Все каналы тихого океана

10 самых известных судоходных каналов мира

При путешествиях между материками водный транспорт просто незаменим. Но и при наличии альтернативы он остаётся самым экономичным способом перемещения грузов.

К сожалению, вода прокладывает свои дороги там, где угодно природе, а не человеку. Это удлиняет пути, порой существенно.

Что же делать, если человеку хочется спрямить водную дорогу или «срезать угол» трассы? Рыть канал Познакомимся с десятью самыми известными судоходными каналами.

10. Среднегерманский канал (Германия)

  • Длина: 326 км
  • Соединяет: реки Рейн и Одер

Сложный комплекс гидротехнических сооружений, строительство которого началось после окончания II Мировой войны, состоит из множества шлюзов, дамб и отдельных каналов, связывающих притоки больших водных артерий.

Пересекая практически всю Германию, Среднегерманский канал обеспечивает транспортную связность практически всей Европы от Атлантики до Чёрного моря.

Длиннейший из каналов Германии — длина 326 км — канал проходит по живописным местам и является популярным маршрутом водных экскурсий.

Кроме многочисленных исторических достопримечательностей, во множестве расположенных по берегам канала, туристов восхищают также «водные мосты» — судоходные акведуки. Ощущение того, что ты буквально «проплываешь над рекой», оставляет незабываемые впечатления.

Читайте также:  Как называется огромные участки суши окруженные со всех сторон водой мирового океана

9. Хьюстонский судоходный канал (США)

  • Длина: 80 км
  • Соединяет:штат Техас и Мексиканский залив

Исторически это был всего лишь один из рукавов реки Буффало-бай, впадающей в Мексиканский залив.

В начале XIX века предприниматели Август и Джон Аллены дальновидно предположили, что земли вдоль реки могут быть удобны для строительства поселений и скупили побережья реки.

Постепенно вдоль Буффало-бай вырос оживлённый город, быстро ставший центром торговли и промышленности. И встала проблема: океанские корабли могли парковаться в Мексиканском заливе — но промышленные предприятия и торговые терминалы было бы желательно выстроить вдоль уже разросшегося города.

С 1855 по 1914 год продолжались работы по расширению и углублению устья реки, укреплению её берегов. В результате, в 1914 году был торжественно открыт «Хьюстонский судоходный канал», который фактически связывает сухопутную территорию (центр штата Техас) с акваторией Мексиканского залива.

8. Кильский канал (Германия)

  • Длина: 98 км
  • Соединяет: Кильская бухта и река Эльба

В 1887 году правительство кайзера Вильгельма II вполне практично и быстро принялось за сооружение судоходного канала, призванного соединить бассейны Балтийского и Северного морей. Ранее эту функцию выполнял Айдер-канал длиной (вместе с руслом реки Айдер) 175 км.

Кильский канал, открытый в 1895 году, обеспечивал более короткий путь — всего 98 км. Более того, его параметры обеспечивали проводку тяжёлых морских судов, что было незаменимо для растущего военно-морского флота Германии.

С обеих сторон канал оканчивается системой шлюзов, позволяющих независимую проводку судов малого и большого тоннажа, что увеличивает пропускную способность комплекса.

7. Волго-Донской канал (Россия)

  • Длина: 101 км
  • Соединяет:реки Волга и Дон

Ещё в XVI веке турецкий султан Селим II предпринял попытку в военных целях прорыть канал между двумя великими реками. Попытка не удалась, на тот момент турки не располагали ни временем, ни техническими возможностями для такого мероприятия.

Великий реформатор Пётр I также осознавал важность прямого водного пути для военного дела. По его указу строительство даже было начато, но Северные войны не дали возможности его даже развить.

Лишь в конце 40-х годов XX века удалось разработать осуществимые проекты Волго-Донского канала и начать их реализацию. Открытый в 1962 году гидротехнический комплекс соединяет бассейны Чёрного, Азовского и Каспийского морей.

6. Канал Рейн-Майн-Дунай (Германия)

  • Длина: 171 км
  • Соединяет:река Рейн и Дунай

Карл Великий (VIII век н.э.) в 793 году начал сооружение того, что спустя 1200 лет (в 1992 году) обеспечило речное судоходство от берегов Атлантики до Чёрного моря — обеспечивая также выход к Северному морю.

Карл Великий начал со строительства относительно небольшого Каролингского канала, который соединял притоки Дуная и Майна.

В XIX веке был построен Людвигов канал, но он оказался практически несудоходен, а во время II Мировой войны оказался практически разрушен.

Тем не менее, в 1960 году было начато строительство канала по пути, предложенному Карлом Великим, но исполненного по современным нормам судоходства.

Открытый в 992 году, канал Рейн-Майн-Дунай содержит 16 шлюзов и признан культурно-исторической ценностью.

5. Беломорско-Балтийский морской канал (Россия)

  • Длина: 227 км
  • Соединяет:Белое море (Арктика) и Онежское озеро (Балтика)

Упоминания о водном пути между Беломорьем и Балтикой встречались в источниках начиная с XV века. Пётр I очень интересовался идеей обустройства канала между этими бассейнами, но вплотную приступить к разработке проекта смогли только в XIX веке.

Советское правительство воспользовалось уже готовыми — но не реализованными — царскими проектами и решилось воплотить их в жизнь.

В течение «первой пятилетки» (с 1931 по 1933 год) принудительным трудом многочисленных заключённых гидротехническое сооружение было сооружено.

К сожалению, быстрота сооружения канала не позволила обеспечить достаточные габариты судового хода. Крупные океанские суда и суда класса «река-море» испытывают трудности при проводке. Но Беломорско-Балтийский морской канал сохраняет уникальное значение как северный туристический маршрут.

4. Коринфский канал (Греция)

  • Длина: 6 км
  • Соединяет: Эгейское море и Ионическое море

Ещё в VII веке до нашей эры греки пытались обеспечить проход из моря Эгейского в Ионическое. Коринфский перешеек, соединяющий центральную часть Греции с полуостровом Пелопоннес, в самом узком месте имеет поперечник всего 6 км.

Но что-то всё время препятствовало затее. Даже Нерону в I веке н.э. пришлось бросить уже начатые работы, потому что в Риме против него созрело восстание и пришлось срочно возвращаться на родину.

Но после открытия в 1869 году Суэцкого канала вопрос транспортной эффективности встал как никогда остро, и греческое правительство настояло на завершении канала.

В 1893 году путь был открыт и сразу позволил сократить трансгреческий транзит на 400 км.

Сейчас Эгейское и Ионическое моря в Греции соединяет Коринфский канал длиной 6 км и глубиной 8 м. Ширина в 25 м позволяет пропускать почти все морские суда среднего класса.

3. Панамский канал (Панама)

  • Длина: 77 км
  • Соединяет: Карибское море и Тихий океан

Необходимость соединения Тихого и Атлантического океанов была очевидна всем путешественникам и торговцам ещё с VI века. Несмотря на то, что такое грандиозное сооружение в те времена было невозможно осуществить, король Испании Филипп II предусмотрительно наложил вето на проектирование.

В 1879 году Франция попробовала захватить инициативу и даже получила от правительства Колумбии концессию на строительство. Но работы шли ни шатко ни валко, и подрядчик разорился с международным скандалом.

В 1904 году за дело взялось правительство США. И открытие в 1914 году Панамского канала ознаменовало свершение одного из самых амбициозных в истории человечества проектов.

2. Суэцкий канал (Египет-Африка)

  • Длина: 160 км
  • Соединяет: Средиземное море и Красное море

Древние египтяне прекрасно осознавали важность кратчайших торговых путей. Первые упоминания о «канале фараонов», который соединял Красное море с Нилом, восходят к VIII веку до н.э..

Ко II веку до н.э. канал уже был достоверно судоходным. А в конце XVII века уже нашей Эры Наполеон Бонапарт во время египетского похода всерьёз интересовался восстановлением древнего канала и его продлением до Средиземного моря.

Полностью осуществить проект удалось лишь в 1869 году, и теперь судам не приходится по пути из Европы в Индию огибать Африканский континент.

Благоприятная архитектура Суэцкого канала (отсутствие шлюзов, значительная глубина и ширина) позволяет пропускать даже самые крупные морские суда, включая супертанкеры.

1. Великий канал (Китай)

  • Длина: 1782 км
  • Соединяет: река Хуанхэ и Янцзы

Поистине грандиозный комплекс гидротехнических сооружений соединяет водные артерии западные, северные и юго-восточные провинции Китая.

На протяжении 24 столетий кропотливо прорывались каналы, возводились дамбы и шлюзы, которые в результате создали систему водных путей, опутавшую почти весь Китай.

Длина основного русла составляет 1782 км, но с ответвлениями общая протяжённость системы составляет 2470 км. Перепады уровней соединяемых рек компенсируются 21 шлюзом. Небольшая (всего от 2 до 3 метров) глубина, тем не менее, вполне достаточна для речного судоходства.

С развитием сети железных дорог экономическое значение Великого канала несколько снизилось. Но он остаётся грандиозным историческим памятником, а также имеет ценность для туризма.

Источник

Самые длинные рукотворные каналы мира

Человечество с первых тысячелетий своей истории старается преобразовать природу. Одним из масштабных таких преобразований является постройка крупных судоходных каналов. По ним могут перемещаться как маленькие лодки, прогулочные катера, так и большие сухогрузы. Многие такие водные артерии выполняют ирригационные функции. Отправимся в путешествие по водным гладям, чтобы посетить самые длинные рукотворные каналы мира.

Панамский канал. 81,6 км

Самый прославленный канал, соединивший Тихий и Атлантические океаны, был официально открыт в 1920 году, хотя первое судно прошло по нему ещё в 1914 году. Считается верхом инженерной мысли, когда человечеству удалось пробить дорогу океанской воде сквозь материк.

Строительство было связано со множественными скандалами, и несколько раз менялись строительные компании, проводившие работы по соединительному водному перешейку двух Америк. С первых дней своей эксплуатации контролировался властями США, а в 1999 был передан Панаме.

Панамскому инженерному чуду есть и альтернатива. В 2014 году власти Никарагуа утвердили проект строительства новой водной артерии по территории своей страны, которая соединит два мировых океана.

Кильский канал. 98 км

Своё наименование получил по городу Киль, что стоит на берегу Балтийского моря. А вязал канал Северное и Балтийское моря, став важной судоходной артерией Европы.

Открыли его в июне 1895 года, и на сегодня в транспортной системе это самый загруженный водный рукотворный путь Европы. На строительство ушло 8 лет, а перед Первой мировой войной канал расширили для обеспечения прохода крупных военных судов.

Между двумя мировыми войнами все права на него имела Германия, а сейчас он находится в международном пользовании всех морских держав мира.

Волго-Донский канал. 101 км

Издревле славяне использовали самое узкое расстояние между Доном и Волгой, чтобы волоком перетаскивать свои суда из одной реки в другую. В XVI веке предприняли первые попытки соединить две реки каналом.

Окончательно судоходство началось в 1952 году, когда воды Дона и Волги слились в районе 1-го и 2-го шлюзов. Значение прославленного инженерного сооружения ещё и в том, что он связал Каспийское море с Мировым океаном.

Канал стал частью единой транспортной системы европейской части России, а сейчас ведётся разработка проектов по его расширению с целью увеличить грузопоток.

Канал имени Москвы. 128 км

До 1947 года его называли канал Москва-Волга, а построили его в 1937 году. КиМ стал важной водной артерией, связавшей столицу СССР и крупнейшую реку европейской части Советского Союза. Кстати, о самых больших реках мира на thebiggest есть интересная статья.

Шлюз № 4 канала им. Москвы: Деденево, Дмитровский район, Московская область. Автор: Алексей Задонский.

Протекает он по просторам Тверской и Московской областей, частично захватывая и Москву. Его главное отличие от других каналов в том, что он не самотёчный, а «энергетический». Водный поток в него из Волги подаётся специальными насосами.

Всего на нём расположено 11 шлюзов, которые обеспечивают судоходность, выравнивая большой перепад высот. Для судоходства на заводе «Красное Сормово» на воду были спущены специальные суда, которые эксплуатируются только в КиМ.

Царский. 145 км

С таким русским наименованием сооружение находится в Ирландии, а построили его 1817 году. Тысячи рабочих трудились над его созданием в течение 27 лет.

Величественная конструкция соединила важный порт Дублин с рекой Шеннон. По нему ходили крупные грузовые и пассажирские суда, обеспечивая до половины грузоперевозок страны. Со временем канал утратил своё хозяйственное и экономическое значение.

Долгие годы он был заброшен, а в октябре 2010 года по нему возобновили судоходство, потратив на реконструкцию почти 1,5 млн фунтов стерлингов.

Рейн — Майн — Дунай. 171 км

Идея соединить реки, протекающие по территории Европы, зародилась ещё во времена правление Карла Великого в 793 году. В Новое время работы продолжились. Судоходная артерия несколько раз перестраивалась, дополнялась новыми сооружениями, и в современном виде открылась в 1992 году.

Всего он оборудован 16 шлюзами, одиннадцать из которых функционируют в бассейне Рейна, а 5 — в дунайском бассейне. Голова его расположена у городка Бамберг, а устье у городка Кельхайм на Дунае.

Ширина его 55 м. а глубина достигает 4 м. Некоторые участки канала оборудованы красивыми акведуками, которые считаются настоящими памятниками архитектуры.

Суэцкий канал. 193,3 км

Знаменитый канал соединил Красное и Средиземное моря, а ещё он стал искусственной границей между Африкой и Азией.

Первые попытки провести водную артерию через пески проводились ещё в период Античности. На официальном открытии грандиозного инженерного сооружения в 1869 году присутствовали высокопоставленные лица, в том числе император Австро-Венгрии и супруга Наполеона III.

Он не имеет шлюзов, а потому очень прост в эксплуатации. В 2015 была выстроена вторая линия, протяжённостью 72 км, что обеспечивает двустороннее движение судов.

Беломорско-Балтийский канал. 227 км

Беломорканал, как называют это великое сооружения России, начали строить в период индустриализации Советского Союза.

Построили его в очень короткие сроки. Работы начались в 1931 году, а торжественное открытие состоялось 2 августа 1933 года. На стройке использовался труд заключённых, из-за чего его строительство не ввели в величайшие стройки первых пятилеток.

Канал стал важной транспортной артерией советского государства, связавший берега Онежского озера с Белым морем. Состоит из множества рукотворных каналов. Всего же на нём оборудовано 128 инженерных объектов, в том числе 19 шлюзов и 5 ГЭС.

Среднегерманский канал. 325,7 км

Комплекс каналов, который включает в себя канал Дортмунд-Эмс и канал Рейн-Херне, соединяет Реймс с реками Эльбой, Одер и другими водными артериями Германии.

Над этими реками возвышаются величественные мосты и удивительные инженерные конструкции, по которым проходят суда. В комплекс входят Минденский и Магдебургский каналы, которые выступают важными туристическими объектами. Кроме больших судов, здесь можно встретить прогулочные яхты и туристические катера.

Канал важная достопримечательность Европы, которая славится живописными видами природы по его обоим берегам.

Эри. 843 км

Через реку Гудзон этот большой канал связал Великие озера с Атлантическим океаном, а протекает он по штату Нью-Йорк. Строили его 7 лет и открыли для судоходства в 1825 году.

Его строительство повлияло на экономическое развитие Североамериканских штатов, а также значительно расширило торговые связи и освоение внутренних земель континента. За 10 лет после открытия Эри население города Нью-Йорк увеличилось в два раза.

Канал неоднократно реконструировали, и сегодня его ширина составляет 50 м.

Гёта-канал. 420 км

Первые суда, прошедшие по водному инженерному сооружению, соединившему балтийское и Северное море, прошли в 1832 году. Все права на эксплуатацию принадлежат Швеции.

В XIX — первой половине ХХ столетий он выполнял важные функции по транспортировке грузов, но сегодня утратил своё первоначальное значение. Необходимость в проходе по нему крупных судов угасла, и сегодня он используется в туристических целях.

Ежегодно на нем проходят парусные регаты, а также соревнования лодочников. Сам канал знаменитый культурный объект, на котором расположено 58 шлюзов.

Юньхо или Юньхэ. 1 930 км

Самый древний и самый длинный канал, проходящий по востоку Китая, начали строить ещё в VI столетии до н.э., а завершили через 2 тысячелетия.

Великий канал связал Юг и Север страны, протекает по 4 провинциям, и соединил две величайшие реки Азии — Хуанхэ и Янцзы. Китайские реки текут с запада на восток, впадая в Тихий океан. В древности стали появляться рукотворные водоводы, которые использовались для судоходства.

Уровень воды регулируется целой системой плотин и шлюзов. В середине ХХ века канал утратил своё былое значение, но правительство разрабатывает проект по возрождению великой рукотворной водной артерии страны. TheBiggest желает успехов жителям КНР в возрождении этого чуда древней инженерии.

В заключение

Каналы соединяют океаны, озёра, реки и моря, а самый длинный строили в течение 2 тысячелетий. Водные артерии выполняют важную роль в мировой экономике. К примеру, знаменитый Суэцкий канал обеспечивает 7% всех мировых морских грузоперевозок, а для Египта он важная статья дохода, поступающая в бюджет страны.

Источник

Оцените статью