Врач переплыл атлантический океан

Безумец на резиновой лодке доказал, что человеческая воля сильнее морской стихии

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В мае 1951 года французский траулер «Нотр-Дам де Пейраг» вышел в море из порта Экием. Ночью судно сбилось с курса и волнами было отброшено на выступ мола Карно. Корабль затонул, но почти вся команда успела надеть жилеты и покинуть судно. Морякам оставалось вплавь преодолеть небольшое расстояние, чтобы добраться до лестниц на стене мола. Каково же было удивление портового врача Алена Бомбара, когда утром спасатели вытащили на берег 43 трупа! Люди, оказавшиеся в воде, просто не видели смысла бороться со стихией и захлебнулись, оставаясь на плаву.

Запас знаний

Врач, ставший свидетелем трагедии, не мог похвастаться большим опытом. Ему было всего двадцать шесть лет. Еще обучаясь в университете, Ален интересовался возможностями человеческого организма в экстремальных условиях. Он собрал массу задокументированных фактов, когда смельчаки оставались в живых на плотах и шлюпках, в холоде и в жаре, с фляжкой воды и банкой консервов на пятый, десятый и даже тридцатый день после крушения. А потом выдвинул версию, что убивает людей не море, а собственный страх и отчаяние.

Читайте также:  Самые необычные обитатели мирового океана

Морские волки над доводами вчерашнего студента только посмеивались. «Парень, ты море только с пирса видел, а лезешь в серьезные вопросы», — высокомерно заявляли судовые медики. И тогда Бомбар решил экспериментально доказать свою правоту. Он задумал плавание, максимально приближенное к условиям морского бедствия.

Прежде чем опробовать свои силы, Ален решил запастись знаниями. Полгода, с октября 1951 года по март 1952-го, француз провел в лабораториях Океанографического музея Монако.

Он изучал химсостав морской воды, виды планктона, строение морских рыб. Француз узнал, что морская рыба более чем наполовину состоит из пресной воды. А мясо рыб содержит меньше соли, чем говядина. Значит, решил Бомбар, утолять жажду можно соком, выдавленным из рыбы. Также он выяснил, что для питья пригодна и морская вода. Правда, в небольших дозах. А планктон, которым питаются киты, вполне съедобен.

Один на один с океаном

Своей авантюрной идеей Бомбар увлек еще двух человек. Но из-за габаритов резиновой посудины (4,65 на 1,9 м) с собой взял лишь одного из них.

Сама лодка представляла собой туго накачанную резиновую подкову, концы которой соединялись деревянной кормой. Дно, на котором лежал легкий деревянный настил (елани), также было из резины. По бокам размещались четыре надувных поплавка. Ускорение лодке должен был придавать четырехугольный парус площадью в три квадратных метра. Название судна было под стать самому мореплавателю — «Еретик».
Позднее Бомбар писал, что причиной выбора названия являлось то, что большинство людей считали его задумку «ересью», не веря в возможность выжить, питаясь лишь дарами моря и соленой водой.

Впрочем, кое-что в лодку Бомбар все-таки прихватил: компас, секстант, навигационные книги и фотопринадлежности. На борту были также аптечка, ящик с водой и продуктами, которые были опломбированы, дабы исключить соблазн. Они предназначались на самый крайний случай.

Напарником Алена должен был стать английский яхтсмен Джек Пальмер. Вместе с ним Бомбар совершил пробное плавание на «Еретике» из Монако на остров Минорка продолжительностью семнадцать дней. Экспериментаторы вспоминали, что уже в том плавании испытывали глубокое чувство страха и беспомощности перед стихией. Но результат похода каждый расценил по-своему. Бомбар был окрылен победой своей воли над морем, а Пальмер решил, что не будет испытывать судьбу дважды. В назначенное время отплытия Пальмер просто не явился в порт, и Бом-бару пришлось отправиться в Атлантику в одиночку.

19 октября 1952 года моторная яхта отбуксировала «Еретика» из порта Пуэрто-де-ла-Лус на Канарских островах на океанский простор и отцепила трос. Северо-восточный пассат дунул в маленький парус, и «Еретик» отправился навстречу неизвестности.

Стоит отметить, что Бомбар утяжелил эксперимент, выбрав средневековый маршрут плавания из Европы в Америку. В середине XX века океанские трассы пролегали в сотнях милях от пути Бомбара, и шанса подкормиться за счет добрых моряков у него просто не было.

Наперекор природе

В одну из первых ночей плавания Бомбар попал в страшный шторм. Лодка наполнилась водой, и только поплавки удерживали ее на поверхности. Француз пытался вычерпывать воду, но черпака у него не было, а ладонями это было делать бессмысленно. Пришлось приспособить шляпу. К утру море стихло, и путешественник воспрянул духом.

Через неделю ветер порвал парус, двигавший лодку. Бомбар поставил новый, но спустя полчаса ветер унес его в волны. Алену пришлось ремонтировать старый, причем под ним он проплавал два месяца.

Пропитание путешественник добывал так, как и планировал. Он привязал к палке нож и этим «гарпуном» убил первую добычу — рыбу дораду. Из ее костей он соорудил рыболовные крючки. В открытом океане рыба была непуганой и хватала все, что опускалось в воду. Летучая рыба и вовсе сама залетала в лодку, убиваясь при ударе о парус. К утру француз находил в лодке до пятнадцати дохлых рыбин.

Другим «лакомством» Бомбара был планктон, который на вкус напоминал крилевую пасту, но имел неприглядный вид. Изредка на крючок попадались и птицы. Их путешественник ел сырыми, выбрасывая за борт только перья и кости.

За время плавания Ален семь дней пил морскую воду, а в остальное время — выжимал «сок» из рыб. Также удавалось собирать росу, оседавшую поутру на парусе. Спустя почти месяц плавания его ждал подарок небес — ливень, подаривший пятнадцать литров пресной воды.

Экстремальный поход давался ему тяжело. Солнце, соль и грубая пища привели к тому, что все тело (даже под ногтями) покрылось мелкими гнойниками. Бомбар вскрывал нарывы, но те не спешили заживать. Кожа на ногах тоже слезала клочьями, а на четырех пальцах выпали ногти. Будучи врачом, Ален отслеживал состояние своего здоровья и фиксировал все в судовом журнале.

Когда пять дней подряд шел дождь, Бомбар стал сильно страдать от избыточной влажности. Затем, когда установились безветрие и жара, француз решил, что это его последние часы, и написал завещание. И когда он уже собирался отдать Богу душу, на горизонте показался берег.

Потеряв за шестьдесят пять дней плавания двадцать пять килограммов веса, 22 декабря 1952 года Ален Бомбар достиг острова Барбадос. Помимо доказательства своей теории выживаемости в море, француз стал первым человеком, пересекшим Атлантический океан на резиновой лодке.

После героического плавания имя Алена Бомбара узнал весь мир. Но сам он главным итогом этого путешествия считал не обрушившуюся славу. А тот факт, что на протяжении всей жизни он получил более десяти тысяч писем, авторы которых благодарили его словами: «Если бы не ваш пример, мы бы так и погибли в суровых волнах морской пучины».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Ален Бомбар и его безумное одиночное плавание через Атлантический океан

На надувной спасательной шлюпке, без еды и пресной воды.

Ален Бомбар (справа) и его несостоявшийся штурман (слева)

Если ты хочешь похудеть на 25 кг, но в зал ходить лень, рекомендуем обратить внимание на одиночное плавание без еды и воды через Атлантический океан. Правда, высока вероятность гибели в бушующих водах. Но это, как ты понимаешь, побочный эффект почти любой диеты.

Еретик!
Осенью 1952 года французские газеты трещали по швам от громких заголовков: «Безумец из Тулона собирается переплыть океан без еды и воды!» Собственно, заголовок был исчерпывающим. 28-летний врач Ален Бомбар действительно собирался пересечь Атлантический океан в неуправляемой надувной лодке длиной 4,5 метра и шириной меньше 2 метров без запасов продовольствия.

Он хотел доказать всему миру, что человек, оказавшийся в океане на шлюпке после кораблекрушения, умирает не от недостатка пищи, а от страха. С собой Ален взял только гарпун, которым планировал вылавливать себе еду в океане, и сооруженный им самим ручной пресс — для выжимания из рыбы жидкости, призванной заменить ему пресную воду. На лодке все же имелся неприкосновенный запас продовольствия, но он на то и был неприкосновенным, чтобы к нему не прикасаться.

Подозреваем, что Бомбара многие отговаривали. А те, кто не отговаривал были уверены, что он идет, точнее, плывет на верную гибель. Не зря его прямо перед стартом оставил товарищ, с которым Ален уже совершил несколько плаваний, пусть и не таких экстремальных, — британский яхтсмен Джек Палмер. А ведь у Бомбара вот-вот должна была родиться дочь!

Собственно, она родилась как раз к дате отплытия — 19 октября 1952 года. Ален поцеловал девочку и, не оглядываясь, пошел на пристань. Там его ожидали десятки репортеров и фотографов, сотни зевак и надувная лодка под названием «Еретик» (l’Hérétique), изготовленная специально для заплыва компанией Zodiac. Мотора у лодки, разумеется, не было — для чистоты эксперимента. Зато был парус на мачте, вынесенной далеко вперед, что не позволяло лодке идти против ветра. Ну а название лодки пошло от прозвища, которое многие дали Алену, узнав о его заплыве.

Бомбар позирует рядом со своим «Еретиком» через несколько месяцев после плавания

Триумф изможденного человека
Самое удивительное во всей это истории — Алену удалось! За 65 дней он преодолел расстояние в 4400 километров и причалил к острову Барбадос 22 декабря 1952 года. Выглядел Бомбара, признаться, не очень. Он похудел на 25 кг, кожу покрыла сыпь, ногти на руках раскрошились, зрение упало. Анализ показал почти несовместимый с жизнью уровень эритроцитов и гемоглобина.

При этом на 53-й день плавания — Бомбар уже тогда выглядел плачевно — он встретил корабль. Моряки предложили приверженцу экстремальных путешествий помощь и продукты, но Ален поспешно отказался и продолжил свой путь в гордом одиночестве. К этому моменту он уже вовсю смешивал пресную жидкость, добытую из рыбы, с соленой морской водой — доказав тем самым, что, вопреки установившемуся мнению, соленую воду пить можно, хоть и в небольших количествах.

Когда Ален причалил к Барбадосу, он первым делом продемонстрировал неприкосновенный запас продуктов: он был в той же неприкосновенности, что и в начале пути.

Подвиг Бомбара не просто вошел в историю, он вошел даже в детскую советскую литературу! Так, главный герой «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского в рассказе «Друг детства» размышляет, кем ему стать, когда он вырастет:

«А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела».

Но вернемся к Бомбару. После путешествия он получил предложение поучаствовать в разработке надувного спасательного плота, которым правительство задумало снабдить все французские корабли. Но произошла трагедия: во время испытаний разработанного Бомбаром плота погибли девять человек. У Алена началась депрессия, и он даже пытался покончить с собой.

Спасла его работа: он возглавил лабораторию биологии моря в частном океанографическом институте на Лазурном берегу, а с 1970-х отвечал за вопросы окружающей среды в Социалистической партии Франции.

Несмотря на то что немецкий врач Ханнес Линдеманн повторил рекорд Бомбара и даже пытался доказать, что тому все-таки доставляли пищу и пресную воду, француз навсегда останется в сердце всех авантюристов мира как человек, совершивший подвиг непонятно ради чего, — и от этого его начинаешь уважать еще сильнее.

Источник

Ален Бомбар — как врач выжил в море, 65 дней без припасов

Прошлый мой рассказ был посвящён знаменитому путешественнику Туру Хейердалу, что совершил немало открытий, пересекая океаны на судне собственного изготовления. А теперь предлагаю вам познакомиться с не менее интересным человеком – Аленом Бомбаром. Этот учёный проявил не только свои блестящие знания, но и смелость, которую порой называли безумием. В чём же это выражалось?

Вечный вопрос – пока без ответа

Вы слышали о Робинзоне Крузо? Без сомнения. Знаменитый персонаж, который после кораблекрушения сумел выжить, и сейчас вдохновляет читателей. Человек сумел одолеть стихию, а затем бороться со сложностями выживания на острове. Но главное – он почувствовал землю под своими ногами.

А ведь за историю мореходства не раз случались подобные истории. Вот только, увы, большинство попавших в океан погибали, так и не достигнув вожделенной суши. Почему?

У Алена Бомбара было своё мнение на этот счёт. Он считал, что люди эти, уповающие на спасение в тёплых водах, не могли погибнуть от холода. Даже акулы, голод или жажда не могли погубить многих из них. Причиной их смерти Бомбар называл только одно – страх. И он знал об этом не понаслышке, ведь то, на что решился он сам, стало настоящим подвигом и прорывом в морских исследованиях.

В чём причина?

Ален Бомбар появился на свет во французской столице в 1924 году. Уже с раннего возраста он был буквально одержим историями о путешествиях. Однако книжных рассказов ему было мало. В молодости он выбирает карьеру врача, не решаясь связать свою жизнь со странствиями и исследованиями. Вы будете удивлены, но именно эта профессия и подтолкнула его к тому эксперименту, что прославил его на весь мир.

В 1951 году происходит крушение судна «Нотр-Дам-де-Пейраг». Траулер натолкнулся на мол и утонул, оставив в море более полусотни моряков. Тогда Бомбар проходит практику. Как раз он принимает раненых и погибших в море членов экипажа судна. Именно в тот момент его потрясает осознание того, как высок процент смертности людей, оставленных в море.

Среди моряков, которые нашли свою гибель в волнах, было 43 человека. Бомбар понимал, что все они превосходно умели плавать и, более того, успели надеть спасательные жилеты. Почему же они не смогли продержаться до утра следующего дня? Врач не может найти ответа на этот вопрос, но проблема эта захватывает все его мысли.

Ален на лодке «Еретик»

Нужны только факты

Теперь Бомбар начинает знакомиться с общей статистикой выживших и погибших после кораблекрушения. Выясняются пугающие факты – подавляющее большинство тех, кто потерпел кораблекрушение, гибнут в первые пару дней. Но как медик Бомбар понимает, что причиной смерти в данном случае не может быть голод или даже крайняя степень жажды.

Тогда он знакомится со спасшимися людьми, пытаясь установить, как они смогли выжить в экстремальных условиях. Их ответы самые разные, а многие из них указывают на необыкновенные силы, что открылись в них в роковой момент. Однако всё это – только слова людей, впечатлённых всем пережитым. Бомбару же нужны факты. Он хочет прочувствовать и понять всё сам.

Доктор Бомбар на борту своего «Еретика»

Безумная затея Алена Бомбара

На что же решается Бомбар? Вряд ли даже немногие из нас пошли на это. Врач, проведя соответствующие исследования, решает поставить опыт на самом себе. Он хочет доказать людям, что выжить в океане можно. Для этого он сам становится «матросом», у которого есть лишь надувная лодка, содержащая привычный для того времени набор для потерпевших кораблекрушение.

Также с собой он берёт запас провизии, которая является неприкосновенной. Её можно открыть только в случае надвигающейся гибели, но в этом случае эксперимент будет считаться провалившимся.

Хочу заметить, что по возвращению Бомбара все продукты остались нетронутыми.

Оставленный в одиночестве

Вместе с Джеком Палмером, своим товарищем и опытным мореплавателем, он договаривается о том, что это будет их совместный проект. Вот только 19 октября 1952 года, в день отплытия, Палмер не появился возле ожидающей его лодки «Еретик» (такое своеобразное название своему надувному судну дал Бомбар). Можно ли осуждать Палмера за это? Думаю, ему не стоило давать обещание, если он не чувствовал в себе решимости.

Итак, Бомбар сам отправляется в воды Атлантического океана. Он пересекает океан и совершает чудеса в вопросе выживания. Впрочем, на подобное был бы способен каждый человек, что не стал бы терять самообладания, оставшись один-на-один с океаном. Он смог продержаться 65 дней, дойдя до суши и преодолев 4400 километров.

Как же ему удалось выжить? Этот секрет Бомбар раскрыл в абсолютной точности. Он сделал из подручных материалов пресс для рыбы. Ею он питался, а затем выжимал из неё сок, который заменял пресную воду. В качестве пищи Бомбар также использовал планктон. Подобное питание смогло не только сохранить жизненные силы, но и предупреждало цингу – страшное морское заболевание, причина которого кроется в питании.

Значимость открытий

Не стоит думать, что Бомбар по завершению своего путешествия был в отличной форме. Многие процессы организма были замедлены, обмен веществ частично нарушен, а сам мореплаватель был на грани смерти из-за упавшего уровня гемоглобина и истощения. Однако он был жив и смог быстро восстановить свои силы на земле. Этим он полностью разбил теорию о том, что после 10 дней уже не стоит искать потерпевших крушение судна.

Кроме того, Бомбар доказал эффективность применения надувных спасательных лодок, а главное – он открыл многим людям истину в вопросе гибели людей в океане. Именно отчаяние губило тех, кто оказался за бортом, а ведь многие из них могли бы выжить.

Поступок Алена Бомбара стал потрясением и открытием, которое признали во всём мире. Да, изначально многие называли автора этой затеи безумцем, но разве не сумасшедшие идеи являются основой познания? Его можно назвать «самому себе Робинзоном», ведь он сумел бороться со стихией не хуже легендарного персонажа, доказав, что его выживание – далеко не выдумка автора.

Пишите комментарии, возможно вам есть, что дополнить. Буду рад вашей подписке на канал Мир истории

Источник

Оцените статью