (магнит). А в конце состязания посчитаем результат. Чья команда наберет больше баллов, та и победила.
Воспитатель. Слушайте внимательно!
Рыба, как будто летающий змей,
Только намного хитрей и сильней,
Прячет в песок она спину, бока,
Током ударит любого врага.
Над морской звездой победу,
За минуту я два метра.
На иголках пробежал.
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской… (Морской конек)
Стая по морю плывёт,
Звук чудесный издаёт,
С плавниками, но не рыбы!
Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба… (Камбала)
По волнам гуляет зонтик,
Если встретите — не троньте!
Зонтик жжётся, как крапива.
Игра «Третий лишний»
Воспитатель. Сейчас перед вами на экране появятся три картинки, одна из них лишняя. Вам необходимо назвать, какая картинка лишняя и объяснить, почему?
Внимание на экран,задание для команды:
Кто здесь лишний? Какая картинка лишняя?
Воспитатель. Ребята я буду задавать каждой команде по вопросу, а вы должны будете правильно на него ответить.
Как называются самые крупные рыбы, обитающие на планете? (Акулы).
Назовите морскую рыбу, у которой глаза находятся на одной стороне головы? (Камбала.)
Какие, два моря омывают Крымский полуостров? (Черное и Азовское).
Какой морской обитатель поражает свою добычу электрическим током? (Скат)
Спят ли дельфины? (Нет)
Какая в море вода на вкус?
Какую рыбу называют морской коровой или морским драконом? (Рыба звездочет)
Как называется рыба, которая набрасывается на жертву, учуяв каплю крови.
Назовите, морского обитателя, чье тело на 98% состоит из воды? (Медуза)
С помощью чего дышат рыбы? (Жабры)
Как, называются растения, обитающие в море? (Водоросли)
Назовите рыбу, которая защищается от врагов с помощью игл и надувается в считанные секунды? (Рыба еж)
Игра «Собери картинку»
Воспитатель. Каждая команда должна собрать картинку и назвать, кто на ней изображен. Та, команда, которая соберет картинку правильно, та и получает балл. Задание понятно?На счет три начинаем игру: 1,2,3 игру начни.
Ребята, вам понравилась эта игра?
После игры воспитатель вместе с детьми отправляет в конверте нашу игру, ребятам в другую группу.
Воспитатель. Дорогие дети, вот и закончилась наша викторина. Давайте подведем итоги и посчитаем количество баллов.
Капитаны команд подсчитывают баллы.
Итак, по результатам прошедших конкурсов победителями становятся ребята из команды «…». Они получают главный приз – кубок победителя, а команда «…» получает кубок участника. Ребята, вам понравилась наша викторина? А что больше всего вам понравилось?
Воспитатель читает стихотворение.
Море Чёрное прекрасно,
Много тайн оно хранит.
И природные богатства
Щедро всем дарит.
Царь Нептун всегда на страже
В море синем среди рыб
Он слова предупрежденья
Играть с морем опасно
Вам засорять нельзя
И ваши заботы здесь будут не напрасны.
Жива будет рыба и крабы, и трава.
Воспитатель. Вы все сегодня были молодцы, хорошо отвечали на вопросы, показали свои знания о морских обитателях Черного моря. Спасибо вам за игру! Вот и пришло время прощаться, нам пора возвращаться в группу.
Ребята, давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем им до свидания!
До новых встреч!
Сценарий викторины по русскому языку Викторина по русскому языку Цель: обобщить и систематизировать знания студентов по изучаемым темам, пополнить лексикон студентов, продолжить.
Сценарий музыкально-драматической игры-фантазии по сказкам А. С. Пушкина «У самого синего моря». Подготовительная группа Действующие лица Лена, девочка шести лет Бес Ее мама Бесенок Кот ученый Князь Гвидон Русалка Царица Бурый волк Царевна Лебедь Старик Белочка.
Презентация «Обитатели Черного моря» Черное море – уникальный природный водоем, с изменчивым ландшафтом на протяжении всей береговой линии. Здесь и горные массивы с живописными.
Проект «Обитатели черного моря» Файл «/upload/blogs/detsad-37 Вид проекта: информационно-творческий, краткосрочныйУчастники:дети средней группы, педагоги,.
Сценарий семейно-литературной викторины Цель: В игровой соревновательной форме закрепить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, особенностях жизни. Воспитывать.
Сценарий викторины по ПДД «Внимание, дорога!» ВНИМАНИЕ, ДОРОГА! Викторина предназначена для детей 6-7 лет с целью изучения правил дорожного движения. Для обеспечения безопасности детей.
Сказка «Почему река Амур стала рекой Черного дракона» Сказка «Почему река Амур стала рекой Черного дракона» (в рамках реализации краевого (национально — регионального) компонента – «Край родной,.
Сценарий викторины «Профессий много на земле» Цель: закреплять с детьми название профессий, их значение для людей, развивать память, внимание, любознательность к труду взрослых. Ход.
Сценарий викторины «Счастливый случай» Цель: научить детей заботиться о своём здоровье; формировать привычки здорового образа жизни; воспитать у детей стремление быть здоровыми;.
Сценарий викторины «Знатоки природы» Задачи: закрепить знания детей как сообщество растений и животных, проживающих на одной территории; об особенностях жизни обитателей леса.
Источник
Викторина «День защиты Чёрного моря»
методическая разработка (4 класс) на тему
Викторину «День защиты Чёрного моря» можно использовать на уроках по Кубановедению, во внеклассной работе и во внеурочной деятельности. Викторина формирует знания о Чёрном море, развивает нравственно- целостное отношение к природе, включает учащихся в творческую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Викторину можно использовать на уроках по Кубановедению, классный час и во внеурочной деятельности по изучению родного края | 794.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«День защиты Чёрного моря»
Тема: «День защиты Чёрного моря».
Цели: формирование знаний о Черном море;
развитие нравственно-целостного отношения к природе;
включение учащихся в творческую деятельность.
Подготовительная работа: изучить литературу, продумать вопросы викторины,
Подготовить выставку газет, подготовить материал для мультимедиа, подготовка музыкальных пауз, выбрать жюри и определить критерий оценок и баллы каждого задания, оформление места проведения.
Участники: учащиеся 4-х классов.
- Представление команд. ( сопровождается мультимедиа)
Конкурс- разминка -1 балл (сигнальные карточки)
(загадки, отгадки появляются на экране)
А с питьем беда.
Где это бывает? (море)
Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая
Ну-ка, в сказку загляни! (рыба)
По морю идет, идет,
А до берега дойдет-
Тут и пропадет. (волна)
Хвостом большим своим виляет,
Зубаста, а не лает. (акула)
Трава растет на дне морском,
А мы ее в салат кладем. (водоросли)
Мастер шубу себе сшил,
А иглу вынуть забыл. (морской еж)
Через море- океан
Пряча ус во рту,
Растянулся за версту. (кит)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я …… (осьминог)
Представления Черного моря – 5 баллов
( У каждого класса свое домашнее задание. На экране тема выступления. Материал для выступлений в приложении)
-легенды Черного моря
Отвечай-ка (3 группы вопросов, а потом ответов на экране) – 2 балла
— Какие народы жили на берегах Черного моря в древности?
( тавры, хазары, скифы, турки, греки, киммерийцы, сарматы, татары, итальянцы, черкесы.)
— Какие страны расположены на берегах Черного моря?
( Россия, Турция, Болгария, Румыния, Грузия)
— Какие города располагаются на берегах Черного моря?
(Сочи, Крым, Туапсе, Батуми, Сухуми, Геленджик, Ялта, Гагра, Новороссийск, Анапа.)
— Какие рыбы, обитающие в Черном море, имеют промысловое значение? (белуга, осетр, севрюга, сельдь, хамса, камбала, барабуля, ставрида, скумбрия, шпрот, тюлька, тунец.
-От чего зависит цвет водных организмов?
(От цвета окружающей среды. Медузы плавают на поверхности, поэтому прозрачные, либо голубые или серебристые. Чем глубже организмы живут, тем темнее их окраска)
— Какие приспособления для плаванья имеют рыбы?
(Воздушный пузырь, плавники, хвост, обтекаемость тела)
— Какова площадь Черного моря?
— Какова наибольшая глубина Черного моря?
— Какова наибольшая и наименьшая протяженность Черного моря?
— На какой глубине Черного моря нет жизни? Почему?
( от 150 м, из-за сероводорода)
Отгадай-ка ( кроссворд на экране)- 6 баллов
- Название морских растений.
5. О какой птице пословица: «Если ….. села на воду, жди хорошую погоду»
« ……. Бродит по песку, моряку сулит тоску»
По вертикали:
- Орган дыхания рыб.
- Обитатель Черного моря, у которого теплая кровь?
- Рыба ромбовидной формы, с длинным хвостом?
6.Морской обитатель, тело которого покрыто панцирем?
конкурс капитанов – 1 балл за каждое слово
назовите обитателей Черного моря, которым даны
названия сухопутных животных.
( морской кот — скат – хвостокол
морская лисица – скат
морской еж – скорпена
морская корова – звездочет
морская собака – акула – катран
морской петух – трагла
6 тур – конкурс газет – 5 баллов
соответствие темы
Подведение итогов. ( жюри)
Награждение дипломами и подарками.
- Легенды Черного моря.
Наша страна – великая морская держава. Она омывается водами 14 морей и двух океанов.
Из всех морей, пожалуй, самым интересным и загадочным является наше Черное море.
Откуда произошло название?
Греки назвали его: Понт Эвксинским (гостеприимное)
Наши предки: Понтское ( русское)
Турки: Караден (Черное), так как местные жители оказывали жестокое сопротивление при набегах.
И все таки – почему «Черное»?
Может быть потому, что во время шторма вода темнеет до черноты?
А может быть потому, что металлические предметы ( якоря, цепи)
чернеют из-за большого количества сероводорода?
Однозначный ответ не найден до сих пор.
Наше море бывает то тихое и ласковое, то сердитое и штормовое?
И об этом существует много легенд.
Послушаем одну из них.
Давно это было, кто знает, когда все это было…
Жил на свете богатырь и была у него чудодейственная стрела, которую он прятал в глубоком подземелье за семью замками. Славилась стрела не тем, что была из чистого золота выкована, драгоценными каменьями украшениями , а тем что таила в себе страшную разрушительную силу. Стоило богатырю взять лук, натянуть тетиву и стрела с оглушительным грохотом взлетала ввысь, оставляя за собой огненный след.
И там, где она пролетала, вспыхивал воздух, закипала вода, плавилась земля, гибло все живое.
Страшное это было оружие! К счастью, находилось оно в надежных надёжных руках.
Богатырь был человеком справедливым, мирным и огненную стрелу без надобности в руки не брал.
И вот пришло время богатырю расставаться с жизнью.
— Кому передать огненную стрелу? Сыновьям наследникам? Нет молоды еще и безрассудны. Не удержаться им от соблазна испробовать силу огненной стрелы, — и вспыхнет тогда братоубийственная война. Лучше спрятать стрелу так, чтобы ее никто не смог отыскать.
Позвал отец своих сыновей и говорит им:
— Дети мои! Я уже стар, недолго мне осталось жить на свете. Исполните же мое последнее желание. Вот вам ключи, откройте подземелье, возьмите огненную стрелу. Далеко отсюда, на юге есть глубокое море. Отнесите туда стрелу и отпустите ее на дно этого моря.
Исполняя волю своего отца, воины взяли в подземелье стрелу и отправились в путь. Долго они искали море и, наконец, нашли. Это было Черное море, В его водах и было велено братьям захоронить огненную стрелу.
И вдруг братья почувствовали, что жаль им расставаться с драгоценной ношей. И честолюбивые мечты овладели ими.
— Послушай, брат, — начал младший, — зачем выбрасывать такое сокровище в море? Ведь это наследство наше.
— Да, — согласился старший брат, пусть стрела останется у нас.
И договорились братья, что спрячут стрелу в горах, а отцу скажут, что сделали, как он велел.
Спрятали стрелу в пещере и вернулись домой.
С негодованием набросился старик на сыновей, упрекая их в непослушании.
— Не будет вам моего благословения, — сказал он, — пока стрела не ляжет на дно моря.
— Как отец догадался, что мы не послушались его?
Вернулись они к брегам Черного моря и выполнили волю отца.
Огненная стрела опустилась в бездну морскую. Потемнело от гнева море, закипели, заволновались его тихие воды.
До сих пор лежит где-то на дне морском огненная стрела и до сих пор Черное море хранит эту тайну. Только иногда забурлит оно, заклокочет, подымает громадные волны, тщетно пытаясь выбросить из недр своих смертоносное оружие.
2.Географическое положение Черного моря
Черное море типичное внутренне море. На западе его воды омывают Балканский полуостров, на севере оно ограничено европейской равниной, на востоке – Кавказским побережьем, а на юге – побережьем Малой Азии. Длина берегов – 4100 км.
Черное море является средиземным морем атлантического океана. Глубокий проливы Босфор связывает его с Мраморным морем, которое проливом Дарданеллы соединяется со Средиземным.
На севере Керченский пролив соединяет его с Азовским морем. Площадь Черного моря – 422 кв.м.
Наибольшая глубина – 2245 м
Береговая линия слабо изрезана. В северной части расположены обширные заливы – Одесский и Каркинитский . На Кавказском берегу – Новороссийская бухта, на турецком берегу – Синопский залив, бухта Самсун и Вона залив, на болгарском – Бургасский и Варненский.
Полуострова – Крымский, Инджебурун, Ясун.
Черное море бедно островами. Самые большие – Змеиный, Березань, Кефкен.
В Черное море впадают реки Европы и Азии – Дунай, Днестр, Дон, Юж. Буг, Кубань, Риони, Кызыл – Ирмак, Ешель – Ирмак, Сакарья, Чорх, а также много мелких рек.
3.Животный мир Черного моря.
Очень богат животный мир черного моря. В верхних слоях моря обитает такой представитель, как медуза. Вес тела на 90% состоит из воды. Основными частями тела являются колокол и щупальца. Чаще всего встречается медуза «аурелия» и «ризостана».
В нашем море 180 видов рыб: белуга, сельдь, хамса, шпрот, кефаль, барабуля, ставрида, скумбрия, камбала, тунец. Все они Имеют промысловое значение.
Одним из крупных рыб является тунец – до 500 кг. Тунца называют «Золотой рыбкой». Он развивает скорость до 90 км/час и разогнавшись выскакивает из воды, даже может запрыгнуть на палуб.
Многим рыбам даны названия сухопутных животных:
Морской конек, морской кот, морской петух, морская лисица, морской волк.
Морская собака – акула катран рождает живых акулят. Эти акулы хватают все, что видят перед сбой и потому опасны.
В море водятся не только рыбы, но и звери. Встречаются три вида дельфинов: белобочка, афалин, азовка. Они дышат легкими, а не Жабрами, Кровь у дельфинов теплая. Живут они до 30 лет. У дельфина есть особый орган – «акустический глаз». Благодаря ему дельфины свободно плавают вслепую и различают форму предмета даже в темноте.
4.Растительный мир Черного моря.
В Черном море свыше 250 видов водорослей. На линии прибоя можно встретить известковую водоросль розового цвета – кораллину. На глубине до 20-30 метров живет водоросль цистозира. Глубже обитают зеленые водоросли: ульва, лауренсия. Есть среди водорослей плавающие формы. Некоторые, например перидиней, создают свечение моря по ночам.
Водоросли имеют большое промысловое значение.
Флора, например, во время войны была единственным сырьем для добычи йода. Используется она для производства агароида, который необходим при изготовлении питательного желе, косметических продуктов. Морская трава – зостера – используется для набивки матрацев и мягкой мебели. Ульва и лауренсия дают вкусные питательные блюда.
По содержанию витаминов водоросли не уступают апельсинам и ананасам. Из водорослей изготовляют прекрасные супы, салаты и гарниры.
Источник